КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПРИ БАНКРОТСТВЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
|
Введение 3
Г лава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций в России 8
§ 1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных
организаций в России 8
§ 2. Кредитные организации в системе действующего
законодательства 20
§ 3. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
кредитных организаций 30
Глава 2. Правовой статус субъектов правоотношений, возникаюших в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций .. 36
§ 1. Общие положения о субъектах конкурсного производства 36
§ 2. Правовое положение кредитора 42
§ 3. Правовое положение конкурсного управляющего 51
Глава 3. Особенности проведения конкурсного производства 66
§ 1. Открытие конкурсного производства 66
§ 2. Выявление конкурсной массы 73
§ 3. Порядок удовлетворения требований кредиторов 81
Заключение 95
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Г лава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций в России 8
§ 1. Развитие законодательства о банкротстве кредитных
организаций в России 8
§ 2. Кредитные организации в системе действующего
законодательства 20
§ 3. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
кредитных организаций 30
Глава 2. Правовой статус субъектов правоотношений, возникаюших в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций .. 36
§ 1. Общие положения о субъектах конкурсного производства 36
§ 2. Правовое положение кредитора 42
§ 3. Правовое положение конкурсного управляющего 51
Глава 3. Особенности проведения конкурсного производства 66
§ 1. Открытие конкурсного производства 66
§ 2. Выявление конкурсной массы 73
§ 3. Порядок удовлетворения требований кредиторов 81
Заключение 95
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Банковская система по праву считается ключевым компонентом в процессе воспроизводственных отношений в экономике. Кредитные организации, осуществляя финансовые процедуры, предоставляют кредиты производствам, становятся доверенными лицами в перераспределении денежных средств, значительно приумножают общую результативность производства, оказывают содействие увеличению объемов производительности общественного труда. По этой причине является актуальной проблема установления и формулирования финансовой устойчивости как коммерческих банков в частности, так и всей банковской системы в целом.
Уровень стабильности коммерческих банков может оказывать влияние на национальную экономику, социальную сферу общества, сферы политических и международных взаимоотношений и многие другие моменты социального и экономического микроклимата в стране. В то же самое время устойчивое состояние банков напрямую зависит от стойкости и постоянства социально-экономического положения в стране.
Разнообразие причин, воздействующих на финансовую устойчивость кредитной организации, говорит о необходимости уделить пристальное внимание анализу их воздействия на функционирование коммерческих банков. Своевременное выявление проблемы и принятие решения по ее устранению обеспечивает банкам большую возможность устоять перед неблагоприятными проявлениями экономической среды.
Банкротство кредитных организаций - довольно распространенное явление в современном мире.
Проблема несостоятельности и банкротства на сегодняшний день является далеко не новой для российского правового пространства. В условиях экономического кризиса сложившаяся ситуация в отечественной экономике характеризуется резким снижением темпов экономического роста, что оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость предприятий.
Для любого развитого государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономического оборота.
На сегодняшний момент существует серьезный перевес банкротства юридического лица в сторону процедуры конкурсного производства по сравнению с оздоровительными процедурами. По данным предоставленным саморегулируемой организацией ААУ «СИБИРСКИМ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (№ 0010 в сводном государственном реестре), по состоянию на 01 марта 2019 г., в Ассоциации из 1277 процедур банкротства ведутся: конкурсное производство - 764, финансовое
оздоровление - 3, внешнее управление - 13, наблюдение - 206, заключенных мировых соглашений - 3, а также 288 процедур, применяемых в делах о банкротстве граждан.
Из приведенной статистики видно, что лидирующее место занимает конкурсное производство, это 60% от общего числа проводимых процедур арбитражными управляющими по всей стране.
Причиной этого можно назвать позднее инициирование банкротства, а в большинстве случаев, должник не заинтересован в подаче заявления на стадии, когда у предприятия еще есть активы. На этой почве, в нашей стране успешно развивается институт конкурсного производства как завершающий этап банкротства и ликвидация должника.
