ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
|
Введение
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА 8
1.1. Понятие и сущность туристической привлекательности территории 8
1.2 Система управления туристической привлекательностью в современной России 14
1.3 Виды туризма, как основы анализа туристической привлекательности региона 23
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 34
2.1 Оценка туристической привлекательности регионов России 34
2.2 Анализ системы государственной поддержки отрасли туризма в регионах
России 45
2.3 Оценка состояния официальных Туристических интернет порталов
регионов 57
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ 69
3.1. Лучшие отечественные и зарубежные практики формирования туристически привлекательной среды в регионе 69
3.2 Программа мероприятий по повышению туристической привлекательности 81
Заключение 92
Список литературы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА 8
1.1. Понятие и сущность туристической привлекательности территории 8
1.2 Система управления туристической привлекательностью в современной России 14
1.3 Виды туризма, как основы анализа туристической привлекательности региона 23
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 34
2.1 Оценка туристической привлекательности регионов России 34
2.2 Анализ системы государственной поддержки отрасли туризма в регионах
России 45
2.3 Оценка состояния официальных Туристических интернет порталов
регионов 57
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ 69
3.1. Лучшие отечественные и зарубежные практики формирования туристически привлекательной среды в регионе 69
3.2 Программа мероприятий по повышению туристической привлекательности 81
Заключение 92
Список литературы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях туристическая отрасль - одна из наиболее активно и эффективно развивающихся отраслей в экономике. Стремительный научно-технический прогресс, доступность авиаперевозок, массовое распространение международной телефонной связи, сети Интернет, на фоне социально-экономических перемен (повышение уровня материального благосостояния, увеличение длительности свободного времени рабочих, сокращение пенсионного возраста, социальные программы развитых государств и т.д) неизбежно приводит к популяризации туризма и росту туристических потоков. И с каждым годом привлекательность и перспективы этой сферы неуклонно растут.
Туризм дает возможность населению познакомиться с историей, культурой, традициями, религиозными и духовными ценностями выбранной страны.
Индустрия туризма оказывает влияние на все сферы жизни и общества и регионального развития.
Для экономики данная отрасль характеризируется высоким инвестиционным мультипликатором. То есть каждый рубль вложений обеспечивает впоследствии четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости: одно новое рабочее место влечет за собой дальнейшее появление четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в создании туристского продукта. Следовательно, туризм - это один из источников пополнения государственного бюджета, возможность создания дополнительных рабочих мест и развития инфраструктурного потенциала.
В масштабах государства туризм может стать эффективным рычагом для преодоления неравномерного экономического развития отдельных территорий. Повышение туристической привлекательности стимулирует рост
уровня развития в экономически плохо развитых, неблагоприятных для сельскохозяйственного и промышленного производства районах, способствует закреплению в них населения, уменьшению потока миграции в большие города и промышленные центры и более того вызывает обратный процесс - приезд населения из других регионов.
Важную функцию туризм выполняет в политико-дипломатических отношениях. Повышение туристической привлекательности региона стимулирует рост престижа страны на международной арене.
С социальной точки зрения развитие индустрии туризма является одним из инструментов повышения уровня жизни населения, развития транспорта, которые в свою очередь еще больше привлекают инвестиций в инфраструктуру (аэропорты, морские порты, дороги и т.п.).
Учитывая значение туризма в развитии региона, одним из наиболее актуальных становится вопрос разработки и реализации региональной политики в сфере туризма и повышения туристической привлекательности региона. Ввиду роста рентабельности развития туризма, обостряется конкурентная борьба между регионами на туристических рынках.
Объектом исследования в данной работе выступит туристическая привлекательность субъектов РФ.
Предмет - процесс управления туристической привлекательностью в десяти регионах Российской Федерации: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край Вологодская область, Владимирская область, Ярославская область, Свердловская область, Тюменская область и Приморский край.
Основанием для выбора послужил тот факт, что вышеперечисленные регионы по данным ТурСтата составляют Топ-10 «Самых посещаемых регионов России», то есть являются лидерами по внутреннему и въездному туризму. [39] Список возглавляет город федерального значения Москва, который за 2017 год посетило более 21 млн. человек. Далее следует
Краснодарский край - около 16 млн. и Санкт-Петербург - более 7 млн., Приморский край и Владимирская область (более 4 млн.), Ярославская область (3,6 млн.), Республика Татарстан (3,1 млн.), Вологодская область (2,9 млн.), Тюменская область (2,8 млн.) и Свердловская область (2,5 млн).
