Опыт Республики Татарстан в области управления объектами Всемирного культурного наследия
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления объектами Всемирного культурного наследия 11
1.1. Международное и национальное право в сфере управления Всемирным культурным наследием 13
1.2. План управления Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: методика подготовки и требования к содержанию 29
Глава 2. Управление объектами Всемирного культурного наследия Республики Татарстан 48
2.1. Структура и особенности плана управления Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор и монастырь Острова- града Свияжска и Болгарский историко-археологический комплекс 50
2.2. Механизмы реализации и исполнение планов управления объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории Республики Татарстан 76
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 94
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления объектами Всемирного культурного наследия 11
1.1. Международное и национальное право в сфере управления Всемирным культурным наследием 13
1.2. План управления Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: методика подготовки и требования к содержанию 29
Глава 2. Управление объектами Всемирного культурного наследия Республики Татарстан 48
2.1. Структура и особенности плана управления Объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО - Успенский собор и монастырь Острова- града Свияжска и Болгарский историко-археологический комплекс 50
2.2. Механизмы реализации и исполнение планов управления объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории Республики Татарстан 76
Заключение 90
Список использованных источников и литературы 94
Культурное наследие - один из самых значимых аспектов жизни человечества. Оно определяет многие концептуальные аспекты цивилизационного развития: формирование творческого потенциала мирового общества, служит источником вдохновения и свидетельством той или иной культурной эпохи, является фактором, обеспечивающим существование социальной структуры общества. Охрана и защита культурного наследия - один из способов достижения культурного многообразия.
Главными задачами государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации являются совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов; систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
Постановка проблемы.
Сегодня, когда речь идет о сохранении Всемирного культурного наследия, ставится вопрос о значении отечественного опыта охраны памятников. Этот метод направляет на использование уже продемонстрировавших свою результативность зарубежных образцов организации охраны культурного наследия, которые порой неприменимы в реалиях нашей страны. В условиях все более острой и открытой конфронтации приверженцев и противников сегодняшних изменений в России, осмысление значения культурной составляющей, роли и места культурного наследия, как в обосновании исторического выбора, так и в процессе культурно-исторической самоидентификации российского общества проявляется все отчетливее.
Актуальность данной работы не подлежит сомнению: бережное отношение к культуре и эффективная система защиты объектов культурного наследия есть путь дальнейшего развития нации с учетом национальной идентичности, исторического прошлого и творческого потенциала.
Целью диссертационный работы является изучение совместной деятельности Республики Татарстан и ЮНЕСКО по управлению объектами Всемирного культурного наследия.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу в области охраны объектов культурного наследия на международном, региональном, национальном уровне;
- проследить эволюцию практики охраны и управления памятников в связи мировыми процессами
- выявить закономерности и особенности в реализации этой политики на региональном уровне
- исследовать регион, Республику Татарстан как специфическую историко-культурную зону.
- показать становление и деятельность общественных организаций в управлении объектами Всемирного культурного наследия в Татарстане.
Объект исследования- современная политика управления памятниками Всемирного культурного наследия на международном уровне.
Предмет исследования- применение международных принципов управления на территории Республики Татарстан.
Методологическая основа исследования. При работе над
диссертацией были использованы основные методы научного познания: описательный, сравнительный, типологический и системный. Эти методы позволяют не только описать практику применения нормативно-правовой
базы в сфере охраны культурного наследия, но и дать анализ деятельности организаций по охране наследия; обобщить данные о практике их применения в сфере управления объектами культурного наследия.
В рамках данной работы были использованы источники различного типа: нормативно-законодательные акты международного, регионального, национального уровней; рекомендации ЮНЕСКО,ИКОМОС,ИККРОМ; отчеты, письма и обращения различных организаций; официальные сайты организаций.
Нормативно-правовые акты в работе разделены на несколько уровней: международные , региональные , национальные .
Необходимо также упомянуть, что для прояснения принципов работы и управления объектов культурного наследия с финансовой стороны были использованы данные из бюджетов.
