МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И БОРЬБА ЗА ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 13
1.1 Становление и развитие концепции прав коренных народов в период
колонизации, раннего и классического международного права 13
1.2 Международно-правовое закрепление и развитие прав коренных народов в
современном международном праве 26
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 38
2.1 Понятие и значение принципа равноправия и самоопределения народов в
вопросе самоопределения коренных народов 38
2.2 Характеристика основных элементов и форм права коренных народов на
самоопределение 48
3 ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 67
3.1 Механизмы и процедуры защиты права коренных народов на
самоопределение в системе Организации Объединенных Наций 67
3.2 Деятельность региональных организаций в области защиты права коренных
народов на самоопределения 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И БОРЬБА ЗА ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 13
1.1 Становление и развитие концепции прав коренных народов в период
колонизации, раннего и классического международного права 13
1.2 Международно-правовое закрепление и развитие прав коренных народов в
современном международном праве 26
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 38
2.1 Понятие и значение принципа равноправия и самоопределения народов в
вопросе самоопределения коренных народов 38
2.2 Характеристика основных элементов и форм права коренных народов на
самоопределение 48
3 ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 67
3.1 Механизмы и процедуры защиты права коренных народов на
самоопределение в системе Организации Объединенных Наций 67
3.2 Деятельность региональных организаций в области защиты права коренных
народов на самоопределения 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Жизнь человека, с первого же взгляда обращения к ней, может показаться чередой постоянных вызовов, с которыми, всем нам приходится сталкиваться на протяжении нашего сознательного жизненного пути. В действительности же, последняя есть, ни что иное, как не прекращающаяся ни на минуту борьба, которую каждый из нас ведет ежедневно, подчас, в совершенно в экстремальных условиях.
Вне всякого сомнения, так и жизнь человеческих сообществ, во многом, подчинена, все тем же механизмам и законам, в основе которых лежит универсальное стремление к самоопределению, по нашему мнению, являющемуся одним из главных основ, обуславливающих развитие и протекание их жизни, включая также и жизнь каждого отдельного индивида в целом, побуждаемое, как известно, самой природой и выражаемое в сильном объективном стремлении к общению с себе подобными.
Исторически, данный тип общения представлял собой законное средство противодействия народов их порабощению. Несмотря на это, существующая реальность диктует нам совершенно иные модели и варианты поведения народов в их взаимных отношениях, включая также и механизмы протекания различных событий их политической жизни, которые, в свою очередь и обусловили появление в современный период развития человеческого общества различного рода конфликтов, достигнувших сегодня совершенно невиданные формы и размахи.
Думается, нам совершенно не стоит напоминать читателю о двух Мировых войнах, а также отдельных региональных и локальных столкновениях, многим из которых, пока еще нет конца. В свою очередь, последние, как известно, явились результатами эгоистических и хищнических стремлений государств, которые, в погоне за ресурсами и новыми территориями, нередко пренебрегали интересами и правами народов их населяющих, либо же попадающих в сферу их «законных» интересов.
Из сказанного нами выше следует, что наиболее повышенное внимание должно быть непременно приковано к наиболее уязвимым народам и группам. К таковым, в частности, следует относить коренные народы, в течение последних пяти столетий, подвергавшихся различным актам дискриминации, становясь их жертвами. Однако, независимо от приводимых фактов, постигших их исторических несправедливостей, не сломленных и не утративших стремления к самоопределению, продолживших, как и прежде, вести упорную борьбу за его обретение, включая и борьбу за сохранение своих исконных прав и своей национальной идентичности, по нашему глубокому мнению, сохранение которых возможно обеспечить, только путем их признания и защиты со стороны всего международного сообщества.
В соответствии с этим, мы предполагаем остановиться на рассмотрении в данной работе, наиболее спорного и весьма дискуссионного права принадлежащего данным этническим общностям, продолжающего до самого последнего времени, оставаться одним из наиболее труднорешаемых вопросов для всего международного сообщества в целом, а именно, права на самоопределение, закрепление которого стало итогом совместных усилий всего человечества, в результате которых, последнее, было обречено на утверждение, в качестве основополагающего принципа международного права.
Несмотря на это, реализация данного права коренными народами, сегодня продолжает находить множество препятствий, связанных с продолжением сохранения и культивированием в отношении них различных стереотипов, в частности, стереотипов об их недоразвитости и неспособности к самоуправлению, к которым присоединяется также и отсутствие должного нормативного освящения данного вопроса в действующих международно-правовых актах, в результате чего, некоторые представители данных народов стали выражать стремление к необходимости расширении его понимания, вплоть до признания их, в качестве субъекта получения государственной независимости и суверенитета, что однозначно вступает в противоречие международному принципу суверенитета и территориальной целостности государств.
Исходя из этого, мы полагаем, что приверженность коренных народов к признанию за ними их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, а также их решимость с которой они отстаивают свои требования с трибун международных организаций, будет еще очень долгое время, оставаться весьма актуальным предметом для обсуждения в научной литературе, что, в очередной раз подтверждает, что международному сообществу стоит задуматься о проблемах данных этнических групп, уже давно вышедших за рамки национального правового регулирования, включая кулуары, в которых они традиционно обсуждались, и соответственно формировались.
Таким образом, данное исследование представляет собой комплексный анализ развития и понимания права коренных народов на самоопределение, рассмотрение которого было предпринятого нами с несколько альтернативной точки зрения, а именно как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития.
Иными словами, данная работа стремится охарактеризовать и показать существующие теоретические и практическое понимание данного права в рамках современной системы международного права.
В соответствии с этим, мы намереваемся рассмотреть вопрос о самоопределении коренных народов, преимущественно с трех сторон:
Во-первых, исследуя и называя ключевые, по нашему мнению, этапы процесса формирования и развития концепции прав коренных народов в рамках существующей международно-правовой системы;
Во-вторых, рассматривая и выделяя главные особенности этого права, формулируя тем самым его содержание;
В-третьих, уделяя внимание существующей практике толкования указанного права, действующими международными механизмами, созданными для защиты прав человека на универсальном и региональном уровнях.
Именно в подобном ключе, мы видим понимание обозначенного вопроса, и поэтому его исследование будет составлять для нас особо важную задачу настоящего труда.
Степень разработанности темы исследования. В международно-правовой доктрине, как известно, исследование вопросов о праве коренных народов на самоопределение до последнего времени не находило комплексного изучения, а рассматривалась, преимущественно, как часть общей теоретической проблемы права народов на самоопределение. К примеру, в отечественной науке, отдельные аспекты данной проблематики, в разное время были освящены в трудах А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе, Р. Ш. Гарипова и ряда других авторов.
