ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗРАБОТИЦА» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия безработица 11
1.1 Понятие и виды безработицы 11
1.2 Социально-экономические последствия безработицы 22
1.3 Современное состояние рынка труда в РФ 32
Глава 2. Безработица как отдельная проблема в экономическом модуле в курсе обществознания 42
2.1 Место и содержание темы "Безработица" в обществоведческом курсе 42
2.2 Принципы и методы работы с понятиями в рамках темы "Безработица" 54
2.3 Пути социализации школьников на уроке обществознания в процессе изучения темы "Безработица" 66
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Приложение 89
Глава 1. Теоретические аспекты понятия безработица 11
1.1 Понятие и виды безработицы 11
1.2 Социально-экономические последствия безработицы 22
1.3 Современное состояние рынка труда в РФ 32
Глава 2. Безработица как отдельная проблема в экономическом модуле в курсе обществознания 42
2.1 Место и содержание темы "Безработица" в обществоведческом курсе 42
2.2 Принципы и методы работы с понятиями в рамках темы "Безработица" 54
2.3 Пути социализации школьников на уроке обществознания в процессе изучения темы "Безработица" 66
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Приложение 89
Актуальность темы исследования. Возникновение ряда экономических проблем обусловлено совершенствованием системы рыночных структур хозяйствования, изменением особенностей общественных отношений. Вопросы занятости и труда, являясь одними из главных категорий в экономической теории, приобретают особую актуальность на современном этапе функционирования российского общества. Серьезная экономическая проблема, затрагивающая многие страны, в том числе и Российскую Федерацию - безработица. Данная проблема является макроэкономической и влияет на народное хозяйство, в целом, и экономику домохозяйства, в частности. От размахов безработицы зависят такие показатели, как: темпы экономического роста, объем произведенной продукции, реальный ВНП, размеры налоговых отчислений в бюджет и т.д. Это явление имеет социально-экономический характер и влияет на обыденную жизнь населения и социальную стабильность. Поэтому актуальность приобретает вопрос о формировании экономического мышления, грамотности у подрастающего поколения.
Главная цель обществоведческого курса - социализировать подрастающее поколение. Быстрые социальные изменения порождают проблемы, связанные с неадекватными представлениями об экономической сфере, низком уровне экономической культуры молодежи. Перед школой стоит серьезная задача, направленная на развитие активной личности, максимально готовой к меняющимся условиям общественной жизни. Современная парадигма образования обуславливает необходимость формирования таких качеств, как: предприимчивость, индивидуальность, ориентация на повышение уровня благосостояния и успех в трудовой деятельности. Достичь перечисленных качеств личности можно с помощью эффективной экономической социализации школьников. Повысить
результативность данного процесса возможно при условии всестороннего изучения экономических явлений и процессов, одним из которых является безработица.
Объектом исследования является экономическая социализация обучающихся на уроках обществознания.
Предметом исследования является формирование понятия «безработица» как элемент экономической социализации школьников при обучении обществознанию.
Цель исследования: проанализировать и разработать методы
формирования понятия «безработица», оценить эффективность их применения для экономической социализации школьников.
Гипотеза исследования: экономическая социализация школьников будет эффективнее, если:
- Определить сущность и характерные особенности такого социальноэкономического явления, как безработица;
- Систематизировать обществоведческие ресурсы и рассмотреть экономическое содержание учебно-методических комплексов;
- Разработать задания, направленные на формирование экономического мышления и культуры;
- Обеспечить активизацию познавательной деятельности для повышения результативности и качества образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности понятия «безработица»;
2. Выявить место и содержание темы «Безработица» в обществоведческом курсе;
3. Определить методические условия формирования понятия «безработица» на уроках обществознания;
4. Разработать и внедрить в процесс обучения задания, направленные на формирование понятия «безработица» как фактора экономической социализации школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
- философские труды (Гегель Г., Гоббс Т., Джеймс У.);
- экономическая теория (Энгельс Ф., Маркс К., Мальтус Т.Р., Дж. Кейнс);
- нормативные акты (закон «О занятости в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция преподавания дисциплины «Обществознание»);
- труды по активизации познавательной деятельности (Трофимова Е.Д., Погорелова Н.А., Пашнев Б.К.);
- работы по анализу рынка труда в современной России (Золотарева А.Н., Ашуркина А.В., Грузинцева Е.С., Мальцева Д.С., Мутылина К.О.);
- исследования экономической социализации (Журавлева Л.А., Дробышева Т.В.).
