Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (1940 - НАЧАЛА 1960-Х ГГ.)

Работа №38991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
851
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1.1. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 191
1.2. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1946-1953 гг. 324
1.3. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 413
Глава2.Воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е - начале 1960-х гг. 57
2.1. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 57
2.2. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1945 - 1953гг. 64
2.3. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 72
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 86


Актуальность данной темы в современном мире чрезвычайно велика. Образование - одна из важнейших сфер жизни современного общества, а подготовка учителей - одно из важнейших направлений в системе высших учебных заведений. Особый интерес для нас, как для жителей Республики Татарстан и студентов Казанского федерального университета, представляет история развития педагогического образования на территории Татарии. Обращение к опыту подготовки учителей в советское время имеет не только научное, но и общественное значение. Это связано с тем, что педагогическое образование на современном этапе переживает значительные трансформации и изучение истории его развития могло бы дать полезный материал при обсуждении соответствующих вопросов и принятии ответственных решений. В центре нашего внимания история Арского педагогического училища (АПУ).
В настоящей момент Арский педагогический колледж (АПК) - одно из средних педагогических учебных заведений Татарстана известное не только на территории Республики Татарстан, но и за её пределами. Это является еще одним дополнительным аргументом в пользу актуальности темы дипломного сочинения.
Объект исследования: история Арского педагогического училища.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Цель исследования -изучить содержание и специфику учебно-воспитательного процесса в Арском педагогического училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить особенности учебной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
2) Рассмотреть специфику учебной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание учебной работы в 1953 - начале 1960- годов.
4) Изучить организацию и проведение воспитательной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
5) Рассмотреть формы и методы воспитательной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание воспитательной работы в 1953 - начале 1960- годов.
Территориальные рамки: Республика Татарстан, Арский район, город Арск.
Хронологические рамки исследования соответствуют начальному периоду работы педучилища (1940-е начала 1960-х гг.) При этом были выделены три этапа в работе АПУ: период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), послевоенный этап (1945-1953 годы) и период нахождения у власти Н.С.Хрущева (1953 - начало 1960-х годов).
Степень изученности темы. Лишь во второй половине XX века Арское педучилище становится объектом научного исследования. Советская историография на раннем этапе занималась накоплением обобщающего материала. Не прорабатывались причинно-следственные аспекты, не рассматривались отдельные стороны жизни педучилища.
Наиболее ранние образцы научно-исторического подхода к изучению относятся к 1960 - м гг. и содержатся в работах И.А. Сагдеева. В своих исследованиях он существенно расширили круг тем:уделил внимание методике преподавания различных предметов в Арском педагогическом училище (колледже), рассмотрел проведение семинаров и других видов и форм учебных работ в контексте развития педагогического мастерства педагогов.
Работы Н. Х. Саттаровой дают возможность комплексно изучить методическую работу в педучилище, направленное на воспитание студентов.
Однако говорить о полной изученности истории Арского педучилища в период 1940 - х начала 1960 - х не возможно. Остаются не до конца изученными многие архивные материалы разных лет, а также разные аспекты, относящиеся к работе АПУ в военное и послевоенное время.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы представляет комплекс неопубликованных источников, который отложился в двух архивах: Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ) и Архив Арского района (ААР) (Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан).
В ГА РТ мы проработали документы фонда 3682 - Министерство образования республики Татарстан; в ААР - фонда 139 - Арское педагогическое училище.
Практически все выявленные нами документы относятся к группе делопроизводственных.
Прежде всего, это приказы , в которых освещены основные процессы, происходящие в АПУ (и ряде других педагогических училищ) в тот период.
Был проведен анализ документов, регламентирующих учебный процесс: утвержденные учебные планы и планы учебно-воспитательной и методической работы . Данная группа документов раскрывает особенности учебногои воспитательного процесса в педучилище. Из этих документов можно узнать о проведенных в АПУ мероприятиях, о появлении новых учебных курсов, о деятельности ученических организаций по развитию с художественной и физической культуры, участии студентов АПУ в конкурсах и фестивалях, организации экскурсий и многих других аспектах деятельности АПУ.
