СНГ во внешней политике Республика Казахстан (1992-2017 гг.)
|
Введение
Глава 1.Общая характеристика работы 6
1.1 Историография и источники 6
1.2 Методы исследования 14
Глава 2. Постсоветское направление во внешней политике Казахстана в 1992-2000 гг 17
2.1 Основные тенденции в развитии СНГ в 1992-2000 гг.: оценки экспертов 17
2.2 Инициативы Республики Казахстан в СНГ в 1992-2000 гг 33
Глава 3. СНГ в 2001-2010 гг. и политика Республики Казахстан в данной организации 45
3.1 Функционирование СНГ в 2001-2010 гг.: основные тенденции 45
3.2. СНГ во внешнеполитическом дискурсе и внешнеполитической деятельности Республики Казахстан в 2001-2010 гг 59
Глава 4. Направление СНГ во внешнеполитической деятельности
Республики Казахстан в 2011-2017 гг 71
4.1 Особенности развития СНГ в 2011 - 2017 гг 71
4.2 Инициативы и деятельность Республики Казахстан в СНГ в 2011-2017 гг 83
Заключение 90
Список использованных источников и литературы: 92
Глава 1.Общая характеристика работы 6
1.1 Историография и источники 6
1.2 Методы исследования 14
Глава 2. Постсоветское направление во внешней политике Казахстана в 1992-2000 гг 17
2.1 Основные тенденции в развитии СНГ в 1992-2000 гг.: оценки экспертов 17
2.2 Инициативы Республики Казахстан в СНГ в 1992-2000 гг 33
Глава 3. СНГ в 2001-2010 гг. и политика Республики Казахстан в данной организации 45
3.1 Функционирование СНГ в 2001-2010 гг.: основные тенденции 45
3.2. СНГ во внешнеполитическом дискурсе и внешнеполитической деятельности Республики Казахстан в 2001-2010 гг 59
Глава 4. Направление СНГ во внешнеполитической деятельности
Республики Казахстан в 2011-2017 гг 71
4.1 Особенности развития СНГ в 2011 - 2017 гг 71
4.2 Инициативы и деятельность Республики Казахстан в СНГ в 2011-2017 гг 83
Заключение 90
Список использованных источников и литературы: 92
В условиях децентрализации власти в Советском Союзе, Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики 25 октября 1990 г. 10 декабря 1991 г. Казахская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Казахстан. Независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г. подписанием Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан».
С распадом Советского Союза перед Казахстаном открылись новые исторические возможности. Страна, обладая выгодным географическим положением, большим людским потенциалом, полезными ископаемыми, начала развивать собственную независимую международную политику. В сложившихся условиях, руководство Казахстана выбрало многовекторный внешнеполитический курс. Подобное решение было принято исходя из комплекса геополитических, геоэкономических и культурно-цивилизационных реалий. Уже в 1990-е гг. у Казахстана сложилось тесное партнерство с Россией, КНР, США, Японией, со странами ЕС, странами Центральной Азии, Юго-Восточной Азии. У Казахстана появился шанс заявлять о себе, о своих интересах и с большим успехом их отстаивать на мировой арене. Несмотря на появившиеся дипломатический потенциал, руководство страны понимало, что в имеющейся ситуации, центральным направлением внешней политики должна стать интеграция на постсоветском пространстве.
В условиях продолжения дезинтеграционных тенденций, падения статуса и авторитета Содружества Независимых Государств, казахстанское руководство во главе с Президентом Н. Назарбаевым выступило с идеей развития евразийской интеграции с наиболее активными странами СНГ. Этот курс заложил основу современной внешнеполитической стратегии страны.
Руководство Казахстана, понимало, что разрыв устойчивых связей с бывшими республиками СССР, пагубно повлияет на развитие страны в будущем и приняло решение усилить сотрудничество на постсоветском пространстве. Не последнюю роль в активизации партнерства сыграл казахстанский лидер Н. Назарбаев, который стал инициатором восстановления связей между бывшими республиками СССР.
Выдвинутые Н. Назарбаевым идеи по развитию евразийской интеграции и их постепенная реализация в XXI в. стали одними из самых неоднозначных вопросов региональных отношений на постсоветском пространстве. С первых дней существования СНГ, а позднее по мере реализации евразийской интеграции не утихали споры об их продуктивности, длительности процесса, характере, возможностях расширения и, конечно, их влияния на дальнейшее развитие стран- участников.
Актуальность выбранной темы диссертационной работы продиктована сохраняющейся важностью постсоветского пространства для современного внешнеполитического курса Республики Казахстан, а также, в частности, развитием казахстанско-российских и казахстанско-белорусских отношений в рамках реализации сотрудничества в формате ЕврАзЭС.
Цель диссертации: определение характерных особенностей политики Казахстана в СНГ в 1992-2017 гг.
