Феномен «коллекционирования» в европейской литературе (О.Уайльд,Г.Гессе, Дж.Фаулз, П.Зюскинд)
|
Введение 3
ГЛАВА I. Феномен «коллекционирования» в творчестве О.Уайльда 6
ГЛАВА II. «Коллекционирование» явлений культуры в романе Германа Гессе «Игра в бисер» 20
ГЛАВА III. Образ «коллекционера» в одноименном романе Дж.Фаулза и романе «Парфюмер» П.Зюскинда 34
Заключение 50
Литература
ГЛАВА I. Феномен «коллекционирования» в творчестве О.Уайльда 6
ГЛАВА II. «Коллекционирование» явлений культуры в романе Германа Гессе «Игра в бисер» 20
ГЛАВА III. Образ «коллекционера» в одноименном романе Дж.Фаулза и романе «Парфюмер» П.Зюскинда 34
Заключение 50
Литература
На протяжении уже более 100 лет европейские писатели в своем творчестве обращаются к феномену «коллекционирования», неразрывно связанному с темой искусства, являющемуся зеркалом современной культуры, отражающему ее стремительные превращения и видоизменения.
Значимость этой темы в литературе отмечают в своих работах многие ученые-литературоведы (Бартош Н.Ю., Бардыкова И.В., Березина А.Г. Извеков А.И., Пестерев В.А, Прохорова Т.Г., Турежанова Г.А., Шамина В.Б., Шервашидзе В.В.).
В.В. Шервашидзе отмечала, что в разработке темы искусства у писателей разных стран наблюдается национальная специфика, вызванная особенностями исторического развития страны и своеобразием ее художественных традиций. [48, с.15]. В английской литературе трактовка данной темы приобретает социально-этический аспект, а немецкая литература принимает философско-эстетический характер.
Впервые тема коллекционирования появляется в произведениях писателей-модернистов. Особое место она заняла в творчестве Оскара Уайльда, главы английского эстетизма. Поклонение красоте, мысль о превосходстве искусства над мрачной и убогой реальностью породили интерес художника к вещному, предметному миру, к «коллекционированию» предметов искусства, нашедшему отражения в его произведениях - сказках, пьесах, в романе «Портрет Дориана Грея».
В середине XX века интерес к проблеме «коллекционирования» растет. Это связано, прежде всего, с кардинальными изменениями социокультурной ситуации в мире после прихода Гитлера к власти. Этот период в истории человечества характеризуется беспрецедентными масштабами разрушения и расхищения ценностей культуры, в том числе и библиотечных фондов. Писатели изображают эпоху распада, время упадка, обесценивание высших человеческих ценностей. К этой проблеме обращается выдающийся швейцарский писатель ХХ века Герман Гессе (1877-1962). В 1943 году выходит роман «Игра в бисер», ставший кульминационной точкой в его творчестве. Этот роман вместил в себя «интеллектуальное содержание эпохи» и может быть назван романом культуры в широком смысле слова. Г ессе осмыслил и запечатлел достижения человечества первой половины XX века, и, по мнению Н.В. Бардыковой, предугадал ее эволюцию [8, c.32].
В своем романе Г.Гессе воплощает феномен «коллекционирования» явлений культуры. Он описывает абстрактную страну - Касталию, чьи жители постигают мудрость, накопленную веками. В поисках общего языка культуры касталийцы создают игру в бисер, посредством которой осуществляется гармония наук и искусств, но игра постепенно приобретает искусственный, механический характер. «Коллекционирование» оборачивается подменой подлинной науки и искусства.
Новый виток интереса к проблеме коллекционирования связан с эпохой постмодернизма. Так, роман «Коллекционер» английского писателя Дж. Фаулза (1963) и «Парфюмер» немецкого романиста П.Зюскинда (1985) открывают галерею образов коллекционеров в литературе второй половины ХХ в. В этот период формируется кризисное мироощущение, отразившееся в литературе постмодерна и определившее появление новых моделей героев, в том числе, героя-коллекционера. По мнению А. Извекова, причиной кризиса личности стала неограниченная свобода выбора, предлагаемая современным обществом потребления. Индивид оказался перед выбором, диапазон которого расширился до невероятных пределов. Испытывая недоверие к так называемым метанарративам («универсальным концепциям, претендующим на исключительную трактовку бытия»), человек вынужден искать новые пути для «самоудостоверения личности». Кризисное состояние мира находит отражение в изменении типажа героя: Персонаж пытается выжить в мире - Хаосе, стремится обрести смысл в реальности. И в данном случае, герой - коллекционер является постмодернистским вариантом художника, пытающегося «собрать» себя в новой реальности [ 16, с. 9-10].
