Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности

Работа №40190

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
1.1. Понятие толерантности к неопределенности в психологии
1.2. Представление о ценностно-смысловой сфере личности
1.3. Гендерная специфика личностной жизнедеятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование гендерной специфики взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Сравнение толерантности к неопределенности мужчин и женщин
2.3. Гендерная специфика содержательных и динамических
характеристик ценностно-смысловой сферы личности
2.3.1. Сравнение параметров важности, доступности ценностей и
их соотношения в экспериментальных группах
2.3.2. Сравнение типов смыслообразования в контексте
личностных ценностей в группах мужчин и женщин
2.4. Гендерная специфика взаимосвязи толерантности к
неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности
2.4.1. Особенности взаимосвязи толерантности к
неопределенности с характеристиками ценностно-смысловой сферы в группах мужчин и женщин
2.4.2. Сравнение параметров соотношения важности и
доступности ценностей в группах мужчин и женщин с высоким и низким уровнем толерантности к неопределенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной психологии, в связи с высоким темпом современной жизни, большим потоком информации в обществе, отсутствием контроля и зачастую невозможностью влияния или управления событиями, неуклонно растет необходимость изучения феномена толерантности к неопределенности личности. Социальная реальность, проявляющаяся социальной нестабильностью, предъявляет высокие требования к субъекту в плане активности (Г.М. Андреева, 2010).
Вместе с тем в процессе перемен также подвергаются изменениям и прежние ценностно-смысловые ориентиры. Отсюда продолжает поддерживаться интерес к ценностно-смысловой сфере личности, и как на основе меняющихся ценностных ориентаций, личность способна приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям, выбирать те или иные стратегии поведения и от чего они могут зависеть (Д. МакЛейн, 1993).
В связи с чем особое место занимает содержательная и динамическая стороны ценностно-смысловой сферы личности, как регулятора практической деятельности поскольку современному обществу необходим человек с четкими личными и профессиональными целями, устойчивый к изменениям и способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими (А.Д. Леонтьев, 1999; Т.В. Корнилова, 2012).
Введение в психологию понятия «толерантность к неопределенности» проявилось как необходимость объяснения тех или иных стратегий поведения личности в неопределенных ситуациях, которые проявляются в устойчивости личности и готовности преодолевать их или избегании сложностей.
В этой связи актуальной задачей выступает изучение толерантности к неопределенности, ее особенностей и выявление значимых взаимосвязей данного феномена с другими психическими явлениями личности.
Несмотря на важность изучения данной проблемы в настоящее время, в психологии не в полной мере изучены возможные детерминанты толерантности или интолерантности личности, какие взаимосвязи внутри личности обуславливают ее устойчивость к неопределенным ситуациям либо подталкивают на избегание нового, имеются ли различия этой устойчивости между мужчинами и женщинами, что составляет проблему исследования.
В связи с этим теоретической актуальностью данной работы выступает выявление возможных гендерных особенностей толерантности к неопределенности и взаимосвязей толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности, что возможно послужит эвристическим ресурсом для дальнейших психологических исследований.
Практическую актуальность темы определяет необходимость изучения взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловыми структурами личности, играющими ключевую роль в регуляции человеком своей жизнедеятельности, а также выявление гендерной специфики данной взаимосвязи.
Данные исследования необходимы для ориентации практикующего психолога в причинах неудовлетворенности жизнью личности у мужчин и женщин, внутриличностных конфликтов и проблемах с самореализацией, а также для применения этих знаний в психологическом консультировании.
Объектом исследования явились толерантность к неопределенности и ценностно-смысловая сфера личности, а предметом - гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности.
В качестве основной гипотезы исследования выступает следующее предположение: существуют гендерные особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности.
Целью исследования является выявление гендерных особенностей толерантности к неопределенности и ценностно-смысловой сферы личности и гендерных особенностей их взаимосвязи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа проблемы толерантности к неопределенности, а также содержательных и динамических аспектов личностных ценностей обосновать основные гипотезы эмпирического исследования;
2. Выявить гендерную специфику толерантности к неопределенности личности в экспериментальной выборке;
3. Определить гендерные особенности параметров важности, доступности и рассогласованности ценностей личности;
4. Определить гендерную специфику типов смыслообразования в контексте личностных ценностей;
5. Выявить гендерную специфику взаимосвязи ценностно-смысловой сферы с толерантностью к неопределенности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили деятельностный подход к пониманию личности и ценностно-смысловой сферы (Д.А. Леонтьев), представление о ценностях как высшем уровне регуляции поведения и деятельности (В.В. Столин, Р.Х. Шакуров, М.Г. Рогов, В.А. Ядов, Б.С. Алишев), представление о типах смыслообразования в контексте личностных ценностей (Н.Р. Салихова).
