Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ

Работа №40283

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы психолого - педагогической коррекции самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом в психологии 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дефицитарным
дизонтогенезом 7
1.2 Проблема самооценки личности в теории
психологии 18
1.3 Возрастно-психологические особенности самооценки детей в
норме и с дефицитарным дизонтогенезом 27
Вывод по главе 1 40
Глава II. Организация и проведение исследования самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом 42
2.1 Этапы, методы, методики исследования 42
2.2 Диагностика особенностей самооценки детей младшего
школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом 45
2.3 Выявления значимых взаимосвязей самооценки младшего школьника в группе с дефицитарным дизонтогенезом в сравнении с
нормотипичными 59
Вывод по главе II 65
Заключение 67
Список литературы

Актуальность. Развитие самосознания и самооценки личности является одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль, она характеризуется как стержень этого процесса, объединяющее начало.
Изучение динамики развития и структуры самооценки представляет огромный интерес, как в теории, так и на практике, так как позволяет приблизиться к пониманию механизмов становления личности в развитии. Самооценка является одним из важнейших условий, благодаря которому ребенок становится личностью. Она развивает у детей потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
При изучении психологической литературы, как в отечественной, так и зарубежной, самооценке уделено огромное внимание (Л.И. Божович, К. Роджерс, И.С. Кон, М.И.Лисина, Э. Эриксон, А.И. Липкина и др.) Закономерности развития самооценки в детском возрасте были исследованы О.А. Белобрыкиной, А.В. Захаровой, В.А. Горбачевой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец, В.С. Мухиной, и др.
В научной литературе ведется поиск решения проблемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Н. Князева, И.В. Коротенко, Л.В. Кузнецова, С.И. Смирнова, И.В. Сычевич и др.). Особую группу таких детей составляют дети с дефицитарным дизонтогенезом. К началу школьного обучения дети с проблемами в обучении составляют до 30% от общего числа младших школьников [30, с. 15].
Отсутствие целенаправленной коррекционной работы, недостаточное внимание к особенностям развития таких детей, недостаточный учет их возрастных и индивидуальных особенностей
приводит к проблемам в формировании личности младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом. Одним из проявлений дефицитарного развития личности детей является формирование неадекватной самооценки.
Изучению самооценки у детей с дефицитарным дизонтогенезом посвящены исследования С.И. Смирновой, Н.Л. Белопольской, Н.А. Жулидовой, У.В. Ульенковой К.С. Лебединской, Р.Д. Тригер и др.
Своеобразие самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом обусловлено нарушениями в личностном развитии и познавательной сфере, а также неблагоприятным влиянием социальных факторов. Формирование самооценки у детей с дефицитарным дизонтогенезом отстает от нормы и характеризуется неустойчивостью, противоречивостью и неадекватностью. Младшие школьники с дефицитарным дизонтогенезом не могут критично оценивать себя и не осознают свое «Я» на достаточном уровне.
Таким образом, необходимость своевременной и систематической коррекционной работы по формированию самооценки у младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом определяют актуальность выбранной темы.
Цель исследования: исследовать особенности самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Объект исследования: самооценка детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности самооценки детей с дефицитарным дизонтогенезом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем,что уровень самооценки детей младшего школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом более завышен, чем самооценка детей с норамотипичным развитием, что связано с неадекватной оценкой своих возможностей.
Задачи исследования:
1. Вести изучение феномена самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом.
З.Определить этапы, методики и методы исследования, дать характеристику выборке. Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
4. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции самооценки младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом.
Экспериментальная база исследования. В данном исследовании принимали участие младшие школьники обучающиеся в учебных заведения города Уфа и поселка Серафимовский всего 45 детей (3 группы по 15 человек), младшего школьного возраста.
Распределение выборки было следующим:
- контрольную группу сформировали учащиеся МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский (КГ 1). Все дети с условной нормой развития без ограниченных возможностей здоровья;
- экспериментальные группы были составлены из обучающихся Образовательных учреждений СКОШИ для слепых и слабовидящих № 28 (ЭГ 1) и СКОШИ № 30 для слепых и слабослышащих (ЭГ 2) - дети восьмилетнего возраста с дефицитарным дизонтогенезом (далее - ДД).
Методы исследования:
- теоретические (анализ методической, а также психологопедагогической литературы; изучение и анализ нормативных документов, обобщение психолого-педагогического опыта по данной проблеме исследования; моделирование);
- эмпирические (наблюдение, тестирование и психологопедагогический эксперимент);
- методы математической статистики: использовался критерий
сравнения средних значений по Стьюденту, корреляционный анализ по К.Пирсон.