Источниковая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Нормативно-правовые акты, которые представлены Законами РФ ,
л
Приказами Министерства образования и науки РФ , Федеральными
государственными образовательными стандартами и Концепцией
-5
преподавания дисциплины «Обществознание» .
2. Учебно-методические комплексы, выбор которых осуществлялся в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год. Для анализа нами были выбраны учебники базового уровня с 5 по 11 класс таких авторов, как: Боголюбов Л.Н. , Бордовский Г.А. , Котова О.А. . Учебник - одно из главных средств,
используемых в процессе обучения. Это не только источник знаний для обучающихся, но и главный компонент подготовки учителя к проведению урока. Поэтому нами было проанализировано содержание темы «Безработица» в разных учебно-методических комплексах.
3. Статистические данные Государственного комитета статистики составили третью группу источников. С помощью таких экономических показателей, как: количество безработных, уровень
п
безработицы граждан от 15 до 27 лет , коэффициент напряженности в
о
субъектах РФ , численность вакантных мест - можно составить реальную картину рынка труда в Российской Федерации.
Степень изученности. Проблема значимости труда для личности и всего общества волновала мыслителей на протяжении всей истории человечества. Значительный вклад в разработку идей о трудовой деятельности и ее влияния на социум внес Т.Гоббс . Ведущим учением в Новое время стала теория общественного договора, поэтому он рассматривал возможность трудиться как право распоряжения личности собственной рабочей силой. В это время популярность приобретает идея о снижении безработицы путем заключения договора с государством о передачи некоторых прав на труд, взамен государственные структуры обязывались защищать другие права человека.
Теоретическое исследование безработицы особую популярность приобретает на рубеже XIX - начале XX веков. В это время экономическая
теория обогатилась разными точками зрения на сущность, причины данного явления. Большой вклад в развитие экономического учения внес К.Маркс , связавший появление безработицы с увеличением населения в государстве и негибкими технологиями производства. Кейнсианская экономическая школа также занималась изучением рынка труда, занятости и безработицы. Дж.Кейнс обосновал причины безработицы, сделав акцент на особенностях рыночного хозяйствования.
Изучением теоретических аспектов данного социально-экономического явления занимаются многие современные отечественные исследователи, так можно выделить работы следующих авторов: Сафрончук М.В. , Костыря А.В. ,Федосьина А.В. . Костыря А.В. в работе «К оценке социальноэкономических последствий безработицы» особое внимание уделяет влиянию исследуемого явления на стабильность общества и образ жизни обычного человека. Волонина Н.А. в статье «Безработица молодежи» оценивает молодежный рынок труда, выявляет последствия отсутствия работы для молодых людей. Изучением влияния безработицы на психоэмоциональную сферу личности занимается Петунова А.С. , она подчеркивает, что отсутствие общественно-полезного труда ведет к стрессовым состояниям и пагубно отражается на криминальной ситуации.
Ряд исследователей: Васильчук А.С , Урусова А.А. и др. дают оценку современному российскому трудовому рынку, они отмечают, что существуют нерешенные проблемы: недостаточный уровень
адаптированности системы образования к требованиям рынка труда, высокий уровень молодежной безработицы, низкая доля занятых в малом бизнесе и т.д. Вопросы, связанные с методическими особенностями формирования экономических понятий у школьников отражены в работах следующих авторов: Трофимова Е.Д. , Погорелова Н.А. , Платонова Н.А. , Боголюбов Л.Н .
Методологическую базу исследования составили методы: историкосравнительный (при рассмотрении вопроса о теоретических аспектах безработицы в разные исторические периоды), качественного и количественного анализа (при исследовании содержания темы «Безработица» в разных учебно-методических комплексах), эмпирический (при тестировании знаний и представлений у школьников), экспериментальный (на трех этапах эксперимента: констатирующем, формирующем и
контрольном).
Научная новизна и теоретическая значимость: проанализирован содержательный компонент в различных учебниках по теме «Безработица»; разработаны задания, формирующие представления о рынке труда, занятости
и безработице; выявлены и экспериментально подтверждены условия формирования понятия «безработица» в процессе обучения обществознанию.
