Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен «коллекционирования» в европейской литературе (О.Уайльд,Г.Гессе, Дж.Фаулз, П.Зюскинд)

Работа №40446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
740
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Феномен «коллекционирования» в творчестве О.Уайльда 6
ГЛАВА II. «Коллекционирование» явлений культуры в романе Германа Гессе «Игра в бисер» 20
ГЛАВА III. Образ «коллекционера» в одноименном романе Дж.Фаулза и романе «Парфюмер» П.Зюскинда 34
Заключение 50
Литература

На протяжении уже более 100 лет европейские писатели в своем творчестве обращаются к феномену «коллекционирования», неразрывно связанному с темой искусства, являющемуся зеркалом современной культуры, отражающему ее стремительные превращения и видоизменения.
Значимость этой темы в литературе отмечают в своих работах многие ученые-литературоведы (Бартош Н.Ю., Бардыкова И.В., Березина А.Г. Извеков А.И., Пестерев В.А, Прохорова Т.Г., Турежанова Г.А., Шамина В.Б., Шервашидзе В.В.).
В.В. Шервашидзе отмечала, что в разработке темы искусства у писателей разных стран наблюдается национальная специфика, вызванная особенностями исторического развития страны и своеобразием ее художественных традиций. [48, с.15]. В английской литературе трактовка данной темы приобретает социально-этический аспект, а немецкая литература принимает философско-эстетический характер.
Впервые тема коллекционирования появляется в произведениях писателей-модернистов. Особое место она заняла в творчестве Оскара Уайльда, главы английского эстетизма. Поклонение красоте, мысль о превосходстве искусства над мрачной и убогой реальностью породили интерес художника к вещному, предметному миру, к «коллекционированию» предметов искусства, нашедшему отражения в его произведениях - сказках, пьесах, в романе «Портрет Дориана Грея».
В середине XX века интерес к проблеме «коллекционирования» растет. Это связано, прежде всего, с кардинальными изменениями социокультурной ситуации в мире после прихода Гитлера к власти. Этот период в истории человечества характеризуется беспрецедентными масштабами разрушения и расхищения ценностей культуры, в том числе и библиотечных фондов. Писатели изображают эпоху распада, время упадка, обесценивание высших человеческих ценностей. К этой проблеме обращается выдающийся швейцарский писатель ХХ века Герман Гессе (1877-1962). В 1943 году выходит роман «Игра в бисер», ставший кульминационной точкой в его творчестве. Этот роман вместил в себя «интеллектуальное содержание эпохи» и может быть назван романом культуры в широком смысле слова. Г ессе осмыслил и запечатлел достижения человечества первой половины XX века, и, по мнению Н.В. Бардыковой, предугадал ее эволюцию [8, c.32].
В своем романе Г.Гессе воплощает феномен «коллекционирования» явлений культуры. Он описывает абстрактную страну - Касталию, чьи жители постигают мудрость, накопленную веками. В поисках общего языка культуры касталийцы создают игру в бисер, посредством которой осуществляется гармония наук и искусств, но игра постепенно приобретает искусственный, механический характер. «Коллекционирование» оборачивается подменой подлинной науки и искусства.
Новый виток интереса к проблеме коллекционирования связан с эпохой постмодернизма. Так, роман «Коллекционер» английского писателя Дж. Фаулза (1963) и «Парфюмер» немецкого романиста П.Зюскинда (1985) открывают галерею образов коллекционеров в литературе второй половины ХХ в. В этот период формируется кризисное мироощущение, отразившееся в литературе постмодерна и определившее появление новых моделей героев, в том числе, героя-коллекционера. По мнению А. Извекова, причиной кризиса личности стала неограниченная свобода выбора, предлагаемая современным обществом потребления. Индивид оказался перед выбором, диапазон которого расширился до невероятных пределов. Испытывая недоверие к так называемым метанарративам («универсальным концепциям, претендующим на исключительную трактовку бытия»), человек вынужден искать новые пути для «самоудостоверения личности». Кризисное состояние мира находит отражение в изменении типажа героя: Персонаж пытается выжить в мире - Хаосе, стремится обрести смысл в реальности. И в данном случае, герой - коллекционер является постмодернистским вариантом художника, пытающегося «собрать» себя в новой реальности [ 16, с. 9-10].
Коллекционеры в постмодернистскую эпоху являются сумасшедшими, убийцами, маньяками. Акцент делается не на благородной миссии коллекционера, а на его девиантном поведении. Коллекционеры нацелены не на создание искусства, а лишь на обладание эстетическими ценностями.