В работе используются Рекомендации ЮНЕСКО , адресованные государствам-членам.
Важными источниками для работы послужили также источники взаимствованные из сайтов организаций, которые занимаются охраной культурного наследия. В первую очередь, это международные организации: ЮНЕСКО , Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) .
Для изучения деятельности организаций были использованы официальные сайты национальных правительственных и неправительственных организаций.
Степень научной разработанности темы. В качестве основной литературы были использованы информационное руководство “Управление объектами всемирного культурного наследия” , работы в области сохранения и управления объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Республике Татарстан, а именно цикл работ “Управление объектами Всемирного культурного и природного наследия: Болгарский историкоархеологический комплекс” в двух томахпод редакцией Р.М. Валеева, А.Г. Ситдикова, Р.Р. Хайрутдинова, Б. Рудольфа, С.Г. Персова, П.М. Шульгина, также работа Р.М. Валеева, А.Г. Ситдикова, Р.Р. Хайрутдинова “Успенский собор. Изучение и сохранение”.
Нельзя не отметить статьи Р.М. Валеева опубликованные в журнале “Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств” . В данных статьях подробно описываются механизмы по управлению и сохранению объектами культурного наследия Республики Татарстан. В статьях Р.М. Валеева проанализированы ценности и качественные характеристики Объектов Всемирного культурного наследия Республики Татарстан, способствующие выявлению их Выдающегося универсального значения, аспектов и их обоснования для внесения в перечень Всемирного наследия, целостности и подлинности, для поддержания Выдающейся универсальной ценности этих объектов необходимы установленные требования для охраны и управления объектов.
В статье Житенёва С.Ю. «Системы управления объектами культурного наследия» широко рассмотрены понятия «управление» и «культурное наследие», а также проанализированы системы и организация деятельности по управлению.
Иностранная литература помогла в описании проблем сохранения и управление культурным наследием, важности комплексного подхода, привлечении всех заинтересованных сторон.
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что, начиная с 2000 года, охрана памятников культуры в РТ стала осуществляться под патронажем ЮНЕСКО. Исследование охватывает период до 2017 года, когда в число памятников культурного наследия республики, находящихся под эгидой ЮНЕСКО были включены Болгарский историко-археологический комплекс и Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск.
Практическая значимость работы.Объекты Республики Татарстан, вошедшие в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, являются уникальным свидетельством исторической преемственности и культурного многообразия, сложившегося на территории Волго-Уральского региона на протяжении веков и занимают выдающееся место в истории и культуре Республики Татарстан, Российской Федерации и мира в целом. По мнению автора, практическая значимость работы тем, что результаты исследования, анализы, выводы могут быть использованы при разработке программ по охране и управлению объектами культурного наследия как на федеральном, так и региональном уровнях, опираясь не только на международных правовых актах, но и учитывая опыт Республики Татарстан.Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в качестве справочного материала.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• Данная диссертация представляет из себя первый опыт применения системного подхода к изучению управления Всемирным культурным наследием в Республике Татарстан.
• В работе впервые проводится анализ международного, федерального и республиканского законодательства в области управления охраной памятников культуры.
• В исследовании также проанализированы методы работы местных органов власти и заинтересованных сторон по управлению объектами Всемирного культурного наследия в Татарстане.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Главными задачами государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации являются совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов; систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма.
Постановка проблемы.
Сегодня, когда речь идет о сохранении Всемирного культурного наследия, ставится вопрос о значении отечественного опыта охраны памятников. Этот метод направляет на использование уже продемонстрировавших свою результативность зарубежных образцов организации охраны культурного наследия, которые порой неприменимы в реалиях нашей страны. В условиях все более острой и открытой конфронтации приверженцев и противников сегодняшних изменений в России, осмысление значения культурной составляющей, роли и места культурного наследия, как в обосновании исторического выбора, так и в процессе культурно-исторической самоидентификации российского общества проявляется все отчетливее.
