РУССКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ТРАДИЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Семейный уклад: традиции и новации 11
1.1. Крестьянская семья: разложение патриархальных устоев 11
1.2. Крестьянская семья с точки зрения иерархии 23
1.3. Положение женщины в семье 32
Глава 2. Внутренняя сторона крестьянской семейной жизни: традиции, устои, взгляды крестьян 44
2.1. Взросление и сближение молодежи 44
2.2. Брак в жизни крестьян: семейные жизненные порядки 52
2.3. Воспитание детей 69
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Глава 1. Семейный уклад: традиции и новации 11
1.1. Крестьянская семья: разложение патриархальных устоев 11
1.2. Крестьянская семья с точки зрения иерархии 23
1.3. Положение женщины в семье 32
Глава 2. Внутренняя сторона крестьянской семейной жизни: традиции, устои, взгляды крестьян 44
2.1. Взросление и сближение молодежи 44
2.2. Брак в жизни крестьян: семейные жизненные порядки 52
2.3. Воспитание детей 69
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Актуальность темы.
Испокон веков в истории России крестьянство представляло из себя наиболее многочисленное сословие. Его ключевой единицей, организующим началом многих аспектов духовной жизни крестьян являлась семья. И для того, чтобы пролить свет на то, какие изменения происходили в крестьянском мире и происходили ли вообще после отмены крепостничества, необходимо заглянуть вглубь этого института. Являясь первичным и ключевым производственным коллективом, семья не только воспитывала детей и вела хозяйство. Она была хранителем коллективного опыта своих предков и давних традиций, которые связывали человека с окружающим миром. Семью даже называли в православии «малой церковью», потому что она призывала каждого своего члена соблюдать основы христианской жизни. Семья - это один важнейших институтов общества. Являясь ячейкой общества, она оказывает своими функциями и развитием влияние на всю историю общества.
Только в XIX в. стало возможным осветить, какие типы семей существовали в связи с появлением достаточного количества массовых документов, где подробно можно было изучить сведения о подворном крестьянском хозяйстве, а также о многообразии и развитии семейных коллективов.
О России в XIX в. Мы можем говорить, как о стране преимущественно аграрной, в ней преобладало крестьянское население, положение которого влияло на уклад жизни русского народа в целом.
Семейные отношения определял труд. И потому для крестьян образование семьи и продолжение рода являлись наиважнейшими целями.
Традиции минувших поколений живы до сих пор, так как приставляют из себя неотъемлемую части жизни русской деревни, а потому и для современной историографии эта тема исследования является актуальной.
Объект исследования - Жизнь и быт крестьян во 2-ой половины XIX века.
Предмет исследования - крестьянская семья во второй половине XIX
века.
Цель - изучение трансформации внутрисемейной повседневной жизни русских крестьян Центрального района России.
Задачи:
1. определить влияние реформ 60-80-х гг. XIX в. на традиции крестьянской семьи, ее устои;
2. проанализировать изменения внутрисемейной крестьянской иерархии в новых социально-экономических условиях;
3. разобраться, каково было положение женщины в семье
4. на основе этнографических источников и научной литературы выявить обстоятельства сплочения молодежи, знакомств.
5. определить семейно-брачные традиции из жизни крестьян.
6. исследовать вопрос семейного воспитания
Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период с 1861 по 1900 гг., то есть время правового и духовного раскрепощения крестьян.
Территориальные рамки исследования определены губерниями Центральной части России, в частности это Курская, Олонецкая, Московская, Псковская и Новгородская губернии.
Историография.
Предметом историографического анализа является крестьянская семья во 2-ой половине XIX веке. Изучению данной проблемы посвящено ряд монографий и десятки научных статей.
В литературе по данной проблеме можно выделить следующие этапы:
- советский
- постсоветский
Например, Дружинин Н.М., изучает непростые социальноэкономические процессы, которые оказывали влияние на жизнь крестьян европейских губерний в первые два десятка лет после отмены крепостничества. Автор также так же дает анализ двойственному влиянию аграрных реформ 60-х гг. XIX в.: с одной стороны, он отмечает повышение работоспособности крестьян, возникновение отдельных очагов капиталистического хозяйства и т.д.; другая сторона иллюстрирует нескончаемое сокращение крестьянских наделов, рост денежных повинностей и сохранение феодальных пережитков, она приводит к настоящему массовому обеднению крестьян, закрепив к тому же старые системы земледелия и устарелую технику ведения сельского хозяйства.