В настоящей работе мы рассмотрим различные концепции феномена «коллекционирования» в произведениях писателей ХХ века, являющихся в этом плане знаковыми.
Актуальность настоящей работы связана с современным состоянием общества, находящимся в информационной зависимости, где новейшие технологии вытесняют интересы человека к культурным ценностям и к искусству вообще. В современном мире проблема «коллекционирования» является как нельзя более актуальной, она заключается в тиражировании произведений искусства, в создании симулякров, использовании штампов и клише, в увлечении формой, в подмене созидания накоплением.
Целью нашего исследования является выявление сущности проблемы «коллекционирования» в европейской литературе на примере творчества О.Уайльда, Г.Гессе, Дж.Фаулза, П.Зюскинда.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать историко-литературный контекст, повлекший за собой появление проблемы «коллекционирования»;
- исследовать позицию по отношению к вышеназванной проблеме писателей разных литературных направлений: модернизм (эстетизм), реализм, постмодернизм.
- выявить черты сходства и различия мотива коллекционирования в романах вышеперечисленных писателей.
Несмотря на то, что творчество исследуемых авторов хорошо изучено, новизна работы заключается в рассмотрении и выявлении проблемы «коллекционирования» в сравнительно-сопоставительном плане, в контексте принципов модернизма (эстетизма), сюрреализма, постмодернизма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования нами была рассмотрена проблема «коллекционирования» в литературе ХХ века. Были проанализированы произведения авторов, имеющих различные философско-эстетические взгляды, относящихся к различным художественным направлениям. Впервые заявленная в модернизме (эстетизме), проблема «коллекционирования» переживает новый виток развития в середине ХХ века, а затем в конце столетия, в эпоху постмодернизма.
В каждом из исследованных нами произведений проблема «коллекционирования» имеет свою специфику, связанную с историческим и социокультурным контекстом. Это позволяет нам разграничить категории и функции феномена «коллекционирования».
О.Уайльд вводит феномен «коллекционирования» в свои произведения для раскрытия эстетических принципов, легших в основу его творчества, а также для раскрытия значения концепта красоты.
У Г.Гессе феномен «коллекционирования» имеет иную функцию - это отражение борьбы с проявлением распада и деградации в сфере культуры, раскрытие проблемы взаимоотношения духа и материи. Данная концепция связана с историческими реалиями. «Игра в бисер» создавалась в мрачные годы фашизма, этот период характеризуется масштабными разрушениями и расхищениями ценностей культуры.
У Дж.Фаулза и П.Зюскинда проблема «коллекционирования» принимает другой оборот, что связано с закономерными изменениями жизненных приоритетов человека в эпоху постмодернизма. Коллекционирование становится одной из продуктивных стратегий, позволяющих преодолеть исчезновение субъекта.
Сходство подходов у этих двух авторов заключается, в частности, в том, что в обоих произведениях феномен «коллекционирования» проявляет себя на уровне названия, на уровне образа главного героя, на описательном уровне.
С одной стороны, образ коллекционера имеет определенные схожие черты во всех изученных нами романах: все герои пытаются создать некую собственную коллекцию, являющуюся способом отказа от чувства живой экзистенции, способом обособления от реального мира. В образах этих героев можно выделить следующие черты: наличие инфантильности - как дети, они пытаются классифицировать мир, упорядочить его; все они пытаются создать свой собственный мир и таким образом бросить вызов обществу.
Но, с другой стороны, каждый коллекционер имеет свои специфические отличительные черты. Герой О.Уайльда - коллекционер- эстет, он создает свою коллекцию как систему ощущений. Важнейшее отличие уайльдовского коллекционера от других нами изучаемых заключается в том, что его интересует не только внешняя сторона вещей, но и внутренняя, он пытается проникнуть в суть вещей, он пытается постичь красоту в целом. Другие же коллекционеры (Клегг, Гренуй) интересуются только внешней оболочкой.
Йозеф Кнехт, герой романа Г.Гессе, является самым сложным персонажем из всех сравниваемых коллекционеров. Кнехт является ключевым образом для раскрытия феномена коллекционирования, так как именно он объясняет смысл «игры в бисер». Пройдя долгий жизненный путь, он приходит к тому, что коллекционирование не нужно современному обществу, так как оно не приносит новые знания обычному человеку, оно не сохраняет культуру. В конце романа он покидает Касталию, чтобы не «коллекционировать» знания, а наоборот делиться ими. Таким образом, мы можем сказать, что Кнехт является единственным положительным героем среди рассмотренных нами «коллекционеров».