Коллекционеры в постмодернистскую эпоху являются сумасшедшими, убийцами, маньяками. Акцент делается не на благородной миссии коллекционера, а на его девиантном поведении. Коллекционеры нацелены не на создание искусства, а лишь на обладание эстетическими ценностями.
В настоящей работе мы рассмотрим различные концепции феномена «коллекционирования» в произведениях писателей ХХ века, являющихся в этом плане знаковыми.
Актуальность настоящей работы связана с современным состоянием общества, находящимся в информационной зависимости, где новейшие технологии вытесняют интересы человека к культурным ценностям и к искусству вообще. В современном мире проблема «коллекционирования» является как нельзя более актуальной, она заключается в тиражировании произведений искусства, в создании симулякров, использовании штампов и клише, в увлечении формой, в подмене созидания накоплением.
Целью нашего исследования является выявление сущности проблемы «коллекционирования» в европейской литературе на примере творчества О.Уайльда, Г.Гессе, Дж.Фаулза, П.Зюскинда.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать историко-литературный контекст, повлекший за собой появление проблемы «коллекционирования»;
- исследовать позицию по отношению к вышеназванной проблеме писателей разных литературных направлений: модернизм (эстетизм), реализм, постмодернизм.
- выявить черты сходства и различия мотива коллекционирования в романах вышеперечисленных писателей.
Несмотря на то, что творчество исследуемых авторов хорошо изучено, новизна работы заключается в рассмотрении и выявлении проблемы «коллекционирования» в сравнительно-сопоставительном плане, в контексте принципов модернизма (эстетизма), сюрреализма, постмодернизма.
Значимость этой темы в литературе отмечают в своих работах многие ученые-литературоведы (Бартош Н.Ю., Бардыкова И.В., Березина А.Г. Извеков А.И., Пестерев В.А, Прохорова Т.Г., Турежанова Г.А., Шамина В.Б., Шервашидзе В.В.).
В.В. Шервашидзе отмечала, что в разработке темы искусства у писателей разных стран наблюдается национальная специфика, вызванная особенностями исторического развития страны и своеобразием ее художественных традиций. [48, с.15]. В английской литературе трактовка данной темы приобретает социально-этический аспект, а немецкая литература принимает философско-эстетический характер.
Впервые тема коллекционирования появляется в произведениях писателей-модернистов. Особое место она заняла в творчестве Оскара Уайльда, главы английского эстетизма. Поклонение красоте, мысль о превосходстве искусства над мрачной и убогой реальностью породили интерес художника к вещному, предметному миру, к «коллекционированию» предметов искусства, нашедшему отражения в его произведениях - сказках, пьесах, в романе «Портрет Дориана Грея».
В середине XX века интерес к проблеме «коллекционирования» растет. Это связано, прежде всего, с кардинальными изменениями социокультурной ситуации в мире после прихода Гитлера к власти. Этот период в истории человечества характеризуется беспрецедентными масштабами разрушения и расхищения ценностей культуры, в том числе и библиотечных фондов. Писатели изображают эпоху распада, время упадка, обесценивание высших человеческих ценностей. К этой проблеме обращается выдающийся швейцарский писатель ХХ века Герман Гессе (1877-1962). В 1943 году выходит роман «Игра в бисер», ставший кульминационной точкой в его творчестве. Этот роман вместил в себя «интеллектуальное содержание эпохи» и может быть назван романом культуры в широком смысле слова. Г ессе осмыслил и запечатлел достижения человечества первой половины XX века, и, по мнению Н.В. Бардыковой, предугадал ее эволюцию [8, c.32].