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования может быть использован педагогами при проведении уроков или элективных курсов, в качестве дополнительной подготовки выпускников, сдающих ОГЭ или ЕГЭ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в декабре 2018 года на базе Лицея №159 Советского района г. Казани. В педагогическом эксперименте приняли участие 60 человек - обучающиеся 8 «А» и 8 «Б» классов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении определена актуальность, цель, выдвинута гипотеза и определены задачи. Также рассмотрена степень изученности темы, выявлена методологическая база.
В первой главе рассмотрена сущность безработицы, определены последствия данного явления для общества и личности, рассмотрены особенности современного рынка труда в России.
Вторая глава содержит анализ трех линий учебников по обществознанию, задания, направленные на формирование понятия «безработица», и описание проведенного эксперимента.
В заключении обобщены выводы по главам, подведены итоги исследования.
Главная цель обществоведческого курса - социализировать подрастающее поколение. Быстрые социальные изменения порождают проблемы, связанные с неадекватными представлениями об экономической сфере, низком уровне экономической культуры молодежи. Перед школой стоит серьезная задача, направленная на развитие активной личности, максимально готовой к меняющимся условиям общественной жизни. Современная парадигма образования обуславливает необходимость формирования таких качеств, как: предприимчивость, индивидуальность, ориентация на повышение уровня благосостояния и успех в трудовой деятельности. Достичь перечисленных качеств личности можно с помощью эффективной экономической социализации школьников. Повысить
результативность данного процесса возможно при условии всестороннего изучения экономических явлений и процессов, одним из которых является безработица.
Объектом исследования является экономическая социализация обучающихся на уроках обществознания.
Предметом исследования является формирование понятия «безработица» как элемент экономической социализации школьников при обучении обществознанию.
Цель исследования: проанализировать и разработать методы
формирования понятия «безработица», оценить эффективность их применения для экономической социализации школьников.
Гипотеза исследования: экономическая социализация школьников будет эффективнее, если:
- Определить сущность и характерные особенности такого социальноэкономического явления, как безработица;
- Систематизировать обществоведческие ресурсы и рассмотреть экономическое содержание учебно-методических комплексов;
- Разработать задания, направленные на формирование экономического мышления и культуры;
- Обеспечить активизацию познавательной деятельности для повышения результативности и качества образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности понятия «безработица»;
2. Выявить место и содержание темы «Безработица» в обществоведческом курсе;
3. Определить методические условия формирования понятия «безработица» на уроках обществознания;
4. Разработать и внедрить в процесс обучения задания, направленные на формирование понятия «безработица» как фактора экономической социализации школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
- философские труды (Гегель Г., Гоббс Т., Джеймс У.);
- экономическая теория (Энгельс Ф., Маркс К., Мальтус Т.Р., Дж. Кейнс);
- нормативные акты (закон «О занятости в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция преподавания дисциплины «Обществознание»);
- труды по активизации познавательной деятельности (Трофимова Е.Д., Погорелова Н.А., Пашнев Б.К.);
- работы по анализу рынка труда в современной России (Золотарева А.Н., Ашуркина А.В., Грузинцева Е.С., Мальцева Д.С., Мутылина К.О.);
- исследования экономической социализации (Журавлева Л.А., Дробышева Т.В.).
Источниковая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Нормативно-правовые акты, которые представлены Законами РФ ,
л
Приказами Министерства образования и науки РФ , Федеральными
государственными образовательными стандартами и Концепцией
-5
преподавания дисциплины «Обществознание» .
2. Учебно-методические комплексы, выбор которых осуществлялся в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год. Для анализа нами были выбраны учебники базового уровня с 5 по 11 класс таких авторов, как: Боголюбов Л.Н. , Бордовский Г.А. , Котова О.А. . Учебник - одно из главных средств,
используемых в процессе обучения. Это не только источник знаний для обучающихся, но и главный компонент подготовки учителя к проведению урока. Поэтому нами было проанализировано содержание темы «Безработица» в разных учебно-методических комплексах.
3. Статистические данные Государственного комитета статистики составили третью группу источников. С помощью таких экономических показателей, как: количество безработных, уровень
п
безработицы граждан от 15 до 27 лет , коэффициент напряженности в
о
субъектах РФ , численность вакантных мест - можно составить реальную картину рынка труда в Российской Федерации.
