Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОЖЕНИЕ АЙНОВ В СОВРЕМЕННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №101151

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы105
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Этнические и исторические аспекты проблемы айнов в Японии 26
1.1 Айны как этнос 26
1.2 Развитие японской государственной политики в отношении айнов 36
ГЛАВА II. Социокультурные аспекты проблемы айнов в Японии 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованных источников и литературы 93


В современном мире активно происходят процессы, способствующие трансформации традиционных ценностей и изменению образа жизни людей. Общество все быстрее меняется и развивается, процесс глобализации затрагивает все аспекты жизни современного человека. Глобализация, несмотря на все безусловные плюсы, имеет один большой минус - она способствует культурной унификации, что может привести к исчезновению целых этносов. На сегодняшний день языки и культуры многих народов находятся на грани вымирания, численность малых народов сокращается с каждым годом. По данным ЮНЕСКО, около 2500 языков сегодня находятся под угрозой исчезновения. В то же время, язык и культура являются важными факторами сохранения самосознания народа, а значит одновременно с исчезновением культур происходит и стирание этнического разнообразия. Вместе с тем, каждый народ вносит свой незаменимый вклад в развитие человеческой цивилизации, поэтому утрата культурного многообразия ведет человечество к духовно-нравственному кризису. В таких условиях происходит обострение проблемы идентификации и сохранения культурной уникальности многих народов. Особенно уязвимыми становятся малые народы, которые наиболее подвержены риску ассимиляции, такие, например, как айны.
Айны (айну) - аборигенные жители японских островов, Курильских островов и Сахалина. На сегодняшний день айны являются национальным меньшинством и коренным народом Японии. Айны как этнос вызывали и продолжают вызывать огромный интерес среди исследователей по всему миру. Согласно мнению доктора наук А. Б. Спеваковского, айны - «один из самых малочисленных, но в то же время интереснейших в этнографическом отношении народов земного шара». Подобный интерес к этому народу обуславливается тем, что айны для современной науки остаются до конца неизученным народом. История и культура айнов таит в себе множество загадок, которые до сих пор, несмотря на большое количество научных работ отечественных и зарубежных авторов, не имеют окончательного разрешения.
Актуальность темы исследования определяется ее социальной и научной значимостью. Сохранение самобытности и уникальности культуры айнов является очень важной задачей не только для представителей этого народа, но и для всего мира. Культура и язык айнов в последние несколько веков находились под угрозой исчезновения. На протяжении долгого времени айны насильственно ассимилировались японцами, их сознание подавлялось, культура пришла в упадок и не имела возможности развиваться. Это не могло не отразиться на качестве жизни малого народа. В конце XX - начале XXI вв. резко активизировалась борьба айнов за свои права и свободы в качестве коренного населения Японии. Такие вопросы, как возрождение традиционной культуры малого народа, преодоление дискриминации и достижение взаимопонимания между айнами и японцами стали необычайно актуальны и широко обсуждаемы в последнее время. Кроме того, с развитием национального движения значительно возрос и международный интерес к народу айну во всем мире.
Политику современной Японии в отношении национальных меньшинств нельзя оценить однозначно. С одной стороны, конституция гарантирует одинаковые права и свободы для всех граждан, Япония является для многих стран примером правового государства. С другой стороны, многие столетия в Японии существовала идеология этнической гомогенности и однородности, особенности менталитета сыграли большую роль в восприятии японцами представителей других культур. В Японии есть поговорка: «Торчащий гвоздь забивают», которая демонстрирует укоренившееся издревле негативное отношение ко всем, сколько-нибудь выделяющимся из общей массы индивидам. Что касается айнов, то их традиционная культура, язык, одежда, внешний облик отличаются от японских. Айны имеют богатую культуру, сохранившую уникальность до наших дней. Более того, культура малого народа сыграла важную роль в становлении японской культуры. Именно из-за их отличительных особенностей в отношении айнов в японском обществе сложились предрассудки, которые до сих пор достаточно сильны, имеют немалое значение в жизни малого народа, становятся преградой на пути гармоничного взаимодействия айнов и японцев и гармоничного развития всего японского общества.
Необходимо также заметить, что айноведение - сравнительно молодая наука и её эволюция происходит непоследовательно и медленно. По мнению российского ученого и айноведа В. Д. Косарева, «айнские исследования встречали много препятствий, не имеющих отношения к науке», «при нуждах, «недофинансировании» и прочих проблемах российской науки... изучение айнов сегодня превратилось в периферийную, «стоящую за кулисами», а не на авансцене отрасль научных интересов». Российская наука сегодня мало внимания уделяет развитию айнского движения и изучению социального положения айнов в конце XX - начале XXI вв. Следовательно, изучение проблем современных айнов может быть полезным для развития современного российского айноведения.
Объектом исследования является этническая общность айнов, проживающая на остовах Хоккайдо и Хонсю.
Предметом исследования является социально-экономическое, правовое положение айнов, а также современное культурное развитие малого народа Японии.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1980 г. по настоящее время. Нижняя граница исследования обуславливается тем, что, во- первых, с начала 1980-х гг. усиливается активность национального движения айнов в Японии, оживляется деятельность, направленная на возрождение культуры. Во-вторых, с этого времени внимание мировой общественности начинает притягиваться к проблемам айнов, многие из которых до сих пор остаются неразрешенными.
Территориальные рамки работы включают в себя остров Хоккайдо, где сосредоточена основная часть айнов, и остров Хонсю, на котором также проживает большое количество представителей изучаемого народа.
Исходя из всего вышесказанного, вытекают цель и задачи исследования:
Цель работы - комплексный анализ места и роли айнов в современном японском обществе.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть политику правительства Японии в отношении народа айну.
