ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О КОНФЛИКТАХ (19.00.05)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12
1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12
1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30
1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57
2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ») 81
3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82
3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89
3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ 12
1.1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 12
1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30
1.3. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТАХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 57
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 57
2.2. РАЗРАБОТКА ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ» 69
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И ПОЛА О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ И ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ В НИХ (С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА «ПОДРОСТКИ В КОНФЛИКТАХ») 81
3.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 82
3.2. ПОДРОСТКИ О ПРОЦЕССЕ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 89
3.3. МНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СОСТОЯНИЯХ, ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ КОНФЛИКТОВ, ОЦЕНКЕ КОНФЛИКТОВ 105
3.4. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ 119
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовцева, 1986; Д.И. Фельдштейн, Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Трусов, 1989; И.П. Андриади, 1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличностном общении со сверстниками (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И. Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. Дорохова, 1999 и др.), со взрослыми, и, прежде всего, родителями (А.И. Сорокина, 1996; Т.В. Барлас, 1997 и др.). Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.).
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Московичи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.).
Знание специфики и половозрастных особенностей этих представлений необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ помощи подросткам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и отличающиеся повышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического инструментария, позволяющего изучить как исходный уровень представлений, так и их динамику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практическим запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего научного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения.
Объектом исследования являются межличностные конфликты; предметом – особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о конфликте у под-ростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если существуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Частными гипотезами являются предположения:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние изучения проблемы межличностных конфликтов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зарубежной социально-психологической науке;
2. в методическом плане – создать и апробировать методический инструментарий для исследования формы и содержания представлений подростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и содержания представлений подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопутствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Методологической основой исследования являлись принципы, разрабатываемые в отечественной материалистически ориентированной естественнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип развития, принцип конкретно-исторического подхода.
Теоретической базой исследования являлись основные положения:
социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)
психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Киршбаум, А.К. Колеченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)
социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апробированный нами опросник «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение представлений подростков о структурных компонентах, содержании и процессе протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа (достоверность различий средних значений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).
Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.
1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
На 2 этапе исследования анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии и социологии конфликта, социальной психологии личности.
3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.
4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий:
Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточнялись результаты контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выявлялись семантические поля явлений и состояний, сопровождающие межличностный конфликт (с помощью указанного выше метода).
Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью разработанного нами опросника «Подростки в конфликтах».
На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 мальчик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во второй части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассника (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.
Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчиков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).
Общий объем выборки составил 1018 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая для современных подростков синонимична категориям «ссора», «драка», «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностей конфликтного поведения людей.
2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликтах.
3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания представлений о межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих, характеризующихся скачком изменений у мальчиков в 11-12 лет, у девочек – в 12-13 лет. Сложность суждений возрастает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференцированность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта, в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осознании кон-фликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики).
5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую очередь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в представлениях об участниках конфликтных ситуаций гетерогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт», так и информацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состояниях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и сложных суждений.
2. Представления о конфликте различаются у подростков разных категорий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, отражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки обгоняют мальчиков в темпах формирования сложных суждений о конфликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопровождении межличностных конфликтов происходят у подростков мужского пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.
3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации конфликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.
4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, наличии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инцидента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере проявления переживаний и состояний, характеризуются переходом от гетерогенных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) установкам на конфликтные взаимоотношения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами.
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997; Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовцева, 1986; Д.И. Фельдштейн, Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Трусов, 1989; И.П. Андриади, 1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличностном общении со сверстниками (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И. Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. Дорохова, 1999 и др.), со взрослыми, и, прежде всего, родителями (А.И. Сорокина, 1996; Т.В. Барлас, 1997 и др.). Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.).
Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Московичи, 1992; С.В. Трушкова, 1998; Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000; Е.Б. Маценова, 2001 и др.).
Знание специфики и половозрастных особенностей этих представлений необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-психологических тренингов и индивидуальных программ помощи подросткам, имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и отличающиеся повышенной конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического инструментария, позволяющего изучить как исходный уровень представлений, так и их динамику.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практическим запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего научного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения.
