Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Работа №39945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста 9
1.2. Дидактические основы использования игровой деятельности в образовательном процессе 15
1.3. Театрально - игровая деятельность в развитии связанной речи детей 19
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 33
2.1. Выявление уровня развития связной речи детей с помощью театрально игровой деятельности 33
2.2. Использование театрально - игровой деятельности в развитии связной речи детей в условиях МБДОУ д/с № 31 «Жемчужинка» 43
2.3. Анализ и оценка развития связной речи детей при использовании театрально-игровой деятельности в условиях МБДОУ д/с № 31 «Жемчужинка» 47
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от умения владеть связной речью. Формирование связной речи детей в детском саду осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., а также в процессе организованной деятельности детей.
Важность дошкольного возраста в этом процессе развития речи детей и определила выбор этого периода рассмотрения его в рамках нашей выпускной квалификационной работы. На этот выбор оказал влияние и опыт автора, который работает воспитателем в МБДОУ д/с №31 «Жемчужинка» в группе № 11.
Дошкольный возраст - это особый период (Урунтаева Г.А.) развития ребёнка, становления его общих способностей, которые необходимы в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь - это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство [38, с. 74].
Речь является одной из важнейших линий развития ребенка (Ушинский К.Д.). Благодаря родному языку он входит в наш мир, получает возможности общения со взрослыми и сверстниками. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира [15, с. 18].
Человеческая речь - это уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, и овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми (Леонтьев А.Н.) [38, с. 51]. Чтобы ребенок начал говорить, должно пройти определенное время. Развитие речи у детей дошкольного возраста - процесс длительный и не простой, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка ( Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Ахутина Т.В., Жинкин Н.И., Рубинштейн С.Л., Сохин Ф.А.и др.) [7, с. 21].
Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Тихеева Е.И., Сохин Ф.А., Лямина Г.М., Ушакова О.С., Ладыгина Н.Ф.. На пятом году жизни проявляется высокая речевая активность детей и происходит интенсивное развитие всех сторон их речи (Гвоздев А.Н., Ушакова О.С. , Алексеева М.М., Кольцова М.М. , Лямина Г.М. , Чуковский К.И.. , Эльконин Д.Б. , Ядэшко В.И. и др.). Именно в этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной ( Эльконин Д.Б. , Леушина А.М. , Люблинская А.М. , Рубинштейн С.Л. ) [37, с. 296].
Создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Однако использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения на практике.
Выготский Л.С. писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [7, с. 54].
В процессе работы, в МБДОУ д/с №31, группа № 11, столкнулась с тем, что у детей плохо развита связная монологическая речь: с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Это определило мой интерес к изучению проблемы развития связной речи дошкольников, что позволило определить тему исследования: «Игровая деятельность как средство развития связной речи детей».
Театрализованные игры пользуются у дошкольников неизменной любовью. Перевоплощаясь в полюбившейся образ, они с удовольствием обыгрывают знакомые произведения. Дети принимают черты характера персонажа, мимику и жесты, радуются, когда побеждает добро, или, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Крупнейший педагог в области эстетического воспитания . Флерина Е.А. видела преимущество рассказывания перед чтением, отмечая, что рассказчик передает содержание так, будто бы сам был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия [39, с. 171].
Особо дети любят сказки, язык которых отличается большой живописностью. В нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театральная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театральной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их [20, с. 130].
Размышляя над проблемой повышения уровня речи воспитанников, пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Выбор данного средства обусловлен тем, что театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя (Достоевский Ф.М.) [11, с. 28].
Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило выявить, что театральная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В театральной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра Образцов С.В. однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству [36, с. 81]. А знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, что позволяет легко заинтересовать детей театром.
Известно, что любимое занятие детей - это игра. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научить наших детей и научиться сами. Как писал немецкий психолог Карл Гросс, «мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли» [43, с. 68]. Исходя из выше изложенного, определился окончательный выбор темы для опыта работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Игровая деятельность как средство развития связной речи детей».
Цель: исследовать театрально-игровую деятельность как средство развития связной речи детей.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие связной речи средствами театрализовано- игровой деятельности в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: использование форм и методов театрализовано- игровой деятельности в воспитательном процессе ДОУ будет способствовать эффективному развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста;
2. Изучить дидактические основы использования игровой деятельности в образовательном процессе;
3. Проанализировать театрально - игровую деятельность в развитии связанной речи детей;
4. Выявить уровень развития связной речи детей с помощью театрально-игровой деятельности;
5. Разработать и апробировать занятия по развитию речи посредством
театрализовано -игровой деятельности в условиях МБДОУ д/с № 31
«Жемчужинка»;
6. Провести экспериментальное изучение развития связной речи детей при использовании театрально-игровой деятельности в условиях МБДОУ д/с № 31 «Жемчужинка».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение и анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что изучена актуальность театрализованной деятельности в жизни ребёнка, определена объективная возможность педагогической работы по развитию связной речи дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы в практике воспитателей ДОУ при использовании в воспитательнопедагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений, характеризующие ход проведения исследования.
