Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Работа №40518

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
977
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности обучения грамматике английского языка
учащихся младших классов 6
1.1 Принципы, методы и подходы к обучению грамматике
английского языка в младших классах 6
1.2 Трудности, возникающие у учащихся младших классов при
изучении грамматики английского языка 16
1.3 Коммуникативный подход: цель, задачи, принципы 20
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Коммуникативно-деятельностный подход при развитии
грамматических навыков 32
2.1 Коммуникативный подход: классификация методов и виды
заданий 32
2.2 Использование игровых технологий в рамках коммуникативнодеятельностного подхода к обучению английскому языку 38
2.3 Методические рекомендации к применению грамматических игр
на уроках английского языка в начальной школе 46
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 69


Одной из главных задач обучения иностранному языку в школе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить, оперативно принимать самостоятельные решения.
Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика - это та структура языка, которая превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно и необходимо при овладении иностранным языком.
В педагогической науке существует множество различных методик обучения, принципов и подходов, согласно которым строится процесс изучения языка. Этим методам и подходам посвящено множество исследований. Как важная составляющая современного обучения иностранному языку для нас интерес представляет коммуникативный подход.
В настоящее время коммуникативный подход становится всё более популярным. Центром обучения в условиях данного подхода является обучаемый, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и когнитивных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, в условиях общения, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
В нашей работе мы делаем акцент на использовании грамматических игр на уроках английского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.
До сих пор ученые не сошлись во мнении, какой подход наиболее гармоничен в современной системе образования, традиционный или коммуникационный. Не умолкают споры о достоинствах и недостатках данного подхода, его интерпретации у различных педагогов и лингвистов достаточно противоречивы, что и обусловливает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является обучение грамматике иностранного языка в начальной школе.
Предмет исследования - коммуникативно-деятельностный подход при обучении грамматике на уроках английского языка на младшей ступени обучения.
Целью данной работы является разработка коммуникативно - ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализировать принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определить структуру коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявить достоинства и доказать эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе;
5. Показать преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, сравнительный метод, метод классификации.
Методологическую базу исследования составляют труды Е.И. Пассова, А.Н. Щукина, Г. Пальмера, Д. Ларсена-Фримана, Дж. Хармера, С. Торнберри, Т. Крашена и многих других.
Практической базой для исследования послужили анализы уроков современных преподавателей английского языка в начальных классах.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается во всестороннем анализе и синтезе теоретического материала по выбранной теме, а также в обосновании использования коммуникативного подхода на уроке английского языка.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования практических выводов выпускной квалификационной работы на уроках английского языка в школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Первая глава рассматривает особенности преподавания грамматики английского языка в начальных классах. Во второй главе изучается коммуникативно-деятельностный подход к обучению грамматике английского языка учеников младших классов и реализуемые в его контексте игровые технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативно-ориентированный подход к обучению реализует основные требования к современному учебному процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащихся. Особое значение при коммуникативном подходе придается содержательной стороне речи, как она воздействует на партнера, реализуются ли все основные функции общения. И поэтому итогом коммуникативно-ориентированного обучения языку является формирование коммуникативной компетенции.
Коммуникативность предполагает использование изучаемого языка с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях. При коммуникативном подходе обучения языку происходит ориентация на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке стараются уделить усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей ценность для обучения информации.
В результате проведенного исследования, цель работы, заключавшаяся в разработке коммуникативно-ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов, была достигнута.
Для достижения цели нами были предприняты следующие шаги:
1. Были рассмотрены особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализированы принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определена структура коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявлены достоинства и доказана эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе.
5. Были показаны преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что младший школьный возраст является наиболее предпочтительным и благоприятным для усвоения иностранного языка. Для определения специфики преподавания английского языка и его грамматики, а также для построения системы обучения в целом важно учитывать особенности младших школьников. Нами были выделены четыре группы особенностей: физиологические, психологические, антропогенные и педагогические. Анализ показал, что принципы обучения представляют собой наиболее крупные, основополагающие требования и подходы к построению процесса обучения и управлению им. Без соответствующих методов обучения и подходов к нему невозможно реализовать цели и задачи обучения. Кроме того, исследование показало, что зарубежные методики более коммуникативно-ориентированы и направлены на изучение всех аспектов языка в совокупности, в отличие от отечественных методик, где превалирует дифференцированное обучение грамматике, лексике, говорению, письму и аудированию.
