СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции в образовательной программе школы 9
1.1. Сущность понятия «межкультурная компетенция» 9
1.2. Проблемы формирования межкультурной компетенции у школьников 15
1.3. Лингвострановедческий материал и критерии его отбора 22
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межкультурной компетенции на основе лингвострановедческого материала 31
2.1. Организация эксперимента и описание результатов констатирующего
этапа эксперимента 31
2.2. Программа формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 49
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции в образовательной программе школы 9
1.1. Сущность понятия «межкультурная компетенция» 9
1.2. Проблемы формирования межкультурной компетенции у школьников 15
1.3. Лингвострановедческий материал и критерии его отбора 22
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межкультурной компетенции на основе лингвострановедческого материала 31
2.1. Организация эксперимента и описание результатов констатирующего
этапа эксперимента 31
2.2. Программа формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 49
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложения
Актуальность исследования способов формирования межкультурной компетенции на основе лингвострановедческого материала состоит в следующем. С текущим процессом глобализации тесно связаны важные аспекты: политические, экономические, образовательные, информационные, лингвистические и культурологические. Они основаны на гуманитарных и экологических проблемах. Решение этих проблем тесно связано с одной из наиболее приоритетных задач нашего времени - ликвидации культуры насилия и формирования культуры мира. В связи с этим важная роль поликультурного образования состоит в распространении межкультурной компетентности в поддержку мира, прав и основных свобод человека, демократии, справедливости. Межкультурная компетенция - это функциональная способность человека понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, регулировать их поведение, преодолевать конфликты в процессе общения. Она также заключается в признании человеком права на существование других ценностей, отличающихся от его личных ценностей и норм поведения. Формирование межкультурной компетенции современного многонационального российского общества становится насущной потребностью и оказывает влияние на общение в условиях современной средней общеобразовательной школы.
Процессы национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации усиливают необходимость обучения и воспитания подрастающего поколения в духе мира и этнической толерантности. Вместе с этим особое значение приобретает современное поликультурное образование, которое осуществляется путем приобщения школьников к родной культуре, а от нее - к российской и мировой. Поэтому на современной российской школе лежит ответственность за создание таких условий, которые послужат осознанию учащимися разных национальностей этнической уникальности, помогут сформировать их представление о национальных корнях,
сформируют стойкий интерес к особенностям родной языковой культуры, помогут глубже усвоить практические навыки ведения быта на основе национальных традиций, закрепят принятые в обществе нормы поведения в общении между народами, а также раскроют свои задатки и дарования. Значение миссии российского школьного образования состоит в установлении социальной стабильности, гармонизации межкультурных и межнациональных отношений в обществе.
Современный этап модернизации системы образования отличается повышением воспитательного потенциала образовательного процесса. Главной проблемой учителя становится поиск эффективных средств и методов всестороннего развития личности учащихся на основе сформированных образовательных компетенций для обеспечения высокого уровня усвоения образовательной программы. Реализация воспитательного потенциала современной образовательной системы связана с формированием у подрастающего поколения всех национальностей, проживающих в России высокого уровня межкультурной компетенции, развитых коммуникативных навыков, которые тесно связаны со способностью к восприятию и усвоению традиций общения иных культурных сообществ. Важность этой задачи определяется интенсивностью интеграции России в мировое сообщество, ее открытостью для проживания людей всех национальностей, повышением социального запроса на межкультурное языковое общение в рамках дружеского сотрудничества. Поэтому процесс формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательных школ на основе лингвострановедческого материала можно рассматривать в контексте личностно-ориентированного образования.
Несмотря на то, что межкультурная компетенция одна из самых актуальных вопросов современной российской педагогической теории и практики, важнейшая цель поликультурного образования, важно отметить недостаточное внимание педагогов российских школ к решению данной проблемы с помощью использования лингвострановедческого материала, способствующего овладению соответствующей культурой общения в обществе. Наблюдается недостаточность научно обоснованных материалов по формированию у учащихся средних общеобразовательных школ информированности о культурной специфике российского культурного сообщества, его национальных корней, обычаев культурного общения, основанных на русской национальной культуре.
Противоречие исследования состоит между потребностью формирования межкультурной компетенции учащихся средних общеобразовательных школ как необходимого условия процесса коммуникации между представителями разных этнических групп населения в российском обществе и отсутствием внимания педагогов в практической педагогической деятельности к данному вопросу, а также практических наработок научно обоснованных путей решения данной проблемы. Учитывая изложенную выше актуальность, проблема исследования заключается в изучении возможности формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Объект исследования: процесс формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность работы по формированию межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала;
2) определить уровень сформированности межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы;
3) разработать и апробировать программу, направленную на формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы в процессе ознакомления с лингвострановедческим материалом;
4) проверить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала.
