Введение 3
Глава 1. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам 6
1.1. История и сущность коммуникативного метода обучения иностранным
языкам 6
1.2. Современные принципы коммуникативно-направленного обучения
иностранным языкам 14
1.3. Ролевая игра как одна из современных технологий коммуникативного
метода обучения иностранным языкам 19
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Практическое использование ролевой игры в рамках коммуникативного метода обучения иностранным языкам 30
2.1. Виды ролевых игр в педагогическом эксперименте на уроке
английского языка в 7 классе 30
2.2. Фрагменты уроков с использованием ролевой игры в 7 классе при
коммуникативном методе обучения 35
2.3. Этапы педагогического эксперимента по использованию ролевой игры
как части коммуникативного метода обучения иностранным языкам 44
Выводы по Главе 2 52
Заключение 53
Приложение 55
Список литературы
В современном образовании главная цель обучения иностранному языку заключается в достижении коммуникативной компетенции и развитии личности учащегося, способного осуществлять эффективную коммуникацию на иностранном языке. Развитие разных умений и коммуникативных навыков учащихся на уроке иностранного языка происходит сегодня часто за счет коммуникативного метода обучения. Неотъемлемой частью коммуникативного метода является ролевая игра, которая сегодня интересует многих отечественных и зарубежных ученых (таких как Э. Г. Азимов, М. Ф. Арсентьева, Г. В. Елизарова, И. Л. Колесникова, М. Натсир, Е. И. Пассов, А. Н. Щукин). Однако до сих пор ролевая игра используется в практике преподавания английского языка ограниченно. В современных УМК ролевая игра не часто включается в образовательный процесс. Следовательно, существует потребность в теоретическом и практическом осмыслении ролевой игры и принципов ее использования на уроке английского языка в рамках коммуникативного метода обучения иностранным языкам. Этим определяется актуальность темы работы.
Объектом исследования является коммуникативный метод обучения иностранным языкам.
Предметом исследования является ролевая игра и принципы ее использования на школьном уроке английского языка.
Данное исследование имеет своей целью проанализировать ролевые игры, являющиеся неотъемлемой частью коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
Задачи исследования состоят в следующем:
- изучить историю и сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам;
- дать характеристику современным принципам коммуникативно - направленного обучения иностранным языкам;
- рассмотреть ролевую игру как одну из современных технологий коммуникативного метода обучения иностранным языкам;
- проанализировать виды ролевых игр в педагогическом эксперименте на уроке английского языка;
- описать фрагменты уроков с использованием ролевой игры в 7 классе при коммуникативном методе обучения;
- охарактеризовать этапы педагогического эксперимента по использованию ролевой игры как части коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в исследовании дидактического потенциала ролевой игры как неотъемлемой части коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанные упражнения на уроке английского языка в 7 классе.
Для проведения исследования применялись следующие методы: метод педагогического эксперимента, метод анкетирования, метод тестирования метод сравнения, метод наблюдения и описательный метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав с выводами по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе изучается история и сущность коммуникативного метода обучения иностранным языкам, дается характеристика современным принципам коммуникативно-направленного обучения иностранным языкам, а также рассматривается ролевая игра как одна из современных технологий коммуникативного метода обучения иностранным языкам.
Во второй главе описывается педагогический эксперимент: выявляются виды ролевых игр в педагогическом эксперименте на уроке английского языка в 7 классе, приводятся разработанные нами фрагменты уроков с использованием ролевой игры в 7 классе при коммуникативном методе обучения, а также описываются этапы проведенного нами педагогического
Положения, выносимые на защиту
1. Ролевые игры являются неотъемлемой частью коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам.
2. Ролевые игры способствуют снятию напряжения в классе и активизации коммуникативных действий на иностранном языке.
3. Ролевые игры являются эффективной формой упражнений как при обучении иноязычной лексике, так и при формировании коммуникативных навыков.
Согласно проведенному исследованию, можно сделать вывод, что коммуникативный метод в обучении иностранным языкам, появившийся сравнительно недавно в российском образовании, представляет собой метод обучения, при котором общение является одновременно и средством, и целью обучения. Коммуникативный метод используется для осуществления одновременной работы над языком и содержанием речи с учетом ситуативности общения и коммуникативной формулировки заданий в рамках индивидуализированного и эмоционально-насыщенного обучения иностранным языкам.
Принципы коммуникативно-направленного обучения иностранным языкам заключаются в достижении интерактивного обучения всем видам речевой деятельности на уроке английского языка.
Под ролевой игрой понимается прием коммуникативно-направленного обучения, который заключается в выполнении учащимися определенных ролей для освоения общения на иностранном языке. Ролевая игра все чаще используется при обучении иностранным языкам, поскольку она позволяет снять психологические и лингвистические проблемы, подвигнуть учащихся на диалогическое общение на уроке.