Задачи исследования:
- выявить место и роль СНГ во внешней политике Республики Казахстан в 1991-2017 гг.;
- установить общие особенности в развитии СНГ в 1991-2017 гг. и факторы влияния на данный процесс;
- определить основные этапы реализации политики Республики Казахстан в СНГ в рассматриваемый период.
Предмет исследования: СНГ во внешней политике Казахстана в 1991-2017 гг.
Объект исследования: внешняя политика Республики Казахстан в 19912017 гг.
Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с 1991 по 2017 гг. Верхней хронологической рамкой является 1991 г., год распада Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств. Нижняя хронологическая рамка - 2017 г., поскольку автор работы рассматривает состояние внешнеполитического вектора Казахстана в отношении Содружества.
Практическая значимость. Выполненное исследование дает цельное представление о процессе формирования казахстанской внешней политики на пространстве СНГ и показывает значимость Содружества для Республики Казахстан. Материалы данного исследования могут быть использованы при создании учебной литературы а так же лекционных курсов в высших учебных заведениях.
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении проблемы внешнеполитического вектора Казахстана в отношении СНГ. Автор диссертационной работы осуществил комплексный анализ документов, материалов и литературы по проблеме, определил степень вовлеченности Казахстана в СНГ, а также влияние страны на продуктивность интеграции. Научный оборот впервые вводится значительное количество документов, осуществлена к теме их характеристики.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении определены актуальность работы, объект и предмет исследования, цели и задачи. В первой главе анализируются литература и источники. Вторая глава раскрывает внешнюю политику Казахстана в отношении СНГ в 1991-2000 гг. В третьей главе изучены ключевые инициативы казахстанского руководства в рамках СНГ в 2001-2010 гг. Четвертая глава посвящена исследованию внешнеполитической стратегии Казахстана в отношении СНГ в 2011-2017 гг. В заключении представлены основные выводы автора. В списке использованной литературы и источников в полном объеме представлена вся литература, использованная в дипломной работе.
С распадом Советского Союза перед Казахстаном открылись новые исторические возможности. Страна, обладая выгодным географическим положением, большим людским потенциалом, полезными ископаемыми, начала развивать собственную независимую международную политику. В сложившихся условиях, руководство Казахстана выбрало многовекторный внешнеполитический курс. Подобное решение было принято исходя из комплекса геополитических, геоэкономических и культурно-цивилизационных реалий. Уже в 1990-е гг. у Казахстана сложилось тесное партнерство с Россией, КНР, США, Японией, со странами ЕС, странами Центральной Азии, Юго-Восточной Азии. У Казахстана появился шанс заявлять о себе, о своих интересах и с большим успехом их отстаивать на мировой арене. Несмотря на появившиеся дипломатический потенциал, руководство страны понимало, что в имеющейся ситуации, центральным направлением внешней политики должна стать интеграция на постсоветском пространстве.
В условиях продолжения дезинтеграционных тенденций, падения статуса и авторитета Содружества Независимых Государств, казахстанское руководство во главе с Президентом Н. Назарбаевым выступило с идеей развития евразийской интеграции с наиболее активными странами СНГ. Этот курс заложил основу современной внешнеполитической стратегии страны.
Руководство Казахстана, понимало, что разрыв устойчивых связей с бывшими республиками СССР, пагубно повлияет на развитие страны в будущем и приняло решение усилить сотрудничество на постсоветском пространстве. Не последнюю роль в активизации партнерства сыграл казахстанский лидер Н. Назарбаев, который стал инициатором восстановления связей между бывшими республиками СССР.
Выдвинутые Н. Назарбаевым идеи по развитию евразийской интеграции и их постепенная реализация в XXI в. стали одними из самых неоднозначных вопросов региональных отношений на постсоветском пространстве. С первых дней существования СНГ, а позднее по мере реализации евразийской интеграции не утихали споры об их продуктивности, длительности процесса, характере, возможностях расширения и, конечно, их влияния на дальнейшее развитие стран- участников.
Актуальность выбранной темы диссертационной работы продиктована сохраняющейся важностью постсоветского пространства для современного внешнеполитического курса Республики Казахстан, а также, в частности, развитием казахстанско-российских и казахстанско-белорусских отношений в рамках реализации сотрудничества в формате ЕврАзЭС.
Цель диссертации: определение характерных особенностей политики Казахстана в СНГ в 1992-2017 гг.
Задачи исследования:
- выявить место и роль СНГ во внешней политике Республики Казахстан в 1991-2017 гг.;
- установить общие особенности в развитии СНГ в 1991-2017 гг. и факторы влияния на данный процесс;
- определить основные этапы реализации политики Республики Казахстан в СНГ в рассматриваемый период.
Предмет исследования: СНГ во внешней политике Казахстана в 1991-2017 гг.
