Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства (19. 00.13 )

Работа №4018

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы57стр.
Год сдачи2000
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Постановка проблемы и актуальность исследования
В настоящее время анализ детства в системе его многообразных связей с миром характеризуется, во-первых, изменением социального статуса ребенка в обществе, во-вторых, все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественно- научных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе Необходимость междисциплинарного изучения детства как особой психосоцио-культурной реальности, создание целостной панорамы представлений
0 закономерностях становления личности ребенка в обществе, подчеркивалась такими видными учеными, как Р Заззо, С Московичи, А В Петровским, Д И Фельдштейном, Р Харре, Д Б Элькониным, Э Эриксоном и другими Такое понимание детства, не вмещающегося в узкие рамки лабораторной экс-периментатики, приводит к увеличению потока исследований по экологической психологии развития ребенка [Bronfenbrenner U, 1974, Бронфенбреннер У, 1976, Бурменская Г В и др, 1986, Обухова Л Ф. 1995], по этнографии детства [Мид М, 1988, Этнография детства , 1983, 1998], по социологии детства [Собкин В С , 1997], экологии детства [Панов В И, 1996] и другие
Однако прямое наложение концептуального аппарата разных дисциплин друг на друга, как показывает история науки, редко приводит к подлинному успеху Для успешного решения задачи междисциплинарного синтеза требуется обращение к системно-научной методологии [Юдин Э Г ,1997] В отечественной психологии объединение специальных дисциплин осуществляется через конкретно-научную методологию общей психологии [Ананьев Б Г, 1980, Ас-молов А Г , 1996, Рубцов В В , 1996, Чуирикова Н И,
1997 и др ]
Подобно коперниканской логике в XVI в, вступившей в противоречие с системой Птолемея, наука и общество в XX в столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике — с «взрослоцентризма» на «детоцентризм» Необходимость разработки нового поворота в системе знания и нового предмета, как правило, обусловлена возникновением парадоксов, связанных, либо с накоплением новых фактов, не укладывающихся в рамках теории, либо с возникновением кардинальных противоречий внутри теории Такими парадоксами и противоречиями в реалиях детства являются, на наш взгляд, следующие
•Демократизация детской жизни, расширение свободы ребенка И ограни¬чение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности , фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру'[ Дольто Ф , 1997, Драпкин Б 3,1988 , Захаров А И, 1997]
1 В больших российских городах у современных детей почти не осталось дворов -«пространства жизни с воздухом свободы» ( Б Окуджава), а в сельской местности - игровых околиц По мнению детских психиатров и

психотерапевтов, это повлияло на рост неврозов, психических заболеваний и девиантности, у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы
•Ценность детей и брака, жизнь семьи «ради детей» И резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие [Вишневский АГ, 1978, Бойко ВВ, 1985, Миронов Б Н, 1977]
•Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка И снижение его качества жизни (субъективного психо- эмоционального и духовного благо-получия ребенка, особенно в России) [Положение детей в России , 1993, Гун- даров И А ,1997, Флоренская Т А, 1997]
•Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей И растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей- инвалидов [Дети России насилие и защита, 1997, Scarr,S & Wemberg, R A ,1983]
Эти и другие парадоксы в сфере детства, включая экономические, юридические, политические и социальные причины, имеют очень существенный психологический компонент и являются сигналами к переосмыслению самого предмета научного изучения ребенка, как в психологии, так и в смежных с ней науках
Актуальность данного исследования определена той исключительно драматичной картиной в различных сферах детства сегодня и все усложняющимися задачами воспитания, стоящими перед современным обществом Эти задачи встают как гуманитарная проблема повышения психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, гармонизации внугрисемейных связей, гуманизации жизнедеятельности детских сообществ и т п Социальная ситуация развития ребенка на рубеже третьего тысячелетия нуждается в научном осознании и прогнозировании перспектив развития детства, что требует концентрации усилий всех, кто ответственен за ее нормализацию профессиональных воспитателей и родителей, исследователей ребенка и практиков различных ориентации, особенно детских психологов, педагогов, психотерапевтов, социальных работников
Особую актуальность для теории и практики воспитания приобретает изучение феноменов детской субкультуры, позволяющих понять традиционные формы и способы регуляции отношений в детских группах, а так же содержа¬тельные их трансформации в детской среде в последние десятилетия Современные детские сообщества, стихийно возникающие детские и молодежные группировки, имеющие как традиционные формы самовыражения, так и неизвестные ранее формы и сферы совместной деятельности (например, так называемые «толкинисты», «хакеры», «скинхеды» и др), все чаще принимают контр- культурную и асоциальную направленность, кроме того, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта требуют обращения к анализу генезиса отношений ребенка и закономерностей их формирования в социальных группах [Башкатов ИП, 1993, Лишин ОВ, 1997, Кондратьев МЮД994, Пирожков В Ф , 1994, Розин М В, Мазурова А И, 1995, Стурова М

П, 1998, и др ] Отсюда осуществляемая в работе постановка и экспериментальное решение проблемы происхождения и развития гуманных отношений в детстве, которая содержит направленность на раскрытие ценностных связей ребенка с миром и характеристики его самого как существа социально-генетического, нуждается в особом освещении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