ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и особенности конструкторских умений и навыков 7
1.2 Цель и задачи формирования конструкторских умений и навыков 12
1.3 Особенности развития конструкторских способностей обучающихся в системе дополнительного образования 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ МБОУ ДО «ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.... 26
2.1 Краткая характеристика деятельности МБОУ ДО «Детский морской центр» 26
2.2 Используемые формы и методы развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в МБОУ ДО «Детский морской центр» 30
2.3 Проблема развития и формирования конструкторских способностей
обучающихся в учреждении дополнительного образования 37
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТОРСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
ЗАНЯТИЯХ РОБОТОТЕХНИКОЙ 43
3.1 Возможности образовательной программы «Робототехника» в формировании и развитии конструкторских умений обучающихся 43
3.2. Методика развития конструкторских способностей обучающихся на
занятиях по робототехнике 49
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Проблема исследования и ее актуальность. В концепции модернизации российского образования четко прослеживается мысль о том, что предстоящая существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования будет осуществляться в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Но области техники, искусства, архитектуры, науки и развитие экономики в целом сегодня не способны сделать перспективные шаги в собственном развитии без конструкторского сопровождения.
Данная тема является актуальной и обусловлена тем, что сегодня имеется проблема развития и формирования конструкторских способностей обучающихся, особенно в учреждениях дополнительного образования: обучение проводится по образцам, без разработки чертежей, что необходимо для развития конструкторских способностей. На наш взгляд, необходимо разработать иной подход к обучению конструированию, который позволит формировать у детей потребность в самостоятельном и творческом конструировании, на основе уже усвоенных базовых способов. Дети, владеющие общими приёмами и методами, могут наполнить их конкретным содержанием, исходя из своего замысла, а не навязанного взрослым образца.
В настоящее время в теории и практике накоплен достаточно обширный материал, составляющий фундамент построения конструкторского образования. Но требуется применение современных новаторских инновационных систем и методов обучения конструированию, направленных на развитие творческой личности.
Базовым для разработки исследуемой проблемы стали труды специалистов в области общей возрастной и педагогической психологии (Б.Ю. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в области дидактики (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер и др.). Предлагаемое исследование опирается на общепедагогическую концепцию проблемного обучения (A.M. Матюшкина, М.И, Махмутова, В.О. Окуня, В.Г. Разумовского, И.М. Фейнберга, Т.Н. Шамовой, И.С. Якиманской и др.) Общетеоретический подход к раскрытию сущности конструирования и творчества, проблемы отражены в работах Г.В. Беды, А.С. Близнюка, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, Ю.Ф.Катхановой, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковеш- никовой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К, Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина. Вопросами детского конструирования занимались и такие учёные и практики, как: З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, И.А. Лыкова, В.В. Холмовская, Н.М. Крылова, В.Г. Нечаева, О.А. Сафонова, Э.К. Гульянц и другие.
Анализ имеющихся в этой сфере исследований позволили обнаружить противоречия в проблеме формирования конструкторских умений: для
современного производства нужны специалисты, обладающие конструкторскими умениями и навыками, но сегодняшняя система образования полностью не решает эту задачу. Успешное решение данной проблемы в сфере образования, дополнительного образования в частности, возможно при разработке методической системы формирования конструкторских умений и навыков, а базой реализации этой идеи может стать спецкурс «Робототехника».
Все это определило выбор темы нашего исследования: «Методика развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования»
Объект исследования: процесс развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД).
Предмет исследования: методика развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования на примере МБОУ ДО «Детский морской центр» Елабужского муниципального района.
Цель исследования: разработка эффективной методики развития конструкторских умений и навыков у обучающихся МБОУ ДО «Детский морской центр.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
2. Проанализировать практику развития конструкторских умений и навыков у обучающихся на примере МБОУ ДО «Детский морской центр» Елабужского муниципального района.
3. Разработать методику формирования и развития конструкторских умений и навыков у обучающихся МБОУ ДО «Детский морской центр».
Методы исследования. Для достижения поставленных задач применяется комплекс методов, основными из которых являются: изучение литературы и педагогического опыта развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в УДОД; наблюдение и анализ творческой и практической работы обучающихся; беседы, анкетирование; метод обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в практике педагогов дополнительного образования, занимающихся формированием и развитием конструкторских умений и навыков у обучающихся в УДОД.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе описаны понятие и особенности конструкторских умений и навыков, рассмотрены цели и задачи формирования конструкторских умений и навыков, определены особенности развития конструкторских способностей обучающихся в системе дополнительного образования.