В настоящем исследовании использовался ряд теоретических и эмпирических методов.
Среди теоретических методов - анализ научной литературы в области педагогической психологии.
Эмпирические методы предполагают планирование, организацию и проведение эмпирического исследования.
Психодиагностический метод является основным методом сбора эмпирической информации в предполагаемом исследовании. Таким образом, в нашем исследовании использовались методики:
- Тест «Лесенка» (В.Щур)
- Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ: электронная таблица EXCEL корпорации Microsoft, текстовый редактор Word корпорации Microsoft, статистический пакет STATISTIKA 10.0 корпорации StatSoft. Обработка включала следующие методы статистической обработки данных:
1. Для выявления достоверных различий по показателям групп (норма или ДД) использовался критерий сравнения средних значений по Стьюденту;
2. Для выявления значимых взаимосвязей статуса, самооценки и успешности младшего школьника в группе использовался корреляционный анализ по К.Пирсон
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важность гуманизации взаимоотношений детей младшего школьного
возраста в группе для их результативного обучения и их истинная
конфликтность, важность самооценки личности в процессе развития навыков
социального поведения у младших школьников и отсутствием достаточных
средств и способов решения этой проблемы в практической работе
преподавателя определяют актуальность проблемы работы.
Теоретико-эмпирическое исследование позволило сделать следующие
выводы:
1. Самооценка - это система, в которую входят: когнитивный,
эмоциональный и поведенческий компоненты; самооценка - это
деятельность, представляющая оценку внутренней опосредованности,
произвольности, устойчивости; показателями самооценки как деятельности
является сознательность психической деятельности, внутренняя
опосредованность, произвольность и самостоятельность деятельности
самооценивания, постоянство самооценки; показателями самооценки, как
системы, можно назвать полноту и обусловленность самооценки,
рефлексивность (как умение оценивать себя на основе анализа субъективных
и объективных знаний), надежность и действенность самооценки;
2. Существенными особенностями самооценки младших школьников
можно назвать формирование когнитивного компонента, обусловленность
уровня самооценки оценкой обучения, обобщенная и более устойчивая
самооценка в сравнении с дошкольным возрастом.
3. Насыщенное установление товарищеских отношений, усвоение
детьми навыков социальной взаимности, которая является главной из задач
развития, возникновение потребности в статусе, обусловленность статуса
отношением преподавателя к младшему школьнику и определяют в
совокупности особенности взаимоотношений и статуса детей в группе.68
4. Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте
начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, вне
ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе.
Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт
его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная
инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки
зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в
соответствии с социальными нормами.
5. С целью выявления и изучения самооценки младшего школьника,
было проведено исследование. В данном исследовании принимали участие
младшие школьники обучающиеся в учебных заведения города Уфа и
с.Серафимовский, всего 60 детей (3 группы по 15 человек), младшего
школьного возраста.
Распределение выборки было следующим:
- контрольные группы сформировали учащиеся МБОУ СОШ №1
с.Серафимовский (КГ 1). Все дети с условной нормой развития без
ограниченных возможностей здоровья;
- экспериментальные группы были составлены из обучающихся
Образовательных учреждений СКОШИ для слепых и слабовидящих № 28
(ЭГ 1) и СКОШИ № 30 для слабослышащих (ЭГ 2) - дети восьмилетнего
возраста с дефицитарным дизонтогенезом (далее – ДД).
Анализ существующих психодиагностических методов позволил
включить в методику диагностики самооценки личности младшего
школьника тест «Лесенка» (В.Щур), а также методику изучения самооценки
личности (Дембо-Рубинштейн).
Результаты выполнения методик, направленных на выявление
особенностей самооценки, детьми, участвующими в исследовательской
работе, следующие: можно сделать выводы, что у большинства детей всех
групп преобладает завышенная самооценка, что свидетельствует о
несформированном когнитивном компоненте самооценки. Завышенная69
самооценка характерна для детей первых классов. К более старшему возрасту
у нормотипичных детей самооценка должна быть сформирована и быть в
пределах нормы.
Анализ итогов исследования показал, что в реальном процессе
обучения, оценочная позиция, которая складывается у детей младшего
школьного возраста, в большей степени зависит от степени сфомированности
качественных показателей личности, от объективного оценивания своих
возможностей.
