Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Работа №38876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
466
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции в образовательной программе школы 9
1.1. Сущность понятия «межкультурная компетенция» 9
1.2. Проблемы формирования межкультурной компетенции у школьников 15
1.3. Лингвострановедческий материал и критерии его отбора 22
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования межкультурной компетенции на основе лингвострановедческого материала 31
2.1. Организация эксперимента и описание результатов констатирующего
этапа эксперимента 31
2.2. Программа формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала 38
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 49
Заключение 60
Список использованных источников 64
Приложения


Актуальность исследования способов формирования межкультурной компетенции на основе лингвострановедческого материала состоит в следующем. С текущим процессом глобализации тесно связаны важные аспекты: политические, экономические, образовательные, информационные, лингвистические и культурологические. Они основаны на гуманитарных и экологических проблемах. Решение этих проблем тесно связано с одной из наиболее приоритетных задач нашего времени - ликвидации культуры насилия и формирования культуры мира. В связи с этим важная роль поликультурного образования состоит в распространении межкультурной компетентности в поддержку мира, прав и основных свобод человека, демократии, справедливости. Межкультурная компетенция - это функциональная способность человека понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, регулировать их поведение, преодолевать конфликты в процессе общения. Она также заключается в признании человеком права на существование других ценностей, отличающихся от его личных ценностей и норм поведения. Формирование межкультурной компетенции современного многонационального российского общества становится насущной потребностью и оказывает влияние на общение в условиях современной средней общеобразовательной школы.
Процессы национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации усиливают необходимость обучения и воспитания подрастающего поколения в духе мира и этнической толерантности. Вместе с этим особое значение приобретает современное поликультурное образование, которое осуществляется путем приобщения школьников к родной культуре, а от нее - к российской и мировой. Поэтому на современной российской школе лежит ответственность за создание таких условий, которые послужат осознанию учащимися разных национальностей этнической уникальности, помогут сформировать их представление о национальных корнях,
сформируют стойкий интерес к особенностям родной языковой культуры, помогут глубже усвоить практические навыки ведения быта на основе национальных традиций, закрепят принятые в обществе нормы поведения в общении между народами, а также раскроют свои задатки и дарования. Значение миссии российского школьного образования состоит в установлении социальной стабильности, гармонизации межкультурных и межнациональных отношений в обществе.
Современный этап модернизации системы образования отличается повышением воспитательного потенциала образовательного процесса. Главной проблемой учителя становится поиск эффективных средств и методов всестороннего развития личности учащихся на основе сформированных образовательных компетенций для обеспечения высокого уровня усвоения образовательной программы. Реализация воспитательного потенциала современной образовательной системы связана с формированием у подрастающего поколения всех национальностей, проживающих в России высокого уровня межкультурной компетенции, развитых коммуникативных навыков, которые тесно связаны со способностью к восприятию и усвоению традиций общения иных культурных сообществ. Важность этой задачи определяется интенсивностью интеграции России в мировое сообщество, ее открытостью для проживания людей всех национальностей, повышением социального запроса на межкультурное языковое общение в рамках дружеского сотрудничества. Поэтому процесс формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательных школ на основе лингвострановедческого материала можно рассматривать в контексте личностно-ориентированного образования.
Несмотря на то, что межкультурная компетенция одна из самых актуальных вопросов современной российской педагогической теории и практики, важнейшая цель поликультурного образования, важно отметить недостаточное внимание педагогов российских школ к решению данной проблемы с помощью использования лингвострановедческого материала, способствующего овладению соответствующей культурой общения в обществе. Наблюдается недостаточность научно обоснованных материалов по формированию у учащихся средних общеобразовательных школ информированности о культурной специфике российского культурного сообщества, его национальных корней, обычаев культурного общения, основанных на русской национальной культуре.
Противоречие исследования состоит между потребностью формирования межкультурной компетенции учащихся средних общеобразовательных школ как необходимого условия процесса коммуникации между представителями разных этнических групп населения в российском обществе и отсутствием внимания педагогов в практической педагогической деятельности к данному вопросу, а также практических наработок научно обоснованных путей решения данной проблемы. Учитывая изложенную выше актуальность, проблема исследования заключается в изучении возможности формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Объект исследования: процесс формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность работы по формированию межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе лингвострановедческого материала;
2) определить уровень сформированности межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы;
3) разработать и апробировать программу, направленную на формирование межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы в процессе ознакомления с лингвострановедческим материалом;
4) проверить эффективность процесса формирования межкультурной компетенции учащихся на основе лингвострановедческого материала.