2. Определить динамику развития национального движения айнов и охарактеризовать его влияние на социальные процессы, происходящие в японском обществе.
3. Провести анализ изменения условий жизни коренного народа Японии.
4. Оценить современное состояние культуры и языка айнов.
Методологической основой исследования являются труды Л. Н. Гумилева, Ю. В. Бромлея, С. А. Арутюнова , посвященные проблемам этногенеза и формирования этнического самосознания народов. Они явились базой при рассмотрении вопросов межэтнических связей, межкультурного и межэтнического общения. Кроме того, теоретическим каркасом в изучении механизма социальной адаптации и раскрытия особенностей этнической самозащиты стали работы профессора А. А. Налчаджяна. При выявлении значения культуры народа в формировании его мировоззрения и идентичности основополагающими стали труды С. А. Лягушевой, И. В. Суханова, В. М. Пивоева. Для изучения структуры общества и его функционирования была использована работа американского социолога Т. Парсонса.
Методы исследования. Проведение данного исследования потребовало применения комплексного междисциплинарного подхода в рамках сочетания ключевых концепций истории, социологии и этнологии, что обеспечило научную обоснованность в решении поставленных целей и задач.
Работа написана в рамках цивилизационного подхода к истории. Термин «цивилизация» понимается автором исследования как тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой. Ведущими в работе являются принципы историзма и объективности, позволяющие раскрыть глубину социальных изменений, происходящих в японском обществе, показать взаимосвязь исторических явлений, выявить особенности исторического развития, этнического облика и самосознания айнов.
Среди всеобщих научных методов в данном исследовании был использован диалектический, который позволил с разных точек зрения взглянуть на исторические и социальные процессы. Из общих методов были использованы методы дедукции, индукции, метод причинно-следственного и системного анализа, которые позволили глубже понять и исследовать национальное движение айнов, оценить степень его влияния на политику Японии в отношении этнических меньшинств, а также на изменение социального статуса малого народа.
Среди методов исторического исследования основным в работе является сравнительно-исторический метод, который был необходим при сопоставлении и сравнении социально-экономического положения, качества жизни современных айнов и японцев. Кроме того в работе применялись историко¬динамический и историко-генетический методы, с помощью которых стало возможным проследить изменения, произошедшие в культуре и сознании айнов в результате процессов ассимиляции и реассимиляции. Такие методы способствовали раскрытию сущности изучаемых явлений. Также был применен метод критического анализа содержания официальных правовых документов, таких как Конституция Японии 1947 г., «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо», «Закон для продвижения айнской культуры и распространения знаний о традициях айнов» и др. для лучшего понимания политики Японии в отношении национальных меньшинств.
В работе использовался такой вид социологического исследования, как социологический опрос, который позволил проанализировать мнение японцев по отношению к народу айну, понять какой образ сложился у японской молодежи о коренном народе и изучить степень проявления этнических стереотипов в японском обществе.
Источниковая база исследования достаточно обширна. В процессе работы автор обращался к источникам различных типов и видов. Самую значительную часть составили письменные источники, вместе с тем задействовались визуальные источники.
Среди письменных источников можно выделить следующие типы: законодательные и нормативные акты, статистические материалы, источники личного происхождения. Визуальные источники представлены в виде видеодокументов и изобразительных источников.
В свою очередь законодательные и нормативные акты также можно разделить на несколько видов: международные документы, японские документы и документы айнских общественных организаций.
Что касается международных законодательных и нормативных актов, то среди них в первую очередь необходимо выделить «Международный пакт о гражданских и политических правах» , «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов». Эти документы отражают мнение мировой общественности по поводу прав и свобод этнических меньшинств, а также призывают к поощрению и защите прав коренных народов мира. В настоящее время в ООН проводятся многочисленные мероприятия, направленные на восстановление утерянных прав аборигенов различных стран. С этой целью ООН объявила 1993 г. годом коренных народов, а затем при поддержке ООН предпринимались так называемые Десятилетия коренных народов мира. В связи с этими событиями были приняты некоторые документы, которые являются вспомогательными источниками для данной работы. Это Резолюция ООН 1993 г. об учреждении Международного года прав коренных народов мира, Резолюция ООН 1994 г. о провозглашении Международного десятилетия коренных народов мира, и Доклад Рабочей группы по коренным народам 1982 г. В числе народов, которые принимали участие в этих мероприятиях, были и айны. Вопрос о поддержке коренного населения Японии стал активно рассматриваться в ООН с 1987 г., поэтому наибольший интерес представляют те источники, которые непосредственно посвящены решению проблем расовой дискриминации в Японии и угнетения народа айну. Такими источниками для исследования стали: доклад инспектора ООН по вопросам расизма и ксенофобии Дуду Дьена в 2005 году ; доклад, подготовленный Управлением Верховного комиссара по правам человека ООН ; итоги рассмотрения доклада правительства Японии Комитетом по ликвидации расовой дискриминации. В данных документах представлены комментарии и рекомендации различных комитетов ООН в отношении деятельности японского правительства, направленной на разрешение проблем айнов. Изучение данных документов помогло осознать глубину проблемы дискриминации в Японии, увидеть степень ее разрешения на современном этапе и перспективы развития.
Японские законодательные и нормативные акты имели большое значение для проведения исследования. Основными из них являются «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо» 1899 г. и сменивший его «Закон о защите культуры и традиций айнов» 1997 г. , которые были необходимы при рассмотрении эволюции правового статуса айнов. Конституция Японии 1947 г. стала вспомогательным источникам, но ее роль немаловажна для исследования. Наиболее интересной для изучения стала 3-я глава, отражающая основные права и обязанности граждан, определяющая принципы суверенитета народа, закрепляющая свободу мысли, слова, вероисповедания и пр. Анализ законодательных актов позволил проследить изменение официальной позиции японского правительства в отношении положения этнических меньшинств.
