Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ЗАЩИТА

Работа №38896

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
485
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И БОРЬБА ЗА ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 13
1.1 Становление и развитие концепции прав коренных народов в период
колонизации, раннего и классического международного права 13
1.2 Международно-правовое закрепление и развитие прав коренных народов в
современном международном праве 26
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 38
2.1 Понятие и значение принципа равноправия и самоопределения народов в
вопросе самоопределения коренных народов 38
2.2 Характеристика основных элементов и форм права коренных народов на
самоопределение 48
3 ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 67
3.1 Механизмы и процедуры защиты права коренных народов на
самоопределение в системе Организации Объединенных Наций 67
3.2 Деятельность региональных организаций в области защиты права коренных
народов на самоопределения 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. Жизнь человека, с первого же взгляда обращения к ней, может показаться чередой постоянных вызовов, с которыми, всем нам приходится сталкиваться на протяжении нашего сознательного жизненного пути. В действительности же, последняя есть, ни что иное, как не прекращающаяся ни на минуту борьба, которую каждый из нас ведет ежедневно, подчас, в совершенно в экстремальных условиях.
Вне всякого сомнения, так и жизнь человеческих сообществ, во многом, подчинена, все тем же механизмам и законам, в основе которых лежит универсальное стремление к самоопределению, по нашему мнению, являющемуся одним из главных основ, обуславливающих развитие и протекание их жизни, включая также и жизнь каждого отдельного индивида в целом, побуждаемое, как известно, самой природой и выражаемое в сильном объективном стремлении к общению с себе подобными.
Исторически, данный тип общения представлял собой законное средство противодействия народов их порабощению. Несмотря на это, существующая реальность диктует нам совершенно иные модели и варианты поведения народов в их взаимных отношениях, включая также и механизмы протекания различных событий их политической жизни, которые, в свою очередь и обусловили появление в современный период развития человеческого общества различного рода конфликтов, достигнувших сегодня совершенно невиданные формы и размахи.
Думается, нам совершенно не стоит напоминать читателю о двух Мировых войнах, а также отдельных региональных и локальных столкновениях, многим из которых, пока еще нет конца. В свою очередь, последние, как известно, явились результатами эгоистических и хищнических стремлений государств, которые, в погоне за ресурсами и новыми территориями, нередко пренебрегали интересами и правами народов их населяющих, либо же попадающих в сферу их «законных» интересов.
Из сказанного нами выше следует, что наиболее повышенное внимание должно быть непременно приковано к наиболее уязвимым народам и группам. К таковым, в частности, следует относить коренные народы, в течение последних пяти столетий, подвергавшихся различным актам дискриминации, становясь их жертвами. Однако, независимо от приводимых фактов, постигших их исторических несправедливостей, не сломленных и не утративших стремления к самоопределению, продолживших, как и прежде, вести упорную борьбу за его обретение, включая и борьбу за сохранение своих исконных прав и своей национальной идентичности, по нашему глубокому мнению, сохранение которых возможно обеспечить, только путем их признания и защиты со стороны всего международного сообщества.
В соответствии с этим, мы предполагаем остановиться на рассмотрении в данной работе, наиболее спорного и весьма дискуссионного права принадлежащего данным этническим общностям, продолжающего до самого последнего времени, оставаться одним из наиболее труднорешаемых вопросов для всего международного сообщества в целом, а именно, права на самоопределение, закрепление которого стало итогом совместных усилий всего человечества, в результате которых, последнее, было обречено на утверждение, в качестве основополагающего принципа международного права.
Несмотря на это, реализация данного права коренными народами, сегодня продолжает находить множество препятствий, связанных с продолжением сохранения и культивированием в отношении них различных стереотипов, в частности, стереотипов об их недоразвитости и неспособности к самоуправлению, к которым присоединяется также и отсутствие должного нормативного освящения данного вопроса в действующих международно-правовых актах, в результате чего, некоторые представители данных народов стали выражать стремление к необходимости расширении его понимания, вплоть до признания их, в качестве субъекта получения государственной независимости и суверенитета, что однозначно вступает в противоречие международному принципу суверенитета и территориальной целостности государств.
Исходя из этого, мы полагаем, что приверженность коренных народов к признанию за ними их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, а также их решимость с которой они отстаивают свои требования с трибун международных организаций, будет еще очень долгое время, оставаться весьма актуальным предметом для обсуждения в научной литературе, что, в очередной раз подтверждает, что международному сообществу стоит задуматься о проблемах данных этнических групп, уже давно вышедших за рамки национального правового регулирования, включая кулуары, в которых они традиционно обсуждались, и соответственно формировались.
Таким образом, данное исследование представляет собой комплексный анализ развития и понимания права коренных народов на самоопределение, рассмотрение которого было предпринятого нами с несколько альтернативной точки зрения, а именно как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития.
Иными словами, данная работа стремится охарактеризовать и показать существующие теоретические и практическое понимание данного права в рамках современной системы международного права.
В соответствии с этим, мы намереваемся рассмотреть вопрос о самоопределении коренных народов, преимущественно с трех сторон:
Во-первых, исследуя и называя ключевые, по нашему мнению, этапы процесса формирования и развития концепции прав коренных народов в рамках существующей международно-правовой системы;
Во-вторых, рассматривая и выделяя главные особенности этого права, формулируя тем самым его содержание;
В-третьих, уделяя внимание существующей практике толкования указанного права, действующими международными механизмами, созданными для защиты прав человека на универсальном и региональном уровнях.
Именно в подобном ключе, мы видим понимание обозначенного вопроса, и поэтому его исследование будет составлять для нас особо важную задачу настоящего труда.
Степень разработанности темы исследования. В международно-правовой доктрине, как известно, исследование вопросов о праве коренных народов на самоопределение до последнего времени не находило комплексного изучения, а рассматривалась, преимущественно, как часть общей теоретической проблемы права народов на самоопределение. К примеру, в отечественной науке, отдельные аспекты данной проблематики, в разное время были освящены в трудах А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе, Р. Ш. Гарипова и ряда других авторов.
Среди зарубежных авторов, тематикой самоопределения коренных народов упорно занимались Дж. Анайа, Э-И. Даес, К. Карпентер, Б. Кингсберри, Дж. Корнтассел, Т. Мозес, Г. Моррис, С. Скотт, П. Торнберри, Ф. Панзирони, Дж. Хенриксен.
Наиболее фундаментальными работами по этому вопросу можно считать диссертацию «Право коренных народов на самоопределение и политика развития» (Сидней, 2006 г.), Франчески Панзирони, послужившей одной из теоретических основ настоящего исследования.
Таким образом, позволим себе возможным отметить, что, несмотря на отдельные и довольно успешные попытки раскрыть этот, и без того сложный вопрос, вплоть до самого последнего времени, последний продолжает оставаться не достаточно разработанным, ввиду отсутствия комплексных научных исследований по данной тематике, несмотря на то, что исследованию права на самоопределения, особенно начиная с 50-70-х гг. прошлого столетия, было уделено самое серьезное внимание, как советской, так и американской юридической доктрины, что подтверждается огромным числом работ, написанных именно в этот период, на перечислении которых мы не представляем возможности останавливаться более подробно.
В соответствии с обозначенным выше, считаем основной целью настоящего исследования - комплексное изучение права коренных народов на самоопределение как межотраслевого феномена, взятого в рамки международного права прав человека и существующих процессов политики развития, включая исследование содержания, международно-правовой природы, а также существующей практики и проблем, связанных с его реализацией коренными народами.
