ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗОК 10
1.1 Технические характеристики и эксплуатационные показатели
внутрипроизводственного транспорта 10
1.2 Методы организации и планирования материальных потоков на
территории предприятия 28
1.3 Системы оплаты труда и методы внеэкономического стимулирования
работников транспортных подразделений 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 51
ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 54
2.1 Оценка производительности и себестоимости транспортной работы
внутрипроизводственного транспорта 54
2.2 Критерии выбора рационального типа внутрипроизводственного
транспорта в условиях современного производства 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 68
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА 70
3.1 Оценка эффективности системы оплаты труда и стимулирующих
выплат для работников транспортных подразделений 70
3.2 Оценка эффективности методов внеэкономического стимулирования
для работников транспортных подразделений 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 83
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К
ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОК 85
4.1 Выбор рациональной системы оплаты труда с учётом особенностей
эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта 85
4.2 Выбор методов внеэкономического поощрения с учётом принятой системы оплаты труда и психологических особенностей работников .... 93
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном аэропорту внутрипроизводственный транспорт применяется для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, эксплуатационного содержания аэродромов. Его применение непосредственно связано с обеспечением безопасности и регулярности полетов воздушных судов.
Наземное обслуживание является одним из наиболее сложных и трудоёмких процессов обеспечения полётов в гражданской авиации. От организации процесса зависят экономические результаты всех участников: авиаперевозчика, аэропорта, сторонних обслуживающих компаний.
На сегодняшний день к основным проблемам эффективности работы внутрипроизводственного транспорта следует отнести: значительный уровень износа внутрипроизводственного транспорта, высокий уровень затрат на содержание парка внутрипроизводственного транспорта, несовершенная система управления, отсутствие должного планирования, организации и контроля работы внутрипроизводственного транспорта, а также низкая производительность вследствие слабой системы мотивации персонала, в том числе социально-экономического характера.
Вышесказанное говорит об актуальности и перспективности темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросы оплаты труда, трудовой мотивации и стимулирования персонала, как материального, так и внеэкономического, посвящены научные труды отечественных и зарубежных авторов. Так, общие вопросы оплаты труда рассматривались в трудах таких авторов как: А.А. Данилюк, Д.Р. Матвеева, Т.А. Фролова, В.А. Шахова и т.д., внеэкономического (нематериального) стимулирования: М.С. Агафонова, Я.А. Елфимова, А.С. Болотин и т.д.; особенностям работы внутрипроизводственного транспорта посвящены труды таких авторой как: Т.В. Алесинская, В.В. Анохин, Л.Л. Афанасьев,
С.И. Барановский, Д.П. Великанов, А.О. Веселова, А.И. Воркут, В.И. Г оршенин, П.А. Дроздов, Ю.М. Ельдештейн, И.М. Максимов и др.
В тоже время комплексных исследований, посвященных проблемам обеспечения эффективной работы внутрипроизводственного транспорта путем реализации комплекса социально-экономических мероприятий фактически нет. Отсутствие теоретической и практической разработанности проблемы обеспечения эффективной работы внутрипроизводственного транспорта путем реализации комплекса социально-экономических мероприятий обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Целью магистерской диссертации является выбор рациональной системы оплаты труда с учётом особенностей эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта, а также методов внеэкономического поощрения с учётом принятой системы оплаты труда и психологических особенностей работников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать факторы производственного процесса, определяющие эффективность внутрипроизводственных перевозок АО Аэропорт «Бегишево»;
- изучить технико-экономические аспекты организации работы внутрипроизводственного транспорта;
- рассмотреть социально-психологические аспекты организации работы внутрипроизводственного транспорта;
- на основе проведенного теоретического анализа по исследуемой проблеме разработать комплексный подход к повышению эффективности перевозок АО Аэропорт «Бегишево» посредством реализации комплекса социально-экономических мероприятий.
Объект исследования - комплекс социально-экономических мероприятий реализуемых АО Аэропорт «Бегишево» среди работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на внутрипроизводственном транспорте.
Предмет исследования - выбор рациональной системы оплаты труда с учётом особенностей эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта, а также методов внеэкономического поощрения с учётом принятой системы оплаты труда и психологических особенностей работников.
Научно-методической основы диссертации. В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания, а также методы системного, экономико-статистического, логического, сравнительного анализа, экспертных оценок и ранжирования.
Достоверность основных положений и выводов диссертации подкрепляется экспериментальными расчётами.
Информационную основу диссертационного исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации по изучаемой проблеме, аналитические обзоры в специализированных научных изданиях и деловой печати, информация, собранная и систематизированная автором на предприятиях, выбранных для проведения исследования, а также сведения, содержащиеся в средствах массовой информации.
