Введение 4
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия.. 7
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Составляющие управления 13
1.3 Методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия 21
2. Анализ управления конкурентоспособностью предприятия ООО
«Грузоподъемные системы» на основе совершенствования производства 35
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Грузоподъемные
системы» 35
2.2 Технико-экономический анализ предприятия ООО «Грузоподъемные
системы» 42
2.3 Анализ управления конкурентоспособностью предприятия ООО
«Грузоподъемные системы» 47
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
конкурентоспособностью ООО «Грузоподъемные системы» 54
3.1 Рекомендации по реализации совершенствованию управления
конкурентоспособностью ООО «Грузоподъемные системы» 54
3.2 Затраты на реализацию рекомендаций по совершенствованию управления
конкурентоспособностью ООО «Грузоподъемные системы» 60
Заключение 79
Список использованных источников 81
Конкурентоспособность фирмы или товара - понятие относительное, т.к. конкуренция зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж и платежа). Иногда бывает достаточно предложить более льготные условия платежа, чтобы товар получил широкое распространение.
Оценку конкурентоспособности организации следует проводить в комплексе, включая анализ ее слабых и сильных сторон. Необходимую комплексную оценку можно получить, используя специальные таблицы, в которых содержатся данные о фирме и ее основных конкурентах. Анализ позволит установить истинное положение фирмы на рынке, определить ключевые факторы успеха.
Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение предприятия на рынке, важной стратегической задачей является опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.
Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов.
Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в процессе разработки повышения конкурентоспособности фирмы происходит формирование более совершенных целей развития и стратегического мышления ее руководителей. В наши дни повышение конкурентоспособности предприятия обеспечивает ему лидирующие позиции на рынке, а также готовность к появлению сильных и перспективных конкурентов.
Большой вклад в исследование данной проблемы внесли следующие российские Арбатская, Е.А. Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Кузнецова К.С.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Грузоподъемные системы». Поставленная цель обусловила необходимость рассмотрения следующих задач:
- раскрыть понятие конкурентоспособности предприятия;
- изучить методы оценки управления конкурентоспособностью организации;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия ООО «Грузоподъемные системы»;
- провести технико-экономический анализ предприятия ООО
«Грузоподъемные системы»;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «Грузоподъемные системы».
Объектом исследования в работе выступила сама система управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Грузоподъемные системы».
Предметом исследования является - управление конкурентоспособностью данного предприятия.
В работе использованы методы, основанные на теории эффективной конкуренции, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, комплексные методы, методы экспертных оценок.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы управления конкурентоспособностью организации, а именно понятие конкурентоспособности предприятия, методы оценки конкурентоспособностью организации управления
Во второй главе проанализирована система управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Грузоподъемные системы» на основе совершенствования производства.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью ООО «Г рузоподъемные системы»
В заключении обобщены результаты и сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы повышения конкурентоспособности, предложена краткая характеристика ООО «Грузоподъемные системы» и были предложены мероприятия по повышению его конкурентоспособности.
Компания комплексно обеспечивает предприятия надежным грузоподъемным оборудованием от ведущих российских, зарубежных производителей и развивается в течение 11 лет, расширяя диапазон предоставляемых услуг, осваивая новые направления деятельности, не только подбирая оборудование с оптимальными характеристиками по доступной цене, но и оказывая комплексную инжиниринговую поддержку в оптимизации технологических процессов на предприятиях своих клиентов.
Оценив достаточно высокую конкурентоспособность предприятия ООО «Грузоподъёмные системы» можно выделить его основных конкурентов по изготовлению, продаже грузоподъемного оборудования:
• ООО ЕвроТорг (г. Н.Челны);
• АО «Азнакаевский завод НЕФТЕМАШ» (г.Азнакаево);
• Челнинская крановая компания (г. Н.Челны);
• ООО «Нектис» (г. Казань);
• Казанский крановый завод «Гертек» (г. Казань);
Проанализировав финансово-хозяйственное положение, эффективность предприятия ООО «Грузоподъёмные системы», можно сделать несколько выводов:
• На предприятии наблюдается положительная динамика основных показателей. В отчетном году выручка от продаж составила 191994 тыс.руб.;
• Увеличение чистой прибыли говорит о росте производства оборудования и продаж, улучшении свойств, характеристик и структуры выпускаемой продукции;
• Положительное влияние оказывает и увеличение запасов, увеличения объема продаж. Так как это повышает оборачиваемость и платежеспособность компании;
• Эффект от реализации предложенных мероприятий компании составил 5252,1 тыс. рублей;
1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина ; под ред. Т. Г. Старостиной. - Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 94с.