Первая глава посвящена исследованию влияния театрализованной деятельности на развитие связной речи дошкольников, дидактических основ использования театрально-игровой деятельности в образовательном процессе.
Вторая глава посвящена исследованию уровня влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Жемчужинка», город Елабуга РТ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Г лавная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, раскрыта роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Мною был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Так же выяснили, что большая часть родителей не знают как можно развивать речь ребенка, помимо занятий по развитию речи. Результаты исследование показали на констатирующем этапе уровень развития речи был очень низок у 67% детей, 25% средний и лишь 8% высокий. Мы разработали занятия постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. После формирующего этапа мы увидели очень продуктивные результаты: детей с низким уровнем развития речи осталось 25%, столько же высокий уровень и 50% средний.
Мы считаем, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более
раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Таким образом наша гипотеза подтвердилась.


1. Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 38-42
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Методические рекомендации / Антипина Е.А.- М.: Сфера, 2009.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Артемова Л.В. - М.: Просвещение, 2007. - 136 с.
4. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре / Бочкарева Л.П. -М.: "КНОРУС", 2007.
5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. - Ярославль, 2009.- 136 с.
6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Вечканова И.Г.-СПб.: КАРО, 2010.-110 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л.С. - М.: Владос, 2006. - 86 с.
8. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - 2е изд. / Гербова В.В. - М.: Просвещение, 2000.
9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / Глухов В.П. - М.: «Аркти», 2002. - 144 с.
10. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: учебное пособие / Горбушина Л.А., Николичева А.П. - М.: КНОРУС, 2005.
11. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебн. заведений / М.Н.Гуслова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
12. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / Давыдов В.Г. // Театр и образование Сб. науч. Трудов - М.: 2010.- С. 65-78.
13. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Доронова Т.Н. // Ребенок в детском саду. - 2010. - №2.
14. Доронова Т.Н. Играем в театр / Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 2004 . - 127 с.
15. Дыбина О.В. Дошкольная педагогика: метод. указания к выполнению контрольных работ для студентов направления 050700 «Педагогика» заочной формы обучения / Дыбина О.В. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 32 с.
16. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре / Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. - М.: Просвещение, 2008.- С.54-74.
17. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / Ершова А.П // Эстетическое воспитание. М.: 2002.
18. Зинкевич - Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. / Зинкевич - Евстигнеева- СПб.: ООО «Речь», 2002.
19. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. - СПб.: 2003.
20. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Карпинская Н.С. // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М.:1972.
21. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие / Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. - М.: 2004.
22. Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» Климченко Т // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2010.-198 с.
24. Коноваленко В.В. Развитие связной речи: Фронтальные
логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - М.: Гном и Д, 2000 - 2001.
25. Кошелева А.Д. Игры-драматизации / А.Д. Кошелевой // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: 1983.
26. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого / Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. - М.:
Владос, 2009.- 160 с.
27. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / Маханева М.Д. -М.: Сфера, 2011.- 146 с.
28. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / Мелик-Пашаев А.А - М., Наука, 2009.- 120 с.
29. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду / Мигунова Е.В. -ТЦ Сфера, 2009.
30. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр / Неменова Т // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.
31 . Новоселова С.Л. Игра дошкольника / Новоселова С.Л. - М.: 1989.
32. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. - М.: Школьная пресса, 2010.- 138 с.
33. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Поляк Л.Я. -СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
34. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Реуцкая Н.А. // Игра дошкольника.- М.: 2010. - С.74-77.
35. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника / Рубенок Е // Дошкольное воспитание. - 1983. - №12.
36. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театртворчество-дети» / Сорокина Н.Ф. - М.: АРКТИ, 2009.-166 с.
37. Сытина О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников / О.И. Сытина // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 296297.
38. Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. — 6-аизд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
39. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Ушакова О.С., Струнина Е.М. - М.: Гуманит. изд. Центр «Владос» - 2003. - 288 с.
40. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие / Под ред. Мерзляковой С.И. -М.: Владос, 2009.- 98 с.
41. Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателей детского сада / Фомичева М.Ф. - М.: «Пресс», 2004.
42. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх / Фурмина Л.С. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 2009.- С.77- 92.
43. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Чурилова Э.Г. -М.: Владос, 2011.- 140 с.
44. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду с детьми
4- 5лет / Щеткин А.В. - Спб.: Мозаика-ситез, 2010.- 168 с.
45. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду с детьми
5- 6 лет / Щеткин А.В. - Спб.: Мозаика-ситез, 2010. - 170 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