Педагогический эксперимент, проведенный в нашей работе, имел своей целью обучить школьников английскому языку при помощи коммуникативного метода за счет использования ролевых игр разного вида. В ходе эксперимента было разработано по пять ролевых игр для изучения двух учебных тем, согласно УМК «Spotlight-7». Среди видов ролевой игры, использованных в ходе педагогического эксперимента, отметим дискуссию (ролевая игра «Does and Don’ts»), интервью, ролевую игру с использованием видеоресурса, инсценировку диалога, драматизацию, диалогический рассказ по картинке (принцип наглядности).
На констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика уровня усвоения учениками 7-го класса контрольной и экспериментальной групп лексики юнита, пройденного до проведения эксперимента. Диагностика, проведенная в виде тестирования, позволила выявить довольно низкий уровень усвоения лексики юнита, пройденного до эксперимента.
На формирующем этапе в экспериментальной группе использованы разработанные нами ролевые игры для изучения двух тем УМК «Spotlight-7». По разработанным игровым заданиям обучение проходила экспериментальная группа. Контрольная группа не участвовала в эксперименте, однако принимала участие в диагностике знаний лексики.
На контролирующем этапе проведена повторная диагностика контрольной и экспериментальной групп. Сравнение результатов двух групп выявило большую положительную динамику знания лексических единиц юнита изученного с применением ролевых игр в экспериментальной группе. Результаты контрольной группы остались на прежнем уровне.
В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод о большом дидактическом потенциале ролевой игры и необходимости ее использования в рамках коммуникативного метода обучения английскому языку.
1. Аверьянова, С. В. Коммуникативные стратегии при обучении
устному деловому общению на занятиях по иностранному языку в высшей школе / С. В. Аверьянова // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. — №3. — С. 80-86.
2. Агаева, О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 9294.
3. Арсентьева, М. Ф. Коммуникативный метод в процессе
преподавания иностранных языков на современном этапе / М. Ф. Арсентьева. — Минск: БГУ, 2011. — С. 64-66.
4. Ахраменко, Л. С. Коммуникативный метод обучения
иностранным языкам / Л. С. Ахраменко. — Минск: БГУ, 2011. — С. 39-40.
5. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство
активизации учебного процесса на уроке иностранного языка /
О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы
междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154.
6. Ефимова, Р. Ю. Нетрадиционные методы обучения
диалогической речи / Р. Ю. Ефимова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2013. — № 1. — С. 6
8.
7. Захарова, Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е. А. Захарова // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 676-679. — 677 с.
8. Зенина, Л. В. Опыт использования ролевых игр в процессе
обучения иностранному языку / Л.В. Зенина, О.Н. Жидкова, Е.В. Стрижова // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 6(25). — С. 1-17.
9. Иванченко, А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие / А. И. Иванченко. — СПб.: КАРО, 2016. —256 с.
10. Капитонова, Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. — М.: Златоуст, 2015. — 276 с.
11. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «CambridgePress», 2011. — 224 с.
12. Кутбиддинова, Р. А. Методы активного социально-психологического обучения / Р. А. Кутбиддинова. — Южно- Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. — 136 с.
13. Лебедева, Н. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Н. А. Лебедева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2016. — № 2-2. — С. 97-103.
14. Матвеева, Т. С. Коммуникативный метод обучения иностранным
языкам / Т. С. Матвеева // Университетские чтения. — 2014. — Часть 03. — Режим доступа:
http://pglu.ru/editions/un reading/detail.php?SECTION ID=3053&E LEMENT ID=22542 (дата обращения: 21.03.2019).
15. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011). — Т.1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
16. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. — Мн.: Лексис, 2003. — 184 с.
17. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М., Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. — 223 с.
18. Попова, Е. А. Использование ролевых игр в обучении межкультурной коммуникации / Е. А. Попова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2010. — №587. — С. 150-157.
19. Слабышева, А. В. Специфика диалогической речи и обучение этому виду речевой деятельности студентов направления подготовки "туризм" / А. В. Слабышева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. — №4(22): в 2-х ч. — Ч. II — С. 173-176.
20. Торгонский, В. В. Психолого-педагогические теории
возникновения и формирования основных функций игры как феномена культуры и их взаимосвязь с принципами нравственного воспитания / В. В. Торгонский // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 2. — С. 46-63.
21. Турковская, Е. В. Коммуникативный подход к структуре современных методических концепций обучения иностранным языкам / Е. В. Турковская // Весшк ВДУ. — 2015. — № 5 (89). — С. 107-115.
22.Читао, И. А. К вопросу о приемах обучения диалогу в старших классах / И. А. Читао // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 208-212.
23. Шемякин, А. Б. Теория и методика игры в экономическом образовании / А. Б. Шемякин. — Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011. — 136 с.
24. Щукин, А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. — 784 с.
25. Finocchiaro, M. The Functional-Notional Approach: From Theory to Practice. / M. Finocchiaro, C. Brumfit. — New York: Oxford University Press, 1983. — 180 p.
26. Natsir, M. Grammar Translation Method (GTM) Versus Communicative Language Teaching (CLT); A Review on Literature / M. Natsir, D. Sanjaya // International Journal of Education & Literacy Studies. — 2014. — Vol. 2. — № 1. — P. 58-62.