Бесповоротными итогами этих процессов и явлений были разложение крестьянства как феодального класса и социально-политический кризис.
Литвак Б.Г. в своей работе анализирует огромный фактический материал: уставные грамоты, выкупные акты по губерниям Центрального района России (Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская губернии). Автор характеризует состояние деревни до и после реформы.
Позднее жизнь крестьян начинает изучаться более многопланово. Историки берутся за исследование духовной и бытовой сторон жизни сельских обывателей. Особое место здесь занимает работа Громыко М.М.
Работа историка и этнографа Марии Михайловны имеет большое значение в рассматриваемой проблематике. Источниковую базу труда составляли крестьянские прошения и письма, архивные данные, решения общинных сходок, описания современников и др. Монография представляет из
себя емкое научное исследование по крестьянской повседневности, так как включает в себя разные аспекты жизни крестьянской семьи: бытовая сторона, социальная, духовная.
Следует также подчеркнуть, что в этой работе в некотором роде складывается подход к исследованию вопроса повседневной жизни крестьян в целом, а в частном, к изучению повседневности женщины-крестьянки. Такой гендерный подход прослеживается во всех главах этого исследования, в частности посвященных социальным отношениям в семье, празднествам, положению молодежи.
В постсоветский период наблюдается отход от узких в своих направлениях исследований по этнографии, возникают новые направления в науке, такие как социально-психологические, а также разрабатываются новые подходы и методы осознания прошедших эпох. Ведущее место в новой отечественной истории начинает занимать антропологическая история, в центре которой находятся сами люди.
Подвергся изменениям и предмет исследования историков. Внимание стало сосредотачиваться на мало задеваемых прежде сферах жизни крестьян: мировосприятие, мотивы поведения, социальная психология и др.
Учитывая тот факт, что «повседневность» охватывает многие аспекты жизни, в обзор историографии постсоветского периода входят работы по разным проблемам.
Проблемы семьи и быта освещены в исследованиях Даньшиной А.А. , Мухиной З.З. Даньшина в своей работе смогла охарактеризовать представления крестьян о семье, о статусе домохозяина в семье, о положении в семье родителей и детей, а также супругов. Ею был выявлен двойственный характер семейных взаимоотношений: устойчивость понятий о семейных традициях и неких представлений о семье подрывал начавшийся кризис патриархальной семьи.
Безгин В.Б. в своей работе дает емкий обзор всем сторонам
крестьянской жизни второй половины XIX века. В своей монографии он анализирует состояние крестьянских традиций, обычаев в пост реформенное время. В опубликованной работе исследованы стороны хозяйственной жизни, традиций духовных, сельского уклада, воззрений правовых,
Монография Мухиной З.З. представляет из себя емкую исследовательскую работу по семейному быту крестьян в пореформенное время в Курской губернии.
В другой научной статье Мухиной З.З. рассматриваются проблемы разводов в крестьянских семьях во второй половине XIX века, данные по статистике разводов, причинах расторжения браков, представлениях крестьян об этом процессе представлены на основе материалов и этнографических данных, собранных информаторами Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева.
о
Женскую сторону крестьянской жизни изучали Дружинников А.А, Куренкова Ю.О. , Мухина З.З. , Мухина З.З., Пушкарева Н.Л. Авторы этих научных работ определяют роль женщины в крестьянской семье, подчеркивают, насколько на самом деле важным и значимым было ее положение.
Социальную психологию крестьян раскрыли следующие авторы исследований. Фурсов В.Н. , Перепелицын А.В., Плотникова Л.И.
Исследователи провели анализ влияния великой реформы на социальную психологию крестьянства, определили вид и уклон случившихся перемен.