Конкурсное производство как процедура банкротства представляет собой действенный механизм ликвидации неплатежеспособных участников гражданского оборота, направленный на защиту как частных, так и публичных интересов. Однако на практике не всегда происходит полное и справедливое удовлетворение требований всех кредиторов. Вместе с тем, когда речь идет о должниках - кредитных организациях, необходимо понимать, что круг субъектов, чьи права могут быть нарушены, увеличивается, а последствия недостаточности правового регулирования в данной сфере не только затрагивают интересы вовлеченных в данную процедуру лиц, но и влияют на социально-экономическую стабильность Российской Федерации в целом, так как кредитный потенциал банковской системы современного государства находится в прямой зависимости от гарантий возврата денежных средств клиентов в случае банкротства кредитной организации.
Отечественная правоприменительная практика свидетельствует о наличии нерешенных, исключительно важных правовых вопросов, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, регулирующего банкротство кредитных организаций.
Степень разработанности темы. К исследованию прольем конкурсного производства обращались раздичные авторы, такие как В.С. Белых, М.Л. Скуратовского, В.В. Витрянского, В.Ф. Попондопуло, М.В. Телюкиной, Р.И. Каримуллина, А.И. Белоликова, А.В. Венедиктова, Т.П. Шишмаревой, Г.Ф. Шершеневича и др.
В данной работе предпринята попытка на основе действующих нормативных документов, сложившейся судебной практики, мнения ведущих юристов и специалистов, а также иных материалов проанализировать основные моменты конкурсного производства.
Объект исследования составляют общественные отношения, которые развиваются в процессе осуществления процедуры конкурсного производства.
Предметом исследования являются нормы законодательства, которые регулируют отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в ходе осуществления процедуры конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций, а также судебная практика их применения.
Целью работы является формирование целостного представления о правовом регулировании отношений, возникающих в ходе проведения процедуры конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в России;
- дать характеристику кредитным организациям в системе действующего законодательства;
- изучить понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
- проанализировать общие положения о субъектах конкурсного производства;
- определить правовое положение кредитора;
- охарактеризовать правовое положение конкурсного управляющего;
- провести анализ особенностей открытия конкурсного производства;
- исследовать особенности выявления конкурсной массы;
- проанализировать порядок удовлетворения требований кредиторов.
Теоретической основой проведенного исследования послужили
научные достижения известных ученых-юристов в сфере гражданского и предпринимательского права таких, как П.И. Стучка, Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис, С.Н. Братусь, Ю.К. Толстой, М.Д. Шаргородский, В.К. Мамутов, В.В. Лаптев, В.Г. Быков, В.С. Мартемьянова, B.C. Белых, В.В. Витрянский, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханова, С.А. Карелина, Г.Ф. Шершеневич, Е.А. Колисниченко, О.А. Никитина, Т.П. Прудникова и других.
Нормативную основу составляют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.
Подзаконные нормативные правовые акты также регулируют общественные отношения, возникающие в ходе банкротства и конкурсного производства.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов. Также за эмпирическую основу взяты обзоры
6
практики Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, информационные письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет сравнительноправовой метод, формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Структура работы включает в себя введение, в котором определена актуальность, объект, предмет, задачи исследования; две главы, заключение, в котором подводится итог проделанной работы и конструируются выводы; и список использованных при написании работы нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Уровень стабильности коммерческих банков может оказывать влияние на национальную экономику, социальную сферу общества, сферы политических и международных взаимоотношений и многие другие моменты социального и экономического микроклимата в стране. В то же самое время устойчивое состояние банков напрямую зависит от стойкости и постоянства социально-экономического положения в стране.
Разнообразие причин, воздействующих на финансовую устойчивость кредитной организации, говорит о необходимости уделить пристальное внимание анализу их воздействия на функционирование коммерческих банков. Своевременное выявление проблемы и принятие решения по ее устранению обеспечивает банкам большую возможность устоять перед неблагоприятными проявлениями экономической среды.
Банкротство кредитных организаций - довольно распространенное явление в современном мире.