Для рассмотрения основных принципов политики Японии в отношении коренного народа, а также анализа ее результатов были использованы следующие источники: Программа деятельности Министерства Юстиций 2014,5 Резолюция о признании айнов коренным народом Японии, отчет о деятельности Консультативного совета по проблемам айнов, результаты голосования за принятие резолюции ООН о правах коренных народов. Более того, в качестве источников были задействованы периодические доклады о деятельности правительства Японии по улучшению правового положения граждан, которые предоставляются на рассмотрение в ООН. Они являются ценными документами, так как в них запечатлены не только результаты проводимой социальной политики в отношении айнов, но также замечания и комментарии различных комитетов ООН, касающиеся деятельности японского правительства, направленной на поощрение и защиту прав человека.
При изучении законодательных и нормативных актов, как международных, так и японских, необходимо иметь в виду, что эти документы не описывают действительность, а указывают лишь на то, каким должно быть положение этнических меньшинств и коренных народов. Поэтому важно оценить, в какой степени на самом деле соблюдаются права коренного народа в Японии, и как мировое сообщество может повлиять на разрешение проблем айнов.
В качестве источников, отражающих официальную точку зрения народа айну, использовались документы айнских общественных организаций. Среди них можно выделить выступление бывшего руководителя Ассоциации айнов острова Хоккайдо господина Номуры Гиити в ассамблее ООН 1992 г., законопроект, разработанный Ассоциацией айнов острова Хоккайдо в 1984 г, а также доклад Ассоциации айнов по поводу частичного пересмотра Конвенции № 107. Рассмотрение этих документов помогло выяснить позицию малого народа по поводу государственной политики, социального положения, восстановления своих прав и свобод.
Кроме того, при изучении деятельности современных организаций айнов использовались основные уставные документы Ассоциации айнов острова Хоккайдо, представленные на её официальном сайте. В них представлены цели, направления деятельности, некоторые статистические данные и др. Также были использованы программа и уставные документы Партии айнов.
Движение айнов за восстановление культуры и языка набирает обороты последние несколько лет. Для анализа культурной деятельности были использованы документы о деятельности культурных организаций, представленные на сайте Фонда изучения и продвижения культуры айнов, а также на сайте современного айнского музыкального ансамбля.
Проведение исследования социально-экономического положения айнов невозможно без учета мнения представителей самого народа и анализа статистических материалов. Правительство Хоккайдо, начиная с 1972 г., проводит периодические социологические опросы среди айнов, проживающих на Хоккайдо, и затем публикует отчеты о проведенных исследованиях. Статистические материалы, полученные в результате опросов, представляют особую ценность, они позволили проследить изменения качества жизни айнов за последние десятилетия. При написании работы были использованы материалы отчетов за 2006 г. и 2013 г. Необходимо отметить, что в отчете за 2006 г. указаны результаты всех ранее проведенных опросов.
Центр продвижения культуры айнов в 2011 г. предпринял единственный социологический опрос среди айнов, проживающих за пределами Хоккайдо , материалы которого также использовались при анализе условий жизни айнов. Благодаря им было проведено сравнение условий жизни хоккайдских и нехоккайдских айнов.
Для сравнения социально-экономического положения айнов и японцев были использованы статистические материалы отчетов, подготовленные Бюро статистики Японии, Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий , а также размещенные на сайте President online. В отчетах представлены общеяпонские данные об уровне доходов, образовании, занятости населения и др.
Для выяснения мнения современных японцев относительно народа айну, их культуры, языка, проблемы дискриминации и т. д. были использованы данные общеяпонского социологического исследования, проведенного в 2013 г. Отделом по связям с общественностью кабинета министров и премьер- министра Японии. Кроме того, автором данной работы в течение февраля - марта 2014 г. было предпринято собственное социологическое исследование общественного мнения. В процессе исследования был проведён респондентский опрос среди японских студентов от 20 до 30 лет, обучающихся на гуманитарных специальностях. Всего было опрошено 20 человек. В результате проведенного социологического исследования был проанализирован образ айнов, сложившийся у японской молодежи, а также отношение японцев к современным проблемам малого народа .
Результаты опросов отражают мнение айнов по различным вопросам, касающимся условий получения образования, социальной помощи, проблеме занятости айнского населения и др. Данные социологических опросов дают возможность глубже взглянуть на проблему уровня жизни айнов и понять трудности, с которыми приходится сталкиваться в обыденной жизни представителям малого народа.
Что касается источников личного происхождения, то они играют второстепенную роль при проведении исследования. Одним из них является произведение «Записки о Курильских островах» английского исследователя и промысловика Д. Сноу. В своих записках автор делает ценные замечания по поводу деградации культуры айнов и их сложного социального положения из- за дискриминационной политики японцев в конце XIX века. Данный источник очень полезен при сравнении условий жизни айнов в начале и конце XX века. Интересны также воспоминания Григория Волана о взаимоотношениях айнов и японцев в начале XX в., которые путешественник оставил в очерке о Японии. Кроме того, было использовано произведение А. П. Чехова «Осторв Сахалин» , в котором также содержаться ценные для исследования воспоминания автора об айнах.
Данные источники примечательны тем, что позволяют взглянуть на положение айнов в начале XX в. глазами стороннего наблюдателя. Однако важно отметить, что они выражают субъективное мнение, и поэтому к ним необходимо относится критически. Необходимо отметить, что изучение эволюции социального, правового положения айнов и состояния их культуры очень важно для исследования, так как оно помогает выяснить перспективы развития айнского общества и наметить пути разрешения проблем народа.