В своем романе Г.Гессе воплощает феномен «коллекционирования» явлений культуры. Он описывает абстрактную страну - Касталию, чьи жители постигают мудрость, накопленную веками. В поисках общего языка культуры касталийцы создают игру в бисер, посредством которой осуществляется гармония наук и искусств, но игра постепенно приобретает искусственный, механический характер. «Коллекционирование» оборачивается подменой подлинной науки и искусства.
Новый виток интереса к проблеме коллекционирования связан с эпохой постмодернизма. Так, роман «Коллекционер» английского писателя Дж. Фаулза (1963) и «Парфюмер» немецкого романиста П.Зюскинда (1985) открывают галерею образов коллекционеров в литературе второй половины ХХ в. В этот период формируется кризисное мироощущение, отразившееся в литературе постмодерна и определившее появление новых моделей героев, в том числе, героя-коллекционера. По мнению А. Извекова, причиной кризиса личности стала неограниченная свобода выбора, предлагаемая современным обществом потребления. Индивид оказался перед выбором, диапазон которого расширился до невероятных пределов. Испытывая недоверие к так называемым метанарративам («универсальным концепциям, претендующим на исключительную трактовку бытия»), человек вынужден искать новые пути для «самоудостоверения личности». Кризисное состояние мира находит отражение в изменении типажа героя: Персонаж пытается выжить в мире - Хаосе, стремится обрести смысл в реальности. И в данном случае, герой - коллекционер является постмодернистским вариантом художника, пытающегося «собрать» себя в новой реальности [ 16, с. 9-10].
Коллекционеры в постмодернистскую эпоху являются сумасшедшими, убийцами, маньяками. Акцент делается не на благородной миссии коллекционера, а на его девиантном поведении. Коллекционеры нацелены не на создание искусства, а лишь на обладание эстетическими ценностями.
В настоящей работе мы рассмотрим различные концепции феномена «коллекционирования» в произведениях писателей ХХ века, являющихся в этом плане знаковыми.
Актуальность настоящей работы связана с современным состоянием общества, находящимся в информационной зависимости, где новейшие технологии вытесняют интересы человека к культурным ценностям и к искусству вообще. В современном мире проблема «коллекционирования» является как нельзя более актуальной, она заключается в тиражировании произведений искусства, в создании симулякров, использовании штампов и клише, в увлечении формой, в подмене созидания накоплением.
Целью нашего исследования является выявление сущности проблемы «коллекционирования» в европейской литературе на примере творчества О.Уайльда, Г.Гессе, Дж.Фаулза, П.Зюскинда.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать историко-литературный контекст, повлекший за собой появление проблемы «коллекционирования»;
- исследовать позицию по отношению к вышеназванной проблеме писателей разных литературных направлений: модернизм (эстетизм), реализм, постмодернизм.
- выявить черты сходства и различия мотива коллекционирования в романах вышеперечисленных писателей.
Несмотря на то, что творчество исследуемых авторов хорошо изучено, новизна работы заключается в рассмотрении и выявлении проблемы «коллекционирования» в сравнительно-сопоставительном плане, в контексте принципов модернизма (эстетизма), сюрреализма, постмодернизма.
В ходе исследования нами была рассмотрена проблема «коллекционирования» в литературе ХХ века. Были проанализированы произведения авторов, имеющих различные философско-эстетические взгляды, относящихся к различным художественным направлениям. Впервые заявленная в модернизме (эстетизме), проблема «коллекционирования» переживает новый виток развития в середине ХХ века, а затем в конце столетия, в эпоху постмодернизма.
В каждом из исследованных нами произведений проблема «коллекционирования» имеет свою специфику, связанную с историческим и социокультурным контекстом. Это позволяет нам разграничить категории и функции феномена «коллекционирования».
О.Уайльд вводит феномен «коллекционирования» в свои произведения для раскрытия эстетических принципов, легших в основу его творчества, а также для раскрытия значения концепта красоты.
У Г.Гессе феномен «коллекционирования» имеет иную функцию - это отражение борьбы с проявлением распада и деградации в сфере культуры, раскрытие проблемы взаимоотношения духа и материи. Данная концепция связана с историческими реалиями. «Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма, этот период характеризуется масштабными разрушениями и расхищениями ценностей культуры.
