Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №39877

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования - МБДОУ «Налобихинский детский сад «Незабудка» села Налобиха (Алтайский край).
В приложениях результаты исследования.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края 6
1.1 Сущность патриотического воспитания дошкольников 6
1.2 История своего края как средство патриотического воспитания дошкольников 10
1.3 Методика патриотического воспитания детей среднего возраста посредством изучения истории своего края 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная деятельность по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. 22
2.1 Выявления уровня сформирования патриотических чувств 22
(анкетирование, беседы, таблица наблюдения) 22
2.2 Комплекс мероприятий по изучению истории своего края, направленный на патриотическое воспитание 29
2.3 .Контрольный этап. Результаты патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края. 32
Заключение 36
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45

Система современного российского образования ориентирована на общекультурное развитие личности ребенка. Данная концепция находит отражение в Законе «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве….» [1]. Стандартом дошкольного образования предусмотрено, что содержание программ определяется «культурными традициями, как общечеловеческими, так и российскими (в региональном компоненте стандарта и национальными [4].
Не является секретом тот факт, что в общественной жизни России возник ценностный вакуум, который проявляется в отчуждении человека от культуры,
в изменении понимания добра и зла у подрастающего поколения. В конечном итоге обществу грозит моральная деградация: такие качества как доброта, милосердие, духовность постепенно отходят на второй план. Дети - это будущее страны, в каждой семье растет будущий гражданин. Поэтому развитие у дошкольников нравственно-патриотических чувств выходит на первый план и является в настоящий момент одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотические чувства включают в себя такие понятия как любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, желание сохранить и преумножить богатство своей Родины.
Важным элементом, который способствует формированию патриотизма, является изучение истории родного края. Данный факт доказывает актуальность проведения исследования.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как И.И. Гришина, Н.П. Данилова, Н.Е. Зауэр, Н.Г. Кондакова и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в дошкольном учреждении. По мнению психологов, нравственные качества ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Формирование патриотических качеств идет постепенно и зависит от методов и средств воспитания, которые были использованы. Поэтому возникает необходимость использования эффективных методов и средств воспитания нравственного поведения у дошкольников на основе патриотического воспитания. Все вышесказанное еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Цель данной работы – изучение процесса патриотического воспитания дошкольников среднего возраста средствами изучения истории своего края.
Для выполнения цели были сформулированы задачи:
1. Дать характеристику патриотическому воспитанию;
2. Доказать, что изучение истории своего края является средством
патриотического воспитания дошкольников;
3. Рассмотреть методику патриотического воспитания дошкольников
средствами изучения истории своего края;
4. Провести исследование по выявлению уровней сформированности
патриотических чувств;
5. Разработать комплекс мероприятий по изучению истории своего края,
направленного на патриотическое воспитание;
6. Проанализировать результаты патриотического воспитания
средствами изучения своего края.
Объектом исследования является патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предметом – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края.
Работа написана на основании изучения источников, литературы и публикаций в периодических изданиях. В качестве источников были использованы нормативно-правовые акты в области патриотического воспитания и дошкольного образования. Авторами основополагающих трудов, используемых в данном исследовании, являются Козлова С.А., Ястребцова А.О., Кондакова Н.Г., Данилова Н.П. и др.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения. Проведение эксперимента обусловило применение эмпирических методов: анкетирование, наблюдения, эксперимента, опроса.
Работа состоит из двух глав основной части, введения, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Воспитание любви к своей малой родине - это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. В дошкольном возрасте знакомство с родным краем, его историей и культурой выступает важнейшим средством воспитания патриотизма и формирования основ гражданственности.
Анализ толкований и определений понятия патриотизм позволил заключить, что это исторически обусловленное явление духовной жизни, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине. Патриотизм формируется в процессе патриотического воспитания. Лучше всего начинать этот процесс в дошкольном возрасте, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Значимым направлением в патриотическом воспитании является изучение истории своего края, в результате которого формируется глубокая привязанность к своей малой родине, чувство гордости за нее. Совокупность знаний по истории родного края называется историческим краеведением.
Краеведческая составляющая обозначена в программе дошкольного учреждения, где указаны требования к организации образовательного процесса в краеведении. Патриотические чувства зарождаются постепенно: сначала в семье, потом через любовь к малой родине и через любовь к своему Отечеству. Поэтому изучение истории своего края является важным средством формирования патриотизма.
Благоприятным возрастным периодом для ознакомления с историей края является средний дошкольный возраст, когда происходят количественные и качественные изменения функций различных систем организма, чувственного опыта, памяти, внимания и воображения.