Проблема несостоятельности и банкротства на сегодняшний день является далеко не новой для российского правового пространства. В условиях экономического кризиса сложившаяся ситуация в отечественной экономике характеризуется резким снижением темпов экономического роста, что оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость предприятий.
Для любого развитого государства закон, регулирующий процессы банкротства, является одним из основных законов экономического оборота.
На сегодняшний момент существует серьезный перевес банкротства юридического лица в сторону процедуры конкурсного производства по сравнению с оздоровительными процедурами. По данным предоставленным саморегулируемой организацией ААУ «СИБИРСКИМ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (№ 0010 в сводном государственном реестре), по состоянию на 01 марта 2019 г., в Ассоциации из 1277 процедур банкротства ведутся: конкурсное производство - 764, финансовое
оздоровление - 3, внешнее управление - 13, наблюдение - 206, заключенных мировых соглашений - 3, а также 288 процедур, применяемых в делах о банкротстве граждан.
Из приведенной статистики видно, что лидирующее место занимает конкурсное производство, это 60% от общего числа проводимых процедур арбитражными управляющими по всей стране.
Причиной этого можно назвать позднее инициирование банкротства, а в большинстве случаев, должник не заинтересован в подаче заявления на стадии, когда у предприятия еще есть активы. На этой почве, в нашей стране успешно развивается институт конкурсного производства как завершающий этап банкротства и ликвидация должника.
Конкурсное производство как процедура банкротства представляет собой действенный механизм ликвидации неплатежеспособных участников гражданского оборота, направленный на защиту как частных, так и публичных интересов. Однако на практике не всегда происходит полное и справедливое удовлетворение требований всех кредиторов. Вместе с тем, когда речь идет о должниках - кредитных организациях, необходимо понимать, что круг субъектов, чьи права могут быть нарушены, увеличивается, а последствия недостаточности правового регулирования в данной сфере не только затрагивают интересы вовлеченных в данную процедуру лиц, но и влияют на социально-экономическую стабильность Российской Федерации в целом, так как кредитный потенциал банковской системы современного государства находится в прямой зависимости от гарантий возврата денежных средств клиентов в случае банкротства кредитной организации.
Отечественная правоприменительная практика свидетельствует о наличии нерешенных, исключительно важных правовых вопросов, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования гражданского законодательства, регулирующего банкротство кредитных организаций.
Степень разработанности темы. К исследованию прольем конкурсного производства обращались раздичные авторы, такие как В.С. Белых, М.Л. Скуратовского, В.В. Витрянского, В.Ф. Попондопуло, М.В. Телюкиной, Р.И. Каримуллина, А.И. Белоликова, А.В. Венедиктова, Т.П. Шишмаревой, Г.Ф. Шершеневича и др.
В данной работе предпринята попытка на основе действующих нормативных документов, сложившейся судебной практики, мнения ведущих юристов и специалистов, а также иных материалов проанализировать основные моменты конкурсного производства.
Объект исследования составляют общественные отношения, которые развиваются в процессе осуществления процедуры конкурсного производства.
Предметом исследования являются нормы законодательства, которые регулируют отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в ходе осуществления процедуры конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций, а также судебная практика их применения.
Целью работы является формирование целостного представления о правовом регулировании отношений, возникающих в ходе проведения процедуры конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть развитие законодательства о банкротстве кредитных организаций в России;
- дать характеристику кредитным организациям в системе действующего законодательства;
- изучить понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
- проанализировать общие положения о субъектах конкурсного производства;
- определить правовое положение кредитора;
- охарактеризовать правовое положение конкурсного управляющего;
- провести анализ особенностей открытия конкурсного производства;
- исследовать особенности выявления конкурсной массы;
- проанализировать порядок удовлетворения требований кредиторов.
