ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
§ 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности 6
§2. Законодательство Российской Федерации об инвестиционной деятельности 21
ГЛАВА 2. ЧАСТНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
§1. Правовой статус субъектов инвестиционной деятельности 32
§2. Правовой режим объектов инвестиционной деятельности 39
§3. Договорное регулирование инвестиционной деятельности 43
ГЛАВА 3. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 52
§ 1. Публично-правовые стимулы и ограничения инвестиционной деятельности 52
§2. Публично-правовая ответственность субъектов инвестиционной деятельности 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 67
Инвестиции в самом общем смысле представляют собой вложение инвестором собственных средств с целью такого увеличения их в будущем, которое компенсировало бы ему отказ от потребления средств, имеющихся в настоящем, а также риск и инфляционные потери.
Инвестиции играют важную роль в мировой и национальной экономике. Они обеспечивают эффективное функционирование рынка, а также стабилизируют финансовое состояние хозяйствующих субъектов, повышают конкурентоспособность товаров, работ и услуг, чем способствуют росту экономики в целом, ускорению роста научно-технического прогресса, улучшению качества национальной продукции, сбалансированного развития приоритетных отраслей экономики и т.д.
Благоприятный инвестиционный климат имеет важное значение для интеграции России в мировую экономику.
Регулирование инвестиций осуществляется в первую очередь на международном уровне, путём заключения государствами универсальных, региональных и двусторонних договоров.
Учеными отмечаются разрозненность и противоречивость международных норм, регулирующих инвестиционные отношения, а также отсутствие детальной и четкой регламентации данных отношений, выдвигается предложение о продолжении процесса унификации норм международного инвестиционного права с целью выработки более точных понятий субъектов и объектов инвестиционной деятельности.
Российское законодательство также не содержит в себе точного определения понятия субъектов и объектов инвестиционной деятельности, законодатель определяет их путем прямого перечисления, не выделяя основных признаков, которые бы позволили сформировать критерии отнесения тех или иных субъектов и объектов к соответственно субъектам и объектам инвестиционной деятельности.
В Российской Федерации отсутствует единый кодифицированный акт, который регулировал бы инвестиционные отношения. Инвестиционная деятельность в России регулируется множеством нормативных правовых актов, относящимся к разным отраслям права: предпринимательскому, гражданскому, административному, налоговому, финансовому и т.д.
Также регулирование инвестиционной деятельности осуществляется не только на международном и федеральном уровнях, но и на региональном уровне, и на уровне муниципальных образований.
Целью данной работы является формирование целостного
представления о правовом регулировании инвестиционной деятельности.
Задачами работы являются:
1. определить понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», выявить виды инвестиций;
2. исследовать нормативно-правовую базу, посредством которой осуществляется регулирование инвестиционной деятельности;
3. определить круг субъектов инвестиционной деятельности;
4. определить круг объектов инвестиционной деятельности;
5. раскрыть понятие «инвестиционный договор», как основной формы реализации инвестиционной деятельности;
6. исследовать публично-правовые стимулы и ограничения
инвестиционной деятельности.
7. исследовать публично-правовую ответственность субъектов
инвестиционной деятельности
Изучению аспектов регулирования инвестиционной деятельности посвящено множество научных работ. К ним относятся работы Андреяновой И.В., Антиповой О.М., Вдовина И.А., Губина Е.П., Ершовой И.В., Лахно П.Г, Лисицы В.Н., Тереховой Е.В., Целовальниковой И.Ю. и других. В частности, В.Н. Лисицей исследованы принципы, методы правового регулирования инвестиционной деятельности, понятие инвестиционных правоотношений и их специфика, а также широко раскрыта сущность инвестиционного
4
договора. И.Ю. Целовальниковой была разработана система инвестиционных договоров. В работе М.Ю. Савиной объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в связи с договорно-правовым регулированием иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Объектом исследования является общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.
Предметом исследования является совокупность норм гражданского законодательства, законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства об инвестиционной деятельности, иных сфер законодательства, посредством которых осуществляется регулирование инвестиционной деятельности, практика применения этих норм.
Структура работы обусловлена поставленной целью, объектом, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В рамках первой главы рассматриваются понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», выявляются виды инвестиций, а также исследуется нормативно-правовая база, посредством которой осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.
