Особенности рассмотрения налоговых споров в России
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Понятие, признаки , классификация налоговых споров и их подведомственность, подсудность в РФ 11
1.1 Понятие и признаки налоговых споров в РФ 11
1.2 Классификация налоговых споров 18
1.3. Подведомственность и подсудность налоговых споров 25
1.4. Досудебный порядок урегулирования 33
Глава 2. Особенности рассмотрения налоговых споров 39
2.1. Особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству 39
2.2 Особенности доказывания 46
2.3 Особенности применения обеспечительных мер по налоговым
спорам 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Понятие, признаки , классификация налоговых споров и их подведомственность, подсудность в РФ 11
1.1 Понятие и признаки налоговых споров в РФ 11
1.2 Классификация налоговых споров 18
1.3. Подведомственность и подсудность налоговых споров 25
1.4. Досудебный порядок урегулирования 33
Глава 2. Особенности рассмотрения налоговых споров 39
2.1. Особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству 39
2.2 Особенности доказывания 46
2.3 Особенности применения обеспечительных мер по налоговым
спорам 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе экономического развития Российской Федерации увеличение количества налоговых споров, говорит о проблеме своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечение финансирования федеральных, региональных и местных потребностей.
Поскольку деятельность государства в налоговых правоотношениях связана со сбором у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно ведет к конфликтным ситуациям.
Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиком до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства налогах и сборах.
Актуальность темы исследования заключается в отсутствии процессуальных механизмов в налоговом законодательстве Российской Федерации. Данный факт приводит к тому, что основные положения о разрешении налоговых споров до принятия Налогового кодекса Российской Федерации не были в достаточной степени отражены на законодательном уровне, а в основном вырабатывались в процессе правоприменительной деятельности.
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепил ряд мер, направленных на разрешение конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако это не изменило ситуацию коренным образом.
Недостаточность научного и теоретического материала, противоречивость и неслаженность федерального законодательства в области регулирования порядка разрешения налоговых споров обуславливают «самодеятельность» правоприменителей в данной сфере общественных отношений.
Именно поэтому научная разработка таких категорий, как налоговый спор, досудебное урегулирование налоговых споров, процедура их разрешения способна внести значительный вклад в теорию финансового, гражданского, налогового права и, в частности, процессуального права, а также усовершенствовать правоприменительную налоговую практику.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения налоговых споров в России.
Предметом диссертационного исследования являются нормы гражданского, административного и арбитражного процессуального законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также научнопрактические концепции, правоприменительная практика по вопросам разрешения налоговых споров в судебном и досудебном порядке.
Степень научной разработанности исследования подтверждается научными работами таких авторов как И.В. Цветковой, Г.В. Петровым, С.Г. Пелеяевым, В.М. Зариповой, А.С. Жильцовым, С.С. Алексеевым, B.C. Бахраха, Н.А. Бобровой, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, Н.В. Витрука, С.А. Герасименко, А.Б. Годес, Б.М. Лазаревой, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, В.А. Мусина, А.П. Сергеева, Ю.Н. Старилова, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной, Г.Ф. Шершеневича, Ц.А. Ямпольской, В.Ф. Яковлева.
Кроме этого, изучены диссертационные работы С.М. Мироновой «Механизм разрешения налоговых споров в Российской Федерации: Финансово-правовой аспект» (Волгоград, 2006), Д.А. Шинкарюк «Досудебное урегулирование налоговых споров: финансово-правовое исследование» (Омск, 2008), Т.В. Колесниченко «Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок» (Москва, 2011).
Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. В первой главе магистерской диссертации были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и аналогия, кроме того также были использованы частно-правовые методы такие как сравнительно-правовой метод и формально-юридический метод. Во второй главе магистерской диссертации также были использованы вышеуказанные методы, но кроме них также использовались метод комплексного исследования и метод моделирования.
Целью диссертационного исследования является формирование целостного научного представления об особенностях рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации, для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки налоговых споров в РФ;
2. Выявить и определить классификацию налоговых споров;
3. Выявить подведомственность и подсудность налоговых споров;
4. Определить порядок досудебного урегулирования налоговых споров;
5. Раскрыть особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству;
6. Выявить и показать особенности доказывания в судебной практике по налоговым спорам;
7. Выявить особенности применения обеспечительных мер.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные законы и подзаконные акты.
