Введение 3
Глава 1. Общие положения о рекламе алкогольной и табачной продукции в РФ 6
§ 1. Особенности правового регулирования алкогольной и табачной продукции и цели применения к ним специальных требований законодательства о рекламе 6
§2. История и тенденции развития законодательства о рекламе табачной и алкогольной продукции 12
Глава 2. Особенности правового регулирования рекламы алкогольной продукции. Ответственность за несоблюдение законодательства о рекламе алкогольной продукции 17
§1. Специальные требования к рекламе алкогольной продукции 17
§2. Специальные требования к рекламе пива 25
§3. Ответственность за несоблюдение требований законодательства о рекламе алкогольной продукции 33
§4. Международный опыт правового регулирования рекламы алкогольной продукции 40
Глава 3. Особенности правового регулирования рекламы табачной продукции 47
§ 1. Антитабачное законодательство 47
§2. Ответственность за несоблюдение требований законодательства о рекламе табачной продукции 56
Заключение 63
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 65
Одной из главных задач государства является защита своих граждан от угроз, возникающих как за пределами страны, так и внутри неё.
Как правило, под внутренними угрозами понимаются преступность, экономический кризис, терроризм, политические, межэтнические, межрасовые и религиозные конфликты, коррупция, безработица, гражданская война, стихийные и техногенные происшествия, крупные производственные аварии и др.
Однако существуют и другие, не такие ярко выраженные и заметные невооруженным взглядом угрозы, которые оказывают негативное влияние постепенно. К одним из таких угроз можно отнести алкоголизм и наркоманию.
Любая страна имеет законодательство, регулирующее оборот, запрет, распространение и производство веществ, оказывающих так или иначе влияние на психику человека. Но в большей степени ограничения, установленные такими законами, относятся к сильно действующим веществам, как например, наркотики, либо к веществам, активно применяющимся в медицине, как например, этиловый спит.
Алкогольная и табачная же продукции, в большинстве своем, обращаются достаточно свободно, за исключением некоторых ограничений, как продажа алкоголя в ночное время, или недопустимость продажи алкогольных напитков и табака лицам, не достигших 18 лет. От того угроза алкоголизма и чрезмерного употребления табака, исходящая от чрезмерного употребления настоящей продукции, всегда присутствует в обществе.
Поэтому распространение информации об алкогольной и табачной продукции так же взято под контроль государством. Свободная реклама столь опасных для общества, а в особенности для несовершеннолетних, веществ не должна осуществляться по тем же правилам, по которым
рекламируются, к примеру, товары повседневного потребления или бытовая техника.
Целью исследования настоящей Выпускной квалификационной работы является формирование комплексного представления о системе законодательства, регулирующего рекламу табачной и алкогольной продукции, составление целостной картины о причинах и условиях, которые способствовали формированию нормативно-правовой базы, посвященной распространению информации об алкогольной и табачной продукции.
Для реализации вышеуказанных целей, были выявлены следующие задачи:
• Определение понятий алкогольной и табачной продукции, исходя из нормативно правовых актов Российской Федерации;
• Изучение истории развития законодательства о рекламе алкогольной и табачной продукции;
• Изучение требований, предъявляемых к рекламе алкогольной продукции;
• Изучение требований, предъявляемых к рекламе табачной продукции;
• Рассмотрение вопроса об ответственности за нарушение требований, предъявляемых к рекламе алкогольной и табачной продукции;
• Выявление тенденций и определение направления развития судебной практики в результате её изучения.
Объект исследования: законодательство Российской Федерации, посвященное рекламе алкогольной и табачной продукции.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ
нормативно-правовых актов, изучение судебной практики, синтез, обобщение, формально-юридический метод.
В качестве теоретической основой работы использовались труды таких ученых как И.В. Ешрова, А.Н. Варламова, К.Ю. Тотьев, С.А. Паращук,
О.А. Городов, К.А. Писенко, Б.Г. Бадмаев, С.Г. Богацкая и другие.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, гражданское и административное законодательство, Федеральные законы "О рекламе", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", федеральные подзаконные нормативные правовые акты и иные.
Эмпирической основой работы явились материалы опубликованной и неопубликованной судебной практики Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов округов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Таким образом, мною была продемонстрирована система законодательства Российской Федерации о рекламе алкогольной и табачной продукции.
В ходе работы были выполнены поставленные цели, то есть сформировано комплексное представление о системе законодательства, регулирующего рекламу алкогольной и табачной продукции, составлена целостная картина о причинах и условиях, которые способствовали формированию нормативно-правовой базы, посвященной распространению информации об алкогольной и табачной продукции.
Мною было определено понятие алкогольной и табачной продукции, исходя из нормативно-правовых актов Российской Федерации, изучена история развития законодательства о рекламе алкогольной и табачной продукции, подробным образом изучены требования, предъявляемые к рекламе указанной продукции, рассмотрен вопрос об ответственности за нарушение требований, предъявляемых к рекламе алкогольной и табачной продукции, изучена судебная практика.
Отдельно стоит отметить примеры того, каким образом и в каком направлении происходит регулирование рекламы табачной и алкогольной продукции в зарубежных странах. Мною было рассмотрено рекламное законодательство Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Ирландии, Дании, Италии, Г ермании, Японии и Индии.
Также стоит отметить различный подход законодателя к рекламе алкогольной продукции и пива. Дифференциация, которую он проводит, позволяет понять, что реклама крепких алкогольных напитков имеет более строгое регламентирование нежели реклама слабоалкогольного пива и пивных напитков. Можно сделать вывод о том, что данный дифференцированный подход в большей степени обусловлен экономическими соображениями, а также тем, что крепкий алкоголь оказывает более негативное влияние на здоровье общества в целом.