Объект исследования: внешняя политика Республики Казахстан в 19912017 гг.
Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период с 1991 по 2017 гг. Верхней хронологической рамкой является 1991 г., год распада Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств. Нижняя хронологическая рамка - 2017 г., поскольку автор работы рассматривает состояние внешнеполитического вектора Казахстана в отношении Содружества.
Практическая значимость. Выполненное исследование дает цельное представление о процессе формирования казахстанской внешней политики на пространстве СНГ и показывает значимость Содружества для Республики Казахстан. Материалы данного исследования могут быть использованы при создании учебной литературы а так же лекционных курсов в высших учебных заведениях.
Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении проблемы внешнеполитического вектора Казахстана в отношении СНГ. Автор диссертационной работы осуществил комплексный анализ документов, материалов и литературы по проблеме, определил степень вовлеченности Казахстана в СНГ, а также влияние страны на продуктивность интеграции. Научный оборот впервые вводится значительное количество документов, осуществлена к теме их характеристики.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении определены актуальность работы, объект и предмет исследования, цели и задачи. В первой главе анализируются литература и источники. Вторая глава раскрывает внешнюю политику Казахстана в отношении СНГ в 1991-2000 гг. В третьей главе изучены ключевые инициативы казахстанского руководства в рамках СНГ в 2001-2010 гг. Четвертая глава посвящена исследованию внешнеполитической стратегии Казахстана в отношении СНГ в 2011-2017 гг. В заключении представлены основные выводы автора. В списке использованной литературы и источников в полном объеме представлена вся литература, использованная в дипломной работе.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. После обретения независимости, Казахстан получил новые возможности в определении своей внешней политики, в распоряжении своими ресурсами. Как и многие страны бывшего Советского Союза, в 1991 г. Казахстан сделал ставку на СНГ. Целью новой Организации было создание условий для облегчения перехода к новым условиям формирования экономики, политики, социальной жизни. Руководство Казахстана, основываясь на ранее заложенных связях между бывшими республиками СССР, приняло решение развивать связи в рамках СНГ.
2. В рассматриваемом в работе процессе можно выделить три периода. В первый период (1991-2000 гг.) процесс дезинтеграции изначально преобладал, вследствие чего казахстанский лидер Н. Назарбаев выдвинул первую инициативу по углублению интеграции в 1994 г. Первоначально, лидеры страны-членов СНГ не были заинтересованы в дальнейшем развитии данной инициативы. Среди основных преград к продолжению углубления интеграции постсоветского пространства также отмечались: потеря интереса к Сообществу, боязнь потери части суверенитета, в частности, опасения увеличение влияния Москвы на экономику и политическую сферу, политические противоречия между странами (к примеру, между Россией и Украиной), а также наличие неразрешенных территориальных проблем в Грузии, Азербайджане, Молдове.
Г раницей первого периода стало начало реализации Евразийского проекта в октябре 2000 г.
Во второй период (2001-2010 гг.) совокупность внешних и внутренних факторов (четкие различия в экономических системах стран, в процессе проведения рыночных преобразований, регионализация стран-членов СНГ и притяжение к другим центрам, обострение политических разногласий: конфликт между Грузией и Россией, конфликт в Приднестровье, конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а также «цветные революции» в Грузии, Украине, Кыргызстане) оказали дальнейшее влияние на дезинтеграцию внутри Содружества. В СНГ необходимо было создать условия, благоприятствующие активизации интеграционных процессов, сформировать результативный механизм по экономическому сотрудничеству стран. Руководство Казахстана продолжало оставаться инициатором развития и расширения интеграции в рамках Содружества, в том числе реализации проекта ЕврАзЭС. Развитие данного формата сотрудничества позволило сосредоточиться исключительно на экономической интеграции.
Третий период - 2011-2016 гг. На этом этапе в СНГ наметилось еще несколько факторов, ухудшающих начатое взаимодействие. Наиболее серьезное
влияние в этот период на интеграцию в рамках СНГ оказали украинский вопрос, дальнейшее партнерство стран в других организациях (ЕврАзЭС, ШОС, Центральноазиатский союз), а также общее состояние экономик стран. Республика Казахстан продолжила активное участие в СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества оставались экономика, борьба с организованной преступностью, промышленность, транспортная и гуманитарная сферы. Оставаясь верной избранному внешнеполитическому курсу, Астана стремилась всеми способами активизировать работу Содружества. Доказательством стали очередные предложения во время председательства по укреплению партнерства во время председательства Казахстана в СНГ в 2014 г. Основным достижением данного периода стало создание Единого экономического пространства (с 1 января 2012 г.), Евразийского экономического союза (запуск с 1 января 2015 г.). Это стало наиболее перспективной формой постсоветской интеграции.