Указанная выше цель, предопределила необходимость постановки и решения следующих задач, а именно:
- проведения анализа процессов становления, закрепления и развития в международном праве идеи о правах коренных народов и об их праве на самоопределение в частности;
- выявления содержательных основ права коренных народов на самоопределение, включая определение его места и роли в современном международном праве;
- определения современного соотношения принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств, в контексте законности и обоснованности требований коренных народов о праве на самоопределение;
- рассмотрения возможности применения к коренным народам теории
ремидиальной сецессии;
- определения степени влияния, оказываемого политикой развития на формирование содержания данного права;
- исследования существующих основ современных механизмов и процедур международно-правового регулирования и защиты данного права.
Таким образом, объектом исследования выступают международно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации коренными народами их коллективного права на самоопределение.
Предмет диссертационного исследования составят универсальные и региональные международно-правовые акты, относящиеся пониманию права коренных народов на самоопределение.
Методологическую основу труда составили общие принципы научного познания, в частности, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, анализ, аналогия, классификация, сравнение. Достаточно широко в исследовании использовались формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.
Теоретическую основу настоящей работы составили исследования наиболее авторитетных, и в целом признаваемых ученых-международников, а также отдельных общественных деятелей и правозащитников.
Среди таковых можно выделить труды А. Х. Абашидзе, Л. А. Ананидзе, Р. Ш. Г арипова, Ф. Ф. Мартенса.
При написании настоящей работы были учтены также и научные труды зарубежных ученых, в частности: Дж. Анайи, A. Бьюкенена, А. Грэя, К. Карпентер, A. Кассезе, Б. Кингсберри, Т. Мозеса, Г. Морриса, С. Скотта, Ф. Панзирони, Т. Примо, П. Торнберри, Д. Райча, Х. Ханнума и других авторов.
Теоретические основы и выводы научного исследования также основываются на анализе международно-правовых и региональных актов. В частности, наиболее особое внимание, нами было уделено актам вторичного права ООН, а в частности докладам Специальных докладчиков Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека Комиссии по правам человека ООН Э-И. Даес, А. Кристеку, Г. Эспиелля, но также и докладам Специальных докладчиков по коренным народам Совета по правам человека ООН Дж. Анайи, В. Таули- Корпус, Р. Ставенхагена; замечаниям общего порядка, а также многочисленным отчетам, результатам исследований и решениям, опубликованным и вынесенным различными универсальными и региональными органами.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором было проведено наиболее комплексное исследование концепции права коренных народов на самоопределение с несколько альтернативной для читателя точки зрения, а именно с позиции существующей международно-правовой системы и конкретными условиями жизни, и требованиями коренных народов.
Данный подход, в свою очередь позволил автору сформулировать и вынести следующие суждения:
1. Существующая сегодня система современного международного права не дает единой и цельной картины понимания места самоопределения коренных народов;
2. Рассматриваемая система нуждается в необходимости совершенствования, которое возможно осуществить, только посредством расширения понимания данного права в отношении коренных народов, в сторону ее большей гибкости в зависимости от конкретных условий жизни и существования данных этнических общностей, проживающих в разных странах и регионах мира;
3. Но также и выработки наиболее благоприятных путей для удовлетворения существующих требований коренных народов, связанных с их правом на самоопределение.
На основе данных суждений, при обращении внимания на современные правовые реалии, автором был выдвинут и обоснован тезис о необходимости расширения понимания данного права системой современного международного
права, отнюдь не предполагающий провозглашение коренными народами государственного суверенитета и независимости.
В диссертации также были выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование требований коренных народов о праве на самоопределение, но также и предложены рекомендации по совершенствованию международно-правового регулирования этого вопроса.
Теоретическая значимость данного исследования выражается в том, что последнее представляет собой комплексную работу, посвященную изучению права коренных народов на самоопределение, тем самым призвано ответить на вышеупомянутые вопросы и сформировать понимание права коренных народов на самоопределение в современном международном праве.
Теоретические выводы и положения, полученные автором, могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и специалистов, занимающихся проблематикой коренных народов, вопросами самоопределения, коллективных прав человека и их международно-правовой защитой.
Диссертационное исследование может служить основой для дальнейшего изучения концепции самоопределения и права коренных народов на самоопределение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в качестве обоснования необходимости реформирования международно-правовых учреждений и существующих установлений.
Кроме того, результаты исследования могут использоваться в научно-образовательной деятельности при подготовке общих и специальных курсов по международному праву и международной защите прав человека, а также при разработке учебных пособий, затрагивающих предмет настоящего исследования.
Достоверность результатов исследования подтверждается многообразием используемых методов, глубоким изучением отечественных и зарубежных научных трудов по теме работы, а также всесторонним анализом широкого спектра нормативного и эмпирического материала, связанного с правом на самоопределение коренных народов.
Апробация и внедрение результатов исследования была подготовлена и пройдена на кафедре международного и европейского права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, а также в Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Настоящая магистерская диссертация была выполнена в рамках программы «Международная защиты прав человека» Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, реализуемой им при поддержке Управления ООН по правам человека в России и стала результатом научной стажировки автора в Институте по правам человека им. Педро Аруппе Университета Деусто (Бильбао) Королевства Испании, осуществленной при финансовой поддержке Управления ООН по правам человека в России в апреле 2019 года.
Основные теоретические положения и полученные выводы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях:
1. II Международный научно-практический конвент студентов аспирантов: Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100- летию Октябрьской революции), Казанский (Приволжский) федеральный университет, 23-25 ноября 2017 г.
2. Региональный научно-практический круглый стол «Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 14 декабря 2017 г.
3. XX Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право», Пермский государственный национальный исследовательский университет, 12-13 апреля 2018 г.
4. III Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительноправовой аспект», Крымский федеральный университет им. Вернадского, 19-20 апреля 2018 г.
5. XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей, Южно-Уральскиий государственный университет, 12-13 мая 2018 г.
6. XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках III Международного юридического молодежного форума, Башкирский государственный университет, 13-15 декабря 2018 г.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного исследования, нами была предпринята попытка осмысления, наверное, самого неоднозначного, вместе с этим и крайне политизированного права, принадлежащего коренным народам, а именно права на самоопределение, вопросы толкования и реализации которого продолжают оставаться сегодня одними из наиболее сложных и труднорешаемых как для национального, так и для всего международного права в целом.
В этой связи, мы хотели бы вновь напомнить читателю, что рассмотрение этого вопроса происходило через анализ исторического развития концепции о правах коренных народов в международном праве, по нашему мнению, имеющей особое значение для его понимания, но также, и посредством исследования его содержательной основы, включая и практику его толкования и защиты.
Так, говоря об анализе развития концепции прав коренных народов, предпринятом нами в первой главе данной работы, представляется возможным отметить, что данный процесс имел в своем основании два основных этапа, линией раздела которым, послужило начало XX столетия, поскольку, именно в этот период человеческой истории, развивавшиеся в течение ни одной сотни лет представления о статусе и правах данных народов, смогли найти свое логическое закрепление на международной арене.
В контексте сказанного стоит заметить, что вышеупомянутому процессу способствовало, в том числе и создание первых международных учреждений, совещательный потенциал которых был быстро подхвачен и использован представителями многих коренных народов для формирования и донесения своих требований перед международным сообществом, жертвами которого они же и стали. Требований, главных образом связанных с необходимостью признания и расширения их исконных прав, и прежде всего их права на самоопределение, ввиду того, что последнее, по их же глубокому убеждению, выступает фундаментом всех их остальных прав, одновременно определяя их существование в качестве народов как таковых.
