Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №39349

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
571
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения игровых технологий на уроках информатики 5
1.1 Понятие игровой технологии в обучении 5
1.2 Особенности использования игровых технологий в обучении информатике 9
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Методологические основы использования игровых технологий на уроках информатики 19
2.1 Комплекс методических приемов использования игровых технологий на уроках информатики в 8-9 классе 19
2.2 Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках информатики 31
Выводы по главе 2 35
Заключение 36
Список используемой литературы 37


В настоящее время в связи с широким распространением компьютерной техники и мультимедиатехнологий (компьютеров, гаджетов, игровых приставок и т. д.) учителю все сложнее заинтересовать обучающихся изучаемой дисциплиной. Современные школьники предпочитают жить в своем виртуальном компьютерном или игровом мире, отодвинув на задний план получение новых знаний.
Следовательно, задачей учителя становится поиск новых методов обучения, которые будут стимулировать познавательную активность учащихся. Решение данной проблемы предусмотрено в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) и заключается в использовании активных методов обучения [20].
Согласно ФГОС ООО, образование претерпевает изменения. На первое место ставится личность обучающегося, стремящаяся к поставленной цели, осознанно приобретающая знания и применяющая их в различных экстренных ситуациях, умеющая работать в коллективе, способная нестандартно мыслить и «учиться».
Основная идея активных методов обучения заключается в том, что личность в процессе активной мыслительной и практической деятельности самостоятельно осваивает знания и умения [11, с. 5].
Одними из активных методов обучения являются педагогические игровые упражнения. В отличие от игры на уроке, педагогические игровые упражнения относятся к педагогической технологии развлекательного характера – игровой технологии. При этом игровым элементом таких упражнений является учебный материал. Отличительной особенностью данного активного метода обучения от игры является наличие дидактической цели отдельно взятого урока в форме игрового задания, соответствующего данной цели педагогического результата, и учебно-познавательная направленность.
Таким образом, в игровой технологии учебный материал используется в качестве средства достижения дидактической цели. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игровым результатом (он же является и педагогическим) является получение новых знаний.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема курсовой работы «Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классах» является актуальной.
Цель исследования – изучение возможностей использования игровых технологий на уроках информатики в основной школе.
Объект исследования – процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования – игровые технологии на уроках информатики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 изучить понятие «игровая технология»;
 изучить особенности использования игровых технологий на уроках информатики;
 разработать комплекс игровых упражнений, применяемых на уроках информатики в 8-9 классе;
 разработать методические рекомендации.
Методы исследования – изучение психолого-педагогической, методической и периодической литературы, изучение нормативно-правовых актов, по проблеме исследования, анализ, обобщение и систематизация имеющихся данных.
Теоретическую базу исследования составили работы по изучению педагогических игровых технологий (Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.П. Сергеева и др.), игровых технологий на уроках информатики (О.А. Лыскова, Н.Н. Булгакова, Х.Т. Жуманов, О.Н. Польщикова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эффективной формой взаимодействия учителя и учащихся, продуктивной формой их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса являются игровые технологии. Игровая технология – это специально сконструированная под заданную цель совокупность игровых приемов и средств передачи социального и/или профессионального опыта в процессе обучения. При этом в игровой технологии деятельность преподавателя представлена совокупностью целенаправленных действий по конструированию, реализации и оценке процесса игры, направленного на достижение актуальной цели овладения обучающимися необходимыми компетенциями.
На уроках информатики в современной школе также используются игровые технологии в качестве элементов урока или его части. В психолого-педагогической литературе отмечается, что наиболее целесообразно применение игровых технологий на уроках по закреплению, систематизации или закреплению изученного материала. Причем характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Так, обучающиеся 8-9-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы, групповые игры, словесные игры, игры-состязания, компьютерные игры и др.
Таким образом, при использовании на уроках информатики игровых технологий учебный материал используется в качестве средства достижения дидактической цели. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игровым результатом (он же является и педагогическим) является получение новых знаний.



