Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Понятие просоциального поведения 6
1.2 Социально-психологические особенности личности с
просоциальным поведением 8
1.3 Понятие «Социальные нормы» в психологии 10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1 Описание выборки 15
2.2 Организация исследования 15
2.3 Математические методы исследования 25
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 26
3.1 Исследование просоциального поведения в школьном
возрасте 26
3.2 Особенности просоциального поведения в юношеском
возрасте 32
3.3 Изучение просоциального поведения у взрослых 37
3.4 Сравнительный анализ особенностей просоциального поведения
в различных возрастных группах 44
Выводы и рекомендации 48
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение
Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, сотрудничество и добровольная работа. Эти действия могут мотивироваться сопереживанием или озабоченностью благополучием и правами других лиц, а также эгоистическими или практическими соображениями. Просоциальность очень важна для благосостояния социальных групп на разных уровнях. Сопереживание — это сильный мотив, способствующий просоциальному поведению и имеющий глубокие эволюционные корни. Просоциальное поведение стимулирует положительные черты характера, полезные для общества. Просоциальное поведение может мотивироваться альтруизмом и собственными интересами для получения непосредственной выгоды или будущей взаимной выгоды.
Для стимулирования просоциального поведения может потребоваться уменьшение или полное исключение нежелательных социальных моделей поведения. Хотя термин «просоциальное поведение» часто ассоциируется с развитием желательных черт детей, литература по этой теме обогатилась большим количеством работ в конце 1980-х годов и также включает в себя модели поведения взрослых.
Цель данного исследования изучить социально-психологические особенности лиц с просоциальным поведением.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы.
2. Изучить особенности лиц с просоциальным поведением.
3. Сравнить социально-психологические особенности лиц с различными формами проявления просоциального поведения в трех возрастных группах.
Объектом исследования являются люди с различными формами и видами проявления просоциального поведения в трех возрастных группах.
Предмет исследования: Социально-психологические особенности.
Гипотеза исследования: Для лиц с просоциальным поведением характерны такие особенности, как доброта, отзывчивость, бескорыстие, сочувствие, сострадание, понимание, человечность и т.д.
Новизна исследования: Далеко не все стороны просоциального поведения изучены на сегодняшний день, поэтому новизна нашего исследования заключается в разработке программы прогнозирования просоциального поведения.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что разработанная программа поможет психологам развивать в людях просоциальное поведение.
Методы исследования:
1. Теоретические: Анализ научных работ по психологии, синтез данных, полученных в ходе исследования, классификация на основе сравнения, логическая аналогия рассматриваемых единиц при параллельном изучении, индукция на базе обобщения отдельных фактов.
2. Практические: Прямое наблюдение с целью сбора информации, сравнение, беседа, анкетирование, опрос, описание (как завершающая фаза каждого этапа).
3. Методики:
«Шкала межличностного (социального) доверия» Дж. Б. Роттера
(адаптированная С. Г. Достоваловым);
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;
Методика «Методика измерения заботы» (разработанная И. А. Фурмановым, Н. В. Кухтовой);
Методика «Справедливость-забота» (С.В. Молчанов)
Методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», шкала А «Выявление установок, направленных на “альтруизм-эгоизм”»
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
Шкала альтруизма (Ф. Раштон)
Методологические основой исследования явились субъектный, субъектно-деятельный и субъектно-системный подходы, представленные в трудах Э. Аронсона, Т. Уилсона, Р. Эйкерта, Б.Ф.Скинера, Дж. Макоули, И. Берковитца, Нэнси Ейзенберг, И. Гутри, А. Кумберленд, Б. Мерфи, С. Шепард, Г. Карло, Г. Барретт Леннард, В. Айкес, А.П. Сопиков и Т.П. Гаврилова. Системный и метасистемный подходы в трудах Дж. Б. Роттера, С. Г. Достовалова, В. В. Бойко, И. А. Фурманова, Н. В. Кухтовой, С.В. Молчанова, О.Ф. Потемкиной, Т. Элерса, Ф. Раштона. Культурно-исторический, генетический, диалектический подходы в трудах Л.С. Выгодского, А.Н., Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна.