В качестве теоретической основы исследования выступают труды таких ведущих ученных-юристов как Н.В. Витрука, С.А. Герасименко, A. Б. Годес, Б.М. Лазаревой, А.Г. Малышева, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, B. А. Мусина, В.К. Пучинского, А.П. Сергеева, Ю.Н. Старилова, Ю.К. Толстого, М.К. Треушникова, P.O. Халфиной, М.В Яровая., Ц.А. Ямпольской, В.В. Яркова.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в выработке целостного научного представления об особенностях рассмотрения налоговых споров в России.
Эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованные и неопубликованные судебной практики, акты Верховного суда Российской Федерации, Верховного суда Республики Татарстан, судов субъектов Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Определено понятие налогового спора, которые представляет собой разногласие, возникающее на основе юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом по поводу рассмотрения законности правового акта, решения и действия (бездействия) последнего.
2. Выявлено, что в России налоговые споры можно классифицировать по основаниям: в зависимости от стороны-инициатора спора, от предмета спора, по содержанию, предъявляемых одной из спорящих сторон другой, по порядку рассмотрения, споры по вопросам права, споры по вопросу факта, процедурные споры.
3. Выявлена подведомственность и подсудность налоговых споров в России. Подведомственность определяется в статье 138 Налогового кодекса РФ, в частности, в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, а подсудность налоговых споров - институт процессуального права, устанавливающего правила разграничения подведомственных судов дел между различными звеньями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
4. Определен порядок досудебного урегулирования налоговых споров в России. Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействия их должностных лиц.
5. Раскрыты особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и их подготовка. Обращение в арбитражный суд в соответствии со ст. 4 АПК РФ осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ; жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).
6. Выявлены особенности доказывания по налоговым спорам. Бремя доказывания при рассмотрении налоговых споров лежит на налоговом органе и в данном случае суд играет более активную роль в доказывании, так как активность суда способствует уравниванию в процессе сторон. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу, в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу и пр. При этом такой законодательный подход к активности суда не препятствует развитию состязательности судопроизводства, так как стороны спорного административного правоотношения равны между собой в процессе, обладают широким спектром процессуальных прав и обязанностей.
7. Выявлены особенности применения обеспечительных мер. Вступление в силу решения инспекции, принятого по результатам налоговой проверки, является основанием для начала процедуры бесспорного взыскания налогов, пеней, санкций в результате направления налогоплательщику требования об их уплате. После этого инспекцией применяются принудительные меры путем обращения взыскания сначала на счета, затем на имущество налогоплательщика. Особенностью обеспечительных мер является, что ходатайство об их принятии не оплачивается государственной пошлиной.
Практическая значимость данного исследования выражается в том, что в его ходе делаются выводы об актуальных проблемах рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации.
Структурно диссертация состоит из Введения, двух глав: «Понятие, признаки, классификация налоговых споров их подведомственность и подсудность в РФ» и «Особенности рассмотрения налоговых споров», Заключения и Списка использованной литературы.
Первая глава настоящей диссертации состоит из четырех параграфов, которые посвящены исследованию понятию сущности, классификации налоговых споров.
Вторая глава настоящей диссертации состоит из трех параграфов, которые посвящены исследованиям особенностей подачи и рассмотрения заявлений по налоговым спорам, доказывания, применения обеспечительных мер.
Поскольку деятельность государства в налоговых правоотношениях связана со сбором у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно ведет к конфликтным ситуациям.
Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиком до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства. Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства налогах и сборах.
Актуальность темы исследования заключается в отсутствии процессуальных механизмов в налоговом законодательстве Российской Федерации. Данный факт приводит к тому, что основные положения о разрешении налоговых споров до принятия Налогового кодекса Российской Федерации не были в достаточной степени отражены на законодательном уровне, а в основном вырабатывались в процессе правоприменительной деятельности.
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепил ряд мер, направленных на разрешение конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако это не изменило ситуацию коренным образом.
Недостаточность научного и теоретического материала, противоречивость и неслаженность федерального законодательства в области регулирования порядка разрешения налоговых споров обуславливают «самодеятельность» правоприменителей в данной сфере общественных отношений.
Именно поэтому научная разработка таких категорий, как налоговый спор, досудебное урегулирование налоговых споров, процедура их разрешения способна внести значительный вклад в теорию финансового, гражданского, налогового права и, в частности, процессуального права, а также усовершенствовать правоприменительную налоговую практику.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения налоговых споров в России.
Предметом диссертационного исследования являются нормы гражданского, административного и арбитражного процессуального законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также научнопрактические концепции, правоприменительная практика по вопросам разрешения налоговых споров в судебном и досудебном порядке.