П.Зюскинд и Дж.Фаулз внесли неоценимый вклад в разработку образа коллекционера. Их персонажи обладают целым рядом сходных черт, с помощью которых можно выявить черты коллекционера на различных уровнях. Но, несмотря на то, что оба писатели создавали своих героев в одну эпоху (эпоху постмодернизма), между этими двумя коллекционерами существуют значительные различия. Если в Клегге зло зародилось и развивалось в течение всей его жизни, то Гренуй родился таким, он - само зло, его воплощение; если Клегг пытается и желает подчинить себе общество, то Гренуй это делает, он подчиняет себе толпу. Различия между коллекционерами также можно объяснить наличием разных национальных вариантов постмодернизма. В Великобритании постмодернизм тяготел к социальной направленности, а в Германии был неразрывно связан с традициями романтизма.
Но при всех различиях, в произведениях всех авторов понятие коллекционирования получает отрицательную коннотацию - оно оказывается враждебным жизни: если у Уайльда это проявляется в преклонении перед рукотворным, искусственным, сопровождаемом презрением к естественному, у Гессе - в представлении о коллекционировании как бегстве от жизни, то у Фаулза и Зюскинда коллекционирование становится гибельным для жизни. Стремление обладать красотой в двух последних случаях приводит к её уничтожению.
В заключении хочется отметить, что О.Уайльд, Г.Гессе, Дж.Фаулз, П.Зюскинд - представители разных поколений европейской литературы, но их объединяет стремление заставить своих читателей задуматься о важности культурных ценностей. Их произведения - это призыв к осмыслению и принятию ответственности за искусство и культуру.



1. Гессе Г. Игра в бисер. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 510 с.
2. Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. - СПб: Изд-во Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 304 с.
3. Уайльд О. Избранное. - М.: Худож.лит., 1986. - 639 с.
4. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1986. - 191 с.
5. Фаулз Дж. Коллекционер. - М: Эксмо, 2015. - 416 с.
Научно-критическая и теоретическая литература
6. Аникин, Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века / Г. В. Аникин. - М., 1986.
7. Аникст А.А. оскар Уайльд // Уайльд О. Избранные произведения: в 2 т. Т.1. - М.: Гослитиздат, 1960. - С.5-26
8. Бардыкова И.В., Бардыкова Н.В. Проблемы культуры и духовности в романе Г.Гессе «Игра в бисер». - Белгород: научные ведомости. Серия Гуманитарные науки, 2014 № 26 (197). Выпуск 24. - С.32-39.
9. Бартош Н.Ю. Принципы «Эстетической игры» и артефакт в тексте Оскара // Идеи и Идеалы - Новосибирск: Изд-во «НИНХ», 2016. - №4(30),т.2. - С. 132-145
10. Березина А.Г. Герман Гессе. - Ленинград: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1976. - 128 с.
11. Валеева Г.В., Грудинина В.Д. Проблема успеха и подлинного предназначения человека в современном обществе на примере произведения Германа Гессе «Игра в бисер» // Гуманитарные ведомости NUGE им. Л.Н. Толстого №2 (22), июнь 2017. - С.39-45
12. Васильева А.В. Национальный характер немецкого постмодернизма // Молодой ученый. - 2009. - №10. - С. 190-192
13. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963. - С. 5-93.
14. Власова Н.П. Изображение Викторианского общества в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №2. Ч.1. - С. 29-31
15. Зверев А. Комментарии к сказкам Оскара Уайльда / Уайльд О. Избранное. - М.: Худож. лит., 1986. С. 3-21
16. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: кризис
культурной идентификации // А. И. Извеков. - СПб. : Изд-во С.Петербургского ун-та, 2008. - 245 с.
17. Караулов Ю.Н. Предисловие // Русская языковая личность и задачи её изучения. - М.: Язык и личность, 1998. - С. 3-8.
18. Ковалев Ю.В. Оскар Уайльд и его сказки // Уайльд О. Сказки (на английском языке). - М.: Прогресс, 1979. - С. 5-19
19. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: Онтология, функции, параметры типологии / Н.А.Кожина // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1998. - С. 167-183.
20. Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики. - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.
21. Куприянова Е.С. Беседа и сказки О.Уайльда // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - Н.Новгород: Изд-во НовГУ, 2005. - № 33. - С.56-52
22. Мазурицкий А.М. Реализация нацистской политики по расхищению книжных собраний на захваченных территориях в период второй мировой войны. - М.: Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2011. - С. 86-100.