Степень изученности. Проблема значимости труда для личности и всего общества волновала мыслителей на протяжении всей истории человечества. Значительный вклад в разработку идей о трудовой деятельности и ее влияния на социум внес Т.Гоббс . Ведущим учением в Новое время стала теория общественного договора, поэтому он рассматривал возможность трудиться как право распоряжения личности собственной рабочей силой. В это время популярность приобретает идея о снижении безработицы путем заключения договора с государством о передачи некоторых прав на труд, взамен государственные структуры обязывались защищать другие права человека.
Теоретическое исследование безработицы особую популярность приобретает на рубеже XIX - начале XX веков. В это время экономическая
теория обогатилась разными точками зрения на сущность, причины данного явления. Большой вклад в развитие экономического учения внес К.Маркс , связавший появление безработицы с увеличением населения в государстве и негибкими технологиями производства. Кейнсианская экономическая школа также занималась изучением рынка труда, занятости и безработицы. Дж.Кейнс обосновал причины безработицы, сделав акцент на особенностях рыночного хозяйствования.
Изучением теоретических аспектов данного социально-экономического явления занимаются многие современные отечественные исследователи, так можно выделить работы следующих авторов: Сафрончук М.В. , Костыря А.В. ,Федосьина А.В. . Костыря А.В. в работе «К оценке социальноэкономических последствий безработицы» особое внимание уделяет влиянию исследуемого явления на стабильность общества и образ жизни обычного человека. Волонина Н.А. в статье «Безработица молодежи» оценивает молодежный рынок труда, выявляет последствия отсутствия работы для молодых людей. Изучением влияния безработицы на психоэмоциональную сферу личности занимается Петунова А.С. , она подчеркивает, что отсутствие общественно-полезного труда ведет к стрессовым состояниям и пагубно отражается на криминальной ситуации.
Ряд исследователей: Васильчук А.С , Урусова А.А. и др. дают оценку современному российскому трудовому рынку, они отмечают, что существуют нерешенные проблемы: недостаточный уровень
адаптированности системы образования к требованиям рынка труда, высокий уровень молодежной безработицы, низкая доля занятых в малом бизнесе и т.д. Вопросы, связанные с методическими особенностями формирования экономических понятий у школьников отражены в работах следующих авторов: Трофимова Е.Д. , Погорелова Н.А. , Платонова Н.А. , Боголюбов Л.Н .
Методологическую базу исследования составили методы: историкосравнительный (при рассмотрении вопроса о теоретических аспектах безработицы в разные исторические периоды), качественного и количественного анализа (при исследовании содержания темы «Безработица» в разных учебно-методических комплексах), эмпирический (при тестировании знаний и представлений у школьников), экспериментальный (на трех этапах эксперимента: констатирующем, формирующем и
контрольном).
Научная новизна и теоретическая значимость: проанализирован содержательный компонент в различных учебниках по теме «Безработица»; разработаны задания, формирующие представления о рынке труда, занятости
и безработице; выявлены и экспериментально подтверждены условия формирования понятия «безработица» в процессе обучения обществознанию.
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования может быть использован педагогами при проведении уроков или элективных курсов, в качестве дополнительной подготовки выпускников, сдающих ОГЭ или ЕГЭ.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в декабре 2018 года на базе Лицея №159 Советского района г. Казани. В педагогическом эксперименте приняли участие 60 человек - обучающиеся 8 «А» и 8 «Б» классов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении определена актуальность, цель, выдвинута гипотеза и определены задачи. Также рассмотрена степень изученности темы, выявлена методологическая база.
В первой главе рассмотрена сущность безработицы, определены последствия данного явления для общества и личности, рассмотрены особенности современного рынка труда в России.
Вторая глава содержит анализ трех линий учебников по обществознанию, задания, направленные на формирование понятия «безработица», и описание проведенного эксперимента.
В заключении обобщены выводы по главам, подведены итоги исследования.
Проведенное исследование позволяет утверждать об актуальности проблемы экономической социализации, проходящей с использованием разнообразных приемов и методов на уроках обществознания. По завершении настоящего исследования необходимо подчеркнуть основные выводы.
