АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (1940 - НАЧАЛА 1960-Х ГГ.)
|
Введение 2
1.1. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 191
1.2. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1946-1953 гг. 324
1.3. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 413
Глава2.Воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е - начале 1960-х гг. 57
2.1. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 57
2.2. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1945 - 1953гг. 64
2.3. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 72
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 86
1.1. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 191
1.2. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1946-1953 гг. 324
1.3. Общеобразовательная подготовка в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 413
Глава2.Воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е - начале 1960-х гг. 57
2.1. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны 57
2.2. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1945 - 1953гг. 64
2.3. Воспитательная работа в Арском педагогическом училище в 1953-1964 гг. 72
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 86
Актуальность данной темы в современном мире чрезвычайно велика. Образование - одна из важнейших сфер жизни современного общества, а подготовка учителей - одно из важнейших направлений в системе высших учебных заведений. Особый интерес для нас, как для жителей Республики Татарстан и студентов Казанского федерального университета, представляет история развития педагогического образования на территории Татарии. Обращение к опыту подготовки учителей в советское время имеет не только научное, но и общественное значение. Это связано с тем, что педагогическое образование на современном этапе переживает значительные трансформации и изучение истории его развития могло бы дать полезный материал при обсуждении соответствующих вопросов и принятии ответственных решений. В центре нашего внимания история Арского педагогического училища (АПУ).
В настоящей момент Арский педагогический колледж (АПК) - одно из средних педагогических учебных заведений Татарстана известное не только на территории Республики Татарстан, но и за её пределами. Это является еще одним дополнительным аргументом в пользу актуальности темы дипломного сочинения.
Объект исследования: история Арского педагогического училища.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Цель исследования -изучить содержание и специфику учебно-воспитательного процесса в Арском педагогического училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить особенности учебной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
2) Рассмотреть специфику учебной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание учебной работы в 1953 - начале 1960- годов.
4) Изучить организацию и проведение воспитательной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
5) Рассмотреть формы и методы воспитательной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание воспитательной работы в 1953 - начале 1960- годов.
Территориальные рамки: Республика Татарстан, Арский район, город Арск.
Хронологические рамки исследования соответствуют начальному периоду работы педучилища (1940-е начала 1960-х гг.) При этом были выделены три этапа в работе АПУ: период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), послевоенный этап (1945-1953 годы) и период нахождения у власти Н.С.Хрущева (1953 - начало 1960-х годов).
Степень изученности темы. Лишь во второй половине XX века Арское педучилище становится объектом научного исследования. Советская историография на раннем этапе занималась накоплением обобщающего материала. Не прорабатывались причинно-следственные аспекты, не рассматривались отдельные стороны жизни педучилища.
Наиболее ранние образцы научно-исторического подхода к изучению относятся к 1960 - м гг. и содержатся в работах И.А. Сагдеева. В своих исследованиях он существенно расширили круг тем:уделил внимание методике преподавания различных предметов в Арском педагогическом училище (колледже), рассмотрел проведение семинаров и других видов и форм учебных работ в контексте развития педагогического мастерства педагогов.
Работы Н. Х. Саттаровой дают возможность комплексно изучить методическую работу в педучилище, направленное на воспитание студентов.
Однако говорить о полной изученности истории Арского педучилища в период 1940 - х начала 1960 - х не возможно. Остаются не до конца изученными многие архивные материалы разных лет, а также разные аспекты, относящиеся к работе АПУ в военное и послевоенное время.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы представляет комплекс неопубликованных источников, который отложился в двух архивах: Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ) и Архив Арского района (ААР) (Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан).
В ГА РТ мы проработали документы фонда 3682 - Министерство образования республики Татарстан; в ААР - фонда 139 - Арское педагогическое училище.
Практически все выявленные нами документы относятся к группе делопроизводственных.
Прежде всего, это приказы , в которых освещены основные процессы, происходящие в АПУ (и ряде других педагогических училищ) в тот период.
Был проведен анализ документов, регламентирующих учебный процесс: утвержденные учебные планы и планы учебно-воспитательной и методической работы . Данная группа документов раскрывает особенности учебногои воспитательного процесса в педучилище. Из этих документов можно узнать о проведенных в АПУ мероприятиях, о появлении новых учебных курсов, о деятельности ученических организаций по развитию с художественной и физической культуры, участии студентов АПУ в конкурсах и фестивалях, организации экскурсий и многих других аспектах деятельности АПУ.