Среди зарубежных авторов, тематикой самоопределения коренных народов упорно занимались Дж. Анайа, Э-И. Даес, К. Карпентер, Б. Кингсберри, Дж. Корнтассел, Т. Мозес, Г. Моррис, С. Скотт, П. Торнберри, Ф. Панзирони, Дж. Хенриксен.
Наиболее фундаментальными работами по этому вопросу можно считать диссертацию «Право коренных народов на самоопределение и политика развития» (Сидней, 2006 г.), Франчески Панзирони, послужившей одной из теоретических основ настоящего исследования.
Таким образом, позволим себе возможным отметить, что, несмотря на отдельные и довольно успешные попытки раскрыть этот, и без того сложный вопрос, вплоть до самого последнего времени, последний продолжает оставаться не достаточно разработанным, ввиду отсутствия комплексных научных исследований по данной тематике, несмотря на то, что исследованию права на самоопределения, особенно начиная с 50-70-х гг. прошлого столетия, было уделено самое серьезное внимание, как советской, так и американской юридической доктрины, что подтверждается огромным числом работ, написанных именно в этот период, на перечислении которых мы не представляем возможности останавливаться более подробно.
В соответствии с обозначенным выше, считаем основной целью настоящего исследования - комплексное изучение права коренных народов на самоопределение как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития, включая исследование содержания, международно-правовой природы, а также существующей практики и проблем, связанных с его реализацией коренными народами.
Указанная выше цель, предопределила необходимость постановки и решения следующих задач, а именно:
- проведения анализа процессов становления, закрепления и развития в международном праве идеи о правах коренных народов и об их праве на самоопределение в частности;
- выявления содержательных основ права коренных народов на самоопределение, включая определение его места и роли в современном международном праве;
- определения современного соотношения принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств, в контексте законности и обоснованности требований коренных народов о праве на самоопределение;
- рассмотрения возможности применения к коренным народам теории
ремидиальной сецессии;
- определения степени влияния, оказываемого политикой развития на формирование содержания данного права;
- исследования существующих основ современных механизмов и процедур международно-правового регулирования и защиты данного права.
Таким образом, объектом исследования выступают международно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации коренными народами их коллективного права на самоопределение.
Предмет диссертационного исследования составят универсальные и региональные международно-правовые акты, относящиеся пониманию права коренных народов на самоопределение.
Методологическую основу труда составили общие принципы научного познания, в частности, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ, аналогия, классификация, сравнение. Достаточно широко в исследовании использовались формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
Теоретическую основу настоящей работы составили исследования наиболее авторитетных, и в целом признаваемых ученых-международников, а также отдельных общественных деятелей и правозащитников.
Среди таковых можно выделить труды А. Х. Абашидзе, Л. А. Ананидзе, Р. Ш. Г арипова, Ф. Ф. Мартенса.
При написании настоящей работы были учтены также и научные труды зарубежных ученых, в частности: Дж. Анайи, A. Бьюкенена, А. Грэя, К. Карпентер, A. Кассезе, Б. Кингсберри, Т. Мозеса, Г. Морриса, С. Скотта, Ф. Панзирони, Т. Примо, П. Торнберри, Д. Райча, Х. Ханнума и других авторов.
Теоретические основы и выводы научного исследования также основываются на анализе международно-правовых и региональных актов. В частности, наиболее особое внимание, нами было уделено актам вторичного права ООН, а в частности докладам Специальных докладчиков Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека Комиссии по правам человека ООН Э-И. Даес, А. Кристеку, Г. Эспиелля, но также и докладам Специальных докладчиков по коренным народам Совета по правам человека ООН Дж. Анайи, В. Таули- Корпус, Р. Ставенхагена; замечаниям общего порядка, а также многочисленным отчетам, результатам исследований и решениям, опубликованным и вынесенным различными универсальными и региональными органами.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором было проведено наиболее комплексное исследование концепции права коренных народов на самоопределение с несколько альтернативной для читателя точки зрения, а именно с позиции существующей международно-правовой системы и конкретными условиями жизни, и требованиями коренных народов.
Данный подход, в свою очередь позволил автору сформулировать и вынести следующие суждения:
1. Существующая сегодня система современного международного права не дает единой и цельной картины понимания места самоопределения коренных народов;
2. Рассматриваемая система нуждается в необходимости совершенствования, которое возможно осуществить, только посредством расширения понимания данного права в отношении коренных народов, в сторону ее большей гибкости в зависимости от конкретных условий жизни и существования данных этнических общностей, проживающих в разных странах и регионах мира;
3. Но также и выработки наиболее благоприятных путей для удовлетворения существующих требований коренных народов, связанных с их правом на самоопределение.
На основе данных суждений, при обращении внимания на современные правовые реалии, автором был выдвинут и обоснован тезис о необходимости расширения понимания данного права системой современного международного
права, отнюдь не предполагающий провозглашение коренными народами государственного суверенитета и независимости.
В диссертации также были выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование требований коренных народов о праве на самоопределение, но также и предложены рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования этого вопроса.
Теоретическая значимость данного исследования выражается в том, что последнее представляет собой комплексную работу, посвященную изучению права коренных народов на самоопределение, тем самым призвано ответить на вышеупомянутые вопросы и сформировать понимание права коренных народов на самоопределение в современном международном праве.
Теоретические выводы и положения, полученные автором, могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и специалистов, занимающихся проблематикой коренных народов, вопросами самоопределения, коллективных прав человека и их международно-правовой защитой.
Диссертационное исследование может служить основой для дальнейшего изучения концепции самоопределения и права коренных народов на самоопределение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в качестве обоснования необходимости реформирования международно-правовых учреждений и существующих установлений.
Кроме того, результаты исследования могут использоваться в научно-образовательной деятельности при подготовке общих и специальных курсов по международному праву и международной защите прав человека, а также при разработке учебных пособий, затрагивающих предмет настоящего исследования.
Достоверность результатов исследования подтверждается многообразием используемых методов, глубоким изучением отечественных и зарубежных научных трудов по теме работы, а также всесторонним анализом широкого спектра нормативного и эмпирического материала, связанного с правом на самоопределение коренных народов.
Апробация и внедрение результатов исследования была подготовлена и пройдена на кафедре международного и европейского права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, а также в Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Настоящая магистерская диссертация была выполнена в рамках программы «Международная защиты прав человека» Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, реализуемой им при поддержке Управления ООН по правам человека в России и стала результатом научной стажировки автора в Институте по правам человека им. Педро Аруппе Университета Деусто (Бильбао) Королевства Испании, осуществленной при финансовой поддержке Управления ООН по правам человека в России в апреле 2019 года.