1. Агрба, Л.М. Образовательный веб-квест «Безопасность в сети интернет» // Информатика в школе. – 2015. - №1. – С. 6-17.
2. Алексеева, О.А. Современные педагогические технологии / О.А. Алексеева // Инновации в естественнонаучном образовании. VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. – Красноярск, 2015. – С. 109-113.
3. Анисимов, О.С. Развивающие игры и игротехника / О.С. Анисимов. – Новгород: Всесоюзный методологический центр при инновационном объединении АН СССР, 1989. – 179 с.
4. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К., Еремкина, О.В. Технология игровой деятельности / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. – 230 c.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во Института профессионального образования МО России, 1995. – 342 с.
6. Борзенков, В.Л. Теоретико-психологические основания педагогической игротехники: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2001. – 38 с.
7. Букина, Е.Ю. Игровые технологии в обучении информатике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infojournal.ru/2016/12/01/igrovye-texnologii-v-obuchenii-informatike/ (Дата обращения: 18.06.2018).
8. Булгакова, Н.Н. Активная деятельностно-игровая учебно-информационная среда пропедевтического курса информатики в начальной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 – Воронеж, 2002. – 28 с.
9. Галицкая, С.Ю. Игровые технологии в обучении / С.Ю. Галицкая // Социум, общество и государство: история и современное развитие. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 76-83.
10. Гильфанова, Ю.И. Использование интерактивной системы тестирования и опроса VOYUM для повышения качества обучения // Информатика в школе. – 2015. - №1. – С. 44-48.
11. Горячев, А.В. Методика обучения информатике в начальной школе, реализующая объектно-информационный подход: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-informatike-v-nachalnoi-shkole-realizuyushchaya-obektno-informatsionnyi- (Дата обращения: 29.03.2018).
12. Ефимова, Э.В., Белоцерковская, И.Е., Втюрин, М.Ю. Методика решения логических задач с применением игровой технологии «Информационное лото» // Информатика в школе. – 2018. - №3. – С. 11-19.
13. Жемчужников Д.Г. Методика обучения программированию, основанная на создании школьниками динамических компьютерных игр: Автореф. дис. … кнд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2013. – 25 с.
14. Жуманов Х.Т. Понятие и педагогические возможности игровой технологии / Х.Т. Жуманов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - №3-2. –С. 88-90.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Ибрагимова Т.Н. Применение игровых технологий на различных этапах урока информатики / Т.Н. Ибрагимова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tat-ni.edusite.ru/p24aa1.html (Дата обращения: 29.03.2018).
17. Кендиван, О. Д-С. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся / О. Д-С. Кендиван, Л. Л. Куулар // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 3. – С. 827-829.
18. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин – М.: 1997. – 16 с.
19. Лопатинская, В.В. К определению понятия «игровая технология» / В.В. Лопатинская // Культурное и языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического цикла в современном полиэтническом вузе. Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2017. – С. 228-235.
20. Лыскова, О.А., Щукина, Н.В. Применение педагогических игровых упражнений на уроках информатики и Икт средней общеобразовательной школы [Текст] / О.А. Лыскова, Н.В. Щукина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2017. - №3(32). – С. 55-57.
21. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
22. Морозова, С.В. Методические подходы к обучению информатике с использованием игрового метода // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2017. - №4(42). – С. 100-105.
23. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для бакалавров/ П.И. Пидкасистый – 3 изд., исп. и доп. – М.: Из-во Юрайт, 2013. – 511 с.
24. Польщикова, О.Н. Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 20 с.
25. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения: 28.03.2018).
26. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины / А.С. Прутченков // Педагогика. – 1999. - №3. – С. 121-126.
27. Сапрыкин, С.В. Игровые технологии на уроках информатики [Текст] / С.В. Сапрыкин // Информатика: проблемы, методология, технологии. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2017. – С. 107-108.
28. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
29. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
30. Шевцова, С.И. Создание дидактической игры в Microsoft PowerPoint // Информатика в школе. – 2018. - №3. – С. 30-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