Теоретической основой проведенного исследования послужили
научные достижения известных ученых-юристов в сфере гражданского и предпринимательского права таких, как П.И. Стучка, Л.Я. Гинцбург, Е.Б. Пашуканис, С.Н. Братусь, Ю.К. Толстой, М.Д. Шаргородский, В.К. Мамутов, В.В. Лаптев, В.Г. Быков, В.С. Мартемьянова, B.C. Белых, В.В. Витрянский, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханова, С.А. Карелина, Г.Ф. Шершеневич, Е.А. Колисниченко, О.А. Никитина, Т.П. Прудникова и других.
Нормативную основу составляют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.
Подзаконные нормативные правовые акты также регулируют общественные отношения, возникающие в ходе банкротства и конкурсного производства.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы судебной практики арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов. Также за эмпирическую основу взяты обзоры
6
практики Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, информационные письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет сравнительноправовой метод, формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Структура работы включает в себя введение, в котором определена актуальность, объект, предмет, задачи исследования; две главы, заключение, в котором подводится итог проделанной работы и конструируются выводы; и список использованных при написании работы нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Институт банкротства имеет внушительную историю своего появления и становления, ни одна экономическая система государства не обходится без этого явления, тем самым превращая данный институт в неотъемлемый элемент финансового права.
Банкротство - негативный аспект в деятельности конкретной организации, но в масштабе экономики страны, банкротство помогает избавиться от более слабых хозяйствующих субъектов, и освободить путь более сильным.
Как экономическое явление страны, банкротство нельзя оставлять без государственного регулирования, поскольку такое невнимание к несостоятельности может повлечь неутешительные последствия для государства. Для общества - банкротство способствует формированию структуре рыночной экономике, выполняя роль своеобразного санитара, явление банкротства следит за состоянием экономики и обеспечивает дальнейшее ее развитие. Любое событие, самое болезненное для общества, не проходит бесследно и бесполезно. Так и банкротство несет в себе созидающую силу. Г лавная его цель видится в проведении структурной перестройки всего национального хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом, при условии достижения прибыльной работы каждой организации.
При анализе законодательства, регулирующего вопросы касательно несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, мы наблюдаем ряд мер, направленных не только на факт случившейся неплатежеспособности, но и предназначенных на ее предупреждение.
Рассмотренная ранее специфика деятельности кредитных организаций предопределяет так же и особенности в отношении них процедуры несостоятельности (банкротства), в отличие от других организаций. По оценке специалистов, банковское законодательство насчитывает около 8 тысячи нормативных актов. И, даже принимая во внимание данный факт, хотелось бы сделать вывод о том, что законодательство о банкротстве является прецедентным, и в нем находит свое отражение вектор доминирования судебного усмотрения.
Как мы можем наблюдать, поддержание работоспособности кредитных организаций является важным элементом политики нашего государства. Меры, применяемые государством, выражены в создании эффективной системы правового воздействия, которая предусматривает своевременное реагирование с целью предупреждения банкротства кредитных организаций.
Банкротство кредитных организаций можно считать «очищением» от неквалифицированных и неэффективных структур, которые не нашли свою способность адаптирования к действующим рыночным условиям. Поэтому, признавая банкротство кредитных организаций естественным явлением, принципиально важно, чтобы условия и процедуры его осуществления обеспечили максимальную защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а так же самой кредитной организации, ввиду того, что банкротство является болезненным процессом, как для самой кредитной организации, как для ее клиентов, так и для экономики страны в целом. Институт несостоятельности является не только способом ликвидации неэффективного хозяйствующего субъекта, но и механизмом стабилизации и разрешений конфликта интересов участников рыночных отношений.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что наличие особенностей несостоятельности (банкротства) кредитных организаций обусловлено наличием двух аспектов, таких как: финансовый и правовой. Банкротство кредитных организаций, как правило, является следствием совместного действия данных двух факторов.
Правовыми факторами можно считать особую правоспособность кредитной организации, специфику ее правового статуса, которая обусловлена законодательством Российской Федерации. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций является комплексным институтом, сочетающим нормы различных отраслей права. Например, в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - регулируется нормами конституционного права, как правовой статус субъекта гражданских правоотношений - нормами гражданского права, как правовой статус субъекта банковских отношений и проведения банковских операций - банковским правом.
