Уголовно-правовая характеристика бандитизма и его отграничение от смежных составов преступлений
|
Введение 9
Глава I. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современные реалии.
§1. История развития уголовной ответственности за бандитизм 12
§2. Уголовно-правовое понятие бандитизма 23
§3. Современные методы борьбы с бандитизмом 26
Глава II. Юридическая характеристика бандитизма по действующему законодательству.
§1. Объективные признаки бандитизма 31
§2. Субъективные признаки бандитизма 36
§3. Квалифицирующие признаки бандитизма 41
Глава III. Проблемы квалификации бандитизма: отграничение от смежных составов и квалификация по совокупности с иными деяниями.
§1. Бандитизм и разбой 45
§2. Бандитизм и убийство 53
§3. Бандитизм и иные умышленные деяния: бандитизм и организация
преступного сообщества, бандитизм и вымогательство 58
Заключение 61
Список используемой литературы
Глава I. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современные реалии.
§1. История развития уголовной ответственности за бандитизм 12
§2. Уголовно-правовое понятие бандитизма 23
§3. Современные методы борьбы с бандитизмом 26
Глава II. Юридическая характеристика бандитизма по действующему законодательству.
§1. Объективные признаки бандитизма 31
§2. Субъективные признаки бандитизма 36
§3. Квалифицирующие признаки бандитизма 41
Глава III. Проблемы квалификации бандитизма: отграничение от смежных составов и квалификация по совокупности с иными деяниями.
§1. Бандитизм и разбой 45
§2. Бандитизм и убийство 53
§3. Бандитизм и иные умышленные деяния: бандитизм и организация
преступного сообщества, бандитизм и вымогательство 58
Заключение 61
Список используемой литературы
В уголовном кодексе Российской Федерации в части 1 статьи 209 закреплено понятие «бандитизм», которое означает «создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой» . За произошедшие в последние годы экономические, политические и социально-правовые изменения в стране привели к значительному росту безработицы, к снижению общего благосостояния населения. Такие изменения, в первую очередь, подтолкнули к тому, что изменилась структура организованной преступности. Она стала наиболее устойчивой. Об этом и говорит тот факт, что на фоне уменьшения числа преступлений, совершаемых в составе группы, в течение нескольких лет росло количество регистрируемых деяний, совершаемых организованным группами и преступными сообществами.
Но, несмотря на это, количество преступлений, регистрируемых по статье 209 Уголовного Кодекса Российской Федерации, снижается. Так, согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за весь рассматриваемый период с 1997 по 2018 г. Количество фактов бандитизма сократилось на 50,8%, а за последние пять лет - на 57,4% .
Однако, хочется отметить, что статистические данные далеки от реального состояния данного преступления, которое имеет высокую латентность. В большинстве случаев на показатели влияют временные промежутки между моментами совершения вооруженных нападений банды и выявлением ее участников, а также ослабление борьбы с бандитизмом.
Органы предварительного следствия всегда сталкиваются с некоторыми трудностями при квалификации бандитизма в процессе его доказывания. Что и ведет к снижению процента раскрываемости бандитизма и повышения процента оправдания по ст. 209 УК РФ при рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции. Поэтому не менее важным остается вопрос разграничении бандитизма от других смежных по составу преступлений, таких как разбой, убийство, организация умышленного преступного сообщества и другие.
Противоречивость следственно-судебной практики обусловлена отсутствием детальной уголовно-правовой регламентации признаков банды, среди которых следует отметить ее количественный состав, устойчивость, вооруженность, нападение на граждан и организации как цель объединения ее участников. В этой связи возрастает интерес ученых к научной оценке бандитизма через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие по-прежнему остается одной из эффективных предупредительных мер.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы уголовно-правовых и криминологических аспектов предупреждения бандитизма.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в сфере предупреждения бандитизма, а также связанные с этим проблемы уголовно-правового и криминологического характера.
Предмет исследования составляют уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за бандитизм, нормы о соучастии в преступлении; проблемы квалификации бандитизма и отграничения его от смежных составов преступлении; современные тенденции бандитизма.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования проблем, связанных с установлением в уголовном законе ответственности за бандитизм, сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование уголовного законодательства и практики его применения, а также разработать меры предупреждения бандитизма.
Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Исследовать объективные и субъективные признаки состава бандитизма по действующему уголовному законодательству и выявить проблемы, возникающие при его квалификации, а также уточнить понятие «банда
2. Выявить основные тенденции бандитизма и предложить современную классификацию типов банд;
3. Дать общую криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления в составе банд, раскрыть их. мотивацию и на основе полученных новых знаний составить криминологический портрет личности преступника — участника банды;
4. Разработать предложения по изменению редакции норм ст. 35 и 209 УК РФ, а также по совершенствованию практики их применения.
Но, несмотря на это, количество преступлений, регистрируемых по статье 209 Уголовного Кодекса Российской Федерации, снижается. Так, согласно данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за весь рассматриваемый период с 1997 по 2018 г. Количество фактов бандитизма сократилось на 50,8%, а за последние пять лет - на 57,4% .
