Истоки, формирование и попытки реализации американской концепции «Большой Ближний Восток»
|
Введение 3
Раздел 1. Геополитическая ситуация на БВ и ЦА в начале XXI
века 11
Раздел 2. Политика США «демократической модернизации» ближневосточных
режимов и её последствия 48
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Раздел 1. Геополитическая ситуация на БВ и ЦА в начале XXI
века 11
Раздел 2. Политика США «демократической модернизации» ближневосточных
режимов и её последствия 48
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 93
Постановка проблемы. Регион Ближнего Востока является одним из приоритетных направлений внешней политики Соединенных Штатов. Географическое положение, богатство топливно-энергетическими ресурсами и геополитические факторы определили его стратегическую роль в повестке дня внешней политики США.
Параллельно с изменением стратегии национальной безопасности меняется и американская военная политика в этом регионе. Это обусловлено, во-первых, существенными геополитическими трансформациями, приведшими к появлению на мировой арене единственной супердержавы, стремящейся диктовать свою волю другим странам и народам в выборе ими перспективных путей и моделей социально-политического и экономического развития.
Во-вторых, после событий 11 сентября 2001 г. США решили «перестроить» Ближний Восток. Для осуществления данной цели важнейшее значение имеет непосредственное присутствие Вашингтона в данном регионе, что позволяет ему контролировать ситуацию в зоне Персидского залива, Иране, Центральной Азии, а также противодействовать все возрастающей китайской экспансии в регионе. Представители республиканской администрации США тогда считали необходимым проведение на Ближнем Востоке демократических реформ и экономической либерализации. Вашингтон стремился реализовать масштабный план, а именно: «усмирить» Ближний Восток путем установления там проамериканской «дружественной» демократии. С учетом вышеизложенного американские политологи приступили к поиску возможности обоснования новой американской политики в регионе и необходимость вмешательства США во внутренние дела этих государств. В итоге на свет появилась концепция «Большой Ближний Восток». На основе «реконструкции»
Ближнего Востока нужно создать такое сообщество, которое бы полностью отвечало национальным интересам США. Как отмечает бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, это позволило бы влиять на территории Евразийских Балкан, в состав которых были включены Южный Кавказ, Центральная Азия, Афганистан, Турция и Пакистан. Так, в лексику политологов мира вошел термин «Большой Ближний Восток» (ББВ), который охватывает обширную глобальную зону по дуге, пожалуй, самой большой нестабильности в мире. Вооруженные конфликты на ББВ с печальной регулярностью чередовались с кризисными потрясениями глобального масштаба. Борьбу с гегемонизмом справедливо отождествляют с сопротивлением глобализму, имея в виду, прежде всего, сопротивление глобальной экспансии США и их союзников.
Вопрос о «демократизации» по-прежнему стоит на повестке дня. Таким образом, проблема заключается в том, что концепция «Большой Ближний Восток», пусть и в измененном виде, все еще сохраняет свою актуальность. И это создает дополнительные риски для всех проживающих там народов. Несомненно, что нынешний Большой Ближний Восток напоминает минное поле потенциальных этнических и пограничных конфликтов, готовых взорваться при любом неосторожном движении.
Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в современной системе международных отношений Соединенные Штаты Америки, оставаясь непревзойденным по совокупной мощи государством, воплощают в жизнь стратегию доминирования в мировой политике, которая невозможна без контроля над ключевыми регионами мира, одним из которых, безусловно, является Ближний Восток, а также тем, какое экономическое и военно-политическое значение эта политика в регионе имеет в глобальных масштабах.
Степень изученности. Среди отечественных ученых теоретическому осмыслению данной проблематики посвящены работы Д.Н. Барышникова, А.Д. Богатурова , A.B. Журавлева, H.A. Косолапова, М.М. Лебедевой, A.B. Торкунова , М.А. Хрусталева, А.П. Цыганкова , П.А. Цыганкова.
Динамику политических процессов, протекающих в ближневосточном регионе, исследуют Е.Я. Сатановский , А.Д. Воскресенский , A.A. Драганов,
A. A. Игнатенко, Г.Г. Исаев, Б.Г. Койбаев, Е.С. Мелкумян , Д.А. Миргород, Г.И. Мирский, Р. Оуэн, A.A. Сотниченко, М. Хаас, Ф. Халидей, С. Шихата, Н. Энтессар.