Степень научной разработанности исследования подтверждается научными работами таких авторов как И.В. Цветковой, Г.В. Петровым, С.Г. Пелеяевым, В.М. Зариповой, А.С. Жильцовым, С.С. Алексеевым, B.C. Бахраха, Н.А. Бобровой, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, Н.В. Витрука, С.А. Герасименко, А.Б. Годес, Б.М. Лазаревой, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, В.А. Мусина, А.П. Сергеева, Ю.Н. Старилова, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной, Г.Ф. Шершеневича, Ц.А. Ямпольской, В.Ф. Яковлева.
Кроме этого, изучены диссертационные работы С.М. Мироновой «Механизм разрешения налоговых споров в Российской Федерации: Финансово-правовой аспект» (Волгоград, 2006), Д.А. Шинкарюк «Досудебное урегулирование налоговых споров: финансово-правовое исследование» (Омск, 2008), Т.В. Колесниченко «Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок» (Москва, 2011).
Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. В первой главе магистерской диссертации были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и аналогия, кроме того также были использованы частно-правовые методы такие как сравнительно-правовой метод и формально-юридический метод. Во второй главе магистерской диссертации также были использованы вышеуказанные методы, но кроме них также использовались метод комплексного исследования и метод моделирования.
Целью диссертационного исследования является формирование целостного научного представления об особенностях рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации, для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки налоговых споров в РФ;
2. Выявить и определить классификацию налоговых споров;
3. Выявить подведомственность и подсудность налоговых споров;
4. Определить порядок досудебного урегулирования налоговых споров;
5. Раскрыть особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству;
6. Выявить и показать особенности доказывания в судебной практике по налоговым спорам;
7. Выявить особенности применения обеспечительных мер.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные законы и подзаконные акты.
В качестве теоретической основы исследования выступают труды таких ведущих ученных-юристов как Н.В. Витрука, С.А. Герасименко, A. Б. Годес, Б.М. Лазаревой, А.Г. Малышева, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, B. А. Мусина, В.К. Пучинского, А.П. Сергеева, Ю.Н. Старилова, Ю.К. Толстого, М.К. Треушникова, P.O. Халфиной, М.В Яровая., Ц.А. Ямпольской, В.В. Яркова.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в выработке целостного научного представления об особенностях рассмотрения налоговых споров в России.
Эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованные и неопубликованные судебной практики, акты Верховного суда Российской Федерации, Верховного суда Республики Татарстан, судов субъектов Российской Федерации.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Определено понятие налогового спора, которые представляет собой разногласие, возникающее на основе юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом по поводу рассмотрения законности правового акта, решения и действия (бездействия) последнего.
2. Выявлено, что в России налоговые споры можно классифицировать по основаниям: в зависимости от стороны-инициатора спора, от предмета спора, по содержанию, предъявляемых одной из спорящих сторон другой, по порядку рассмотрения, споры по вопросам права, споры по вопросу факта, процедурные споры.
3. Выявлена подведомственность и подсудность налоговых споров в России. Подведомственность определяется в статье 138 Налогового кодекса РФ, в частности, в ней предусмотрено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, а подсудность налоговых споров - институт процессуального права, устанавливающего правила разграничения подведомственных судов дел между различными звеньями судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
4. Определен порядок досудебного урегулирования налоговых споров в России. Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействия их должностных лиц.
5. Раскрыты особенности подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и их подготовка. Обращение в арбитражный суд в соответствии со ст. 4 АПК РФ осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ; жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).
6. Выявлены особенности доказывания по налоговым спорам. Бремя доказывания при рассмотрении налоговых споров лежит на налоговом органе и в данном случае суд играет более активную роль в доказывании, так как активность суда способствует уравниванию в процессе сторон. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу, в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу и пр. При этом такой законодательный подход к активности суда не препятствует развитию состязательности судопроизводства, так как стороны спорного административного правоотношения равны между собой в процессе, обладают широким спектром процессуальных прав и обязанностей.
7. Выявлены особенности применения обеспечительных мер. Вступление в силу решения инспекции, принятого по результатам налоговой проверки, является основанием для начала процедуры бесспорного взыскания налогов, пеней, санкций в результате направления налогоплательщику требования об их уплате. После этого инспекцией применяются принудительные меры путем обращения взыскания сначала на счета, затем на имущество налогоплательщика. Особенностью обеспечительных мер является, что ходатайство об их принятии не оплачивается государственной пошлиной.
Практическая значимость данного исследования выражается в том, что в его ходе делаются выводы об актуальных проблемах рассмотрения налоговых споров в Российской Федерации.