Для решения отдельных задач исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, обобщения, принцип историзма. Мы постарались рассмотреть определенные процессы и явления как взаимосвязанные и меняющиеся во времени, определить некоторые закономерности в истории развития крестьянской семьи на протяжении определенного периода времени.
Источниковая база исследования позволяет расширить сформировавшиеся представления о происходящих явлениях, процессах, которые имели место быть в повседневной жизни крестьян в пореформенное время. Все выявленные источники условно можно разделить на три группы: 1) опубликованные; 2) материалы этнографических экспедиций; 3) источники личного происхождения.
К первой группе источников относится издание под редакцией Соколовского А. З. , в которой опубликованы постановления о брачном союзе. В предисловии автор изъясняется, что каждый должен знать свои правах прежде, чем начинать делопроизводственный процесс в отношении членов семьи.
В группу материалов этнографических экспедиций относятся два издания (Т.6 . и Т.4 .), которые представляют из себя публикации уникальных материалов архивного фонда «Этнографического бюро» кн. Тенишева В.Н., которые характеризуют быт и нравы русских крестьян шести губерний Европейской России. Повседневная жизнь крестьян в этих документах представлена в материальном, духовном, в языковом и географическом аспектах. Само по себе бюро представляло из себя коммерческое предприятие, состоящее из заведующего. - этнографа Чарушина А. и его сотрудников. Сам кн. Тенишев В. Н. был главным научным руководителем и вдохновителем всего предприятия.
Сведения о жизни крестьян поступали в бюро от его внештатных сотрудников, которых называли «корреспонденты». Это могли быть учителя, студенты, священники, фельдшеры. Они присылали собранные материалы в бюро сотрудникам, где записи редактировались и перепечатывались машинистами.
К источникам личного происхождения относится труд исследователя, практика, общественного деятеля А. Н. Энгельгардта , который представляет из себя очерк, который состоит из двенадцати общественно-значимых писем «Из деревни». Эти письма - свидетельство того, как на самом деле выглядела жизнь в деревне в контексте реализованных реформ, с ее резкими противоречиями и переплетенными проблемами. Представленная ситуация в письмах вызывала тогда и вызывает сейчас доверие, потому что сам автор изложенного был непосредственным свидетелем, участником жизни деревенской - сельским хозяином, который вкладывал все свои знания, организаторские способности в свое дело.
В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Испокон веков в истории России крестьянство представляло из себя наиболее многочисленное сословие. Его ключевой единицей, организующим началом многих аспектов духовной жизни крестьян являлась семья. И для того, чтобы пролить свет на то, какие изменения происходили в крестьянском мире и происходили ли вообще после отмены крепостничества, необходимо заглянуть вглубь этого института. Являясь первичным и ключевым производственным коллективом, семья не только воспитывала детей и вела хозяйство. Она была хранителем коллективного опыта своих предков и давних традиций, которые связывали человека с окружающим миром. Семью даже называли в православии «малой церковью», потому что она призывала каждого своего члена соблюдать основы христианской жизни. Семья - это один важнейших институтов общества. Являясь ячейкой общества, она оказывает своими функциями и развитием влияние на всю историю общества.
Только в XIX в. стало возможным осветить, какие типы семей существовали в связи с появлением достаточного количества массовых документов, где подробно можно было изучить сведения о подворном крестьянском хозяйстве, а также о многообразии и развитии семейных коллективов.
О России в XIX в. Мы можем говорить, как о стране преимущественно аграрной, в ней преобладало крестьянское население, положение которого влияло на уклад жизни русского народа в целом.
Семейные отношения определял труд. И потому для крестьян образование семьи и продолжение рода являлись наиважнейшими целями.
Традиции минувших поколений живы до сих пор, так как приставляют из себя неотъемлемую части жизни русской деревни, а потому и для современной историографии эта тема исследования является актуальной.
Объект исследования - Жизнь и быт крестьян во 2-ой половины XIX века.
Предмет исследования - крестьянская семья во второй половине XIX
века.
Цель - изучение трансформации внутрисемейной повседневной жизни русских крестьян Центрального района России.