Исследованию внешней политики США на Ближнем Востоке в целом и в регионе Персидского залива в частности посвящены работы H.H. Бобкина , А.И. Вавилова , Э.О. Касаева, Г.Г. Косача, Д.М. Левнера, М.В. Минаева, В.Н. Панина, Ю.Б. Щегловина .
Разработку теоретических аспектов и уровней анализа внешней политики в западной политической науке осуществляют Г. Брак, Б. Бузан , О. Вевер, Т. Данн, Р. Коттам, Р. Патнэм, Дж. Розенау, Дж. Рурк , Б. Сапин, Д. Сингер, С.
Смит, Р. Снайдер, Г. Спроут, М. Спроут, К. Уолц, В. Хадсон, С. Хантингтон , М. Херманн, А. Хэдфилд.
Большое количество ученых посвящают свои работы анализу механизмов реализации внешней политики, среди которых можно выделить 36. Бжезинского, Л. Мабри, Г. Мойера, Г. Моргентау , Дж. Ная , Дж. Перкинса, 3. Селдена, Ч. Фримена. 1 Среди российских ученых разработкой данной проблематики занимались М.В. Братерский , Ю.П. Давыдов, Е.С. Зиновьева,
В.Н. Носов, Г.Ю. Филимонов, И.А. Чихарев.
Исследованием роли США в современной системе международных отношений и их внешней политики занимается ряд ученых, таких как Дж. Айкенберри, 36. Бжезинский, П. Виотти, Ф. Закария, Дж. Кауфман , Д. Купер , Ф. Кэмерон, Н. Хомский , Т. Читтам.
В зарубежной историографии разработкой научной области внешнеполитической деятельности США на БВ занимаются Ш. Акбарзадех , К. Бакстер, М. Бард, М. Бартел, С. Йетив , М. Кайм, Дж. Коваррубиас , Т. Лэнсфорд, П. Пиллар, С. Райт, Дж. Терри.
Отдельного внимания заслуживают труды ближневосточных авторов, которые занимаются исследованием политических проблем Ближнего Востока и роли США в политических процессах данного региона: С. Ахмад, А. Ан -Нур, М. Сайд, А. Сиркис, А. Халхуль, Б. Шафик.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию внешней политики США в регионе БСВ, но при этом затрагивающих лишь отдельные ее аспекты, комплексного изучения современной внешней политики США в контексте реализации концепции «Большого Ближнего Востока» в политологическом ключе не проводилось.
Цели и задачи. Главной целью работы является анализ основных тенденций развития ближневосточной политики США в период после событий 11 сентября 2001 г. и выявление специфических особенностей идейно-концептуальных основ и форм практической реализации этой политики в контексте концепции «Большой Ближний Восток». Эта общая установка предполагала решение следующих задач:
- определить место ближневосточного региона во внешней политике США;
- раскрыть основные механизмы реализации концепции;
- провести сравнительный анализ концептуальных подходов и политических стратегий администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы к региону Ближнего Востока и их последствий;
- определить роль США в изменении геополитической конфигурации в регионе.
- оценить достигнутые результаты и их соответствие заявленным ранее целям.
Хронологические рамки. Хронологические рамки работы охватывают период с сентября 2001 г. до начала 2017 г. Нижняя хронологическая граница исследования обусловлена тем, что 11 сентября 2001 г. произошли террористические атаки, которые послужили катализатором отхода США от политики ХХ века, направленной на поддержание регионального статус-кво и инстинктивного противодействия политическим изменениям. Рубеж 2017 г. выбран в связи с тем, что это год окончания второго президентского срока Б. Обамы и выборов нового президента США. Администрация Д. Трампа провозгласила необходимость радикального пересмотра внешней политики, проводимой предыдущими главами страны, на многих направлениях, включая ближневосточное. Поскольку первый президентский срок Д. Трампа еще не завершен, было бы преждевременным проводить анализ осуществляемой его администрацией политики как сформировавшегося и логически завершенного явления. В отдельных случаях автор затрагивает события, выходящие за заявленные хронологические рамки, что необходимо для целостного раскрытия изучаемой проблемы.
Методология и методы исследования
Изложение исторического материала было построено по предметно - хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило сравнить уровень взаимоотношений в разные периоды времени, тем самым выявить причины, способствовавшие его повышению либо понижению.
Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность проанализировать общий ход развития взаимоотношений, тем самым выявить магистральные тенденции, пронизывающие отношения в рассматриваемых хронологических рамках.
Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть взаимоотношения в контексте событий региональной и международной повесток дня, когда оценка взаимоотношениям дается с точки зрения конкретных исторических ситуации.
В исследовании применялся историко-системный метод. Системный характер мирового развития означает, что все события, ситуации и процессы
этого развития обусловлены и имеют причинно-следственную связь, и связаны между собой функционально.
Объектом данной работы является исследование концепции «Большой Ближний Восток», предметом - американская политика демократизации в странах БСВ, а также основные исторические события, отражающие цели, процессы и механизмы реализации этой концепции.
Анализ источников. Предмет и объект исследования предопределили выбор его источниковой базы. Первая группа источников включает в себя нормативно-правовые акты и документы США и государств БСВ (Стратегии национальной безопасности США , Национальные стратегии внутренней безопасности США , Военные доктрины США, Устав ССАГПЗ ).
Вторыми по значимости из источников являются материалы Совета Безопасности ООН. К ним относятся резолюции , доклады и обсуждения по проблемам БСВ и его государств.
Третья группа источников включает в себя аналитические материалы правительственных и неправительственных организаций США, Европы, РФ и государств Ближнего Востока (документы и доклады Белого дома , Государственного департамента США, Министерства обороны США, Центрального разведывательного управления США, Министерств иностранных дел государств-членов ССАГПЗ, ЛАГ, Ирака и Ирана, доклады ОПЕК, аналитические материалы Американского совета по международным отношениям, Британо-Американского информационного совета по безопасности, Российского совета по международным делам, Стокгольмского института исследования проблем мира).
Научная новизна. Новизна исследования определяется комплексным изучением темы, на основе предпосылок становления демократизационного вектора во внешней политике США и реализации концепции «Большого Ближнего Востока», а также полным кратким изложением основных исторических событий повлиявших на развитие межгосударственных отношений со странами этого региона.
Научно-практическая значимость состоит в том, что содержание и выводы данной работы могут быть использованы при изучении современной политики США, проводимой в регион, в том числе разные аспекты взаимодействия государства со странами БСВ и СА, а также могут применяться в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе, аналитических работ по международным отношениям.
Структура работы. Структура диссертационной работы отражает логику проведенного исследования и подчинена решению поставленных задач. Диссертационное исследование включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников и литературы.
Параллельно с изменением стратегии национальной безопасности меняется и американская военная политика в этом регионе. Это обусловлено, во-первых, существенными геополитическими трансформациями, приведшими к появлению на мировой арене единственной супердержавы, стремящейся диктовать свою волю другим странам и народам в выборе ими перспективных путей и моделей социально-политического и экономического развития.
Во-вторых, после событий 11 сентября 2001 г. США решили «перестроить» Ближний Восток. Для осуществления данной цели важнейшее значение имеет непосредственное присутствие Вашингтона в данном регионе, что позволяет ему контролировать ситуацию в зоне Персидского залива, Иране, Центральной Азии, а также противодействовать все возрастающей китайской экспансии в регионе. Представители республиканской администрации США тогда считали необходимым проведение на Ближнем Востоке демократических реформ и экономической либерализации. Вашингтон стремился реализовать масштабный план, а именно: «усмирить» Ближний Восток путем установления там проамериканской «дружественной» демократии. С учетом вышеизложенного американские политологи приступили к поиску возможности обоснования новой американской политики в регионе и необходимость вмешательства США во внутренние дела этих государств. В итоге на свет появилась концепция «Большой Ближний Восток». На основе «реконструкции»
Ближнего Востока нужно создать такое сообщество, которое бы полностью отвечало национальным интересам США. Как отмечает бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский, это позволило бы влиять на территории Евразийских Балкан, в состав которых были включены Южный Кавказ, Центральная Азия, Афганистан, Турция и Пакистан. Так, в лексику политологов мира вошел термин «Большой Ближний Восток» (ББВ), который охватывает обширную глобальную зону по дуге, пожалуй, самой большой нестабильности в мире. Вооруженные конфликты на ББВ с печальной регулярностью чередовались с кризисными потрясениями глобального масштаба. Борьбу с гегемонизмом справедливо отождествляют с сопротивлением глобализму, имея в виду, прежде всего, сопротивление глобальной экспансии США и их союзников.