Основные теоретические положения и полученные выводы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях:
1. II Международный научно-практический конвент студентов аспирантов: Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100- летию Октябрьской революции), Казанский (Приволжский) федеральный университет, 23-25 ноября 2017 г.
2. Региональный научно-практический круглый стол «Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 14 декабря 2017 г.
3. XX Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право», Пермский государственный национальный исследовательский университет, 12-13 апреля 2018 г.
4. III Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительноправовой аспект», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 19-20 апреля 2018 г.
5. XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, Южно-Уральскиий государственный университет, 12-13 мая 2018 г.
6. XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках III Международного юридического молодежного форума, Башкирский государственный университет, 13-15 декабря 2018 г.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Вне всякого сомнения, так и жизнь человеческих сообществ, во многом, подчинена, все тем же механизмам и законам, в основе которых лежит универсальное стремление к самоопределению, по нашему мнению, являющемуся одним из главных основ, обуславливающих развитие и протекание их жизни, включая также и жизнь каждого отдельного индивида в целом, побуждаемое, как известно, самой природой и выражаемое в сильном объективном стремлении к общению с себе подобными.
Исторически, данный тип общения представлял собой законное средство противодействия народов их порабощению. Несмотря на это, существующая реальность диктует нам совершенно иные модели и варианты поведения народов в их взаимных отношениях, включая также и механизмы протекания различных событий их политической жизни, которые, в свою очередь и обусловили появление в современный период развития человеческого общества различного рода конфликтов, достигнувших сегодня совершенно невиданные формы и размахи.
Думается, нам совершенно не стоит напоминать читателю о двух Мировых войнах, а также отдельных региональных и локальных столкновениях, многим из которых, пока еще нет конца. В свою очередь, последние, как известно, явились результатами эгоистических и хищнических стремлений государств, которые, в погоне за ресурсами и новыми территориями, нередко пренебрегали интересами и правами народов их населяющих, либо же попадающих в сферу их «законных» интересов.
Из сказанного нами выше следует, что наиболее повышенное внимание должно быть непременно приковано к наиболее уязвимым народам и группам. К таковым, в частности, следует относить коренные народы, в течение последних пяти столетий, подвергавшихся различным актам дискриминации, становясь их жертвами. Однако, независимо от приводимых фактов, постигших их исторических несправедливостей, не сломленных и не утративших стремления к самоопределению, продолживших, как и прежде, вести упорную борьбу за его обретение, включая и борьбу за сохранение своих исконных прав и своей национальной идентичности, по нашему глубокому мнению, сохранение которых возможно обеспечить, только путем их признания и защиты со стороны всего международного сообщества.
В соответствии с этим, мы предполагаем остановиться на рассмотрении в данной работе, наиболее спорного и весьма дискуссионного права принадлежащего данным этническим общностям, продолжающего до самого последнего времени, оставаться одним из наиболее труднорешаемых вопросов для всего международного сообщества в целом, а именно, права на самоопределение, закрепление которого стало итогом совместных усилий всего человечества, в результате которых, последнее, было обречено на утверждение, в качестве основополагающего принципа международного права.
Несмотря на это, реализация данного права коренными народами, сегодня продолжает находить множество препятствий, связанных с продолжением сохранения и культивированием в отношении них различных стереотипов, в частности, стереотипов об их недоразвитости и неспособности к самоуправлению, к которым присоединяется также и отсутствие должного нормативного освящения данного вопроса в действующих международно-правовых актах, в результате чего, некоторые представители данных народов стали выражать стремление к необходимости расширении его понимания, вплоть до признания их, в качестве субъекта получения государственной независимости и суверенитета, что однозначно вступает в противоречие международному принципу суверенитета и территориальной целостности государств.
Исходя из этого, мы полагаем, что приверженность коренных народов к признанию за ними их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, а также их решимость с которой они отстаивают свои требования с трибун международных организаций, будет еще очень долгое время, оставаться весьма актуальным предметом для обсуждения в научной литературе, что, в очередной раз подтверждает, что международному сообществу стоит задуматься о проблемах данных этнических групп, уже давно вышедших за рамки национального правового регулирования, включая кулуары, в которых они традиционно обсуждались, и соответственно формировались.
Таким образом, данное исследование представляет собой комплексный анализ развития и понимания права коренных народов на самоопределение, рассмотрение которого было предпринятого нами с несколько альтернативной точки зрения, а именно как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития.
Иными словами, данная работа стремится охарактеризовать и показать существующие теоретические и практическое понимание данного права в рамках современной системы международного права.
В соответствии с этим, мы намереваемся рассмотреть вопрос о самоопределении коренных народов, преимущественно с трех сторон:
Во-первых, исследуя и называя ключевые, по нашему мнению, этапы процесса формирования и развития концепции прав коренных народов в рамках существующей международно-правовой системы;
Во-вторых, рассматривая и выделяя главные особенности этого права, формулируя тем самым его содержание;
В-третьих, уделяя внимание существующей практике толкования указанного права, действующими международными механизмами, созданными для защиты прав человека на универсальном и региональном уровнях.
Именно в подобном ключе, мы видим понимание обозначенного вопроса, и поэтому его исследование будет составлять для нас особо важную задачу настоящего труда.
Степень разработанности темы исследования. В международно-правовой доктрине, как известно, исследование вопросов о праве коренных народов на самоопределение до последнего времени не находило комплексного изучения, а рассматривалась, преимущественно, как часть общей теоретической проблемы права народов на самоопределение. К примеру, в отечественной науке, отдельные аспекты данной проблематики, в разное время были освящены в трудах А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе, Р. Ш. Гарипова и ряда других авторов.
Среди зарубежных авторов, тематикой самоопределения коренных народов упорно занимались Дж. Анайа, Э-И. Даес, К. Карпентер, Б. Кингсберри, Дж. Корнтассел, Т. Мозес, Г. Моррис, С. Скотт, П. Торнберри, Ф. Панзирони, Дж. Хенриксен.
Наиболее фундаментальными работами по этому вопросу можно считать диссертацию «Право коренных народов на самоопределение и политика развития» (Сидней, 2006 г.), Франчески Панзирони, послужившей одной из теоретических основ настоящего исследования.
Таким образом, позволим себе возможным отметить, что, несмотря на отдельные и довольно успешные попытки раскрыть этот, и без того сложный вопрос, вплоть до самого последнего времени, последний продолжает оставаться не достаточно разработанным, ввиду отсутствия комплексных научных исследований по данной тематике, несмотря на то, что исследованию права на самоопределения, особенно начиная с 50-70-х гг. прошлого столетия, было уделено самое серьезное внимание, как советской, так и американской юридической доктрины, что подтверждается огромным числом работ, написанных именно в этот период, на перечислении которых мы не представляем возможности останавливаться более подробно.