У Дж.Фаулза и П.Зюскинда проблема «коллекционирования» принимает другой оборот, что связано с закономерными изменениями жизненных приоритетов человека в эпоху постмодернизма. Коллекционирование становится одной из продуктивных стратегий, позволяющих преодолеть исчезновение субъекта.
Сходство подходов у этих двух авторов заключается, в частности, в том, что в обоих произведениях феномен «коллекционирования» проявляет себя на уровне названия, на уровне образа главного героя, на описательном уровне.
С одной стороны, образ коллекционера имеет определенные схожие черты во всех изученных нами романах: все герои пытаются создать некую собственную коллекцию, являющуюся способом отказа от чувства живой экзистенции, способом обособления от реального мира. В образах этих героев можно выделить следующие черты: наличие инфантильности - как дети, они пытаются классифицировать мир, упорядочить его; все они пытаются создать свой собственный мир и таким образом бросить вызов обществу.
Но, с другой стороны, каждый коллекционер имеет свои специфические отличительные черты. Герой О.Уайльда - коллекционер- эстет, он создает свою коллекцию как систему ощущений. Важнейшее отличие уайльдовского коллекционера от других нами изучаемых заключается в том, что его интересует не только внешняя сторона вещей, но и внутренняя, он пытается проникнуть в суть вещей, он пытается постичь красоту в целом. Другие же коллекционеры (Клегг, Гренуй) интересуются только внешней оболочкой.
Йозеф Кнехт, герой романа Г.Гессе, является самым сложным персонажем из всех сравниваемых коллекционеров. Кнехт является ключевым образом для раскрытия феномена коллекционирования, так как именно он объясняет смысл «игры в бисер». Пройдя долгий жизненный путь, он приходит к тому, что коллекционирование не нужно современному обществу, так как оно не приносит новые знания обычному человеку, оно не сохраняет культуру. В конце романа он покидает Касталию, чтобы не «коллекционировать» знания, а наоборот делиться ими. Таким образом, мы можем сказать, что Кнехт является единственным положительным героем среди рассмотренных нами «коллекционеров».
П.Зюскинд и Дж.Фаулз внесли неоценимый вклад в разработку образа коллекционера. Их персонажи обладают целым рядом сходных черт, с помощью которых можно выявить черты коллекционера на различных уровнях. Но, несмотря на то, что оба писатели создавали своих героев в одну эпоху (эпоху постмодернизма), между этими двумя коллекционерами существуют значительные различия. Если в Клегге зло зародилось и развивалось в течение всей его жизни, то Гренуй родился таким, он - само зло, его воплощение; если Клегг пытается и желает подчинить себе общество, то Гренуй это делает, он подчиняет себе толпу. Различия между коллекционерами также можно объяснить наличием разных национальных вариантов постмодернизма. В Великобритании постмодернизм тяготел к социальной направленности, а в Германии был неразрывно связан с традициями романтизма.
Но при всех различиях, в произведениях всех авторов понятие коллекционирования получает отрицательную коннотацию - оно оказывается враждебным жизни: если у Уайльда это проявляется в преклонении перед рукотворным, искусственным, сопровождаемом презрением к естественному, у Гессе - в представлении о коллекционировании как бегстве от жизни, то у Фаулза и Зюскинда коллекционирование становится гибельным для жизни. Стремление обладать красотой в двух последних случаях приводит к её уничтожению.
В заключении хочется отметить, что О.Уайльд, Г.Гессе, Дж.Фаулз, П.Зюскинд - представители разных поколений европейской литературы, но их объединяет стремление заставить своих читателей задуматься о важности культурных ценностей. Их произведения - это призыв к осмыслению и принятию ответственности за искусство и культуру.
В каждом из исследованных нами произведений проблема «коллекционирования» имеет свою специфику, связанную с историческим и социокультурным контекстом. Это позволяет нам разграничить категории и функции феномена «коллекционирования».