Однако, хочется отметить, что статистические данные далеки от реального состояния данного преступления, которое имеет высокую латентность. В большинстве случаев на показатели влияют временные промежутки между моментами совершения вооруженных нападений банды и выявлением ее участников, а также ослабление борьбы с бандитизмом.
Органы предварительного следствия всегда сталкиваются с некоторыми трудностями при квалификации бандитизма в процессе его доказывания. Что и ведет к снижению процента раскрываемости бандитизма и повышения процента оправдания по ст. 209 УК РФ при рассмотрении уголовных дел в кассационной инстанции. Поэтому не менее важным остается вопрос разграничении бандитизма от других смежных по составу преступлений, таких как разбой, убийство, организация умышленного преступного сообщества и другие.
Противоречивость следственно-судебной практики обусловлена отсутствием детальной уголовно-правовой регламентации признаков банды, среди которых следует отметить ее количественный состав, устойчивость, вооруженность, нападение на граждан и организации как цель объединения ее участников. В этой связи возрастает интерес ученых к научной оценке бандитизма через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие по-прежнему остается одной из эффективных предупредительных мер.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы уголовно-правовых и криминологических аспектов предупреждения бандитизма.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в сфере предупреждения бандитизма, а также связанные с этим проблемы уголовно-правового и криминологического характера.
Предмет исследования составляют уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за бандитизм, нормы о соучастии в преступлении; проблемы квалификации бандитизма и отграничения его от смежных составов преступлении; современные тенденции бандитизма.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе исследования проблем, связанных с установлением в уголовном законе ответственности за бандитизм, сформулировать и обосновать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование уголовного законодательства и практики его применения, а также разработать меры предупреждения бандитизма.
Достижение указанной цели обусловило постановку и последовательное решение следующих основных задач:
1. Исследовать объективные и субъективные признаки состава бандитизма по действующему уголовному законодательству и выявить проблемы, возникающие при его квалификации, а также уточнить понятие «банда
2. Выявить основные тенденции бандитизма и предложить современную классификацию типов банд;
3. Дать общую криминологическую характеристику лиц, совершивших преступления в составе банд, раскрыть их. мотивацию и на основе полученных новых знаний составить криминологический портрет личности преступника — участника банды;
4. Разработать предложения по изменению редакции норм ст. 35 и 209 УК РФ, а также по совершенствованию практики их применения.
В научной литературе уже поднимался вопрос о признании статьи 209 УК РФ утратившей силу, однако эта позиция не слишком убедительна, поскольку законодатель идёт по пути создания новых составов. Следует также отметить, что сохранение в уголовном законе нормы о бандитизме укладывается в рамки мировой законодательной практики конструирования усеченных составов наиболее опасных преступлений. Необходимо лишь устранить противоречия, возникшие в результате реформирования уголовного законодательства, и противоречивой правоприменительной практики. Изменение претерпела социальная оценка бандитизма. Так, с принятием УК РСФСР 1926 г. бандитизм становится составным преступлением, которое не требует дополнительной квалификации по иным статьям, но в конце пятидесятых годов прошлого века складывается судебная практика, которая рекомендует хищение имущества, совершенное при обстоятельствах, указанных в статье 593 УК РСФСР, квалифицировать в совокупности с соответствующими статьями Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. Однако, 25 октября 1959 года Пленум Верховного Суда СССР отменил данное правило квалификации бандитизма в совокупности с конкретными нападениями. Подход к квалификации бандитизма, подразумевающий отказ от совокупности, сохраняется и с принятием УК РСФСР 1960 г. Прежние правила квалификации бандитизма были изменены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 9 «О судебной практике по делам о бандитизме». В нем было сказано, что ст. 77 УК РСФСР, устанавливающая ответственность за организацию вооруженных банд, участие в них и в совершаемых ими нападениях, не предусматривает ответственности за возможные последствия преступных действий вооруженных банд, поэтому преступные последствия нападений, образующие самостоятельный состав тяжкого преступления, требуют дополнительной квалификации. А постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», принятое уже во время действия УК РФ, закрепили новое правило: теперь все преступления, совершенные бандой, должны квалифицироваться по совокупности со статьей 209 УК РФ.