В соответствии с обозначенным выше, считаем основной целью настоящего исследования - комплексное изучение права коренных народов на самоопределение как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития, включая исследование содержания, международно-правовой природы, а также существующей практики и проблем, связанных с его реализацией коренными народами.
Указанная выше цель, предопределила необходимость постановки и решения следующих задач, а именно:
- проведения анализа процессов становления, закрепления и развития в международном праве идеи о правах коренных народов и об их праве на самоопределение в частности;
- выявления содержательных основ права коренных народов на самоопределение, включая определение его места и роли в современном международном праве;
- определения современного соотношения принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств, в контексте законности и обоснованности требований коренных народов о праве на самоопределение;
- рассмотрения возможности применения к коренным народам теории
ремидиальной сецессии;
- определения степени влияния, оказываемого политикой развития на формирование содержания данного права;
- исследования существующих основ современных механизмов и процедур международно-правового регулирования и защиты данного права.
Таким образом, объектом исследования выступают международно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации коренными народами их коллективного права на самоопределение.
Предмет диссертационного исследования составят универсальные и региональные международно-правовые акты, относящиеся пониманию права коренных народов на самоопределение.
Методологическую основу труда составили общие принципы научного познания, в частности, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ, аналогия, классификация, сравнение. Достаточно широко в исследовании использовались формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
Теоретическую основу настоящей работы составили исследования наиболее авторитетных, и в целом признаваемых ученых-международников, а также отдельных общественных деятелей и правозащитников.
Среди таковых можно выделить труды А. Х. Абашидзе, Л. А. Ананидзе, Р. Ш. Г арипова, Ф. Ф. Мартенса.
При написании настоящей работы были учтены также и научные труды зарубежных ученых, в частности: Дж. Анайи, A. Бьюкенена, А. Грэя, К. Карпентер, A. Кассезе, Б. Кингсберри, Т. Мозеса, Г. Морриса, С. Скотта, Ф. Панзирони, Т. Примо, П. Торнберри, Д. Райча, Х. Ханнума и других авторов.
Теоретические основы и выводы научного исследования также основываются на анализе международно-правовых и региональных актов. В частности, наиболее особое внимание, нами было уделено актам вторичного права ООН, а в частности докладам Специальных докладчиков Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека Комиссии по правам человека ООН Э-И. Даес, А. Кристеку, Г. Эспиелля, но также и докладам Специальных докладчиков по коренным народам Совета по правам человека ООН Дж. Анайи, В. Таули- Корпус, Р. Ставенхагена; замечаниям общего порядка, а также многочисленным отчетам, результатам исследований и решениям, опубликованным и вынесенным различными универсальными и региональными органами.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором было проведено наиболее комплексное исследование концепции права коренных народов на самоопределение с несколько альтернативной для читателя точки зрения, а именно с позиции существующей международно-правовой системы и конкретными условиями жизни, и требованиями коренных народов.
Данный подход, в свою очередь позволил автору сформулировать и вынести следующие суждения:
1. Существующая сегодня система современного международного права не дает единой и цельной картины понимания места самоопределения коренных народов;
2. Рассматриваемая система нуждается в необходимости совершенствования, которое возможно осуществить, только посредством расширения понимания данного права в отношении коренных народов, в сторону ее большей гибкости в зависимости от конкретных условий жизни и существования данных этнических общностей, проживающих в разных странах и регионах мира;
3. Но также и выработки наиболее благоприятных путей для удовлетворения существующих требований коренных народов, связанных с их правом на самоопределение.
На основе данных суждений, при обращении внимания на современные правовые реалии, автором был выдвинут и обоснован тезис о необходимости расширения понимания данного права системой современного международного
права, отнюдь не предполагающий провозглашение коренными народами государственного суверенитета и независимости.
В диссертации также были выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование требований коренных народов о праве на самоопределение, но также и предложены рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования этого вопроса.
Теоретическая значимость данного исследования выражается в том, что последнее представляет собой комплексную работу, посвященную изучению права коренных народов на самоопределение, тем самым призвано ответить на вышеупомянутые вопросы и сформировать понимание права коренных народов на самоопределение в современном международном праве.
Теоретические выводы и положения, полученные автором, могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и специалистов, занимающихся проблематикой коренных народов, вопросами самоопределения, коллективных прав человека и их международно-правовой защитой.
Диссертационное исследование может служить основой для дальнейшего изучения концепции самоопределения и права коренных народов на самоопределение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в качестве обоснования необходимости реформирования международно-правовых учреждений и существующих установлений.
Кроме того, результаты исследования могут использоваться в научно-образовательной деятельности при подготовке общих и специальных курсов по международному праву и международной защите прав человека, а также при разработке учебных пособий, затрагивающих предмет настоящего исследования.
Достоверность результатов исследования подтверждается многообразием используемых методов, глубоким изучением отечественных и зарубежных научных трудов по теме работы, а также всесторонним анализом широкого спектра нормативного и эмпирического материала, связанного с правом на самоопределение коренных народов.
Апробация и внедрение результатов исследования была подготовлена и пройдена на кафедре международного и европейского права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, а также в Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Настоящая магистерская диссертация была выполнена в рамках программы «Международная защиты прав человека» Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, реализуемой им при поддержке Управления ООН по правам человека в России и стала результатом научной стажировки автора в Институте по правам человека им. Педро Аруппе Университета Деусто (Бильбао) Королевства Испании, осуществленной при финансовой поддержке Управления ООН по правам человека в России в апреле 2019 года.
Основные теоретические положения и полученные выводы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях:
1. II Международный научно-практический конвент студентов аспирантов: Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100- летию Октябрьской революции), Казанский (Приволжский) федеральный университет, 23-25 ноября 2017 г.
2. Региональный научно-практический круглый стол «Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 14 декабря 2017 г.
3. XX Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право», Пермский государственный национальный исследовательский университет, 12-13 апреля 2018 г.
4. III Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительноправовой аспект», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 19-20 апреля 2018 г.
5. XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, Южно-Уральскиий государственный университет, 12-13 мая 2018 г.
6. XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках III Международного юридического молодежного форума, Башкирский государственный университет, 13-15 декабря 2018 г.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В рамках проведенного исследования, нами была предпринята попытка осмысления, наверное, самого неоднозначного, вместе с этим и крайне политизированного права, принадлежащего коренным народам, а именно права на самоопределение, вопросы толкования и реализации которого продолжают оставаться сегодня одними из наиболее сложных и труднорешаемых как для национального, так и для всего международного права в целом.