Вопрос о «демократизации» по-прежнему стоит на повестке дня. Таким образом, проблема заключается в том, что концепция «Большой Ближний Восток», пусть и в измененном виде, все еще сохраняет свою актуальность. И это создает дополнительные риски для всех проживающих там народов. Несомненно, что нынешний Большой Ближний Восток напоминает минное поле потенциальных этнических и пограничных конфликтов, готовых взорваться при любом неосторожном движении.
Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в современной системе международных отношений Соединенные Штаты Америки, оставаясь непревзойденным по совокупной мощи государством, воплощают в жизнь стратегию доминирования в мировой политике, которая невозможна без контроля над ключевыми регионами мира, одним из которых, безусловно, является Ближний Восток, а также тем, какое экономическое и военно-политическое значение эта политика в регионе имеет в глобальных масштабах.
Степень изученности. Среди отечественных ученых теоретическому осмыслению данной проблематики посвящены работы Д.Н. Барышникова, А.Д. Богатурова , A.B. Журавлева, H.A. Косолапова, М.М. Лебедевой, A.B. Торкунова , М.А. Хрусталева, А.П. Цыганкова , П.А. Цыганкова.
Динамику политических процессов, протекающих в ближневосточном регионе, исследуют Е.Я. Сатановский , А.Д. Воскресенский , A.A. Драганов,
A. A. Игнатенко, Г.Г. Исаев, Б.Г. Койбаев, Е.С. Мелкумян , Д.А. Миргород, Г.И. Мирский, Р. Оуэн, A.A. Сотниченко, М. Хаас, Ф. Халидей, С. Шихата, Н. Энтессар.
Исследованию внешней политики США на Ближнем Востоке в целом и в регионе Персидского залива в частности посвящены работы H.H. Бобкина , А.И. Вавилова , Э.О. Касаева, Г.Г. Косача, Д.М. Левнера, М.В. Минаева, В.Н. Панина, Ю.Б. Щегловина .
Разработку теоретических аспектов и уровней анализа внешней политики в западной политической науке осуществляют Г. Брак, Б. Бузан , О. Вевер, Т. Данн, Р. Коттам, Р. Патнэм, Дж. Розенау, Дж. Рурк , Б. Сапин, Д. Сингер, С.
Смит, Р. Снайдер, Г. Спроут, М. Спроут, К. Уолц, В. Хадсон, С. Хантингтон , М. Херманн, А. Хэдфилд.
Большое количество ученых посвящают свои работы анализу механизмов реализации внешней политики, среди которых можно выделить 36. Бжезинского, Л. Мабри, Г. Мойера, Г. Моргентау , Дж. Ная , Дж. Перкинса, 3. Селдена, Ч. Фримена. 1 Среди российских ученых разработкой данной проблематики занимались М.В. Братерский , Ю.П. Давыдов, Е.С. Зиновьева,
В.Н. Носов, Г.Ю. Филимонов, И.А. Чихарев.
Исследованием роли США в современной системе международных отношений и их внешней политики занимается ряд ученых, таких как Дж. Айкенберри, 36. Бжезинский, П. Виотти, Ф. Закария, Дж. Кауфман , Д. Купер , Ф. Кэмерон, Н. Хомский , Т. Читтам.
В зарубежной историографии разработкой научной области внешнеполитической деятельности США на БВ занимаются Ш. Акбарзадех , К. Бакстер, М. Бард, М. Бартел, С. Йетив , М. Кайм, Дж. Коваррубиас , Т. Лэнсфорд, П. Пиллар, С. Райт, Дж. Терри.
Отдельного внимания заслуживают труды ближневосточных авторов, которые занимаются исследованием политических проблем Ближнего Востока и роли США в политических процессах данного региона: С. Ахмад, А. Ан -Нур, М. Сайд, А. Сиркис, А. Халхуль, Б. Шафик.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию внешней политики США в регионе БСВ, но при этом затрагивающих лишь отдельные ее аспекты, комплексного изучения современной внешней политики США в контексте реализации концепции «Большого Ближнего Востока» в политологическом ключе не проводилось.
Цели и задачи. Главной целью работы является анализ основных тенденций развития ближневосточной политики США в период после событий 11 сентября 2001 г. и выявление специфических особенностей идейно-концептуальных основ и форм практической реализации этой политики в контексте концепции «Большой Ближний Восток». Эта общая установка предполагала решение следующих задач:
- определить место ближневосточного региона во внешней политике США;
- раскрыть основные механизмы реализации концепции;
- провести сравнительный анализ концептуальных подходов и политических стратегий администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы к региону Ближнего Востока и их последствий;
- определить роль США в изменении геополитической конфигурации в регионе.