В тоже самое время, нам бы хотелось указать, что приверженность коренных народов, преимущественно международным механизмам решения своих проблем, во-первых, призвано свидетельствовать о неимоверно высоком авторитете, придаваемом ими последним, по отношению скажем, к национальным институтам, вследствие осуществления последними, весьма агрессивной политики в прошлом, либо же нежелания участвовать в содействии решения их проблем в настоящем; во-вторых, говорит об универсальности и всеобъемлющности характера вышеуказанных проблем, решение которых, по нашему мнению, должно быть призвано первостепенной задачей всего международного сообщества; ну, и в-третьих, выражает их стремление к продолжению ведения интенсивной борьбы и сопротивлению, продолжающим сохраняться в их отношении, но и приобретать новую силу и поддержку, многовековым стереотипам и страхам, связанным с уже неоднократно упомянутым нами нежеланием государств идти по пути расширения их исконных прав, и в частности, их права на самоопределение. Однако, в отличие от прежних лет, борьбы ненасильственной и бескровной.
В соответствии с вышеизложенным, позволим себе возможным сделать небольшое заключение о том, что формирование указанной концепции происходило на фоне формирования современной системы международного права и системы права прав человека, обязанных своим появлением истории многовековых контактов европейцев и коренных народов, но также и примером многовековой борьбы за свои права величайших из их представителей, в тоже время и просветительской деятельности выдающихся теоретиков права эпохи Возрождения и Нового времени, вместе сумевших заложить основы современному международному праву и современному, основанному на принципах уважения прав человека, пониманию прав человека и прав коренных народов в частности, нашедшему свое отражение, в принятых в настоящем времени, ключевых международных актах, к примеру, таких как Декларация о правах коренных народов 2007 года и Американская декларация прав коренных народов 2016 года.
Таким образом, возможность рассмотрения нами в данном исследовании исторического обзора позволило сформировать необходимую основу для понимания концепции о правах коренных народов, так и их права на самоопределение в целом.
Однако, несмотря на казалось бы, продолжающие свое формирование процессы разработки различных нормативных документов и предписаний, касающихся коренных народов, наряду с адаптацией существующих международных стандартов, механизмов и процедур защиты прав человека, необходимых для удовлетворения их требований, существующая практика показывает, что на сегодняшний день, многие коренные народы, в действительности не могут получить необходимую защиту и признание своих исконных прав со стороны международного сообщества, вследствие несовершенства ряда международных универсальных и региональных механизмов и процедур, но также отсутствия общеобязательного нормативного документа, посвященного правам данных этнических групп, чье появление, в принципе, могло бы отодвинуть в сторону многие существующие проблемы, связанные с защитой их прав, поскольку бы закладывало основы для новых механизмов и процедур, способных при рассмотрении конкретных сообщений о нарушении прав коренных народов учитывать и воспринимать специфичный характер последних.
И действительно, сегодня, многими представителями юридической науки, в числе которых был и Джеймс Анайя, утверждалось, что действующие международные установления и механизмы защиты прав коренных народов были «кристаллизованы» в рамках различных процессов, происходящих в международно-правовой системе, включавших в себя, главным образом толкование общих стандартов прав человека международными универсальными и региональными органами, в результате которого процесс разработки указанных выше документов и механизмов был значительно ускорен, однако все же не в такой степени, как того бы и хотелось.
В связи с этим, мы склонны считать, что процесс разработки указанных международных документов и норм, имеющих отношение к коренным народам и их правам, должен быть не только продолжен, но и приобрести в ближайшем будущем новый импульс, поскольку напрямую связан с вопросом их выживания, благодаря чему и имеет первостепенное значение для их сохранения в качестве самостоятельных этнических групп.
Из этого, по нашему мнению, следует необходимость разработки и принятия международным сообществом новых прогрессивных документов, в числе которых может находится и новый международный договор, посвященный правам коренных народов, разработка которого должна осуществляться, только при самом непосредственном участии их представителей и организаций под контролем Организации Объединенных Наций, дабы не повторять ошибки, имевшие место быть при разработке Международной организации труда конвенций, касавшихся коренных народов.
Таким образом, запуск данного процесса, по нашему глубокому убеждению, будет иметь самое благотворное воздействие, способствуя, во-первых, признанию права данных народов на самоопределение в соответствии с существующими стандартами международного права прав человека; во-вторых, будет способствовать более глубокому пониманию последнего, включая понимание существующих проблем, связанных с его реализацией; ну, а в-третьих, будет устранять обозначенные выше проблемы, определяя меры, необходимые для их исправления.
В контексте сказанного, позволим себе заметить, что начало данного процесса, в прошлом, также ознаменовало собой формирование нового межотраслевого правового сегмента, условно называемого «правом прав коренных народов», в результате чего возникла объективная необходимость более конкретно определиться с пониманием их права на самоопределение, включая и содержание и границы последнего, которые, по нашему мнению, могут быть выражены, только при возможности принятия во внимание точки зрения данных народов.
Здесь, также следовало бы указать, что самоопределение коренных народов, ни в коем случае нельзя рассматривать с позиции, ставшего традиционным подхода деления данного права на «внутреннее» и «внешнее», по нашему мнению, уже давно ставшим, этаким доктринальным рудиментом.
Из этого следует, что содержание права коренных народов на самоопределение может быть раскрыто, только в рамках международного права, права прав человека и политики развития, вместе образующих фундамент для его понимания, в основе которого должны лежать различные правозащитные, но также и правовосстановительные механизмы и положения, включая и гарантии, необходимые данным народам для продолжения существования в качестве отдельных и самостоятельных народов свободных от угнетения, что подтверждает вынесенное нами ранее суждение, что самоопределение коренных народов следует рассматривать, преимущественно как концепцию наиболее широкого охвата, основанную на взаимосвязи с правом на развитие, установленной в Декларации о праве на развитие, но и одновременно с этим, как концепцию, «призванную охватывать весь расширяющийся спектр политических возможностей... под эгидой которого ... народы будут и впредь стремиться к большей автономии в принятии решений».
Последнее может быт выражено, только через соединение нескольких компонентов: во-первых, признания и уважения их самобытности и истории, образа жизни, традиций и мировоззрения; ну а во-вторых, полноценной защиты последних.
Возвращаясь же вновь к вопросу о допустимости и законности требований коренных народов, предъявляемых ими к международной системе, следует сказать, что последние, главным образом отнесены к праву на самоопределение и включают в себя требования о запрете дискриминации; защите меньшинств; признании их исторического суверенитета; и наконец, признания и выполнения государствами условий договоров и соглашений, заключенных в прошлом с общинами коренных народов.
Таким образом, приведенная нами структура требований коренных народов, предложенная еще профессором Б. Кингсберри, призвана служить более глубокому пониманию права данных народов на самоопределение. В связи с этим, представляется очевидным отметить, что удовлетворение вышеупомянутых требований, связанных с правом на самоопределение, будет возможно, только при разработки конкретной нормативной основы, способной охватить все существующие сложности последнего. По нашему мнению, последняя может быть сформирована в результате принятии новых фундаментальных нормативно-правовых актов; усовершенствования существующей системы защиты прав коренных народов на международном уровне, в результате приспособления последней к реалиям и специфике коренных народов; в тоже время и реституции исконных земель и территорий аборигенов.