Отчеты и информация о работе Арского педагогического училища3 представляют объемные документы, в среднем от 30 листов; периодичность отчетов - раз в год. В них были отражены следующие вопросы: учебные дисциплины, учебная работа, состав преподавателей, контингент учащихся, руководство и контроль, методическая работа, проведение политинформации и классное руководство, кружковая работа, пение и музыка, педагогика, история педагогики, труд в мастерской и рисование, естествознание с методикой и работа на пришкольном опытном участке, методика географии и методика истории, педагогика и школьная гигиена, история КПСС и изучение материалов XX съезда КПСС (с 1956 года), преподавание физического воспитания и физкультурно-спортивная работа, работа базовой школы, педагогическая практика, учебно-материальная база, история КПСС, выводы по результатам учебного года, политико-воспитательная и культурно - массовая работа, материально-бытовое обслуживание учащихся и преподавателей, государственные экзамены, переводные экзамены и успеваемость учащихся. Особый интерес для нас представляла статистическая информация о государственных
экзаменах в АПУ. Интересные сведения содержатся также о о кружках, существовавших в тот период .
Протоколы заседаний педагогического Совета Арского педагогического училища , отражают различные аспекты учебно-воспитательной работы в педагогическом училище.
Вторая группа источников - это документы личного происхождения: воспоминания бывших преподавателей и студентов АПУ.
Мы провели интервью с тремя респондентами. Для интервьюирования был подготовлен блок стандартных вопросов: «Преподаваемые дисциплины, практика (подготовка, распределение, классификация, продолжительность), переводные и государственные экзамены, а также кружки (спортивные, художественные). Материальная оснащенность училища (учебные принадлежности, учебные пособия), льготы многодетным или детям сиротам, форма одежды (универсальная для обучения и спортивная)».
Беседа с Райсой Ганиевной Халитовой (Ганиевой), студенткой Арского педагогического училища 1942 - 1945 гг., помогла нам воссоздать картину процесса обучения в педучилище в военные годы. Для моей работы ценной и актуальной явилась информация о преподаваемых дисциплинах в педучилище, о контингенте обучающихся (в основном сельские дети), сведения об учебной форме .
На этапе сбора материала для выпускной квалификационной работы состоялась беседа и со студенткой Арского педагогического училища (19491954), впоследствии методистом по воспитательной и внеурочной работе Арского педагогического училища(1978-
2001) Нажией Хабибрахмановной Саттаровой. Воспоминания Н. Х. Саттаровой содержат информацию о видах кружков для студентов, об итоговой аттестации студентов, о положении студентов из многодетных семей и детей сирот .
Третьим источником личного происхождения являются воспоминания Сагдеева ИльдусаАбдрахмановича, который в 1963-1974 гг. работал преподавателем математики и методики математики Арского
педагогического училища. В 1974-1981 гг. - заместитель директора по учебной работе Арского педагогического училища;в 1981-2002 гг. - директор Арского педагогического училища (колледжа). В процессе беседы ИльдусАбдрахманович осветил историю Арского педучилища с 1940 - х до начала 1960 -х гг. Было обращено внимание на педагогический состав, образовательный аспект, в частности были рассмотрены вопросы, касающиеся методики преподавания и организации внеклассной работы в начальных классах. Интервью с Ильдусом Абдрахмановичем является основополагающей для моей работы, т.к. в процессе диалога он осветил такой вид практики как - летняя практика вожатых. Несмотря на работу с материалами в двух архивах такая информация была впервые зафиксирована нами. Также были выявлены принципиально новые сведения о форме одежды. В 1960 - е гг. педагогическая форма представляла собой обязательный костюм, галстук для юношей, - сарафан и фартук для девушек. Отличной от других годов была и физкультурная форма, которая еще в 1950 - е гг. представляло собой разнообразную одежду. Однако в 1960 - х гг. в педучилище велась единая для всех спортивная форма - футболка (белая) шорты или же лосины/бриджи.
В эти годы в АПУ активно шла экскурсионная работа для обучающихся, которых часто вывозили в Казань или в музеи Арского района.
В процессе интервьюирования мы выяснили, что в 1960 - е гг. проводилась также подшефная работа. Студенты помогали бывшим фронтовикам, или преподавателям педучилища в хозяйстве. Это помогло нам сделать выводы о том, что воспитательная работа в педагогическом училище была многогранна. Данная беседа способствовала осмыслению особенностей
развития Арского педагогического училища в течение многих лет.
Историография данной темы представлена совокупностью работ советских, российских историков, внесших огромный вклад в изучение процесса развития педагогических училищ, в частности Арского педучилища.
Работ по истории Арского педагогического училища не так много. В этой связи, особый интерес для нас представляет работа доктора педагогических наук В. М. Беркутова«Из истории Арского педучилища военных лет» , в статье которого обращают на себя следующие особенности: статистические данные, связанные с составом преподавателей училища за 1942г., специфика обучения связанная с усиленной физической подготовкой в военные годы, а также проводимые воспитательные мероприятия. Работа Х. Бадыгина«Спасибо тебе, колледж» способствовала выявлению специфики обучения в военные годы: автор обращает внимание на недостаточное количество учительских кадров, что негативно отразилось на образовательном процессе данного учреждения.
