Уголовно-правовая характеристика бандитизма и его отграничение от смежных составов преступлений
|
Введение 9
Глава I. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современные реалии 12
§1. История развития уголовной ответственности за бандитизм 12
§2. Уголовно-правовое понятие бандитизма 23
§3. Современные методы борьбы с бандитизмом 26
Глава II. Юридическая характеристика бандитизма по действующему законодательству 31
§1. Объективные признаки бандитизма 31
§2. Субъективные признаки бандитизма 36
§3. Квалифицирующие признаки бандитизма 41
Глава III. Проблемы квалификации бандитизма: отграничение от смежных составов и квалификация по совокупности с иными деяниями 45
§1. Бандитизм и разбой 45
§2. Бандитизм и убийство 53
§3. Бандитизм и иные умышленные деяния: бандитизм и организация преступного сообщества, бандитизм и вымогательство 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Глава I. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современные реалии 12
§1. История развития уголовной ответственности за бандитизм 12
§2. Уголовно-правовое понятие бандитизма 23
§3. Современные методы борьбы с бандитизмом 26
Глава II. Юридическая характеристика бандитизма по действующему законодательству 31
§1. Объективные признаки бандитизма 31
§2. Субъективные признаки бандитизма 36
§3. Квалифицирующие признаки бандитизма 41
Глава III. Проблемы квалификации бандитизма: отграничение от смежных составов и квалификация по совокупности с иными деяниями 45
§1. Бандитизм и разбой 45
§2. Бандитизм и убийство 53
§3. Бандитизм и иные умышленные деяния: бандитизм и организация преступного сообщества, бандитизм и вымогательство 58
Заключение 61
Список используемой литературы 64
В уголовном кодексе Российской Федерации в части 1 статьи 209 закреплено понятие «бандитизм», которое означает «создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой» . За произошедшие в последние годы экономические, политические и социально-правовые изменения в стране привели к значительному росту безработицы, к снижению общего благосостояния населения. Такие изменения, в первую очередь, подтолкнули к тому, что изменилась структура организованной преступности. Она стала наиболее устойчивой. Об этом и говорит тот факт, что на фоне уменьшения числа преступлений, совершаемых в составе группы, в течение нескольких лет росло количество регистрируемых деяний, совершаемых организованным группами и преступными сообществами.
Но, несмотря на это, количество преступлений, регистрируемых по статье 209 Уголовного Кодекса Российской Федерации, снижается. Так, согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за весь рассматриваемый период с 1997 по 2018 г. Количество фактов бандитизма сократилось на 50,8%, а за последние пять лет - на 57,4% .
Однако, хочется отметить, что статистические данные далеки от реального состояния данного преступления, которое имеет высокую латентность. В большинстве случаев на показатели влияют временные промежутки между моментами совершения вооруженных нападений банды и выявлением ее участников, а также ослабление борьбы с бандитизмом.
Органы предварительного следствия всегда сталкиваются с некоторыми трудностями при квалификации бандитизма в процессе его доказывания. Что и ведет к снижению процента раскрываемости бандитизма и повышения процента оправдания по ст. 209 УК РФ при рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции. Поэтому не менее важным остается вопрос разграничении бандитизма от других смежных по составу преступлений, таких как разбой, убийство, организация умышленного преступного сообщества и другие.
Противоречивость следственно-судебной практики обусловлена отсутствием детальной уголовно-правовой регламентации признаков банды, среди которых следует отметить ее количественный состав, устойчивость, вооруженность, нападение на граждан и организации как цель объединения ее участников. В этой связи возрастает интерес ученых к научной оценке бандитизма через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие по-прежнему остается одной из эффективных предупредительных мер.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы уголовно-правовых и криминологических аспектов предупреждения бандитизма.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в сфере предупреждения бандитизма, а также связанные с этим проблемы уголовно-правового и криминологического характера.
Предмет исследования составляют уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за бандитизм, нормы о соучастии в преступлении; проблемы квалификации бандитизма и отграничения его от смежных составов преступлении; современные тенденции бандитизма.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования проблем, связанных с установлением в уголовном законе ответственности за бандитизм, сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование уголовного законодательства и практики его применения, а также разработать меры предупреждения бандитизма.
Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Исследовать объективные и субъективные признаки состава бандитизма по действующему уголовному законодательству и выявить проблемы, возникающие при его квалификации, а также уточнить понятие «банда
2. Выявить основные тенденции бандитизма и предложить современную классификацию типов банд;
3. Дать общую криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления в составе банд, раскрыть их. мотивацию и на основе полученных новых знаний составить криминологический портрет личности преступника — участника банды;
4. Разработать предложения по изменению редакции норм ст. 35 и 209 УК РФ, а также по совершенствованию практики их применения.
Но, несмотря на это, количество преступлений, регистрируемых по статье 209 Уголовного Кодекса Российской Федерации, снижается. Так, согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за весь рассматриваемый период с 1997 по 2018 г. Количество фактов бандитизма сократилось на 50,8%, а за последние пять лет - на 57,4% .