Возвращаясь же вновь к вопросу, связанному с существующими международными механизмами и процедурами защиты прав человека, которые мы имели возможность рассмотреть в данном исследовании, позволим себе сказать, что последние, хотя и сумели внести определенный вклад в толкование и регулирование права коренных народов на самоопределение, тем самым способствовав некоторому смягчению государственной политики ряда стран в отношении данных народов, но также и восстановлению их диалога, в тоже время, во многих отношениях, последние, продолжают оставаться весьма ограниченными, препятствуя тем самым подлинному признанию права этих народов на самоопределение, по причине того, что формулируемые им предписания носят, главным образом рекомендательный характер и не предусматривают юридической обязанности их исполнения, продолжая зависеть от доброй воли и готовности государств-нарушителей применять их, посредством своих внутренних механизмов и процедур, что во многих случаях представляет собой реальный тупик.
Ко всему прочему, ограниченность последнего, подтверждается и в том, что основной акцент при толковании данного права коренных народов делается на потенциальной угрозе их отделения и приоритете международного принципа территориальной целостности государств, что, по нашему мнению, только не способствует признанию права данных народов на самоопределение, но еще и весьма негативным образом оказывает влияние на характер взаимных отношений
между коренными народами и международным сообществом в целом.
В контексте сказанного стоит заметить, что постоянное присутствие данных оговорок выглядит достаточно абсурдным, поскольку, существующие у коренных народов запросы и требования о самоопределении совершенно не предусматривают стремления к отделению и образованию независимых государств, но напротив демонстрируют приверженность к продолжению существования в рамках своих государств, но существования, предусматривающего расширение их полномочий в области самоуправления и невмешательство органов государственной власти в их деятельность.
Таким образом, мы можем говорить, что существующий международный нормотворческий и правозащитный механизм, до сих пор воплощает узкий и ограниченный позитивистский подход к видению прав коренных народов.
Наряду с этим, стоит также добавить, что действующая система мониторинга происшествий, касающихся коренных народов, главным образом устроена на возмещении и смягчении последствий уже свершившихся фактов нарушений прав данных этнических сообществ, при этом, не предусматривая возможности для их подлинного восстановления и исправления.
На этом основании, мы бы хотели высказать предложение о необходимости изменения этого порядка, посредством побуждения и обязывания государства на национальном уровне следовать политике развития, которая, по нашему глубокому убеждению и призвана играть решающую роль в определении права данных народов на самоопределение.
В соответствии с вышеизложенным, мы склоняемся считать, что видение системы защиты прав коренных народов должно быть непременно нацелено на исправление последствий вышеупомянутых правонарушений, но и на их опережение.
В этом контексте, стоит также отметить, что весьма проблематичным, до сих пор продолжает оставаться проблема отсутствия возможности у коренных народов подачи сообщений о предполагаемых нарушениях их прав в международные органы, вследствие сохранения довольно жесткого условия об исчерпании возможности использования всех внутренних средств правовой защиты. В связи с этим, мы бы хотели также сделать предложение о необходимости возможного смягчения этого условия, либо его полной отмены, во-первых, ввиду сохранения особого долга всего международного сообщества перед коренными народами, но и во-вторых, из-за возможного намеренного затягивания государствами правозащитных и правовосстановительных процессов.
В соответствии с вышеизложенным, мы полагаем, что существующие сегодня международные правозащитные механизмы в полной мере не способны обеспечить признание и защиту права данных народов на самоопределение, поскольку работа последних подразумевает пассивную роль правообладателей, представленных коренными народами, претендующими в данном случае на признание и восстановление их прав.
Что же касается политики развития, то последняя, в действительности, может предложить вполне эффективное решение существующих у коренных народов проблем, однако для этого государствам и их правительствам следовало бы отказаться от видения и рассмотрения коренных народов в качестве потенциальных сепаратистов и бунтовщиков, поступиться своими эгоистическими воззрениями и наконец встать на путь компромисса, предполагающего расширение прав данных этнических общностей как на национальном, так и на международном уровнях.
Таким образом, окончание данной дискуссии о праве коренных народов на самоопределение, мы бы хотели завершить произвольным диалогом маленького мальчика перуанского коренного народа аракмбута и австралийского аборигена по поводу самоопределения:
«Что такое самоопределение?» - спрашивает молодой человек из Аракмбута. «Самоопределение - это река, в которой плавают все остальные права», - отвечает австралийский абориген.
Таким образом, от влажных лесов Амазонии, вплоть до берегов австралийского континента, стремление к самоопределению лежит в основе чаяний и стремлений всех коренных народов.



1.1 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. (дата обращения: 28.04.2019);
1.2 Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.
Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights .shtml. (дата обращения: 18.05.2019);
1.3 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Принята резолюцией 2106 А (XX) ГА от 21 декабря 1965 года [Электронный ресурс] // URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml. (дата
обращения: 30.04.2019);
1.4 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят
резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/dedarations/dedhr.shtml. (дата
обращения: 02.05.2019);
1.5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/ded_conv/conventions/pactecon.shtml. (дата
обращения: 19.05.2019);
1.6 Устав ООН [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/charter-united- nations/. (дата обращения: 23.05.2019);
1.7 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах [Электронный ресурс] // URL: http: //www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/pactpro 1. shtml. (дата
обращения: 30.04.2019);
Документы международных организаций:
1.8 Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной
конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 года [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93 .shtml. (дата
обращения: 27.04.2019);
1.9 Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной
Ассамблеи от 4 декабря 1986 года [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/right_to_development.sht ml. (дата обращения: 18.05.2019);
1.10 Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и
народам от 14 декабря 1960 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml. (дата
обращения: 28.04.2019);
1.11 Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles. shtml. (дата обращения: 28.04.2019);
1.12 Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации от 19 сентября 1994 года, UN Doc. A/49/18;
1.13 Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации от 15 сентября 1993 года, UN Doc. A/48/18;
1.14 Доклад Комитета по ликвидации расовой дискриминации от 5 мая 1993 года, Генеральная Ассамблея Официальные отчеты, Сорок седьмая сессия, Дополнение № 18, UN Doc. A/47/18, 1992;
1.15 Европейская конвенция по правам человека, измененная и дополненная
Протоколами № 11 и № 14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов № 4, 6, 7, 12, 13 и 16 [Электронный ресурс] // URL: https: //www.echr.coe.int/Documents/Convention_RU S. pdf. (дата обращения:
30.05.2019) ;
1.16 Комитет по правам человека: Замечание общего порядка № 12. Право на самоопределение 1984 года / Международные договоры по правам человека. Том I. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека, UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I), 2008 [Электронный ресурс] // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm- mc/docs/8th/HRI.GEN.1.Rev9_ru.pdf. (дата обращения: 02.05.2019);
1.17 Комитет по правам человека: Замечание общего порядка № 23. Права меньшинств 1994 года / Международные договоры по правам человека. Том I. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.9 (Vol. I), 2008 [Электронный ресурс] // URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/icm- mc/docs/8th/HRI.GEN.1.Rev9_ru.pdf. (дата обращения: 02.05.2019);
1.18 Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни
в независимых странах № 169. Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии [Электронный ресурс] // URL:
https: //www.un. org/ru/documents/ded_conv/conventions/iol 169.shtml. (дата
обращения: 23.05.2019);
1.19 Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS N 157, Страсбург, 1 февраля 1995 года // Московский журнал международного права. - 1996. - №2. - С. 242-250;
1.20 Резолюция 637 (VII) Генеральной Ассамблеи ООН «Право народов и наций на самоопределение» от 16 декабря 1952 года [Электронный ресурс] // URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/081/62/IMG/NR008162.pdf?OpenElemen t. (дата обращения: 28.04.2019);
1.21 Резолюции ЭКОСОС 1503 (XLVIII) от 27 мая 1970 года. Процедура рассмотрения сообщений о нарушении прав человека и основных свобод / Экономический и Социальный Совет. Официальные отчет. Возобновленная сорок восьмая сессия 11-28 мая 1970 года [Электронный ресурс] // URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/NR0/762/81/img/NR076281.pdf7OpenElement. (дата обращения: 05.05.2019);
1.22 Совет по правам человека. Резолюция 6/36 / Экспертный механизм по
правам человека коренных народов [Электронный ресурс] // URL: http: //ap. ohchr. org/documents/R/HRC/resolutions/A_HRC_RES_6_3 6.pdf. (дата
обращения: 05.05.2019);
1.23 Хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true. (дата обращения: 23.05.2019);
1.24 AGENDA 21. United Nations Conference on Environment & Development, Rio de Janerio, Brazil, 14 June 1992 [Electronic resource] // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/Agenda21.pdf (date of the application: 27.04.2019);
1.25 American Declaration on the Rights of Indigenous Peoples [Electronic resource]
// URL: http://www.narf.org/wordpress/wp-content/uploads/2015/09/2016oas-
declaration-indigenous-people.pdf. (date of the application: 30.05.2019).