Раскрывая финансовый аспект, хотелось бы отметить самую главную его специфику для деятельности любой кредитной организации. Он находит свое выражение в рисках, в колоссальных рисках как для любых юридических лиц и физических лиц, так и для кредитной организации. Это обусловлено неспособностью удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования.
Финансовым аспектом является так же ключевая роль кредитных организаций в системе государства. В настоящее время невозможно функционирование деятельности юридического лица без наличия как минимум одного расчетного счета, на котором происходим аккумуляция всех денежных средств организации, так же возрастает численность вкладов физических лиц - что говорит о необходимости и значимости кредитной организации в современной экономике, в современном обществе. Кредитная организация связывает всех участников гражданского оборота и непосредственно государственные органы. Так же экономический фактор обусловлен спецификой хозяйственной деятельности, что подразумевает проведение расчетных операций. К другим критериям можно отнести зависимость финансового благополучия от действий вкладчиков, а так же большое количество кредиторов и вкладчиков, во много раз превышающее показатели иных должников - что как вследствие является причинением значительного ущерба в результате банкротства и наличии цепной реакции к другим субъектам экономической деятельности.
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
1. Конкурсный управляющий по российскому законодательству на протяжении производства по делу о несостоятельности обладает различным правовым статусом, а ни как это принято считать на практике, что конкурсный управляющий является законным представителем должника. Ошибочность мнения противоречит гражданскому законодательству, а также дает возможность конкурсному управляющему злоупотреблять своими правами.
Представляется необходимым, закрепить законодательно статус конкурсного управляющего в деле о банкротстве, путем внесения дополнительных поправок в Закон.
2. Непринятие конкурсным управляющим мер по проведению инвентаризации и оценки имущества должника в разумный срок нарушает права кредиторов, поскольку ведет к необоснованному затягиванию процедуры конкурсного производства и увеличению расходов, связанных с проведением процедуры банкротства. Необходимо законодательно закрепить определенные сроки проведения данных мероприятий.
3. Имущественные права составляют элемент конкурсной массы, они неоднородны. В составе конкурсной массы следует выделить обязательственные, исключительные и корпоративные права, принадлежащие должнику. Однако Закон о банкротстве не конкретизирует виды имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание по долгам должника, что вносит существенные противоречия при определении состава имущества конкурсной массы, лишая возможности увеличить ее за счет названных прав и максимально полно удовлетворить требования кредиторов.
4. На стадии конкурсного производства у должника практически отсутствует правоспособность и дееспособность, в связи с отсутствием их носителя, но должник по-прежнему является собственником имущества. Нельзя не отметить тот факт, что это довольно «странное» право собственности, потому как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Если исходить из норм действующего законодательства о банкротстве, следует полагать, что право собственности на имущество должника в период конкурсного производства принадлежит кредиторам, соответственно в пределах признанных требований. Следовало бы закрепить в Законе о банкротстве положение о возникновении у кредиторов права собственности на имущество должника.
5. Необходимо возложить обязанность вести учет требований кредиторов по текущим платежам на конкурсного управляющего, путем представления отчетов о соответствующих сведениях в арбитражный суд. В результате, чего возросла бы эффективность арбитражного суда по осуществлению контроля за деятельностью арбитражного управляющего при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений от кредиторов по текущим платежам, а у последних в свою очередь - эффективность защиты своих прав и законных интересов.
6. Решение об отстранении конкурсного управляющего принимает арбитражный суд, который должен проверить, насколько существенными являются нарушения, допущенные управляющим. Следовало бы конкретизировать такие существенные нарушения, закрепив их в нормах Закона о банкротстве.
7. Важной гарантией защиты кредиторов от необоснованного включения в реестр требований является возможность обжалования решений суда, вынесенных по результатам установленных требований. Определение о внесении либо об отказе во включении требования в реестр вступает в силу немедленно. Дальнейшее обжалование принятого судебного акта не препятствует осуществлению дальнейшего процесса конкурсного производства. На практике это приводит к серьезным проблемам, например, кредитор, требования которого были подтверждены в результате подобного обжалования, может существенно изменить положение других кредиторов.
