Введение 3
Глава 1. Понятие и становление местной власти в России 5
1.1 Понятие и становление местного самоуправления в России 5
1.2 Переход к советской системе местной власти 8
Глава 2. Характеристика советской организации местной государственной власти 11
2.2 Особенности организации местной власти в советский период 11
2.2 Окончание советской модели местного управления и самоуправления 17
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Становление системы управления Российского государства сопровождалось развитием местного самоуправления. Особо интересен период развития органов местного самоуправления в России после Октябрьской революции, который выразился в изменении характера и направленности процессов организации власти на местах.
Этот период характеризуется тем, что был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления, поэтому упразднялись органы земского и городского самоуправления, создавался аппарат местных Советов.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, важностью местного самоуправления в экономической и правовой жизни России. Местное самоуправление – самая древняя форма организации общественной жизни, которая была интересна для изучения с момента своего возникновения.
Целью данной работы является анализ особенностей организации местной власти в советский период развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и становление местного самоуправления в России;
проанализировать переход к советской системе местной власти;
изучить особенности организации местной власти в советский период;
охарактеризовать окончание советской модели местного управления и самоуправления.
Объектом работы выступает местная власть. Предметом – особенности ее организации в советский период развития России.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный, А. М. Багмет, В. В. Бондаренко,
Е. В. Булюлина, Л.В. Гильченко, В. А. Лапин, Н. В. Марушкин и др., а также источники сети Интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Итак, сделаем основные выводы.
Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии, предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов, заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.
Толчок развитию местного самоуправления в России дали земская и городская реформы Александра II.
Советская модель местного самоуправления возникла стихийно в России в ходе революции 1905-1907 годов и окончательно утвердилась после взятия большевиками власти в 1917 году.
Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой своей природе государством централизованным. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти.
С принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» он толковался о начале процесса реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления, о том, что местные Советы назывались представительными органами власти. Но в то же время сохранялась прежняя организационная структура Советов, что у них не было четкого разделения компетенций и не были четко определены пути формирования финансовых основ деятельности.
Таким образом, в самом начале пути реализация идеи местного самоуправления и всей полноты власти, принадлежащей Советам не соответствовала действительности. Процесс изменения принял весьма затяжной характер. Поскольку все изменения проводились импульсивно, бессистемно на практике ничего не вышло. Вся деятельность представительных органов местной власти контролировалась исполкомом.
Но благодаря принятым законам о началах и формирования местного самоуправления, идея территориальной самостоятельности стала осуществимой. А Конституция Российской Федерации выступала важным правовым актом для дальнейшего развития и процесса становления начавшейся системы местного самоуправления, она признавала и гарантировала самоорганизацию граждан или избираемого ими органов для решения всех вопросов местного значения.