Отчеты и информация о работе Арского педагогического училища3 представляют объемные документы, в среднем от 30 листов; периодичность отчетов - раз в год. В них были отражены следующие вопросы: учебные дисциплины, учебная работа, состав преподавателей, контингент учащихся, руководство и контроль, методическая работа, проведение политинформации и классное руководство, кружковая работа, пение и музыка, педагогика, история педагогики, труд в мастерской и рисование, естествознание с методикой и работа на пришкольном опытном участке, методика географии и методика истории, педагогика и школьная гигиена, история КПСС и изучение материалов XX съезда КПСС (с 1956 года), преподавание физического воспитания и физкультурно-спортивная работа, работа базовой школы, педагогическая практика, учебно-материальная база, история КПСС, выводы по результатам учебного года, политико-воспитательная и культурно - массовая работа, материально-бытовое обслуживание учащихся и преподавателей, государственные экзамены, переводные экзамены и успеваемость учащихся. Особый интерес для нас представляла статистическая информация о государственных
экзаменах в АПУ. Интересные сведения содержатся также о о кружках, существовавших в тот период .
Протоколы заседаний педагогического Совета Арского педагогического училища , отражают различные аспекты учебно-воспитательной работы в педагогическом училище.
Вторая группа источников - это документы личного происхождения: воспоминания бывших преподавателей и студентов АПУ.
Мы провели интервью с тремя респондентами. Для интервьюирования был подготовлен блок стандартных вопросов: «Преподаваемые дисциплины, практика (подготовка, распределение, классификация, продолжительность), переводные и государственные экзамены, а также кружки (спортивные, художественные). Материальная оснащенность училища (учебные принадлежности, учебные пособия), льготы многодетным или детям сиротам, форма одежды (универсальная для обучения и спортивная)».
Беседа с Райсой Ганиевной Халитовой (Ганиевой), студенткой Арского педагогического училища 1942 - 1945 гг., помогла нам воссоздать картину процесса обучения в педучилище в военные годы. Для моей работы ценной и актуальной явилась информация о преподаваемых дисциплинах в педучилище, о контингенте обучающихся (в основном сельские дети), сведения об учебной форме .
На этапе сбора материала для выпускной квалификационной работы состоялась беседа и со студенткой Арского педагогического училища (19491954), впоследствии методистом по воспитательной и внеурочной работе Арского педагогического училища(1978-
2001) Нажией Хабибрахмановной Саттаровой. Воспоминания Н. Х. Саттаровой содержат информацию о видах кружков для студентов, об итоговой аттестации студентов, о положении студентов из многодетных семей и детей сирот .
Третьим источником личного происхождения являются воспоминания Сагдеева ИльдусаАбдрахмановича, который в 1963-1974 гг. работал преподавателем математики и методики математики Арского
педагогического училища. В 1974-1981 гг. - заместитель директора по учебной работе Арского педагогического училища;в 1981-2002 гг. - директор Арского педагогического училища (колледжа). В процессе беседы ИльдусАбдрахманович осветил историю Арского педучилища с 1940 - х до начала 1960 -х гг. Было обращено внимание на педагогический состав, образовательный аспект, в частности были рассмотрены вопросы, касающиеся методики преподавания и организации внеклассной работы в начальных классах. Интервью с Ильдусом Абдрахмановичем является основополагающей для моей работы, т.к. в процессе диалога он осветил такой вид практики как - летняя практика вожатых. Несмотря на работу с материалами в двух архивах такая информация была впервые зафиксирована нами. Также были выявлены принципиально новые сведения о форме одежды. В 1960 - е гг. педагогическая форма представляла собой обязательный костюм, галстук для юношей, - сарафан и фартук для девушек. Отличной от других годов была и физкультурная форма, которая еще в 1950 - е гг. представляло собой разнообразную одежду. Однако в 1960 - х гг. в педучилище велась единая для всех спортивная форма - футболка (белая) шорты или же лосины/бриджи.
В эти годы в АПУ активно шла экскурсионная работа для обучающихся, которых часто вывозили в Казань или в музеи Арского района.
В процессе интервьюирования мы выяснили, что в 1960 - е гг. проводилась также подшефная работа. Студенты помогали бывшим фронтовикам, или преподавателям педучилища в хозяйстве. Это помогло нам сделать выводы о том, что воспитательная работа в педагогическом училище была многогранна. Данная беседа способствовала осмыслению особенностей
развития Арского педагогического училища в течение многих лет.
