Актуальность темы исследования. Происходящие под влиянием социально-экономических факторов изменения в сфере образования приводят к необходимости усиления в профессиональной деятельности педагогов субъект-субъектных отношений. Эго обусловлено также потребностью современного общества в воссоздании гуманности во взаимоотношениях человека в окружающем его пространстве. В этом смысле большей возможностью в создании оптимальных условий для развития личности обладает педагогическое взаимодействие в образовательном процессе.
В основе построения отечественной модели образования лежат личностный и деятельностный подходы, исследованием которых занимались С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев. В соответствии с этими подходами личность есть субъект деятельности, который, сам формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. Разработке проблемы становления позиции субъектности в педагогической деятельности способствовали психологические исследования различных сторон взаимодействия субъектов образовательного процесса. Изучая различные стороны педагогического взаимодействия, отечественные исследователи обращают внимание на возможность организации продуктивных способов взаимодействия, которые обеспечивают приоритет субъектных отношений в образовательном процессе.
Отечественные и зарубежные исследователи (Т.П.Гаврилова, Л.М.Митина, К.Роджерс, Д.А.Хьюстон, В.А.Петровский, И.М.Юсупов, Е.В.Коротаева), изучая педагогическое взаимодействие, обращают внимание на эмпатию как катализатор продуктивных способов взаимодействия в образовательном процессе. При этом эмпатия выступает как личностная установка учителя, которая реализуется в ходе его взаимодействия с учащимися. Личностную установку, которая направляет профессиональную деятельность учителя, А.К.Маркова, В.Е.Клочко, К.М.Левитан и др. определяют как профессиональную установку.
Педагогическая практика показывает, что несмотря на признание важности эмпатии как личностной установки учителя, она недостаточно проявляется в профессиональной деятельности педагога в ходе взаимодействия с учащимися на всех этапах урока. Профессиональная установка педагога на эмпатию во взаимодействии с учащимися (на сотрудничество, на восприятие настроений учащихся, а также реакции самого педагога на эти настроения) обуславливает готовность педагога к продуктивному педагогическому
3
взаимодействию. Такая профессиональная установка способствует изменению характера педагогического взаимодействия. Это профессионально важное качество педагога известно и применяется на практике, но развитие его до уровня профессиональной установки привело бы к продуктивному педагогическому взаимодействию, что способствовало бы эффективному обучению учащихся. Обозначая в дальнейшем изложении такой способ взаимодействия эмпатийным, отмечаем, что проблема реализации профессиональной установки педагога на эмпатийный способ взаимодействия обуславливает необходимость более глубокого исследования его содержания и особенностей проявления на уроках.