Кроме письменных источников, в исследовании использовались визуальные источники, которые позволили создать наиболее полное представление о жизни малого народа Японии.
В качестве изобразительных источников была использована серия акварельных работ Безана Хиросавы «Жизнь и обычаи айнов» , изданная Омским областным музеем изобразительных искусств имени Врубеля. Работы художника ценны тем, что они передают представление о традиционных занятиях, ремеслах и промыслах айнов, которые сохранились до конца XIX в., а так же позволяют увидеть, как воспринимали и изображали айнов японцы.
Видеоисточники, представлены интервью, взятыми у современных айнов. Так, фильм «Tokyo Ainu» рассказывает об айнах, проживающих в Токио, о причинах, заставивших их переехать в столицу и трудностях жизни в японском обществе. Еще один видеоисточник - репортаж «Ainu's new identity» для американского канала TITV Weekly, в котором говорится о восстановлении культуры айнов, стереотипах, сложившихся у японцев о малом народе.
Историография. Народ айну - один из самых исследуемых малых народов мира. Различным темам, так или иначе связанных с айнами, посвящено большое количество работ как японских, так и российских и зарубежных авторов. До 1980-х гг. исследователи уделяли большое внимание вопросу этногенеза айнов и происхождению языка, изучению традиционной культуры малого народа. Однако, после того как айны стали активно бороться за свои права и привлекать внимание мировой общественности, появилось множество исследований, посвященных изучению национального движения айнов, проблемам их социального, правового положения и культурного развития.
Исследования, касающиеся айнов, можно разделить на три группы: японские, зарубежные и российские.
Японские ученые и исследователи сделали огромный вклад в изучение народа айну. Интерес к его изучению начался еще в период раннего средневековья, но развитие получил в период Токугава, когда появилась проблема расширения жизненного пространства и освоения северных территорий японцами. С этого времени предпринимаются различные экспедиции на Хоккайдо и Сахалин, благодаря которым собираются сведения об образе жизни, обычаях и традициях айнов. До середины XX в. из-за господства официальной исторической идеологии в Японии не проводилось научных исследований, направленных на изучение этногенеза айнов. Поэтому интерес для данного исследования представляют работы, написанные уже после окончания Второй мировой войны, когда исследователей перестает стеснять цензура и они начинают освещать историю народа айну с общегуманистических, демократических позиций. Значительное внимание начинает уделяться не только изучению традиций, языка, но и рассмотрению процесса истребления айнов. Наиболее выдающимся автором послевоенного периода является Окуяма Рё. Исследователь критикует политику Японии в отношении айнов, а также подчеркивает необходимость пересмотра истории народа, так как она написана с точки зрения японцев как покорителей.
С конца XX в. подавляющее большинство работ начинает посвящаться уже изучению современной истории айнов, вопросу прав человека и этнических меньшинств в Японии.
Внимание японских исследователей привлекли развитие национального движения айнов и образование различных организаций, как культурных, так и политических. Такие современные японские исследователи, как Хамада Кунисукэ, Отсука Кадзуёси. подробно описывают стадии формирования движения айнов, рассматривают влияние ассимиляционной и дискриминационной политики периода Мэйдзи на развитие народа айну. Проблему истории дискриминационной политики в отношении коренного народа со времен Токугава до сегодняшнего момента также рассматривает японский профессор Уэно Масаюки.
Большое значение для исследования имеют работы, посвященные проблеме социально-экономического положения айнов. Исследователи Университета Хоккайдо Кэнъити Отиай и Тэруки Цунэмото провели большую работу, в которой подробно рассматриваются политические меры, направленные на улучшение социально-экономического положения малого народа. Исследователи провели сравнение положения коренного народа в эпоху Мейдзи и после Второй мировой войны, дали оценку современной деятельности правительства Японии в отношении проблем айнов. Данная работа интересна также тем, что авторы намечают пути разрешения проблем айнского общества в будущем. При поддержке научных центров и университетов проводятся различные исследования качества жизни айнов. Центр изучения коренного населения в университете Хоккайдо проводил несколько обзоров, посвященных эволюции социального положения малых народов Японии. Особенно интересны такие исследования как «Трансформация жизни и самосознания, современных айнов» 2009 г. 1, «Коренное население и туризм. Теория и практика использования наследия айнов» 1 . Они основаны на данных опросов общественного мнения, которые позволяют понять изменения, произошедшие в жизни айнов за последние несколько десятилетий.
В последнее время наметилась тенденция изучения правового статуса национальных меньшинств в Японии. Ставится вопрос соблюдения международных договоров по правам человека и коренных народов. Этой тематике посвящена статья японского профессора Курэ Ёсикадзу «Народ айну и права человека» . В ней критикуется политика Японии в сфере прав человека, делается акцент на несоблюдение прав этнических меньшинств в Японии, а также анализируется влияние политики государства на социально-экономическое и культурное развитие айнов. В рамках этой же тематики интересна научная работа профессора Университета Хокусей и доктора социальных наук Юдзуру Йокояма. Она направлена на поиск возможных решений проблемы дискриминации и выработку мер, которые необходимо предпринять для удовлетворения социальных потребностей айнов. Проблеме дискриминации айнов, а также вопросам, связанным с правовым и социально-экономическим положением коренного народа Японии занимается исследовательница айнского происхождения Узава Канако . Госпожа Узава сама активно принимает участие в культурной деятельности айнов, является участником национальных и международных организаций. В своей статье она делает акцент на то, что японское правительство часто ущемляет права народа,
пренебрегает его мнением, хотя оно должно стремиться к разрешению социальных проблем.