Историография данной темы представлена совокупностью работ советских, российских историков, внесших огромный вклад в изучение процесса развития педагогических училищ, в частности Арского педучилища.
Работ по истории Арского педагогического училища не так много. В этой связи, особый интерес для нас представляет работа доктора педагогических наук В. М. Беркутова«Из истории Арского педучилища военных лет» , в статье которого обращают на себя следующие особенности: статистические данные, связанные с составом преподавателей училища за 1942г., специфика обучения связанная с усиленной физической подготовкой в военные годы, а также проводимые воспитательные мероприятия. Работа Х. Бадыгина«Спасибо тебе, колледж» способствовала выявлению специфики обучения в военные годы: автор обращает внимание на недостаточное количество учительских кадров, что негативно отразилось на образовательном процессе данного учреждения.
В результате исследования работы Г. Ш. Гайнутдинова «Арский педагогический колледж - школа педагогического мастерства» мы рассмотрели историю Арского педучилища, и проследили эволюцию образовательного процесса, начиная с 1940 - х по 1960 - е годы, что является значимым для моей дипломной работы.
Статья Р.А. Насретдинова «Дом открывший путь к просвещению» выпускника педучилища способствовала выявлению особенностей воспитательной работы в Арском педагогическом колледже в начале 1960 - х годов, в частности раскрывается работа разных кружков при данном образовательном учреждении.
Работа преподавателя ГОУ СПО «Арского педагогического колледжа им. Г.Тукая» И.Б Низаметдинова «Арский педагогический колледж в 1930 - 1945 годы» , значима для моей выпускной квалификационной работы, т.к. в ней можно проследить тенденции в образовании и в частности в Арском педучилище в военные годы. Также в статье приводятся данные о численности учеников и преподавателей в военные годы, что помогло нам проанализировать и сделать обобщение, сравнив эти данные с данными других годов.
Статья выпускника Арского педучилища Р.В. Фатыхова «Мы тоже там учились» , помогла дополнить сведения, касающиеся воспитания студентов в педучилище в 1960-е годы. Р.С. Муратова -учитель татарского языка и литературы Арского педучилища в своей статье «Молнией юность пролетела» осветила проблему материальной оснащенности училища в 1960 - е годы, а в статье Р. А. Сафиуллина «Воспитывается характер» автор осветил проблему физического воспитания в данном образовательном учреждении в начале 1960 - х годов.
Другие авторы рассматривают историю образовательного заведения, уделяя внимание особенностям образовательного и воспитательного процесса. К ним относятся: Х.К. Бадыгин «Гнездо летающих птиц» , Р. Э. Фазлыйахметов «Великая Родина, Тукая - Арск» , Р.Г. Галлям «Город Арск. История и современность» .
Вторая группа изданий - это работы по истории педагогических училищ СССР. К ним относятся работы Д. М. Легкого «Привести в порядок
архив педучилища. Кустанайское русское педагогическое училище Казахской ССР накануне великой отечественной войны» , Г.А. Асадуллина
«Темясовское Башкирское педагогическое училище: история становления и развития» , А.Г. Киселева «Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты - Мансийского национального педагогического училища (вторая половина 40-х гг. ХХ века)» . Эти статьи позволили выявить основные направления деятельности педучилищ в СССР. Кроме того, большой интерес имел анализ учебно-методической работы: календарные полугодовые учебные планы, права и обязанности, обучающихся в уставах педучилища 1944 года и воспитательные задачи классных руководителей за 1944-1945годы, сравнив которые мы выявили общее и частное в деятельности Арского педучилища и педучилищ СССР того периода.
