Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №40137

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных УУД у младших школьников 8
1.1 Сущность и содержание понятия «Регулятивные УУД» .. .8
1.2 Особенности формирования регулятивных УУД у младших школьников 13
1.3 Возможности проектной деятельности в процессе формирования УУД 18
Выводы по первой главе 24
Глава II. Формирование регулятивных УУД младших школьников в проектной деятельности 26
2.1 Организация проектной деятельности в начальной школе 26
2.2 Педагогический эксперимент по формированию регулятивных УУД в проектной деятельности 32
2.3 Методические рекомендации для учителя начальных классов по формированию УУД 47
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения


Актуальность исследования. Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа на сегодняшний день должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
В последние годы в начальном звене школы наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает требованиям нового федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: компетентностному, личностноориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной определена возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника. В работах А.Г. Асмолова доказана возможность использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий, в том числе и регулятивных. Формировать регулятивные универсальные учебные действия с помощью метода проектов необходимо уже в начальном звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность является ведущей в психическом развитии детей 7 - 10 лет.
Большой приоритет начального общего образования в новых федеральных государственных стандартах второго поколения отдан формированию способов деятельности. Следовательно, огромное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В результате этого метод проекта обеспечивает школьникам самостоятельную деятельность, что приводит к формированию у детей регулятивных универсальных учебных действий.
На сегодняшний день у учеников растет стремление самостоятельно осмысливать не только содержание образовательной программы, но также и способы организации сотрудничества со сверстниками, дети все больше хотят оценивать собственные действия. Все это является важным условием формирования регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника.
Методу проектов сегодня отведено ведущее место в обновляющихся школах среди множества методов обучения, так как именно проектная деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивает умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить следующие:
• высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их регулятивной деятельности;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
По словам Гузеева В.В. проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, что расширяет у них сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Работа над проектом способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальной жизни.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формировать регулятивные учебные действия у детей младшего школьного возраста и недостаточной проработанностью проблемы в области средств, форм и методов формирования УУД в условиях основной общеобразовательной школы.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование регулятивных УУД младших школьников в проектной деятельности » .
Цель исследования: выявить наиболее эффективные проекты для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
Предмет исследования: проекты, способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективным, если
использовать проекты в процессе выполнения которых:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• будет сопровождение конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной работы;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу и выявить сущность проектной деятельности в психолого-педагогической литературе;
2) Раскрыть содержание понятия «регулятивные универсальные учебные действия»;
3) Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий на начальном этапе работы;
4) Оценить результативность использования проектов для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Эмпирическая база исследования: данное исследование проводилось в гимназии № 10 Авиастроительного района во 2 классе.
Практическая значимость: в ходе исследования были составлены рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы педагогами начальной школы.
Этапы исследования:
1 этап - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезу,
определиться с методами исследования.
2 этап -Констатирующий эксперимент (первичная диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников).
-Формирующий эксперимент (выполнение индивидуальных проектов).
-Контрольный эксперимент (повторная диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, сравнительный анализ сформированности регулятивных универсальных учебных действий до и после внедрения проекта).
На каждом этапе нашего эксперимента для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях.
На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «регулятивные универсальные учебные действия» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью метода проектов.
Экспериментальная работа по формированию регулятивных учебных действий у младших школьников во 2 классе выполнялась поэтапно.
Согласно целям исследования был проведен эксперимент, который состоял из 3-х этапов.
На констатирующем этапе был проведен ряд диагностик. С помощью данного диагностического инструментария был определен изначальный уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
На формирующем этапе были разработаны и проведены творческие проекты:
1. Здоровый сон.
2. Правильный режим дня.
3. Природа- наш друг.
4. Светофор -ребятам помощник.
Каждый из которых проводился поэтапно. У каждой группы была своя тема и методы работы. В конечном итоге у каждой группы получился свой результат.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиске необходимой информации. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования регулятивных учебных действий у младших школьников.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения творческих проектов, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет нам констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• будет сопровождение конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для детей младшего школьного возраста. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г, №
1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] режим доступа http.минобрнауки.рф/документы/922.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 [электронный ресурс] режим доступа http.Минобрнауки.рф / документы/2365.
3. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др. ; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М. : Просвещение, 2009,120 с. (Стандарты второго поколения).
4. Аргунова Е.Р.Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Р.Ф.Жуков, И.Г.Маричев. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005, 104 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008
6. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе М.: Арктик, 2008.
7. Богоявленская А.В науку идут малыши / Практический журнал для учителя и администрации школы 2006, №1, с.26-31.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович . М.: Издательство Просвещение, 1968.
9. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа 2010, №6.
10. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М.,2003, 26 с.
11. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе М., 2010,
12. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г.Асмолова. М.: Академия, 2010,338 с.
13. Вишкарева И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий // Практика административной работы в школе 2012,№6,с. 9-13.
14. Воронцова А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности М., 2003,303 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М., АСТ, 2008, 671 с.
16. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных организаций. / М.: РШБА, 2014, 344 с.
17. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы 2011, №6.
18. Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986 ,240 с.
19. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностноориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. Ростов-на-Дону, 2011.
20. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). 2006, №10, с.8.
21. ДьюиДж. Школа и общество. М., 1925.
22. Загвязинский В.И. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н., Емельянова; под ред.В.И.Загвязинского. М.: Академия, 2011.
23. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа 2010,№9.
24. Занков Л.В. Обучение и развитие. / М.: Просвещение, 1975.
25. Зимняя И.А Педагогическая психология. /М.: Логос, 2004, 384 с.
26. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа. 2012, №2.
27. Ильина, Т.А. Педагогика / М.: Просвещение, 1969,349 с.
28. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. 1925.
29. Климанова, Л.Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте // Начальная школа 2010,№ 9,с. 10.
30. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 - Педагогика) /Гриф УМО М.: КноРус, 2010, 740 с.
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике М., «МарТ», 2005,448 с.
32. Конышева,Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие / М.:Ассоциация XXI, 2006, 296 с.
33. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / М.: Просвещение,1977.
34. Матюшкин,А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Директ Медиа, 2008, 321 с.
35. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана-Граф, 2002.
36. Медведева,Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / // Начальная школа плюс до и после. 2011, № 11, с. 59.
37. Михеева Ю., Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Учительская газета.26 февраля 2012 года http://www.ug.ru/method article/260
38. Мишечко С.Н. Проблема соотношения умений и универсальных учебных действий в контексте федерального государственного образовательного стандарта / [электронный ресурс] режим доступа http://www.vspc34.ru/index.php?option=com content&view=article&id=1031.
39. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование 2009, №7.
40. Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / [электронный ресурс]
41. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / , Л.Н.Петрова // Начальная школа 2012,№ 10, с. 6.
42. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А.Сасовой. М: Вентана-Графф, 2011.
43. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2009.
44. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель 2010, № 4 с. 11-13
45. Пачина А.Г. Оценочная деятельность педагога как фактор развития учебной деятельности младших школьников (О ценности оценки и оценке ценности) Начальная школа плюс до и после 2011,№12, с. 56-60.
46. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред.Е.С. Полаг. М., Академия, 2007, 272 с.
47. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя М., 2008, 192 с.
48. Светенко Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т.В. Светенко Псков, 2000, 28с.
49. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений М.: АРКТИ, 2003
50. Сюсюкина, И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников // Начальная школа плюс до и после 2010, №1, с. 81-86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