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать специфику управления туристической привлекательностью регионов России для разработки рекомендаций по ее повышению для системы управления туристической отраслью.
Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
1) рассмотреть различные подходы к теоретическому осмыслению понятия туристическая привлекательность;
2) выяснить роль органов государственной власти в работе над повышением туристической привлекательности региона;
3) выявить особенности формирования классификаций различных видов туризма;
4) разработать методику анализа туристической привлекательности региона;
5) провести анализ текущей ситуации в индустрии туризма регионов России;
6) оценить состояние сектора туризма и путешествий в регионах России - описать сильные и слабые стороны;
7) изучить политико-правовую и нормативную базу управления сферой туризма в России;
8) провести контент анализ официальных туристических порталов регионов России;
9) рассмотреть позитивный опыт отечественных и зарубежных регионов в формировании туристически привлекательной среды;
10) разработать рекомендации по повышению туристической привлекательности для системы управления.
Данная тема является сравнительно новой для отечественной научной литературы. И на сегодняшний день вопросы теоретического осмысления процесса формирования туристической привлекательности и его
практической реализации остаются в зародышевом состоянии. Тем не менее различными учеными уже предпринимаются попытки составить и обосновать понятийную базу для более глубоко изучения проблемы. В качестве теоретической базы для исследования были выбраны научные труды отечественных (Бессонова Г. Б., Алиулов Р.Р., Соколова М.В., Славин В.В., Забаева М.Н.) и зарубежных (Кузик С.П., Машокиров Д.Н., Сардарян А.Р. Гомеш В. Семеду В-Л. П. Хачетлева Ф.А., Мешвез С.К.) ученых.
Для расчетной базы были использованы данные сайта федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной
информационно-статистической системы и федерального агентства по туризму.
Методическую основу работы составили такие инструменты как: сравнительный анализ, анализ статистических показателей, метод интегральной оценки и контент-анализ.
Структура данной работы соответствует поставленным задачам и тематически разделена на три главы. В первой из них, опираясь на литературные источники, научные статьи и информацию, размещенную на федеральных и региональных туристических порталах, сайтах органов государственной власти, рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного управления туристической привлекательностью региона, а также выявлены основания для типологий и классификации туризма.
Вторая глава полностью посвящена анализу текущего состояния сферы туризма в выбранных регионах. Проведен анализ расчетов, изучена система управления отдельно в каждом субъекте и сформирован рейтинг официальных туристических порталов.
В третьей главе приведены примеры лучших отечественных и зарубежных практик выстраивания системы управления туризмом.
Туризм дает возможность населению познакомиться с историей, культурой, традициями, религиозными и духовными ценностями выбранной страны.
Индустрия туризма оказывает влияние на все сферы жизни и общества и регионального развития.
Для экономики данная отрасль характеризируется высоким инвестиционным мультипликатором. То есть каждый рубль вложений обеспечивает впоследствии четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости: одно новое рабочее место влечет за собой дальнейшее появление четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в создании туристского продукта. Следовательно, туризм - это один из источников пополнения государственного бюджета, возможность создания дополнительных рабочих мест и развития инфраструктурного потенциала.
В масштабах государства туризм может стать эффективным рычагом для преодоления неравномерного экономического развития отдельных территорий. Повышение туристической привлекательности стимулирует рост
уровня развития в экономически плохо развитых, неблагоприятных для сельскохозяйственного и промышленного производства районах, способствует закреплению в них населения, уменьшению потока миграции в большие города и промышленные центры и более того вызывает обратный процесс - приезд населения из других регионов.
Важную функцию туризм выполняет в политико-дипломатических отношениях. Повышение туристической привлекательности региона стимулирует рост престижа страны на международной арене.
С социальной точки зрения развитие индустрии туризма является одним из инструментов повышения уровня жизни населения, развития транспорта, которые в свою очередь еще больше привлекают инвестиций в инфраструктуру (аэропорты, морские порты, дороги и т.п.).
Учитывая значение туризма в развитии региона, одним из наиболее актуальных становится вопрос разработки и реализации региональной политики в сфере туризма и повышения туристической привлекательности региона. Ввиду роста рентабельности развития туризма, обостряется конкурентная борьба между регионами на туристических рынках.
Объектом исследования в данной работе выступит туристическая привлекательность субъектов РФ.