Во второй главе дана краткая характеристика деятельности МБОУ ДО «Детский морской центр», представлены используемые формы и методы развития конструкторских умений и навыков у обучающихся в МБОУ ДО «Детский морской центр», представлена проблема развития и формирования конструкторских способностей у обучающихся в учреждении дополнительного образования.
В третьей главе представлена реализация разработанной программы «Робототехника» и методики развития конструкторских способностей обучающихся, проанализированы итоги исследования развития конструкторских способностей посредством разработанной методики.
В заключении представлены итоги и выводы исследовательской работы.
Под конструированием понимают приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструкторские умения ним относятся умения самостоятельно аргументировать и выразить конструкторскую идею технологического устройства, подготовить техническую документацию, умения конструировать технический объект, принимая во внимание эффективность, многофункциональность, универсальность изделий, легкость и простоту сборки, размеры изделий, безопасность, надежность, экономность, технологичность конструкции и др. Конструкторские навыки - свойства человека, помогающие ему высококачественно осуществлять конструкторскую деятельность. Это предполагает в первую очередь развитость конструкторского мышления, его теоретико-практическую направленность, развитость пространственного воображения, образного мышления, профессиональную мобильность, ответственность за принятые решения и др.
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Цели формирования конструкторских умений и навыков включают осмысление качеств предметов, характерных особенностей и деталей, развитие творческих способностей с помощью применения в конструировании действий с символическими средствами, приобретение различных знаний, уточнение и углубление представления об окружающем мире, формирование творческой личности, качественное улучшение обучения и развития, совершенствование способностей и склонностей к различным видам конструктивной деятельности. Задачи формирования
конструкторских умений и навыков подразделяются на конструкторские, технологические и познавательные. Конструктивная деятельность детей близка к конструктивной деятельности взрослых.
В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Учреждения системы дополнительного образования наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека. Развитие конструкторских способностей в учреждениях дополнительного образования представляет поступательное и целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей, пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области создания конструкторских моделей, творческих идей в области освоения техники, механизмов.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский морской центр» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (МБУ ДО «ДМЦ» ЕМР РТ) относится к многопрофильным учреждениям дополнительного образования. МБУ ДО «ДМЦ» ЕМР РТ реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим направлениям деятельности: военно
патриотическое направление, художественное направление, туристско - краеведческое направление, техническое направление и физкультурноспортивное направление. Все программы реализуются на бюджетной основе. Дополнительное образование осуществляется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват школьников младших классов и подростков. Создается благоприятная почва для творческой деятельности ребенка, для выявления его способностей и творческой направленности.
Конструирование - это продуктивная деятельность, в результате которой получается конкретный результат, т.е. предмет деятельности, который ребёнок может увидеть и ощутить руками. Результат детского
конструирования обычно предназначен для игр. Судомодельный процесс МБУ ДО «ДМЦ» ЕМР РТ соответствует возрастным особенностям и возможностям младших школьников: изделия просты, без сложных
технологических процессов, изготовлять модель следует из доступных материалов, ребёнок должен в краткий временной промежуток доделать модель до её целостного завершения. Формы и методы развития конструкторских умений и навыков используемые в МБОУ ДО «Детский морской центр» включают в себя овладение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников. Принципы обучения включают «от простого к сложному», «спользование игровых приемов», «развитие творческих способностей», «умение найти свое, оригинальное решение, не похожее на решения других».
Проблема развития и формирования конструкторских способностей обучающихся в учреждении дополнительного образования заключается в том, что на занятиях по конструированию в МБУ ДО «ДМЦ» ЕМР РТ охвачены дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, при этом обучение проводится по образцам, без разработки чертежей, что необходимо для развития конструкторских способностей. По проведенному анкетированию следует, что даже после 4 лет обучения дети недостаточно оценивают полученные знания и навыки, при этом желают продолжить обучение моделированию, считая, что у них недостаточно развиты конструкторские способности навыки.
В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Педагогическая целесообразность программы: в
направленности на развитие конструкторских, изобразительных,
коммуникативных способностей; в создании условий для повышения мотивации обучающихся к познанию, творческой и исследовательской работе; в применении игровых и проблемных методов обучения как ведущих способов формирования у обучающихся младшего школьного возраста интереса к техническому творчеству; в комплексности и интегративности предмета деятельности, что предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Работая над моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их.
