Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края (Алтайский государственный педагогический университет)
|
База исследования - МБДОУ «Налобихинский детский сад «Незабудка» села Налобиха (Алтайский край).
В приложениях результаты исследования.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края 6
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников 6
1.2 История своего края как средство патриотического воспитания дошкольников 10
1.3 Методика патриотического воспитания детей среднего возраста посредством изучения истории своего края 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. 22
2.1 Выявления уровня сформирования патриотических чувств 22
(анкетирование, беседы, таблица наблюдения) 22
2.2 Комплекс мероприятий по изучению истории своего края, направленный на патриотическое воспитание 29
2.3 .Контрольный этап. Результаты патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края. 32
Заключение 36
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
В приложениях результаты исследования.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края 6
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников 6
1.2 История своего края как средство патриотического воспитания дошкольников 10
1.3 Методика патриотического воспитания детей среднего возраста посредством изучения истории своего края 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. 22
2.1 Выявления уровня сформирования патриотических чувств 22
(анкетирование, беседы, таблица наблюдения) 22
2.2 Комплекс мероприятий по изучению истории своего края, направленный на патриотическое воспитание 29
2.3 .Контрольный этап. Результаты патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края. 32
Заключение 36
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Система современного российского образования ориентирована на общекультурное развитие личности ребенка. Данная концепция находит отражение в Законе «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве….» [1]. Стандартом дошкольного образования предусмотрено, что содержание программ определяется «культурными традициями, как общечеловеческими, так и российскими (в региональном компоненте стандарта и национальными [4].
Не является секретом тот факт, что в общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры,
в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у дошкольников нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
Важным элементом, который способствует формированию патриотизма, является изучение истории родного края. Данный факт доказывает актуальность проведения исследования.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как И.И. Гришина, Н.П. Данилова, Н.Е. Зауэр, Н.Г. Кондакова и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в дошкольном учреждении. По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания нравственного поведения у дошкольников на основе патриотического воспитания. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Цель данной работы – изучение процесса патриотического воспитания дошкольников среднего возраста средствами изучения истории своего края.
Для выполнения цели были сформулированы задачи:
1. Дать характеристику патриотическому воспитанию;
2. Доказать, что изучение истории своего края является средством
патриотического воспитания дошкольников;
3. Рассмотреть методику патриотического воспитания дошкольников
средствами изучения истории своего края;
4. Провести исследование по выявлению уровней сформированности
патриотических чувств;
5. Разработать комплекс мероприятий по изучению истории своего края,
направленного на патриотическое воспитание;
6. Проанализировать результаты патриотического воспитания
средствами изучения своего края.
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предметом – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края.
Работа написана на основании изучения источников, литературы и публикаций в периодических изданиях. В качестве источников были использованы нормативно-правовые акты в области патриотического воспитания и дошкольного образования. Авторами основополагающих трудов, используемых в данном исследовании, являются Козлова С.А., Ястребцова А.О., Кондакова Н.Г., Данилова Н.П. и др.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: анкетирование, наблюдения, эксперимента, опроса.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Не является секретом тот факт, что в общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры,
в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у дошкольников нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
Важным элементом, который способствует формированию патриотизма, является изучение истории родного края. Данный факт доказывает актуальность проведения исследования.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как И.И. Гришина, Н.П. Данилова, Н.Е. Зауэр, Н.Г. Кондакова и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в дошкольном учреждении. По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания нравственного поведения у дошкольников на основе патриотического воспитания. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Цель данной работы – изучение процесса патриотического воспитания дошкольников среднего возраста средствами изучения истории своего края.
Для выполнения цели были сформулированы задачи:
1. Дать характеристику патриотическому воспитанию;
2. Доказать, что изучение истории своего края является средством
патриотического воспитания дошкольников;
3. Рассмотреть методику патриотического воспитания дошкольников
средствами изучения истории своего края;
4. Провести исследование по выявлению уровней сформированности
патриотических чувств;
5. Разработать комплекс мероприятий по изучению истории своего края,
направленного на патриотическое воспитание;
6. Проанализировать результаты патриотического воспитания
средствами изучения своего края.
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предметом – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края.
Работа написана на основании изучения источников, литературы и публикаций в периодических изданиях. В качестве источников были использованы нормативно-правовые акты в области патриотического воспитания и дошкольного образования. Авторами основополагающих трудов, используемых в данном исследовании, являются Козлова С.А., Ястребцова А.О., Кондакова Н.Г., Данилова Н.П. и др.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: анкетирование, наблюдения, эксперимента, опроса.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Воспитание любви к своей малой родине - это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. В дошкольном возрасте знакомство с родным краем, его историей и культурой выступает важнейшим средством воспитания патриотизма и формирования основ гражданственности.