В этой связи, мы хотели бы вновь напомнить читателю, что рассмотрение этого вопроса происходило через анализ исторического развития концепции о правах коренных народов в международном праве, по нашему мнению, имеющей особое значение для его понимания, но также, и посредством исследования его содержательной основы, включая и практику его толкования и защиты.
Так, говоря об анализе развития концепции прав коренных народов, предпринятом нами в первой главе данной работы, представляется возможным отметить, что данный процесс имел в своем основании два основных этапа, линией раздела которым, послужило начало XX столетия, поскольку, именно в этот период человеческой истории, развивавшиеся в течение ни одной сотни лет представления о статусе и правах данных народов, смогли найти свое логическое закрепление на международной арене.
В контексте сказанного стоит заметить, что вышеупомянутому процессу способствовало, в том числе и создание первых международных учреждений, совещательный потенциал которых был быстро подхвачен и использован представителями многих коренных народов для формирования и донесения своих требований перед международным сообществом, жертвами которого они же и стали. Требований, главных образом связанных с необходимостью признания и расширения их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, ввиду того, что последнее, по их же глубокому убеждению, выступает фундаментом всех их остальных прав, одновременно определяя их существование в качестве народов как таковых.
В тоже самое время, нам бы хотелось указать, что приверженность коренных народов, преимущественно международным механизмам решения своих проблем, во-первых, призвано свидетельствовать о неимоверно высоком авторитете, придаваемом ими последним, по отношению скажем, к национальным институтам, вследствие осуществления последними, весьма агрессивной политики в прошлом, либо же нежелания участвовать в содействии решения их проблем в настоящем; во-вторых, говорит об универсальности и всеобъемлющности характера вышеуказанных проблем, решение которых, по нашему мнению, должно быть призвано первостепенной задачей всего международного сообщества; ну, и в-третьих, выражает их стремление к продолжению ведения интенсивной борьбы и сопротивлению, продолжающим сохраняться в их отношении, но и приобретать новую силу и поддержку, многовековым стереотипам и страхам, связанным с уже неоднократно упомянутым нами нежеланием государств идти по пути расширения их исконных прав, и в частности, их права на самоопределение. Однако, в отличие от прежних лет, борьбы ненасильственной и бескровной.
В соответствии с вышеизложенным, позволим себе возможным сделать небольшое заключение о том, что формирование указанной концепции происходило на фоне формирования современной системы международного права и системы права прав человека, обязанных своим появлением истории многовековых контактов европейцев и коренных народов, но также и примером многовековой борьбы за свои права величайших из их представителей, в тоже время и просветительской деятельности выдающихся теоретиков права эпохи Возрождения и Нового времени, вместе сумевших заложить основы современному международному праву и современному, основанному на принципах уважения прав человека, пониманию прав человека и прав коренных народов в частности, нашедшему свое отражение, в принятых в настоящем времени, ключевых международных актах, к примеру, таких как Декларация о правах коренных народов 2007 года и Американская декларация прав коренных народов 2016 года.
Таким образом, возможность рассмотрения нами в данном исследовании исторического обзора позволило сформировать необходимую основу для понимания концепции о правах коренных народов, так и их права на самоопределение в целом.
Однако, несмотря на казалось бы, продолжающие свое формирование процессы разработки различных нормативных документов и предписаний, касающихся коренных народов, наряду с адаптацией существующих международных стандартов, механизмов и процедур защиты прав человека, необходимых для удовлетворения их требований, существующая практика показывает, что на сегодняшний день, многие коренные народы, в действительности не могут получить необходимую защиту и признание своих исконных прав со стороны международного сообщества, вследствие несовершенства ряда международных универсальных и региональных механизмов и процедур, но также отсутствия общеобязательного нормативного документа, посвященного правам данных этнических групп, чье появление, в принципе, могло бы отодвинуть в сторону многие существующие проблемы, связанные с защитой их прав, поскольку бы закладывало основы для новых механизмов и процедур, способных при рассмотрении конкретных сообщений о нарушении прав коренных народов учитывать и воспринимать специфичный характер последних.
И действительно, сегодня, многими представителями юридической науки, в числе которых был и Джеймс Анайя, утверждалось, что действующие международные установления и механизмы защиты прав коренных народов были «кристаллизованы» в рамках различных процессов, происходящих в международно-правовой системе, включавших в себя, главным образом толкование общих стандартов прав человека международными универсальными и региональными органами, в результате которого процесс разработки указанных выше документов и механизмов был значительно ускорен, однако все же не в такой степени, как того бы и хотелось.
В связи с этим, мы склонны считать, что процесс разработки указанных международных документов и норм, имеющих отношение к коренным народам и их правам, должен быть не только продолжен, но и приобрести в ближайшем будущем новый импульс, поскольку напрямую связан с вопросом их выживания, благодаря чему и имеет первостепенное значение для их сохранения в качестве самостоятельных этнических групп.
Из этого, по нашему мнению, следует необходимость разработки и принятия международным сообществом новых прогрессивных документов, в числе которых может находится и новый международный договор, посвященный правам коренных народов, разработка которого должна осуществляться, только при самом непосредственном участии их представителей и организаций под контролем Организации Объединенных Наций, дабы не повторять ошибки, имевшие место быть при разработке Международной организации труда конвенций, касавшихся коренных народов.
Таким образом, запуск данного процесса, по нашему глубокому убеждению, будет иметь самое благотворное воздействие, способствуя, во-первых, признанию права данных народов на самоопределение в соответствии с существующими стандартами международного права прав человека; во-вторых, будет способствовать более глубокому пониманию последнего, включая понимание существующих проблем, связанных с его реализацией; ну, а в-третьих, будет устранять обозначенные выше проблемы, определяя меры, необходимые для их исправления.
В контексте сказанного, позволим себе заметить, что начало данного процесса, в прошлом, также ознаменовало собой формирование нового межотраслевого правового сегмента, условно называемого «правом прав коренных народов», в результате чего возникла объективная необходимость более конкретно определиться с пониманием их права на самоопределение, включая и содержание и границы последнего, которые, по нашему мнению, могут быть выражены, только при возможности принятия во внимание точки зрения данных народов.
Здесь, также следовало бы указать, что самоопределение коренных народов, ни в коем случае нельзя рассматривать с позиции, ставшего традиционным подхода деления данного права на «внутреннее» и «внешнее», по нашему мнению, уже давно ставшим, этаким доктринальным рудиментом.
