КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности обучения грамматике английского языка
учащихся младших классов 6
1.1 Принципы, методы и подходы к обучению грамматике
английского языка в младших классах 6
1.2 Трудности, возникающие у учащихся младших классов при
изучении грамматики английского языка 16
1.3 Коммуникативный подход: цель, задачи, принципы 20
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Коммуникативно-деятельностный подход при развитии
грамматических навыков 32
2.1 Коммуникативный подход: классификация методов и виды
заданий 32
2.2 Использование игровых технологий в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению английскому языку 38
2.3 Методические рекомендации к применению грамматических игр
на уроках английского языка в начальной школе 46
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
Глава 1. Особенности обучения грамматике английского языка
учащихся младших классов 6
1.1 Принципы, методы и подходы к обучению грамматике
английского языка в младших классах 6
1.2 Трудности, возникающие у учащихся младших классов при
изучении грамматики английского языка 16
1.3 Коммуникативный подход: цель, задачи, принципы 20
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Коммуникативно-деятельностный подход при развитии
грамматических навыков 32
2.1 Коммуникативный подход: классификация методов и виды
заданий 32
2.2 Использование игровых технологий в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению английскому языку 38
2.3 Методические рекомендации к применению грамматических игр
на уроках английского языка в начальной школе 46
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
Одной из главных задач обучения иностранному языку в школе является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить, оперативно принимать самостоятельные решения.
Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика - это та структура языка, которая превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно и необходимо при овладении иностранным языком.
В педагогической науке существует множество различных методик обучения, принципов и подходов, согласно которым строится процесс изучения языка. Этим методам и подходам посвящено множество исследований. Как важная составляющая современного обучения иностранному языку для нас интерес представляет коммуникативный подход.
В настоящее время коммуникативный подход становится всё более популярным. Центром обучения в условиях данного подхода является обучаемый, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и когнитивных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, в условиях общения, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
В нашей работе мы делаем акцент на использовании грамматических игр на уроках английского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.
До сих пор ученые не сошлись во мнении, какой подход наиболее гармоничен в современной системе образования, традиционный или коммуникационный. Не умолкают споры о достоинствах и недостатках данного подхода, его интерпретации у различных педагогов и лингвистов достаточно противоречивы, что и обусловливает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является обучение грамматике иностранного языка в начальной школе.
Предмет исследования - коммуникативно-деятельностный подход при обучении грамматике на уроках английского языка на младшей ступени обучения.
Целью данной работы является разработка коммуникативно - ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализировать принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определить структуру коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявить достоинства и доказать эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе;
5. Показать преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, сравнительный метод, метод классификации.
Методологическую базу исследования составляют труды Е.И. Пассова, А.Н. Щукина, Г. Пальмера, Д. Ларсена-Фримана, Дж. Хармера, С. Торнберри, Т. Крашена и многих других.
Практической базой для исследования послужили анализы уроков современных преподавателей английского языка в начальных классах.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается во всестороннем анализе и синтезе теоретического материала по выбранной теме, а также в обосновании использования коммуникативного подхода на уроке английского языка.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования практических выводов выпускной квалификационной работы на уроках английского языка в школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Первая глава рассматривает особенности преподавания грамматики английского языка в начальных классах. Во второй главе изучается коммуникативно-деятельностный подход к обучению грамматике английского языка учеников младших классов и реализуемые в его контексте игровые технологии.
Грамматика является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения вышеназванными умениями. Грамматика - это та структура языка, которая превращает его в речь. Изучение грамматического аспекта неизбежно и необходимо при овладении иностранным языком.
В педагогической науке существует множество различных методик обучения, принципов и подходов, согласно которым строится процесс изучения языка. Этим методам и подходам посвящено множество исследований. Как важная составляющая современного обучения иностранному языку для нас интерес представляет коммуникативный подход.
В настоящее время коммуникативный подход становится всё более популярным. Центром обучения в условиях данного подхода является обучаемый, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и когнитивных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, в условиях общения, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
В нашей работе мы делаем акцент на использовании грамматических игр на уроках английского языка в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.