Проблему права айнов на получение хорошего образования затрагивает японский исследователь Уэно Масаюки. Нужно заметить, что это очень актуальная проблема, так как долгое время айны подвергались дискриминации в сфере образования и скрывали свое происхождения для того, чтобы иметь возможность успешно закончить образовательное учреждение и продвинуться в науке. Этой проблематикой занимаются также японские исследователи Кодзи Маеда и Каори Окано. В 2013 г. в Международном образовательном журнале вышла их статья «Приобщение айнов к университетскому образованию и местной промышленности в Японии. Проект Успера». Статья примечательна тем, что в ней рассматриваются способы продвижения этнического образования, а также подчеркивается необходимость формирования взаимопонимания между народами для улучшения качества образования айнов.
Современное состояние языка и культуры айнов является одной из наиболее актуальных тем среди японских и зарубежных исследователей. Такой ученый, как Каяно Сигэру является ведущим в собирании айнского эпоса, изучении проблем вымирания языка и культуры народа. Он внес неоценимый вклад в сохранение и популяризацию языка айнов, написал множество учебных пособий, составил несколько словарей.
В отдельную группу стоит выделить исследователей, которые являются японцами по происхождению, но обучаются в иностранных университетах или имеют европейские корни. Среди таких ученых стоит выделить профессора Гавайского университета Окада Митсухару, работа которого посвящена
формированию айнского движения и современных тенденций его развития. Эти же проблемы затрагивают многочисленные исследования профессора культурологии Моррис-Сузуки. В её исследованиях рассматривается история взаимодействия японцев и айнов на протяжении двух последних веков, анализируется и оправдывается борьба современных айнов за свои политические и культурные права.
Кроме названых авторов необходимо упомянуть также Мики Исикида. Он анализирует современный статус этнических групп и национальных меньшинств, подчеркивая неравные права в сфере образования в Японии. Эта работа была очень полезна при изучении проблем защиты прав человека в Японии.
Научная деятельность европейских ученых значительно повлияла на формирование японского айноведения. В европейской историографии меньше внимания, чем в японской, уделялось изучению этногенеза айнов, материальной культуры народа. Однако европейские ученые внесли значительный вклад в собирание айнского фольклора. Первые записи фольклорных текстов появились еще в XIX в. Среди исследователей этого времени следует особенно отметить британского миссионера Джорджа Батчелора. Он долгое время жил на Хоккайдо, собирал предания и сказки айнов. Его работа интересна тем, что в ней имеются важные замечания по поводу отношений между айнами и японцами в период Мэйдзи.
После того, как айны стали выступать в Генеральной ассамблее ООН и участвовать в международных мероприятиях, направленных на поддержку коренных народов мира, множество зарубежных ученых и исследователей стали уделять большое внимание современным проблемам японских аборигенов. В современный период подавляющее количество исследований посвящено правовым и социальным вопросам. Так, в этой связи необходимо упомянуть исследования профессора Гарвардского Университета Ноэми Годфруа, специализирующегося на проблемах истории Хоккайдо . Автор рассматривает эволюцию правового статуса айнов с XIX в. до наших дней и критикует ассимиляционную и дискриминационную политику правительства Мэйдзи по отношению к айнам.
Проблемы взаимопонимания японцев и айнов в современное время и их влияние на социальное положение малого народа рассматривают многие европейские исследователи, такие как Лорен Филд, Холтан Сиссел, Гордон Мэтью. Книга Гордона Мэтью имела большое значение при оценке глубины этнических предубеждений в Японии и изучении проблемы дискриминации айнских детей в школах. В этом ряду имен достойное место занимает исследовательница Катарина Съёберг , благодаря её работе можно понять мнение большинства японцев по отношению к айнам, их культуре, языку. Катарина сама проводила многочисленные опросы общественного мнения среди японцев, результаты которых представила в книге.
Зарубежные авторы немалое внимание уделяют изучению развития национального движения айнов и его влияния на политику Японии в отношении этнических меньшинств. Здесь необходимо упомянуть о таких исследователях, как Кристал Портер и Ричард Сидл.
Для изучения условий жизни айнских общин за пределами Хоккайдо огромное значение имеют труды профессора Университета Конкордия, доктора социологических наук Марка Уотсона. Они интересны тем, что в них раскрываются межличностные отношения айнов и японцев, а также анализируются основные проблемы и социально-экономическое положение айнов, проживающих в Столичном регионе.
Кроме того, очень интересной темой для исследования является современное состояние языка айнов. В данной тематике стоит выделить статьи лингвистов Джозефа Декикиза и Мартина Кайли, которые подробно изучили социолингвистические условия для возрождения языка айнов.
Российскую историографию можно разделить на несколько периодов:
Интерес к изучению народов Дальнего Востока, в том числе и айнов, возник еще в XVIII в, но до конца XIX в. сведения, собранные о малом народе носили преимущественно описательный характер. Наблюдения об айнах собраны такими путешественниками, как С.П. Крашенинников, Ф. М. Августинович и др.
Позже в конце XIX - начале XX вв. начали появляться специальные исследования айнов и попытки научного объяснения происхождения народа. С этого момента происходит становление русского айноведения, изучается культура и язык айнов. Среди исследований этого периода особо можно выделить работы Л. И. Шренка .
В первой половине XX в. накапливается обширный этнографический материал, собирается фольклор айнов. Ведущими специалистами в этой области среди русских ученых считаются Л. Я. Штернберг, Н. А. Невский . Особая заслуга в изучении антропологические особенности айнов принадлежала М. Г. Левину. Работы этих авторов очень ценны, так как в них собрана богатая информация о духовной и материальной культуре айнов, а также о языке малого народа. Поскольку айнский язык - это изолированный язык и на сегодняшний день он почти вышел из употребления по ряду причин, то необходимо отметить, что русские айноведы и исследователи внесли большой вклад в изучение и сохранение языка айнов. Вышеперечисленные работы позволяют рассмотреть основные теории возникновения народа, понять место айнов в истории Японских островов, а также оценить вклад айнов в культуру японцев.
