ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры 8
1.2 Дидактические игры и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста 11
1.3 Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление исходного уровня сенсорного развития детей раннего возраста 26
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования
сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры 8
1.2 Дидактические игры и их роль в сенсорном развитии детей раннего возраста 11
1.3 Организационно-педагогические условия процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Выявление исходного уровня сенсорного развития детей раннего возраста 26
2.2 Разработка и апробация плана экспериментального исследования
сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры 34
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста 38
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Актуальность исследования. Человек познает окружающий мир через восприятия и ощущения. Возникновение более сложных познавательных процессов, таких как память, воображение и мышление происходит посредством развития тех же восприятий и ощущений. Тем самым мы можем сказать, что без опоры на полноценное восприятие нормальное развитие умственных процессов невозможно.
По словам выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, таких как Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина утверждали, что сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания, направленная на всестороннее развитие сенсорных способностей детей. Сенсорное развитие является фундаментом познавательного развития.
Также сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как для успешного обучения детей в различных видах деятельности и их адаптации к социуму необходимо полноценное восприятие.
В условиях содержательной и целенаправленной деятельности, такой как продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация) или игра происходит успешное развитие восприятия и мышления. Такая деятельность создает благоприятные условия для этого, а также вызывает потребность в овладении цветом, формой и пространственными ориентировками.
Игра, а именно дидактическая, является одним из самых эффективных средств сенсорного воспитания. Она представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление и является: игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой организации обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности детей.
В дидактической игре в отличие от учебной деятельности присутствуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Как результат воспитатель является и учителем и участником игры в одно и то же. Воспитатель одновременно и учит детей и играет с детьми, а дети учатся, играя. Дидактические задачи, преследующие, например, цели умственного и сенсорного воспитания ребенка, определяют учебное - познавательное начало в каждой игре. Присутствие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер. Исходя из этого, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: является ли дидактическая игра эффективным средством в сенсорном развитии детей раннего возраста?
Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства сенсорного развития является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать благоприятное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме: дидактическая игра, как эффективное средство сенсорного развития детей раннего возраста;
2) рассмотреть специфику и своеобразие использования дидактических игр в сенсорном развитии, ознакомиться с педагогическими условиями их проведения;
3) выявить исходный уровень развития речи детей раннего возраста;
4) разработать и реализовать план экспериментального исследования влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста;
5) провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: дидактическая игра - эффективное средство в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, влияющая на процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Гипотеза: мы предположили, что сенсорное развитие у детей раннего возраста будет проходить более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры.
В процессы исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития речи детей раннего возраста посредством дидактических игр;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение;
- математическая обработка данных.
Методологическую основу исследования составляют труды Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, Б.Г.Ананьева, Л.А. Венгера, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и многие другие. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной опытно-экспериментальной работы, предлагается разработка тематического плана дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста в ДОО.
По результатам проведенной работы полученная информация была апробирована в сборнике «Новаум», выпуск №18, 2019 г. ив сборнике: "Международная научно-практическая конференция «Концепция «общества знаний» в современной науке», г. Пермь.
Исследование было проведено на базе МБДОУ №12 «Крепыш» г. Менделеевск. В исследовании приняло участие 42 ребенка раннего возраста: контрольная группа (21 ребенок) и экспериментальная группа (21 ребенок).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и отдельно оформленного приложения.
По словам выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, таких как Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина утверждали, что сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания, направленная на всестороннее развитие сенсорных способностей детей. Сенсорное развитие является фундаментом познавательного развития.
Также сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как для успешного обучения детей в различных видах деятельности и их адаптации к социуму необходимо полноценное восприятие.
В условиях содержательной и целенаправленной деятельности, такой как продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация) или игра происходит успешное развитие восприятия и мышления. Такая деятельность создает благоприятные условия для этого, а также вызывает потребность в овладении цветом, формой и пространственными ориентировками.
Игра, а именно дидактическая, является одним из самых эффективных средств сенсорного воспитания. Она представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление и является: игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой организации обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности детей.
В дидактической игре в отличие от учебной деятельности присутствуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Как результат воспитатель является и учителем и участником игры в одно и то же. Воспитатель одновременно и учит детей и играет с детьми, а дети учатся, играя. Дидактические задачи, преследующие, например, цели умственного и сенсорного воспитания ребенка, определяют учебное - познавательное начало в каждой игре. Присутствие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер. Исходя из этого, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: является ли дидактическая игра эффективным средством в сенсорном развитии детей раннего возраста?
Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства сенсорного развития является актуальной. Это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать благоприятное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме: дидактическая игра, как эффективное средство сенсорного развития детей раннего возраста;
2) рассмотреть специфику и своеобразие использования дидактических игр в сенсорном развитии, ознакомиться с педагогическими условиями их проведения;
3) выявить исходный уровень развития речи детей раннего возраста;
4) разработать и реализовать план экспериментального исследования влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста;
5) провести анализ результатов контрольного эксперимента по проблеме: дидактическая игра - эффективное средство в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, влияющая на процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Гипотеза: мы предположили, что сенсорное развитие у детей раннего возраста будет проходить более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры.
В процессы исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития речи детей раннего возраста посредством дидактических игр;
- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение;
- математическая обработка данных.
Методологическую основу исследования составляют труды Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, Б.Г.Ананьева, Л.А. Венгера, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и многие другие. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании проведенной опытно-экспериментальной работы, предлагается разработка тематического плана дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста в ДОО.
По результатам проведенной работы полученная информация была апробирована в сборнике «Новаум», выпуск №18, 2019 г. ив сборнике: "Международная научно-практическая конференция «Концепция «общества знаний» в современной науке», г. Пермь.