Задачи:
1. определить влияние реформ 60-80-х гг. XIX в. на традиции крестьянской семьи, ее устои;
2. проанализировать изменения внутрисемейной крестьянской иерархии в новых социально-экономических условиях;
3. разобраться, каково было положение женщины в семье
4. на основе этнографических источников и научной литературы выявить обстоятельства сплочения молодежи, знакомств.
5. определить семейно-брачные традиции из жизни крестьян.
6. исследовать вопрос семейного воспитания
Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период с 1861 по 1900 гг., то есть время правового и духовного раскрепощения крестьян.
Территориальные рамки исследования определены губерниями Центральной части России, в частности это Курская, Олонецкая, Московская, Псковская и Новгородская губернии.
Историография.
Предметом историографического анализа является крестьянская семья во 2-ой половине XIX веке. Изучению данной проблемы посвящено ряд монографий и десятки научных статей.
В литературе по данной проблеме можно выделить следующие этапы:
- советский
- постсоветский
Например, Дружинин Н.М., изучает непростые социальноэкономические процессы, которые оказывали влияние на жизнь крестьян европейских губерний в первые два десятка лет после отмены крепостничества. Автор также так же дает анализ двойственному влиянию аграрных реформ 60-х гг. XIX в.: с одной стороны, он отмечает повышение работоспособности крестьян, возникновение отдельных очагов капиталистического хозяйства и т.д.; другая сторона иллюстрирует нескончаемое сокращение крестьянских наделов, рост денежных повинностей и сохранение феодальных пережитков, она приводит к настоящему массовому обеднению крестьян, закрепив к тому же старые системы земледелия и устарелую технику ведения сельского хозяйства.
Бесповоротными итогами этих процессов и явлений были разложение крестьянства как феодального класса и социально-политический кризис.
Литвак Б.Г. в своей работе анализирует огромный фактический материал: уставные грамоты, выкупные акты по губерниям Центрального района России (Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская и Тульская губернии). Автор характеризует состояние деревни до и после реформы.
Позднее жизнь крестьян начинает изучаться более многопланово. Историки берутся за исследование духовной и бытовой сторон жизни сельских обывателей. Особое место здесь занимает работа Громыко М.М.
Работа историка и этнографа Марии Михайловны имеет большое значение в рассматриваемой проблематике. Источниковую базу труда составляли крестьянские прошения и письма, архивные данные, решения общинных сходок, описания современников и др. Монография представляет из
себя емкое научное исследование по крестьянской повседневности, так как включает в себя разные аспекты жизни крестьянской семьи: бытовая сторона, социальная, духовная.
Следует также подчеркнуть, что в этой работе в некотором роде складывается подход к исследованию вопроса повседневной жизни крестьян в целом, а в частном, к изучению повседневности женщины-крестьянки. Такой гендерный подход прослеживается во всех главах этого исследования, в частности посвященных социальным отношениям в семье, празднествам, положению молодежи.
В постсоветский период наблюдается отход от узких в своих направлениях исследований по этнографии, возникают новые направления в науке, такие как социально-психологические, а также разрабатываются новые подходы и методы осознания прошедших эпох. Ведущее место в новой отечественной истории начинает занимать антропологическая история, в центре которой находятся сами люди.
Подвергся изменениям и предмет исследования историков. Внимание стало сосредотачиваться на мало задеваемых прежде сферах жизни крестьян: мировосприятие, мотивы поведения, социальная психология и др.
Учитывая тот факт, что «повседневность» охватывает многие аспекты жизни, в обзор историографии постсоветского периода входят работы по разным проблемам.
Проблемы семьи и быта освещены в исследованиях Даньшиной А.А. , Мухиной З.З. Даньшина в своей работе смогла охарактеризовать представления крестьян о семье, о статусе домохозяина в семье, о положении в семье родителей и детей, а также супругов. Ею был выявлен двойственный характер семейных взаимоотношений: устойчивость понятий о семейных традициях и неких представлений о семье подрывал начавшийся кризис патриархальной семьи.