До сих пор ученые не сошлись во мнении, какой подход наиболее гармоничен в современной системе образования, традиционный или коммуникационный. Не умолкают споры о достоинствах и недостатках данного подхода, его интерпретации у различных педагогов и лингвистов достаточно противоречивы, что и обусловливает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является обучение грамматике иностранного языка в начальной школе.
Предмет исследования - коммуникативно-деятельностный подход при обучении грамматике на уроках английского языка на младшей ступени обучения.
Целью данной работы является разработка коммуникативно - ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализировать принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определить структуру коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявить достоинства и доказать эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе;
5. Показать преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, сравнительный метод, метод классификации.
Методологическую базу исследования составляют труды Е.И. Пассова, А.Н. Щукина, Г. Пальмера, Д. Ларсена-Фримана, Дж. Хармера, С. Торнберри, Т. Крашена и многих других.
Практической базой для исследования послужили анализы уроков современных преподавателей английского языка в начальных классах.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается во всестороннем анализе и синтезе теоретического материала по выбранной теме, а также в обосновании использования коммуникативного подхода на уроке английского языка.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования практических выводов выпускной квалификационной работы на уроках английского языка в школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Первая глава рассматривает особенности преподавания грамматики английского языка в начальных классах. Во второй главе изучается коммуникативно-деятельностный подход к обучению грамматике английского языка учеников младших классов и реализуемые в его контексте игровые технологии.
Коммуникативно-ориентированный подход к обучению реализует основные требования к современному учебному процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащихся. Особое значение при коммуникативном подходе придается содержательной стороне речи, как она воздействует на партнера, реализуются ли все основные функции общения. И поэтому итогом коммуникативно-ориентированного обучения языку является формирование коммуникативной компетенции.
Коммуникативность предполагает использование изучаемого языка с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях. При коммуникативном подходе обучения языку происходит ориентация на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке стараются уделить усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей ценность для обучения информации.
В результате проведенного исследования, цель работы, заключавшаяся в разработке коммуникативно-ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов, была достигнута.
Для достижения цели нами были предприняты следующие шаги:
1. Были рассмотрены особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализированы принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определена структура коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявлены достоинства и доказана эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе.
5. Были показаны преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что младший школьный возраст является наиболее предпочтительным и благоприятным для усвоения иностранного языка. Для определения специфики преподавания английского языка и его грамматики, а также для построения системы обучения в целом важно учитывать особенности младших школьников. Нами были выделены четыре группы особенностей: физиологические, психологические, антропогенные и педагогические. Анализ показал, что принципы обучения представляют собой наиболее крупные, основополагающие требования и подходы к построению процесса обучения и управлению им. Без соответствующих методов обучения и подходов к нему невозможно реализовать цели и задачи обучения. Кроме того, исследование показало, что зарубежные методики более коммуникативно-ориентированы и направлены на изучение всех аспектов языка в совокупности, в отличие от отечественных методик, где превалирует дифференцированное обучение грамматике, лексике, говорению, письму и аудированию.
Нами был наиболее подробно рассмотрен коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Проведенный анализ показал, что названный подход становится весьма популярным как в России, так и за рубежом. Нами была рассмотрена структура коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, были описаны его основные принципы и характеристики. Кроме того, нами были изучены способы преподавания языка в рамках данного подхода и виды деятельности, использующиеся на коммуникативно-направленных уроках. Так, главным составляющим элементом обучения становится общение на иностранном языке. Именно в процессе общения учащиеся постигают основы грамматики и лексики, развивают коммуникативные навыки слушания, говорения и письма.
Обучение происходит интегрировано и контекстуализировано, связь между всеми аспектами языка неразрывна.
В практической части работы мы проанализировали методики и комплексы упражнений, используемые на коммуникативно-направленных уроках иностранного языка. В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным видом деятельности на уроках английского языка в начальной школе являются игровые технологии. В работе мы более подробно рассмотрели принципы использования игр при обучении грамматике английского языка, выявили основные преимущества игровых технологий, описали их функции и систематизировали классификации игр в соответствии с тем или иным критерием, а также определили способы подачи ученикам младших классов грамматической информации через языковые игры.
