ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОШ
|
Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1 Понятие и свойства лингвострановедческого аспекта и культуры.... 8
1.2 Лингвострановедение как один из основополагающих аспектов
содержания обучения иностранному языку в СОШ 12
1.3 Лингвострановедческий аспект как инструмент мотивации к
изучению иностранного языка 18
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 27
2.1 Анализ УМК «Звездный английский» на предмет использования
лингвострановедческого аспекта 27
2.2 Разработка серии уроков, направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 31
2.3 Исследование эффективности разработанных уроков на практике ..42
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Библиография
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1 Понятие и свойства лингвострановедческого аспекта и культуры.... 8
1.2 Лингвострановедение как один из основополагающих аспектов
содержания обучения иностранному языку в СОШ 12
1.3 Лингвострановедческий аспект как инструмент мотивации к
изучению иностранного языка 18
Выводы по главе I 25
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 27
2.1 Анализ УМК «Звездный английский» на предмет использования
лингвострановедческого аспекта 27
2.2 Разработка серии уроков, направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 31
2.3 Исследование эффективности разработанных уроков на практике ..42
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Библиография
Приложение
На сегодняшний день изучение иностранного языка становится все более актуальным, возрастает требование в овладении иностранным языком как средством коммуникации, социальных взаимоотношений. Огромную значимость завоевывают компоненты лингвострановедения (ЛС), которые включены в программу обучения иностранному языку в школе.
В ранних случаях, когда информация о стране изучаемого языка сопровождала курс иностранного языка только лишь как примечание при изучении того или иного материала, то на сегодняшний день лингвострановедческий аспект (ЛСА) вынужден стать обязательным элементом уроков иностранного языка. Т.е. все больше чувствуется необходимость обучать не только языку, но и тому, что «лежит за ним» - культуре страны изучаемого языка. Применение ЛСА усиливает мотивацию учеников, что является неотъемлемой частью изучения языка в стенах школы, т.к. само общение на иностранном языке не сопровождается нахождением в языковой среде. Сильнейшей мотивацией к изучению иностранного языка является чувство стремления к углублению своего общего развития. Значит, в школе учебный предмет является сильнейшим инструментом приобщения учащихся «к духовной культуре других народов» [8, с. 3].
Фактически, ЛСА ориентирован на достижение основных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение коммуникации. Обеспечить подготовку учащихся к общению на иностранном языке, создать коммуникативную способность без привития им норм соответствующего речевого поведения и в отрыве от знаний ими неосуществимо. Это устанавливает важность и актуальность проблем, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в школе. Так как основополагающим предметом является не страна, а фоновое знание носителей языка, их невербальное поведение в процессе коммуникации, в обобщенном виде их культура, то обоснованно было бы ввести социокультурный компонент обучения иностранному языку (ИЯ), на основе которого учащиеся формировали бы знания о реалиях и традициях страны, подключались бы к диалогу культур, знакомились с достижением национальной культуры в эволюции человеческой культуры. Именно это определяет актуальность данного исследования.
Итак, проблема формирования лингвострановедческой компетенции в учебном процессе заключается в том, что в процессе обучения повышается не только коммуникативная компетентность учащихся, но и расширяется разнообразие предметно-содержательного плана, повышая тем самым интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Несмотря на то, что этот аспект появился сравнительно недавно - в 90-х годах, данный аспект достаточно хорошо изучен. Исследования в области лингвострановедения проводились преимущественно В.Г. Костомаровым и Е. М. Верещагиным, а также В. А. Масловым, В. П. Фурмановым, Г. Д. Томахиным и другими. Если говорить о формировании лингвострановедческой компетенции, то здесь необходимо изучить труды таких известных ученых, методистов и практикующих учителей, как: И.А. Мякишева, Г.Д. Томахин, Г.С. Синкевич, С.М. Кащук О.В. Кудравец А.А. Моргулев С.В. Перкас Т.А. Потапенко и др.
В нашей выпускной квалификационной работе мы рассмотрим проблему, которая позволит нам определить то, насколько эффективно формирование лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучению иностранному языку.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс формирования ЛСК (лингвострановедческой компетенции).
Предметом данного исследования стали методы и приёмы формирования лингвострановедческой компетенции на средней ступени обучения английскому языку.
Цель данной работы: раскрытие содержания и специфики формирования лингвострановедческой компетенции, разработка серии уроков
Для того, чтобы достичь этой цели, нами были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «лингвострановедческая компетенция»;
2. Рассмотреть специфику формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе образования;
3. Провести исследование на предмет наличия лингвострановедческой информации в учебно-методический комплекс (УМК) для средних школ;
4. Разработать серию уроков, направленных на практическую работу в ЛСК и применить их на практике.
В процессе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
2. Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент;
3. Эмпирический: изучение продуктов деятельности студентов, беседы.