Безгин В.Б. в своей работе дает емкий обзор всем сторонам
крестьянской жизни второй половины XIX века. В своей монографии он анализирует состояние крестьянских традиций, обычаев в пост реформенное время. В опубликованной работе исследованы стороны хозяйственной жизни, традиций духовных, сельского уклада, воззрений правовых,
Монография Мухиной З.З. представляет из себя емкую исследовательскую работу по семейному быту крестьян в пореформенное время в Курской губернии.
В другой научной статье Мухиной З.З. рассматриваются проблемы разводов в крестьянских семьях во второй половине XIX века, данные по статистике разводов, причинах расторжения браков, представлениях крестьян об этом процессе представлены на основе материалов и этнографических данных, собранных информаторами Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева.
о
Женскую сторону крестьянской жизни изучали Дружинников А.А, Куренкова Ю.О. , Мухина З.З. , Мухина З.З., Пушкарева Н.Л. Авторы этих научных работ определяют роль женщины в крестьянской семье, подчеркивают, насколько на самом деле важным и значимым было ее положение.
Социальную психологию крестьян раскрыли следующие авторы исследований. Фурсов В.Н. , Перепелицын А.В., Плотникова Л.И.
Исследователи провели анализ влияния великой реформы на социальную психологию крестьянства, определили вид и уклон случившихся перемен.
Для решения отдельных задач исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, обобщения, принцип историзма. Мы постарались рассмотреть определенные процессы и явления как взаимосвязанные и меняющиеся во времени, определить некоторые закономерности в истории развития крестьянской семьи на протяжении определенного периода времени.
Источниковая база исследования позволяет расширить сформировавшиеся представления о происходящих явлениях, процессах, которые имели место быть в повседневной жизни крестьян в пореформенное время. Все выявленные источники условно можно разделить на три группы: 1) опубликованные; 2) материалы этнографических экспедиций; 3) источники личного происхождения.
К первой группе источников относится издание под редакцией Соколовского А. З. , в которой опубликованы постановления о брачном союзе. В предисловии автор изъясняется, что каждый должен знать свои правах прежде, чем начинать делопроизводственный процесс в отношении членов семьи.
В группу материалов этнографических экспедиций относятся два издания (Т.6 . и Т.4 .), которые представляют из себя публикации уникальных материалов архивного фонда «Этнографического бюро» кн. Тенишева В.Н., которые характеризуют быт и нравы русских крестьян шести губерний Европейской России. Повседневная жизнь крестьян в этих документах представлена в материальном, духовном, в языковом и географическом аспектах. Само по себе бюро представляло из себя коммерческое предприятие, состоящее из заведующего. - этнографа Чарушина А. и его сотрудников. Сам кн. Тенишев В. Н. был главным научным руководителем и вдохновителем всего предприятия.
Сведения о жизни крестьян поступали в бюро от его внештатных сотрудников, которых называли «корреспонденты». Это могли быть учителя, студенты, священники, фельдшеры. Они присылали собранные материалы в бюро сотрудникам, где записи редактировались и перепечатывались машинистами.
К источникам личного происхождения относится труд исследователя, практика, общественного деятеля А. Н. Энгельгардта , который представляет из себя очерк, который состоит из двенадцати общественно-значимых писем «Из деревни». Эти письма - свидетельство того, как на самом деле выглядела жизнь в деревне в контексте реализованных реформ, с ее резкими противоречиями и переплетенными проблемами. Представленная ситуация в письмах вызывала тогда и вызывает сейчас доверие, потому что сам автор изложенного был непосредственным свидетелем, участником жизни деревенской - сельским хозяином, который вкладывал все свои знания, организаторские способности в свое дело.
В соответствии с целью и задачами, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Основой всей жизни крестьян была семья. В глазах крестьян она являла собой благосостояние, потому как выполняла ряд функций - передача опыта и знаний, традиций и культуры другим поколениям, ведение хозяйства и многое другое. В силу того, что семейные отношения крестьян определял труд, то для каждого из крестьян было целью вступить в брак и обзавестись детьми. Реформы 60-80-х гг. XIX в.: отмена крепостничества, развитие товароденежных отношений, владение крестьянами за выкупом собственной землей, развитие капиталистических отношений, рост индивидуализма, новых воззрений и др. внесли непоправимую лепту в крестьянский быт. Все это должным образом оказало влияние и даже пошатнуло патриархальный уклад жизни.