Методологической основой исследования стали результаты научных исследований И.В. Андреевой, А.В. Анненковой, А.С. Будник, Н.Н.
Васильевой, Т.Г. Грушевицкой, Д.Б. Гудкова, О.В. Казаковой, Ю.Ю. Коротких, М.С. Лукьянчиковой о сущности межкультурной компетенции; научные положения М.М. Акулич, С.А. Арутюнова, B.C. Библера, Н.Д. Гальсковой, С.А. Грифоновой, А.И. Гришаевой, Ю.Ю. Коротких, О.Н. Куракиной о проблеме формирования межкультурной компетенции в системе российского образования; М.А. Арлан, А.Б. Афанасьевой, Н.А. Богдан, М.К. Борисенко, А.А. Брагиной, Е.М. Верещагина, В.Г.
Костомарова о содержании лингвострановедческого материала и критериях его отбора для школьных занятий.
Методы исследования:
- теоретический (изучение и анализ научной литературы);
- эмпирические (тестирование, опрос, наблюдение).
Методики исследования:
1) «Российский народ и его особенности» (автор А.С. Будник) [15;170];
2) «Я и моя национальная культура» (автор А.Б. Афанасьева) [6;48];
3) Методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у учащихся» (автор Н.В. Барышников) [7;32].
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики Татарстан. В исследовании принимали учащиеся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Новизна и теоретическая значимость исследования. Обобщены научные данные о сущности понятия «межкультурная компетенция», уточнена проблематика формирования межкультурной компетенции в системе российского образования, охарактеризованы методы и средства формирования межкультурной компетенции в системе школьного образования, составлена программа формирования межкультурной
компетенции учащихся общеобразовательной школы на основе
лингвострановедческого материала. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований и разработки проблемы развития межкультурной компетенции учащихся и использования лингвострановедческого материала.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть использована в работе преподавателей русского языка, классных руководителей. Разработанная программа может быть полезна при создании программ, направленных на формирование межкультурной компетенции учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Структура работы включает введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), 6 параграфов, заключение, 60 литературных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С целью формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала была проведена исследовательская
работа, включающая несколько этапов. На первом этапе были
проанализированы данные в научно-методической литературе, посвященные
проблеме формирования межкультурной компетенции школьников. На
основании проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) понятие «межкультурная компетенция» включает способность
достигать взаимопонимание в процессе общения и взаимодействия. К
компонентам межкультурной компетенции относятся: готовность понимать
зависимость успешности общения и взаимодействия от культурных
особенностей собеседника; знание особенностей обычаев, нравов в
общественном пространстве; усвоение стратегий и моделей поведения для
общения;
2) современные проблемы формирования межкультурной компетенции
учащихся школ заключаются в обострении конфликтов в процессе
межкультурного общения, наличие возрастных особенностей развития
межкультурного общения у детей школьного возраста, стихийности и
целенаправленности процесса формирования межкультурной компетенции
личности, общественная и личностная значимость этого процесса;
3) лингвострановедение представляет собой методическую
дисциплину, в основе которой лежит отбор и преподавание материалов о
национально-культурных особенностях речевого общения для развития
коммуникативной компетенции обучающихся. Лингвострановедческий
учебный материал отбирается на основе таких качеств как аутентичность,
актуальность и типичность, познавательное и воспитательное содержание,
страноведческая ценность, актуальный историзм. Использованию
лингвострановедческих материалов способствует мотивационная и языковая
готовность учеников.
60Нами была выдвинута гипотеза о том, что формирование
межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы будет
проходить эффективнее, если:
2) у школьников будет достаточно развит когнитивный компонент
межкультурной компетенции, включающий знания и представления о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей;
3) школьники будут иметь высокий уровень мотивационного
компонента межкультурной компетенции в виде позитивного отношения
личности к многонациональной среде, толерантного отношения к иному
образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств сопереживания
проблемам людей других национальностей, умения сочувствовать и
понимать позицию вынужденных мигрантов;
4) будет сформирован поведенческий компонент межкультурной
компетенции школьников проявляющийся в усвоенной модели поведения,
умениях и навыках владения стратегиями поведения для осуществления
повседневного общения способствующего эффективному взаимодействию с
многонациональным этническим окружением.