Со второй половины ХХ века начинается новый период исследования айнской проблемы, где различные аспекты этнической истории и культуры айнов получили уже теоретическое осмысление. Особенно следует выделить таких историков и этнографов, как А.Б. Спеваковский, В.Д. Косарев, А. Ю. Акулов, А. Ю. Левоковская, С. Ч. Лим и др. Если до этого периода работы ученых посвящались в основном сахалинским и курильским айнам, то с этого периода они начинают касаться преимущественно хоккайдских айнов. Это связано с тем, что на территории России почти не осталось представителей исследуемого народа. Кроме того, подавляющее большинство работ российских исследователей до последней четверти XX в. посвящались тем или иным вопросам, связанным с этногенезом айнов, изучением социальной организации айнского общества, особенностей традиционных верований, различных сторон культовых практик. В современное время появилась тенденция рассматривать социально-экономическое и правовое положение айнов, современное состояние их культуры и языка.
Особенностью российской историографии является то, что многие ученые доказывают наличие у айнов развитой культуры и государственности в начале нашей эры. Этой теме посвящены исследования академика А. Ю. Акулова и В. Д. Косарева.1В своих работах ученые утверждают, что в процессе истории японцы могли заимствовать многие элементы культуры и религии айнов. Благодаря этим работам можно не только с абсолютно иной точки зрения посмотреть на роль айнской культуры в формировании и развитии Японии, но и понять причины, по которым японцы на протяжении нескольких веков хотели захватить и ассимилировать айнов.
Происхождение языка айну, как и происхождение самого народа, является большой загадкой для ученых и сегодня. Российские айноведы уделяют внимание как изучению современного состояния языка айнов, так и вопросам его происхождения и развития. Некоторые российские исследователи доказывают, что у айнов в начале нашей эры наряду с государственностью могла быть развита и письменность. Такое мнение выражают исследователь А. Ю. Акулов, В. Д. Косарев А. П. Кондратенко и М. М. Прокофьев .
Современные проблемы айнов также активно затрагиваются российскими айноведами. В частности, при написании данной работы большую роль сыграла книга С. А. Арутюнова и В. Г. Щебенькова «Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов». Это произведение примечательно тем, что в нем не только раскрываются самые разные стороны жизни айнской деревни в современное время, но и содержатся интервью исследователя с жителями айнских деревень. Кроме того, для оценки борьбы айнов за свои права и свободы была использована статья А. Ю. Леваковской. В данной статье наряду с правовыми вопросами автор анализирует современное состояние культуры и языка айнов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Народ айну играет особую роль в истории Японии. На протяжении многих столетий между айнами и японцами происходило взаимодействие, которое не могло не отразиться на развитии обоих народов. Айны оказали влияние на формирование японской нации, складывание его культуры, скорее всего, как материальной, так и духовной. Позднее происходило активное воздействие японцев на айнов, носившее скорее деструктивный характер. В результате него к началу XX в. айны в значительной степени японизировались, национальная культура обеднела, язык начал вымирать, произошел социально-экономический упадок малого народа. Многие проблемы, появившиеся еще в период Мэйдзи, остались до сих пор. Несмотря на все трудности, айны сегодня продолжают сохранять самосознание, активно отстаивают свою самобытность. В современное время происходит культурный подъем народа и развитие национального движения, деятельность которого направлена на повышение условий жизни айнов, их социального статуса, возрождение культуры народа, продвижения идеи гармоничного межнационального взаимодействия.
В результате исследования было выяснено, что за последние десятилетия положение айнов в Японии значительно улучшилось, были достигнуты большие положительные результаты, касающиеся всех сфер жизни народа:
" Повысился уровень образования айнов, как школьного, так и университетского;
" Развивается этническое образование, появилась возможность изучать айнский язык;
" Возрос правовой статус народа. Айнов официально признали коренным народом Японии, они отстояли право на самоопределение, развитие своей культуры, участие в политической жизни страны и др.
" Начала развиваться международная активность, айны участвуют в мероприятиях, проводимых ООН, сотрудничают с представителями других коренных народов мира;
" Активизировалась культурная деятельность малого народа,
направленная на возрождение утраченных традиций, распространение айнской культуры. Стали возникать различные культурные фонды и исследовательские центры.
На процесс улучшения качества жизни айнов повлияло несколько факторов:
1. Деятельность национального движения айнов.
Нельзя недооценить вклад движения в культурное и социальное развитие народа айнов. Благодаря своему потенциалу айнское движение смогло стать реальной силой, которая смогла вытащить свой народ из культурного и социального кризиса, добиться того, чтобы мнение айнов было услышано в японском обществе. Самые важные задачи, которые ставила перед собой Ассоциация айнов острова Хоккайдо и другие организации, выражающие официальную точку зрения айнов, были достигнуты. Если бы не инициатива айнских активистов, которые вдохновляли свой народ, то, наверное, айны бы продолжали ассимилироваться, культура и традиции утрачивались, а язык считался бы уже мертвым. В том, что сегодня айнам посвящаются многочисленные исследовательские работы, его современным развитием интересуются люди во всем мире, есть напосредственная заслуга айнских культурных и политических деятелей, таких как Каяно Сигеру, Кадзуно Татсудзиро, Оки Кано, Харузо Уракава и др.
2. Изменение политической обстановки в стране.