1.26 Concluding observations of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights on Russian Federation / Consideration of reports submitted by States parties under articles 16 and 17 of the Covenant, UN Doc. E/C.12/RUS/CO/5;
1.27 Concluding observations of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights on Russian Federation / Consideration of reports submitted by States parties under articles 16 and 17 of the Covenant, UN Doc. E/C.12/1/Add.94;
1.28 Concluding observations of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights on the sixth periodic report of the Russian Federation, UN Doc. E/C.12/RUS/CO/6;
1.29 Concluding Observations of the Human Rights Committee on Canada / Consideration of reports submitted by States parties under article 40 of the Covenant, UN Doc. CCPR/C/79/Add.105, 1999;
1.30 Concluding Observations of the Human Rights Committee on Mexico / Consideration of reports submitted by States parties under article 40 of the Covenant, UN Doc. CCPR/C/79/ADD.109, 1999;
1.31 Fourth Periodic Report of Canada, UN Doc. CCPR/C/103/Add.5, 1997;
1.32 General Recommendation XXI: Right to Self-Determination of the CERD, UN Doc. CERD/48/ Misc.7/Rev.3, 1996;
1.33 General Recommendation XXIII Concerning Indigenous Peoples of the CERD, UN Doc. CERD/C/51/Misc.13/Rev.4, 1997;
1.34 Implementation of Operational Directive 4.20 on Indigenous peoples: An Independent Desk Review, Report N. 25332, 10 January 2003 / Operations Evaluation Department, Country Evaluation and Regional Relations (OEDCR) of the World Bank. - Washington, DC;
1.35 Indigenous and Tribal Populations Convention, 1957 (No. 107) // International Labour Organization [Electronic resource] - URL: http: //www.ilo. org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_IL O_CODE:C107 (date of the application: 23.05.2019);
1.36 Inter-American Convention on Human Rights, adopted at the Inter-American
Specialized Conference on Human Rights, San Jose, Costa Rica, 22 November 1969 [Electronic resource] // URL:
https://www.cidh.oas.org/Basicos/English/Basic3.American%20Convention.htm.
(date of the application: 30.05.2019).
1.37 List of issues to be taken up in connection with the consideration of the initial report of Honduras concerning the rights referred to in articles 1 to 15 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (E/1990/5/Add.40), UN Doc. E/C.12/Q/HON/1;
1.38 List of issues to be taken up in connection with the consideration of the second periodic report of Japan concerning the rights covered by articles 1-15 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (E/1990/6/Add.21), UN Doc. E/C.12/Q/JAP/1;
1.39 Prevention of Discrimination and Protection of Indigenous Peoples and Minorities / Study Prepared by Erica-Irene A. Daes, Special Rapporteur on Indigenous Peoples and their Relationship to Land, UN Doc. E/CN.4/Sub.2/2001/21, 2001;
1.40 Report on the Eighteenth and Nineteenth Sessions of the ESC Committee, UN Doc. E/1999/22; E/C.12/1998/26, ECOSOC OR, 1999, Supplement No 2. Third Periodic Report of Canada, UN Doc. E/1994/104/Add.17;
1.41 Report on the Forty sixth and Forty seventh Sessions of the ESC Committee, UN Doc. E/2012/22; E/C.12/2011/3, ECOSOC OR, 2012, Supplement No 2. Fifth Periodic Report of Russia, E/C.12/RUS/5;
1.42 Report on the Situation of Human Rights of a Sector of the Nicaraguan Population of Miskito Origin IACHR, OEA/Ser.L/V/II.62 doc. 10 rev. 3, November 29, 1983;
1.43 Report on the Sixteenth and Seventeenth Sessions of the ESC Committee, UN Doc. E/1998/22; E/C.12/1997/10, ECOSOC OR, 1998, Supplement No 2. Third Periodic Report of Russia, E/1994/104/Add.8;
1.44 Report on the Thirtieth and Thirty first Sessions of the ESC Committee, UN Doc. E/2004/22; E/C.12/2003/14, ECOSOC OR, 2004, Supplement. Forth Periodic Report of Russia, E/C.12/4/Add.10; E/C.12/RUS/CO/6;