Из этого следует, что содержание права коренных народов на самоопределение может быть раскрыто, только в рамках международного права, права прав человека и политики развития, вместе образующих фундамент для его понимания, в основе которого должны лежать различные правозащитные, но также и правовосстановительные механизмы и положения, включая и гарантии, необходимые данным народам для продолжения существования в качестве отдельных и самостоятельных народов свободных от угнетения, что подтверждает вынесенное нами ранее суждение, что самоопределение коренных народов следует рассматривать, преимущественно как концепцию наиболее широкого охвата, основанную на взаимосвязи с правом на развитие, установленной в Декларации о праве на развитие, но и одновременно с этим, как концепцию, «призванную охватывать весь расширяющийся спектр политических возможностей... под эгидой которого ... народы будут и впредь стремиться к большей автономии в принятии решений».
Последнее может быт выражено, только через соединение нескольких компонентов: во-первых, признания и уважения их самобытности и истории, образа жизни, традиций и мировоззрения; ну а во-вторых, полноценной защиты последних.
Возвращаясь же вновь к вопросу о допустимости и законности требований коренных народов, предъявляемых ими к международной системе, следует сказать, что последние, главным образом отнесены к праву на самоопределение и включают в себя требования о запрете дискриминации; защите меньшинств; признании их исторического суверенитета; и наконец, признания и выполнения государствами условий договоров и соглашений, заключенных в прошлом с общинами коренных народов.
Таким образом, приведенная нами структура требований коренных народов, предложенная еще профессором Б. Кингсберри, призвана служить более глубокому пониманию права данных народов на самоопределение. В связи с этим, представляется очевидным отметить, что удовлетворение вышеупомянутых требований, связанных с правом на самоопределение, будет возможно, только при разработки конкретной нормативной основы, способной охватить все существующие сложности последнего. По нашему мнению, последняя может быть сформирована в результате принятии новых фундаментальных нормативно-правовых актов; усовершенствования существующей системы защиты прав коренных народов на международном уровне, в результате приспособления последней к реалиям и специфике коренных народов; в тоже время и реституции исконных земель и территорий аборигенов.
Возвращаясь же вновь к вопросу, связанному с существующими международными механизмами и процедурами защиты прав человека, которые мы имели возможность рассмотреть в данном исследовании, позволим себе сказать, что последние, хотя и сумели внести определенный вклад в толкование и регулирование права коренных народов на самоопределение, тем самым способствовав некоторому смягчению государственной политики ряда стран в отношении данных народов, но также и восстановлению их диалога, в тоже время, во многих отношениях, последние, продолжают оставаться весьма ограниченными, препятствуя тем самым подлинному признанию права этих народов на самоопределение, по причине того, что формулируемые им предписания носят, главным образом рекомендательный характер и не предусматривают юридической обязанности их исполнения, продолжая зависеть от доброй воли и готовности государств-нарушителей применять их, посредством своих внутренних механизмов и процедур, что во многих случаях представляет собой реальный тупик.
Ко всему прочему, ограниченность последнего, подтверждается и в том, что основной акцент при толковании данного права коренных народов делается на потенциальной угрозе их отделения и приоритете международного принципа территориальной целостности государств, что, по нашему мнению, только не способствует признанию права данных народов на самоопределение, но еще и весьма негативным образом оказывает влияние на характер взаимных отношений
между коренными народами и международным сообществом в целом.
В контексте сказанного стоит заметить, что постоянное присутствие данных оговорок выглядит достаточно абсурдным, поскольку, существующие у коренных народов запросы и требования о самоопределении совершенно не предусматривают стремления к отделению и образованию независимых государств, но напротив демонстрируют приверженность к продолжению существования в рамках своих государств, но существования, предусматривающего расширение их полномочий в области самоуправления и невмешательство органов государственной власти в их деятельность.
Таким образом, мы можем говорить, что существующий международный нормотворческий и правозащитный механизм, до сих пор воплощает узкий и ограниченный позитивистский подход к видению прав коренных народов.
Наряду с этим, стоит также добавить, что действующая система мониторинга происшествий, касающихся коренных народов, главным образом устроена на возмещении и смягчении последствий уже свершившихся фактов нарушений прав данных этнических сообществ, при этом, не предусматривая возможности для их подлинного восстановления и исправления.
На этом основании, мы бы хотели высказать предложение о необходимости изменения этого порядка, посредством побуждения и обязывания государства на национальном уровне следовать политике развития, которая, по нашему глубокому убеждению и призвана играть решающую роль в определении права данных народов на самоопределение.
В соответствии с вышеизложенным, мы склоняемся считать, что видение системы защиты прав коренных народов должно быть непременно нацелено на исправление последствий вышеупомянутых правонарушений, но и на их опережение.
В этом контексте, стоит также отметить, что весьма проблематичным, до сих пор продолжает оставаться проблема отсутствия возможности у коренных народов подачи сообщений о предполагаемых нарушениях их прав в международные органы, вследствие сохранения довольно жесткого условия об исчерпании возможности использования всех внутренних средств правовой защиты. В связи с этим, мы бы хотели также сделать предложение о необходимости возможного смягчения этого условия, либо его полной отмены, во-первых, ввиду сохранения особого долга всего международного сообщества перед коренными народами, но и во-вторых, из-за возможного намеренного затягивания государствами правозащитных и правовосстановительных процессов.
В соответствии с вышеизложенным, мы полагаем, что существующие сегодня международные правозащитные механизмы в полной мере не способны обеспечить признание и защиту права данных народов на самоопределение, поскольку работа последних подразумевает пассивную роль правообладателей, представленных коренными народами, претендующими в данном случае на признание и восстановление их прав.
Что же касается политики развития, то последняя, в действительности, может предложить вполне эффективное решение существующих у коренных народов проблем, однако для этого государствам и их правительствам следовало бы отказаться от видения и рассмотрения коренных народов в качестве потенциальных сепаратистов и бунтовщиков, поступиться своими эгоистическими воззрениями и наконец встать на путь компромисса, предполагающего расширение прав данных этнических общностей как на национальном, так и на международном уровнях.
Таким образом, окончание данной дискуссии о праве коренных народов на самоопределение, мы бы хотели завершить произвольным диалогом маленького мальчика перуанского коренного народа аракмбута и австралийского аборигена по поводу самоопределения:
«Что такое самоопределение?» - спрашивает молодой человек из Аракмбута. «Самоопределение - это река, в которой плавают все остальные права», - отвечает австралийский абориген.
Таким образом, от влажных лесов Амазонии, вплоть до берегов австралийского континента, стремление к самоопределению лежит в основе чаяний и стремлений всех коренных народов.
В этой связи, мы хотели бы вновь напомнить читателю, что рассмотрение этого вопроса происходило через анализ исторического развития концепции о правах коренных народов в международном праве, по нашему мнению, имеющей особое значение для его понимания, но также, и посредством исследования его содержательной основы, включая и практику его толкования и защиты.
