ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 7
§ 1. Информационная культура в системе школьного образования 7
§ 2. Информационные технологии на уроках русского языка для формирования информационной культуры 15
§ 3. Официально-деловые тексты как один из источников получения информации 21
§4. Педагогический потенциал официально-деловых текстов 32
§5. Взаимодействие официально-делового стиля с информационными технологиями и культурой 41
Выводы 52
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ В УЧЕБНО ПРАКТИКЕ (АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА) 50
§ 1. Описание диагностического эксперимента 50
§ 2. Результаты диагностического эксперимента 52
§ 3. План формирования информационной культуры на уроках русского языка 61
Выводы 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 112
ГЛАВА I. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 7
§ 1. Информационная культура в системе школьного образования 7
§ 2. Информационные технологии на уроках русского языка для формирования информационной культуры 15
§ 3. Официально-деловые тексты как один из источников получения информации 21
§4. Педагогический потенциал официально-деловых текстов 32
§5. Взаимодействие официально-делового стиля с информационными технологиями и культурой 41
Выводы 52
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ ТЕКСТОВ В УЧЕБНО ПРАКТИКЕ (АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА) 50
§ 1. Описание диагностического эксперимента 50
§ 2. Результаты диагностического эксперимента 52
§ 3. План формирования информационной культуры на уроках русского языка 61
Выводы 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 112
Актуальность выбранной темы обусловлена требованием основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы — приблизить школьное образование к жизни — обучение учащихся деловой речи приобретает особое значение. Знания о способах ведения деловых переговоров, бесед, совещаний, разговоров, о составлении текстов делового характера, о правилах поведения в официальной обстановке, умение точно, лаконично и корректно выразить собственные мысли, умение воздействовать на слушателей — все это во многом определяет не только и речевое развитие, но и профессиональный статус личности.
Подтверждением вышесказанного могут служить новые требования социума к российской системе образования, согласно которым школа, в широком смысле слова, должна являться значимым фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны» .
Несмотря на программные требования развивать речь учащихся, на настоящий момент сложно не увидеть снижения культуры речи в обществе (в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении). Ни для кого не секрет, что нормы литературного языка расшатываются, речь носителей засорена терминами и словесными оборотами иностранного происхождения,
профессиональным сленгом, жаргоном. «Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи».
В связи со сказанным особое место в исследовании должен занять анализ того, как школьная практика и методическая теория способствуют сохранению статуса литературного языка как образцового в сфере официально-делового общения.
Цель работы: выявить педагогические условия развития информационной культуры учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Гипотеза: обучение учащегося 6 класса стилистике деловой речи будет
в большей
степени отвечать требованиям программы, если:
1. базируется на дидактических закономерностях овладения родной речью;
2. согласуется с принципами речевого развития учащихся;
3. реализуется при применении специально отобранного
дидактического материала, построенного в системе усложняющихся упражнений
4. основывается на мониторинге знаний.
Задачи работы:
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Объект исследования: информационная культура учащихся школьного возраста.
Предмет исследования: деловы тексты и их методический потенциал.
Методы исследования определялись характером поставленных задач: анализ фундаментальной лингвистической, методической,
психологопедагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение за обучающим процессом стилистики деловой речи на уроках русского языка в 6 классах, анализ устной и письменной речи школьников; реализация констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; статистический анализ результатов эксперимента с помощью компьютерной программы «Педстатистика» (по Е.В. Архиповой) и их методическая интерпретация.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) аргументирована необходимость целенаправленного исследования стилистики деловой речи в шестом классе общеобразовательной школы;
2) сформулированы параметры отбора дидактического материала для исследования стилистики деловой речи в шестом классе.
Теоретическая значимость заключается:
1) в обосновании лингвистических, психолого-педагогических и методических основ формирования деловой речи учащихся на уроках русского языка;
2) в определении методических принципов развития навыков деловой речи;
3) в обосновании критериев отбора дидактического материала для работы на уроках русского языка.
Практическое значение исследования заключается в расширении методического потенциала для развития деловой речи учащихся на уроках русского языка.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования определяется, во-первых, опорой на достижения современных наук (лингвистики, психологии, дидактики и методики преподавания русского языка); во-вторых, применением современных методов обучения стилистике деловой речи, адекватных целям и задачам исследования; в- третьих, она доказана положительными результатами обучающего эксперимента, который был проведен самим автором диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов».
Структура работы: магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Подтверждением вышесказанного могут служить новые требования социума к российской системе образования, согласно которым школа, в широком смысле слова, должна являться значимым фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны» .
Несмотря на программные требования развивать речь учащихся, на настоящий момент сложно не увидеть снижения культуры речи в обществе (в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении). Ни для кого не секрет, что нормы литературного языка расшатываются, речь носителей засорена терминами и словесными оборотами иностранного происхождения,
профессиональным сленгом, жаргоном. «Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач. Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи».
В связи со сказанным особое место в исследовании должен занять анализ того, как школьная практика и методическая теория способствуют сохранению статуса литературного языка как образцового в сфере официально-делового общения.
Цель работы: выявить педагогические условия развития информационной культуры учащихся 6 классов на уроках русского языка.
Гипотеза: обучение учащегося 6 класса стилистике деловой речи будет
в большей
степени отвечать требованиям программы, если:
1. базируется на дидактических закономерностях овладения родной речью;
2. согласуется с принципами речевого развития учащихся;
3. реализуется при применении специально отобранного
дидактического материала, построенного в системе усложняющихся упражнений
4. основывается на мониторинге знаний.