Во-первых, безработица является серьезной экономической проблемой. Воззрения на данное явление трансформировались с развитием человечества. Однако как в зарубежных, так и в отечественных трудах подчеркивается, что безработица имеет целый комплекс негативных последствий, дестабилизирующих систему общественных отношений, ценностей. Безработица - спутник рыночной экономики. Рабочая сила на сегодняшний день - это своеобразный товар на трудовом рынке, при этом работник в любой момент может лишиться рабочего места и пополнить ряды безработных. Исследуемое явление классифицируется по разным признакам: по полу, длительности, фазе делового цикла, форме проявления и т.д. Наиболее освещены в литературе четыре вида безработицы: сезонная, фрикционная, циклическая и структурная.
Во-вторых, важная роль в решении проблемы безработицы отводится государству, которое призвано проводить как активную, так и пассивную политику в сфере занятости. Одно из наиболее эффективных средств - создание новых рабочих мест, привлечение нуждающихся к выполнению общественных работ, переобучение работников, содействие развитию предпринимательской деятельности, которая увеличивает количество рабочих мест. Проанализировав современный российский рынок труда, можно выделить несколько тенденций: увеличение мобильности трудовых ресурсов, низкий уровень адаптированности системы образования к спросу на определенные категории рабочей силы, высокий уровень молодежной безработицы, существование дефицита в определенных профессиях и т.д. Наибольший уровень безработицы наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, а наименьший - в Центральном.
В-третьих, проанализировав три комплекса учебников по обществознанию разных авторов, мы пришли к выводу, что данная тема полно отражается в каждой линейке, различаются лишь временные рамки изучения. Боголюбов Л.Н. и Котова О.А. впервые предлагают изучить тему «Безработица» в 8 классе, Бордовский Г.А. - в 9 классе. Рассмотрение вопроса о государственной политике регулирования занятости выделено в отдельную тему только у Бордовского Г.А. При формировании представлений, знаний о безработице авторы используют нормативно - правовые акты, документы, а также разнообразные задания. Во всех линейках соблюдена логическая связь с ранее изученными темами, в каждом последующем классе представляемая информация и материал расширяются, по сравнению с предыдущими. В учебнике Боголюбова соблюден проблемный метод изложения материала, в конце параграфа подводятся итоги и краткие выводы. Бордовский Г.А. освещает ряд вопросов, которые не упоминаются у других авторов, например - деятельность профсоюзов. В учебных пособиях Котовой О.А. весь материал органично связан с творческими задания и интересными фактами.
В-четвертых, на основе проанализированных учебников, методической литературы мы выявили методы и принципы необходимые для формирования экономического понятия «безработица», а также особенности экономической социализации при работе с обществоведческими терминами. Нами были разработаны задания, направленные на развитие представлений, знаний о исследуемом явлении, а также способствующие повышению поведенческой активности, особенно важной для развития личности с активной гражданской позицией. Целями заданий являлось: формирование представлений и знаний о безработице, ее видах, причинах и последствиях;
развитие экономического и критического мышления, умений анализировать, делать выводы, работать в группе; повышение интереса к экономической сфере общества.
В-пятых, констатирующий этап экспериментального исследования показал, что уровни сформированности понятия «безработица» и поведенческой активности у большинства обучающихся в контрольной и экспериментальной группах находятся на низком уровне. Проведенные диагностические работы в виде тестов позволили выявить поверхностные знания о безработице. Решение предлагаемых заданий вызывало затруднения, особенно трудным оказалось установление причинно - следственных связей. В образовательный процесс экспериментальной группы мы внедрили разработанные задания, отличающиеся творческим и продуктивным характером. Обучение в контрольной группе происходило с помощью стандартных заданий учебника. В результате ученики экспериментальной группы значительно повысили уровень поведенческой активности и сформированность понятия «безработица».
В процессе нашего исследования были решены все поставленные задачи. Мы достигли цели исследования - проанализировали и разработали методы формирования понятия «безработица», оценили эффективность их использования для экономической социализации школьников.
Гипотеза о том, что экономическая социализация будет эффективнее, если разработать и внедрить разноплановые задания, направленные на формирование экономического мышления и культуры, творческой активности и обеспечить активизацию познавательной деятельности для повышения результативности и качества образовательного процесса подтвердилась.