Предмет - процесс управления туристической привлекательностью в десяти регионах Российской Федерации: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край Вологодская область, Владимирская область, Ярославская область, Свердловская область, Тюменская область и Приморский край.
Основанием для выбора послужил тот факт, что вышеперечисленные регионы по данным ТурСтата составляют Топ-10 «Самых посещаемых регионов России», то есть являются лидерами по внутреннему и въездному туризму. [39] Список возглавляет город федерального значения Москва, который за 2017 год посетило более 21 млн. человек. Далее следует
Краснодарский край - около 16 млн. и Санкт-Петербург - более 7 млн., Приморский край и Владимирская область (более 4 млн.), Ярославская область (3,6 млн.), Республика Татарстан (3,1 млн.), Вологодская область (2,9 млн.), Тюменская область (2,8 млн.) и Свердловская область (2,5 млн).
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать специфику управления туристической привлекательностью регионов России для разработки рекомендаций по ее повышению для системы управления туристической отраслью.
Достижение цели связано с реализацией следующих задач:
1) рассмотреть различные подходы к теоретическому осмыслению понятия туристическая привлекательность;
2) выяснить роль органов государственной власти в работе над повышением туристической привлекательности региона;
3) выявить особенности формирования классификаций различных видов туризма;
4) разработать методику анализа туристической привлекательности региона;
5) провести анализ текущей ситуации в индустрии туризма регионов России;
6) оценить состояние сектора туризма и путешествий в регионах России - описать сильные и слабые стороны;
7) изучить политико-правовую и нормативную базу управления сферой туризма в России;
8) провести контент анализ официальных туристических порталов регионов России;
9) рассмотреть позитивный опыт отечественных и зарубежных регионов в формировании туристически привлекательной среды;
10) разработать рекомендации по повышению туристической привлекательности для системы управления.
Данная тема является сравнительно новой для отечественной научной литературы. И на сегодняшний день вопросы теоретического осмысления процесса формирования туристической привлекательности и его
практической реализации остаются в зародышевом состоянии. Тем не менее различными учеными уже предпринимаются попытки составить и обосновать понятийную базу для более глубоко изучения проблемы. В качестве теоретической базы для исследования были выбраны научные труды отечественных (Бессонова Г. Б., Алиулов Р.Р., Соколова М.В., Славин В.В., Забаева М.Н.) и зарубежных (Кузик С.П., Машокиров Д.Н., Сардарян А.Р. Гомеш В. Семеду В-Л. П. Хачетлева Ф.А., Мешвез С.К.) ученых.
Для расчетной базы были использованы данные сайта федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной
информационно-статистической системы и федерального агентства по туризму.
Методическую основу работы составили такие инструменты как: сравнительный анализ, анализ статистических показателей, метод интегральной оценки и контент-анализ.
Структура данной работы соответствует поставленным задачам и тематически разделена на три главы. В первой из них, опираясь на литературные источники, научные статьи и информацию, размещенную на федеральных и региональных туристических порталах, сайтах органов государственной власти, рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного управления туристической привлекательностью региона, а также выявлены основания для типологий и классификации туризма.
Вторая глава полностью посвящена анализу текущего состояния сферы туризма в выбранных регионах. Проведен анализ расчетов, изучена система управления отдельно в каждом субъекте и сформирован рейтинг официальных туристических порталов.
В третьей главе приведены примеры лучших отечественных и зарубежных практик выстраивания системы управления туризмом.
Резюмируя работу, можно сказать, что в ходе анализа была достигнута цель работы и последовательно реализованы все поставленные задачи.
Во-первых, в ходе изучения литературы, посвященной вопросу Туристической привлекательности, выявлена проблема недостаточного теоретического освещения проблемы в экономической и управленческой литературе. Тем не менее, Рассмотренные точки зрения позволили выделить общие признаки и сформулировать наиболее общее, универсальное для применения определение, а также определить место туристической привлекательности в системе управления и сфере туризма.
Во-вторых, было установлено, что именно государству принадлежит детерминирующая роль в формировании и развитии туристической привлекательности. В этой связи была изучена и описана система государственного управления и нормативно-правовая база регулирования сферы туризма.
Вторая часть работы была посвящена анализу наиболее туристически развитых регионов современной России: город Москва, город Санкт- Петербург, Краснодарский край, республика Татарстан, Свердловская область, Тюменская область, Вологодская область, Ярославская область, Владимирская область и Приморский край.