Вследствие чего большие составные семьи, объединенные общим хозяйством, территорией, стали распадаться на более мелкие. Главные причины их коренятся в общем упадке семейных основ, плодом которых являются своеволие и разнузданность всех членов семьи от "мала до велика". Таким образом, и само крестьянство высматривало причину семейных раздоров в упадке нравственности и благопристойности молодого поколения.
С замечаемым в изучаемое время повсеместным распадением крестьянского рода и раздробления больших семей на самостоятельные и более мелкие, — родственная связь между отдельными родственниками, хотя и не утратила всего своего значения, во всяком случае, ослабела, стала играть менее видную роль в современной крестьянской жизни .
Для настоящих процессов характерны понятия «раздел» и «выдел». «Раздел» обозначал деление семьи на несколько частных и мелких. «Выдел» из семьи обозначал отделение от составной большой семьи лишь одной семьи или, быть может, одного из членов.
В целом крестьяне продолжали следовать своим традициям и в семейной крестьянской иерархии проявлялся принцип покровительства старшим. В каждом роду был "большак", как правило самый старший среди своих родных (это мог быть дед, отец или старший сын престарелых родителей). Все решения зависели только от него, хотя он мог прибегнуть к мнениям и других членов семьи. "Большой" был ответственный за весь производственный и хозяйственный процесс своего рода. А значит, он даже назначал сроки на исполнение каких-либо работ. Он накануне нового дня распределял обязанности, которые беспрекословно должны были все исполнять.
Главный в семье поступал очень сурово и придирчиво со всеми. Мог отругать за мелкие проступки или за лень. "Большак" отвечал за отбывание мирских повинностей, распоряжался общим кошельком, заключал все сделки, мог отдавать своих детей в найм, без их на то согласия и др. То есть это у "большака" было самое высокое положение во дворе. За ведением домашнего хозяйства отвечала "большуха". Она назначала всем невесткам работы по хозяйству, за ней была ответственность за сохранность всех продуктов, установка очереди по готовке пищи, шитью одежды, уборке дома и др. Она смотрела за качеством выполнения хозяйственных и домашних работ. Ниже по статусу был старший сын «большухи» и «большака», которого возвеличивали среди других, обращаясь к нему имени и отчеству.
Если рассматривать положение женщины в крестьянской семье, с точки зрения ее прав, оно расценивалось как второстепенное. Мужчина распоряжался ею, назначал ей работы и т.д. Порой советовался муж с женщиной (обычно это бывало в семьях, где не было ссор). Женщина никогда не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужик, в свою очередь, не лез в «бабьи».
Согласно традициям, крестьяне истинным полновластным хозяином дома считали мужика. Хотя на бабе лежало не мало дел. Она заведовала всем хозяйством, как мать, она занимала почетное положение, была ответственная за воспитание детей, за одевание всех членов семьи, за приготовление пищи, за сохранность продуктов, за уход за скотом, за уборку жилища и др.
В отношении девиц в рассматриваемое время редко заключались браки по принуждению. Тем не менее заметим, что дочери всегда должны были считаться волей-неволей с согласием или несогласием родителей на их замужество, потому как до замужества они находились под властью главы семьи - отца или брата.
Но примечательно отметить изменившееся положение дочери-вдовы, которая после смерти мужа приобретала свободу, она самостоятельно решала, где ей оставаться жить. Хотя чаще всего вдовы возвращались в родительский дом, где получали поддержу, но их считали такими же работницами, так же, как и другим назначали работу.
Если же обобщить все права и обязанности замужних женщин, то они ничем существенным не отличались от незамужних, разве только, что незамужние девицы имели меньшую свободу в сравнении с замужними и вдовами.