Большое количество статей посвящены заочному образованию в педучилищах, кружкам по изучению трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина, статистике профессиональной подготовки учителей. Эта особенность не наблюдалась в педучилище Арского района и впервые была выявлена лишь в работах следующих авторов: М.В. Попова «Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького в 1941-1945 гг.» , А.А.Федотова «Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е. Среди работ, посвященных истории педагогических училищ послевоенного времени, отметим весьма содержательные статьи: Р.З. Алмаев «Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период (1945 - 1956 гг.)», Л.С. Аджиева «Ялтинское педагогическое училище в 1940 - 1960 - е гг.» , Е.О. Гладкова «Подготовка учительских кадров в педагогических училищах в послевоенные годы (по материалам Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей)», Д. Г. Касимова «Организация учебной деятельности Глазовского педагогического училища в 1947-1952 гг.: проблемы и достижения» , «Педагогические училища Калининградской области (1947-1957 гг.)» Г. В. Кретинина, «Из истории Томских педагогических училищ» Л. М. Муравьева , «Становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования Якутии» А.Н. Неустроева , «Анализ контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958 - 1985 гг.» И. В. Шаляпина , «Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница кадров в Вятском крае. К 110 - летию со времени основания учебного заведения» В. Б. Помелова , «Кызылскоепедагогическое училище как центр подготовки педагогических кадров Тувы» М.М. Оюна , «Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920 - х и во второй половине 1940-х начале 1950-х гг.» И.Л. Бахтиной и «Однодневный «бунт» И.А. Сагдеева .
К четвертой группе относятся работы по методике преподавания различных дисциплин в педагогических училищах, что позволило проследить особенности методики преподавания в разных средне - специальных образовательных учреждениях и сопоставить их с основами обучения и преподавания в Арском педагогическом училище. Это работы следующих авторов: «Педагогические кадры школ Мордовии периода Великой Отечественной войны». А. А. Федотовой , «Региональная программа педагогического образования как условие подготовки учительских кадров» И. Ф. Исаева , «Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ (на материалах Казанской губернии)» Р. Р. Сайфулловой , «Правовые основы подготовки педагогических кадров в РСФСР (40-е годы ХХ в.)» В. В. Гаврищука.
Методика исследования.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. Первостепенное значение имел метод анализа, он позволил выделить группы внутри обширного комплекса источников и литературы, использованных нами при написании выпускной квалификационной работы.
Важное значение имел историко-сравнительный метод. Во-первых, он позволил сопоставить аспекты учебно-воспитательной работы АПУ на различных этапах его истории. Во-вторых, он позволил сопоставить деятельность АПУ с деятельностью других педагогических училищ СССР.
Терминология.
Педучилище - среднее учебное заведение, готовившее учителей начальной школы, воспитателей детских садов и т.п.; педагогическое
училище .
Образование - передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Хотя образовательные процессы существуют во всех обществах, но только в современную эпоху образование приняло массовую форму — обучение в особой образовательной среде, в которой индивиды проводят несколько лет .
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе
нормативными моделями.
Социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе .
Педагогический совет - орган учителей школы, полномочный решать учебные и административные вопросы; педагогический совет.
Государственный экзамен - экзамен, сдаваемый государственной комиссии по окончании высшего или среднего (специального) учебного заведения .
Новизна работы состоит в выявлении ранее не изученных, новых архивных документов, содержащих новые факты процесса обучения, воспитания и истории Арского педагогического училища. Также в процессе исследования была предпринята попытка обобщить имеющиеся данные, сопоставляя вопросы образования и социализации студентов за разные годы, что позволило обнаружить новые особенности преподавания в АПУ, а также проследить историю развития училища.
Научно-практическая значимость: Результатами исследования
можно руководствоваться при построении уроков и организации проектных работ по предмету «История», в средних общеобразовательных школах, а также при подготовке к конференциям и конкурсам. Материалы дипломной работы можно применять в рамках внеклассных мероприятий, посвященных истории педагогического образования на территории Республики Татарстан, а также на мероприятиях, посвященных истории Арского района.
Апробация. Материалы дипломной работы были изложены на итоговой учебно-научной конференции студентов К(П)ФУ 2019 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования и анализа архивных документов и материалов проведенного нами интервью, удалось прийти к следующим выводам.
В 1940-1945 годах учебно-воспитательный процесс испытал на себе воздействие Великой Отечественной войны: переезд в другое здание, сокращение количества студентов и преподавателей, введение предмета «Военная подготовка»; общие трудности с материальным оснащением и продовольственным обеспечением. Из неожиданных плюсов текущего положения можно назвать работу в АПУ эвакуированных преподавателей из Москвы, Ленинграда и Воронежа. Удалось выяснить, что на сокращение количества студентов влияли и такие факторы, как введение платного обучения и неуспеваемость студентов. Обращает на себя внимание большая текучка кадров в руководящем составе АПУ: за годы войны сменилось 9 директоров.
