РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ “TEDED”
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 7
1.1 Методика работы с видеоматериалом при обучении аудированию 7
1.2 Принципы отбора и методической адаптации оригинальных
видеоматериалов 13
1.3 Преимущества обучения аудированию с опорой на видео 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 23
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 23
2.2. Разработка методического обеспечения для обучения аудированию с
использованием видеоматериалов 33
2.3 Практические рекомендации по работе с видеоматериалами на уроках
английского языка 41
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 7
1.1 Методика работы с видеоматериалом при обучении аудированию 7
1.2 Принципы отбора и методической адаптации оригинальных
видеоматериалов 13
1.3 Преимущества обучения аудированию с опорой на видео 18
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 23
2.1. Цель и задачи опытно-экспериментальной работы 23
2.2. Разработка методического обеспечения для обучения аудированию с
использованием видеоматериалов 33
2.3 Практические рекомендации по работе с видеоматериалами на уроках
английского языка 41
Выводы по 2 главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день проблема обучения аудированию становится все более актуальной в связи с коммуникативной направленностью обучения, а также в соответствии с основной целью обучения иностранному языку - формированием коммуникативной компетенции.
Без аудирования немыслимо речевое общение. Под владением иностранным языком как средством коммуникации подразумевается не только умение выражать мысли, чувства и намерения, но и также способность понимать речь других людей при личном общении и посредством различных технических средств, таких как радио, кино, телевидение. От точности и полноты воспринятой информации зависит последующее поведение участников речевого общения, их реакция и последующие действия. Таким образом, напрашивается вывод, что одной из важнейших целей обучения является обучение аудированию, как самостоятельному виду речевой деятельности.
Согласно анализу методической литературы, аудирование является сложнейшим из четырех основных видов речевой деятельности, поэтому в последние годы все больше методистов уделяют внимание данной проблеме. Однако, как показывает практика, на уроках иностранного языка данному виду речевой деятельности уделяют недостаточно времени. Несмотря на то, что учащиеся успешно усваивают грамматический и лексический материал, значительные трудности возникают при восприятии иностранной речи на слух. Именно поэтому бесспорной является необходимость внедрения на уроках иностранного языка новых и интересных форм аудирования, которые мотивировали бы учащихся на прослушивание аудиозаписи, а также минимизировали возникающие в процессе трудности.
Различают аудирование с визуальной опорой и без опоры. Под
визуальной опорой понимают не только заголовки, иллюстрации, ключевые
3
слова и таблицы, но и видеоматериалы, использование которых при обучении аудированию считается наиболее продуктивным. Тем не менее, несмотря на разнообразие и широкое использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку, методика работы с ними не до конца разработана. Для успешного их внедрения в учебный процесс необходимо изучить особенности работы с видео, критерии отбора и методической адаптации видеоматериалов, а также методику работы с ними, включая различные задания и упражнения для более эффективного их использования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что вопросы использования видеоматериалов в процессе обучения аудированию изучены недостаточно полно и требуют более пристального внимания и методической разработки.
Научная новизна работы состоит в том, что в ходе исследовании были предложены и апробированы альтернативные способы обучения аудированию на старшем этапе обучения в средней школе.
Цель исследования - описать особенности обучения аудированию на английском языке с опорой на видеоматериалы в старших классах средней школы, а также разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного использования видеоматериалов при обучении аудированию.
Объект исследования - аудирование с использованием видеоматериалов.
Предметом исследования является использование видеоматериалов на уроке английского языка и комплекса дидактических материалов, обеспечивающих формирование навыков аудирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что изучение иностранного языка будет более результативным и эффективным при условии комплексного использования видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами, составленными и использованными в соответствии с предлагаемой методикой.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы
следующие задачи исследования:
- проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
- разработать принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
- разработать методическое обеспечение по аудированию к видеоматериалам, представленным на сайте “TEDed”;
- исследовать влияние использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку на результативность обученности;
- апробировать предложенную методику в учебном процессе, выявить эффективность ее использования для обучения аудированию на иностранном языке.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие взаимодополняющие методы исследования: изучение, теоретический
анализ и систематизация положений современной научной психологопедагогической и методической литературы по теме исследования; классификация; количественный и качественный анализ; тестирование учеников для выявления эффективности данного вида аудирования.
Опытное обучение проводилось в группах 11 классов средней общеобразовательной школы №3 Высокогорского района.
Практическая ценность исследования состоит в разработке комплекса заданий по аудированию с опорой на видеоматериалы, представленные на сайте TEDed.