Первый параграф целиком состоял из анализа туристического потенциала регионов по трем блокам показателей. Для свода частных показателей в интегральные индексы была использована формула многомерной средней. В ходе работы было установлено, что наиболее туристически привлекательной территорией России является г.Москва. Наименьший индексный показатель оказался у Вологодской области.
Второй параграф посвящен оценке текущего состояния системы управления сектором туризма и путешествий в каждом регионе. В рамках этого блока обозначены органы государственной власти и проанализированы реализуемые государственные программы развития туризма.
Во третьем параграфе акцент был сделан на контент анализ туристических порталов, анализируемых регионов. На основе балльно- критериальной системы был составлен рейтинг сайтов, в соответствии с которым они были разбиты на лидеров и аутсайдеров.
В заключительной части работы, в первую очередь, рассмотрены примеры позитивного опыта формирования туристической среды. В данном случае детализирован опыт Испании, Сингапура и Москвы.
Далее, опираясь на результаты комплексного анализа, было проведено ранжирование ключевых показателей регионов и выстроена итоговая картина распределения регионов. выявлены проблемные. В соответствии с проблемными аспектами развития туристической привлекательности, как на федеральном, так и на региональном уровнях - разработаны и предложены направления совершенствования процесса управления сферой туризма.
В целом, работа показала, что сфера туризма имеет большой ресурсный потенциал развития. Кроме того, стремительная глобализация международных процессов и популяризация проведения мега-массовых мероприятий на территории страны актуализируют вопросы управления в области туризма. Поэтому необходимо стремительно наращивать инфраструктурный фонд, развивать информационно-массовые ресурсы в контексте повышения туристической привлекательности регионов и развитие различных направлений туризма современной России.
Во-первых, в ходе изучения литературы, посвященной вопросу Туристической привлекательности, выявлена проблема недостаточного теоретического освещения проблемы в экономической и управленческой литературе. Тем не менее, Рассмотренные точки зрения позволили выделить общие признаки и сформулировать наиболее общее, универсальное для применения определение, а также определить место туристической привлекательности в системе управления и сфере туризма.
Во-вторых, было установлено, что именно государству принадлежит детерминирующая роль в формировании и развитии туристической привлекательности. В этой связи была изучена и описана система государственного управления и нормативно-правовая база регулирования сферы туризма.
Вторая часть работы была посвящена анализу наиболее туристически развитых регионов современной России: город Москва, город Санкт- Петербург, Краснодарский край, республика Татарстан, Свердловская область, Тюменская область, Вологодская область, Ярославская область, Владимирская область и Приморский край.
Первый параграф целиком состоял из анализа туристического потенциала регионов по трем блокам показателей. Для свода частных показателей в интегральные индексы была использована формула многомерной средней. В ходе работы было установлено, что наиболее туристически привлекательной территорией России является г.Москва. Наименьший индексный показатель оказался у Вологодской области.
Второй параграф посвящен оценке текущего состояния системы управления сектором туризма и путешествий в каждом регионе. В рамках этого блока обозначены органы государственной власти и проанализированы реализуемые государственные программы развития туризма.
Во третьем параграфе акцент был сделан на контент анализ туристических порталов, анализируемых регионов. На основе балльно- критериальной системы был составлен рейтинг сайтов, в соответствии с которым они были разбиты на лидеров и аутсайдеров.
В заключительной части работы, в первую очередь, рассмотрены примеры позитивного опыта формирования туристической среды. В данном случае детализирован опыт Испании, Сингапура и Москвы.
Далее, опираясь на результаты комплексного анализа, было проведено ранжирование ключевых показателей регионов и выстроена итоговая картина распределения регионов. выявлены проблемные. В соответствии с проблемными аспектами развития туристической привлекательности, как на федеральном, так и на региональном уровнях - разработаны и предложены направления совершенствования процесса управления сферой туризма.
В целом, работа показала, что сфера туризма имеет большой ресурсный потенциал развития. Кроме того, стремительная глобализация международных процессов и популяризация проведения мега-массовых мероприятий на территории страны актуализируют вопросы управления в области туризма. Поэтому необходимо стремительно наращивать инфраструктурный фонд, развивать информационно-массовые ресурсы в контексте повышения туристической привлекательности регионов и развитие различных направлений туризма современной России.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДИНГОМ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ СЕВЕРО- ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕК/ СТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Оценка инвестиционной привлекательности регионов России и возможности ее повышения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