В послевоенный период улучшилось качество учебного процесса: АПУ вернулось в свое родное здание, в кабинетах стало появляться учебное оборудование, учебно-методическая литература. Одно из главных изменений в этот период - переход с 3-хгодичного на 4-летнее обучение. Из преемственности с предыдущим этапом можно отметить: сохранение
определенных материальных трудностей, особое внимание к физической подготовке. К негативным аспектам для истории АПУ в послевоенный период следует отнести репрессии в среде преподавателей. Благодаря проведенным интервью удалось реконструировать распорядок дня студентов АПУ в послевоенный период.
Во второй половине 1950-х годов поток заявлений в АПУ возрос. Это привело к увеличению контингента учащихся и к постройке нового двухэтажного учебного корпуса. Из особенностей периода можно отметить принятие на работу в педучилище бывших выпускников АПУ. В этот период стабилизировалась материально-техническая база.
Общим для всех изученных нами этапов было особое внимание в Арском педагогическом училище к организации и проведению педагогической практики студентов.
Что касается воспитательной работы, то общим на всех этапах было формирование у студентов АПУ коммунистического мировоззрения. Направления воспитательной работы были самые разные: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, нравственное и т.п. Особое внимание уделялось поддержанию дисциплины (как в учебное, так и во внеучебное время). Важную роль играла деятельность всевозможных кружков. Пристальное внимание уделялось музыкальному воспитанию. В 1950-е годы особый акцент был сделан на воспитание интернационализма.
Таким образом, будущие учителя были вовлечены в самые разные формы воспитательной работы для того, чтобы использовать их же дальнейшем в своей последующей деятельности на ниве педагогического образования.
В результате применения сравнительно-исторического метода удалось установить, что схожие процессы (как в образовательной, так и в воспитательной сферах) проходили и в других педагогических училищах Советского Союза.
В настоящее время Арский педагогический колледж - это одно из учебных заведений с современной материально - технической базой, высококвалифицированными педагогическими кадрами, работающее с применением передовых педагогических технологий, ощущая повседневное дыхание, ритм жизни системы образования республики.
Биография Арского педагогического колледжа продолжается. Каждый год в этот очаг знаний поступают разные юноши и девушки из разных республик, краев и областей.
Их судьбы здесь причудливо переплетаются: как из родного дома, часто со слезами на глазах уходят в новую жизнь выпускники, на их место приходят новые студенты, день за днем меняется облик колледжа, меняются лица, и в то же время остаются самые лучшие и дорогие традиции.
В этой череде перемен неизменным остается одно - подготовка будущих учителей, которые смогут проявить себя на ниве педагогического образования.


1. Приказ Министерства высшего образования ССР, Министерства просвещения ТАССР, относящиеся к деятельности училища за 1947 год. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф. 139. - Оп. 1. - Ед. хр. 6. - 20 лл.
2. Приказ Министерства ТАССР, относящиеся к деятельности училища за 1948год. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 10. - 5 лл.
3. Приказ Министерства просвещения ТАССР, относящиеся к деятельности училища за 1950 год.Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 16. - 5 лл.
4. Приказ Министерства просвещения ТАССР, постановление совета по народному образованию при Минпросе ТАССР, относящиеся к деятельности училища за 1951 год. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф. 139. - Оп. 1. - Ед.хр. 23. -
4 лл.
5. Приказ Министерства просвещения ТАССР, относящиеся к деятельности училища за 1952 год. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф. 139. - Оп. 1. - Ед. хр. 27. -
5 лл.
6. Приказ Министерства просвещения ТАССР касающиеся деятельности училища за 1954 (7 сентября). Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп.1. - Ед. хр. 37. - 5 лл.
7. Книга приказов №7, Арского педагогического училища пр. №89 от 13.04.1944. Архивный отдел исполнительного комитета Арского
муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 34. - 96 лл.
8. Утвержденные учебные планы и планы учебно-воспитательной и методической работы за 1955 год. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1.- Ед. хр. 42. - 57 лл.
9. План учебно-воспитательной работы Арского педучилища за 1957-1958 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп.1. - Ед. хр. 54. - 30 лл.
10. План работы учебно-воспитательной работы за 1958-1959 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 58. - 34 лл.