- оценить достигнутые результаты и их соответствие заявленным ранее целям.
Хронологические рамки. Хронологические рамки работы охватывают период с сентября 2001 г. до начала 2017 г. Нижняя хронологическая граница исследования обусловлена тем, что 11 сентября 2001 г. произошли террористические атаки, которые послужили катализатором отхода США от политики ХХ века, направленной на поддержание регионального статус-кво и инстинктивного противодействия политическим изменениям. Рубеж 2017 г. выбран в связи с тем, что это год окончания второго президентского срока Б. Обамы и выборов нового президента США. Администрация Д. Трампа провозгласила необходимость радикального пересмотра внешней политики, проводимой предыдущими главами страны, на многих направлениях, включая ближневосточное. Поскольку первый президентский срок Д. Трампа еще не завершен, было бы преждевременным проводить анализ осуществляемой его администрацией политики как сформировавшегося и логически завершенного явления. В отдельных случаях автор затрагивает события, выходящие за заявленные хронологические рамки, что необходимо для целостного раскрытия изучаемой проблемы.
Методология и методы исследования
Изложение исторического материала было построено по предметно - хронологическому принципу. Применение сравнительно-исторического метода позволило сравнить уровень взаимоотношений в разные периоды времени, тем самым выявить причины, способствовавшие его повышению либо понижению.
Историко-генетический метод, применяемый в работе, дал возможность проанализировать общий ход развития взаимоотношений, тем самым выявить магистральные тенденции, пронизывающие отношения в рассматриваемых хронологических рамках.
Конкретно-исторический анализ позволил рассмотреть взаимоотношения в контексте событий региональной и международной повесток дня, когда оценка взаимоотношениям дается с точки зрения конкретных исторических ситуации.
В исследовании применялся историко-системный метод. Системный характер мирового развития означает, что все события, ситуации и процессы
этого развития обусловлены и имеют причинно-следственную связь, и связаны между собой функционально.
Объектом данной работы является исследование концепции «Большой Ближний Восток», предметом - американская политика демократизации в странах БСВ, а также основные исторические события, отражающие цели, процессы и механизмы реализации этой концепции.
Анализ источников. Предмет и объект исследования предопределили выбор его источниковой базы. Первая группа источников включает в себя нормативно-правовые акты и документы США и государств БСВ (Стратегии национальной безопасности США , Национальные стратегии внутренней безопасности США , Военные доктрины США, Устав ССАГПЗ ).
Вторыми по значимости из источников являются материалы Совета Безопасности ООН. К ним относятся резолюции , доклады и обсуждения по проблемам БСВ и его государств.
Третья группа источников включает в себя аналитические материалы правительственных и неправительственных организаций США, Европы, РФ и государств Ближнего Востока (документы и доклады Белого дома , Государственного департамента США, Министерства обороны США, Центрального разведывательного управления США, Министерств иностранных дел государств-членов ССАГПЗ, ЛАГ, Ирака и Ирана, доклады ОПЕК, аналитические материалы Американского совета по международным отношениям, Британо-Американского информационного совета по безопасности, Российского совета по международным делам, Стокгольмского института исследования проблем мира).
Научная новизна. Новизна исследования определяется комплексным изучением темы, на основе предпосылок становления демократизационного вектора во внешней политике США и реализации концепции «Большого Ближнего Востока», а также полным кратким изложением основных исторических событий повлиявших на развитие межгосударственных отношений со странами этого региона.
Научно-практическая значимость состоит в том, что содержание и выводы данной работы могут быть использованы при изучении современной политики США, проводимой в регион, в том числе разные аспекты взаимодействия государства со странами БСВ и СА, а также могут применяться в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе, аналитических работ по международным отношениям.
Структура работы. Структура диссертационной работы отражает логику проведенного исследования и подчинена решению поставленных задач. Диссертационное исследование включает в себя введение, два раздела, заключение, список использованных источников и литературы.
В теоретических рамках критической геополитики можно сделать вывод, что внешняя политика США после атак 11 сентября привела к выявлению новых врагов и угроз. Потрясенные террористическими атаками в то время, когда они были определены как единственная гегемонистская держава в мире, США начали борьбу за возрождение своей роли мирового лидера, нацелившись на те страны, которые, по их мнению, встали на сторону терроризма. С тех пор война с террором доминировала во внешней политике США как основной геополитический кодекс.