Исследование было проведено на базе МБДОУ №12 «Крепыш» г. Менделеевск. В исследовании приняло участие 42 ребенка раннего возраста: контрольная группа (21 ребенок) и экспериментальная группа (21 ребенок).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и отдельно оформленного приложения.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве влияния дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.
В ходе нашего исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме сенсорного развития детей раннего возраста. Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда придавали огромное значение, а также ей занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В истории педагогики образовались различные системы сенсорного воспитания. Например, системы сенсорного воспитания М. Монтессори и Е. И. Тихеевой, а также современная отечественная система. Отличительной особенностью этих систем являются психологические подходы к пониманию природы восприятия и его взаимосвязи с мышлением. При изучении литературы по теме сенсорного воспитания детей раннего возраста, мы можем сделать вывод, что под термином «сенсорное воспитание» понимается развитие детского восприятия и формирования у детей представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Под термином «дидактическая игра» понимается многоплановое, сложное педагогическое явление, являющееся игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры являются одним из самых эффективных средств развития ребенка раннего возраста, так как в этом возрасте для ребенка главное - сочетание в игре его движений с умственными задачами.
В ходе нашей работы нами была выдвинута гипотеза о том, что сенсорное развитие у детей раннего возраста будет проходить более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры. Для подтверждения данной гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух группах детей раннего возраста.
При сравнении полученных результатов контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе можно сделать вывод, уровень сенсорного развития детей раннего возраста контрольной группы не подвергся значительным изменениям, в то время как у детей экспериментальной группы в сенсорном развитии появились видимые положительные сдвиги. Для примера мы можем описать изменения на низком уровне сенсорного развития детей. На констатирующем этапе в контрольной группе низкий уровень сенсорного развития был выявлен у 8 детей (38%), на контрольном этапе у 6 детей (29%). Получается, что низкий уровень в контрольной группе понизился 9%, в то время как в экспериментальной группе - на 28%. Другими словами, на констатирующем этапе низкий уровень сенсорного развития в экспериментальной группе был выявлен у 9 детей (42%), но после работы с детьми средствами дидактической игры мы выявили данный уровень только у 3 детей (14%).
Также мы можем описать изменения, которые произошли на высоком уровне сенсорного развития детей раннего возраста. Мы заметили значительные изменения в экспериментальной группе на высоком уровне сенсорного развития детей раннего возраста - повышение на 23%. Изначально высокий уровень сенсорного развития был выявлен только у 2 (10%) детей, но после работы с детьми средствами дидактической игры, мы выявили это уже у 7 (33%) детей. В контрольной группе изменения произошли только на 9%. Изначально высокий уровень сенсорного развития был выявлен только у 2 (10%) детей, как и в экспериментальной группе, а на контрольном этапе у 4 (19%) детей.
Таким образом, проведенная нами работа указывает на то, что использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста благоприятно влияет на уровень их сенсорного развития. Следовательно, все вышеперечисленное подтверждает нашу гипотезу.
В ходе нашего исследования нами была изучена психолого-педагогическая литература по теме сенсорного развития детей раннего возраста. Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда придавали огромное значение, а также ей занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В истории педагогики образовались различные системы сенсорного воспитания. Например, системы сенсорного воспитания М. Монтессори и Е. И. Тихеевой, а также современная отечественная система. Отличительной особенностью этих систем являются психологические подходы к пониманию природы восприятия и его взаимосвязи с мышлением. При изучении литературы по теме сенсорного воспитания детей раннего возраста, мы можем сделать вывод, что под термином «сенсорное воспитание» понимается развитие детского восприятия и формирования у детей представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Под термином «дидактическая игра» понимается многоплановое, сложное педагогическое явление, являющееся игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры являются одним из самых эффективных средств развития ребенка раннего возраста, так как в этом возрасте для ребенка главное - сочетание в игре его движений с умственными задачами.
В ходе нашей работы нами была выдвинута гипотеза о том, что сенсорное развитие у детей раннего возраста будет проходить более успешно, если применять в работе с ними дидактические игры. Для подтверждения данной гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух группах детей раннего возраста.
При сравнении полученных результатов контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе можно сделать вывод, уровень сенсорного развития детей раннего возраста контрольной группы не подвергся значительным изменениям, в то время как у детей экспериментальной группы в сенсорном развитии появились видимые положительные сдвиги. Для примера мы можем описать изменения на низком уровне сенсорного развития детей. На констатирующем этапе в контрольной группе низкий уровень сенсорного развития был выявлен у 8 детей (38%), на контрольном этапе у 6 детей (29%). Получается, что низкий уровень в контрольной группе понизился 9%, в то время как в экспериментальной группе - на 28%. Другими словами, на констатирующем этапе низкий уровень сенсорного развития в экспериментальной группе был выявлен у 9 детей (42%), но после работы с детьми средствами дидактической игры мы выявили данный уровень только у 3 детей (14%).
Также мы можем описать изменения, которые произошли на высоком уровне сенсорного развития детей раннего возраста. Мы заметили значительные изменения в экспериментальной группе на высоком уровне сенсорного развития детей раннего возраста - повышение на 23%. Изначально высокий уровень сенсорного развития был выявлен только у 2 (10%) детей, но после работы с детьми средствами дидактической игры, мы выявили это уже у 7 (33%) детей. В контрольной группе изменения произошли только на 9%. Изначально высокий уровень сенсорного развития был выявлен только у 2 (10%) детей, как и в экспериментальной группе, а на контрольном этапе у 4 (19%) детей.
Таким образом, проведенная нами работа указывает на то, что использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста благоприятно влияет на уровень их сенсорного развития. Следовательно, все вышеперечисленное подтверждает нашу гипотезу.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Применение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста (Педагогика и методика дошкольного образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей
раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