11. План учебно-воспитательной и методической работы на 1961-1962 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф. 139. - Оп. 1. - Ед. хр. 76. - 16 лл.
12. План учебно-воспитательной работы Арского педагогического училища за 1962-1963 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп.1. - Ед. хр. 79. - 13 лл.
13. Годовой отчёт об учебно-воспитательной работе Арского педагогического училища на 1940-1941 уч. г. Материалы проверки подготовки педучилищ ТАССР к новому учебному году. 15 августа - 8 октября 1942 г Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139.- Оп. 1. Ед. хр. -37 лл.
Статистические отчеты педучилищ по ТАССР за 1941-1942 уч. г. ГА РТ. Ф.3682 - Оп. 1. -Ед. хр. 23.- 35 лл.
14. Текстовой отчет о деятельности педучилища ТАССР за 1942 - 1943 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. Оп.1. - Ед. хр. 34. - 44 лл.
15.Отчет Арского педагогического училища ТАССР за 1950-1951 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 49. - 45 лл.
16.Отчет Арского педагогического училища ТАССР за 1951-1952 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 38. - 40 лл.
17.Отчет о работе Арского педагогического училища за 1953-1954 учебный год. ГА РТ. Ф. 3682. - Оп. 2. - Ед. хр. 32.- 42 лл.
18.Отчет о работе Арского педагогического училища за 1954-1955 учебные годы. ГА РТ. Ф. 3682. - Оп. 2. - Ед. хр. 42. - 43 лл.
19.Отчет о работе Арского педучилища за 1955-1956 уч. г. ГА РТ. Ф. 3682. - Оп. 2.- Ед. хр.44 - 39 лл.
20.Отчёт Арского педагогического училища ТАССР за 1956-1957 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 50. - 40 лл.
21.Отчет Арского педучилища за 1957-1958 уч. г. ГА РТ. Ф.139. - Оп. 2. - Ед. хр. 60.- 50 лл.
22.Отчет Арского педагогического училища ТАССР за 1958-1959 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 69. - 50 лл.
23.Отчёт Арского педагогического училища ТАССР за 1961-1962 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 75. - 40 лл.
24.Отчет Арского педагогического училища за 1963-1964 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 80. - 68 лл.
25. Информация Арского педагогического училища о работе за 1940 - 1941 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 40 - 34 лл.
26. Информация Арского педагогического училища о работе за 1941 - 1942 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 43. - 36 лл.
27. Информация Арского педагогического училища о работе за 1942 - 1943 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 45 - 23 лл.
28. Информация Арского педагогического училища о работе за 1943 - 1944 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 48 - 28 лл.
29. Информация Арского педагогического училища о работе за 1962 - 1969 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 81.- 23 лл.
30. Информация Арского педагогического училища о работе за 1963-1964 уч. г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 61.- 61 лл.
31. Протоколы педагогического совета Арского педучилища за 1945 год. Протокол №2. Педагогический совет Арского педучилища от 16. 9. 45. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр.14. - 33 лл.
32. Протоколы педагогического совета Арского совета Арского педучилища за 1947-1949 гг. книга №1. Протокол №17. Заседание педсовета Арского педучилища от 17.6.1947 года - беседа проводилась с выпускниками училища, представителями ВКП (б).Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139.- Оп 1.- Ед. хр.23.- 96 лл.
33. Книга №6 протоколов заседаний педагогического Совета Арского педагогического училища №52. Начата в сентябре 1957г. окончена: 24 марта 1960 г. Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Ф.139. - Оп. 1. - Ед. хр. 38. -105 лл.
34. Беседа З.Р.Камаловой с Р.Г.Халитовой(Ганиевой),студенткой Арского педагогического училища 1942 - 1945 гг. Республики Татарстан, Арского района, г. Арск. 1926 г. р. от 15 июля 2018 года [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание З. Р. Камаловой. Публикуется с согласия Р. Г. Халитовой (Ганиевой). 3с.
35. Беседа З. Р. Камаловой с Н.Х.Саттаровой, студенткой Арского педагогического училища 1949 - 1954гг, методистом по воспитательной и внеурочной работе педучилища 1978 - 2001 гг. Республики Татарстан, Арского района, г. Арск. 1935г.р. от 16.08.18. [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание З. Р. Камаловой. Публикуется с согласия Н.Х.Саттаровой. 3с.