Методологической основой исследования стали результаты научных исследований И.В. Андреевой, А.В. Анненковой, А.С. Будник, Н.Н.
Васильевой, Т.Г. Грушевицкой, Д.Б. Гудкова, О.В. Казаковой, Ю.Ю. Коротких, М.С. Лукьянчиковой о сущности межкультурной компетенции; научные положения М.М. Акулич, С.А. Арутюнова, B.C. Библера, Н.Д. Гальсковой, С.А. Грифоновой, А.И. Гришаевой, Ю.Ю. Коротких, О.Н. Куракиной о проблеме формирования межкультурной компетенции в системе российского образования; М.А. Арлан, А.Б. Афанасьевой, Н.А. Богдан, М.К. Борисенко, А.А. Брагиной, Е.М. Верещагина, В.Г.
Костомарова о содержании лингвострановедческого материала и критериях его отбора для школьных занятий.
Методы исследования:
- теоретический (изучение и анализ научной литературы);
- эмпирические (тестирование, опрос, наблюдение).
Методики исследования:
1) «Российский народ и его особенности» (автор А.С. Будник) [15;170];
2) «Я и моя национальная культура» (автор А.Б. Афанасьева) [6;48];
3) Методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у учащихся» (автор Н.В. Барышников) [7;32].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики Татарстан. В исследовании принимали учащиеся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Новизна и теоретическая значимость исследования. Обобщены научные данные о сущности понятия «межкультурная компетенция», уточнена проблематика формирования межкультурной компетенции в системе российского образования, охарактеризованы методы и средства формирования межкультурной компетенции в системе школьного образования, составлена программа формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе
лингвострановедческого материала. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований и разработки проблемы развития межкультурной компетенции учащихся и использования лингвострановедческого материала.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть использована в работе преподавателей русского языка, классных руководителей. Разработанная программа может быть полезна при создании программ, направленных на формирование межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), 6 параграфов, заключение, 60 литературных источников, приложение.
Процессы национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации усиливают необходимость обучения и воспитания подрастающего поколения в духе мира и этнической толерантности. Вместе с этим особое значение приобретает современное поликультурное образование, которое осуществляется путем приобщения школьников к родной культуре, а от нее - к российской и мировой. Поэтому на современной российской школе лежит ответственность за создание таких условий, которые послужат осознанию учащимися разных национальностей этнической уникальности, помогут сформировать их представление о национальных корнях,
сформируют стойкий интерес к особенностям родной языковой культуры, помогут глубже усвоить практические навыки ведения быта на основе национальных традиций, закрепят принятые в обществе нормы поведения в общении между народами, а также раскроют свои задатки и дарования. Значение миссии российского школьного образования состоит в установлении социальной стабильности, гармонизации межкультурных и межнациональных отношений в обществе.
Современный этап модернизации системы образования отличается повышением воспитательного потенциала образовательного процесса. Главной проблемой учителя становится поиск эффективных средств и методов всестороннего развития личности учащихся на основе сформированных образовательных компетенций для обеспечения высокого уровня усвоения образовательной программы. Реализация воспитательного потенциала современной образовательной системы связана с формированием у подрастающего поколения всех национальностей, проживающих в России высокого уровня межкультурной компетенции, развитых коммуникативных навыков, которые тесно связаны со способностью к восприятию и усвоению традиций общения иных культурных сообществ. Важность этой задачи определяется интенсивностью интеграции России в мировое сообщество, ее открытостью для проживания людей всех национальностей, повышением социального запроса на межкультурное языковое общение в рамках дружеского сотрудничества. Поэтому процесс формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательных школ на основе лингвострановедческого материала можно рассматривать в контексте личностно-ориентированного образования.
Несмотря на то, что межкультурная компетенция одна из самых актуальных вопросов современной российской педагогической теории и практики, важнейшая цель поликультурного образования, важно отметить недостаточное внимание педагогов российских школ к решению данной проблемы с помощью использования лингвострановедческого материала, способствующего овладению соответствующей культурой общения в обществе. Наблюдается недостаточность научно обоснованных материалов по формированию у учащихся средних общеобразовательных школ информированности о культурной специфике российского культурного сообщества, его национальных корней, обычаев культурного общения, основанных на русской национальной культуре.