Научная новизна:
1) раскрыты особенности производственного процесса, определяющего эффективность внутрипроизводственных перевозок;
2) выделены особенности технико-экономических и социальнопсихологических аспектов организации работы внутрипроизводственного транспорта;
3) разработана система оплаты труда с учётом особенностей эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта;
4) определены критерии разработанной системы оплаты труда работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на
внутрипроизводственном транспорте;
5) разработаны методы внеэкономического поощрения работников, осуществляющих свою трудовую деятельность на внутрипроизводственном транспорте с учётом принятой системы оплаты труда и психологических особенностей работников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной с учётом особенностей эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта системы оплаты труда, а также методов внеэкономического поощрения, в результате чего за счет стимулирования труда работников внутприоизводственного транспорта повышается эффективность их работы.
Основные положения диссертации были доложены, обсуждены, одобрены и получили таким образом надлежащую апробацию: на двух производственных совещаниях АО Аэропорт «Бегишево».
На защиту выносятся:
- обоснование выбора рациональной системы оплаты труда с учётом особенностей эксплуатации различных типов внутризаводского транспорта;
- социально-экономические рекомендации по разработке и использованию методов внеэкономического поощрения с учётом принятой системы оплаты труда и психологических особенностей работников.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Ганеева Е.В. Проблемы эффективности работы внутрипроизводственного транспорта предприятия и пути их разрешения (на примере АО «Аэропорт «Бегишево») // «X Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2018; Набережные Челны). Всерос. научн.-практ. конф. «X Камские чтения», 23 ноября 2018 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр
Набережночелнинского института КФУ, 2018. - 1014 с. - С. 218-223.
2. Ганеева Е.В. Влияние оплаты труда на надежность водителей внутрипроизводственного транспорта // Организация и безопасность дорожного движения: Материалы ХП Национальной научно-практической конференции с международным участием (14 марта 2019 г.). В 2 т. Т. 2. / отв. ред. Д. А. Захаров. - Тюмень: ТИУ, 2019. - 324 с. - С. 131-135.
1. Внутрипроизводственный транспорт - транспорт, который обеспечивает перемещение между цехами, участками, составами и иными структурными подразделениями предприятиями грузов производственного характера (сырья, материалов, топлива, готовой продукции, отходов и т.д.), а также осуществляет иные операции, обусловленные производственным процессом.
2. Особенности внутрипроизводственного транспорта определяются спецификой производственного процесса предприятия. Так, специфика применения внутрипроизводственного транспорта аэропорта обусловлена особенностями его деятельности. В современном аэропорту внутрипроизводственный транспорт применяется для технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, эксплуатационного содержания аэродромов. Его применение непосредственно связано с обеспечением безопасности и регулярности полетов воздушных судов.
3. Классифицировать автопарк внутрипроизводственного транспорта аэродрома можно следующим образом: транспортные средства без дополнительного оборудования, работа во время движения и стоянки; транспортные средства с дополнительным оборудованием, работа во время стоянки; транспортные средства с дополнительным оборудованием, работа во время движения.
4. Выбор тех или других средств внутризаводского транспорта - процесс очень сложный. В процессе формирования и совершенствования транспортного хозяйства предприятия выбор внутрипроизводственного транспорта осуществляется с учетом особенностей предприятия и его структурных подразделений, а также условий их работы, определяемых технологическими и организационными особенностями обслуживаемого ими производственного процесса.
5. Наиболее рациональной и приемлемой системой оплаты труда в
современных условиях является грейдовая система оплаты труда. Именно грейдовая система способно при определении размера оплаты труда учесть не только специфику деятельности аэропорта в целом, но и особенности эксплуатационных характеристик различных типов
внутрипроизводственного транспорта.
6. К основным факторам для построения рациональной системы оплаты труда работников внутрипроизводственного транспорта с учетом особенностей эксплуатации различных типов внутрипроизводственного транспорта следует отнести сложность управления внутрипроизводственным транспортом; специфика работы (работа в движении или во время стоянки); грузоподъемность внутрипроизводственного транспорта; наличие дополнительного оборудования; степень ответственности (значимость).
7. К способам внеэкономического поощрения работников,
осуществляющих свою трудовую деятельность на внутрипроизводственном транспорте следует отнесли: награждение
Почетной грамотой; объявление благодарности (благодарность в приказе); признание заслуг лучших работников - фотографии работников на стенде «Твои лица, аэропорт» («Гордость и слава аэропорта», «Витрина успеха» или «Доска почета»); опубликование статей о достижениях работника во внутренней прессе предприятия; предоставление дополнительного отгула (предоставление свободного времени); предоставление дополнительных дней к отпуску.
8. Источниками появления экономического эффекта от внедрения системы нематериального стимулирования персонала будут: снижение текучести кадров и уменьшение связанных с ними рисков для организации; снижение издержек на поиск и подбор персонала; рост производительности труда; повышение качества работ; достижения экономии всех видов материальных ресурсов; укомплектованность кадрами. Экономический эффект от внедрения разработанного комплексного подхода к повышению эффективности работы внутрипроизводственного транспорта проявляется в повышении прибыли организации, средней заработной платы работников, а соответственно повышении зарплатоотдачи и снижении зарплатоемкости.
9. Социальный эффект от внедрения системы нематериального стимулирования персонала будет достигаться за счет: высокого качества трудовой жизни работников; повышения удовлетворенности трудом персонала; благоприятного социально-психологического климата; лояльности и приверженности персонала компании.