ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
1.1. Понятие толерантности к неопределенности в психологии
1.2. Представление о ценностно-смысловой сфере личности
1.3. Гендерная специфика личностной жизнедеятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерной специфики взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Сравнение толерантности к неопределенности мужчин и женщин
2.3. Гендерная специфика содержательных и динамических
характеристик ценностно-смысловой сферы личности
2.3.1. Сравнение параметров важности, доступности ценностей и
их соотношения в экспериментальных группах
2.3.2. Сравнение типов смыслообразования в контексте
личностных ценностей в группах мужчин и женщин
2.4. Гендерная специфика взаимосвязи толерантности к
неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
2.4.1. Особенности взаимосвязи толерантности к
неопределенности с характеристиками ценностно-смысловой сферы в группах мужчин и женщин
2.4.2. Сравнение параметров соотношения важности и
доступности ценностей в группах мужчин и женщин с высоким и низким уровнем толерантности к неопределенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной психологии, в связи с высоким темпом современной жизни, большим потоком информации в обществе, отсутствием контроля и зачастую невозможностью влияния или управления событиями, неуклонно растет необходимость изучения феномена толерантности к неопределенности личности. Социальная реальность, проявляющаяся социальной нестабильностью, предъявляет высокие требования к субъекту в плане активности (Г.М. Андреева, 2010).
Вместе с тем в процессе перемен также подвергаются изменениям и прежние ценностно-смысловые ориентиры. Отсюда продолжает поддерживаться интерес к ценностно-смысловой сфере личности, и как на основе меняющихся ценностных ориентаций, личность способна приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям, выбирать те или иные стратегии поведения и от чего они могут зависеть (Д. МакЛейн, 1993).
В связи с чем особое место занимает содержательная и динамическая стороны ценностно-смысловой сферы личности, как регулятора практической деятельности поскольку современному обществу необходим человек с четкими личными и профессиональными целями, устойчивый к изменениям и способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими (А.Д. Леонтьев, 1999; Т.В. Корнилова, 2012).
Введение в психологию понятия «толерантность к неопределенности» проявилось как необходимость объяснения тех или иных стратегий поведения личности в неопределенных ситуациях, которые проявляются в устойчивости личности и готовности преодолевать их или избегании сложностей.
В этой связи актуальной задачей выступает изучение толерантности к неопределенности, ее особенностей и выявление значимых взаимосвязей данного феномена с другими психическими явлениями личности.
Несмотря на важность изучения данной проблемы в настоящее время, в психологии не в полной мере изучены возможные детерминанты толерантности или интолерантности личности, какие взаимосвязи внутри личности обуславливают ее устойчивость к неопределенным ситуациям либо подталкивают на избегание нового, имеются ли различия этой устойчивости между мужчинами и женщинами, что составляет проблему исследования.
В связи с этим теоретической актуальностью данной работы выступает выявление возможных гендерных особенностей толерантности к неопределенности и взаимосвязей толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности, что возможно послужит эвристическим ресурсом для дальнейших психологических исследований.
Практическую актуальность темы определяет необходимость изучения взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловыми структурами личности, играющими ключевую роль в регуляции человеком своей жизнедеятельности, а также выявление гендерной специфики данной взаимосвязи.
Данные исследования необходимы для ориентации практикующего психолога в причинах неудовлетворенности жизнью личности у мужчин и женщин, внутриличностных конфликтов и проблемах с самореализацией, а также для применения этих знаний в психологическом консультировании.
Объектом исследования явились толерантность к неопределенности и ценностно-смысловая сфера личности, а предметом - гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности.
В качестве основной гипотезы исследования выступает следующее предположение: существуют гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей толерантности к неопределенности и ценностно-смысловой сферы личности и гендерных особенностей их взаимосвязи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа проблемы толерантности к неопределенности, а также содержательных и динамических аспектов личностных ценностей обосновать основные гипотезы эмпирического исследования;
2. Выявить гендерную специфику толерантности к неопределенности личности в экспериментальной выборке;
3. Определить гендерные особенности параметров важности, доступности и рассогласованности ценностей личности;
4. Определить гендерную специфику типов смыслообразования в контексте личностных ценностей;
5. Выявить гендерную специфику взаимосвязи ценностно-смысловой сферы с толерантностью к неопределенности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили деятельностный подход к пониманию личности и ценностно-смысловой сферы (Д.А. Леонтьев), представление о ценностях как высшем уровне регуляции поведения и деятельности (В.В. Столин, Р.Х. Шакуров, М.Г. Рогов, В.А. Ядов, Б.С. Алишев), представление о типах смыслообразования в контексте личностных ценностей (Н.Р. Салихова).