Противоречие исследования состоит между потребностью формирования межкультурной компетенции учащихся средних общеобразовательных школ как необходимого условия процесса коммуникации между представителями разных этнических групп населения в российском обществе и отсутствием внимания педагогов в практической педагогической деятельности к данному вопросу, а также практических наработок научно обоснованных путей решения данной проблемы. Учитывая изложенную выше актуальность, проблема исследования заключается в изучении возможности формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Объект исследования: процесс формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность работы по формированию межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала;
2) определить уровень сформированности межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы;
3) разработать и апробировать программу, направленную на формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы в процессе ознакомления с лингвострановедческим материалом;
4) проверить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала.
Методологической основой исследования стали результаты научных исследований И.В. Андреевой, А.В. Анненковой, А.С. Будник, Н.Н.
Васильевой, Т.Г. Грушевицкой, Д.Б. Гудкова, О.В. Казаковой, Ю.Ю. Коротких, М.С. Лукьянчиковой о сущности межкультурной компетенции; научные положения М.М. Акулич, С.А. Арутюнова, B.C. Библера, Н.Д. Гальсковой, С.А. Грифоновой, А.И. Гришаевой, Ю.Ю. Коротких, О.Н. Куракиной о проблеме формирования межкультурной компетенции в системе российского образования; М.А. Арлан, А.Б. Афанасьевой, Н.А. Богдан, М.К. Борисенко, А.А. Брагиной, Е.М. Верещагина, В.Г.
Костомарова о содержании лингвострановедческого материала и критериях его отбора для школьных занятий.
Методы исследования:
- теоретический (изучение и анализ научной литературы);
- эмпирические (тестирование, опрос, наблюдение).
Методики исследования:
1) «Российский народ и его особенности» (автор А.С. Будник) [15;170];
2) «Я и моя национальная культура» (автор А.Б. Афанасьева) [6;48];
3) Методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у учащихся» (автор Н.В. Барышников) [7;32].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики Татарстан. В исследовании принимали учащиеся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Новизна и теоретическая значимость исследования. Обобщены научные данные о сущности понятия «межкультурная компетенция», уточнена проблематика формирования межкультурной компетенции в системе российского образования, охарактеризованы методы и средства формирования межкультурной компетенции в системе школьного образования, составлена программа формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе
лингвострановедческого материала. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований и разработки проблемы развития межкультурной компетенции учащихся и использования лингвострановедческого материала.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть использована в работе преподавателей русского языка, классных руководителей. Разработанная программа может быть полезна при создании программ, направленных на формирование межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), 6 параграфов, заключение, 60 литературных источников, приложение.
С целью формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала была проведена исследовательская
работа, включающая несколько этапов. На первом этапе были
проанализированы данные в научно-методической литературе, посвященные
проблеме формирования межкультурной компетенции школьников. На
основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) понятие «межкультурная компетенция» включает способность
достигать взаимопонимание в процессе общения и взаимодействия. К
компонентам межкультурной компетенции относятся: готовность понимать
зависимость успешности общения и взаимодействия от культурных
особенностей собеседника; знание особенностей обычаев, нравов в
общественном пространстве; усвоение стратегий и моделей поведения для
общения;
2) современные проблемы формирования межкультурной компетенции
учащихся школ заключаются в обострении конфликтов в процессе
межкультурного общения, наличие возрастных особенностей развития
межкультурного общения у детей школьного возраста, стихийности и
целенаправленности процесса формирования межкультурной компетенции
личности, общественная и личностная значимость этого процесса;
3) лингвострановедение представляет собой методическую
дисциплину, в основе которой лежит отбор и преподавание материалов о
национально-культурных особенностях речевого общения для развития
коммуникативной компетенции обучающихся. Лингвострановедческий
учебный материал отбирается на основе таких качеств как аутентичность,
актуальность и типичность, познавательное и воспитательное содержание,
страноведческая ценность, актуальный историзм. Использованию
лингвострановедческих материалов способствует мотивационная и языковая
готовность учеников.
60Нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование
межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы будет
проходить эффективнее, если:
2) у школьников будет достаточно развит когнитивный компонент
межкультурной компетенции, включающий знания и представления о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей;
3) школьники будут иметь высокий уровень мотивационного
компонента межкультурной компетенции в виде позитивного отношения
личности к многонациональной среде, толерантного отношения к иному
образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств сопереживания
проблемам людей других национальностей, умения сочувствовать и
понимать позицию вынужденных мигрантов;
4) будет сформирован поведенческий компонент межкультурной
компетенции школьников проявляющийся в усвоенной модели поведения,
умениях и навыках владения стратегиями поведения для осуществления
повседневного общения способствующего эффективному взаимодействию с
многонациональным этническим окружением.