1.45 Report of Fourteenth and Fifteenth Sessions of the ESC Committee, UN Doc.
E/C.12/1996/6;
1.46 Report of the Twentieth and Twenty-First Sessions of the ESC Committee, UN Doc. E/2000/22; E/C.12/1999/11;
1.47 Report of the International Committee of Jurists Entrusted by the Council of the League of Nations with the Task of Giving an Advisory Opinion upon the Legal Aspects of the Aaland Islands Question / Official Journal of the League of Nations, Special Supplement No. 3, October 1930;
1.48 Report of the Special Rapporteur of the Human Rights Council on the rights of indigenous peoples / Study Prepared by Victoria Tauli-Corpuz, UN Doc. A/72/186;
1.49 Report of the International Expert Group Meeting on the Theme “Sustainable Development in the Territories of Indigenous Peoples” / Permanent Forum on Indigenous Issues Seventeenth session. New York, 26-27 April 2018, UN Doc. E/C.19/2018/7;
1.50 Report of the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples. Human Rights Council Eighteenth Session Agenda item 3 Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development / Study Prepared by James Anaya, UN Doc. A/HRC/18/35/Add.2;
1.51 Report of the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples. Human Rights Council Twenty-first Session Agenda item 3 Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development / Study by James Anaya, UN Doc. A/HRC/21/47/Add.2;
1.52 Report of the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples. Human Rights Council Twenty-fourth Session Agenda item 3 Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development / Study by James Anaya, UN Doc. A/HRC/24/41/Add.1;
1.53 Report of the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples on the human rights situation of the Sami people in the Sapmi region of Norway, Sweden and Finland. Human Rights Council Thirty-third Session Agenda item 3 Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development, UN Doc. A/HRC/33/42/Add.3;
1.54 Report of the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples on her visit to Australia. Human Rights Council Thirty-sixth session 11-29 September 2017 Agenda item 3 Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development, UN Doc. A/HRC/36/46/ Add.2;
1.55 Resolution adopted by the General Assembly on 15 March 2006 60/251. Human Rights Council, UN GAOR, 60th sess., UN Doc. A/Res/60/251, 2006;
1.56 Resolution adopted by the Economic and Social Council on 7 may 1982 1982/34. Study of the Problem of Discrimination against Indigenous Populations, UN ESCOR, 28th plen. meet., UN Doc. E/RES/1982/34, 1982;
1.57 Resolution adopted by the Economic and Social Council on 27 July 2001 2000/22. Establishment of a Permanent Forum on Indigenous Issues, UN ESCOR, 45th plen. meet., UN Doc. E/RES/2000/22, 2000;
1.58 Resolution adopted Human Rights Commission on 24 April 2001 2001/57. Special Rapporteur on the Rights of Indigenous Peoples, UN Doc. E/CN.4/DEC/2001/571, 2001;
1.59 Resolution on the friendly settlement procedure regarding the human rights situation of a segment of the Nicaraguan population of Miskito origin IACHR, OEA/Ser.L/V/II.62 doc. 26, May 16, 1984. O.A.S. Docs. OEA/Ser.L/V/II.62, Doc.10, rev.3 (29 November 1983); OEA/Ser.LV/II.62, Doc.26, 1984 [Electronic resource] // URL: http://www.cidh.oas.org/countryrep/miskitoeng/toc.htm. (date of the application: 30.05.2019);
1.60 Statement by the National Coalition of Aboriginal Organizations of Australia on 13 June 1988, 75th session of the International Labour Conference;
1.61 Summary Record of the 1235th Meeting Held at the Palais des Nations, Geneva, on Monday, 18 August 1997, at 10 a.m., UN Doc. CERD/C/SR.1235;
1.62 Technical review of the United Nations draft declaration on the rights of indigenous peoples of the Sub-Commission on Prevention of Discrimination and Protection of Minorities of the Commission on Human Rights, UN Doc. E/CN4/Sub2/1994/2/Add.1, 1994;
1.63 The African Charter on Human and Peoples’ Rights, adopted 27 June 1981, entered into force 21 October 1986 [Electronic resource] // URL: http://www.achpr.org/instruments/charter-democracy. (date of the application:
30.05.2019) ;
1.64 The Charter of the Organization of American States entered into force in December 1951. The initial text has been amended by the Protocol of Buenos Aires in 1977, the Protocol of Cartagena de Indias in 1985, the Protocol of Washington in 1992 and the Protocol of Managua in 1993 [Electronic resource] // URL: http://www.oas.org/en/information_center/default.asp. (date of the application:
30.05.2019) .
1.65 The Right to Self Determination. Implementation of United Nations Resolutions / Study Prepared by Hector Gros Espiell, Special Rapporteur of the Sub-Commission on Prevention of Discrimination and Protection of Minorities, UN Doc. E/CN.4/Sub.2/405/Rev.1, 1980;
1.66 Third Periodic Report, E/1994/104/Add.8, discussed at the 16th and 17th Sessions of the ESC Committee, E/C.12/1997/10, ECOSOC OR, 1998, Supplement No. 2, UN Doc. E/1994/104/Add.8;
1.67 UN Permanent Forum on Indigenous Issues, Report on the Fourth Session, 16-27 May 2005, UN Doc. E/C.19/2005/9;
Нормативно-правовые акты зарубежных стран:
1.68 United States Declaration of Independence, 1776.
Литература на русском языке:
1.69 Абашидзе А. Х. Межамериканская система защиты прав человека и проблема защиты прав коренных народов // Московский журнал
международного права. - 2004. - № 1;
1.70 Алексинян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном правею: Дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С. Р. Алексинян. - М., 2015;
1.71 Ананидзе Ф. Р. Международно-правовые проблемы защиты прав коренных народов: Дисс. на соискание ученой степени канд. юрид. наук / Ф. Р. Ананидзе. - Москва, 1996;
1.72 Барсегов Ю. Г. Право на самоопределение - основа демократического решения национальных проблем / Ю. Г. Барсегов. - Ереван: Айастан, 1989;
1.73 Валентинович Ч. С. Право народов на самоопределение. Защита меньшинств в современном международном праве / Ч. С. Валентинович. - М., 2004;
1.74 Гарипов Р. Ш. Защита коренных народов в международном праве: Монография / Р. Ш. Гарипов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012;
1.75 Коренные народы и правозащитная система Организации Объединенных Наций. Изложение фактов № 9/Rev. 2 / Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2013;
1.76 Коркунов Н. М. Международное право. Лекции, читанные в Военноюридической академии / Н. М, Коркунов. - С.-Пб.: Лейт. Шидловский, 1886;
1.77 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1 / Ф. Ф. Мартенс. - С.-Пб.: Типография Министерства Путей Сообщений (А. Бенке), 1883;
1.78 Международно-правовые основы защиты меньшинств и коренных народов: учебник / А. Х. Абашидзе, Ф. Р. Ананидзе, А. М. Солнцев. - Москва: РУДН, 2015;
Литература на иностранных языках:
1.79 Alexandrowicz C. H. An Introduction to the History of the Law of the Nations in the East Indies / C. H. Alexandrowicz. - Oxford: Clarendon Press, 1967;
1.80 Alston P. The Commission on Human Rights / Alston P. / The United Nations and Human Rights: A Critical Appraisal. - Oxford: Clarendon Press, 1992
1.81 Anaya J. S. A Contemporary Definition of the International Norm of SelfDetermination / J. S. Anaya // Transnational Law & Contemporary Problems. - Vol. 3 (1). - 1993. - P. 131-164;
1.82 Anaya J. S. Indigenous Peoples in International Law. Second edition / J. S. Anaya. - Oxford: Oxford University Press, 2000;
1.83 Anaya J. S. International Human Rights and Indigenous Peoples: The Move Towards the Multicultural State / J. S. Anaya // Arizona Journal of International & Comparative Law. - Vol. 21 (1). - 2004. - P. 13-61;
1.84 Anaya J. S. Self-Determination as a Collective Human Right under Contemporary International Law / J. S. Anaya // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to Self-Determination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin. - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.85 Anaya J. S., Williams R. A. The Protection of Indigenous Peoples Rights over Lands and Natural Resources Under the Inter-American Human Rights System / J.