Пора взросления молодежи наступала в разное время. В Олонецкой губернии парня в 17 лет уже называли «холостягой», на такого девушки уже смотрели с уважением. Девушек в 16-17 лет считают еще чуть ли не детьми и редко выдавали замуж. Больше всего молодежь сближалась на беседах, которые начинались с воздвижения Креста Господня (14 сен) и продолжались до масленицы и на храмовых праздниках. Беседы собирались у каждой девицы, достигшей 16-ти лет, так как этот возраст, как правило, служил началом «девочения». На беседах молодёжь присматривала себе спутников жизни, а потому девушки приходили разодетые, с Покрова ходили с прялками, по всей видимости, показывали свои умения.
Следует отметить некоторые изменения, произошедшие в пореформенное время в среде молодежи. В частности, этнографы отмечают, что молодежь заискивала новые городские привычки из города: «здорование за руку», употребление в речах типичных «городских» словечек, что несказанно сказывалось на поэтапном развале крестьянских устоев.
Что касается брака, то он для каждого из крестьян представлял главный этап в их жизни. Прежде всего, он был обусловлен хозяйственным фактором - создание союза ради поддержания ведения хозяйства. В среднем, молодежь вступала в союзы до двадцати лет. Если по каким-либо причинам «засиживались», то было сложнее найти уже себе избранника или избранницу.
Выбирая себе жену, крестьянин прежде всего смотрел на такие качества как: целомудрие, хозяйственность, ум, сила, статус. Целомудрие крестьянки играло ключевую роль при выборе в жены, с точки зрения нравственной стороны. К концу столетия заметна тенденция проявления собственного желания молодого жениться на определенной девушке, то есть без наказов и приказов родителей, а с из благословения. Хотя и бывали изредка случаи, когда полюбовавшиеся друг другу молодые тайком женились, против воли родителей. Таковых чаще всего прощали.
Говоря о детстве сельских детишек, редко можно именовать его радостным, потому как они были предоставлены по большей части сами себе и в рассматриваемое время. Если крестьянская семья была многодетная, то за меньшими присматривали старшенькие, учили их тому, что сами знают.
Детей родители рано начинали брать на помощь на хозяйственные работы. Заметим, что историки отмечают, что если и устраивали в приходские школы детишек, то все равно пренебрегали школьным обучением. Всё же ставили хозяйство и уход за ним во главу всего, а потому в конце учебного года классы сильно редели.
Вследствие чего большие составные семьи, объединенные общим хозяйством, территорией, стали распадаться на более мелкие. Главные причины их коренятся в общем упадке семейных основ, плодом которых являются своеволие и разнузданность всех членов семьи от "мала до велика". Таким образом, и само крестьянство высматривало причину семейных раздоров в упадке нравственности и благопристойности молодого поколения.
С замечаемым в изучаемое время повсеместным распадением крестьянского рода и раздробления больших семей на самостоятельные и более мелкие, — родственная связь между отдельными родственниками, хотя и не утратила всего своего значения, во всяком случае, ослабела, стала играть менее видную роль в современной крестьянской жизни .
Для настоящих процессов характерны понятия «раздел» и «выдел». «Раздел» обозначал деление семьи на несколько частных и мелких. «Выдел» из семьи обозначал отделение от составной большой семьи лишь одной семьи или, быть может, одного из членов.
В целом крестьяне продолжали следовать своим традициям и в семейной крестьянской иерархии проявлялся принцип покровительства старшим. В каждом роду был "большак", как правило самый старший среди своих родных (это мог быть дед, отец или старший сын престарелых родителей). Все решения зависели только от него, хотя он мог прибегнуть к мнениям и других членов семьи. "Большой" был ответственный за весь производственный и хозяйственный процесс своего рода. А значит, он даже назначал сроки на исполнение каких-либо работ. Он накануне нового дня распределял обязанности, которые беспрекословно должны были все исполнять.
Главный в семье поступал очень сурово и придирчиво со всеми. Мог отругать за мелкие проступки или за лень. "Большак" отвечал за отбывание мирских повинностей, распоряжался общим кошельком, заключал все сделки, мог отдавать своих детей в найм, без их на то согласия и др. То есть это у "большака" было самое высокое положение во дворе. За ведением домашнего хозяйства отвечала "большуха". Она назначала всем невесткам работы по хозяйству, за ней была ответственность за сохранность всех продуктов, установка очереди по готовке пищи, шитью одежды, уборке дома и др. Она смотрела за качеством выполнения хозяйственных и домашних работ. Ниже по статусу был старший сын «большухи» и «большака», которого возвеличивали среди других, обращаясь к нему имени и отчеству.