Методы исследования и обработки материала включали в себя: логикотеоретический анализ проблемы, тестовый метод сбора данных, методы математической обработки данных (статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, ранговый корреляционный анализ Спирмена), методом организации исследования явилось квазиэкспериментальное исследование.
В качестве основного эмпирического инструментария использовались следующие методики: методика ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Е.Б. Фантоловой (ранжирование 12 терминальных ценностей по критериям важности и доступности), методика шкал толерантности к неопределённости MSTAT-1 Д. МакЛейна, адаптированная Е.Г. Луковицкой (1998) и Е.Н. Осиным (2004).
В исследовании принимали участие 122 аспиранта, разделенных на группы мужчин и женщин в количестве 57 и 65 человек соответственно, в возрасте от 22-26 лет Казанского университета.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений общим объемом 61 машинописных листов.
На этапе теоретического анализа было выяснено, что на сегодняшний день конструкт толерантности к неопределённости личности, его гендерные особенности и взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности, в отечественной психологии остаются малоизученными. Результаты настоящего эмпирического исследования, направленного на изучение данной сферы, подтверждают первоначально выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Гендерные особенности толерантности к неопределенности проявляются в таких сферах как отношение к сложным задачам и неопределенным ситуациям, где мужчины проявляют себя более устойчивыми, чем женщины. При делении респондентов на контрастные группы по уровню толерантности к неопределенности показатель отношения к сложным задачам подтвердился только у низкотолерантных респондентов. У высокотолерантных респондентов значимых различий между мужчинами и женщинами не выявлено, результаты высоки и равны. По шкалам «Отношение к неопределенным ситуациям», «Предпочтение к неопределенности», «Избегание неопределенности» и «Общий балл толерантности к неопределенности» различия не достигли уровня статистической значимости.
2. Обнаружена гендерная специфика ценностей по критериям важности, доступности и рассогласованности. Мужчины выше оценивают важность ценностей «Активная, деятельная жизнь» и «Свобода», женщины в свою очередь придают больше важности ценностям «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь». У мужчин и у женщин наблюдается практически одинаковое расположение ценностей в иерархии по критерию важности: наиболее важные - «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Любовь», «Наличие верных друзей», наименее важная «Красота природы и искусства». По критериям доступности и рассогласованности выявлены гендерные различия у ценности «Интересная работа», для женщин доступность этой ценности выше, а также больше рассогласованность; у ценности «Познание», доступность которой значительно выше у мужчин. По остальным ценностям статистически значимых гендерных различий не выявлено.
3. В типах смыслообразования у мужчин и женщин обнаруживаются как моменты отличия, так и моменты сходства в разных сферах. Значимые различия типов смыслообразования выявлены в сферах: интересная работа, где реализуемость больше у женщин; любовь отличается большей барьерностью для мужчин; материально обеспеченная жизнь и наличие хороших друзей, где первая ценность для женщин более барьерная, вторая же более реализуемая; счастливая семейная жизнь, где мужчины чувствуют большую барьерность, чем женщины и творчество, являющееся для мужчин более реализуемым, чем для женщин.
В целом типы смыслообразования у мужчин смещены в сторону барьерности. При этом в индивидуальных индексах смыслообразования у мужчин и женщин различий не обнаружено. Основная гендерная специфика связана с конкретными сферами жизни.
4. Гендерные особенности толерантности к неопределенности зависят от характеристик ценностно-смысловой сферы, при чем у женщин зависимостей больше, чем у мужчин:
- у мужчин толерантность к неопределенности связана с важностью здоровья и доступности любви;
- у женщин наблюдаются взаимосвязи с важностью и доступностью активной деятельной жизни (отрицательная взаимосвязь), познания (положительная по критерию важности, отрицательная по критерию доступности), с важностью здоровья (отрицательная взаимосвязь), с важностью свободы и доступностью любви. Почти со всеми шкалами толерантности к неопределенности наблюдаются зависимости у женщин с доступностью красоты природы и искусства (отрицательная зависимость), уверенности в себе, с важностью творчества и материально обеспеченной жизни (отрицательная зависимость).
5. Гендерные особенности иерархии ценностей зависят от уровня толерантности к неопределенности.
- у высокотолерантных респондентов наблюдаются различия по критерию важности ценности «Материально обеспеченная жизнь» и по критерию доступности ценности «Познание», показатели по которым у мужчин значительно выше;
- у низкотолерантных мужчин и женщин выявлены различия по критериям важности ценности «Свобода», и доступности ценности «Познание», где показатели у мужчин выше, а также по критерию доступности ценности «Интересная работа», где показатель выше у женщин.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, были решены, гипотеза о существовании гендерных особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности подтвердилась.
