Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №39927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ 6
ТВОРЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО 6
1.1 Понятие о положительных взаимоотношениях в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Структура системы положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр и ее влияние на процесс формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 23
2.1 Выявление уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 План формирующего этапа 31
2.3 Сравнительный анализ проведённого исследования 42
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность: у многих ученый вызывает интерес исследование взаимоотношений между людьми. Эта проблема считается важной и основной в педагогической науке. Развитие нравственных качеств, таких как, эмоциональная отзывчивость, сопереживание к своему товарищу или близкому человеку, желание общаться и быть готовым к совместной деятельности с товарищами и сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, друзьям, пожилым людям и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении является сущностью социально-коммуникативного развития ребенка по ФГОС ДО.
Большое значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений с детьми в дошкольном образовательном учреждении, так как именно дошкольный возраст является особо важным и значительным периодом в развитии и становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основные нравственные, моральные качества ребенка. В дошкольном возрасте между детьми возникают разнообразные отношения, которые очень сильно влияют на его личность, характер, социальные признаки.
Когда дети общаются между собой развивается и психика ребенка. Желание общаться со сверстниками, узнавать других детей, их поведение очень рано становится главной целью ребенка дошкольного учреждения.
Общение с другими детьми является главным и основным фактором в формировании социальный, коммуникативных, нравственных качеств личности дошкольника. Общаясь с другими детьми, в ребенке закладываются коллективные отношения со сверстниками. Ведь именно коммуникация позволяет ребенку адаптироваться к окружающей среде, узнавать что-то новое, развиваться.
Но в настоящее время, появившиеся новшества в сфере компьютерных технологий негативно влияют на уровень общения ребенка. Дети все свое свободное время проводят за компьютерами, телефонами, забывая про живое общение. А ведь именно общение в живую с другими людьми, детьми насыщает нашу жизнь, жизнь каждого человека. Входе общения дети узнают все новое, сфера их жизнедеятельности развивается, насыщается новыми знаниями, сфера ощущений становится более яркой и глубокой.
Цель исследовательской работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать влияние творческих игр на процесс формирования положительных взаимоотношений y детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследовательской работы: процесс формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследовательской работы: использование творческих игр в процессе формирования положительных взаимоотношений y детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование творческих игр эффективно влияет на процесс формирования положительных взаимоотношений y детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы творческих игр для детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование уровня развития положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обобщить и систематизировать полученные сведения и сделать
выводы.
Методы исследовательской работы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;
- беседа;
- наблюдение;
- математическая обработка данных.
Методики исследования:
- «Диагностика развития общения со сверстниками»;
- «Два домика».
Методологическая основа: проблему взаимоотношений детей изучали такие ученые как, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Р.А Смирнова, В.М. Холмогорова; В.С. Мухина изучала взаимоотношения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения; Е.Е. Кравцова исследовала взаимоотношения дошкольников через социальные институты; отечественные ученые Л.С. Выготский и А.В. Запорожец рассматривали детские отношения через сферу нравственного воспитания.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что материалы, полученные в ходе данной работы (конспекты сюжетно- ролевых игр) могут быть использованы педагогами дошкольных организаций в процессе организации какой-либо деятельности с целью способствовать сформированию положительных взаимоотношений y детей дошкольного возраста.
По результатам проведенной работы полученная информация была апробирована в сборнике «Педсовет» и «Омегасайнс».
База исследования: исследование проводилось в ДОУ «Бэлэкэч» г.Мамадыш.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении взаимоотношений и в определении наиболее эффективных методов влияния на уровень их развития. Поскольку именно в период дошкольного детства у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре, данная возрастная категория является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является также одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. В свою очередь, именно сюжетноролевая игра позволяет ребёнку вступить в реальные организационные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения. Содержание сюжетно-ролевой игры охватывает практически все сферы действительности, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями межличностных отношений.
Взаимоотношения в детском возрасте представляют собой
субъективно переживаемые связи между детьми, которые определяются межличностным взаимодействием и содержанием совместной
деятельности. В дошкольном возрасте естественная потребность ребёнка к общению со сверстниками сталкивается в процессе совместной игровой деятельности с неумением согласовывать свои действия с действиями других детей, что говорит о не сформированности таких навыков взаимодействия, как умение самостоятельно организовать игру, умение делиться игрушками, умение не обижать и не обижаться, также чувство справедливости по отношению к другим участникам игровой деятельности. Но несмотря на это именно сюжетно-ролевая игра способствует формированию у дошкольников различных коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, влияет на становление межличностных отношений детей в коллективе. Поэтому принимая участие в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, воспитателю необходимо вносить изменения в привычный ход игрового сюжета, с целью показать детям различные вариации сюжетных линий и игровых ролей.
Проведённые нами исследования на базе МБДОУ №5 «Бэлэкэч» в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста показали, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания детей эффективно влияет на уровень сформированности положительных взаимоотношений детей данной возрастной категории.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования были достигнуты


1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ, 2000. - 416 с.
2. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014.
3. Баряева, Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, Методические рекомендации / Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А. П. - Псков: ПОИПКРО, 1999. - 406 с.
4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 418 с.
6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
7. Гребенкина, Н.В. Сюжетно-ролевая игра как средство социальноличностного развития дошкольников / Н.В. Гребенкина, А.А. Капнина, Л.М. Пашкевич // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 166-168.
8. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
9. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника / А.В. Запорожец - М.: Просвещение, 2005. - 184с. 67
10. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Академия, 2007. - 94 с.
11. Ильинова, К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К.В. Ильинова, О.Ю. Логвинова, С.В. Мещерякова, И.Ю. Кулько // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 487-489.
12. Кенсаринова, М.В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты / М.В. Кенсаринова // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301-304.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2001. - 213 с.
14. Косарева, Д.А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д.А. Косарева // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 172-173.
15. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 251с.
16. Кульчицкая, Е.И. Формирование гуманных чувств у детей / Е.И. Кульчицкая // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 17-20.
17. Лебедева, Н.Б. Авторская программа «Вместе весело шагать ...» - Северск, 2007.
18. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: Изд- во Моск.ун-та, 2003. - С. 162-171.
19. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика / Е.А. Лобанова. - М.,
2005. - 168 с.
20. Мещерякова, С.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / С.В. Мещерекова, И.Ю. Кулько // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 487-489.
21. Миронова, P.M. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. - Минск.: Народная асвета, 2000. - 147 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.
23. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста /А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии. - 2015. - С. 102-106.
24. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2012. - 247 с.
25. Панова, О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О.В. Панова // Молодой ученый. — 2017. — № 38. — С. 116-118.
26. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. — М.: Педагогика, 2008. — 148 с.
27. Репина, М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста /М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. —
2015. — №9. — С. 1267-1269.
28. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. - СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 272 с.
29. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. Учеб. Заведений/ Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2006- 366с.
30. Усова, А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.
31. Хозиева, М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию / М.В. Хозиева. - М.: Академия, 2011. - 320 с.
32. Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / О.Н. Чумовская // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1317-1318

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