Структурно диссертация состоит из Введения, двух глав: «Понятие, признаки, классификация налоговых споров их подведомственность и подсудность в РФ» и «Особенности рассмотрения налоговых споров», Заключения и Списка использованной литературы.
Первая глава настоящей диссертации состоит из четырех параграфов, которые посвящены исследованию понятию сущности, классификации налоговых споров.
Вторая глава настоящей диссертации состоит из трех параграфов, которые посвящены исследованиям особенностей подачи и рассмотрения заявлений по налоговым спорам, доказывания, применения обеспечительных мер.
На основе сравнительно-правового анализа источников, судебной системы, способов обжалования и особенностей пересмотра налоговых споров в судебном производстве, можно сделать следующие выводы.
Налоговый спор — это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом.
Налоговый кодекс РФ не конкретизирует порядок рассмотрения налоговых споров в суде. Право и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) регламентирован ст. 137-138 НК РФ регламентировано. При этом, в обязательном порядке судебному рассмотрению налоговых споров предшествует административное производство рассмотрения спора в вышестоящих налоговых органах, где налогоплательщик пользуется всеми основными процессуальными правами, предусмотренными АПК РФ: право на представителя, назначение экспертизы, переводчика, предоставление возражения, отзыва, вызов свидетеля, предоставление доказательств.
Судебная защита интересов по объективным причинам имеет ряд преимуществ, и при наличии обязательного административного порядка урегулирования спора остается актуальной:
• возможность принятия обеспечительных мер, если это позволяет предмет спора;
• объективность как следствие рассмотрения дела вне рамок системы налоговых органов;
• упорядоченность и урегулированность всех стадий судопроизводства.
Процессуальным законодательством, НК РФ не ограничен предмет обжалования, однако стоит выделить наиболее актуальные споры:
• О признании недействительным ненормативного/нормативного акта налогового органа.
• О признании незаконным действия/бездействия должностного лица налогового органа.
• О возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
• О возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п.1 ст.138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.
В силу ст. 3 закона «О Конституционном суде» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.
Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).
Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:
• Конституционному суду РФ;
• Арбитражному суду РФ;
• Судам общей юрисдикции;
• Вышестоящему органу в системе налоговой службы.
С 2009 года в НК в том или ином виде действует норма, предусматривающая обязательную процедуру предварительного обжалования решений и актов налоговой по ряду категорий дел в вышестоящий орган до подачи аналогичной жалобы в суд. В настоящее время обязанность досудебного обжалования практически всех ненормативных актов и действий сотрудников налоговой службы установлена п. 2 ст. 138 НК. Исключение составляют лишь акты, принятые по итогам рассмотрения различных жалоб.
После соблюдения процедуры урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.
В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:
• при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды;
• в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд;
• при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.
Административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются.
В качестве итога обозначим некоторые тезисы:
• общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
• НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
• общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.
Таким образом, настоящее исследование сформировало целостное научное представление о налоговых спорах, об их классификации, подведомственности и подсудности налоговых споров, выявлен досудебный порядок урегулирования.
В ходе исследования также дана правовая характеристика особенностей подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству; проанализированы особенности доказывания в судебной практике по налоговым спорам; определен порядок обжалования и пересмотра решений и актов по налоговым спорам; выявлено особенности применения обеспечительных мер.
Дальнейшее изучение и совершенствование налогового законодательства в сфере внесудебного разрешения конфликтных ситуаций будет способствовать повышению защищенности подконтрольного субъекта, повышения законности в действиях налоговых органов, что в свою очередь позитивно скажется на взаимоотношениях государства и налогоплательщиков в целом
Налоговый спор — это противоречие, возникшее между сторонами налоговых правоотношений, которое разрешается в порядке, предусмотренном законом.
Налоговый кодекс РФ не конкретизирует порядок рассмотрения налоговых споров в суде. Право и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) регламентирован ст. 137-138 НК РФ регламентировано. При этом, в обязательном порядке судебному рассмотрению налоговых споров предшествует административное производство рассмотрения спора в вышестоящих налоговых органах, где налогоплательщик пользуется всеми основными процессуальными правами, предусмотренными АПК РФ: право на представителя, назначение экспертизы, переводчика, предоставление возражения, отзыва, вызов свидетеля, предоставление доказательств.
Судебная защита интересов по объективным причинам имеет ряд преимуществ, и при наличии обязательного административного порядка урегулирования спора остается актуальной:
• возможность принятия обеспечительных мер, если это позволяет предмет спора;
• объективность как следствие рассмотрения дела вне рамок системы налоговых органов;
• упорядоченность и урегулированность всех стадий судопроизводства.