В результате исследования работы Г. Ш. Гайнутдинова «Арский педагогический колледж - школа педагогического мастерства» мы рассмотрели историю Арского педучилища, и проследили эволюцию образовательного процесса, начиная с 1940 - х по 1960 - е годы, что является значимым для моей дипломной работы.
Статья Р.А. Насретдинова «Дом открывший путь к просвещению» выпускника педучилища способствовала выявлению особенностей воспитательной работы в Арском педагогическом колледже в начале 1960 - х годов, в частности раскрывается работа разных кружков при данном образовательном учреждении.
Работа преподавателя ГОУ СПО «Арского педагогического колледжа им. Г.Тукая» И.Б Низаметдинова «Арский педагогический колледж в 1930 - 1945 годы» , значима для моей выпускной квалификационной работы, т.к. в ней можно проследить тенденции в образовании и в частности в Арском педучилище в военные годы. Также в статье приводятся данные о численности учеников и преподавателей в военные годы, что помогло нам проанализировать и сделать обобщение, сравнив эти данные с данными других годов.
Статья выпускника Арского педучилища Р.В. Фатыхова «Мы тоже там учились» , помогла дополнить сведения, касающиеся воспитания студентов в педучилище в 1960-е годы. Р.С. Муратова -учитель татарского языка и литературы Арского педучилища в своей статье «Молнией юность пролетела» осветила проблему материальной оснащенности училища в 1960 - е годы, а в статье Р. А. Сафиуллина «Воспитывается характер» автор осветил проблему физического воспитания в данном образовательном учреждении в начале 1960 - х годов.
Другие авторы рассматривают историю образовательного заведения, уделяя внимание особенностям образовательного и воспитательного процесса. К ним относятся: Х.К. Бадыгин «Гнездо летающих птиц» , Р. Э. Фазлыйахметов «Великая Родина, Тукая - Арск» , Р.Г. Галлям «Город Арск. История и современность» .
Вторая группа изданий - это работы по истории педагогических училищ СССР. К ним относятся работы Д. М. Легкого «Привести в порядок
архив педучилища. Кустанайское русское педагогическое училище Казахской ССР накануне великой отечественной войны» , Г.А. Асадуллина
«Темясовское Башкирское педагогическое училище: история становления и развития» , А.Г. Киселева «Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты - Мансийского национального педагогического училища (вторая половина 40-х гг. ХХ века)» . Эти статьи позволили выявить основные направления деятельности педучилищ в СССР. Кроме того, большой интерес имел анализ учебно-методической работы: календарные полугодовые учебные планы, права и обязанности, обучающихся в уставах педучилища 1944 года и воспитательные задачи классных руководителей за 1944-1945годы, сравнив которые мы выявили общее и частное в деятельности Арского педучилища и педучилищ СССР того периода.
Большое количество статей посвящены заочному образованию в педучилищах, кружкам по изучению трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина, статистике профессиональной подготовки учителей. Эта особенность не наблюдалась в педучилище Арского района и впервые была выявлена лишь в работах следующих авторов: М.В. Попова «Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького в 1941-1945 гг.» , А.А.Федотова «Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е. Среди работ, посвященных истории педагогических училищ послевоенного времени, отметим весьма содержательные статьи: Р.З. Алмаев «Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период (1945 - 1956 гг.)», Л.С. Аджиева «Ялтинское педагогическое училище в 1940 - 1960 - е гг.» , Е.О. Гладкова «Подготовка учительских кадров в педагогических училищах в послевоенные годы (по материалам Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей)», Д. Г. Касимова «Организация учебной деятельности Глазовского педагогического училища в 1947-1952 гг.: проблемы и достижения» , «Педагогические училища Калининградской области (1947-1957 гг.)» Г. В. Кретинина, «Из истории Томских педагогических училищ» Л. М. Муравьева , «Становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования Якутии» А.Н. Неустроева , «Анализ контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958 - 1985 гг.» И. В. Шаляпина , «Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница кадров в Вятском крае. К 110 - летию со времени основания учебного заведения» В. Б. Помелова , «Кызылскоепедагогическое училище как центр подготовки педагогических кадров Тувы» М.М. Оюна , «Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920 - х и во второй половине 1940-х начале 1950-х гг.» И.Л. Бахтиной и «Однодневный «бунт» И.А. Сагдеева .
К четвертой группе относятся работы по методике преподавания различных дисциплин в педагогических училищах, что позволило проследить особенности методики преподавания в разных средне - специальных образовательных учреждениях и сопоставить их с основами обучения и преподавания в Арском педагогическом училище. Это работы следующих авторов: «Педагогические кадры школ Мордовии периода Великой Отечественной войны». А. А. Федотовой , «Региональная программа педагогического образования как условие подготовки учительских кадров» И. Ф. Исаева , «Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ (на материалах Казанской губернии)» Р. Р. Сайфулловой , «Правовые основы подготовки педагогических кадров в РСФСР (40-е годы ХХ в.)» В. В. Гаврищука.