23. Маркова К.В. Английский эстетизм и Оскар Уайльд // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (12) - Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2013. - С. 95-101
24. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе / Г.А. Фролов, О.О. Несмелова, Л.Ф. Хабибуллина, В.Б. Шамина, Е.Н. Шевченко, Ж.Г. Коновалова. - Казань: Изд-во КФУ, 2016. - 281 с.
25. Моисеев П, Моисеева А. Роман о маньяке как жанр современной литературы // Филолог, Литературные штудии. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2005. - №7
26. Нагорная Н.А. Миф о Майе в романе Г.Гессе «Игра в бисер». - Барнаул, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет», 1998. - С. 81-93.
27. Пестерев В.А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999. - 312 с.
28. Прохорова Т. Шамина В. "Декоратор" Акунина, или феномен коллекционирования в прозе постмодерна / Т. Прохорова, В. Шамина // Вопросы литературы. - 2008. - N 5. - С. 185-200.
29. Разаков В.Х. Художественная культура XX века: Типологический
контур. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного
университета, 1999. - 432 с.
30. Решетов В.Г., Валова О.М. «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде/ В.Г. Решетов, О.М. Валова. - Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2000. - 158 с.
31. Сильман Т. Заметки о лирике. - Л.: Сов.писатель, Ленинград.отд.: 1977 г. - 223 с.
32. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс: лекции о морфологии культуры Возрождения/М.Н. Соколов. - М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 424 с.
33. Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский. - Одесса: Лыбидь, 1990. - 199 с.
34. Степанова А. «Закат Европы» Освальда Шпенглера и литературный процесс 1920-1930-х гг. Поэтология фаустовской культуры. - Спб: Алетейя, 2015 г. - 700 с.
35. Татаринова Л.Н. Мифологема рая в романах Эрнеста Хемингуэя «Райский сад» и Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 11(77): в 3х ч. Ч. 2. - C. 33-36
36. Тетельман А.И. Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда: дис. ... канд. фил. наук. - Казань, 2007 - 184 с.
37. Фролов Г.А. Магия Гренуя и магия Берхольма (из жизни новейшего немецкого романа о художнике) // Филология и культура. - 2017. - №2 (48). - С.201-206
38. Фролов Г.А. Роман постмодернизма в Германии //
Филологические науки. - 1999. - №1. - С.71-81
39. Фролов Г.А., Хадиуллина Р.Р. Немецкий роман о художнике в постмодернистском контексте (П.Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы») // Ученые записки Казанского университета. Т.154. Сер. гум. науки. Кн. 2. Казан. ун-та, 2012. - С. 183-188
40. Фролов Г.А. постмодернизм в Германии (к проблеме
национальной специфике) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект /Казан. гос.ун-т. Филол. фак-т. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004, - С. 329-332
41. Хильшер Э. Поэтические картины мира: Г.Манн, Т.Манн, Г.Гессе, Р.Музиль, Л.Фейхтвангер / Э.Хильшер - М.:Худ. Лит., 1979. - С.85- 119.
Справочная и учебная литература
42. Аникст А.А. Уайльд: Литературная энциклопедия: в 8 т. Т.7. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972. - С.715 - 718
43. Акимова О.В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: Учебное пособие / О.В. Акимова. - СПб.: Алетейя, 2008. - 192 с.
44. История зарубежной литературы Х1Х века (Под редакцией Н.А.Соловьевой) - М.: Высшая школа, 1991. - 637 с.
45. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов - М.: Флинта:Наука, 2004. - 216 с.
46. Турежанова Г.А. Читаем Оскара Уайльда: Учебное пособие / Г.А. Турежанова. - Уральск: РИЦ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2013. - 132 с.
47. Фролов Г.А. Зарубежная литература ХХ века. Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Филология». - Казань: Изд-во КФУ, 2015. - 283 с.
48. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XX века. Учебное пособие - М: ФЛИНТА, 2010. - 337 с.
Интернет источники
49. Доронина М. Проблема выбора пути в романе Гессе «Игра в бисер // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www/proza/ru/2013/09/22/603 (дата обращения 28.01.2018)
50. Маркович Е. Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.philology.ru/literature3/markovich-69.htm (дата обращения
25.01.2018)
51. Чалова Л.В. Актуализация личности через художественный портрет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - №12 (декабрь) - С.61-65 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2012/12177.htm (дата обращения 4.02.2019)
52. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1266019 // Британская
энциклопедия (дата обращения 26.01.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