Если рассматривать положение женщины в крестьянской семье, с точки зрения ее прав, оно расценивалось как второстепенное. Мужчина распоряжался ею, назначал ей работы и т.д. Порой советовался муж с женщиной (обычно это бывало в семьях, где не было ссор). Женщина никогда не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужик, в свою очередь, не лез в «бабьи».
Согласно традициям, крестьяне истинным полновластным хозяином дома считали мужика. Хотя на бабе лежало не мало дел. Она заведовала всем хозяйством, как мать, она занимала почетное положение, была ответственная за воспитание детей, за одевание всех членов семьи, за приготовление пищи, за сохранность продуктов, за уход за скотом, за уборку жилища и др.
В отношении девиц в рассматриваемое время редко заключались браки по принуждению. Тем не менее заметим, что дочери всегда должны были считаться волей-неволей с согласием или несогласием родителей на их замужество, потому как до замужества они находились под властью главы семьи - отца или брата.
Но примечательно отметить изменившееся положение дочери-вдовы, которая после смерти мужа приобретала свободу, она самостоятельно решала, где ей оставаться жить. Хотя чаще всего вдовы возвращались в родительский дом, где получали поддержу, но их считали такими же работницами, так же, как и другим назначали работу.
Если же обобщить все права и обязанности замужних женщин, то они ничем существенным не отличались от незамужних, разве только, что незамужние девицы имели меньшую свободу в сравнении с замужними и вдовами.
Пора взросления молодежи наступала в разное время. В Олонецкой губернии парня в 17 лет уже называли «холостягой», на такого девушки уже смотрели с уважением. Девушек в 16-17 лет считают еще чуть ли не детьми и редко выдавали замуж. Больше всего молодежь сближалась на беседах, которые начинались с воздвижения Креста Господня (14 сен) и продолжались до масленицы и на храмовых праздниках. Беседы собирались у каждой девицы, достигшей 16-ти лет, так как этот возраст, как правило, служил началом «девочения». На беседах молодёжь присматривала себе спутников жизни, а потому девушки приходили разодетые, с Покрова ходили с прялками, по всей видимости, показывали свои умения.
Следует отметить некоторые изменения, произошедшие в пореформенное время в среде молодежи. В частности, этнографы отмечают, что молодежь заискивала новые городские привычки из города: «здорование за руку», употребление в речах типичных «городских» словечек, что несказанно сказывалось на поэтапном развале крестьянских устоев.
Что касается брака, то он для каждого из крестьян представлял главный этап в их жизни. Прежде всего, он был обусловлен хозяйственным фактором - создание союза ради поддержания ведения хозяйства. В среднем, молодежь вступала в союзы до двадцати лет. Если по каким-либо причинам «засиживались», то было сложнее найти уже себе избранника или избранницу.
Выбирая себе жену, крестьянин прежде всего смотрел на такие качества как: целомудрие, хозяйственность, ум, сила, статус. Целомудрие крестьянки играло ключевую роль при выборе в жены, с точки зрения нравственной стороны. К концу столетия заметна тенденция проявления собственного желания молодого жениться на определенной девушке, то есть без наказов и приказов родителей, а с из благословения. Хотя и бывали изредка случаи, когда полюбовавшиеся друг другу молодые тайком женились, против воли родителей. Таковых чаще всего прощали.
Говоря о детстве сельских детишек, редко можно именовать его радостным, потому как они были предоставлены по большей части сами себе и в рассматриваемое время. Если крестьянская семья была многодетная, то за меньшими присматривали старшенькие, учили их тому, что сами знают.
Детей родители рано начинали брать на помощь на хозяйственные работы. Заметим, что историки отмечают, что если и устраивали в приходские школы детишек, то все равно пренебрегали школьным обучением. Всё же ставили хозяйство и уход за ним во главу всего, а потому в конце учебного года классы сильно редели.