Методика исследования.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. Первостепенное значение имел метод анализа, он позволил выделить группы внутри обширного комплекса источников и литературы, использованных нами при написании выпускной квалификационной работы.
Важное значение имел историко-сравнительный метод. Во-первых, он позволил сопоставить аспекты учебно-воспитательной работы АПУ на различных этапах его истории. Во-вторых, он позволил сопоставить деятельность АПУ с деятельностью других педагогических училищ СССР.
Терминология.
Педучилище - среднее учебное заведение, готовившее учителей начальной школы, воспитателей детских садов и т.п.; педагогическое
училище .
Образование - передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Хотя образовательные процессы существуют во всех обществах, но только в современную эпоху образование приняло массовую форму — обучение в особой образовательной среде, в которой индивиды проводят несколько лет .
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе
нормативными моделями.
Социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе .
Педагогический совет - орган учителей школы, полномочный решать учебные и административные вопросы; педагогический совет.
Государственный экзамен - экзамен, сдаваемый государственной комиссии по окончании высшего или среднего (специального) учебного заведения .
Новизна работы состоит в выявлении ранее не изученных, новых архивных документов, содержащих новые факты процесса обучения, воспитания и истории Арского педагогического училища. Также в процессе исследования была предпринята попытка обобщить имеющиеся данные, сопоставляя вопросы образования и социализации студентов за разные годы, что позволило обнаружить новые особенности преподавания в АПУ, а также проследить историю развития училища.
Научно-практическая значимость: Результатами исследования
можно руководствоваться при построении уроков и организации проектных работ по предмету «История», в средних общеобразовательных школах, а также при подготовке к конференциям и конкурсам. Материалы дипломной работы можно применять в рамках внеклассных мероприятий, посвященных истории педагогического образования на территории Республики Татарстан, а также на мероприятиях, посвященных истории Арского района.
Апробация. Материалы дипломной работы были изложены на итоговой учебно-научной конференции студентов К(П)ФУ 2019 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящей момент Арский педагогический колледж (АПК) - одно из средних педагогических учебных заведений Татарстана известное не только на территории Республики Татарстан, но и за её пределами. Это является еще одним дополнительным аргументом в пользу актуальности темы дипломного сочинения.
Объект исследования: история Арского педагогического училища.
Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в Арском педагогическом училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Цель исследования -изучить содержание и специфику учебно-воспитательного процесса в Арском педагогического училище в 1940-е начале 1960-х гг.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить особенности учебной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
2) Рассмотреть специфику учебной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание учебной работы в 1953 - начале 1960- годов.
4) Изучить организацию и проведение воспитательной работы в Арском педагогическом училище в годы Великой Отечественной войны.
5) Рассмотреть формы и методы воспитательной работы в послевоенный период (1945-1953 годы).
3) Охарактеризовать содержание воспитательной работы в 1953 - начале 1960- годов.
Территориальные рамки: Республика Татарстан, Арский район, город Арск.
Хронологические рамки исследования соответствуют начальному периоду работы педучилища (1940-е начала 1960-х гг.) При этом были выделены три этапа в работе АПУ: период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), послевоенный этап (1945-1953 годы) и период нахождения у власти Н.С.Хрущева (1953 - начало 1960-х годов).
Степень изученности темы. Лишь во второй половине XX века Арское педучилище становится объектом научного исследования. Советская историография на раннем этапе занималась накоплением обобщающего материала. Не прорабатывались причинно-следственные аспекты, не рассматривались отдельные стороны жизни педучилища.
Наиболее ранние образцы научно-исторического подхода к изучению относятся к 1960 - м гг. и содержатся в работах И.А. Сагдеева. В своих исследованиях он существенно расширили круг тем:уделил внимание методике преподавания различных предметов в Арском педагогическом училище (колледже), рассмотрел проведение семинаров и других видов и форм учебных работ в контексте развития педагогического мастерства педагогов.
Работы Н. Х. Саттаровой дают возможность комплексно изучить методическую работу в педучилище, направленное на воспитание студентов.
Однако говорить о полной изученности истории Арского педучилища в период 1940 - х начала 1960 - х не возможно. Остаются не до конца изученными многие архивные материалы разных лет, а также разные аспекты, относящиеся к работе АПУ в военное и послевоенное время.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы представляет комплекс неопубликованных источников, который отложился в двух архивах: Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ) и Архив Арского района (ААР) (Архивный отдел исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан).
В ГА РТ мы проработали документы фонда 3682 - Министерство образования республики Татарстан; в ААР - фонда 139 - Арское педагогическое училище.
Практически все выявленные нами документы относятся к группе делопроизводственных.
Прежде всего, это приказы , в которых освещены основные процессы, происходящие в АПУ (и ряде других педагогических училищ) в тот период.
