Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных учебных действий в 5-6 классах (Методика обучения математике, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №39875

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Новоалейская СОШ» Третьяковского района Алтайского края в 5-6 классах. В исследовании приняло участие 9 обучающихся 5 класса (экспериментальный класс (ЭГ)) и 7 обучающихся 6 класса (контрольный класс (КГ)).
В приложениях различные методики.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов 6
1.1 Методологические принципы разработки концепции развития универсальных учебных действий для учащихся 5-6 классов 6
1.2 Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Методические рекомендации по формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов 22
2.1 Проектирование уроков математики с позиции формирования универсальных учебных действий 22
2.2 Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов 26
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов 31
Выводы по главе 2 34
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Приложения 40

Важным аспектом новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для основой школы является формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Для успешного обучения в основной школе должны быть сформулированы познавательные универсальные действия, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Отдельное место среди всех групп метапредметных умений занимают регулятивные УУД, т.к. именно эта группа умений обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Овладевая регулятивными действиями, учащиеся развивают способности ставить перед собой учебные цели, планировать их реализацию, прогнозировать возможные результаты и уровень усвоения знаний, контролировать, дополнять и оценивать свои действия, преодолевать препятствия.
Учебный предмет «Математика» имеет большой потенциал для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся, но на данный момент слабо разработаны педагогические средства формирования регулятивных УУД средствами математики.
На основании всего вышесказанного выбранная тема курсовой работы «Формирование регулятивных учебных действий в 5-6 классах» является актуальной.
Цель работы: выделить условия формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в 5-6 классе.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике в 5-6 классе будет эффективным, если работу по формированию учебных действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, контроля, оценки и саморегуляции осуществлять через систему специально разработанных средств, таких как задания на решение текстовой задачи в соответствии с предложенным алгоритмом, составление плана решения, поиск и исправление ошибки, задания на взаимо- и самоконтроль и др.
Задачи исследования:
 выявить сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» и их состав;
 определить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 классов на уроках математики;
 определить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий;
 определить педагогические средства формирования регулятивных УУД в 5-6 классе.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных действий.
Предмет: условия формирования регулятивных универсальных учебных действий в 5-6 классе.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования, констатирующий эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы по формированию универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, Т.Н. Беркалиева, Т.С. Котляровой и др.; исследования педагогов по формированию регулятивных УУД – Н.Ю. Гузевой и др; исследования по формированию регулятивных УУД на уроках математики – Л.П. Клименко, Л.Г. Макаровой, Е.Н. Минеевой, Е.С. Квитко и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из основных задач системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, главной функцией которых является создание возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, включая умение учиться.
Выделяют познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД. Особое место среди них занимают регулятивные универсальные учебные действия. А.Г. Асмолов определяет их, как «действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности» и включает в их состав целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку. Важнейшей функции регулятивных УУД является развитие навыков саморегуляции.
Формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики возможны при соблюдении следующих условий: знание учителем значения регулятивных универсальных учебных действий; целостность и системность формирования регулятивных действий в ходе образовательного процесса; правильное моделирование и отбор содержания уроков; использование методов и приемов не только для целенаправленного формирования учебных действия, но и для их пропедевтики; широкое внедрение проблемно-исследовательских методов обучения.
Работа по формированию универсальных учебных действий должна быть системной и планомерной. Бесспорно, для развития каждой группы метапредметных умений необходимо выбирать наиболее сензитивный период. В ходе исследования нами было установлено, что в силу психологических особенностей для формирования и развития регулятивных УУД сензитивным является младший подростковый возраст. Но правильный выбор возраста – не единственное условие успешного формирования универсальных учебных действий. Для грамотной координации работы педагога по формированию регулятивных учебных действий необходимо знать исходный уровень сформированности рассматриваемых УУД. Таким образом, перед учителем встает проблема поиска путей диагностики сформированности регулятивных УУД. Для диагностики нами были использованы методики «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» (Г.В. Репкина, Е.В. Заика); «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая).
Данные педагогического эксперимента показали, что у обучающихся 5 класса регулятивные УУД в целом сформированы на достаточном уровне, хотя слабо сформированы действия целеплагания, планирования, контроля, оценки. В связи с этим мы предлагаем разработать для обучающихся 5-6 классов задания на составление плана задачи, на нахождение ошибок в решении, на взаимооценивание хода решения задачи и т.д.



1. Александрова, И.А. Формирование универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo_na_sluzhbe_fgos-4688.htm (Дата обращения: 10.03.2019).
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Бариленко, А.А. Моделирование уроков математики с позиции формирования регулятивных универсальных учебных действий // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь, 2018. – С. 96-101.
4. Белозерских, А.В., Ткачева, О.В. Формирование регулятивных УУД на уроках математики // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 70-75.
5. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2008. – 144 с.
6. Валеева, А.Ф., Солощенко, М.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в 5-7 классах // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. - №9(25). – С. 325-328.
7. Гузева, Н.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: сущность, поэтапное формирование // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общей ред. С.Ю. Новоселовой. – Москва, 2017. – С. 435-441.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
9. Квитко, Е.С. Методика обучения математике в 5-6 классах, ориентированная на формирование универсальных учебных действий: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Е.С. Квитко; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. – Москва, 2014. – 23 с.
10. Клименко, Л.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. Научно-практическая конференция с международным участием. – Оренбург, 2017. – С. 539-544.
11. Котлярова, Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. - №21. – С. 58-62.
12. Макарова, Л.Г., Педань И.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики // Актуальные проблемы современного образования. – 2015. - №2(19). – С. 119-124.
13. Мамонтова, Т.С. К вопросу о формировании регулятивных УУД учащихся средствами математики // Современны учитель дисциплин естественнонаучного цикла. Сборник материалов Международной научно практической конференции / Отв. Ред. Т.С. Мамонтова. – Ишим, 2018. – С. 253-258.
14. Минеева, Е.Н. Сущность регулятивных УУД и проблемы диагностики уровня их сформированности у подростков // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 2. - №4. – С. 91-94.
15. Минеева, Е.Н. Педагогические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших подростков при изучении математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material?id=39 (Дата обращения: 11.03.2019).
16. Михеева, Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/260 (Дата обращения: 09.03.2019).
17. Михеева, Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Академический вестник. – 2011. - №1 (3). – С. 46-54.
18. Орлова, Е.С. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе [электронный ресурс]. – Режим доступа: (Дата обращения: https://multiurok.ru/blog/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-v-nachalnoi-shkole-1.html (07.03.2019).
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения: 07.03.2019).
20. Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