Гипотеза нашей работы - создание учебных аспектов обучения, способствующих формированию у учащихся интереса к овладению речевых навыков.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в СОШ до сих пор еще не становилось объектом целенаправленного лингводидактического исследования. Между тем, учет формирования лингвострановедческой компетенции учащихся сущностно необходим как при определении конечных целей обучения языку в условиях СОШ, так и при разработке новых стратегий и тактик обучения.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что результат данного исследования вносит определенный вклад в разработку общетеоретических вопросов по формированию лингвострановедческой компетенции на уроках ИЯ в СОШ, а также в разработке конкретных заданий с целью формирования ЛСК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могу найти применение на уроках английского языка, в области лингвострановедения, методологии и тестологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников из 50 наименований и 11 приложений. В тексте работы содержится 2 рисунка и 3 таблицы.
В ранних случаях, когда информация о стране изучаемого языка сопровождала курс иностранного языка только лишь как примечание при изучении того или иного материала, то на сегодняшний день лингвострановедческий аспект (ЛСА) вынужден стать обязательным элементом уроков иностранного языка. Т.е. все больше чувствуется необходимость обучать не только языку, но и тому, что «лежит за ним» - культуре страны изучаемого языка. Применение ЛСА усиливает мотивацию учеников, что является неотъемлемой частью изучения языка в стенах школы, т.к. само общение на иностранном языке не сопровождается нахождением в языковой среде. Сильнейшей мотивацией к изучению иностранного языка является чувство стремления к углублению своего общего развития. Значит, в школе учебный предмет является сильнейшим инструментом приобщения учащихся «к духовной культуре других народов» [8, с. 3].
Фактически, ЛСА ориентирован на достижение основных целей обучения иностранному языку, а именно, на обучение коммуникации. Обеспечить подготовку учащихся к общению на иностранном языке, создать коммуникативную способность без привития им норм соответствующего речевого поведения и в отрыве от знаний ими неосуществимо. Это устанавливает важность и актуальность проблем, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в школе. Так как основополагающим предметом является не страна, а фоновое знание носителей языка, их невербальное поведение в процессе коммуникации, в обобщенном виде их культура, то обоснованно было бы ввести социокультурный компонент обучения иностранному языку (ИЯ), на основе которого учащиеся формировали бы знания о реалиях и традициях страны, подключались бы к диалогу культур, знакомились с достижением национальной культуры в эволюции человеческой культуры. Именно это определяет актуальность данного исследования.
Итак, проблема формирования лингвострановедческой компетенции в учебном процессе заключается в том, что в процессе обучения повышается не только коммуникативная компетентность учащихся, но и расширяется разнообразие предметно-содержательного плана, повышая тем самым интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Несмотря на то, что этот аспект появился сравнительно недавно - в 90-х годах, данный аспект достаточно хорошо изучен. Исследования в области лингвострановедения проводились преимущественно В.Г. Костомаровым и Е. М. Верещагиным, а также В. А. Масловым, В. П. Фурмановым, Г. Д. Томахиным и другими. Если говорить о формировании лингвострановедческой компетенции, то здесь необходимо изучить труды таких известных ученых, методистов и практикующих учителей, как: И.А. Мякишева, Г.Д. Томахин, Г.С. Синкевич, С.М. Кащук О.В. Кудравец А.А. Моргулев С.В. Перкас Т.А. Потапенко и др.
В нашей выпускной квалификационной работе мы рассмотрим проблему, которая позволит нам определить то, насколько эффективно формирование лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучению иностранному языку.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс формирования ЛСК (лингвострановедческой компетенции).
Предметом данного исследования стали методы и приёмы формирования лингвострановедческой компетенции на средней ступени обучения английскому языку.
Цель данной работы: раскрытие содержания и специфики формирования лингвострановедческой компетенции, разработка серии уроков
Для того, чтобы достичь этой цели, нами были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «лингвострановедческая компетенция»;
2. Рассмотреть специфику формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе образования;
3. Провести исследование на предмет наличия лингвострановедческой информации в учебно-методический комплекс (УМК) для средних школ;
4. Разработать серию уроков, направленных на практическую работу в ЛСК и применить их на практике.
В процессе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
2. Экспериментально-теоретический: педагогический эксперимент;
3. Эмпирический: изучение продуктов деятельности студентов, беседы.
Гипотеза нашей работы - создание учебных аспектов обучения, способствующих формированию у учащихся интереса к овладению речевых навыков.
Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что формирование лингвострановедческой компетенции учащихся в СОШ до сих пор еще не становилось объектом целенаправленного лингводидактического исследования. Между тем, учет формирования лингвострановедческой компетенции учащихся сущностно необходим как при определении конечных целей обучения языку в условиях СОШ, так и при разработке новых стратегий и тактик обучения.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что результат данного исследования вносит определенный вклад в разработку общетеоретических вопросов по формированию лингвострановедческой компетенции на уроках ИЯ в СОШ, а также в разработке конкретных заданий с целью формирования ЛСК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могу найти применение на уроках английского языка, в области лингвострановедения, методологии и тестологии.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников из 50 наименований и 11 приложений. В тексте работы содержится 2 рисунка и 3 таблицы.