Был проведен анализ документов, регламентирующих учебный процесс: утвержденные учебные планы и планы учебно-воспитательной и методической работы . Данная группа документов раскрывает особенности учебногои воспитательного процесса в педучилище. Из этих документов можно узнать о проведенных в АПУ мероприятиях, о появлении новых учебных курсов, о деятельности ученических организаций по развитию с художественной и физической культуры, участии студентов АПУ в конкурсах и фестивалях, организации экскурсий и многих других аспектах деятельности АПУ.
Отчеты и информация о работе Арского педагогического училища3 представляют объемные документы, в среднем от 30 листов; периодичность отчетов - раз в год. В них были отражены следующие вопросы: учебные дисциплины, учебная работа, состав преподавателей, контингент учащихся, руководство и контроль, методическая работа, проведение политинформации и классное руководство, кружковая работа, пение и музыка, педагогика, история педагогики, труд в мастерской и рисование, естествознание с методикой и работа на пришкольном опытном участке, методика географии и методика истории, педагогика и школьная гигиена, история КПСС и изучение материалов XX съезда КПСС (с 1956 года), преподавание физического воспитания и физкультурно-спортивная работа, работа базовой школы, педагогическая практика, учебно-материальная база, история КПСС, выводы по результатам учебного года, политико-воспитательная и культурно - массовая работа, материально-бытовое обслуживание учащихся и преподавателей, государственные экзамены, переводные экзамены и успеваемость учащихся. Особый интерес для нас представляла статистическая информация о государственных
экзаменах в АПУ. Интересные сведения содержатся также о о кружках, существовавших в тот период .
Протоколы заседаний педагогического Совета Арского педагогического училища , отражают различные аспекты учебно-воспитательной работы в педагогическом училище.
Вторая группа источников - это документы личного происхождения: воспоминания бывших преподавателей и студентов АПУ.
Мы провели интервью с тремя респондентами. Для интервьюирования был подготовлен блок стандартных вопросов: «Преподаваемые дисциплины, практика (подготовка, распределение, классификация, продолжительность), переводные и государственные экзамены, а также кружки (спортивные, художественные). Материальная оснащенность училища (учебные принадлежности, учебные пособия), льготы многодетным или детям сиротам, форма одежды (универсальная для обучения и спортивная)».
Беседа с Райсой Ганиевной Халитовой (Ганиевой), студенткой Арского педагогического училища 1942 - 1945 гг., помогла нам воссоздать картину процесса обучения в педучилище в военные годы. Для моей работы ценной и актуальной явилась информация о преподаваемых дисциплинах в педучилище, о контингенте обучающихся (в основном сельские дети), сведения об учебной форме .
На этапе сбора материала для выпускной квалификационной работы состоялась беседа и со студенткой Арского педагогического училища (19491954), впоследствии методистом по воспитательной и внеурочной работе Арского педагогического училища(1978-
2001) Нажией Хабибрахмановной Саттаровой. Воспоминания Н. Х. Саттаровой содержат информацию о видах кружков для студентов, об итоговой аттестации студентов, о положении студентов из многодетных семей и детей сирот .
Третьим источником личного происхождения являются воспоминания Сагдеева ИльдусаАбдрахмановича, который в 1963-1974 гг. работал преподавателем математики и методики математики Арского
педагогического училища. В 1974-1981 гг. - заместитель директора по учебной работе Арского педагогического училища;в 1981-2002 гг. - директор Арского педагогического училища (колледжа). В процессе беседы ИльдусАбдрахманович осветил историю Арского педучилища с 1940 - х до начала 1960 -х гг. Было обращено внимание на педагогический состав, образовательный аспект, в частности были рассмотрены вопросы, касающиеся методики преподавания и организации внеклассной работы в начальных классах. Интервью с Ильдусом Абдрахмановичем является основополагающей для моей работы, т.к. в процессе диалога он осветил такой вид практики как - летняя практика вожатых. Несмотря на работу с материалами в двух архивах такая информация была впервые зафиксирована нами. Также были выявлены принципиально новые сведения о форме одежды. В 1960 - е гг. педагогическая форма представляла собой обязательный костюм, галстук для юношей, - сарафан и фартук для девушек. Отличной от других годов была и физкультурная форма, которая еще в 1950 - е гг. представляло собой разнообразную одежду. Однако в 1960 - х гг. в педучилище велась единая для всех спортивная форма - футболка (белая) шорты или же лосины/бриджи.
В эти годы в АПУ активно шла экскурсионная работа для обучающихся, которых часто вывозили в Казань или в музеи Арского района.
В процессе интервьюирования мы выяснили, что в 1960 - е гг. проводилась также подшефная работа. Студенты помогали бывшим фронтовикам, или преподавателям педучилища в хозяйстве. Это помогло нам сделать выводы о том, что воспитательная работа в педагогическом училище была многогранна. Данная беседа способствовала осмыслению особенностей
развития Арского педагогического училища в течение многих лет.