Экспериментальное исследование было организовано на базе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики
Татарстан среди учащихся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе выбрали диагностические методики
исследования: тест «Российский народ и его особенности» А.С. Будник,
анкета «Я и моя национальная культура» предложенная А.Б. Афанасьевой и
методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у
учащихся» Н.В. Барышникова. По этим методикам было проведено
обследование когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов
61межкультурной компетенции учеников в экспериментального и
контрольного классов.
Диагностика когнитивного компонента межкультурной компетенции
по «Российский народ и его особенности» А.С. Будник позволила
определить, что в двух группах не достаточно сформированы знания о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей.
Обследование мотивационного компонента межкультурной
компетенции с помощью методики «Я и моя национальная культура»
предложенная А.Б. Афанасьевой показало недостаточное проявление
позитивного отношения личности к многонациональной среде, толерантного
отношения к иному образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств
сопереживания проблемам людей других национальностей, умение
сочувствовать и понимать позицию вынужденных мигрантов.
Диагностика поведенческого компонента межкультурной компетенции
с помощью методики «Наблюдение проявлений этнокультурной
компетентности у учащихся» Н.В. Барышникова позволила определить
отсутствие стойких моделей поведения, умений и навыков владеть
стратегиями поведения для осуществления повседневного общения,
способствующего эффективному взаимодействию с многонациональным
этническим окружением у детей в обоих классах.
На формирующем этапе на основе полученных показателей был
составлен перспективный план по формированию межкультурной
компетенции в экспериментальной группе, проведены разные формы работы
(уроки, классные часы, экскурсии, беседы, и игры) содержащие
лингвострановедческие материалы, способствующие формированию и
закреплению межкультурных знаний, развитию мотивов осознанного
ценностного отношения к культуре общения с представителями иных
национальностей и культур, закрепление моделей межкультурного общения
поведения в различных жизненных ситуациях. Была проведена работа по
62организации предметно-развивающей среды, педагогическому просвещению
родителей экспериментального класса.
На контрольном этапе с помощью методик констатирующего этапа,
было проведено повторное исследование уровня развития когнитивного,
мотивационного и поведенческого компонентов межкультурной
компетенции детей в экспериментальном и контрольном классах.
Повторное обследование школьников в экспериментальном классе
позволило определить изменение всех компонентов межкультурной
компетенции, в контрольном классе показатели остались прежними. Анализ
результатов диагностики по всем методикам исследования выявил
значительное повышение уровня развития компонентов межкультурной
компетенции экспериментального класса. В контрольном классе
значительного повышения не произошло. Сравнение показателей
межкультурной компетенции по всем методикам с помощью метода tкритерия Стьюдента до формирующего эксперимента и после позволило
получить доказательства их отличия в экспериментальной группе и
отсутствие отличий в контрольной группе.
На основании результатов проведенного исследования был разработан
комплекс рекомендаций. Таким образом, сравнение результатов
контрольного исследования с данными констатирующего исследования
позволяет говорить об эффективности разработанной программы
формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала.
лингвострановедческого материала была проведена исследовательская
работа, включающая несколько этапов. На первом этапе были
проанализированы данные в научно-методической литературе, посвященные
проблеме формирования межкультурной компетенции школьников. На
основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) понятие «межкультурная компетенция» включает способность
достигать взаимопонимание в процессе общения и взаимодействия. К
компонентам межкультурной компетенции относятся: готовность понимать
зависимость успешности общения и взаимодействия от культурных
особенностей собеседника; знание особенностей обычаев, нравов в
общественном пространстве; усвоение стратегий и моделей поведения для
общения;
2) современные проблемы формирования межкультурной компетенции
учащихся школ заключаются в обострении конфликтов в процессе
межкультурного общения, наличие возрастных особенностей развития
межкультурного общения у детей школьного возраста, стихийности и
целенаправленности процесса формирования межкультурной компетенции
личности, общественная и личностная значимость этого процесса;
3) лингвострановедение представляет собой методическую
дисциплину, в основе которой лежит отбор и преподавание материалов о
национально-культурных особенностях речевого общения для развития
коммуникативной компетенции обучающихся. Лингвострановедческий
учебный материал отбирается на основе таких качеств как аутентичность,
актуальность и типичность, познавательное и воспитательное содержание,
страноведческая ценность, актуальный историзм. Использованию
лингвострановедческих материалов способствует мотивационная и языковая
готовность учеников.
60Нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование
межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы будет
проходить эффективнее, если:
2) у школьников будет достаточно развит когнитивный компонент
межкультурной компетенции, включающий знания и представления о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей;
3) школьники будут иметь высокий уровень мотивационного
компонента межкультурной компетенции в виде позитивного отношения
личности к многонациональной среде, толерантного отношения к иному
образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств сопереживания
проблемам людей других национальностей, умения сочувствовать и
понимать позицию вынужденных мигрантов;
4) будет сформирован поведенческий компонент межкультурной
компетенции школьников проявляющийся в усвоенной модели поведения,
умениях и навыках владения стратегиями поведения для осуществления
повседневного общения способствующего эффективному взаимодействию с
многонациональным этническим окружением.
Экспериментальное исследование было организовано на базе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики
Татарстан среди учащихся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе выбрали диагностические методики
исследования: тест «Российский народ и его особенности» А.С. Будник,
анкета «Я и моя национальная культура» предложенная А.Б. Афанасьевой и
методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у
учащихся» Н.В. Барышникова. По этим методикам было проведено
обследование когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов
61межкультурной компетенции учеников в экспериментального и
контрольного классов.
Диагностика когнитивного компонента межкультурной компетенции
по «Российский народ и его особенности» А.С. Будник позволила
определить, что в двух группах не достаточно сформированы знания о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей.
Обследование мотивационного компонента межкультурной
компетенции с помощью методики «Я и моя национальная культура»
предложенная А.Б. Афанасьевой показало недостаточное проявление
позитивного отношения личности к многонациональной среде, толерантного
отношения к иному образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств
сопереживания проблемам людей других национальностей, умение
сочувствовать и понимать позицию вынужденных мигрантов.
Диагностика поведенческого компонента межкультурной компетенции
с помощью методики «Наблюдение проявлений этнокультурной
компетентности у учащихся» Н.В. Барышникова позволила определить
отсутствие стойких моделей поведения, умений и навыков владеть
стратегиями поведения для осуществления повседневного общения,
способствующего эффективному взаимодействию с многонациональным
этническим окружением у детей в обоих классах.
На формирующем этапе на основе полученных показателей был
составлен перспективный план по формированию межкультурной
компетенции в экспериментальной группе, проведены разные формы работы
(уроки, классные часы, экскурсии, беседы, и игры) содержащие
лингвострановедческие материалы, способствующие формированию и
закреплению межкультурных знаний, развитию мотивов осознанного
ценностного отношения к культуре общения с представителями иных
национальностей и культур, закрепление моделей межкультурного общения
поведения в различных жизненных ситуациях. Была проведена работа по
62организации предметно-развивающей среды, педагогическому просвещению
родителей экспериментального класса.
На контрольном этапе с помощью методик констатирующего этапа,
было проведено повторное исследование уровня развития когнитивного,
мотивационного и поведенческого компонентов межкультурной
компетенции детей в экспериментальном и контрольном классах.
Повторное обследование школьников в экспериментальном классе
позволило определить изменение всех компонентов межкультурной
компетенции, в контрольном классе показатели остались прежними. Анализ
результатов диагностики по всем методикам исследования выявил
значительное повышение уровня развития компонентов межкультурной
компетенции экспериментального класса. В контрольном классе
значительного повышения не произошло. Сравнение показателей
межкультурной компетенции по всем методикам с помощью метода tкритерия Стьюдента до формирующего эксперимента и после позволило
получить доказательства их отличия в экспериментальной группе и
отсутствие отличий в контрольной группе.
На основании результатов проведенного исследования был разработан
комплекс рекомендаций. Таким образом, сравнение результатов
контрольного исследования с данными констатирующего исследования
позволяет говорить об эффективности разработанной программы
формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала.
Подобные работы
- Формирование межкультурных компетенций студентов факультета иностранных языков (на материале американизмов-историзмов)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Формирование межкультурной компетенции на уроках французского языка у учащихся старших классов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку на старшем этапе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Потенциал романа Дж. Фаулза «Коллекционер» для развития межкультурной компетенции учащихся старших классов во внеаудиторной работе по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных видеоматериалов при формировании межкультурной компетенции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СОШ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социокультурной компетенции учащихся 6 классов с использованием страноведческого материала в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГИМНАЗИЙ С ГУМАНИТАРНЫМ ПРОФИЛЕМ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ НА ОСНОВЕ МЕДИА РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