Политика правительства в отношении айнов с 1980-х гг. изменилась в положительную сторону. Японское правительство начало поиск общего языка с национальным движением айнов. Совместное сотрудничество принесло большие плоды, благодаря ему были предприняты необходимые меры для улучшения качества жизни айнов, а именно: выплата субсидий и социальных пособий; внесение изменений в школьную и университетскую программы; проведение исследований, посвященных айнам и их современным проблемам; наращивание информационно-просветительской деятельности, способствующей популяризации культуры айнов; развитие промышленности на о. Хоккайдо и др.
В начале XXI века Япония сделала большой шаг вперед в сфере межэтнических отношений и признала существование айнов, как самобытного народа, издревле населяющего Японские острова. В сфере прав этнических меньшинств Япония сегодня активно сотрудничает с ООН, сегодня японское правительство заявляет, что будет продолжать активную работу по обеспечению прав человека в будущем.
Необходимо заметить, что, скорее всего, в случае отсутствия организованного движения айнов, японское правительство само бы не проявило инициативу и не стало предпринимать действия для восстановления культуры малого народа, улучшения его положения в обществе.
3. Поиск взаимопонимания между народами и преодоление проблемы дискриминации.
Постепенно ситуация в сфере межличностных отношений между айнами и японцами становится лучше. Благодаря информационно-просветительской деятельности японцы начинают интересоваться современным положением айнов, проявлять к ним сочувствие. До 1990-х гг. мнение большинства японцев было таково, что айны уже полностью ассимилировались. Многие даже не знали о существовании народа, не говоря уж об их национальных особенностях. На сегодняшний момент более половины населения Японии имеет четкое представление об айнах, как о коренном населении Японии, имеющем свою самобытную культуру. Можно сказать, что у многих японцев имеется вполне позитивный образ представителя народа айну. Следовательно, современная политика в отношении айнов приносит свои плоды, постепенно складываются условия для построения общества, в котором углублялось бы взаимопонимание между народами.
Однако, стереотипы в отношении айнов еще живы в японском обществе. Стереотипы и предубеждения порождают проблему дискриминации, которая, как видно из исследования, причиняет айнам значительные трудности. Для преодоления дискриминации необходимо изменение мировоззрения японцев, преодоление ксенофобии, а эти процессы очень долговременны. Кроме того, необходимо заметить что ксенофобия, наличие стереотипов и предубеждений, идея однородности - это орудия самозащиты японской нации, которые не раз способствовали сохранению ее самобытности и самосознания. Следовательно, перед Японией стоит задача изменить мировоззрение таким образом, чтобы привычные этнопсихологические барьеры смягчились, но одновременно с этим не нарушался механизм самозащиты нации. Однако, учитывая тот факт, что айны издревле являлись соседями японцев и не являются иностранцами с чуждой культурой, вероятность того, что вскоре дискриминация в отношении айнов перестанет быть такой острой проблемой довольно высока. Вряд ли дискриминация полностью исчезнет, общество, где процветает полное взаимоуважение и взаимопонимание между несколькими народами утопично. Вместе с тем, дискриминация играет и положительную роль, подстегивая представителей малого народа к сплочению и сохранению самосознания.
Сохранению самосознания малого народа также способствует восстановление культуры. Современная деятельность айнов доказывает, что вопреки распространенному мнению, они не ассимилировались, а наоборот, продолжают развиваться. Культурная деятельность айнов достигла сравнительно больших размахов. По всей Японии сегодня проводятся культурные мероприятия, которые не только позволяют айнам почувствовать свою общность, но и предоставляют возможность японцам познакомиться с айнскими традиционными танцами, песнями, легендами, музыкальными инструментами. Деятельность айнских культурных деятелей направлена на то, чтобы сделать свою культуру интересной не только для молодого поколения айнов, но и для людей во всем мире. На Хоккайдо и за его пределами открываются школы языка айнов, предпринимаются меры для повышения интереса айнов к изучению языка. Организации, продвигающие культуру айнов, проводят разнообразные лекции, семинары по истории айнов, организовывают языковые конкурсы, издают печатные издания. Такая деятельность дает свои результаты. Молодое поколение айнов начинает изучать национальный язык, обычаи своих предков, активно участвует в деятельности движения. Не смотря на то, что айнский язык по-прежнему остается на грани исчезновения и почти не используется в повседневной жизни, все-таки анализируя современную ситуацию, можно сказать, что его возрождение вероятно.
Таким образом, сегодня в Японии сложились благоприятные условия для развития культуры айнов, изучения языка, возрождения утерянных традиций, а также для улучшения условий жизни малого народа.
Сегодня айны являются частью японского общества, однако в процессе исследования был сделан вывод о том, что они не чувствуют себя на своем месте. В основном это происходит из-за существования разницы в экономическом положении японцев и айнов и наличии дискриминации по этническому признаку. Неравенство постепенно преодолевается, тем не менее, все еще остаются некоторые проблемы, связанные с айнами, так и не получившие удовлетворительного разрешения:
1. Неурегулированным остается право айнов на пользование землей, распоряжение природными ресурсами.
2. Многие айны, живущие в деревнях, испытывают большие экономические трудности. Развитие сельского хозяйства в айнских деревнях низкое и требует поддержки государства.
3. Уровень доходов и образования айнов остается значительно меньше общеяпонского.
4. Айнов беспокоит дискриминация по этническому признаку, которая создает проблемы в школе, при устройстве на работу или в рабочем коллективе, этнические предрассудки мешают айнам заключать брак с айнами.
Вместе с тем, политика Японии в отношении коренного народа отличается непоследовательностью. Меры, направленные на улучшение благосостояния айнов реализуются медленно, их результат заметен главным образом только на Хоккайдо, в остальной части Японии изменений почти не произошло. Например, изменение школьной программы и включение в нее истории и культуры айнов происходит с большими трудностями. На сегодняшний день за пределами Хоккайдо только изредка в школах затрагивают историю айнов, этой теме посвящено несколько страниц учебника в лучшем случае. Кроме того, в Японии до сих пор нет никакого закона, который бы предусматривал наказание за дискриминационные действия.