Проведенное исследование позволяет подтвердить положения
гипотезы исследования. Таким образом уровень самооценки детей младшего
школьного возраста с дефицитарным дизонтогенезом более завышен, чем
самооценка детей с норамотипичным развитием, что связано с неадекватной
оценкой своих возможностей.
Данные утверждения и составляют основные особенности взаимосвязи
самооценки детей младшего школьного возраста в группе.
Завышенная и заниженная самооценка детей с дефицитарным
дизонтогенезом требует самого пристального внимания со стороны
педагогов и родителей. Дети данной категории нуждаются в коррекционнопрофилактических мероприятиях, направленных на формирование
адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и
интеграции в обществе.
Для правильного развития самооценки младших школьников с
дефицитарным дизонтогенезом необходимо тщательно следить за ее
уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования.
Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников с
дефицитарным дизонтогенезом было наиболее продуктивным, педагоги в
своей работе должны придерживаться некоторых правил. Обучение таких
детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и
коррекционную направленность. Это реализуется, прежде всего, в70
содержании учебного материала и в соответствующей организации
деятельности учащихся в школе и вне ее.
Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в
содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть
успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому
обучение младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом должно
носить коррекционно-развивающий характер.
Среди педагогических условий развития адекватной самооценки
младших школьников с дефицитарным дизонтогенезом необходимо особо
выделить обучение ребенка умению учиться - умению видеть настоящие
учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом
содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки
зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для
восприятия.
Соблюдение принципов систематичности и последовательности
обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно.
Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо
широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать
сознательность и активность самих учащихся.


Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян - Саратов:
Научная книга, 2015. - 127 с.
2. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:
Пособие для психологов и специалистов / Н.В. Бабкина - М.: Айрис-Пресс,
2014 - 32 с.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта,
Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с
задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская - М.: Когито-Центр,
2014. - 192 с.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология:
Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. -
526 с.
6. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов.
Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер,
2013. - 624 с.
7. Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей / О.В. Боровик, С.Д. Забрамная - М.:
Владос, 2003 (переиздана в 2008) - 56 с.
8. Бороздина Л.В. Что такое самооценка: учебное пособие / Л.В.
Бороздина - М.: Акрополь, 2010. - 322 с.
9. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте /
И.С. Быкова - Оренбург:Оренбургскаягосударственнаямедицинская
академия, 2013. - 162 с.
10. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков /
Ж.Г. Василькова - Красноярск:Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. - 156 с.72
11.Винник М.О. Задержка психического развития у детей:
методологическиепринципы итехнологии диагностической икоррекционной
работы / М.О. Винник - Рн/Д: Феникс, 2016. - 154 с.
12. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015.
- 724 с.
13. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной
психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев
В.,2015.- 256 с.
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
15. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное
пособие для студентов учреждений сред.проф. образования / М.Н. Гуслова. -
М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б.
Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
17. Долгова В.И. Актуальные проблемы психолого-педагогического
сопровождения личности / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская, Н.А.
Непомнящая - Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016.
- С. 1-8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://e- koncept/ru/2016/4670.
htm
18. Драпкин Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии
материнской любви) / Б.З. Драпкин. - М.: ДеЛипринт, 2005. - 260 с.
19. Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие / А.П.
Егидес. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 320 с.
20. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И.
Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
21. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии:
Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -
192 с.73
22. Журдина О.А. Дети с задержкой психического развития:
подготовка к школе / О.А. Журдина, Н.В. Краснощекова - Рн/Д.: Феникс,
2016. - 157 с.
23. Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с
ограниченными возможностями / Н.Ю. Зеленина - Пермь: Пермский
государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 46 с.
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений /
Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
25.Исаева Т.Н. Изучаем обучая:Дети с ограниченнымивозможностями:
Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной
умственной отсталостью / Т.Н. Исаева, С.Д. Забрамная - М.: Сфера, 2016. -
112 с.
26. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская
- Спб.: Питер, 2008. - 179 с.
27. Капустин С.А. Экзистенциальный критерий нормальности и
аномальности личности в классических направлениях психологии и
психотерапии / С.А. Капустин. - М.: Когито-Центр, 2013. - 101 с.
28. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и
патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция /Я.Л.
Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов - Спб.: Питер, 2014. - 480 с.
29. Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР /
И.А. Конева - Н.: Новгород, 202. - 217 с.
30. Котова И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова,
О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 с
31. Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф.
Бурлачук,А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ.и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук. -
СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
32. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И.
Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