В настоящее время наблюдается противоречивая практика понимания признака вооруженности организованной группы. Примерами этого являются случаи признания этого признак при использовании организованными преступными группами в процессе нападения травматического оружия и (или) электрошоковых устройств. В связи с этим представляется необходимым изменение абзаца 1 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» и изложения его в следующей редакции: «Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного оружия, холодного, метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, газового и пневматического оружия, а также электрошоковых устройств и искровых разрядников». Проведенное исследование уголовной ответственности за бандитизм позволяет внести следующие предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с деятельностью банд уголовно-правовыми средствами. Во-первых, имеется объективная необходимость снижения до 14 лет минимального возраста уголовной ответственности за участие в банде, поскольку сейчас за участие в террористическом сообществе и за участие в незаконном вооруженном формировании ответственность наступает с 14 лет, хотя не снижен возраст наступления ответственности для участников банды. Такая позиция представляется противоречивой: законодатель считает ребёнка способным в 14 лет осознать опасность и все «политико-идеологические» цели ведения террористической деятельности, но не способным понять опасность участия в банде. Аргументом в пользу снижения минимального возраста уголовной ответственности за бандитизм до 14 лет служит и тот факт, что большинство преступлений, которые совершает банда, уже перечислены в части второй статьи 20 УК РФ. Подавляющее число преступлений, совершенных бандами, - это грабежи, разбойные нападения и убийства, в совершении которых иногда участвуют и несовершеннолетние. В связи с этим предлагается дополнить часть вторую статьи 20 УК РФ: «участие в банде». Во-вторых, современное законодательство и практика считает бандитизм формальным составом преступления. Фактически «бандитом» признаётся лицо, не входящее в банду и не участвовавшее в её организации и руководстве, лишь потому, что оно участвует в конкретном нападении. Представляется, что указание в диспозиции ч. 2 ст. 209 УК на участие в совершаемых бандой нападениях противоречит принципу справедливости, следовательно, из диспозиции ч. 2 ст. 209 УК целесообразно исключить слова: «или в совершаемых ею нападениях». Действия лица, участвующего в нападении, необходимо квалифицировать по соответствующим статьям УК с учетом признака совершения организованной группой, либо при квалификации делать со ссылку на п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ. В-третьих, установлено несоответствие современной социально-политической оценки наказуемости уголовно-правового запрета бандитизма с его оценкой юридической. В связи с этим обосновывается необходимость снижения предусмотренных санкцией минимальных сроков лишения свободы. Так, для организаторов и руководителей банды наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, а для участников банды — в виде лишения свободы на срок от 3 до 9 лет. Согласуется с предложенной санкцией и практика назначения наказания, поскольку данные статистики назначения наказания показывают, что 59% осуждённым по статье 209 УК РФ наказание было назначено ниже низшего предела.
В настоящее время наблюдается противоречивая практика понимания признака вооруженности организованной группы. Примерами этого являются случаи признания этого признак при использовании организованными преступными группами в процессе нападения травматического оружия и (или) электрошоковых устройств. В связи с этим представляется необходимым изменение абзаца 1 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» и изложения его в следующей редакции: «Обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного оружия, холодного, метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, газового и пневматического оружия, а также электрошоковых устройств и искровых разрядников». Проведенное исследование уголовной ответственности за бандитизм позволяет внести следующие предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с деятельностью банд уголовно-правовыми средствами. Во-первых, имеется объективная необходимость снижения до 14 лет минимального возраста уголовной ответственности за участие в банде, поскольку сейчас за участие в террористическом сообществе и за участие в незаконном вооруженном формировании ответственность наступает с 14 лет, хотя не снижен возраст наступления ответственности для участников банды. Такая позиция представляется противоречивой: законодатель считает ребёнка способным в 14 лет осознать опасность и все «политико-идеологические» цели ведения террористической деятельности, но не способным понять опасность участия в банде. Аргументом в пользу снижения минимального возраста уголовной ответственности за бандитизм до 14 лет служит и тот факт, что большинство преступлений, которые совершает банда, уже перечислены в части второй статьи 20 УК РФ. Подавляющее число преступлений, совершенных бандами, - это грабежи, разбойные нападения и убийства, в совершении которых иногда участвуют и несовершеннолетние. В связи с этим предлагается дополнить часть вторую статьи 20 УК РФ: «участие в банде». Во-вторых, современное законодательство и практика считает бандитизм формальным составом преступления. Фактически «бандитом» признаётся лицо, не входящее в банду и не участвовавшее в её организации и руководстве, лишь потому, что оно участвует в конкретном нападении. Представляется, что указание в диспозиции ч. 2 ст. 209 УК на участие в совершаемых бандой нападениях противоречит принципу справедливости, следовательно, из диспозиции ч. 2 ст. 209 УК целесообразно исключить слова: «или в совершаемых ею нападениях». Действия лица, участвующего в нападении, необходимо квалифицировать по соответствующим статьям УК с учетом признака совершения организованной группой, либо при квалификации делать со ссылку на п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ. В-третьих, установлено несоответствие современной социально-политической оценки наказуемости уголовно-правового запрета бандитизма с его оценкой юридической. В связи с этим обосновывается необходимость снижения предусмотренных санкцией минимальных сроков лишения свободы. Так, для организаторов и руководителей банды наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет, а для участников банды — в виде лишения свободы на срок от 3 до 9 лет. Согласуется с предложенной санкцией и практика назначения наказания, поскольку данные статистики назначения наказания показывают, что 59% осуждённым по статье 209 УК РФ наказание было назначено ниже низшего предела.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика бандитизма и его отграничение от смежных составов преступлений
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы уголовно-правовой квалификации разбоя и его отличие от смежных составов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Бандитизм (209 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая характеристика ч.1 ст.209 УК РФ (бандитизм) (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно - правовая характеристика бандитизма
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - Бандитизм: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Разбой: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023