Теоретическая ценность работы заключается в уточнении теоретических основ формирования и совершенствования аудитивных навыков учащихся на старшем этапе обучения английскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам и общего заключения, списка использованных источников и приложения.
Без аудирования немыслимо речевое общение. Под владением иностранным языком как средством коммуникации подразумевается не только умение выражать мысли, чувства и намерения, но и также способность понимать речь других людей при личном общении и посредством различных технических средств, таких как радио, кино, телевидение. От точности и полноты воспринятой информации зависит последующее поведение участников речевого общения, их реакция и последующие действия. Таким образом, напрашивается вывод, что одной из важнейших целей обучения является обучение аудированию, как самостоятельному виду речевой деятельности.
Согласно анализу методической литературы, аудирование является сложнейшим из четырех основных видов речевой деятельности, поэтому в последние годы все больше методистов уделяют внимание данной проблеме. Однако, как показывает практика, на уроках иностранного языка данному виду речевой деятельности уделяют недостаточно времени. Несмотря на то, что учащиеся успешно усваивают грамматический и лексический материал, значительные трудности возникают при восприятии иностранной речи на слух. Именно поэтому бесспорной является необходимость внедрения на уроках иностранного языка новых и интересных форм аудирования, которые мотивировали бы учащихся на прослушивание аудиозаписи, а также минимизировали возникающие в процессе трудности.
Различают аудирование с визуальной опорой и без опоры. Под
визуальной опорой понимают не только заголовки, иллюстрации, ключевые
3
слова и таблицы, но и видеоматериалы, использование которых при обучении аудированию считается наиболее продуктивным. Тем не менее, несмотря на разнообразие и широкое использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку, методика работы с ними не до конца разработана. Для успешного их внедрения в учебный процесс необходимо изучить особенности работы с видео, критерии отбора и методической адаптации видеоматериалов, а также методику работы с ними, включая различные задания и упражнения для более эффективного их использования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что вопросы использования видеоматериалов в процессе обучения аудированию изучены недостаточно полно и требуют более пристального внимания и методической разработки.
Научная новизна работы состоит в том, что в ходе исследовании были предложены и апробированы альтернативные способы обучения аудированию на старшем этапе обучения в средней школе.
Цель исследования - описать особенности обучения аудированию на английском языке с опорой на видеоматериалы в старших классах средней школы, а также разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного использования видеоматериалов при обучении аудированию.
Объект исследования - аудирование с использованием видеоматериалов.
Предметом исследования является использование видеоматериалов на уроке английского языка и комплекса дидактических материалов, обеспечивающих формирование навыков аудирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что изучение иностранного языка будет более результативным и эффективным при условии комплексного использования видеоматериалов в сочетании с разработанными дидактическими материалами, составленными и использованными в соответствии с предлагаемой методикой.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы
следующие задачи исследования:
- проанализировать теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
- разработать принципы отбора и использования видеоматериалов в учебном процессе по иностранному языку;
- разработать методическое обеспечение по аудированию к видеоматериалам, представленным на сайте “TEDed”;
- исследовать влияние использования видеоматериалов на занятиях по иностранному языку на результативность обученности;
- апробировать предложенную методику в учебном процессе, выявить эффективность ее использования для обучения аудированию на иностранном языке.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие взаимодополняющие методы исследования: изучение, теоретический
анализ и систематизация положений современной научной психологопедагогической и методической литературы по теме исследования; классификация; количественный и качественный анализ; тестирование учеников для выявления эффективности данного вида аудирования.
Опытное обучение проводилось в группах 11 классов средней общеобразовательной школы №3 Высокогорского района.
Практическая ценность исследования состоит в разработке комплекса заданий по аудированию с опорой на видеоматериалы, представленные на сайте TEDed.
Теоретическая ценность работы заключается в уточнении теоретических основ формирования и совершенствования аудитивных навыков учащихся на старшем этапе обучения английскому языку.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам и общего заключения, списка использованных источников и приложения.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что проблема эффективности обучения аудированию является одной из самых актуальных. Для наиболее эффективного обучения данному виду речевой деятельности необходимо разрабатывать новые и необычные методы и приемы, способствующие повышению мотивации и интереса учащихся.
Одним из таких методов является обучение с использованием видеоматериалов. Все видеоресурсы предполагают активное обучение, однако эффективность их использования для обучения иностранным языкам зависит как от точного определения его места в системе образования, так и от того, насколько эффективно организована структура видеоуроков.