О.Уайльд вводит феномен «коллекционирования» в свои произведения для раскрытия эстетических принципов, легших в основу его творчества, а также для раскрытия значения концепта красоты.
У Г.Гессе феномен «коллекционирования» имеет иную функцию - это отражение борьбы с проявлением распада и деградации в сфере культуры, раскрытие проблемы взаимоотношения духа и материи. Данная концепция связана с историческими реалиями. «Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма, этот период характеризуется масштабными разрушениями и расхищениями ценностей культуры.
У Дж.Фаулза и П.Зюскинда проблема «коллекционирования» принимает другой оборот, что связано с закономерными изменениями жизненных приоритетов человека в эпоху постмодернизма. Коллекционирование становится одной из продуктивных стратегий, позволяющих преодолеть исчезновение субъекта.
Сходство подходов у этих двух авторов заключается, в частности, в том, что в обоих произведениях феномен «коллекционирования» проявляет себя на уровне названия, на уровне образа главного героя, на описательном уровне.
С одной стороны, образ коллекционера имеет определенные схожие черты во всех изученных нами романах: все герои пытаются создать некую собственную коллекцию, являющуюся способом отказа от чувства живой экзистенции, способом обособления от реального мира. В образах этих героев можно выделить следующие черты: наличие инфантильности - как дети, они пытаются классифицировать мир, упорядочить его; все они пытаются создать свой собственный мир и таким образом бросить вызов обществу.
Но, с другой стороны, каждый коллекционер имеет свои специфические отличительные черты. Герой О.Уайльда - коллекционер- эстет, он создает свою коллекцию как систему ощущений. Важнейшее отличие уайльдовского коллекционера от других нами изучаемых заключается в том, что его интересует не только внешняя сторона вещей, но и внутренняя, он пытается проникнуть в суть вещей, он пытается постичь красоту в целом. Другие же коллекционеры (Клегг, Гренуй) интересуются только внешней оболочкой.
Йозеф Кнехт, герой романа Г.Гессе, является самым сложным персонажем из всех сравниваемых коллекционеров. Кнехт является ключевым образом для раскрытия феномена коллекционирования, так как именно он объясняет смысл «игры в бисер». Пройдя долгий жизненный путь, он приходит к тому, что коллекционирование не нужно современному обществу, так как оно не приносит новые знания обычному человеку, оно не сохраняет культуру. В конце романа он покидает Касталию, чтобы не «коллекционировать» знания, а наоборот делиться ими. Таким образом, мы можем сказать, что Кнехт является единственным положительным героем среди рассмотренных нами «коллекционеров».
П.Зюскинд и Дж.Фаулз внесли неоценимый вклад в разработку образа коллекционера. Их персонажи обладают целым рядом сходных черт, с помощью которых можно выявить черты коллекционера на различных уровнях. Но, несмотря на то, что оба писатели создавали своих героев в одну эпоху (эпоху постмодернизма), между этими двумя коллекционерами существуют значительные различия. Если в Клегге зло зародилось и развивалось в течение всей его жизни, то Гренуй родился таким, он - само зло, его воплощение; если Клегг пытается и желает подчинить себе общество, то Гренуй это делает, он подчиняет себе толпу. Различия между коллекционерами также можно объяснить наличием разных национальных вариантов постмодернизма. В Великобритании постмодернизм тяготел к социальной направленности, а в Германии был неразрывно связан с традициями романтизма.
Но при всех различиях, в произведениях всех авторов понятие коллекционирования получает отрицательную коннотацию - оно оказывается враждебным жизни: если у Уайльда это проявляется в преклонении перед рукотворным, искусственным, сопровождаемом презрением к естественному, у Гессе - в представлении о коллекционировании как бегстве от жизни, то у Фаулза и Зюскинда коллекционирование становится гибельным для жизни. Стремление обладать красотой в двух последних случаях приводит к её уничтожению.
В заключении хочется отметить, что О.Уайльд, Г.Гессе, Дж.Фаулз, П.Зюскинд - представители разных поколений европейской литературы, но их объединяет стремление заставить своих читателей задуматься о важности культурных ценностей. Их произведения - это призыв к осмыслению и принятию ответственности за искусство и культуру.