Актуальность данной работы не подлежит сомнению: бережное отношение к культуре и эффективная система защиты объектов культурного наследия есть путь дальнейшего развития нации с учетом национальной идентичности, исторического прошлого и творческого потенциала.
Целью диссертационный работы является изучение совместной деятельности Республики Татарстан и ЮНЕСКО по управлению объектами Всемирного культурного наследия.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу в области охраны объектов культурного наследия на международном, региональном, национальном уровне;
- проследить эволюцию практики охраны и управления памятников в связи мировыми процессами
- выявить закономерности и особенности в реализации этой политики на региональном уровне
- исследовать регион, Республику Татарстан как специфическую историко-культурную зону.
- показать становление и деятельность общественных организаций в управлении объектами Всемирного культурного наследия в Татарстане.
Объект исследования- современная политика управления памятниками Всемирного культурного наследия на международном уровне.
Предмет исследования- применение международных принципов управления на территории Республики Татарстан.
Методологическая основа исследования. При работе над
диссертацией были использованы основные методы научного познания: описательный, сравнительный, типологический и системный. Эти методы позволяют не только описать практику применения нормативно-правовой
базы в сфере охраны культурного наследия, но и дать анализ деятельности организаций по охране наследия; обобщить данные о практике их применения в сфере управления объектами культурного наследия.
В рамках данной работы были использованы источники различного типа: нормативно-законодательные акты международного, регионального, национального уровней; рекомендации ЮНЕСКО,ИКОМОС,ИККРОМ; отчеты, письма и обращения различных организаций; официальные сайты организаций.
Нормативно-правовые акты в работе разделены на несколько уровней: международные , региональные , национальные .
Необходимо также упомянуть, что для прояснения принципов работы и управления объектов культурного наследия с финансовой стороны были использованы данные из бюджетов.
В работе используются Рекомендации ЮНЕСКО , адресованные государствам-членам.
Важными источниками для работы послужили также источники взаимствованные из сайтов организаций, которые занимаются охраной культурного наследия. В первую очередь, это международные организации: ЮНЕСКО , Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) .
Для изучения деятельности организаций были использованы официальные сайты национальных правительственных и неправительственных организаций.
Степень научной разработанности темы. В качестве основной литературы были использованы информационное руководство “Управление объектами всемирного культурного наследия” , работы в области сохранения и управления объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Республике Татарстан, а именно цикл работ “Управление объектами Всемирного культурного и природного наследия: Болгарский историкоархеологический комплекс” в двух томахпод редакцией Р.М. Валеева, А.Г. Ситдикова, Р.Р. Хайрутдинова, Б. Рудольфа, С.Г. Персова, П.М. Шульгина, также работа Р.М. Валеева, А.Г. Ситдикова, Р.Р. Хайрутдинова “Успенский собор. Изучение и сохранение”.
Нельзя не отметить статьи Р.М. Валеева опубликованные в журнале “Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств” . В данных статьях подробно описываются механизмы по управлению и сохранению объектами культурного наследия Республики Татарстан. В статьях Р.М. Валеева проанализированы ценности и качественные характеристики Объектов Всемирного культурного наследия Республики Татарстан, способствующие выявлению их Выдающегося универсального значения, аспектов и их обоснования для внесения в перечень Всемирного наследия, целостности и подлинности, для поддержания Выдающейся универсальной ценности этих объектов необходимы установленные требования для охраны и управления объектов.
В статье Житенёва С.Ю. «Системы управления объектами культурного наследия» широко рассмотрены понятия «управление» и «культурное наследие», а также проанализированы системы и организация деятельности по управлению.
Иностранная литература помогла в описании проблем сохранения и управление культурным наследием, важности комплексного подхода, привлечении всех заинтересованных сторон.
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что, начиная с 2000 года, охрана памятников культуры в РТ стала осуществляться под патронажем ЮНЕСКО. Исследование охватывает период до 2017 года, когда в число памятников культурного наследия республики, находящихся под эгидой ЮНЕСКО были включены Болгарский историко-археологический комплекс и Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск.