Тем не менее, задача строительства этого нового врага не была свободна от проблем, особенно когда это осуществлялось гегемонистской державой. Трудность в оправдании войны против Ирака перед международным сообществом еще больше поставила под угрозу положение США, поскольку их роль превратилась в несправедливого захватчика территории суверенного государства. Именно в этот момент акцент на продвижении демократии в регионе Большого Ближнего Востока стал выходить на первый план. Анализ внешней политики США после терактов 11 сентября позволяет сделать вывод, что «Большой Ближний Восток» является долгосрочным геополитически воображаемым регионом, который служит национальным интересам США. Это выражение геополитических кодов администраций Буша и Обамы; хотя последний изменил целевую географию с Ирака на Афганистан, это было скорее тактическое, а не общее изменение в его геополитическом воображении.
Шаги, предпринятые Вашингтоном по реализации идеи «демократизации ББВ», принятой Дж. Буша-мл., показали всему миру насколько опасно установление однополярного мира, где главенствующее место занимает США. Это ведет к ослаблению роли ООН, других международно-правовых институтов в процессе проведения миротворческих операций, готовности США и их союзников в любой момент осуществить принуждение к миру с использованием военной силы без санкции СБ ООН.
Независимо от реальности политики США в регионе, большая часть американских политиков и американской общественности считает, что они являются «чемпионами демократии и либеральных ценностей» там. Это самовосприятие постоянно подкрепляется позицией, которую все чаще занимает Ближний Восток - и исламский мир в целом - как "другой", против которого себя определяет "Запад".
Мнение о том, что Соединенные Штаты используют «демократию» в качестве инструмента для продвижения своих собственных интересов, приводит к ощущению постоянной обиды, вызванной идеей о том, что Ближний Восток и исламский мир в целом захвачены и «потревожены» западной культурой. Представление о том, что демократия является неотъемлемой частью гегемонистского проекта США, подорвало его перспективы в регионе. Это также ведет к дистанцированию от Соединенных Штатов и ценностей демократии, на которые они претендуют. По мере того, как Ближний Восток и исламский мир трансформируется все в более и более определяемое как все, чем не является западное, «другое», «столкновение цивилизаций» становится самоисполняющимся пророчеством.
Проект «Большой Ближний Восток» не направлен на то, чтобы сделать Ближний Восток действительно демократическим, за исключением редких случаев, когда он служит интересам национальной безопасности. Скорее, речь идет о разработке альтернативы прошлому контролю через авторитарные правящие элиты, которые, по мнению США, пережили свою историческую полезность.
Хотя стремление к демократии может быть искренним, у Соединенных Штатов есть длинный список других приоритетов в регионе: доступ к нефти, сотрудничество и помощь в борьбе с терроризмом, укрепление мира между Израилем и его соседями, пресечение распространения ОМУ и предотвращение радикального исламизма от захвата власти. Неспособность разрешить арабо-израильский конфликт не позволяет Соединенным Штатам завоевать авторитет как истинного и искреннего сторонника демократии на Ближнем Востоке.
Урок из исторических ошибок Буша-младшего и Обамы состоит не в том, что Америка должна или не должна вмешиваться на Ближнем Востоке. США, как и многие другие акторы, имеют значительные интересы в регионе и являются союзниками большинства стран Ближнего Востока и, следовательно, играют важную роль. Скорее, дело в том, что США должны сначала тщательно оценить многовековую суннитско-шиитскую напряженность в регионе, а также склонность некоторых ближневосточных лидеров и экстремистов к тому, чтобы использовать эту напряженность и манипулировать ею в явном политическом духе.
Кроме того, хоть иногда и возникает потребность военного вмешательства, возможно, более правильное применение политической и экономической мощи Америки на Ближнем Востоке может заключаться в том, чтобы убедить ключевые силы региона в решении этой проблемы своими силами на региональном, национальном и местном уровнях.