В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что данный вопрос в современном законодательстве Российской Федерации является достаточно разработанным. Однако, учитывая постоянное развитие и реформирование рекламной отрасли законодательства, а также принимая во внимание большое количество проводимых и запланированных на территории России международных спортивных мероприятий, можно говорить о том, что нормы и законы, посвященные распространению информации об алкогольной и табачной продукции, так же не будут долго оставаться неизменными.
Происходящие изменения в рекламном законодательстве, несомненно, является положительным моментом, поскольку законодатель находится в постоянном поиске наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений.
Более того, если мы говорим об общественных отношениях, складывающихся в процессе взаимодействия с такой продукцией как алкоголь и табак, если мы говорим не только о правилах реализации этой продукции, но и о надлежащем её распространении, то законодателю приходится, помимо всего прочего, искать баланс между экономической обоснованностью и общественным благосостоянием.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30ну.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. -
1995. - N 48. - ст. 4553.
3. Федеральный закон от 18.07.1995г. № 108-ФЗ "О рекламе" - // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - ст. 1232.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3802.
5. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 8. - ст. 721.
6. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434.
7. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ // Российская газета. - 1995. - № 164.
8. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007г. № 315-ФЗ // Парламентская газета. - 2007. - № 174-176.
9. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
2011. - № 19. - ст. 2716.
10. Федеральный закон "О персональных данных" от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ // Парламентская газета. - 2006. - № 126-127.
11. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - ст. 4006.
12. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008г. № 294- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - ст. 6249.
Материалы судебной и иной юридической практики
1. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998г. № 37 (п. 16) // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 2.
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. № 58 (п. 2) // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 12.
3. Постановление АС ВВО от 21.06.2017г. № Ф01-2255/2017 по делу № А28-12028/2016 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
4. Постановлении ФАС ВСО от 17.11.2011г. по делу № А19- 8759/2011 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
5. Постановление Шестого Арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 года по делу № А37-869/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/0f3d754c-7642-40a9-a230-83017faf9796/ свободный.
6. Постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2018 года по делу № А38-12675/2017 [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/903ad2b0-f764-45ab-8d7b-b4911c12329e/ свободный.
7. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта
2018 года по делу № А60-9898/2018 [Электронный ресурс]. URL:
https://kad.arbitr.ru/Card/6242661b-4f22-4f89-8cb3-c348c5743a36/ свободный.
8. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 июля
2018 года по делу № А10-1699/2018 [Электронный ресурс]. URL:
https://kad.arbitr.ru/Card/e49df4cd-aca0-4eaf-8c34-fcfff4258849/ свободный.
9. Решение Приморского краевого суда от 18 декабря 2017 года по делу № 7-21-1373 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
10. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 февраля
2015 г. № АК/7749/15 «О рекламе алкогольной продукции» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
11. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2012 года № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
12. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 марта 2011 года № АК/7349 «О рекламе электронных сигарет» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
13. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря
2016 года № АК/84510/16 «О рекламе электронных сигарет» // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
14. Решение Архангельского УФАС России от 26 марта 2018 года по делу №03-05ф/1429 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
15. Решение Тывинского УФАС России от 30.08.2017 по делу № 41400 // Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-плюс».
Специальная литература
1. Андреева Л.В., Ершова И.В., Отнюкова Г.Д.: Предпринимательское право. Учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2018. - 624 с.
2. Афанасьева Е.Г., А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - 984 с.
3. Афанасьева Е.Г., Молотников А.Е. Предпринимательское право: практический курс - М.: Право и Бизнес, 2016. - 640 с.
4. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие.: - Университетская книга. // М., 2007. - С.71.
5. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. — М.: Статут, 2010. - 178 с.
6. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017. - 876 с.
7. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. Т. 2. С. 733.
8. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. - 528 с.
9. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. - 560 с.
10. Егорова М., Кинева А. Конкурентное право: учебник - М.:
Юстицинформ, 2017. - 632 с.
11. Конкурентное право в таблицах и схемах: учебное пособие / отв. ред. М. А. Егорова. — М.: Юстицинформ, 2018. - 144 с.
12. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции». / Отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО(У) МИД России, ФАС России. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2016. - 1024 с.
13. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. - Антимонопольное (конкурентное право). Учебник // [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «Консультант Плюс» - с. 109.
14. Постатейный комментарий к Федеральному закону от
13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [Электронный ресурс]. URL:
https://fas.gov.ru/documents/575781/ свободный.
15. Попондопуло В.Ф. Конкурентное право 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Гриф УМО ВО, 2017. - 350 с.
16. Предпринимательское право России: библиография:
учебно-методическое пособие / МГУ имени М.В. Ломоносова / отв. ред.
д.ю.н., профессор Е.П. Губин, д.ю.н., профессор Ю.С. Харитонова - М.: Юстицифнорм М, 2019. - 496 с.
17. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учебник. — М.: Издательство РДЛ, 2000. — 352 с.
18. Снегирев А.Г. Реклама пива на фасаде здания бара //
Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2017 - № 11. - С.4.
19. Стрельников В. Антитабачная реклама: польза или фикция? - "ЭЖ-Юрист", - 2015. - № 11. - С.3.
20. Фетисов А.К. Разрешение споров в арбитражных судах, связанных с применением антимонопольного законодательства. М.: Инфотропик Медиа, 2013. - 246 с.