Хотя национальное движение айнов добилось больших результатов, нельзя забывать о том, что айны не составляют даже одного процента от общей численности Японии, поэтому их мнение не всегда учитывается в японском обществе. Тем не менее, это не должно являться преградой для продолжения развития. Судя по темпам распространения айнской культуры и изменениям политической обстановки в Японии в последнее время, социальное, экономическое и правовое положение айнов и японцев будет продолжать выравниваться в будущем. Учитывая это, очень важно заметить, что айнам- активистам необходимо в дальнейшем выстраивать свою агитационную деятельность таким образом, чтобы не переусердствовать в привлечении внимания к своим проблемам и не допускать экстремистских действий и высказываний, так как это может вызвать отторжение. Только взаимоуважение и сотрудничество помогут Японии решить современные социальные проблемы, от этого будет зависеть гармоничное развитие всей страны в будущем.
Между тем, на территории Японии существуют также другие этнические группы и национальные меньшинства, такие, как окинавцы, корейцы, китайцы, буракумины, которые также отличаются от основной массы японцев, многие из них подвергаются дискриминации и, смотря на айнов, также пытаются отстаивать свои права. Эта тенденция ставит Японию перед новыми вызовами современности. Однако Япония уже продемонстрировала миру опыт решения сложнейших проблем XX века, а это позволяет предположить, что она сможет все-таки найти ключ к успешному решению социальных проблем и в XXI веке.



Источники:
Законодательные и нормативные акты
1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Организация объединенных наций. 13 сентября 2007 г. URL: http : //www. un. org/ru/documents/decl conv/declarations/indi genous ri ghts. shtml (дата обращения: 21. 02. 2015)
2. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со
статьей 9 Конвенции: Седьмой-девятый периодические доклады государств- участников, которые должны быть представлены в 2013 году: Япония. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. 10 июля 2013. URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/53f4537b4.html (дата обращения: 22. 02. 2015)
3. Доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со
статьей 9 Конвенции: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: Третьи-шестые периодические доклады, подлежащие представлению в 2007 году: Япония. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. 16 июня 2009. URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/4c15edd72.html (дата обращения: 10. 03. 2015)
4. Международное десятилетие коренных народов мира. Резолюция,
принятая Генеральной Ассамблеей. URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/089/76/PDF/N9408976.pdf?OpenElement (дата обращения: 11. 03. 2015)
5. Международный пакт о гражданских и политических правах.
Организация объединенных наций. 16 декабря 1966 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactpol.shtml (дата
обращения: 12. 03. 2015)
6. Подборка, подготовленная Управлением Верховного комиссара по
правам человека в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека: Япония. 13 августа 2012. URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/506d55b82.html (дата обращения: 14. 02. 2015) Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. Международное десятилетие коренных народов мира. URL: http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/089/76/PDF/N9408976.pdf?OpenElement (дата обращения: 11. 03. 2015)
7. A Statement of Opinion Regarding the Partial Revision of I.L.O Convention № 107, 1999. URL: http://cwis.org/fwdp/Eurasia/ainu.txt (дата обращения: 06. 04. 2015)
8. Appendix 2: New Law Concerning the Ainu People (Draft) Adopted at the General Assembly of the Utari Kyokai, 27 May 1984 // Harrison Scott. The Indigenous Ainu of Japan and the “Northern Territories” Dispute. URL: https://uwspace.uwaterloo.ca/bitstream/handle/10012/2765/Scott%20Harrison GSO Thesis.pdf;jsessionid=6DB62BA149261E75B4243DA6CD0001A9?sequence=1 (дата обращения: 17. 10. 2014)
9. Committee on the Elimination of Racial Discrimination considers report of Japan. United nation human rights. 21 August 2014. URL: http://www.ohchr.org/en/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=14957 (дата обращения: 06. 03. 2015)
10. Final Report. Advisory Council for Future Ainu Policy. July 2009. URL: http://www.kantei .go.jp/jp/singi/ainu/dai 10/siryou 1 en .pdf (дата обращения: 07. 03. 2015)
11. Human Rights Protection. Activities of the Human Rights Organs of the Ministry of Justice. Human Rights Bureau Ministry of Justice. March 2014. URL: http://www.moj.go.jp/content/000122123 .pdf (дата обращения: 15. 04. 2015)
12. Law for the Promotion of the Ainu Culture and for the Dissemination and Advocacy for the Traditions of the Ainu and the Ainu Culture. URL: http://wwwl .umn.edu/humanrts/instree/law-ainu.html (дата обращения: 25. 10.
2014)
13. International Year of the Word’s Indigenous People. Resolution adopted by General Assembly. 20 December 1993. URL: http://www.un.org/en/ ga/ search/ view doc.asp?symbol=A/RES/47/75 (дата обращения: 10. 03. 2015)
14. ISHR’s summaries of documents for the UN Commission on Human Rights 62nd Session and Human Rights Council 2nd Session. International Service for Human Rights. URL: http://www.humanrights.ch/upload/pdf/070320 ishr zu mmenfassung.pdf (дата обращения: 01. 04. 2015)
15. The fifth periodic report by the government of Japan. December, 2006. URL: http://www.mofa. go .jp/policy/human/ civil rep6 .pdf (дата обращения: 10. 04. 2015)
16. The Constitution of the Japan (1947). URL: http://japan.kantei.go.jp/constitution and government of japan/constitution e.html (дата обращения: 05. 11. 2014)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