3. В целом, общим результатом активизации внешнеполитической стратегии Казахстана в отношении стран СНГ в 1991-2016 гг. стало формирование многоуровневой интеграции на постсоветском пространстве. Республика Казахстан в рассмотренный период неизменно занимала активную позицию по вопросу сохранения и развития постсоветской интеграции. Инициативы, вносимые лидером Казахстана, легли в основу ряда интеграционных форматов (евразийская инициатива), а также современной интеграционной модели в Евразии, которая продолжает реализовываться в 2010-е гг.
1. После обретения независимости, Казахстан получил новые возможности в определении своей внешней политики, в распоряжении своими ресурсами. Как и многие страны бывшего Советского Союза, в 1991 г. Казахстан сделал ставку на СНГ. Целью новой Организации было создание условий для облегчения перехода к новым условиям формирования экономики, политики, социальной жизни. Руководство Казахстана, основываясь на ранее заложенных связях между бывшими республиками СССР, приняло решение развивать связи в рамках СНГ.
2. В рассматриваемом в работе процессе можно выделить три периода. В первый период (1991-2000 гг.) процесс дезинтеграции изначально преобладал, вследствие чего казахстанский лидер Н. Назарбаев выдвинул первую инициативу по углублению интеграции в 1994 г. Первоначально, лидеры страны-членов СНГ не были заинтересованы в дальнейшем развитии данной инициативы. Среди основных преград к продолжению углубления интеграции постсоветского пространства также отмечались: потеря интереса к Сообществу, боязнь потери части суверенитета, в частности, опасения увеличение влияния Москвы на экономику и политическую сферу, политические противоречия между странами (к примеру, между Россией и Украиной), а также наличие неразрешенных территориальных проблем в Грузии, Азербайджане, Молдове.
Г раницей первого периода стало начало реализации Евразийского проекта в октябре 2000 г.
Во второй период (2001-2010 гг.) совокупность внешних и внутренних факторов (четкие различия в экономических системах стран, в процессе проведения рыночных преобразований, регионализация стран-членов СНГ и притяжение к другим центрам, обострение политических разногласий: конфликт между Грузией и Россией, конфликт в Приднестровье, конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а также «цветные революции» в Грузии, Украине, Кыргызстане) оказали дальнейшее влияние на дезинтеграцию внутри Содружества. В СНГ необходимо было создать условия, благоприятствующие активизации интеграционных процессов, сформировать результативный механизм по экономическому сотрудничеству стран. Руководство Казахстана продолжало оставаться инициатором развития и расширения интеграции в рамках Содружества, в том числе реализации проекта ЕврАзЭС. Развитие данного формата сотрудничества позволило сосредоточиться исключительно на экономической интеграции.
Третий период - 2011-2016 гг. На этом этапе в СНГ наметилось еще несколько факторов, ухудшающих начатое взаимодействие. Наиболее серьезное
влияние в этот период на интеграцию в рамках СНГ оказали украинский вопрос, дальнейшее партнерство стран в других организациях (ЕврАзЭС, ШОС, Центральноазиатский союз), а также общее состояние экономик стран. Республика Казахстан продолжила активное участие в СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества оставались экономика, борьба с организованной преступностью, промышленность, транспортная и гуманитарная сферы. Оставаясь верной избранному внешнеполитическому курсу, Астана стремилась всеми способами активизировать работу Содружества. Доказательством стали очередные предложения во время председательства по укреплению партнерства во время председательства Казахстана в СНГ в 2014 г. Основным достижением данного периода стало создание Единого экономического пространства (с 1 января 2012 г.), Евразийского экономического союза (запуск с 1 января 2015 г.). Это стало наиболее перспективной формой постсоветской интеграции.
3. В целом, общим результатом активизации внешнеполитической стратегии Казахстана в отношении стран СНГ в 1991-2016 гг. стало формирование многоуровневой интеграции на постсоветском пространстве. Республика Казахстан в рассмотренный период неизменно занимала активную позицию по вопросу сохранения и развития постсоветской интеграции. Инициативы, вносимые лидером Казахстана, легли в основу ряда интеграционных форматов (евразийская инициатива), а также современной интеграционной модели в Евразии, которая продолжает реализовываться в 2010-е гг.
Подобные работы
- Экономическое и политическое развитие постсоветского Казахстана (1991-2019 гг.)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В НАЧ.
XXI В.: ПРОБЛЕМЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Китая в Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СИ ЦЗИНЬПИНА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Регионы Российской Федерации во внешнеполитической стратегии
Турции, 1991-2014 гг
ЭПИТЕЛИАЛЬНОГО РАКА ЯИЧНИКА ПО ГЕНУ TP53mi
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ДИАСПОРЫ В КНР
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Внешняя политика Российской Федерации 2000 - 2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