Для изучения истории родного края применяются различные формы и методы обучения. Выбранные формы должны вызывать эмоциональный отклик у детей и проводится в системе. В дошкольном учреждении необходимо соблюдать определенные условия: организована предметно-развивающая среда, тесное взаимодействие родителей и дошкольного учреждения, профессиональная компетентность педагога.
Патриотическое воспитание дошкольников проводится с использованием различных педагогических средств, одним из которых является изучение истории своего края.
Эффективность данного средства обучения было проверено на базе МБДОУ «Налобихинский детский сад «Незабудка» села Налобиха. Анализ деятельности данного дошкольного учреждения позволил сделать вывод о том, что работа по патриотическому воспитанию носит бессистемный характер с использованием однообразных методов и форм. Данное утверждение было подтверждено результатами констатирующего эксперимента, для которого была выбрана средняя группа. В эксперименте приняли участие 20 воспитанников и их родители.
В результате диагностики было выявлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень развития патриотических качеств. Был сделан вывод о
необходимости активизации работы дошкольного учреждения в этом направлении.
На формирующем этапе эксперимента воспитательная работа велась в соответствии с разработанным проектом «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста на примерах героического прошлого народа и семьи». Каждый этап указанного проекта содержал определенные формы работы по изучению истории родного края: поиск и накопление исторического материала, проведение различных мероприятий, итоговое родительское собрание.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, по результатам которой можно сделать вывод о повышении уровня сформированности патриотизма у детей. Данный факт доказывает эффективность применения средств исторического краеведения.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. В дошкольном учреждении, возможно создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств, основ гражданственности, а также, интереса к своей «малой Родине».
На основании вышеизложенного можно заключить, что задачи исследования были выполнены, а значит, цель работы достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 21.01.2019).
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» )[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016–2020-gody.html, свободный.- (дата обращения: 21.01.2019).
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/90186759, свободный.- (дата обращения: 21.01.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678, свободный.- (дата обращения: 21.01.2019).
5. Аблитарова А. Р., Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств / А.Р. Аблитарова, А.О. Ястребцова// Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 9-11.
6. Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения/ М.Н. Асянова// Вестник науки и образования.- 2017.- №12.- С. 56
7. . Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников в условиях ДОУ/ Е.Н. Богтмягкова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 19
8. Глоба Л. Г. Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей,
психологов и логопедов, работающих в дошкольных учреждениях и занимающихся патриотическим воспитанием детей)/ Л.Г.Глоба // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 15
9. Гришина И. И., Краеведение в детском саду/ И.И. Гришина, О.И.
Давыденко, Е.В. Савнина // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 32-34
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
[Электронный ресурс]/ В.И. Даль//Русский язык. Словари. – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-24131.htm, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 20.01.2019)
11. Данилова Н. П. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/ Н.П. Данилова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2.1. - С. 10
12. Зауэр Н. Е. Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования/ Н.Е. Зауэр // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 36
13. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников/ Н.В. Кондукторова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1. - С. 3
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
15. Кондакова Н. Г., Патриотическое воспитание в детском саду/ Н.Г. Кондакова, А.Н. Поздяйкина, Р.И. Лебедева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №1. - С. 14
16. Кудрина Н. М. Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию/ Н.М. Кудрина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №6. - С. 3-5.
17. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. - К.: Сфера, 2013. - 144 с.
18. Михненко И.И., Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем/ И.И. Михненко, Н.В. Долгун//.Теория и практика.- 2016.- №2.- С.53
19. Муртазина Р.Р. Патриотическое воспитание дошкольников в контексте федерального государственного образовательного стандарта/ Р.Р, Муртазина// Теория и практика дошкольного образования .- 2015.- №2.- С.56
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ С.И. Ожегов//Словарики 2.0.Знания – сила . – Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/26996, свободный. – Заглавие с экрана. - (дата обращения 20.01.2019)
21 . От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 368 с.
22. Панова В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания/ В.Н. Панова // Образование и воспитание. - 2015. - №2. - С. 43-45.
23. Татаренцева Е. В., Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях/ Е.В. Татаренцева // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 532-535.
24. Уральская Е. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности/ Е.М. Уральская// Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации,- Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 2015. – С.188
25. Федорова Э. Р. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста/ Э.Р. Федорова // Теория и практика дошкольного образования.- 2017 .- № 1.- С.76
26. Федорова А. Г., Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ/ А.Г. Федорова // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 953
27. Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников/ А.О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