36. Беседа З. Р. Камаловой с И. А.Сагдеевым, преподавателем математики и методики математики Арского педагогического училища (1963 - 1974 годы), заместителя директора по учебной работе АПУ (1974 - 1981 гг.), директором Арского педагогического училища (колледжа 1981 - 2002 гг.) Республики Татарстан, Арского района, г. Арск. 1936 г.р. от 26. 01. 2019.[Текст стенограммы беседы] // Частное собрание З. Р. Камаловой. Публикуется с согласия И. А.Сагдеева. 6с.
Литература:
37. Аджиева Л.С. Ялтинское педагогическое училище в 1940 - I960 - е гг. // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 45 - 1. - С. 1-4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_22600586_31711404, свободный, - (Дата обращения: 27. 01. 19).
38. Алмаев Р.З. Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в
послевоенный период (1945 - 1956 гг.). // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. - 2018. - Т. 17. - № 4. - С.914-941. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_36476911_65567147, свободный, - (Дата обращения: 22. 01. 19).
39. Асадуллина Г.А. Темясовское Башкирское педагогическое училище: история становления и развития. //Вестник Башкирского университета. - 2011. - Т. - 16. № 1. - С.284 - 285. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_16461544_75814645, свободный, - (Дата обращения: 12. 01. 19).
40. Бадыгин Х. К. Спасибо тебе, колледж. /ХанафиБадыгин/Арский вестник. - 2000. - 3 июня. - С.4.
41. Бадыгин Х. К. Гнездо летающих птиц. /ХанафиБадыгин/ Арский вестник. - 2000. - 3 июня. - С.4.
42. Бахтина И.Л. Деятельность специализированных педагогических классов в
общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920 - х и во второй половине 1940-х начале 1950-х гг. Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 152-157. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_26684908_25127847, свободный, - (Дата обращения: 21. 02. 19).
43. Беркутов В. М. - В блокнот историка. Архивный калейдоскоп. Из истории Арского педучилища военных лет. - Эхо веков. - 2007. - № 1.
44. Гаврищук В.В. Правовые основы подготовки педагогических кадров в
РСФСР (40-е годы ХХ в.) // Право и образование. - 2004. - № 1. - С. 190202. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_9228381_82333657, свободный, - (Дата обращения: 12. 02. 19).
45. Гайнутдинов Г. Ш. Арский педагогический колледж - школа педагогического мастерства - Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2000. 214с.
46. Галлям Р. Г. Город Арск. История и современность / - Казань: издательство «Плутон», 2012. - 374 с.
47. Гладкова Е.О. Подготовка учительских кадров в педагогических училищах в послевоенные годы (по материалам Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей) Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - № 6 (26). - С.120-125. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_20210571_75331246, свободный,
- (Дата обращения: 27.01.19).
48. Гумерова З. Б. Загира Сердечницы сборник рассказов и воспоминаний на татарском языке. Редактор В. Имамов. 1999. Газетно - книжное издательство «КамАЗ». 58с.
49. Исаев И.Ф. Региональная программа педагогического образования как условие подготовки учительских кадров. // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 12.-С.16-20. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17062429_95818002, свободный, - (Дата обращения: 17. 02. 19).
50. Касимова Д.Г. Организация учебной деятельности Глазовского педагогического училища
в 1947-1952 гг.: проблемы и достижения. //
В сборнике: Девятые Есиповские чтения Материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко".
- 2015. - С.21-29. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24888576_65252663, свободный, - (Дата обращения: 01. 02.19).
51. Киселев А.Г. Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты
- Манскийского национального педагогического училища (вторая половина
40-х гг. ХХ века). // Вестник угроведения. - 2018. - Т. 8. - № 4. - С.768-779. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/uchaschiysya-glazami-uchitelya-na-stranichkah- dokumentov-hanty-mansiyskogo-natsionalnogo-pedagogicheskogo-uchilischa- vtoraya, свободный, - (Дата обращения: 12. 12.18).
52. Кретинин Г.В. Педагогические училища Калининградской области (19471957 гг.)
Калининградские архивы. - 2008. - № 8. - С.118-124. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_21034326_50506265,
свободный, - (Дата обращения: 02. 02. 19).