Историография данной темы представлена совокупностью работ советских, российских историков, внесших огромный вклад в изучение процесса развития педагогических училищ, в частности Арского педучилища.
Работ по истории Арского педагогического училища не так много. В этой связи, особый интерес для нас представляет работа доктора педагогических наук В. М. Беркутова«Из истории Арского педучилища военных лет» , в статье которого обращают на себя следующие особенности: статистические данные, связанные с составом преподавателей училища за 1942г., специфика обучения связанная с усиленной физической подготовкой в военные годы, а также проводимые воспитательные мероприятия. Работа Х. Бадыгина«Спасибо тебе, колледж» способствовала выявлению специфики обучения в военные годы: автор обращает внимание на недостаточное количество учительских кадров, что негативно отразилось на образовательном процессе данного учреждения.
В результате исследования работы Г. Ш. Гайнутдинова «Арский педагогический колледж - школа педагогического мастерства» мы рассмотрели историю Арского педучилища, и проследили эволюцию образовательного процесса, начиная с 1940 - х по 1960 - е годы, что является значимым для моей дипломной работы.
Статья Р.А. Насретдинова «Дом открывший путь к просвещению» выпускника педучилища способствовала выявлению особенностей воспитательной работы в Арском педагогическом колледже в начале 1960 - х годов, в частности раскрывается работа разных кружков при данном образовательном учреждении.
Работа преподавателя ГОУ СПО «Арского педагогического колледжа им. Г.Тукая» И.Б Низаметдинова «Арский педагогический колледж в 1930 - 1945 годы» , значима для моей выпускной квалификационной работы, т.к. в ней можно проследить тенденции в образовании и в частности в Арском педучилище в военные годы. Также в статье приводятся данные о численности учеников и преподавателей в военные годы, что помогло нам проанализировать и сделать обобщение, сравнив эти данные с данными других годов.
Статья выпускника Арского педучилища Р.В. Фатыхова «Мы тоже там учились» , помогла дополнить сведения, касающиеся воспитания студентов в педучилище в 1960-е годы. Р.С. Муратова -учитель татарского языка и литературы Арского педучилища в своей статье «Молнией юность пролетела» осветила проблему материальной оснащенности училища в 1960 - е годы, а в статье Р. А. Сафиуллина «Воспитывается характер» автор осветил проблему физического воспитания в данном образовательном учреждении в начале 1960 - х годов.
Другие авторы рассматривают историю образовательного заведения, уделяя внимание особенностям образовательного и воспитательного процесса. К ним относятся: Х.К. Бадыгин «Гнездо летающих птиц» , Р. Э. Фазлыйахметов «Великая Родина, Тукая - Арск» , Р.Г. Галлям «Город Арск. История и современность» .
Вторая группа изданий - это работы по истории педагогических училищ СССР. К ним относятся работы Д. М. Легкого «Привести в порядок
архив педучилища. Кустанайское русское педагогическое училище Казахской ССР накануне великой отечественной войны» , Г.А. Асадуллина
«Темясовское Башкирское педагогическое училище: история становления и развития» , А.Г. Киселева «Учащийся глазами учителя на страничках документов Ханты - Мансийского национального педагогического училища (вторая половина 40-х гг. ХХ века)» . Эти статьи позволили выявить основные направления деятельности педучилищ в СССР. Кроме того, большой интерес имел анализ учебно-методической работы: календарные полугодовые учебные планы, права и обязанности, обучающихся в уставах педучилища 1944 года и воспитательные задачи классных руководителей за 1944-1945годы, сравнив которые мы выявили общее и частное в деятельности Арского педучилища и педучилищ СССР того периода.
Большое количество статей посвящены заочному образованию в педучилищах, кружкам по изучению трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина, статистике профессиональной подготовки учителей. Эта особенность не наблюдалась в педучилище Арского района и впервые была выявлена лишь в работах следующих авторов: М.В. Попова «Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького в 1941-1945 гг.» , А.А.Федотова «Кадровый потенциал средних педагогических учебных заведений Мордовии (30-50-е. Среди работ, посвященных истории педагогических училищ послевоенного времени, отметим весьма содержательные статьи: Р.З. Алмаев «Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период (1945 - 1956 гг.)», Л.С. Аджиева «Ялтинское педагогическое училище в 1940 - 1960 - е гг.» , Е.О. Гладкова «Подготовка учительских кадров в педагогических училищах в послевоенные годы (по материалам Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей)», Д. Г. Касимова «Организация учебной деятельности Глазовского педагогического училища в 1947-1952 гг.: проблемы и достижения» , «Педагогические училища Калининградской области (1947-1957 гг.)» Г. В. Кретинина, «Из истории Томских педагогических училищ» Л. М. Муравьева , «Становление и развитие профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе среднего педагогического образования Якутии» А.Н. Неустроева , «Анализ контингента учащихся педагогических училищ Кемеровской области в 1958 - 1985 гг.» И. В. Шаляпина , «Кукарское (советское) учительское училище - первая кузница кадров в Вятском крае. К 110 - летию со времени основания учебного заведения» В. Б. Помелова , «Кызылскоепедагогическое училище как центр подготовки педагогических кадров Тувы» М.М. Оюна , «Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920 - х и во второй половине 1940-х начале 1950-х гг.» И.Л. Бахтиной и «Однодневный «бунт» И.А. Сагдеева .