Итоги экспериментальной работы развития конструкторских способностей посредством разработанной методики для МБУ ДО «ДМЦ» ЕМР РТ: возможность увеличения вариативности образовательных
программ, возможность привлечения дополнительного контингента обучающихся, возможность сотрудничества с общественностью и социумом в решении актуальных проблем современного образования. Для системы образования в целом: появление точек роста и развития в свете модернизации системы дополнительного образования, накопление новых образовательных практик и возможность их распространения в учреждениях отрасли, создание конкурентной образовательной среды, повышение качества и престижности естественнонаучного и инженерного образования.
1. Азбука форм воспитательной работы: справочник / З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская. - Минск: Новое знание,2015. - 315 с.
2. Алиева, Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Л.В. Алиева // Педагогика. - 2014. - № 7. - С.50 - 51.
3. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 2017. - № 9. - С. 6 - 7.
4. Асмолов, А.Г. Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. - Белгород: Книголюб, 2015. - 228 с.
5. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в учреждениях системы дополнительного образования / С. Ф. Багаутдинова // Воспитательная работа. - 2014. - №3. - С. 82 - 83.
6. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 с.
7. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития / В. А. Березина. - М.: Просвещение. - 2015. - 328 с.
8. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций / О.Ф. Борисова // Педагогика. - 2008. - №1 - С. 124 - 125.
9. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование. Нормативные
документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. - М.:
Просвещение, 2015. - 320 с.
10. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2015. - 256 с.
11. Евладова, Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС
/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М.: Высшая школа, 2015. - 259 с.
12. Ерофеева, Е.М. Конструирование: / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова,
В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 339 с.
13. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.
14. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова. - М., Просвещение, 2013. - 338 с.
15. Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности / С.В. Коноваленко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 112 с.
16. Копцева, Т.А. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. - М.: Дрофа, 2014. - 168 с.
17. Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический Проект, 2016. - 320 с
18. Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 76 с.
19. Куцакова, Л.В. Конструирование / Л.В.Куцакова. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 259 с.
20. Лиштван, З. В. Конструирование / З. В. Лиштван. - М.: Приор, 2012. - 226 с.
21. Лоренсо, Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию / Л.С. Лоренсо, - М.: Проспект, 2015. - 175 с.
22. Лукьянова, С. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей / С. А. Лукьянова, О. В. Сосункевич // Актуальные задачи педагогики. Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 59 - 60.
23. Микляева, Н.В. Педагогика. Теория воспитания: учебное пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
24. Моляко, В.А. Проблема психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности / В.А. Моляко // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. - 2013. - №4. - С. 54 - 55.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
26. Нечаева, В.Г. Конструирование / В.Г.Нечаева. - М.: Кронос, 2010. - 301 с.
27. Новикова, И.В. Конструирование / И.В.Новикова. - М.: Академия, 2016. - 168 с.
28. Пак, Т.С. Педагогическая психология / Т.С. Пак. - М.: Человек, 2012. - 96 с.
29. Павлова, О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / О.В. Павлова // Комплексные занятия. - 2014. - №4. - С.90 - 91.
30. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М.: Сфера, 2014. - 322 с.
31. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2018. - №17 (233). - С. 78 - 79.
32. Парамонова, Л.А. Основная общеобразовательная программа образования / Л.А.Парамонова. - М.: Сфера, 2014. - 115 с.
33. Погудина, С. Теория и методика развития детского творчества / С. Погудина // Школьник. - 2010. - №3. - С. 11 - 12.
34. Полушина, Н. В. Использование инновационных технологий / Н. В. Полушина // Актуальные задачи педагогики. Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 51 - 52.
35. Рязанцева, З.У. Конструирование / З.У. Рязанцева. - М.: Трикста, 2017. - 272 с.
36. Саккулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: КРОНОС, 2012. - 272 с.
37. Скичко, О.В. Развитие конструктивных умений / О.В. Скичко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/.
38. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О.Скворцова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 224 с.
39. Сударчикова, Л.Г. Развитие конструктивных умений / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 304 с.
40. Тарловская, Н.Ф. Педагогические условия обучения детей конструированию / Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. - М.: Просвещение,
2018. - 192 с.