Следовало бы закрепить в Законе о банкротстве положение, в соответствии с которым, признание вышестоящей инстанцией обоснованным или необоснованным требования кредитора не влияло бы на действительность решений собраний кредиторов.
Банкротство - негативный аспект в деятельности конкретной организации, но в масштабе экономики страны, банкротство помогает избавиться от более слабых хозяйствующих субъектов, и освободить путь более сильным.
Как экономическое явление страны, банкротство нельзя оставлять без государственного регулирования, поскольку такое невнимание к несостоятельности может повлечь неутешительные последствия для государства. Для общества - банкротство способствует формированию структуре рыночной экономике, выполняя роль своеобразного санитара, явление банкротства следит за состоянием экономики и обеспечивает дальнейшее ее развитие. Любое событие, самое болезненное для общества, не проходит бесследно и бесполезно. Так и банкротство несет в себе созидающую силу. Г лавная его цель видится в проведении структурной перестройки всего национального хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом, при условии достижения прибыльной работы каждой организации.
При анализе законодательства, регулирующего вопросы касательно несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, мы наблюдаем ряд мер, направленных не только на факт случившейся неплатежеспособности, но и предназначенных на ее предупреждение.
Рассмотренная ранее специфика деятельности кредитных организаций предопределяет так же и особенности в отношении них процедуры несостоятельности (банкротства), в отличие от других организаций. По оценке специалистов, банковское законодательство насчитывает около 8 тысячи нормативных актов. И, даже принимая во внимание данный факт, хотелось бы сделать вывод о том, что законодательство о банкротстве является прецедентным, и в нем находит свое отражение вектор доминирования судебного усмотрения.
Как мы можем наблюдать, поддержание работоспособности кредитных организаций является важным элементом политики нашего государства. Меры, применяемые государством, выражены в создании эффективной системы правового воздействия, которая предусматривает своевременное реагирование с целью предупреждения банкротства кредитных организаций.
Банкротство кредитных организаций можно считать «очищением» от неквалифицированных и неэффективных структур, которые не нашли свою способность адаптирования к действующим рыночным условиям. Поэтому, признавая банкротство кредитных организаций естественным явлением, принципиально важно, чтобы условия и процедуры его осуществления обеспечили максимальную защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а так же самой кредитной организации, ввиду того, что банкротство является болезненным процессом, как для самой кредитной организации, как для ее клиентов, так и для экономики страны в целом. Институт несостоятельности является не только способом ликвидации неэффективного хозяйствующего субъекта, но и механизмом стабилизации и разрешений конфликта интересов участников рыночных отношений.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что наличие особенностей несостоятельности (банкротства) кредитных организаций обусловлено наличием двух аспектов, таких как: финансовый и правовой. Банкротство кредитных организаций, как правило, является следствием совместного действия данных двух факторов.
Правовыми факторами можно считать особую правоспособность кредитной организации, специфику ее правового статуса, которая обусловлена законодательством Российской Федерации. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций является комплексным институтом, сочетающим нормы различных отраслей права. Например, в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - регулируется нормами конституционного права, как правовой статус субъекта гражданских правоотношений - нормами гражданского права, как правовой статус субъекта банковских отношений и проведения банковских операций - банковским правом.
Раскрывая финансовый аспект, хотелось бы отметить самую главную его специфику для деятельности любой кредитной организации. Он находит свое выражение в рисках, в колоссальных рисках как для любых юридических лиц и физических лиц, так и для кредитной организации. Это обусловлено неспособностью удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования.