К четвертой группе относятся работы по методике преподавания различных дисциплин в педагогических училищах, что позволило проследить особенности методики преподавания в разных средне - специальных образовательных учреждениях и сопоставить их с основами обучения и преподавания в Арском педагогическом училище. Это работы следующих авторов: «Педагогические кадры школ Мордовии периода Великой Отечественной войны». А. А. Федотовой , «Региональная программа педагогического образования как условие подготовки учительских кадров» И. Ф. Исаева , «Трудовая повседневность народных учителей Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ (на материалах Казанской губернии)» Р. Р. Сайфулловой , «Правовые основы подготовки педагогических кадров в РСФСР (40-е годы ХХ в.)» В. В. Гаврищука.
Методика исследования.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. Первостепенное значение имел метод анализа, он позволил выделить группы внутри обширного комплекса источников и литературы, использованных нами при написании выпускной квалификационной работы.
Важное значение имел историко-сравнительный метод. Во-первых, он позволил сопоставить аспекты учебно-воспитательной работы АПУ на различных этапах его истории. Во-вторых, он позволил сопоставить деятельность АПУ с деятельностью других педагогических училищ СССР.
Терминология.
Педучилище - среднее учебное заведение, готовившее учителей начальной школы, воспитателей детских садов и т.п.; педагогическое
училище .
Образование - передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Хотя образовательные процессы существуют во всех обществах, но только в современную эпоху образование приняло массовую форму — обучение в особой образовательной среде, в которой индивиды проводят несколько лет .
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе
нормативными моделями.
Социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе .
Педагогический совет - орган учителей школы, полномочный решать учебные и административные вопросы; педагогический совет.
Государственный экзамен - экзамен, сдаваемый государственной комиссии по окончании высшего или среднего (специального) учебного заведения .
Новизна работы состоит в выявлении ранее не изученных, новых архивных документов, содержащих новые факты процесса обучения, воспитания и истории Арского педагогического училища. Также в процессе исследования была предпринята попытка обобщить имеющиеся данные, сопоставляя вопросы образования и социализации студентов за разные годы, что позволило обнаружить новые особенности преподавания в АПУ, а также проследить историю развития училища.
Научно-практическая значимость: Результатами исследования
можно руководствоваться при построении уроков и организации проектных работ по предмету «История», в средних общеобразовательных школах, а также при подготовке к конференциям и конкурсам. Материалы дипломной работы можно применять в рамках внеклассных мероприятий, посвященных истории педагогического образования на территории Республики Татарстан, а также на мероприятиях, посвященных истории Арского района.
Апробация. Материалы дипломной работы были изложены на итоговой учебно-научной конференции студентов К(П)ФУ 2019 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования и анализа архивных документов и материалов проведенного нами интервью, удалось прийти к следующим выводам.
В 1940-1945 годах учебно-воспитательный процесс испытал на себе воздействие Великой Отечественной войны: переезд в другое здание, сокращение количества студентов и преподавателей, введение предмета «Военная подготовка»; общие трудности с материальным оснащением и продовольственным обеспечением. Из неожиданных плюсов текущего положения можно назвать работу в АПУ эвакуированных преподавателей из Москвы, Ленинграда и Воронежа. Удалось выяснить, что на сокращение количества студентов влияли и такие факторы, как введение платного обучения и неуспеваемость студентов. Обращает на себя внимание большая текучка кадров в руководящем составе АПУ: за годы войны сменилось 9 директоров.
В послевоенный период улучшилось качество учебного процесса: АПУ вернулось в свое родное здание, в кабинетах стало появляться учебное оборудование, учебно-методическая литература. Одно из главных изменений в этот период - переход с 3-хгодичного на 4-летнее обучение. Из преемственности с предыдущим этапом можно отметить: сохранение
определенных материальных трудностей, особое внимание к физической подготовке. К негативным аспектам для истории АПУ в послевоенный период следует отнести репрессии в среде преподавателей. Благодаря проведенным интервью удалось реконструировать распорядок дня студентов АПУ в послевоенный период.
Во второй половине 1950-х годов поток заявлений в АПУ возрос. Это привело к увеличению контингента учащихся и к постройке нового двухэтажного учебного корпуса. Из особенностей периода можно отметить принятие на работу в педучилище бывших выпускников АПУ. В этот период стабилизировалась материально-техническая база.
Общим для всех изученных нами этапов было особое внимание в Арском педагогическом училище к организации и проведению педагогической практики студентов.