Во-первых, безработица является серьезной экономической проблемой. Воззрения на данное явление трансформировались с развитием человечества. Однако как в зарубежных, так и в отечественных трудах подчеркивается, что безработица имеет целый комплекс негативных последствий, дестабилизирующих систему общественных отношений, ценностей. Безработица - спутник рыночной экономики. Рабочая сила на сегодняшний день - это своеобразный товар на трудовом рынке, при этом работник в любой момент может лишиться рабочего места и пополнить ряды безработных. Исследуемое явление классифицируется по разным признакам: по полу, длительности, фазе делового цикла, форме проявления и т.д. Наиболее освещены в литературе четыре вида безработицы: сезонная, фрикционная, циклическая и структурная.
Во-вторых, важная роль в решении проблемы безработицы отводится государству, которое призвано проводить как активную, так и пассивную политику в сфере занятости. Одно из наиболее эффективных средств - создание новых рабочих мест, привлечение нуждающихся к выполнению общественных работ, переобучение работников, содействие развитию предпринимательской деятельности, которая увеличивает количество рабочих мест. Проанализировав современный российский рынок труда, можно выделить несколько тенденций: увеличение мобильности трудовых ресурсов, низкий уровень адаптированности системы образования к спросу на определенные категории рабочей силы, высокий уровень молодежной безработицы, существование дефицита в определенных профессиях и т.д. Наибольший уровень безработицы наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, а наименьший - в Центральном.
В-третьих, проанализировав три комплекса учебников по обществознанию разных авторов, мы пришли к выводу, что данная тема полно отражается в каждой линейке, различаются лишь временные рамки изучения. Боголюбов Л.Н. и Котова О.А. впервые предлагают изучить тему «Безработица» в 8 классе, Бордовский Г.А. - в 9 классе. Рассмотрение вопроса о государственной политике регулирования занятости выделено в отдельную тему только у Бордовского Г.А. При формировании представлений, знаний о безработице авторы используют нормативно - правовые акты, документы, а также разнообразные задания. Во всех линейках соблюдена логическая связь с ранее изученными темами, в каждом последующем классе представляемая информация и материал расширяются, по сравнению с предыдущими. В учебнике Боголюбова соблюден проблемный метод изложения материала, в конце параграфа подводятся итоги и краткие выводы. Бордовский Г.А. освещает ряд вопросов, которые не упоминаются у других авторов, например - деятельность профсоюзов. В учебных пособиях Котовой О.А. весь материал органично связан с творческими задания и интересными фактами.
В-четвертых, на основе проанализированных учебников, методической литературы мы выявили методы и принципы необходимые для формирования экономического понятия «безработица», а также особенности экономической социализации при работе с обществоведческими терминами. Нами были разработаны задания, направленные на развитие представлений, знаний о исследуемом явлении, а также способствующие повышению поведенческой активности, особенно важной для развития личности с активной гражданской позицией. Целями заданий являлось: формирование представлений и знаний о безработице, ее видах, причинах и последствиях;
развитие экономического и критического мышления, умений анализировать, делать выводы, работать в группе; повышение интереса к экономической сфере общества.
В-пятых, констатирующий этап экспериментального исследования показал, что уровни сформированности понятия «безработица» и поведенческой активности у большинства обучающихся в контрольной и экспериментальной группах находятся на низком уровне. Проведенные диагностические работы в виде тестов позволили выявить поверхностные знания о безработице. Решение предлагаемых заданий вызывало затруднения, особенно трудным оказалось установление причинно - следственных связей. В образовательный процесс экспериментальной группы мы внедрили разработанные задания, отличающиеся творческим и продуктивным характером. Обучение в контрольной группе происходило с помощью стандартных заданий учебника. В результате ученики экспериментальной группы значительно повысили уровень поведенческой активности и сформированность понятия «безработица».
В процессе нашего исследования были решены все поставленные задачи. Мы достигли цели исследования - проанализировали и разработали методы формирования понятия «безработица», оценили эффективность их использования для экономической социализации школьников.
Гипотеза о том, что экономическая социализация будет эффективнее, если разработать и внедрить разноплановые задания, направленные на формирование экономического мышления и культуры, творческой активности и обеспечить активизацию познавательной деятельности для повышения результативности и качества образовательного процесса подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНЦИЯ В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ» НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Гражданское образование в механизме развития культуры публичной политики в современной России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022