Однако, хочется отметить, что статистические данные далеки от реального состояния данного преступления, которое имеет высокую латентность. В большинстве случаев на показатели влияют временные промежутки между моментами совершения вооруженных нападений банды и выявлением ее участников, а также ослабление борьбы с бандитизмом.
Органы предварительного следствия всегда сталкиваются с некоторыми трудностями при квалификации бандитизма в процессе его доказывания. Что и ведет к снижению процента раскрываемости бандитизма и повышения процента оправдания по ст. 209 УК РФ при рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции. Поэтому не менее важным остается вопрос разграничении бандитизма от других смежных по составу преступлений, таких как разбой, убийство, организация умышленного преступного сообщества и другие.
Противоречивость следственно-судебной практики обусловлена отсутствием детальной уголовно-правовой регламентации признаков банды, среди которых следует отметить ее количественный состав, устойчивость, вооруженность, нападение на граждан и организации как цель объединения ее участников. В этой связи возрастает интерес ученых к научной оценке бандитизма через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие по-прежнему остается одной из эффективных предупредительных мер.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы уголовно-правовых и криминологических аспектов предупреждения бандитизма.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в сфере предупреждения бандитизма, а также связанные с этим проблемы уголовно-правового и криминологического характера.
Предмет исследования составляют уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за бандитизм, нормы о соучастии в преступлении; проблемы квалификации бандитизма и отграничения его от смежных составов преступлении; современные тенденции бандитизма.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования проблем, связанных с установлением в уголовном законе ответственности за бандитизм, сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование уголовного законодательства и практики его применения, а также разработать меры предупреждения бандитизма.
Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Исследовать объективные и субъективные признаки состава бандитизма по действующему уголовному законодательству и выявить проблемы, возникающие при его квалификации, а также уточнить понятие «банда
2. Выявить основные тенденции бандитизма и предложить современную классификацию типов банд;
3. Дать общую криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления в составе банд, раскрыть их. мотивацию и на основе полученных новых знаний составить криминологический портрет личности преступника — участника банды;
4. Разработать предложения по изменению редакции норм ст. 35 и 209 УК РФ, а также по совершенствованию практики их применения.
В научной литературе уже поднимался вопрос о признании статьи 209 УК РФ утратившей силу, однако эта позиция не слишком убедительна, поскольку законодатель идёт по пути создания новых составов. Следует также отметить, что сохранение в уголовном законе нормы о бандитизме укладывается в рамки мировой законодательной практики конструирования усеченных составов наиболее опасных преступлений. Необходимо лишь устранить противоречия, возникшие в результате реформирования уголовного законодательства, и противоречивой правоприменительной практики. Изменение претерпела социальная оценка бандитизма. Так, с принятием УК РСФСР 1926 г. бандитизм становится составным преступлением, которое не требует дополнительной квалификации по иным статьям, но в конце пятидесятых годов прошлого века складывается судебная практика, которая рекомендует хищение имущества, совершенное при обстоятельствах, указанных в статье 593 УК РСФСР, квалифицировать в совокупности с соответствующими статьями Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. Однако, 25 октября 1959 года Пленум Верховного Суда СССР отменил данное правило квалификации бандитизма в совокупности с конкретными нападениями. Подход к квалификации бандитизма, подразумевающий отказ от совокупности, сохраняется и с принятием УК РСФСР 1960 г. Прежние правила квалификации бандитизма были изменены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 9 «О судебной практике по делам о бандитизме». В нем было сказано, что ст. 77 УК РСФСР, устанавливающая ответственность за организацию вооруженных банд, участие в них и в совершаемых ими нападениях, не предусматривает ответственности за возможные последствия преступных действий вооруженных банд, поэтому преступные последствия нападений, образующие самостоятельный состав тяжкого преступления, требуют дополнительной квалификации. А постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», принятое уже во время действия УК РФ, закрепили новое правило: теперь все преступления, совершенные бандой, должны квалифицироваться по совокупности со статьей 209 УК РФ.