Процессуальным законодательством, НК РФ не ограничен предмет обжалования, однако стоит выделить наиболее актуальные споры:
• О признании недействительным ненормативного/нормативного акта налогового органа.
• О признании незаконным действия/бездействия должностного лица налогового органа.
• О возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
• О возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Общие правила подведомственности налогово-правовых споров установлены в п.1 ст.138 Налогового кодекса (НК), где говорится о том, что всякое действие или ненормативный акт налоговой службы либо ее должностных лиц может быть оспорен путем подачи жалобы в вышестоящий орган либо в суд.
В силу ст. 3 закона «О Конституционном суде» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ и ч. 4 чт. 125 Конституции, если гражданин либо организация полагает, что изданным нормативным актом в области налогообложения нарушаются их конституционные права и свободы, то они вправе обжаловать законность этого акта в Конституционном суде.
Если же действиями и актами налогового органа затрагиваются права хозяйствующего субъекта в области его экономической и предпринимательской деятельности, то такое лицо вправе обжаловать соответствующие действия и акты в порядке, определяемом главой 24 Арбитражного процессуального кодекса (АПК).
Таким образом, налогово-правовые споры могут быть подведомственны:
• Конституционному суду РФ;
• Арбитражному суду РФ;
• Судам общей юрисдикции;
• Вышестоящему органу в системе налоговой службы.
С 2009 года в НК в том или ином виде действует норма, предусматривающая обязательную процедуру предварительного обжалования решений и актов налоговой по ряду категорий дел в вышестоящий орган до подачи аналогичной жалобы в суд. В настоящее время обязанность досудебного обжалования практически всех ненормативных актов и действий сотрудников налоговой службы установлена п. 2 ст. 138 НК. Исключение составляют лишь акты, принятые по итогам рассмотрения различных жалоб.
После соблюдения процедуры урегулирования налогово-правового спора путем обжалования в вышестоящем налоговом органе (если данная процедура устанавливается в качестве обязательной для конкретного случая), в соответствии со ст. 138 НК, лицо (будь то гражданин или организация) имеет возможность обратиться с соответствующей жалобой в суд.
В зависимости от категории заявителя и предмета спора документы об оспаривании действий налоговых органов и принятых ими решений направляются в различные суды:
• при наличии претензий к налогоплательщику по уплате налогов фискальные органы должны обращаться с заявлением о выдаче судебного приказа в мировые суды;
• в случае обжалования действий и решений, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, — в арбитражный суд;
• при подаче жалобы на ненормативный акт или какое-либо действие должностного лица налоговой инспекции физическим лицом — в федеральный суд районного звена.
Административное исковое заявление об обжаловании действий и решений налоговых органов, аналогичных заявлений в арбитражный суд подаются по месту нахождения того органа, действия которого обжалуются.
В качестве итога обозначим некоторые тезисы:
• общие правила подведомственности закреплены в НК, но для достоверного ее установления необходимо обратиться к АПК, а в редких случаях и к ФКЗ «О Конституционном суде»;
• НК устанавливает обязательное досудебное обжалование в отношении почти всех споров, связанных с обжалованием действий и ненормативных решений налоговой службы;
• общее правило территориальной подсудности — жалоба, заявление или иск направляются в суд по месту нахождения налогового органа, действия и решения которого обжалуются.
Таким образом, настоящее исследование сформировало целостное научное представление о налоговых спорах, об их классификации, подведомственности и подсудности налоговых споров, выявлен досудебный порядок урегулирования.
В ходе исследования также дана правовая характеристика особенностей подачи заявления, возбуждения дела по налоговым спорам и подготовки дела к судебному разбирательству; проанализированы особенности доказывания в судебной практике по налоговым спорам; определен порядок обжалования и пересмотра решений и актов по налоговым спорам; выявлено особенности применения обеспечительных мер.
Дальнейшее изучение и совершенствование налогового законодательства в сфере внесудебного разрешения конфликтных ситуаций будет способствовать повышению защищенности подконтрольного субъекта, повышения законности в действиях налоговых органов, что в свою очередь позитивно скажется на взаимоотношениях государства и налогоплательщиков в целом
Подобные работы
- Особенности рассмотрения налоговых споров в России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности рассмотрения корпоративных споров в арбитражном суде (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Особенности рассмотрения трудовых споров в гражданском процессе
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Досудебное урегулирование налоговых споров (на примере ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2017 - Досудебный порядок урегулирования налоговых споров между предпринимателями и государством
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА (на примере ЕС и РФ)(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