В рамках второй главы исследуется круг субъектов инвестиционной деятельности, круг объектов инвестиционной деятельности, раскрывается понятие инвестиционного договора как основной формы реализации инвестиционной деятельности.
В рамках третьей главы исследуются понятия публично-правовых стимулов и ограничений инвестиционной деятельности, а также публично-правовая ответственность субъектов инвестиционной деятельности.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Легальное определение понятия «инвестиций» содержится в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно ст. 1 указанного закона, инвестициями являются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Данное определение оценивается некоторыми учёными как более удачное и непротиворечивое, поскольку, в отличие от определения, содержащегося в Законе РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», оно выделяет цель достижения иного полезного эффекта как самостоятельную, не сводимую к извлечению прибыли, цель. Это позволяет учитывать также и, например, вложения государственных органов, органов местного самоуправления, чья деятельность зачастую не имеет целью извлечение прибыли. Для выявления положительного социального эффекта от вложения бюджетных инвестиций используются показатели эффективной реализации государственных программ.
В науке существует множество классификаций инвестиций по различным основаниям. К наиболее распространённым из них и значимым с практической точки зрения относятся классификации инвестиций по объекту инвестирования - на прямые и портфельные, по форме собственности на инвестиции - государственные, муниципальные, частные, по национальнотерриториальному признаку - на иностранные и национальные, по сроку вложений - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и т.д.
Инвестиционной деятельностью, согласно ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» является «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Вопрос о соотношении инвестиционной и предпринимательской деятельности является дискуссионным. Отмечается, что хоть инвестиционная деятельность и соответствует квалифицирующим признакам предпринимательской деятельности - самостоятельности, рисковому характеру, направленности на систематическое извлечение прибыли, - она таковой может и не являться, так как это существенно ограничивало бы право лиц на распоряжение собственностью.
Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в России имеет ряд особенностей. К ним можно отнести:
1) отсутствие единого кодифицированного акта, который бы регулировал инвестиционную деятельность,
2) комплексный характер законодательства об инвестиционной
деятельности, так как инвестирование в России регулируется множеством правовых норм, принадлежащих различным отраслям права: гражданскому, предпринимательскому, налоговому,
финансовому и т.д.
3) многоуровневый характер: регулирование осуществляется в рамках международных договоров РФ, на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне муниципальных образований.
Отсутствует легальное определение субъекта инвестиционной деятельности, а также указание на конституирующие признаки, которые бы позволили сформулировать критерии выделения лиц в качестве субъектов инвестиционной деятельности. Круг субъектов инвестиционной деятельности очерчивается п.1 ст. 4 ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” путём их прямого перечисления. Так, закон относит к субъектам инвестиционной деятельности “инвесторов, заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений и других лиц”.
Данная законом формулировка критикуется некоторыми учёными, согласно позиции которых основным и единственным участником инвестиционной деятельности является инвестор (а в случае, если он делегирует свои полномочия другим лицам - эти лица). Остальные же участники, перечисленные законом, являются контрагентами инвестора и участниками инвестиционных правоотношений (или инвестиционного процесса), но не инвестиционной деятельности.
Правосубъектность инвестора как участника гражданского оборота определяется нормами ГК РФ, а конкретизация прав и обязанностей - специальными законами. Дополнительные права, обязанности, а также ответственность могут быть установлены договором.
Легальное определение понятия “объект инвестиционной деятельности” отсутствует. Статья 3 ФЗ “Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений” относит к объектам “находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами”.
Запрещено инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует требованиям технических регламентов, в том числе экологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства.
Основной формой реализации инвестиционной деятельности является договор.
Понятие “инвестиционный договор” является собирательным понятием для нескольких видов договоров, объединенных одними и теми же признаками. К таким признакам относятся:
1) Обязательное наличие в субъектном составе инвестора непосредственно или лица, которому инвестором делегированы полномочия,
2) Наличие инвестиционного проекта, который включает в себя объем и сроки инвестирования, проектную документацию, бизнес-план, в качестве основания для заключения договора,
3) Наличие инвестиционного риска,
4) Наличие “промежуточного” результата - объекта инвестиционной деятельности, - предшествующего достижению основной цели - извлечения прибыли
5) Долгосрочный характер.
Среди инвестиционных норм публично-правового характера можно выделить две большие группы по признаку цели их воздействия на инвестиционные отношения: стимулы и ограничения.