Аутентичные материалы являются значимым и незаменимым источником при обучении иностранному языку. Аутентичные видеоматериалы обладают большим потенциалом для решения учебных и образовательных задач при правильной организации учителем. Обладая очень информативным материалом, они создают атмосферу реального языкового общения и способны обеспечить успешное восприятие иностранной речи не-носителями языка, а также повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
«Использование аутентичных видеоматериалов на практических занятиях по иностранному языку преследует следующие цели:
1) мотивация студентов;
2) изложение учебного материала репродуктивным методом (иллюстрации);
3) реализация методики ситуативного обучения (критическая оценка различных социально-бытовых и профессионально ориентированных ситуаций общения);
Однако эффективность использования видеоматериала зависит не только от того, насколько точно определено его место в системе обучения, но также и от того, насколько хорошо организована структура самого занятия и как возможности обучения с помощью видео координируются с целями обучения. Внедрение в учебный процесс видеоматериалов значительно разнообразит процесс восприятия и обработки информации, так как аутентичные материалы обладают высокой долей информативности, содержат увлекательную информацию, а также «погружают» школьников в ситуацию реального общения и тем самым компенсируют отсутствие языковой среды. Все это ведет к более полному и точному восприятию предоставляемой информации.
Проанализировав различные подходы к решению данной проблемы, мы пришли к выводу, что формирование навыков аудирования на старшем этапе обучения иностранному языку будет наиболее эффективным при условии использования специально-разработанного комплекса заданий. Использование подобного рода работы делает процесс усвоения материала более интересным и убедительным.
В данной работе мы подробно описали предложенную нами схему работы с системой упражнений для развития умений аудирования, привели примеры упражнений. Эффективность использования данной схемы была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в естественных условиях в средней общеобразовательной школе. Во время этого эксперимента нами был проведён ряд уроков по обучению аудированию с использованием предложенного комплекса заданий.
Результаты убедительно показывают, что организация подобных уроков в значительной мере повышает интерес учащихся к изучению
иностранного языка в целом и облегчает овладение учениками навыками аудирования. Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы, состоящая в разработке комплекса заданий, способствующих развитию умений аудирования на английском языке и апробация его в условиях экспериментального исследования, была достигнута, что позволяет сделать вывод об эффективности предложенного нами комплекса заданий.
Одним из таких методов является обучение с использованием видеоматериалов. Все видеоресурсы предполагают активное обучение, однако эффективность их использования для обучения иностранным языкам зависит как от точного определения его места в системе образования, так и от того, насколько эффективно организована структура видеоуроков.
Аутентичные материалы являются значимым и незаменимым источником при обучении иностранному языку. Аутентичные видеоматериалы обладают большим потенциалом для решения учебных и образовательных задач при правильной организации учителем. Обладая очень информативным материалом, они создают атмосферу реального языкового общения и способны обеспечить успешное восприятие иностранной речи не-носителями языка, а также повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
«Использование аутентичных видеоматериалов на практических занятиях по иностранному языку преследует следующие цели:
1) мотивация студентов;
2) изложение учебного материала репродуктивным методом (иллюстрации);
3) реализация методики ситуативного обучения (критическая оценка различных социально-бытовых и профессионально ориентированных ситуаций общения);
Однако эффективность использования видеоматериала зависит не только от того, насколько точно определено его место в системе обучения, но также и от того, насколько хорошо организована структура самого занятия и как возможности обучения с помощью видео координируются с целями обучения. Внедрение в учебный процесс видеоматериалов значительно разнообразит процесс восприятия и обработки информации, так как аутентичные материалы обладают высокой долей информативности, содержат увлекательную информацию, а также «погружают» школьников в ситуацию реального общения и тем самым компенсируют отсутствие языковой среды. Все это ведет к более полному и точному восприятию предоставляемой информации.
Проанализировав различные подходы к решению данной проблемы, мы пришли к выводу, что формирование навыков аудирования на старшем этапе обучения иностранному языку будет наиболее эффективным при условии использования специально-разработанного комплекса заданий. Использование подобного рода работы делает процесс усвоения материала более интересным и убедительным.
В данной работе мы подробно описали предложенную нами схему работы с системой упражнений для развития умений аудирования, привели примеры упражнений. Эффективность использования данной схемы была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в естественных условиях в средней общеобразовательной школе. Во время этого эксперимента нами был проведён ряд уроков по обучению аудированию с использованием предложенного комплекса заданий.
Результаты убедительно показывают, что организация подобных уроков в значительной мере повышает интерес учащихся к изучению
иностранного языка в целом и облегчает овладение учениками навыками аудирования. Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы, состоящая в разработке комплекса заданий, способствующих развитию умений аудирования на английском языке и апробация его в условиях экспериментального исследования, была достигнута, что позволяет сделать вывод об эффективности предложенного нами комплекса заданий.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ “TEDED”
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