Методы исследования и обработки материала включали в себя: логикотеоретический анализ проблемы, тестовый метод сбора данных, методы математической обработки данных (статистическое сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, ранговый корреляционный анализ Спирмена), методом организации исследования явилось квазиэкспериментальное исследование.
В качестве основного эмпирического инструментария использовались следующие методики: методика ценностных ориентаций М. Рокича в модификации Е.Б. Фантоловой (ранжирование 12 терминальных ценностей по критериям важности и доступности), методика шкал толерантности к неопределённости MSTAT-1 Д. МакЛейна, адаптированная Е.Г. Луковицкой (1998) и Е.Н. Осиным (2004).
В исследовании принимали участие 122 аспиранта, разделенных на группы мужчин и женщин в количестве 57 и 65 человек соответственно, в возрасте от 22-26 лет Казанского университета.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений общим объемом 61 машинописных листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На этапе теоретического анализа было выяснено, что на сегодняшний день конструкт толерантности к неопределённости личности, его гендерные особенности и взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности, в отечественной психологии остаются малоизученными. Результаты настоящего эмпирического исследования, направленного на изучение данной сферы, подтверждают первоначально выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Гендерные особенности толерантности к неопределенности проявляются в таких сферах как отношение к сложным задачам и неопределенным ситуациям, где мужчины проявляют себя более устойчивыми, чем женщины. При делении респондентов на контрастные группы по уровню толерантности к неопределенности показатель отношения к сложным задачам подтвердился только у низкотолерантных респондентов. У высокотолерантных респондентов значимых различий между мужчинами и женщинами не выявлено, результаты высоки и равны. По шкалам «Отношение к неопределенным ситуациям», «Предпочтение к неопределенности», «Избегание неопределенности» и «Общий балл толерантности к неопределенности» различия не достигли уровня статистической значимости.
2. Обнаружена гендерная специфика ценностей по критериям важности, доступности и рассогласованности. Мужчины выше оценивают важность ценностей «Активная, деятельная жизнь» и «Свобода», женщины в свою очередь придают больше важности ценностям «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь». У мужчин и у женщин наблюдается практически одинаковое расположение ценностей в иерархии по критерию важности: наиболее важные - «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Любовь», «Наличие верных друзей», наименее важная «Красота природы и искусства». По критериям доступности и рассогласованности выявлены гендерные различия у ценности «Интересная работа», для женщин доступность этой ценности выше, а также больше рассогласованность; у ценности «Познание», доступность которой значительно выше у мужчин. По остальным ценностям статистически значимых гендерных различий не выявлено.
3. В типах смыслообразования у мужчин и женщин обнаруживаются как моменты отличия, так и моменты сходства в разных сферах. Значимые различия типов смыслообразования выявлены в сферах: интересная работа, где реализуемость больше у женщин; любовь отличается большей барьерностью для мужчин; материально обеспеченная жизнь и наличие хороших друзей, где первая ценность для женщин более барьерная, вторая же более реализуемая; счастливая семейная жизнь, где мужчины чувствуют большую барьерность, чем женщины и творчество, являющееся для мужчин более реализуемым, чем для женщин.
В целом типы смыслообразования у мужчин смещены в сторону барьерности. При этом в индивидуальных индексах смыслообразования у мужчин и женщин различий не обнаружено. Основная гендерная специфика связана с конкретными сферами жизни.
4. Гендерные особенности толерантности к неопределенности зависят от характеристик ценностно-смысловой сферы, при чем у женщин зависимостей больше, чем у мужчин:
- у мужчин толерантность к неопределенности связана с важностью здоровья и доступности любви;
- у женщин наблюдаются взаимосвязи с важностью и доступностью активной деятельной жизни (отрицательная взаимосвязь), познания (положительная по критерию важности, отрицательная по критерию доступности), с важностью здоровья (отрицательная взаимосвязь), с важностью свободы и доступностью любви. Почти со всеми шкалами толерантности к неопределенности наблюдаются зависимости у женщин с доступностью красоты природы и искусства (отрицательная зависимость), уверенности в себе, с важностью творчества и материально обеспеченной жизни (отрицательная зависимость).
5. Гендерные особенности иерархии ценностей зависят от уровня толерантности к неопределенности.
- у высокотолерантных респондентов наблюдаются различия по критерию важности ценности «Материально обеспеченная жизнь» и по критерию доступности ценности «Познание», показатели по которым у мужчин значительно выше;
- у низкотолерантных мужчин и женщин выявлены различия по критериям важности ценности «Свобода», и доступности ценности «Познание», где показатели у мужчин выше, а также по критерию доступности ценности «Интересная работа», где показатель выше у женщин.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, были решены, гипотеза о существовании гендерных особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с ценностно-смысловой сферой личности подтвердилась.
