Актуальность исследования. Местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних пятнадцати лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. Нормативно-правовыми вехами в этом процессе стали Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральными законами от 19 июня 2004 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и от 12 августа 2004 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в ст.82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ст.84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Упомянутые законы и принятые в их развитие иные нормативные правовые акты установили понятие и базовые принципы местного самоуправления, территорию распространения, прямые и опосредованные формы его осуществления. Одновременно шел поиск оптимального соотношения прав и обязанностей муниципальных образований (районов, городов, сел и пр.), соотношения этих прав и обязанностей с правами и обязанностями субъектов Российской Федерации.
На фоне упорядочения прав и обязанностей местного самоуправления остро встал вопрос об усилении юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе отдельных ее видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Это в свою очередь требует дальнейшего теоретического осмысления понятия юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Особую важность такой исследовательской работе придает нацеленность федерального законодателя на логическое завершение реформы местного самоуправления, следствием чего должно стать формирование самодостаточных местных территориальных сообществ граждан.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования – выявление общих и особенных черт юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
- раскрытие понятия юридической ответственности, ее существенных признаков и видов на основе анализа различных научных взглядов;
- научное обоснование природы, основных черт и своеобразия юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации;
- проведение анализа современного состояния правовой базы и практики публично-правовой и частно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации;
- обобщение авторских предложений и выводов по отдельным вопросам исследуемой темы.