Практическая значимость работы.Объекты Республики Татарстан, вошедшие в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, являются уникальным свидетельством исторической преемственности и культурного многообразия, сложившегося на территории Волго-Уральского региона на протяжении веков и занимают выдающееся место в истории и культуре Республики Татарстан, Российской Федерации и мира в целом. По мнению автора, практическая значимость работы тем, что результаты исследования, анализы, выводы могут быть использованы при разработке программ по охране и управлению объектами культурного наследия как на федеральном, так и региональном уровнях, опираясь не только на международных правовых актах, но и учитывая опыт Республики Татарстан.Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в качестве справочного материала.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• Данная диссертация представляет из себя первый опыт применения системного подхода к изучению управления Всемирным культурным наследием в Республике Татарстан.
• В работе впервые проводится анализ международного, федерального и республиканского законодательства в области управления охраной памятников культуры.
• В исследовании также проанализированы методы работы местных органов власти и заинтересованных сторон по управлению объектами Всемирного культурного наследия в Татарстане.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Начиная с конца 90-х годов 20 века Республика Татарстан занимает важнейшее место в Российской Федерации во всех направлениях двухсторонних отношений с ЮНЕСКО. Создание механизмов по охране и управлению отечественными памятниками, совершенствование, и дальнейшее международное сотрудничество в области сохранения культурного и природного наследия, бесспорно является важным, как для Республики Татарстан, так и для России в целом.Республиканский образ Всемирного наследия на международной арене включает в себя несколько аспектов, которые содержат в себе представление значимости объектов Всемирного наследия, подготовку номинаций, включение объектов в Список и присоединение к международным сетям, программам и инициативам ЮНЕСКО. Примером этому является приверженность Республики к развитию ценностей Всемирного наследия и деятельность его Первого Президента, нацеленная на межкультурный диалог в Татарстане. Проведение Казанского форума по межкультурному диалогу в 2018 году наглядно показало признание мировым сообществом успехов Республики и особую роль Минтимера Шариповича Шаймиева, как Специального посланника ЮНЕСКО.Важно отметить участие столицы Татарстана в деятельности Организации городов Всемирного наследия и открытие в Казани штаб- квартиры его Евразийского регионального секретариата в 2005 году.
В Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации (2016), приоритетными задачами являют вхождение в топ-5стран с наибольшим количеством объектов Всемирного наследия к 2030 году, включение еще трех объектов до 2020 года, разработка транснациональных номинаций Всемирного наследия со странами СНГ. Из 29 отечественных объектов Всемирного наследия только у двух имеются разработанные планы управления (Болгарский историко-археологический комплекс и Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск). Планы управления по Кижскому погосту, ансамблю Ферапонтова монастыря и Херсонес Таврическому находятся на доработке после замечаний.
Татарстанские памятники наследия дополняют Списков Всемирного наследия, являясь примером типов культурного наследия, представленных в меньшей степени с позиции хронологических и региональных рамок. Объекты Республики Татарстан олицетворяют наследие средневековой Восточной Европы, Золотой Орды, Казанского ханства, а также религиозное наследие православных и мусульманских общин. К тому же, каждый из памятников наследия содержит доказательства наличия непрерывного межкультурного диалога, процветающего в Республике в течение многих веков: исторические постройки X-XIX веков Казанского Кремля
олицетворяют слияние татарских и русских традиций в архитектуре; археологическое наследие констатирует о межкультурных связях между тюркскими, финно-угорскими и славянскими народами с VII по XV века, а фрески Успенского собора XVI века показывают взаимодействия двух мировых культур.
В плане управления Болгарским историко-археологическим комплексом были прописаны все основные позиции по управлению, в которой были учтены российские и зарубежные практики охраны и сохранения памятников, в соответствии с требованиями, прописанными в Руководстве по выполнению Конвенции и другими нормативно правовыми актами.