Нами были разработаны коммуникативно-ориентированные методические рекомендации к преподаванию английской грамматики на младшей ступени обучения с опорой на игровые технологии. Проведенный анализ показал, что игры уместны на любом этапе урока и могут проводиться на ежедневной основе.
Таким образом, мы выяснили, что коммуникативный подход и реализуемые в его контексте игровые технологии являются наиболее адекватными средствами обучения иностранному языку и его грамматике в частности, поскольку они развивают «чувство языка» и соответствуют задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.
Коммуникативность предполагает использование изучаемого языка с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях. При коммуникативном подходе обучения языку происходит ориентация на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке стараются уделить усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей ценность для обучения информации.
В результате проведенного исследования, цель работы, заключавшаяся в разработке коммуникативно-ориентированных методических рекомендаций к преподаванию английской грамматики учащимся начальных классов, была достигнута.
Для достижения цели нами были предприняты следующие шаги:
1. Были рассмотрены особенности изучения иностранного языка младшими школьниками;
2. Проанализированы принципы, методы и подходы к обучению грамматике английского языка в России и за рубежом;
3. Определена структура коммуникативно-деятельностного подхода к обучению;
4. Выявлены достоинства и доказана эффективность коммуникативного подхода на уроках английского языка в начальной школе.
5. Были показаны преимущества использования грамматических игр при обучении младших школьников английскому языку.
Обзор теоретической литературы позволил нам сделать выводы о том, что младший школьный возраст является наиболее предпочтительным и благоприятным для усвоения иностранного языка. Для определения специфики преподавания английского языка и его грамматики, а также для построения системы обучения в целом важно учитывать особенности младших школьников. Нами были выделены четыре группы особенностей: физиологические, психологические, антропогенные и педагогические. Анализ показал, что принципы обучения представляют собой наиболее крупные, основополагающие требования и подходы к построению процесса обучения и управлению им. Без соответствующих методов обучения и подходов к нему невозможно реализовать цели и задачи обучения. Кроме того, исследование показало, что зарубежные методики более коммуникативно-ориентированы и направлены на изучение всех аспектов языка в совокупности, в отличие от отечественных методик, где превалирует дифференцированное обучение грамматике, лексике, говорению, письму и аудированию.
Нами был наиболее подробно рассмотрен коммуникативно-деятельностный подход к обучению. Проведенный анализ показал, что названный подход становится весьма популярным как в России, так и за рубежом. Нами была рассмотрена структура коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, были описаны его основные принципы и характеристики. Кроме того, нами были изучены способы преподавания языка в рамках данного подхода и виды деятельности, использующиеся на коммуникативно-направленных уроках. Так, главным составляющим элементом обучения становится общение на иностранном языке. Именно в процессе общения учащиеся постигают основы грамматики и лексики, развивают коммуникативные навыки слушания, говорения и письма.
Обучение происходит интегрировано и контекстуализировано, связь между всеми аспектами языка неразрывна.
В практической части работы мы проанализировали методики и комплексы упражнений, используемые на коммуникативно-направленных уроках иностранного языка. В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным видом деятельности на уроках английского языка в начальной школе являются игровые технологии. В работе мы более подробно рассмотрели принципы использования игр при обучении грамматике английского языка, выявили основные преимущества игровых технологий, описали их функции и систематизировали классификации игр в соответствии с тем или иным критерием, а также определили способы подачи ученикам младших классов грамматической информации через языковые игры.
Нами были разработаны коммуникативно-ориентированные методические рекомендации к преподаванию английской грамматики на младшей ступени обучения с опорой на игровые технологии. Проведенный анализ показал, что игры уместны на любом этапе урока и могут проводиться на ежедневной основе.
Таким образом, мы выяснили, что коммуникативный подход и реализуемые в его контексте игровые технологии являются наиболее адекватными средствами обучения иностранному языку и его грамматике в частности, поскольку они развивают «чувство языка» и соответствуют задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.
Подобные работы
- КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход к
ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Игра как средство обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2023 - Формирование лексических навыков на основе обучающих игр на уроках иностранного языка на младшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК; УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ФОЛЬКЛОРА)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности реализации коммуникативной методики на занятиях по английскому языку с детьми 2-6 лет
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