Полученные результаты имеют практическую пользу, так как могут стать неким ориентиром в работе психологов-практиков, так как современному обществу необходим человек с четкими личными и профессиональными целями, устойчивый к изменениям и способный в меняющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Кроме того, со временем, высокий уровень толерантности к неопределенности может стать одним из ключевых факторов при построении профессиональной карьеры. Предполагается, что исследования, охватывающие данную область, необходимо продолжать, выявляя зависимости толерантности к неопределенности от других факторов и психических свойств и процессов личности.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672с.
2. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно
функциональный подход). - Автореф. дисс.. - Казань, 2002. - 33с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 360с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 320с. (Секреты психологии).
6. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. Избр. педагогические и психологические сочинения. М T.I, 1979, 342 с.
7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии, 1997. - №5. - С. 3-19.
8. Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М., 1977. С. 412.
9. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой //Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: тезисы докладов научной конференции института психологии - М., 1997. - С.48-49.
10. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. // Вопросы психологии, 1993. - №5. - С.99-105.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
12. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация - XXI век, 2002, 344 с.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. Соч. в 6-ти т. - Т.3. - М.: Педагогика, 1983. - 432с.
14. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-329.
15. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: Новость или психологическая традиция? // Вопр. Психологии. - 2007. - № 6. - С. 3-20.
16. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 164-171.
17. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2001. - 992с.: - (Серия «Мастера психологии»).
18. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. -256с.
19. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопр. психологии. 2012. - № 2.
- С. 117-127
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464с.
21. Леонов И.Н. Толерантность к неопред1ленности как психологический
феномен: история становления конструкта // Вестник Удмурского
университета. УДК 159. 2014. № 4. - с. 43-53.
22. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 4. - с. 35-44.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
- 304 с.
24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл,1993.- 43с.
26. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 173 с.
27. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. / сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98
28. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Изд- во Института практической психологии, 1995.- 365с.
29. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 65-86.
30. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.- практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). С. 254.
31. Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. //Вопросы психологии, 2001. - №6. - С.103-119.
32. Поршнев Б.Ф. Функция выбора - основа личности. //Проблемы
личности/материалы симпозиума. - М., 1969. - с.344-349.
33. Психологический словарь /под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-пресс, 1996.- 183с.
34. Психология человека от рождения до смерти под общей редакцией Реана А. А. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.
- Т.1.- 703с.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. - 2-е издание. - М., 1976.- С.253-381.
37. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко.
- СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»).
38. Салихова Н.Р. Согласованность и смысловая классификация ценностей /Психология в Казанском университете. Сборник научных трудов/ отв. Ред. Попов Л.М. - Казань: КГУ, 2004. - 282с.
39. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. - Казань: КГУ, 2005. - 127с.
40. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 460с.
41. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия - Ленинград, 1990. - 359с.
42. Серый А.В. Ясницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
43. Титма М.Х. Жизненная ориентация как феномен сознания. -
Формирование молодежного сознания. - Таллин, 1978. - 143с.
44. Файнбург Э.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества/ Личность и ее ценностные ориентации. - М., 1965.- С.59-99.
45. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотвационных и внутренних конфликтов /Психологический журнал, 1992. - Т.1. - С.107-117.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс, 1990. - 368с.
47. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. №3. - с. 3-13
48. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии, 2003. - №5. - С. 18-33.
49. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии, 2001, № 1. - С.3-18.
50. Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей // Казанский педагогический журнал. 1998. №1. - с. 8-12.
51. Юртаева М.Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности. - Екатеринбург, 2011. - 164с.
52. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper & Brothers. 1950. P. 236.
53. Andersen S. M., Schwartz A. H. Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness // Social Cognition, 1992. Vol. 10 (3). P. 271-298.
54. Brislin, R. W. Cross-cultural encounters: Face-to-face interaction. Elmsford, NY: Pergamon, 1981. P. 298.
55. Lewis & Short. A Latin Dictionary. 1879. http://perseus.uchicago.edu/
56. Mclain D.L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement, 1993. Vol. 53 (1). P. 183189.
57. Nicholas Carleton R. Into the unknown: A review and synthesis of contemporary models involving uncertainty // Journal of of Anxiety Disorders, 2016. Vol. 39 (2016). P. 30-43.
58. Marij A. Hillen, Caitlin M. Gutheil, Tania D. Strout, Ellen M.A. Smets, Paul K.J. Han. Tolerance of uncertainty: Conceptual analysis, integrative model, and implications for healthcare // Social Science & Medicine, 2017. Vol. 180 (2017). P. 62-75.
59. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional and Perceptual Variable // Journal of Personality, 1949. Vol. 18. P. 108-143.
60. Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a Personality Variable // American Psychologist, 1948. Vol. 3. P. 268.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