Изучив документ, можно сделать вывод, что данная система управления направлена на развитие экономики и превращение Болгар в ведущий Российский музей-заповедник и крупный туристический центр. План управления дал комплексные решения и стратегии, ориентированные на поддержание Выдающейся универсальной ценности, консервацию и музеефикацию археологических и архитектурных памятников и показал положительные результаты в управлении объектом. В ходе реализации
плана, были построены и модернизированы современные музейные комплексы и туристическая инфраструктура.
Разработаны планы дальнейших исследований по мониторингу, оценке состояния памятников, которые включают в себя также масштабные раскопки в будущем. Большая работа проделана в таких направлениях как: раскрытие туристско-паломнического потенциала сего пространства, функционирование службы охраны, работа с местным населением и туристами, предотвращение рисков и стихийных бедствий.
В плане управление по Успенскому собору и монастырю острова-града Свияжск важнейшим объектом работы является сохранение Всемирной универсальной ценности. На сегодняшний день мы можем увидеть результаты и эффективность данной системы. Программа комплексных научных исследований Успенского собора Троицкой церкви и культурного наследия Свияжска в 2015-2019 годы, раскрыла новые возможности для объективной оценки современного состояния и выработке мер по сохранению Успенского собора с использованием новейших данных о времени строительства храма, материалам, технологиям, использованных при его создании. Разработанные на основе научных изысканий эффективные механизмы управления дали возможность в всецело сохранить аутентичность и целостность храма, культурного и природного ландшафта объекта в целом, возродить историко-культурную среду.
За это время были проведены, Инженерно-архитектурный анализ, радиоуглеродное датирование, исследование строительных материалов и температурно-влажностного режима, изучение левкасного и красочного слоя фресковой живописи, микробиологический анализ.
Результаты естественнонаучных исследований по объектам Всемирного культурного наследия Республики Татарстан были опубликованы в высоко-рейтинговых отечественных и международных изданиях, многие аспекты изысканий получили апробацию на крупных всероссийских и международных конференциях, на специализированных семинарах и в практике музейно-выставочной деятельности.
На сегодняшний день, к перспективам сотрудничества и развитию дальнейшего диалога с ЮНЕСКО можно отнести, инициативы татарстанских ученых, в частности профессоров Казанского Федерального Университета:
1. Присоединение Волжской и Кавказской секций Шелкового пути в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь».
2. Подготовка номинации Обсерватории имени В.П. Энгельгардта Казанского федерального университета.
3. Присоединение Татарстанских городов к Сети креативных городов ЮНЕСКО.
4. Создание геопарков ЮНЕСКО на территории Республики Татарстан.
Для реализации этих инициатив требуется проведение республиканской
инвентаризации культурного наследия с помощью цифровых технологий, поддержка и финансирование исследований, направленных на выявление потенциальных номинаций для увеличения количества Российских объектов Всемирного наследия.
В Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации (2016), приоритетными задачами являют вхождение в топ-5стран с наибольшим количеством объектов Всемирного наследия к 2030 году, включение еще трех объектов до 2020 года, разработка транснациональных номинаций Всемирного наследия со странами СНГ. Из 29 отечественных объектов Всемирного наследия только у двух имеются разработанные планы управления (Болгарский историко-археологический комплекс и Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск). Планы управления по Кижскому погосту, ансамблю Ферапонтова монастыря и Херсонес Таврическому находятся на доработке после замечаний.
Татарстанские памятники наследия дополняют Списков Всемирного наследия, являясь примером типов культурного наследия, представленных в меньшей степени с позиции хронологических и региональных рамок. Объекты Республики Татарстан олицетворяют наследие средневековой Восточной Европы, Золотой Орды, Казанского ханства, а также религиозное наследие православных и мусульманских общин. К тому же, каждый из памятников наследия содержит доказательства наличия непрерывного межкультурного диалога, процветающего в Республике в течение многих веков: исторические постройки X-XIX веков Казанского Кремля
олицетворяют слияние татарских и русских традиций в архитектуре; археологическое наследие констатирует о межкультурных связях между тюркскими, финно-угорскими и славянскими народами с VII по XV века, а фрески Успенского собора XVI века показывают взаимодействия двух мировых культур.