S. Anaya, R. A. Williams // Harvard Human Rights Journal. - Vol. 14. - № 33. - 2001. - P. 53-74;
1.86 Anghie A. Imperialism, Sovereignty and the Making of International Law / A. Anghie. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004;
1.87 Bentwich N. The Mandates System / N. Bentwich. - London: Longmans, Green and Co., 1930;
1.88 Calloway C. G. The American Revolution in Indian Country: Crisis and Diversity in Native American Communities (Part of the Cambridge Studies in North American Indian History Series) / C. G. Calloway. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995;
1.89 Cassese A. Self-Determination of Peoples: A Legal Reappraisal / A. Cassese. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995;
1.90 Champagne D. Social Order and Political Change: Constitutional Governments among the Cherokee, the Choctaw, the Chickasaw, and the Creek / D. Champagne. - Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1992;
1.91 Charlesworth H., Chinkin C. The Boundaries of International Law: A Feminist Analysis / H. Charlesworth, C. Clinkin. - Manchester, UK: Manchester University Press, 2000;
1.92 Cohen F. S. Handbook of Federal Indian Law. Rev. ed / F. S. Cohen. - Charlottesville, Va.: Michie: Bobbs-Merrill, 1982;
1.93 Corntassel J. J., Primeau T. H. Indigenous ‘Sovereignty’ and International Law: Revised Strategies for Pursuing ‘Self-Determination’ / J. J. Corntassel, T. H. Primeau // Human Rights Quarterly. - Vol. 17. - No. 2. - 1995. - P. 342-365;
1.94 Nuttall M. Self-Rule in Greenland: Towards the World’s First Inuit State? / M. Nutall // Indigenous Affairs. - Vol. 3-4. - 2008. - P. 64-70;
1.95 Daes E.-I. A. Some Considerations on the Rights of Indigenous Peoples to SelfDetermination / E-I. A. Daes // Transnational Law & Contemporary Problems. - Vol. 3 (1). - 1993;
1.96 Daes E.-I. A. The Spirit and Letter of the Right to Self-Determination / E-I. A. Daes // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to Self-Determination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin. - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.97 Davis S. H. Land Rights and Indigenous Peoples: The Role of the Inter-American Commission on Human Rights / S. H. Davis // Cultural Survival Report 29. - Cambridge, MA: Cultural Survival, 1988;
1.98 De Vattel E. The Law of Nations / E. de Vattel. - Indianapolis, IN: Liberty Fund, 2008;
1.99 De Vitoria F. De Indis et de Ivre Belli Relectiones / F. de Vitoria // Edited by Ernest Nys, trans. by John Pawley Bate. - Washington, D.C.: Carnegie Institution of Washington, 1917;
1.100 Falkowski J. E. Secessionary Self-Determination: A Jeffersonian Perspective / J.
E. Falkowski // Boston University International Law Journal. - Vol. 9. - No. 2. - 1991. - P. 209-242;
1.101 Faulkner R. K. The Jurisprudence of John Marshall / R. K. Faulkner. - Princeton: Princeton University Press, 1968;
1.102 Friedman L. M. American Law in the 20th Century / L. M. Friedmen. - New Haven, CN: Yale University Press, 2002;
1.103 Getches D. H., Wilkinson C. F., Williams R. A. Cases and Materials on Federal Indian Law / D. H. Getches, C. F. Wilkinson, R. A. Williams. - Fifth ed. - St. Paul, MN: Thomson/West, 2005;
1.104 Gilbert J. Indigenous Peoples’ Land Rights under International Law: From Victims to Actors / J. Gilbert. - New York: Transnational Publishers Inc., 2006;
1.105 Gomez G. Indigenous Rights and the Case of the Yanomani Indians of Brazil / G. Gomez // Human Rights of Indigenous Peoples / Edited by Cynthia Price Cohen. - Ardsley, NY: Transnational Publishers, 1998. P. 185;
1.106 Gray A. Indigenous Rights and Development: Self-Determination in an Amazonian Community / A. Gray. - Providence and Oxford: Berghahn Books, 1997;
1.107 Green L. C., Dickason О. The Law of Nations and the New World / L. C. Green,
O. Dickason. - Edmonton: University of Alberta Press, 1989;
1.108 Hall D. H. Mandates, Dependencies and Trusteeship / D. H. Hall. - Washington,
D. C.: Carnegie Endowment for International Peace, 1948;
1.109 Hall W. E. A Treatise on International Law / W. E. Hall. - 8th ed. - Oxford: Clarendon Press, 1924;
1.110 Hanke L. The Spanish Struggle for Justice in the Conquest for America / L. Hanke. - Philadelphia: Pennsylvania U.P., 1959;
1.111 Harris D. Regional Protection of Human Rights: The Inter-American
Achievement / D. Harris // The Inter-American System of Human Rights / Edited by
D. Harris and S. Livingtone. - Oxford: Clarendon Press, 1998;
1.112 Harjo S. S. Nation to Nation: Treaties Between the United States and American
Indians / S. S. Harjo. - First Edition. - Washington, DC: Smithsonian Books, 2014;
1.113 Henriksen J. B. The Right of Self-Determination: Indigenous Peoples versus States / J. B. Henriksen // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to SelfDetermination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin (eds). - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.114 Kingsbury B. Reconciling Five Competing Conceptual Structures of Indigenous Peoples’ Claims in International and Comparative Law / B. Kingsbury // Peoples Rights / Edited by Philip Alston. - Oxford: Oxford University Press, 2001;
1.115 Kingsbury B. Reconstructing Self-Determination: A Relational Approach / B. Kingsbury // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to SelfDetermination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin. - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.116 Kirgis F. L. The Degrees of Self-Determination in the United Nations Era / F. L. Kirgis // American Journal of International Law. - Vol. 88. - 1994. - P. 304-310;
1.117 Lawrence T. The Principles of International Law / T. Lawrence. - Boston: D.C. Health, 1895;
1.118 Lopez Barcenas F. Territorios, tierras y recursos naturales de los pueblos indfgenas. Coloquio sobre derechos indfgenas / F. Lopez Barcenas. - Mexico DF: IOC, 1996;
1.119 Malezer L. Permanent Forum on Indigenous Issues: Welcome to the Family of the UN / L. Malezer // International Law and Indigenous Peoples / Edited by Joshua Castellino and Niamh Walsh. - Leiden, The Netherlands: Martinus Nijhoff, 2005;
1.120 McCorquodale R. Human Rights and Self-Determination / R. McCorquodale // The New World Order, Sovereignty, Human Rights, and the Self-Determination of Peoples / Edited by M. Sellers. - Oxford: Berg, 1996;
1.121 McKean W. A. Equality and Discrimination under International Law / W. A. McKean. - Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1983.