Нами был наиболее подробно рассмотрен коммуникативно
деятельностный подход к обучению. Проведенный анализ показал, что названный подход становится весьма популярным как в России, так и за рубежом. Нами была рассмотрена структура коммуникативно
деятельностного подхода к обучению, были описаны его основные принципы и характеристики. Кроме того, нами были изучены способы преподавания языка в рамках данного подхода и виды деятельности, использующиеся на коммуникативно-направленных уроках. Так, главным составляющим элементом обучения становится общение на иностранном языке. Именно в процессе общения учащиеся постигают основы грамматики и лексики,
развивают коммуникативные навыки слушания, говорения и письма.
Обучение происходит интегрировано и контекстуализировано, связь между всеми аспектами языка неразрывна.
В практической части работы мы проанализировали методики и комплексы упражнений, используемые на коммуникативно-направленных уроках иностранного языка. В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным видом деятельности на уроках английского языка в начальной школе являются игровые технологии. В работе мы более подробно рассмотрели принципы использования игр при обучении грамматике английского языка, выявили основные преимущества игровых технологий, описали их функции и систематизировали классификации игр в соответствии с тем или иным критерием, а также определили способы подачи ученикам младших классов грамматической информации через языковые игры.
Нами были разработаны коммуникативно-ориентированные методические рекомендации к преподаванию английской грамматики на младшей ступени обучения с опорой на игровые технологии. Проведенный анализ показал, что игры уместны на любом этапе урока и могут проводиться на ежедневной основе.
Таким образом, мы выяснили, что коммуникативный подход и реализуемые в его контексте игровые технологии являются наиболее адекватными средствами обучения иностранному языку и его грамматике в частности, поскольку они развивают «чувство языка» и соответствуют задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.



1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
2. Барнс Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э. Дж. Хансен. - М.: Гардарики, 2000. - 502с.
3. Вербицкая М. В. Английский язык: программа: 2-4 классы / М. В. Вербицкая. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
5. Г альскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
6. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Г альскова, Н.И. Г ез. - М.: Academa, 2000. - 194 с.
7. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. - М.: Высш. школа, 1982. - 375 с.
8. Глухов Б. А. Термины методики преподавания русского как иностранного / Б. А. Глухов, А. Н. Щукин. - М.: Русс. яз., 1993. - 83 с.
9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
10. Ильченко Е. В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка / Е. В. Ильченко. - М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. - 89 с.
11. Колесникова И. Л. Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб.: Дрофа, 2001. - 52 с.
12. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Четыре четверти, 2006. - 192 с.
13. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков / М. В. Ляховицкий. - М.: Высш. школа, 2003. - 279 с.
14. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка / Р. П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007. - 255 с.
15. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. / С.А.Мухина, А.А.Соловьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.
16. Пальмер Г. Устный метод обучения иностранным языкам. Пер. с англ. / Г. Пальмер. - М.: Учпедгиз, 1961. - 176 с.
17. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: ГлоссаПресс, 2010. - 640 с.
18. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
19. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 классы / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 172 с.
20. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка / Ю. Я. Пучкова. - М.: АСТ, 2003. - 78 с.
21. Сафонова В. В. Программа начального образования по английскому языку / В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова. - М.: Астрель, 2010. - 272 с.
22. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е. Н. Соловова. - М.: Астрель, 2008. - 238 с.
23. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1994. - 112 с.
24. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. - М.: Юрайт, 2009. - 158 с.
25. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб. пособие для студ. филол. фак. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 148 с.
26. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
27. Azar B. Basic English grammar, 3e. / B. Azar, S. Hagen. - White Plains, NY.: Pearson Longman, 2006. - 554 pp.
28. Azar B. Fundamentals of English grammar, 3e. / B. Azar. - White Plains, NY.: Pearson Longman, 2003. - 525 pp.
29. Celce-Murcia M. Teaching English as a Second or Foreign Language, 4e. / M. Celce-Murcia. - London: Heinle Cengage Learning, 2014. - 712 p.
30. Gower R. Teaching Practice Handbook / R. Gower, D. Phillips, S. Walters. - Oxford: Macmillan Education, 2006. - 224 pp.
31. Harmer J. The Practice of English Language Teaching, 3e. / J. Harmer. - NY.: Longman, 2001. - 384 p.
32. Hinkel E. New perspectives on grammar teaching in second language classrooms / E. Hinkel, S. Fotos. - NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. -
282 pp.