Тем не менее, задача строительства этого нового врага не была свободна от проблем, особенно когда это осуществлялось гегемонистской державой. Трудность в оправдании войны против Ирака перед международным сообществом еще больше поставила под угрозу положение США, поскольку их роль превратилась в несправедливого захватчика территории суверенного государства. Именно в этот момент акцент на продвижении демократии в регионе Большого Ближнего Востока стал выходить на первый план. Анализ внешней политики США после терактов 11 сентября позволяет сделать вывод, что «Большой Ближний Восток» является долгосрочным геополитически воображаемым регионом, который служит национальным интересам США. Это выражение геополитических кодов администраций Буша и Обамы; хотя последний изменил целевую географию с Ирака на Афганистан, это было скорее тактическое, а не общее изменение в его геополитическом воображении.
Шаги, предпринятые Вашингтоном по реализации идеи «демократизации ББВ», принятой Дж. Буша-мл., показали всему миру насколько опасно установление однополярного мира, где главенствующее место занимает США. Это ведет к ослаблению роли ООН, других международно-правовых институтов в процессе проведения миротворческих операций, готовности США и их союзников в любой момент осуществить принуждение к миру с использованием военной силы без санкции СБ ООН.
Независимо от реальности политики США в регионе, большая часть американских политиков и американской общественности считает, что они являются «чемпионами демократии и либеральных ценностей» там. Это самовосприятие постоянно подкрепляется позицией, которую все чаще занимает Ближний Восток - и исламский мир в целом - как "другой", против которого себя определяет "Запад".
Мнение о том, что Соединенные Штаты используют «демократию» в качестве инструмента для продвижения своих собственных интересов, приводит к ощущению постоянной обиды, вызванной идеей о том, что Ближний Восток и исламский мир в целом захвачены и «потревожены» западной культурой. Представление о том, что демократия является неотъемлемой частью гегемонистского проекта США, подорвало его перспективы в регионе. Это также ведет к дистанцированию от Соединенных Штатов и ценностей демократии, на которые они претендуют. По мере того, как Ближний Восток и исламский мир трансформируется все в более и более определяемое как все, чем не является западное, «другое», «столкновение цивилизаций» становится самоисполняющимся пророчеством.
Проект «Большой Ближний Восток» не направлен на то, чтобы сделать Ближний Восток действительно демократическим, за исключением редких случаев, когда он служит интересам национальной безопасности. Скорее, речь идет о разработке альтернативы прошлому контролю через авторитарные правящие элиты, которые, по мнению США, пережили свою историческую полезность.
Хотя стремление к демократии может быть искренним, у Соединенных Штатов есть длинный список других приоритетов в регионе: доступ к нефти, сотрудничество и помощь в борьбе с терроризмом, укрепление мира между Израилем и его соседями, пресечение распространения ОМУ и предотвращение радикального исламизма от захвата власти. Неспособность разрешить арабо-израильский конфликт не позволяет Соединенным Штатам завоевать авторитет как истинного и искреннего сторонника демократии на Ближнем Востоке.
Урок из исторических ошибок Буша-младшего и Обамы состоит не в том, что Америка должна или не должна вмешиваться на Ближнем Востоке. США, как и многие другие акторы, имеют значительные интересы в регионе и являются союзниками большинства стран Ближнего Востока и, следовательно, играют важную роль. Скорее, дело в том, что США должны сначала тщательно оценить многовековую суннитско-шиитскую напряженность в регионе, а также склонность некоторых ближневосточных лидеров и экстремистов к тому, чтобы использовать эту напряженность и манипулировать ею в явном политическом духе.
Кроме того, хоть иногда и возникает потребность военного вмешательства, возможно, более правильное применение политической и экономической мощи Америки на Ближнем Востоке может заключаться в том, чтобы убедить ключевые силы региона в решении этой проблемы своими силами на региональном, национальном и местном уровнях.
Подобные работы
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА И ВОЙНЫ В ИРАКЕ И АФГАНИСТАНЕ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительная характеристика политики США на Ближнем Востоке на примере Афганистана, Ирана, и Ирака в конце ХХ - начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ДОКТРИНА СМЕНЫ РЕЖИМА В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США В 1993-2007 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - «Еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны и послевоенного урегулирования (1939 - 1948 гг.)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА КНР В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (2000-2022 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - СИНТЕЗ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА И ЕВРОПЕИЗАЦИИ В ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ В ТУНИСЕ В ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА США НА СИТУАЦИЮ В ИРАКЕ В ПЕРИОД 1990-2011 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Нефтяная политика США на современном этапе: проблемы и перспективы сотрудничества с ОПЕК
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Модернизм в исламской политической мысли: становление и эволюция дискурса
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020