Так, говоря об анализе развития концепции прав коренных народов, предпринятом нами в первой главе данной работы, представляется возможным отметить, что данный процесс имел в своем основании два основных этапа, линией раздела которым, послужило начало XX столетия, поскольку, именно в этот период человеческой истории, развивавшиеся в течение ни одной сотни лет представления о статусе и правах данных народов, смогли найти свое логическое закрепление на международной арене.
В контексте сказанного стоит заметить, что вышеупомянутому процессу способствовало, в том числе и создание первых международных учреждений, совещательный потенциал которых был быстро подхвачен и использован представителями многих коренных народов для формирования и донесения своих требований перед международным сообществом, жертвами которого они же и стали. Требований, главных образом связанных с необходимостью признания и расширения их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, ввиду того, что последнее, по их же глубокому убеждению, выступает фундаментом всех их остальных прав, одновременно определяя их существование в качестве народов как таковых.
В тоже самое время, нам бы хотелось указать, что приверженность коренных народов, преимущественно международным механизмам решения своих проблем, во-первых, призвано свидетельствовать о неимоверно высоком авторитете, придаваемом ими последним, по отношению скажем, к национальным институтам, вследствие осуществления последними, весьма агрессивной политики в прошлом, либо же нежелания участвовать в содействии решения их проблем в настоящем; во-вторых, говорит об универсальности и всеобъемлющности характера вышеуказанных проблем, решение которых, по нашему мнению, должно быть призвано первостепенной задачей всего международного сообщества; ну, и в-третьих, выражает их стремление к продолжению ведения интенсивной борьбы и сопротивлению, продолжающим сохраняться в их отношении, но и приобретать новую силу и поддержку, многовековым стереотипам и страхам, связанным с уже неоднократно упомянутым нами нежеланием государств идти по пути расширения их исконных прав, и в частности, их права на самоопределение. Однако, в отличие от прежних лет, борьбы ненасильственной и бескровной.
В соответствии с вышеизложенным, позволим себе возможным сделать небольшое заключение о том, что формирование указанной концепции происходило на фоне формирования современной системы международного права и системы права прав человека, обязанных своим появлением истории многовековых контактов европейцев и коренных народов, но также и примером многовековой борьбы за свои права величайших из их представителей, в тоже время и просветительской деятельности выдающихся теоретиков права эпохи Возрождения и Нового времени, вместе сумевших заложить основы современному международному праву и современному, основанному на принципах уважения прав человека, пониманию прав человека и прав коренных народов в частности, нашедшему свое отражение, в принятых в настоящем времени, ключевых международных актах, к примеру, таких как Декларация о правах коренных народов 2007 года и Американская декларация прав коренных народов 2016 года.
Таким образом, возможность рассмотрения нами в данном исследовании исторического обзора позволило сформировать необходимую основу для понимания концепции о правах коренных народов, так и их права на самоопределение в целом.
Однако, несмотря на казалось бы, продолжающие свое формирование процессы разработки различных нормативных документов и предписаний, касающихся коренных народов, наряду с адаптацией существующих международных стандартов, механизмов и процедур защиты прав человека, необходимых для удовлетворения их требований, существующая практика показывает, что на сегодняшний день, многие коренные народы, в действительности не могут получить необходимую защиту и признание своих исконных прав со стороны международного сообщества, вследствие несовершенства ряда международных универсальных и региональных механизмов и процедур, но также отсутствия общеобязательного нормативного документа, посвященного правам данных этнических групп, чье появление, в принципе, могло бы отодвинуть в сторону многие существующие проблемы, связанные с защитой их прав, поскольку бы закладывало основы для новых механизмов и процедур, способных при рассмотрении конкретных сообщений о нарушении прав коренных народов учитывать и воспринимать специфичный характер последних.
И действительно, сегодня, многими представителями юридической науки, в числе которых был и Джеймс Анайя, утверждалось, что действующие международные установления и механизмы защиты прав коренных народов были «кристаллизованы» в рамках различных процессов, происходящих в международно-правовой системе, включавших в себя, главным образом толкование общих стандартов прав человека международными универсальными и региональными органами, в результате которого процесс разработки указанных выше документов и механизмов был значительно ускорен, однако все же не в такой степени, как того бы и хотелось.
В связи с этим, мы склонны считать, что процесс разработки указанных международных документов и норм, имеющих отношение к коренным народам и их правам, должен быть не только продолжен, но и приобрести в ближайшем будущем новый импульс, поскольку напрямую связан с вопросом их выживания, благодаря чему и имеет первостепенное значение для их сохранения в качестве самостоятельных этнических групп.
Из этого, по нашему мнению, следует необходимость разработки и принятия международным сообществом новых прогрессивных документов, в числе которых может находится и новый международный договор, посвященный правам коренных народов, разработка которого должна осуществляться, только при самом непосредственном участии их представителей и организаций под контролем Организации Объединенных Наций, дабы не повторять ошибки, имевшие место быть при разработке Международной организации труда конвенций, касавшихся коренных народов.
Таким образом, запуск данного процесса, по нашему глубокому убеждению, будет иметь самое благотворное воздействие, способствуя, во-первых, признанию права данных народов на самоопределение в соответствии с существующими стандартами международного права прав человека; во-вторых, будет способствовать более глубокому пониманию последнего, включая понимание существующих проблем, связанных с его реализацией; ну, а в-третьих, будет устранять обозначенные выше проблемы, определяя меры, необходимые для их исправления.
В контексте сказанного, позволим себе заметить, что начало данного процесса, в прошлом, также ознаменовало собой формирование нового межотраслевого правового сегмента, условно называемого «правом прав коренных народов», в результате чего возникла объективная необходимость более конкретно определиться с пониманием их права на самоопределение, включая и содержание и границы последнего, которые, по нашему мнению, могут быть выражены, только при возможности принятия во внимание точки зрения данных народов.
Здесь, также следовало бы указать, что самоопределение коренных народов, ни в коем случае нельзя рассматривать с позиции, ставшего традиционным подхода деления данного права на «внутреннее» и «внешнее», по нашему мнению, уже давно ставшим, этаким доктринальным рудиментом.
Из этого следует, что содержание права коренных народов на самоопределение может быть раскрыто, только в рамках международного права, права прав человека и политики развития, вместе образующих фундамент для его понимания, в основе которого должны лежать различные правозащитные, но также и правовосстановительные механизмы и положения, включая и гарантии, необходимые данным народам для продолжения существования в качестве отдельных и самостоятельных народов свободных от угнетения, что подтверждает вынесенное нами ранее суждение, что самоопределение коренных народов следует рассматривать, преимущественно как концепцию наиболее широкого охвата, основанную на взаимосвязи с правом на развитие, установленной в Декларации о праве на развитие, но и одновременно с этим, как концепцию, «призванную охватывать весь расширяющийся спектр политических возможностей... под эгидой которого ... народы будут и впредь стремиться к большей автономии в принятии решений».