2. Барышникова, Н.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 191 с.
3. Белых, Л.П. Реструктуризация предприятия : учеб. пособие / Л.П. Белых .- 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014 .— 516 с.
4. Броган Х., Смит Дж. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса. - СПб.: Питер, 2012. 48 с.
5. Васин, С.Г. Управление качеством. Всеобщий подход: учебник / С.Г. Васин. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 404 с.
6. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 2.
7. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. - 640 с
8. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2011. - 816 с.
9. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2014. - 438 с.
10. Мазилкина, Е.И, Управление конкурентоспособностью: учеб.
пособие/ Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с
11. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - Москва: АльфаПресс, 2012 - 160 с.
12. Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону «О средствах массовой информации». М.: Вектор, 2014.579 с.
13. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2014. - 194с.
14. Портер М., Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер; перев. на рус. И.В. Квасюкова [и др.]. - М.: ООО «Интеллектуальная литература», 2013. - 740 с.
15. Портер М,. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 4-е изд. - 2014. - 710 с.
16. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий / Монография. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008. - 189 с.
17. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: учебник / Д. В. Тюрин.
- М.: Издательство Юрайт, 2016. - 342 с.
18. Фатхутдинов Р.А., Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2004. - 544 с.
19. Хотяшева, О.М, Инновационный менеджмент: учебник / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 326 с
20. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка : учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - 2012. - 528 с.
21. Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб. пособие / А.А. Кантарович, В.В. Черныш, В.В. Царев .— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014 .— 800 с.
22. Цахаев, Р.К. Маркетинг: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева.
- 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 576 с.
23. Шарков Ф. И. Захарова В.И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 224 с.
Печатная периодика
24. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - № 1 (81). - С. 118121.
25. Бекирова О.Н., Агафонова М.С., Кузнецова К.С. Повышение конкурентоспособности предприятия // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 4-2.
26. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2.
27. Захаров А. Н., Зокин А. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. — 2011. — № 1-2.
28. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А, Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377
29. Лоскутова М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности в свете рыночных реформ // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №3. - С.67-72.
30. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - Москва: АльфаПресс, 2012 - 160 с.
31. Можарова Е. Е. Совершенствование
организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия. - М., 2011. - 145 с.
32. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: «Альпина Паблишер», 2013. - 454 с.
33. Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Смольянова, В.Б. Малиц-кая // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 2 (70). — С. 336-344.
34. Таран В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема
современной политики и стратегия в области качества, 2012 г. - с. 15
35. Фатхутдинов Р.А., Управление конкурентоспособностью
организации / Р.А. Фатхутдинов. - М. : Эксмо, 2016. - 544 с.
36. Филинков А. М. О методах управления конкурентоспособностью предприятий // Актуальные проблемы конкурентоспособности предприятий. - Севастополь, 2013. - 539 с.
37. Чупрунова О.О. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия / О.О. Чупрунова, Е.В. Ерохина // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 223-226.
38. Якубова Т. Н. Брендинг как фактор повышения
конкурентоспособности компании в условиях экономической глобализации // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. №3-4.
Электронные ресурсы
39. Борисенко Мария Юрьевна Бенчмаркинг как современный
инструмент управления предприятием [Электронный ресурс] // Kant. 2014. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/benchmarking-kak-
sovremennyyinstrument-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 10.05.2018).
40. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 85-87. — URL
https://moluch.ru/conf/econ/archive/154/8270/ (дата обращения: 10.05.2018).
41. Газизуллин Н. Ф., Нуруллина А. Х. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход [Электронный ресурс] // ПСЭ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ekonomiki- kompleksnyypodhod (дата обращения: 14.05.2018).
42. Оковкина Ольга Николаевна, Чупайда Александр Михайлович Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Экономческий журнал. 2011. №19. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/putipovysheniya-konkurentosposobnosti- predpriyatiya (дата обращения: 10.05.2018).
Титов Е. В., Рахимова Г. С. Содержание и условия реализации конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. 2013. №1. URL: bttps://cyberlemnka.ru/artide/n/soderzbame- iusloviya-realizatsii-konkurentosposobnosti (дата обращения: 10.05.2018).