Задачи работы:
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Объект исследования: информационная культура учащихся школьного возраста.
Предмет исследования: деловы тексты и их методический потенциал.
Методы исследования определялись характером поставленных задач: анализ фундаментальной лингвистической, методической,
психологопедагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение за обучающим процессом стилистики деловой речи на уроках русского языка в 6 классах, анализ устной и письменной речи школьников; реализация констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; статистический анализ результатов эксперимента с помощью компьютерной программы «Педстатистика» (по Е.В. Архиповой) и их методическая интерпретация.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) аргументирована необходимость целенаправленного исследования стилистики деловой речи в шестом классе общеобразовательной школы;
2) сформулированы параметры отбора дидактического материала для исследования стилистики деловой речи в шестом классе.
Теоретическая значимость заключается:
1) в обосновании лингвистических, психолого-педагогических и методических основ формирования деловой речи учащихся на уроках русского языка;
2) в определении методических принципов развития навыков деловой речи;
3) в обосновании критериев отбора дидактического материала для работы на уроках русского языка.
Практическое значение исследования заключается в расширении методического потенциала для развития деловой речи учащихся на уроках русского языка.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования определяется, во-первых, опорой на достижения современных наук (лингвистики, психологии, дидактики и методики преподавания русского языка); во-вторых, применением современных методов обучения стилистике деловой речи, адекватных целям и задачам исследования; в- третьих, она доказана положительными результатами обучающего эксперимента, который был проведен самим автором диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов».
Структура работы: магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Таким образом, при написании магистерской диссертации были решены поставленные задачи:
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Рассмотрение методической литературы, учебников и программ подтвердило, что на сегодняшний день школьная практика не может реализовать в полной мере предусмотренную программу и социальный заказ систематической работы по обучению стилистике деловой речи на уроках русского языка. Между тем, возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся 6 класса вполне позволяют вести эту работу на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне.
Мы пришли к заключению, что целесообразно разрабатывать специальную, научно обоснованную систему обучения стилистике деловой речи, и прежде всего необходимо разрабатывать градуальную систему упражнений, которая позволяет реализовать особые методы и приемы и способствует развитию деловой речи шестиклассников в единстве с совершенствованием таких их компетенций, как языковая, коммуникативная и профессиональная.
Отобранный дидактический материал в совокупности с ведущими методами и приемами обучения и разработанной уровневой системой упражнений позволили повысить уровень речевого развития шестиклассников, развить как их навыки в родной речи, так и навыки в пользовании современными средствами ИКТ.
Данная работа выполнена в рамках коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Предложенный вариант методической системы обучения стилистике деловой речи в шестых классах доказал свою результативность, а выводы, которые были сделаны в результате обучающего эксперимента, обрели статус методических рекомендаций, используемые при формировании аналогичных вариантов обучения стилистике деловой речи и средствам ИКТ в других классах, а также при подготовке студентов в системе среднего и высшего профессионального образования. Данная работа подтвердила важность использования информационных технологий при изучении стилей русского языка.
Результаты магистерской диссертационной работы позволили нам определить некоторые перспективы последующего исследования проблемы, в том числе, анализ вопросов обучения деловому дискурсу, который занимает значимое место в области делового общения, и создание варианта методики обучения коммерческому письму как жанру, обладающего этнокультурной спецификой.
1. Исследовать закономерности овладения родной речью учащихся 6 классов;
2. Проанализировать принципы речевого развития детей и их сущность;
3. Реализовать отобранный дидактический материал и упражнения;
4. Рассмотреть основания стабильного и планомерного мониторинга.
Рассмотрение методической литературы, учебников и программ подтвердило, что на сегодняшний день школьная практика не может реализовать в полной мере предусмотренную программу и социальный заказ систематической работы по обучению стилистике деловой речи на уроках русского языка. Между тем, возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся 6 класса вполне позволяют вести эту работу на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне.
Мы пришли к заключению, что целесообразно разрабатывать специальную, научно обоснованную систему обучения стилистике деловой речи, и прежде всего необходимо разрабатывать градуальную систему упражнений, которая позволяет реализовать особые методы и приемы и способствует развитию деловой речи шестиклассников в единстве с совершенствованием таких их компетенций, как языковая, коммуникативная и профессиональная.
Отобранный дидактический материал в совокупности с ведущими методами и приемами обучения и разработанной уровневой системой упражнений позволили повысить уровень речевого развития шестиклассников, развить как их навыки в родной речи, так и навыки в пользовании современными средствами ИКТ.
Данная работа выполнена в рамках коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Предложенный вариант методической системы обучения стилистике деловой речи в шестых классах доказал свою результативность, а выводы, которые были сделаны в результате обучающего эксперимента, обрели статус методических рекомендаций, используемые при формировании аналогичных вариантов обучения стилистике деловой речи и средствам ИКТ в других классах, а также при подготовке студентов в системе среднего и высшего профессионального образования. Данная работа подтвердила важность использования информационных технологий при изучении стилей русского языка.
Результаты магистерской диссертационной работы позволили нам определить некоторые перспективы последующего исследования проблемы, в том числе, анализ вопросов обучения деловому дискурсу, который занимает значимое место в области делового общения, и создание варианта методики обучения коммерческому письму как жанру, обладающего этнокультурной спецификой.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (УЧИТЕЛЬ-
УЧЕНИК) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов в условиях внедрения новых ФГОС ООО
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ МИРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2023 - Технология видео скрайбинга как средство развития познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА
ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