Полученные результаты имеют практическую пользу, так как могут стать неким ориентиром в работе психологов-практиков, так как современному обществу необходим человек с четкими личными и профессиональными целями, устойчивый к изменениям и способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Кроме того, со временем, высокий уровень толерантности к неопределенности может стать одним из ключевых факторов при построении профессиональной карьеры. Предполагается, что исследования, охватывающие данную область, необходимо продолжать, выявляя зависимости толерантности к неопределенности от других факторов и психических свойств и процессов личности.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672с.
2. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно
функциональный подход). - Автореф. дисс.. - Казань, 2002. - 33с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 360с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320с. (Секреты психологии).
6. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. Избр. педагогические и психологические сочинения. М T.I, 1979, 342 с.
7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии, 1997. - №5. - С. 3-19.
8. Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М., 1977. С. 412.
9. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой //Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: тезисы докладов научной конференции института психологии - М., 1997. - С.48-49.
10. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии, 1993. - №5. - С.99-105.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
12. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация - XXI век, 2002, 344 с.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. Соч. в 6-ти т. - Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - 432с.
14. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-329.
15. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: Новость или психологическая традиция? // Вопр. Психологии. - 2007. - № 6. - С. 3-20.
16. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 164-171.
17. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001. - 992с.: - (Серия «Мастера психологии»).
18. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. -256с.
19. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопр. психологии. 2012. - № 2.
- С. 117-127
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464с.
21. Леонов И.Н. Толерантность к неопред1ленности как психологический
феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурского
университета. УДК 159. 2014. № 4. - с. 43-53.
22. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 4. - с. 35-44.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
- 304 с.
24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл,1993.- 43с.
26. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 173 с.
27. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98
28. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд- во Института практической психологии, 1995.- 365с.
29. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 65-86.
30. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.- практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). С. 254.
31. Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. //Вопросы психологии, 2001. - №6. - С.103-119.
32. Поршнев Б.Ф. Функция выбора - основа личности. //Проблемы
личности/материалы симпозиума. - М., 1969. - с.344-349.
33. Психологический словарь /под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1996.- 183с.
34. Психология человека от рождения до смерти под общей редакцией Реана А. А. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
- Т.1.- 703с.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - 2-е издание. - М., 1976.- С.253-381.
37. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко.
- СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»).
38. Салихова Н.Р. Согласованность и смысловая классификация ценностей /Психология в Казанском университете. Сборник научных трудов/ отв. Ред. Попов Л.М. - Казань: КГУ, 2004. - 282с.
39. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. - Казань: КГУ, 2005. - 127с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 460с.
41. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия - Ленинград, 1990. - 359с.
42. Серый А.В. Ясницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
43. Титма М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания. -
Формирование молодежного сознания. - Таллин, 1978. - 143с.
44. Файнбург Э.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества/ Личность и ее ценностные ориентации. - М., 1965.- С.59-99.
45. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотвационных и внутренних конфликтов /Психологический журнал, 1992. - Т.1. - С.107-117.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс, 1990. - 368с.
47. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. №3. - с. 3-13
48. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии, 2003. - №5. - С. 18-33.
49. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии, 2001, № 1. - С.3-18.
50. Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Казанский педагогический журнал. 1998. №1. - с. 8-12.
51. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности. - Екатеринбург, 2011. - 164с.
52. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper & Brothers. 1950. P. 236.
53. Andersen S. M., Schwartz A. H. Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness // Social Cognition, 1992. Vol. 10 (3). P. 271-298.
54. Brislin, R. W. Cross-cultural encounters: Face-to-face interaction. Elmsford, NY: Pergamon, 1981. P. 298.
55. Lewis & Short. A Latin Dictionary. 1879. http://perseus.uchicago.edu/
56. Mclain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement, 1993. Vol. 53 (1). P. 183189.
57. Nicholas Carleton R. Into the unknown: A review and synthesis of contemporary models involving uncertainty // Journal of of Anxiety Disorders, 2016. Vol. 39 (2016). P. 30-43.
58. Marij A. Hillen, Caitlin M. Gutheil, Tania D. Strout, Ellen M.A. Smets, Paul K.J. Han. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine, 2017. Vol. 180 (2017). P. 62-75.
59. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional and Perceptual Variable // Journal of Personality, 1949. Vol. 18. P. 108-143.
60. Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a Personality Variable // American Psychologist, 1948. Vol. 3. P. 268.