Данное исследование позволило сделать шаг в направлении изучения особенностей просоциального поведения представителей различных возрастов. На выборке школьников, студентов и взрослых людей были изучены основные характеристики просоциального поведения.
Полученные результаты расширяют теоретические представления об особенностях просоциального поведения представителей трех возрастных категорий. Данное знание дает возможность более правильного построения взаимоотношений в ситуациях взаимодействия при возрастных обменах, в работе школ, колледжей, ВУЗов осуществляющих взаимодействие с представителями разных возрастных групп.
Изучение названных аспектов просоциального поведения позволит лучше понять природу и механизмы формирования просоциального поведения. Таким образом, данное исследовательское направление представляется перспективным и требует дальнейшего развития.
Подводя итог можно сказать, человек попадая в сложную жизненную ситуацию, в результате воздействий, как внутренних, так и внешних, не всегда может адекватно оценить ситуацию и принять решение, необходимое именно в данный момент. Поэтому применяя данные рекомендации, учитывая возраст всех трех групп, их личностные качества, семейные особенности, а также готовности людей помогут специалистам в решении различных проблем, связанных с проявлением просоциального поведения. Успех зависит от того, насколько активен, инициативен человек, как он оценивает и видит ситуацию. Именно поэтому способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды определяет умение адекватно реагировать на выявившую ситуацию и принимать то решение, которое подойдет «здесь и сейчас».
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.:Прайм- Еврознак, 2004. - 560 с.
2. Атонян Ю.А., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. - М., 2010.
3. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 631-633.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под ред. Д.И. Фельдштейн - М.: Межд. пед. академия, 1995. - 209с.
5. Буркард Ф. Философия DTV-ATLAS. П.,редактор перевода — В. В. Миронов (2002, 232С.) .
6. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. - М.: Прогресс, 2013.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991
8. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.с. 17-19.
9. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина Министерство Просвещения РСФСР, 1988. - 118 с.
10. Зайтметов Х. А. Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 99-102.
11. Ильин, Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
12. Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка. // Вопросы психологии. - 1989.
13. Кухтова Н. В., Доморацкая Н. В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения / авт.-сост.: - Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. - 49 с.
14. Кондаков И. М. Психологический словарь. М.: “ОЛМА МедиаГрупп”, “ОЛМА Пресс Образование”, 2007.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.-СПб.,Питер 2008 - 353-369 с.
16. Макклелланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007.672 с.
17. Менджерицкая Ю.А. Эмпатия личности. Социальная психология личности. М., 1999.
18. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Сост. Олма-пресс. 2004
19. Молчанов, С. В. Структура морального поведения в концепции Дж.Реста / С. В. Молчанов // Психология и школа. - 2005. - № 1. - С. 12-16.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.
21. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. - В 3-х кн. - Кн.1. - М.: Владос, 1997. - 347 с.
22. Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. С. 62-70.
23. Практическая психодиагностика: учебное пособие; под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1998. - 672 с.
24. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
25. Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник московского ун-та. Психология. - 1981. - №1. - С. 14
22.
26. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428-430.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах - М., 1989.
28. Свенцицкий А.Л. Просоциальное поведение человека. Ананьевские чтения-2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20-22 октября 2015 г.
29. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
30. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С. 89-86.
31. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология 10-е изд. СПб.: Питер, 2004.
32. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996.- 267 с.
34. Хекхаузен.Х. Мотивация и деятельность — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — с.567.
35. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми
36. других, чтобы понять себя! СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.
37. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 512 с.
38. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 63-71.
39. Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. - Москва, 1990.
40. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000. - С. 589-601.
41. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000. - С. 589-601.
42. N.Eisenberg, I.Guthrie, A.Cumberland, B.Murphy, S.Shepard, Q.Zhou,
G. Carlo. Про социальное развитие в раннем взрослом возрасте: лонгитюдное исследование. Журнал личности и социальной психологии (2002).