Анализ толкований и определений понятия патриотизм позволил заключить, что это исторически обусловленное явление духовной жизни, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине. Патриотизм формируется в процессе патриотического воспитания. Лучше всего начинать этот процесс в дошкольном возрасте, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Значимым направлением в патриотическом воспитании является изучение истории своего края, в результате которого формируется глубокая привязанность к своей малой родине, чувство гордости за нее. Совокупность знаний по истории родного края называется историческим краеведением.
Краеведческая составляющая обозначена в программе дошкольного учреждения, где указаны требования к организации образовательного процесса в краеведении. Патриотические чувства зарождаются постепенно: сначала в семье, потом через любовь к малой родине и через любовь к своему Отечеству. Поэтому изучение истории своего края является важным средством формирования патриотизма.
Благоприятным возрастным периодом для ознакомления с историей края является средний дошкольный возраст, когда происходят количественные и качественные изменения функций различных систем организма, чувственного опыта, памяти, внимания и воображения.
Для изучения истории родного края применяются различные формы и методы обучения. Выбранные формы должны вызывать эмоциональный отклик у детей и проводится в системе. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать определенные условия: организована предметно-развивающая среда, тесное взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, профессиональная компетентность педагога.
Патриотическое воспитание дошкольников проводится с использованием различных педагогических средств, одним из которых является изучение истории своего края.
Эффективность данного средства обучения было проверено на базе МБДОУ «Налобихинский детский сад «Незабудка» села Налобиха. Анализ деятельности данного дошкольного учреждения позволил сделать вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию носит бессистемный характер с использованием однообразных методов и форм. Данное утверждение было подтверждено результатами констатирующего эксперимента, для которого была выбрана средняя группа. В эксперименте приняли участие 20 воспитанников и их родители.
В результате диагностики было выявлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень развития патриотических качеств. Был сделан вывод о
необходимости активизации работы дошкольного учреждения в этом направлении.
На формирующем этапе эксперимента воспитательная работа велась в соответствии с разработанным проектом «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа и семьи». Каждый этап указанного проекта содержал определенные формы работы по изучению истории родного края: поиск и накопление исторического материала, проведение различных мероприятий, итоговое родительское собрание.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, по результатам которой можно сделать вывод о повышении уровня сформированности патриотизма у детей. Данный факт доказывает эффективность применения средств исторического краеведения.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. В дошкольном учреждении, возможно создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств, основ гражданственности, а также, интереса к своей «малой Родине».
На основании вышеизложенного можно заключить, что задачи исследования были выполнены, а значит, цель работы достигнута.
Анализ толкований и определений понятия патриотизм позволил заключить, что это исторически обусловленное явление духовной жизни, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине. Патриотизм формируется в процессе патриотического воспитания. Лучше всего начинать этот процесс в дошкольном возрасте, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Значимым направлением в патриотическом воспитании является изучение истории своего края, в результате которого формируется глубокая привязанность к своей малой родине, чувство гордости за нее. Совокупность знаний по истории родного края называется историческим краеведением.
Краеведческая составляющая обозначена в программе дошкольного учреждения, где указаны требования к организации образовательного процесса в краеведении. Патриотические чувства зарождаются постепенно: сначала в семье, потом через любовь к малой родине и через любовь к своему Отечеству. Поэтому изучение истории своего края является важным средством формирования патриотизма.
Благоприятным возрастным периодом для ознакомления с историей края является средний дошкольный возраст, когда происходят количественные и качественные изменения функций различных систем организма, чувственного опыта, памяти, внимания и воображения.
Для изучения истории родного края применяются различные формы и методы обучения. Выбранные формы должны вызывать эмоциональный отклик у детей и проводится в системе. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать определенные условия: организована предметно-развивающая среда, тесное взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, профессиональная компетентность педагога.
Патриотическое воспитание дошкольников проводится с использованием различных педагогических средств, одним из которых является изучение истории своего края.
Эффективность данного средства обучения было проверено на базе МБДОУ «Налобихинский детский сад «Незабудка» села Налобиха. Анализ деятельности данного дошкольного учреждения позволил сделать вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию носит бессистемный характер с использованием однообразных методов и форм. Данное утверждение было подтверждено результатами констатирующего эксперимента, для которого была выбрана средняя группа. В эксперименте приняли участие 20 воспитанников и их родители.
В результате диагностики было выявлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень развития патриотических качеств. Был сделан вывод о
необходимости активизации работы дошкольного учреждения в этом направлении.
На формирующем этапе эксперимента воспитательная работа велась в соответствии с разработанным проектом «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа и семьи». Каждый этап указанного проекта содержал определенные формы работы по изучению истории родного края: поиск и накопление исторического материала, проведение различных мероприятий, итоговое родительское собрание.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, по результатам которой можно сделать вывод о повышении уровня сформированности патриотизма у детей. Данный факт доказывает эффективность применения средств исторического краеведения.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. В дошкольном учреждении, возможно создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств, основ гражданственности, а также, интереса к своей «малой Родине».
На основании вышеизложенного можно заключить, что задачи исследования были выполнены, а значит, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Управление развитием детского туризма в образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