53. Легкий Д.М. Привести в порядок архив педучилища. Кустанайское
русское педагогическое училище Казахской ССР накануне великой отечественной войны. Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2016. - Т. 16. - № 12. - С. 37-41. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_2882n 13_17625558,
свободный, - (Дата обращения: 22. 01. 19).
54. Муравьева Л. М. Из истории Томских педагогических училищ. Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2000. - 4 (20). - С.16-20. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/iz-istorii-tomskih-pedagogicheskih-uchilisch, свободный, - (Дата обращения: 04. 02. 19).
55. Муратова Р. М. Молнией юность пролетела. /Рания Муратова/Арский вестник. - 2000. - 11октября. - С.4.
56. Насретдинов Р. А. Дом открывший путь к просвещению. /Рифкат Насретдинов/Арский вестник. - 2005. - 20 февраля. - С.2.
57. Неустроева А.Н. Становление и развитие профессиональной подготовки
учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования Якутии. /Анна Неустроева// Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. -2009. - №1. - С.70-78. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_12177541_32463967, свободный, - (Дата обращения: 06. 02. 19).
58. Низаметдинов И. Б. Арский педагогический колледж в 1930 - 1945 годы // Наш мирас. - 2013. - №2. - С.24-39.
59. Нуриев В. В. Как дела, сынок? Казан: Татар. Кит. Нэшр., 2018. - 222с.
60. . Оюн М.М. Кызылское педагогическое училище как центр подготовки педагогических кадров Тувы. // Вестник Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова. -2014 - № 10. - С.124-127. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_24800363_46368539, свободный, - (Дата обращения 21. 02. 19).
61. Помелов В. Б. Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница кадров в Вятском крае. К 110 - летию со времени основания учебного заведения. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. -2014. -№ 1.-С. 67-73. [Электронный ресурс] - Режим работы: https://elibrary.ru/download/elibrary_21518098_50465066, свободный, - (Дата обращения: 20. 02. 19).
62. Попов М.В. Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького в
1941- 1945 гг. // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11.- С.50-
63. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_22986687_43557412, свободный, - (Дата обращения: 12. 01. 19).
64. Резанова Л. Ф. Новокузнецкому педагогическому колледжу №2 - 70 лет.
«Образование. Карьера. Общество». - 2014. - № 4 (43). - С.60 - 63. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/novokuznetskomu-pedagogicheskomu-kolledzhu- 2-70-let 60 - 63, свободный, - (Дата обращения 15. 01. 19).
65. Сагдеев. А. А. Однодневный «бунт». Ватаным Татарстан / РТ Государственный совет ; Кабинет министров; под ред. М. Сафарова .— Казань, 2013.— 11 сентябрь (№ 148) . - С.1.
66. Сайфуллова Р. Р. Трудовая повседневность народных учителей
Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ (на материалах Казанской губернии). // Историческая этнология. - 2018. - 3 - 1. - С. 149-157. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_36399961_30725381, свободный, - (Дата обращения: 16. 02. 19).
67. Сафиуллин Р.Н. Воспитывается характер. /Равиль Сафиуллин/ Арский вестник. - 2000. -27 сентября. - С. 3.
68. Фазлыйахметов Р. А. Великая Родина Тукая - Арск. Казань: яналиф. - 2009. - с.344.
69. Фатыхов Р. В. Мы тоже там учились. / РифкатФатыхов/ Арский вестник. - 2005. - 28 мая.- С.З.
70. Федотова А.А. Кадровый потенциал средних педагогических учебных
заведений Мордовии (30-50-е гг.) // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 8 - 4. - С. 155-158. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_27642777_15805947, свободный, - (Дата обращения: 12. 01. 19).
71. Федотова А.А. Педагогические кадры школ Мордовии периода Великой Отечественной войны. // Гуманитарные науки и образование.-2016.- № 2 (26).-С.96-99. Электронный ресурс - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26244969_47708871, свободный, - (Дата обращения: 21. 02. 19).
72. Шаляпина И.В. Анализ контингента учащихся педагогических училищ
Кемеровской области в 1958 - 1985 гг. //
Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 1 (45). - С.108-113. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_16388739_79957864, свободный, - (Дата обращения: 07. 02. 19).
73. Энциклопедический словарь / Репр. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890 г. - М. : Терра, 1990-1994. - 86 т.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