Стимулами являются нормы, которые призваны побуждать субъектов правоотношений к законопослушности, а также поощрять развитие приоритетных для общества и государства направлений деятельности. К ним относятся нормы-льготы, нормы-поощрения, нормы-декларации.
Среди всего множества стимулов инвестиционной деятельности особенно выделяются финансово-правовые стимулы. Их особенность заключается в том, что стимулирование посредством финансов считается наиболее эффективным способом воздействия. Объясняется это тем, что извлечение денег (прибыли) как составляющей финансов является основной целью деятельности хозяйствующих субъектов.
Взаимодополняющим элементом данной системы регулирования являются ограничения. Цель установления ограничений заключается в том, чтобы сдерживать участников правоотношений от противозаконного поведения, предотвратить причинение вреда публичным интересам, а также интересам третьих лиц. Ограничения - это правовые обременения, которые могут выражаться в установлении обязанностей, запретов, установлении квот и т.д.
Стимулы и ограничения - это категории, находящиеся в тесной взаимосвязи, взаимодополняющие элементы. Гармоничное сочетание этих элементов позволяет государству добиться наиболее эффективного регулирования инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, позволяет добиться активизации субъектов инвестиционной деятельности, способствует привлечению иностранных инвестиций, развитию инвестирования в наиболее приоритетных отраслях экономики, улучшению инвестиционного климата в стране.
Статья 17 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», устанавливает основания наступления ответственности субъектов инвестиционной деятельности. К числу оснований наступления ответственности относятся:
1) нарушение требований законодательства РФ,
2) нарушение условий договора и (или) государственного контракта.
Так, ответственность субъекта инвестиционной деятельности может следовать как из закона, так и из договора.
1) Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между
государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965) // Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. - Т. II. - Нью-Йорк: Организация
Объединенных Наций. - 1973. - С. 54 - 77.
2) Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций" (Вместе с Гарантиями спонсорских инвестиций в соответствии со статьей 24, Урегулированием споров между членом и Агентством по статье 57, Комментарием к Конвенции об учреждении) (Заключена в г. Сеуле в 1985 г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. - М.: Юридическая литература. - 1995. - С. 197 - 276.
3) Договор к Энергетической хартии (Подписан в г. Лиссабоне 17.12.1994) // United Nation Treaty Collection [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://treaties.un.org/ свободный. 22.05.2019
4) Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - № 6. - 1994.
5) Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 (с изм. от 24.12.1993) "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ Содружество. - 1992. - №7.
6) Договор стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза" // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ Содружество. - 1993. - № 4.
Нормативные правовые акты РФ:
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - ст. 3301.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410.
4) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - ст. 3823.
5) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3824.
6) Федеральный закон "О территориях опережающего социальноэкономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 № 473- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - №1. - ст. 26.
7) Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" от 31.12.2014 № 488-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 1. - ст. 41.
8) Федеральный закон "О зонах территориального развития в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.12.2011 №392-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2011. - №49. - ст. 7070.
9) Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" от 28.11.2011 № 335-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №49. - ст. 7013.
10) Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 №57-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 18. - ст. 1940.
11) Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 №116-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2005. - №30. - ст. 3127.
12) Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 №115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №30. - ст. 3126.
13) Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 №156- ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2001. - №49. - ст. 4562.
14) Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №28. - ст. 3493.
15) Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов
на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999 №46-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 1999. - №10. - ст. 1163.
16) Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9 - ст. 1096.
17) Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 №164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №44. - ст. 5394.
18) Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "Об акционерных обществах" // Российская газета. - 1995. - №248.
19) Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"// Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - ст. 18.
20) Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 №395-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №6. - ст. 492
21) Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 № 4015-1 // Российская газета. - 1993. - № 6.
22) Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - ст. 1005.
23) Указ Президента РФ от 05.02.1998 №135 (ред. от 30.09.2012) "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 6. - ст. 721.
24) Указ Президента РФ от 17.09.1994 № 1928 (ред. от 20.01.1996, с изм. от 16.04.1996) "О частных инвестициях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. - ст. 2462.
25) Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от
26.03.2019) "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 38. - ст. 4834.
26) Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 "Об
утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 32. - ст.4329.
27) Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 (ред. от
30.12.2018) "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы" // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 18. - ст. 2059.