В настоящее время наблюдается противоречивая практика понимания признака вооруженности организованной группы. Примерами этого являются случаи признания этого признак при использовании организованными преступными группами в процессе нападения травматического оружия и (или) электро-шоковых устройств. В связи с этим представляется необходимым изменение абзаца 1 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» и изложения его в следующей редакции: «Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного оружия, холодного, метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, газового и пневматического оружия, а также электро-шоковых устройств и искровых разрядников». Проведенное исследование уголовной ответственности за бандитизм позволяет внести следующие предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с деятельностью банд уголовно-правовыми средствами. Во-первых, имеется объективная необходимость снижения до 14 лет минимального возраста уголовной ответственности за участие в банде, поскольку сейчас за участие в террористическом сообществе и за участие в незаконном вооруженном формировании ответственность наступает с 14 лет, хотя не снижен возраст наступления ответственности для участников банды. Такая позиция представляется противоречивой: законодатель считает ребёнка способным в 14 лет осознать опасность и все «политико-идеологические» цели ведения террористической деятельности, но не способным понять опасность участия в банде. Аргументом в пользу снижения минимального возраста уголовной ответственности за бандитизм до 14 лет служит и тот факт, что большинство преступлений, которые совершает банда, уже перечислены в части второй статьи 20 УК РФ. Подавляющее число преступлений, совершенных бандами, - это грабежи, разбойные нападения и убийства, в совершении которых иногда участвуют и несовершеннолетние. В связи с этим предлагается дополнить часть вторую статьи 20 УК РФ: «участие в банде». Во-вторых, современное законодательство и практика считает бандитизм формальным составом преступления. Фактически «бандитом» признаётся лицо, не входящее в банду и не участвовавшее в её организации и руководстве, лишь потому, что оно участвует в конкретном нападении. Представляется, что указание в диспозиции ч. 2 ст. 209 УК на участие в совершаемых бандой нападениях противоречит принципу справедливости, следовательно, из диспозиции ч. 2 ст. 209 УК целесообразно исключить слова: «или в совершаемых ею нападениях». Действия лица, участвующего в нападении, необходимо квалифицировать по соответствующим статьям УК с учетом признака совершения организованной группой, либо при квалификации делать со ссылку на п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ. В-третьих, установлено несоответствие современной социально-политической оценки наказуемости уголовно-правового запрета бандитизма с его оценкой юридической. В связи с этим обосновывается необходимость снижения предусмотренных санкцией минимальных сроков лишения свободы. Так, для организаторов и руководителей банды наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, а для участников банды — в виде лишения свободы на срок от 3 до 9 лет. Согласуется с предложенной санкцией и практика назначения наказания, поскольку данные статистики назначения наказания показывают, что 59% осуждённым по статье 209 УК РФ наказание было назначено ниже низшего предела.
В настоящее время наблюдается противоречивая практика понимания признака вооруженности организованной группы. Примерами этого являются случаи признания этого признак при использовании организованными преступными группами в процессе нападения травматического оружия и (или) электро-шоковых устройств. В связи с этим представляется необходимым изменение абзаца 1 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» и изложения его в следующей редакции: «Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного оружия, холодного, метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, газового и пневматического оружия, а также электро-шоковых устройств и искровых разрядников». Проведенное исследование уголовной ответственности за бандитизм позволяет внести следующие предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с деятельностью банд уголовно-правовыми средствами. Во-первых, имеется объективная необходимость снижения до 14 лет минимального возраста уголовной ответственности за участие в банде, поскольку сейчас за участие в террористическом сообществе и за участие в незаконном вооруженном формировании ответственность наступает с 14 лет, хотя не снижен возраст наступления ответственности для участников банды. Такая позиция представляется противоречивой: законодатель считает ребёнка способным в 14 лет осознать опасность и все «политико-идеологические» цели ведения террористической деятельности, но не способным понять опасность участия в банде. Аргументом в пользу снижения минимального возраста уголовной ответственности за бандитизм до 14 лет служит и тот факт, что большинство преступлений, которые совершает банда, уже перечислены в части второй статьи 20 УК РФ. Подавляющее число преступлений, совершенных бандами, - это грабежи, разбойные нападения и убийства, в совершении которых иногда участвуют и несовершеннолетние. В связи с этим предлагается дополнить часть вторую статьи 20 УК РФ: «участие в банде». Во-вторых, современное законодательство и практика считает бандитизм формальным составом преступления. Фактически «бандитом» признаётся лицо, не входящее в банду и не участвовавшее в её организации и руководстве, лишь потому, что оно участвует в конкретном нападении. Представляется, что указание в диспозиции ч. 2 ст. 209 УК на участие в совершаемых бандой нападениях противоречит принципу справедливости, следовательно, из диспозиции ч. 2 ст. 209 УК целесообразно исключить слова: «или в совершаемых ею нападениях». Действия лица, участвующего в нападении, необходимо квалифицировать по соответствующим статьям УК с учетом признака совершения организованной группой, либо при квалификации делать со ссылку на п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ. В-третьих, установлено несоответствие современной социально-политической оценки наказуемости уголовно-правового запрета бандитизма с его оценкой юридической. В связи с этим обосновывается необходимость снижения предусмотренных санкцией минимальных сроков лишения свободы. Так, для организаторов и руководителей банды наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, а для участников банды — в виде лишения свободы на срок от 3 до 9 лет. Согласуется с предложенной санкцией и практика назначения наказания, поскольку данные статистики назначения наказания показывают, что 59% осуждённым по статье 209 УК РФ наказание было назначено ниже низшего предела.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика бандитизма и его отграничение от смежных составов преступлений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы уголовно-правовой квалификации разбоя и его отличие от смежных составов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Бандитизм (209 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая характеристика ч.1 ст.209 УК РФ (бандитизм) (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно - правовая характеристика бандитизма
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Разбой: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023