Последнее может быт выражено, только через соединение нескольких компонентов: во-первых, признания и уважения их самобытности и истории, образа жизни, традиций и мировоззрения; ну а во-вторых, полноценной защиты последних.
Возвращаясь же вновь к вопросу о допустимости и законности требований коренных народов, предъявляемых ими к международной системе, следует сказать, что последние, главным образом отнесены к праву на самоопределение и включают в себя требования о запрете дискриминации; защите меньшинств; признании их исторического суверенитета; и наконец, признания и выполнения государствами условий договоров и соглашений, заключенных в прошлом с общинами коренных народов.
Таким образом, приведенная нами структура требований коренных народов, предложенная еще профессором Б. Кингсберри, призвана служить более глубокому пониманию права данных народов на самоопределение. В связи с этим, представляется очевидным отметить, что удовлетворение вышеупомянутых требований, связанных с правом на самоопределение, будет возможно, только при разработки конкретной нормативной основы, способной охватить все существующие сложности последнего. По нашему мнению, последняя может быть сформирована в результате принятии новых фундаментальных нормативно-правовых актов; усовершенствования существующей системы защиты прав коренных народов на международном уровне, в результате приспособления последней к реалиям и специфике коренных народов; в тоже время и реституции исконных земель и территорий аборигенов.
Возвращаясь же вновь к вопросу, связанному с существующими международными механизмами и процедурами защиты прав человека, которые мы имели возможность рассмотреть в данном исследовании, позволим себе сказать, что последние, хотя и сумели внести определенный вклад в толкование и регулирование права коренных народов на самоопределение, тем самым способствовав некоторому смягчению государственной политики ряда стран в отношении данных народов, но также и восстановлению их диалога, в тоже время, во многих отношениях, последние, продолжают оставаться весьма ограниченными, препятствуя тем самым подлинному признанию права этих народов на самоопределение, по причине того, что формулируемые им предписания носят, главным образом рекомендательный характер и не предусматривают юридической обязанности их исполнения, продолжая зависеть от доброй воли и готовности государств-нарушителей применять их, посредством своих внутренних механизмов и процедур, что во многих случаях представляет собой реальный тупик.
Ко всему прочему, ограниченность последнего, подтверждается и в том, что основной акцент при толковании данного права коренных народов делается на потенциальной угрозе их отделения и приоритете международного принципа территориальной целостности государств, что, по нашему мнению, только не способствует признанию права данных народов на самоопределение, но еще и весьма негативным образом оказывает влияние на характер взаимных отношений
между коренными народами и международным сообществом в целом.
В контексте сказанного стоит заметить, что постоянное присутствие данных оговорок выглядит достаточно абсурдным, поскольку, существующие у коренных народов запросы и требования о самоопределении совершенно не предусматривают стремления к отделению и образованию независимых государств, но напротив демонстрируют приверженность к продолжению существования в рамках своих государств, но существования, предусматривающего расширение их полномочий в области самоуправления и невмешательство органов государственной власти в их деятельность.
Таким образом, мы можем говорить, что существующий международный нормотворческий и правозащитный механизм, до сих пор воплощает узкий и ограниченный позитивистский подход к видению прав коренных народов.
Наряду с этим, стоит также добавить, что действующая система мониторинга происшествий, касающихся коренных народов, главным образом устроена на возмещении и смягчении последствий уже свершившихся фактов нарушений прав данных этнических сообществ, при этом, не предусматривая возможности для их подлинного восстановления и исправления.
На этом основании, мы бы хотели высказать предложение о необходимости изменения этого порядка, посредством побуждения и обязывания государства на национальном уровне следовать политике развития, которая, по нашему глубокому убеждению и призвана играть решающую роль в определении права данных народов на самоопределение.
В соответствии с вышеизложенным, мы склоняемся считать, что видение системы защиты прав коренных народов должно быть непременно нацелено на исправление последствий вышеупомянутых правонарушений, но и на их опережение.
В этом контексте, стоит также отметить, что весьма проблематичным, до сих пор продолжает оставаться проблема отсутствия возможности у коренных народов подачи сообщений о предполагаемых нарушениях их прав в международные органы, вследствие сохранения довольно жесткого условия об исчерпании возможности использования всех внутренних средств правовой защиты. В связи с этим, мы бы хотели также сделать предложение о необходимости возможного смягчения этого условия, либо его полной отмены, во-первых, ввиду сохранения особого долга всего международного сообщества перед коренными народами, но и во-вторых, из-за возможного намеренного затягивания государствами правозащитных и правовосстановительных процессов.
В соответствии с вышеизложенным, мы полагаем, что существующие сегодня международные правозащитные механизмы в полной мере не способны обеспечить признание и защиту права данных народов на самоопределение, поскольку работа последних подразумевает пассивную роль правообладателей, представленных коренными народами, претендующими в данном случае на признание и восстановление их прав.
Что же касается политики развития, то последняя, в действительности, может предложить вполне эффективное решение существующих у коренных народов проблем, однако для этого государствам и их правительствам следовало бы отказаться от видения и рассмотрения коренных народов в качестве потенциальных сепаратистов и бунтовщиков, поступиться своими эгоистическими воззрениями и наконец встать на путь компромисса, предполагающего расширение прав данных этнических общностей как на национальном, так и на международном уровнях.
Таким образом, окончание данной дискуссии о праве коренных народов на самоопределение, мы бы хотели завершить произвольным диалогом маленького мальчика перуанского коренного народа аракмбута и австралийского аборигена по поводу самоопределения:
«Что такое самоопределение?» - спрашивает молодой человек из Аракмбута. «Самоопределение - это река, в которой плавают все остальные права», - отвечает австралийский абориген.
Таким образом, от влажных лесов Амазонии, вплоть до берегов австралийского континента, стремление к самоопределению лежит в основе чаяний и стремлений всех коренных народов.
Подобные работы
- ПРАВО НА ЗЕМЛЮ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование внешнеэкономических сделок
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Основные принципы международного права (Тамбовский государственный технический университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Финно-угорский фактор в международных связях Республики Марий Эл
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Дагестанские переселенцы на Ставрополье во второй половине ХХ века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА НА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Эволюция политической роли этнических меньшинств в США с 1960-х годов по настоящее время
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КОРЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ САХАЛИНА: ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