Что касается воспитательной работы, то общим на всех этапах было формирование у студентов АПУ коммунистического мировоззрения. Направления воспитательной работы были самые разные: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, нравственное и т.п. Особое внимание уделялось поддержанию дисциплины (как в учебное, так и во внеучебное время). Важную роль играла деятельность всевозможных кружков. Пристальное внимание уделялось музыкальному воспитанию. В 1950-е годы особый акцент был сделан на воспитание интернационализма.
Таким образом, будущие учителя были вовлечены в самые разные формы воспитательной работы для того, чтобы использовать их же дальнейшем в своей последующей деятельности на ниве педагогического образования.
В результате применения сравнительно-исторического метода удалось установить, что схожие процессы (как в образовательной, так и в воспитательной сферах) проходили и в других педагогических училищах Советского Союза.
В настоящее время Арский педагогический колледж - это одно из учебных заведений с современной материально - технической базой, высококвалифицированными педагогическими кадрами, работающее с применением передовых педагогических технологий, ощущая повседневное дыхание, ритм жизни системы образования республики.
Биография Арского педагогического колледжа продолжается. Каждый год в этот очаг знаний поступают разные юноши и девушки из разных республик, краев и областей.
Их судьбы здесь причудливо переплетаются: как из родного дома, часто со слезами на глазах уходят в новую жизнь выпускники, на их место приходят новые студенты, день за днем меняется облик колледжа, меняются лица, и в то же время остаются самые лучшие и дорогие традиции.
В этой череде перемен неизменным остается одно - подготовка будущих учителей, которые смогут проявить себя на ниве педагогического образования.
В 1940-1945 годах учебно-воспитательный процесс испытал на себе воздействие Великой Отечественной войны: переезд в другое здание, сокращение количества студентов и преподавателей, введение предмета «Военная подготовка»; общие трудности с материальным оснащением и продовольственным обеспечением. Из неожиданных плюсов текущего положения можно назвать работу в АПУ эвакуированных преподавателей из Москвы, Ленинграда и Воронежа. Удалось выяснить, что на сокращение количества студентов влияли и такие факторы, как введение платного обучения и неуспеваемость студентов. Обращает на себя внимание большая текучка кадров в руководящем составе АПУ: за годы войны сменилось 9 директоров.
В послевоенный период улучшилось качество учебного процесса: АПУ вернулось в свое родное здание, в кабинетах стало появляться учебное оборудование, учебно-методическая литература. Одно из главных изменений в этот период - переход с 3-хгодичного на 4-летнее обучение. Из преемственности с предыдущим этапом можно отметить: сохранение
определенных материальных трудностей, особое внимание к физической подготовке. К негативным аспектам для истории АПУ в послевоенный период следует отнести репрессии в среде преподавателей. Благодаря проведенным интервью удалось реконструировать распорядок дня студентов АПУ в послевоенный период.
Во второй половине 1950-х годов поток заявлений в АПУ возрос. Это привело к увеличению контингента учащихся и к постройке нового двухэтажного учебного корпуса. Из особенностей периода можно отметить принятие на работу в педучилище бывших выпускников АПУ. В этот период стабилизировалась материально-техническая база.
Общим для всех изученных нами этапов было особое внимание в Арском педагогическом училище к организации и проведению педагогической практики студентов.
Что касается воспитательной работы, то общим на всех этапах было формирование у студентов АПУ коммунистического мировоззрения. Направления воспитательной работы были самые разные: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, нравственное и т.п. Особое внимание уделялось поддержанию дисциплины (как в учебное, так и во внеучебное время). Важную роль играла деятельность всевозможных кружков. Пристальное внимание уделялось музыкальному воспитанию. В 1950-е годы особый акцент был сделан на воспитание интернационализма.
Таким образом, будущие учителя были вовлечены в самые разные формы воспитательной работы для того, чтобы использовать их же дальнейшем в своей последующей деятельности на ниве педагогического образования.
В результате применения сравнительно-исторического метода удалось установить, что схожие процессы (как в образовательной, так и в воспитательной сферах) проходили и в других педагогических училищах Советского Союза.
В настоящее время Арский педагогический колледж - это одно из учебных заведений с современной материально - технической базой, высококвалифицированными педагогическими кадрами, работающее с применением передовых педагогических технологий, ощущая повседневное дыхание, ритм жизни системы образования республики.
Биография Арского педагогического колледжа продолжается. Каждый год в этот очаг знаний поступают разные юноши и девушки из разных республик, краев и областей.
Их судьбы здесь причудливо переплетаются: как из родного дома, часто со слезами на глазах уходят в новую жизнь выпускники, на их место приходят новые студенты, день за днем меняется облик колледжа, меняются лица, и в то же время остаются самые лучшие и дорогие традиции.
В этой череде перемен неизменным остается одно - подготовка будущих учителей, которые смогут проявить себя на ниве педагогического образования.