Финансовым аспектом является так же ключевая роль кредитных организаций в системе государства. В настоящее время невозможно функционирование деятельности юридического лица без наличия как минимум одного расчетного счета, на котором происходим аккумуляция всех денежных средств организации, так же возрастает численность вкладов физических лиц - что говорит о необходимости и значимости кредитной организации в современной экономике, в современном обществе. Кредитная организация связывает всех участников гражданского оборота и непосредственно государственные органы. Так же экономический фактор обусловлен спецификой хозяйственной деятельности, что подразумевает проведение расчетных операций. К другим критериям можно отнести зависимость финансового благополучия от действий вкладчиков, а так же большое количество кредиторов и вкладчиков, во много раз превышающее показатели иных должников - что как вследствие является причинением значительного ущерба в результате банкротства и наличии цепной реакции к другим субъектам экономической деятельности.
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
1. Конкурсный управляющий по российскому законодательству на протяжении производства по делу о несостоятельности обладает различным правовым статусом, а ни как это принято считать на практике, что конкурсный управляющий является законным представителем должника. Ошибочность мнения противоречит гражданскому законодательству, а также дает возможность конкурсному управляющему злоупотреблять своими правами.
Представляется необходимым, закрепить законодательно статус конкурсного управляющего в деле о банкротстве, путем внесения дополнительных поправок в Закон.
2. Непринятие конкурсным управляющим мер по проведению инвентаризации и оценки имущества должника в разумный срок нарушает права кредиторов, поскольку ведет к необоснованному затягиванию процедуры конкурсного производства и увеличению расходов, связанных с проведением процедуры банкротства. Необходимо законодательно закрепить определенные сроки проведения данных мероприятий.
3. Имущественные права составляют элемент конкурсной массы, они неоднородны. В составе конкурсной массы следует выделить обязательственные, исключительные и корпоративные права, принадлежащие должнику. Однако Закон о банкротстве не конкретизирует виды имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание по долгам должника, что вносит существенные противоречия при определении состава имущества конкурсной массы, лишая возможности увеличить ее за счет названных прав и максимально полно удовлетворить требования кредиторов.
4. На стадии конкурсного производства у должника практически отсутствует правоспособность и дееспособность, в связи с отсутствием их носителя, но должник по-прежнему является собственником имущества. Нельзя не отметить тот факт, что это довольно «странное» право собственности, потому как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Если исходить из норм действующего законодательства о банкротстве, следует полагать, что право собственности на имущество должника в период конкурсного производства принадлежит кредиторам, соответственно в пределах признанных требований. Следовало бы закрепить в Законе о банкротстве положение о возникновении у кредиторов права собственности на имущество должника.
5. Необходимо возложить обязанность вести учет требований кредиторов по текущим платежам на конкурсного управляющего, путем представления отчетов о соответствующих сведениях в арбитражный суд. В результате, чего возросла бы эффективность арбитражного суда по осуществлению контроля за деятельностью арбитражного управляющего при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений от кредиторов по текущим платежам, а у последних в свою очередь - эффективность защиты своих прав и законных интересов.
6. Решение об отстранении конкурсного управляющего принимает арбитражный суд, который должен проверить, насколько существенными являются нарушения, допущенные управляющим. Следовало бы конкретизировать такие существенные нарушения, закрепив их в нормах Закона о банкротстве.
7. Важной гарантией защиты кредиторов от необоснованного включения в реестр требований является возможность обжалования решений суда, вынесенных по результатам установленных требований. Определение о внесении либо об отказе во включении требования в реестр вступает в силу немедленно. Дальнейшее обжалование принятого судебного акта не препятствует осуществлению дальнейшего процесса конкурсного производства. На практике это приводит к серьезным проблемам, например, кредитор, требования которого были подтверждены в результате подобного обжалования, может существенно изменить положение других кредиторов.
Следовало бы закрепить в Законе о банкротстве положение, в соответствии с которым, признание вышестоящей инстанцией обоснованным или необоснованным требования кредитора не влияло бы на действительность решений собраний кредиторов.
Подобные работы
- БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2025 - Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и некоторые проблемы правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое положение конкурсного управляющего
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КОММЕРЧЕСКИX
ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: особенности и предпосылки
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019