Объектом исследования являются межличностные конфликты; предметом – особенности и динамика представлений современных подростков о структуре, содержании и развитии межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о конфликте у под-ростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если существуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Частными гипотезами являются предположения:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние изучения проблемы межличностных конфликтов и представлений о них у подростков в современной отечественной и зарубежной социально-психологической науке;
2. в методическом плане – создать и апробировать методический инструментарий для исследования формы и содержания представлений подростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и содержания представлений подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопутствующих состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Методологической основой исследования являлись принципы, разрабатываемые в отечественной материалистически ориентированной естественнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип развития, принцип конкретно-исторического подхода.
Теоретической базой исследования являлись основные положения:
социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д. Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В. Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)
психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Киршбаум, А.К. Колеченко, Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина, В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)
социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н. Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, контент-анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в работе применялись метод «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984), а также разработанный и апробированный нами опросник «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение представлений подростков о структурных компонентах, содержании и процессе протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод группового анализа (достоверность различий средних значений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).
Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.
1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.
На 2 этапе исследования анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии и социологии конфликта, социальной психологии личности.
3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.
4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование, состоящее из двух серий:
Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточнялись результаты контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выявлялись семантические поля явлений и состояний, сопровождающие межличностный конфликт (с помощью указанного выше метода).
Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре, содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью разработанного нами опросника «Подростки в конфликтах».
На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с 2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9 классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34 мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 мальчик, 36 девочек), 64 девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во второй части исследования приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассника (30 мальчиков, 32 девочки). В третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков, 102 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64 семиклассника (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30 мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.
Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика, 42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчиков, 37 девочек), 81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).
Общий объем выборки составил 1018 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая для современных подростков синонимична категориям «ссора», «драка», «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания, состояний и переживаний их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностей конфликтного поведения людей.
2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликтах.
3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания представлений о межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих, характеризующихся скачком изменений у мальчиков в 11-12 лет, у девочек – в 12-13 лет. Сложность суждений возрастает от 10-11 лет к 14-15 годам более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференцированность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта, в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осознании кон-фликтной ситуации (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты мальчики).
5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений, что проявляется, в первую очередь, в суждениях об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в представлениях об участниках конфликтных ситуаций гетерогенность конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в конфликтных ситуациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт», так и информацию о его значении, сути, структуре и динамике протекания, состояниях и переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и сложных суждений.
2. Представления о конфликте различаются у подростков разных категорий пола и возраста по форме и содержанию поля представлений, отражая специфику их восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения. Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит гетерохронный характер. Девочки обгоняют мальчиков в темпах формирования сложных суждений о конфликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом сопровождении межличностных конфликтов происходят у подростков мужского пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.
3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации конфликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь агрессивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.
4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, наличии конфликтной ситуации, об участниках конфликта, понимании инцидента, ходе эскалации конфликта, постконфликтном взаимодействии, мере проявления переживаний и состояний, характеризуются переходом от гетерогенных (у младших подростков) к гомогенным (у старших подростков) установкам на конфликтные взаимоотношения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу, нахождением учащихся в условиях школы, статистическими методами качественного и количественного анализа данных, значимостью различий между изучаемыми параметрами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования – выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.
Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключавшаяся в предположении о том, что если существуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Подтверждены также частные гипотезы, заключавшиеся в предположениях о том, что:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
Были решены поставленные в исследовании задачи:
1. в теоретическом плане – изучены и проанализированы существующие подходы к изучению межличностных конфликтов подростков; рассмотрены основные составляющие конфликта: структура конфликта, динамика конфликта, типология конфликта;
2. в методическом плане – создан и апробирован опросник для исследования представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – описаны и сравнены особенности представлений подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Нами был разработан опросник, направленный на выявление представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Опросник включает в себя 4 блока: во-первых, представления о структурных компонентах конфликта (представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта, цели и причинах конфликта), во-вторых, представления о процессе протекания конфликта (представление о возникновении и осознании конфликтной ситуации, инциденте, эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии), в-третьих, представления о состояниях и переживаниях человека в конфликте и оценке конфликта (представления об использовании агрессии – физической, вербальной и косвенной, – представления о чувствах, переживаемых во время и после конфликт, о пользе и вреде конфликта), в-четвертых, представления об индивидуальных особенностях поведения людей в конфликте (представления о используемых стратегиях в конфликтном взаимодействии, применимости мести и используемых способах мести, склонности к мирному решению, желании определенным образом выглядеть в конфликте, обращении к посреднику для разрешения конфликтов, победителях конфликтов). Опросник разбит на 2 части по 59 вопросов для удобства проведения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Представления о конфликтах являются формой социальных представлений, которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому возрасту имеют развернутую структуру и проявляются в форме простых или сложных суждений, включающих информацию о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
2. Социальные представления активно изучаются современной психологией в русле проблем социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева и др.). Наибольшее внимание исследователей обращено к решению вопросов о роли и функции социальных представлений, анализу процесса их формирования, изучению структуры. Практически неизученной остается проблема динамики и половой специфики представлений подростков о межличностных конфликтах.
3. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах. Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка», «ссора», «спор».
4. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
5. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще мальчики.
6. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь, различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов. Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный», «проигравший») и жела-тельных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более радикальную оценку, чем девочки.
7. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет), что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном («смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях мальчиков).
8. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников. Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне, чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях – конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и 14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической конференции «Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я-концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возможности для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сторону уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно интересным автору кажется изучение представлений о конфликтах в период второго переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным поведением и подростков, причисляемых к норме, различий в представлениях подростков элитарных и общеобразовательных школ о межличностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в зависимости от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скрытых особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку психокоррекционных технологий работы с неадекватными представлениями подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полученных данных проведенного исследования повысит эффективность работы с подростками социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психология», «Возрастная психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании в понимании подростков экспрессивно выраженных форм конфликта, таких как «ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по конфликтологии целесообразно проводить отдельные занятия для мальчиков и девочек, посвященные проблеме однополых конфликтов. В частности, необходимо обратить внимание на повышение агрессивности современных девочек-подростков, проявляющейся в конфликтных отношениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний участников конфликтов. Здесь необходимо прорабатывать как собственные переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у них эмпатийное понимание партнера, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Возрастная психология», «Дифференциальная психология» и др. желательно знакомить слушателей с данными о гетерохронном характере динамики представлений подростков о межличностных конфликтах, о переходе от гетерогенности конфликтов к гомогенности, о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов в представлениях подростков.
6. При подготовке будущих психологов необходимо знакомить их с внутренней картиной конфликта и спецификой представлений о нем у современных подростков.
Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования – выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.
Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключавшаяся в предположении о том, что если существуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Подтверждены также частные гипотезы, заключавшиеся в предположениях о том, что:
Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении межличностных конфликтов.
От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
Были решены поставленные в исследовании задачи:
1. в теоретическом плане – изучены и проанализированы существующие подходы к изучению межличностных конфликтов подростков; рассмотрены основные составляющие конфликта: структура конфликта, динамика конфликта, типология конфликта;
2. в методическом плане – создан и апробирован опросник для исследования представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – описаны и сравнены особенности представлений подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах.
Нами был разработан опросник, направленный на выявление представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Опросник включает в себя 4 блока: во-первых, представления о структурных компонентах конфликта (представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта, цели и причинах конфликта), во-вторых, представления о процессе протекания конфликта (представление о возникновении и осознании конфликтной ситуации, инциденте, эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии), в-третьих, представления о состояниях и переживаниях человека в конфликте и оценке конфликта (представления об использовании агрессии – физической, вербальной и косвенной, – представления о чувствах, переживаемых во время и после конфликт, о пользе и вреде конфликта), в-четвертых, представления об индивидуальных особенностях поведения людей в конфликте (представления о используемых стратегиях в конфликтном взаимодействии, применимости мести и используемых способах мести, склонности к мирному решению, желании определенным образом выглядеть в конфликте, обращении к посреднику для разрешения конфликтов, победителях конфликтов). Опросник разбит на 2 части по 59 вопросов для удобства проведения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Представления о конфликтах являются формой социальных представлений, которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому возрасту имеют развернутую структуру и проявляются в форме простых или сложных суждений, включающих информацию о сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
2. Социальные представления активно изучаются современной психологией в русле проблем социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева и др.). Наибольшее внимание исследователей обращено к решению вопросов о роли и функции социальных представлений, анализу процесса их формирования, изучению структуры. Практически неизученной остается проблема динамики и половой специфики представлений подростков о межличностных конфликтах.
3. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах. Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка», «ссора», «спор».
4. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
5. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще мальчики.
6. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь, различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов. Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный», «проигравший») и жела-тельных («сильный», «умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более радикальную оценку, чем девочки.
7. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет), что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном («смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях мальчиков).
8. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников. Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне, чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях – конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и 14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002), на V Всероссийской конференции РПО «Психология и ее приложения» (Москва, 2002), на Российской научно-практической конференции «Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я-концепции» (Рязань, 1999), на пятых педагогических чтениях факультета социальной педагогики МГСУ (Москва, 2002), неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ.
Нам представляется, что проведенное исследование откроет возможности для дальнейшего изучения проблемы по следующим направлениям:
1. Изучение половозрастной динамики представлений о конфликте в сторону уменьшения и увеличения возрастов респондентов. Особенно интересным автору кажется изучение представлений о конфликтах в период второго переходного возраста в жизни человека (45-50 лет).
2. Изучение различий в представлениях подростков с девиантным поведением и подростков, причисляемых к норме, различий в представлениях подростков элитарных и общеобразовательных школ о межличностном конфликте.
3. Изучение различий представлений о межличностных конфликтах в зависимости от гендерных ролей подростков.
4. Последовательному изучению подлежит анализ действенности скрытых особенностей представлений в реальной практике конфликтного поведения подростков.
5. Важным направлением также необходимо считать разработку психокоррекционных технологий работы с неадекватными представлениями подростков.
Практическая значимость работы проявляется в том, что учет полученных данных проведенного исследования повысит эффективность работы с подростками социальных педагогов и психологов при разрешении и предупреждении конфликтов, возникающих в школе, в семье или со сверстниками, повысит эффективность взаимодействия с подростками.
Полученные в исследовании результаты можно использовать при изучении вопросов социализации подростков, специфики представлений подростков о конфликтах в рамках вузовских курсов «Социальная психология», «Возрастная психология», «Конфликтология» и др.
На основе проведенного исследования были выработаны следующие практические рекомендации:
1. В курсах психологии, читаемых в средней школе, учителю психологии необходимо при прохождении основ психологии общения, расширять информацию о конфликтах, опираясь на полученные в исследовании данные о преобладании в понимании подростков экспрессивно выраженных форм конфликта, таких как «ссоры», «драки», «споры».
2. Школьному психологу при разработке тренинговых занятий по конфликтологии целесообразно проводить отдельные занятия для мальчиков и девочек, посвященные проблеме однополых конфликтов. В частности, необходимо обратить внимание на повышение агрессивности современных девочек-подростков, проявляющейся в конфликтных отношениях между собой.
3. Практическому психологу в индивидуальной работе с конфликтными подростками учитывать большую когнитивную простоту понимания межличностных конфликтов у мальчиков.
4. Отдельными направлениями психокоррекционной работы школьного психолога с подростками должны стать занятия, ориентированные на анализ переживаний участников конфликтов. Здесь необходимо прорабатывать как собственные переживания и методы их саморегуляции подростками, так и формировать у них эмпатийное понимание партнера, технологии учета чужих переживаний.
5. Преподавателям вузов непсихологического профиля при чтении таких дисциплин, как «Социальная психология», «Конфликтология», «Возрастная психология», «Дифференциальная психология» и др. желательно знакомить слушателей с данными о гетерохронном характере динамики представлений подростков о межличностных конфликтах, о переходе от гетерогенности конфликтов к гомогенности, о половой дифференцированности протекания межличностных конфликтов в представлениях подростков.
6. При подготовке будущих психологов необходимо знакомить их с внутренней картиной конфликта и спецификой представлений о нем у современных подростков.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