33. Krashen S. D. The Natural Approach / S. D. Krashen, T. D. Terrell. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 191 pp.
34. Larsen-Freeman D. The Grammar Book, 3e. / D. Larsen-Freeman, M. Celce-Murcia. - London: Heinle Cengage Learning, 2015. - 864 pp.
35. Nunan D. Language Teaching Methodology: Textbook for Teachers /
D. Nunan. - NJ.: Prentice Hall, 1991. - 284 pp.
36. Richards J. C. Communicative Language Teaching Today / J. C. Richards. - NY.: Cambridge University Press, 2006. - 52 pp.
37. Richards J. C. Methodology in Language Teaching: An Anthology of Current Practice / J. C. Richards, W. A. Renandya. - NY.: Cambridge University Press, 2002. - 422 pp.
38. Richards J. C. Approaches and Methods in Language Teaching / J. C. Richards, T. S. Rodgers. - NY.: Cambridge University Press, 2001. - 278 pp.
39. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching, 3e. / J. Scrivener. - London: Macmillan Publishers, 2011. - 418
pp.
40. Seliger H. Second Language Research Methods, 6e. / H. Seliger, E. Shohamy. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 258 pp.
41. Singh V. D. Language Learning, Teaching and Testing: A Companion / V. D. Singh. - New Delhi: Cambridge University Press, 2008. - 120 pp.
42. Thompson T. Family and Friends 3. Class Book / T. Thompson, N. Simmons. - Oxford: Oxford University Press, 2009. - 122 pp.
43. Thornbury S. How to teach grammar / S. Thornbury. - Harlow, England: Pearson Education, 2008 - 182 pp.
44. Ur P. A Course in English Language Teaching / Penny Ur. - Cambridge: Cambridge University Press, 2012. - 336 pp.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
45. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 59.
46. Буланова С. В. Проблемы использования коммуникативного подхода и пути их решения на занятиях английского языка / С. В. Буланова // Психология и педагогика: методика и проблемы. - М., 2011. - С. 354-359.
47. Вартанова В. В. Формирование автономности студентов в контексте театральной деятельности при обучении иностранному языку / В. В. Вартанова // Альманах современной науки и образования. - 2008. - № 10 (17).
- C. 38-39.
48. Владимирова С. В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка / С. В. Владимирова // Вестник ЮГУ. - 2015. - №1 (36). - С. 121-124.
49. Г анина Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Г анина // Альманах школы. - 2007. - № 139 - С. 67-68.
50. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 1. - С. 17-24.
51. Григорьева М.В. Специфика обучения грамматике английского языка в начальной школе / М. В. Григорьева // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов, 2014. - Вып. 1. - С. 204-210.
52. Дворник М. В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения / М. В. Дворник // Иностранные языки в школе. - 1990. - №6. - С. 48-52.
53. Загребин И. В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе / И. В. Загребин // Начальная школа. - 2007. - №10. - С. 27-31.
54. Зайнуллина Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы. - 2007. - № 139. - С. 68-69.
55. Захарова Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е. А. Захарова // Молодой ученый. - 2016. - №5.
- С. 676-679.
56. Зиневская Л. Н. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку / Л. Н. Зиневская // Педагогика и современность. - 2013. - С. 63-66.
57. Коростелёв В. С. Коммуникативность и
псевдокоммуникативность / В. С. Коростелёв // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 5. - С. 17-22.
58. Кувшинов В. И. Игры на занятиях английского языка / В. И. Кувшнов // Иностранные языки в школе. - 1993. - №2. - С. 26-28.
59. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М. Ю. Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С. 64-66.
60. Машевская С. М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников / С. М. Машевская // Начальная школа: до и после. - 2010. - №4. - С. 22-26.
61. Мильруд Р. П. О проблеме центрированного на ученике подходе к обучению иностранным языкам в России / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. - 1997. - №6. - С. 45-46.
62. Мильруд Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова. // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4-5. - С. 35-38.
63. Петрова В. А. Гендерные особенности обучения грамматике английского языка детей младшего школьного возраста / В. А. Петрова // Вестник НГУ. - 2007. - №42. - С. 10-12.
64. Фаттахова Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы. - 2007. - №139. - С. 73-75.
65. Ellis R. Current issues in the teaching of grammar: an SLA perspective / R. Ellis // TESOL Quarterly. - 2006. - 83-107 pp.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