1.122 McIntosh I. S. UN Permanent Forum on Indigenous Issues / I. S. McIntosh // Anthropology Today. - Vol.17. - № 6. - 2001;
1.123 Morgan E. M. The Imagery and Meaning of Self-Determination / E. M. Morgan // New York University of Journal International Law & Politics. - Vol. 20. - 1988. -
P. 355-418;
1.124 Morris G. T. In Support of the Right of Self-Determination for Indigenous Peoples under International Law / G. T. Morris // German Yearbook of International Law. - Vol.29. - Berlin, 1986. - pp. 277-316;
1.125 Morse B. W. The Rights of Indigenous and Minority Peoples / B. W. Morse // Convergence of Legal Systems in the 21st Century. General Reports delivered at the XVIth International Congress of Comparative Law. 14-20 July 2002. - Brisbane, Australia: Bruylant Bruxelles, 2006;
1.126 Moses T. The Right of Self-Determination and Its Significance to the Survival of Indigenous Peoples / T. Moses // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to Self-Determination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin. - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.127 Nettheim G. Peoples and Populations - Indigenous peoples and the Rights of Peoples / G. Nettheim // The Rights of Peoples / Edited by James Crawford. - Oxford: Clarendon Press, 1988;
1.128 Nussbaum А. A Concise History of the Law of Nations. Rev. ed / A. A. Nussbaum. - New York: Macmillan, 1954;
1.129 O’Donoghue L. Statement presented at the 1993 session of the Working Group on Indigenous Populations;
1.130 Oppenheim L. International Law: A Treatise / L. Oppenheim. - 3rd ed. - London: Longmans, Green and Co., 1920;
1.131 Pagden А. Lords of All the World, Ideologies of Empire in Spain, Britain and France c.1500-c.1800 / A. Pagden. - New Haven: Yale University Press, 1995;
1.132 Panzironi F. Indigenous Peoples’ to Self-Determination and Development Policy. Thesis submitted to fulfil the requirements for the award of Doctor of Philosophy /
F. Panzironi. - Sydney, 2006;
1.133 Raic D. Statehood and the Law of Self-Determination / D. RaiC. - The Hague:
Kluwer Law International, 2002;
1.134 Salas Jr., Victor M. Francisco de Vitoria on the Ius Gentium and the American Indios / Jr. Salas, M. Victor // Ave Maria Law Review. - Vol. 10:2. - 2012. - P. 331-341;
1.135 Sanders D. The Formation of the World Council of Indigenous Peoples / D. Sanders. - Copenhagen: International Work Group for Indigenous Affairs, 1977;
1.136 Sanders D. The Legacy of Deskaheh: Indigenous Peoples as International Actors /
D. Sanders // Human Rights of Indigenous Peoples / Edited by Cynthia Price Cohen. - Ardsley, N.Y.: Transnational Publishers, 1998;
1.137 Scheinin M. Indigenous Peoples’ Rights under the International Covenant on Civil and Political Rights / M. Scheinin // International Law and Indigenous Peoples / Edited by Joshua Castellino and Niamh Walsh. - Leiden, The Netherlands: Martinus Nijhoff, 2005;
1.138 Scott C. Indigenous Self-Determination and Decolonization of the International Imagination: A Plea / C. Scott // Human Rights Quarterly. - Vol. 18. - 1996. - pp. 814-820;
1.139 Shaw M. Title to Territory in Africa: International Legal Issues / M. Shaw. - Oxford: Clarendon Press, 1986;
1.140 Thornberry P. Indigenous Peoples and Human Rights / P. Thornberry. - Manchester: Manchester University Press, 2002;
1.141 Thornberry P. The Convention on the Elimination of Racial Discrimination, Indigenous Peoples and Caste/Descent-Based Discrimination / P. Thornberry // International Law and Indigenous Peoples / Edited by Joshua Castellino and Niamh Walsh. - Leiden, The Netherlands: Martinus Nijhoff, 2005;
1.142 Thornberry P. The Democratic or Internal Aspects of Self-Determination with Some Remarks on Federalism / P. Thornberry // Modern Law of Self-Determination / Edited by Christian Tomuschat. - Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1993;
1.143 Thornberry P. Self-Determination and Indigenous Peoples: Objections and Responses / P. Thornberry // Operationalizing the Right of Indigenous Peoples to
Self-Determination / Edited by Pekka Aikio and Martin Scheinin. - Abo, Finland: Institute for Human Rights Abo Akademi University, 2000;
1.144 Tomei M., Swepston L. Indigenous and Tribal Peoples: A Guide to ILO Convention No. 169 / M. Tomei, L. Swepston. - Geneva: International Labour Office, 1996;
1.145 United Nations, Manual on Human Rights Reporting under Six Major International Human Rights Instruments. - Geneva: United Nations, 1997;
1.146 Wagner Raup H., Rand Parish H. The Life and Writings of Bartolome de Las Casas / H. Raup Wagner, H. Rand Parish. - Albuquerque, NM: The University of New Mexico Press, 1967;
1.147 Wheaton H. Elements of International Law: With a Sketch of the History of the Science / H. Wheaton. - Boston: Little, Brown and Co., 1866;
1.148 Williams R. A. The American Indian in Western Legal Thought: The Discourses of Conquest / R. A. Williams. - New York: Oxford University Press, 1990;
1.149 Williams R. A. Like A Loaded Weapon. The Rehnquist Court, Indian Rights, and the Legal History of Racism in America / R. A. Williams. - Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2005;
1.150 Wright Q. Mandates Under the League of Nations / Q. Wright. - Chicago: University of Chicago Press, 1930;
Материалы национальной и международной судебной практики:
1.151 Apirana Mahuika et al. v. New Zealand (Communication No. 547/1993), View adopted 27 October 2000, Report of the Human Rights Committee, Vol. II, UN Doc. A/56/40;
1.152 Bernard Ominayak Chief of the Lubicon Lake Bank v. Canada (Communication 167/1984), Views adopted 26 March 1990. Report of the Human Rights Committee, GAOR, 38th Sess., Suppl. No. 40, Vol. II, UN Doc A/45/40;
1.153 Case of the Mayagna (Sumo) Awas Tingni Community v. Nicaragua. Merits, Reparations and Costs. Judgment of August 31, 2001. Series C No. 79 [Electronic resource] // URL: http://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_79_ing.pdf. (date of the application: 30.05.2019);
1.154 Case 1802 (Paraguay), IACHR Annual Report 1977;
1.155 Cayuga Indians (Great Britain) v. United States, 6 R. Int’l. Arb. Awards 173, 1926;
1.156 Cherokee Nation v. Georgia, 30 U.S. (5 Pet.) 1, 1831;
1.157 Hingitaq 53 et al. v. Denmark, No. 18584/04, 2006;
1.158 Ilmari Lansman et al. v. Finland (Lansman No. 1) (Communication 511/1992), Views adopted 26 October 1994, Report of the Human Rights Committee, Vol. II, GAOR, 50th Sess., Suppl. No. 40, UN Doc. A/50/40;
1.159 Island of Palmas (U.S. v. Neth.), 2 R. Int’l. Arb. Awards 831, 1928;
1.160 Ivan Kitok v. Sweden (Communication No. 197/1985), Views adopted 27 July 1988. Report of the Human Rights Committee, GAOR, 43rd Sess., Suppl. No.40, UN Doc. A/43/40;
1.161 J.G.A. Diergaardt et al. v. Namibia (Communication No 760/1997), Views adopted 25 July 2000, Report of the Human Rights Committee, Vol. II, GAOR, 55th Sess., Suppl. No 40, UN Doc. A/55/40;
1.162 Jouni E. Lansman et al. v. Finland (‘Lansman No. 2’) (Communication 671/1995), Views adopted 30 October 1996, Report of the Human Rights Committee, Vol. II, GAOR, 52nd Sess., UN Doc. A/56/40;
1.163 Johnson v. M’Intosh, 21 U.S. (8 Wheat.) 543, 1823;
1.164 Legal Status of Eastern Greenland (Den. V. Nor.), 1933 P.C.I.J. (ser.A/B) No. 53;
1.165 Marie-Helene Gillot et al. v. France (Communication No. 932/2000), Views adopted 15 July 2002, Report of the Human Rights Committee, Vol. II, GAOR, 57th Sess., Suppl. No. 40, UN Doc. A/57/40;
1.166 Namibia Advisory Opinion. ICJ Reports, 1971;
1.167 Reference re Secession of Quebec, [1998] 2 S.C.R. 217;
1.168 Western Sahara Advisory Opinion. ICJ Reports, 1975;
1.169 Worcester v. Georgia 31 U.S. (6 Pet.) 515, 1832;
1.170 Yanomami Community v. Brazil, Case No. 7615, Report No. 12/85, March 5, 1985.
Электронные ресурсы:
1.171 Совет по правам человека ООН [Электронный ресурс] // URL: https://www.ohchr.org/RU/HRBodies/HRC/Pages/Home.aspx. (дата обращения:


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