Введение 3
Глава 1. Изучение тепловых явлений 5
1.1. Анализ и виды историко-биографических сведений 6
1.2. Роль и место историко-биографических сведений в школьном курсе физики 13
Глава 2. Интернет-ресурсы 22
2.1. Анализ особенностей использования Интернета при обучении 22
2.2. Историко-биографический метод с использованием Интернет-ресурсов 26
Глава 3. Методика использования историко-биографических сведений при изучении курса физики 35
3.1. Возможности и способы использования историко-биографических сведений при изучении физики в школе 35
3.2. Брейн-ринг как один из способов использования историко-биографических методов 40
Заключение 48
Список использованной литературы: 50
Приложения 53
Современного человека сложно представить без использования Интернет-ресурсов. В современном мире это играет огромную роль - доступ к множеству знаний и информации доступен практически каждому человеку. Данный факт необходимо учитывать в системе образования, которая с течением времени подвергается различным преобразованиям, реформам и внедрять новые методы в технологии обучения.
Учителя в школах, в том числе учителя физики должны развивать в учениках способность к саморазвитию, формированию уважительного отношения к труду, истории, другим людям, мнениям, культурам и религиям.
И на данном этапе можно столкнуться с проблемой, что при традиционном методе обучения, учитель приучает учеников получать конечную информацию, которая будет способна помочь ему решать поставленные задачи. Учитель передает ученику знания посредством информативно-иллюстративной деятельности. При этом у школьников не вырабатывается стремление и желание узнавать каким именно образом ученые пришли к такой информации, что ими двигало, какие вопросы перед ними стояли и почему эти вопросы возникли в целом? Говоря другими словами, в учениках не закладывается стремление заниматься исследовательской деятельностью. При таких условиях трудно формировать личность ребенка. Поэтому существует необходимость введения новых методик обучения, одной из которых является методика использования историко-биографических сведений.
При использовании историко-биографических методов при изучении школьного курса физики у учащихся появляется возможность более глубоко понять историю развития физики - увидеть не только формулы и формулировки законов, но и живых людей, которые стоят за этими открытиями, великих ученых, их успехи и поражения, со всем что внесло такой огромный вклад в развитие нашего мира.
Цель исследования - влияние использования историко-биографических сведений при изучении физики в школе.
Задачи исследования:
- провести анализ и описать вилы историко-биографических сведений;
- определить роль и место историко-биографических сведений в школьном курсе физики;
- провести анализ особенностей использования Интернета при обучении;
- описать использование историка-биографического метода с помощью Интернета;
- исследовать результаты тестов, после проведения Брейн Ринга.
Объект исследования - историко-биографические методы
Предмет исследования - использование в качестве историко-биографического метода игры Брейн Ринг.
История развития изучения тепловых явлений, бесспорно, может вызвать истинный интерес у школьных учащихся и сподвигнуть их на последующую исследовательскую деятельность. Обращение к историческим сведениям делает гипотезы и формулы более понятными, ученики могут увидеть, что каждый из ученых преодолел, прежде чем пришел к тому или иному выводу. Так школьники лучше запомнят смысл и формулировки законов и явлений физики.
Проанализировав исторические сведения, представленные в школьном учебнике "Физика 7 класс" Перышкин А. В. было выявлено, что данная информация не содержит достаточных сведений для того, чтобы привить обучающимся любовь к науке, формировать у них такие качества как стремление к саморазвитию, патриотизм, уважительное отношение к труду, к истории, к другому человеку, его мнению и культуре.
Подобное ознакомление учащихся с историческими фактами объясняется недостатком времени. Но в этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность. Школьникам была предложена и проведена игра Брейн-Ринг.
По результатам тестирования мы можем сделать вывод, что у учеников, принимавших активное участие в школьной внеурочной деятельности в виде игры в Брейн-Ринг, знания по предмету оказались качественнее чем у учеников, не принимавших участия в игре.
Таким образом, проведение игр в форме брейн-ринга, как форма внеурочной деятельности может быть подходящим вариантом для реализации метода историко-биографических сведений. Участвуя в данной интеллектуальной игре ученики не только получат новые знания, но и попробуют себя в качестве командных игроков, будут учиться отвечать на вопросы и задавать их, приобретут опыт четкого аргументирования своих ответов, будут защищать отстаивать свою точку зрения, в условиях ограниченного времени на принятие решение и обдумывание ответа на вопрос. Также, одним из достоинств стоит выделить то, что ученики по - новому посмотрят на некоторые открытия, законы, явления и формулы Физики.
Изучение историко-биографических сведений по физике и применение этих знаний на конференции будет способствовать развитию мировоззрения учащихся, проникновению учащимися в глубину физических открытий.
Также участие в подобных конкурсных играх способствует приобретению школьником социальных знаний, получению учащимся опыта публичного выступления, формированию позитивного отношения к критике. Все это поможет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.