В современном обществе растет потребность в изучении английского языка, поскольку он является одним из наиболее важных средств общения. Стремление к коммуникативной компетентности как конечный результат обучения подразумевает не только владение иноязычными техниками, но и усвоение колоссальной неязыковой информации, способствующей адекватному обучению и взаимопониманию. Итак, у учащихся должны присутствовать определенные знания о культуре страны изучаемого языка.
Таким образом, в соответствии с современными целями и задачами обучения, основным приоритетам обучения является формирование лингвострановедческой компетенции, которая включает в себя знания языка, фоновой и неэквивалентной лексики, невербальных средств общения, что позволяет полностью обеспечить межкультурное общение.
Проанализировав ряд источников по изучаемой проблеме, мы пришли к выводу, что одним из способов реализации данных задач является лингвострановедческий подход, который сочетает в себе обучение языку, а с другой стороны - предоставляет определенную информацию о стране изучаемого языка. В ходе реализации указанного подхода на уроках иностранного языка обеспечивается развитие и формирование лингвострановедческой компетенции в процессе межкультурной коммуникации.
Созданные фрагменты уроков показывают практические приемы и приемы формирования ЛСК, которые могут быть использованы в преподавании ИЯ.
Более того, нами было отмечено, что интерес студентов к ознакомлению с информацией о жизни и культуре других стран возрастает. Этот факт подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что введение в учебный процесс требует иного подхода к обучению с использованием ядерного оружия, повышает интерес учащихся к овладению и помогает формировать речевые навыки.
Итак, в нашей выпускной квалификационной работе были решены задачи по раскрытию сути понятия «лингвострановедческая компетенция»; рассмотрены особенности формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения; было проведено исследование на предмет наличия лингвострановедческой информации в УМК для средних школ; разработана и апробирована серия фрагментов уроков, нацеленных на формирование ЛСК.
С методической точки зрения, занятия с элементами лингвострановедения имеют твердую перспективу отойти от ставшей традиционной лекционной формы на русском языке и проходить на языке изучаемом. На среднем этапе обучения в СОШ представляются рациональными такие виды работы, как совместное или внеклассное чтение коротких текстов по теме, соответствующих уровню учащихся, небольшие самостоятельные доклады на языке, практика самостоятельного поиска и анализа информации в интернете. Приобретая таким образом интерактивность, занятия по лингвострановедению становятся комплексными, дополняют и обогащают практические занятия по языку, активно развивают речевую деятельность и помогают формировать переводческие навыки.
Таким образом, в соответствии с современными целями и задачами обучения, основным приоритетам обучения является формирование лингвострановедческой компетенции, которая включает в себя знания языка, фоновой и неэквивалентной лексики, невербальных средств общения, что позволяет полностью обеспечить межкультурное общение.
Проанализировав ряд источников по изучаемой проблеме, мы пришли к выводу, что одним из способов реализации данных задач является лингвострановедческий подход, который сочетает в себе обучение языку, а с другой стороны - предоставляет определенную информацию о стране изучаемого языка. В ходе реализации указанного подхода на уроках иностранного языка обеспечивается развитие и формирование лингвострановедческой компетенции в процессе межкультурной коммуникации.
Созданные фрагменты уроков показывают практические приемы и приемы формирования ЛСК, которые могут быть использованы в преподавании ИЯ.
Более того, нами было отмечено, что интерес студентов к ознакомлению с информацией о жизни и культуре других стран возрастает. Этот факт подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что введение в учебный процесс требует иного подхода к обучению с использованием ядерного оружия, повышает интерес учащихся к овладению и помогает формировать речевые навыки.
Итак, в нашей выпускной квалификационной работе были решены задачи по раскрытию сути понятия «лингвострановедческая компетенция»; рассмотрены особенности формирования лингвострановедческой компетенции на среднем этапе обучения; было проведено исследование на предмет наличия лингвострановедческой информации в УМК для средних школ; разработана и апробирована серия фрагментов уроков, нацеленных на формирование ЛСК.
С методической точки зрения, занятия с элементами лингвострановедения имеют твердую перспективу отойти от ставшей традиционной лекционной формы на русском языке и проходить на языке изучаемом. На среднем этапе обучения в СОШ представляются рациональными такие виды работы, как совместное или внеклассное чтение коротких текстов по теме, соответствующих уровню учащихся, небольшие самостоятельные доклады на языке, практика самостоятельного поиска и анализа информации в интернете. Приобретая таким образом интерактивность, занятия по лингвострановедению становятся комплексными, дополняют и обогащают практические занятия по языку, активно развивают речевую деятельность и помогают формировать переводческие навыки.
Подобные работы
- Технологии сотрудничества в обучении чтению на уроках английского языка
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование основ смыслового чтения на уроках иностранного
языка в рамках реализации ФГОС основного общего образования
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социокультурной компетенции у учащихся среднеобразовательной школы в процессе обучения английскому языку (Московский Информационно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Фразеологизмы как основа формирования социокультурной компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных навыков при работе с текстом на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Особенности работы с медиатекстами на уроках английского языка в 8 классе СОШ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