В плане управления Болгарским историко-археологическим комплексом были прописаны все основные позиции по управлению, в которой были учтены российские и зарубежные практики охраны и сохранения памятников, в соответствии с требованиями, прописанными в Руководстве по выполнению Конвенции и другими нормативно правовыми актами.
Изучив документ, можно сделать вывод, что данная система управления направлена на развитие экономики и превращение Болгар в ведущий Российский музей-заповедник и крупный туристический центр. План управления дал комплексные решения и стратегии, ориентированные на поддержание Выдающейся универсальной ценности, консервацию и музеефикацию археологических и архитектурных памятников и показал положительные результаты в управлении объектом. В ходе реализации
плана, были построены и модернизированы современные музейные комплексы и туристическая инфраструктура.
Разработаны планы дальнейших исследований по мониторингу, оценке состояния памятников, которые включают в себя также масштабные раскопки в будущем. Большая работа проделана в таких направлениях как: раскрытие туристско-паломнического потенциала сего пространства, функционирование службы охраны, работа с местным населением и туристами, предотвращение рисков и стихийных бедствий.
В плане управление по Успенскому собору и монастырю острова-града Свияжск важнейшим объектом работы является сохранение Всемирной универсальной ценности. На сегодняшний день мы можем увидеть результаты и эффективность данной системы. Программа комплексных научных исследований Успенского собора Троицкой церкви и культурного наследия Свияжска в 2015-2019 годы, раскрыла новые возможности для объективной оценки современного состояния и выработке мер по сохранению Успенского собора с использованием новейших данных о времени строительства храма, материалам, технологиям, использованных при его создании. Разработанные на основе научных изысканий эффективные механизмы управления дали возможность в всецело сохранить аутентичность и целостность храма, культурного и природного ландшафта объекта в целом, возродить историко-культурную среду.
За это время были проведены, Инженерно-архитектурный анализ, радиоуглеродное датирование, исследование строительных материалов и температурно-влажностного режима, изучение левкасного и красочного слоя фресковой живописи, микробиологический анализ.
Результаты естественнонаучных исследований по объектам Всемирного культурного наследия Республики Татарстан были опубликованы в высоко-рейтинговых отечественных и международных изданиях, многие аспекты изысканий получили апробацию на крупных всероссийских и международных конференциях, на специализированных семинарах и в практике музейно-выставочной деятельности.
На сегодняшний день, к перспективам сотрудничества и развитию дальнейшего диалога с ЮНЕСКО можно отнести, инициативы татарстанских ученых, в частности профессоров Казанского Федерального Университета:
1. Присоединение Волжской и Кавказской секций Шелкового пути в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь».
2. Подготовка номинации Обсерватории имени В.П. Энгельгардта Казанского федерального университета.
3. Присоединение Татарстанских городов к Сети креативных городов ЮНЕСКО.
4. Создание геопарков ЮНЕСКО на территории Республики Татарстан.
Для реализации этих инициатив требуется проведение республиканской
инвентаризации культурного наследия с помощью цифровых технологий, поддержка и финансирование исследований, направленных на выявление потенциальных номинаций для увеличения количества Российских объектов Всемирного наследия.
Подобные работы
- Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан «Возрождение» в гармонизации межконфессиональных отношений
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование объектов нематериального культурного наследия в развитии туризма
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использования объектов нематериольного культурного наследия в развитии туризма
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА САЙТА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН С ПОДДЕРЖКОЙ ГИС-КАРТОГРАФИРОВАНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Г.КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Региональный событийный туризм как фактор в продвижении территории (на примере «Фанфары Казани» музея-заповедника «Казанский Кремль»).
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