Экспериментальное исследование было организовано на базе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 15» города Альметьевска республики
Татарстан среди учащихся двух пятых классов в количестве 50 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий,
формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе выбрали диагностические методики
исследования: тест «Российский народ и его особенности» А.С. Будник,
анкета «Я и моя национальная культура» предложенная А.Б. Афанасьевой и
методика «Наблюдение проявлений этнокультурной компетентности у
учащихся» Н.В. Барышникова. По этим методикам было проведено
обследование когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов
61межкультурной компетенции учеников в экспериментального и
контрольного классов.
Диагностика когнитивного компонента межкультурной компетенции
по «Российский народ и его особенности» А.С. Будник позволила
определить, что в двух группах не достаточно сформированы знания о
русской этнической общности, ее истории, культуре, образе жизни людей,
национально-психологических особенностях русских людей.
Обследование мотивационного компонента межкультурной
компетенции с помощью методики «Я и моя национальная культура»
предложенная А.Б. Афанасьевой показало недостаточное проявление
позитивного отношения личности к многонациональной среде, толерантного
отношения к иному образу жизни и мыслям людей, проявлений чувств
сопереживания проблемам людей других национальностей, умение
сочувствовать и понимать позицию вынужденных мигрантов.
Диагностика поведенческого компонента межкультурной компетенции
с помощью методики «Наблюдение проявлений этнокультурной
компетентности у учащихся» Н.В. Барышникова позволила определить
отсутствие стойких моделей поведения, умений и навыков владеть
стратегиями поведения для осуществления повседневного общения,
способствующего эффективному взаимодействию с многонациональным
этническим окружением у детей в обоих классах.
На формирующем этапе на основе полученных показателей был
составлен перспективный план по формированию межкультурной
компетенции в экспериментальной группе, проведены разные формы работы
(уроки, классные часы, экскурсии, беседы, и игры) содержащие
лингвострановедческие материалы, способствующие формированию и
закреплению межкультурных знаний, развитию мотивов осознанного
ценностного отношения к культуре общения с представителями иных
национальностей и культур, закрепление моделей межкультурного общения
поведения в различных жизненных ситуациях. Была проведена работа по
62организации предметно-развивающей среды, педагогическому просвещению
родителей экспериментального класса.
На контрольном этапе с помощью методик констатирующего этапа,
было проведено повторное исследование уровня развития когнитивного,
мотивационного и поведенческого компонентов межкультурной
компетенции детей в экспериментальном и контрольном классах.
Повторное обследование школьников в экспериментальном классе
позволило определить изменение всех компонентов межкультурной
компетенции, в контрольном классе показатели остались прежними. Анализ
результатов диагностики по всем методикам исследования выявил
значительное повышение уровня развития компонентов межкультурной
компетенции экспериментального класса. В контрольном классе
значительного повышения не произошло. Сравнение показателей
межкультурной компетенции по всем методикам с помощью метода tкритерия Стьюдента до формирующего эксперимента и после позволило
получить доказательства их отличия в экспериментальной группе и
отсутствие отличий в контрольной группе.
На основании результатов проведенного исследования был разработан
комплекс рекомендаций. Таким образом, сравнение результатов
контрольного исследования с данными констатирующего исследования
позволяет говорить об эффективности разработанной программы
формирования межкультурной компетенции на основе
лингвострановедческого материала.


Акулич М.М. Образование в условиях глобализации / М.М.
Акулич // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - №5. -
С.50.
2. Андреева И.В. Межкультурная коммуникация / И.В. Андреева,
Л.А. Балобанова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 96 с.
3. Анненкова А. В. Межкультурная коммуникативная компетенция
как цель обучения иностранным языкам / А.В. Анненкова. – М.: РГПУ им.
А.И. Герцена. - 2017. – 121 с.
4. Арлан М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных
языков в старших классах / М.А. Арлан. – М.: Научная книга. - 2016. – 174 с.
5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /
С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 2015. - 247 с.
6. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность,
структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева. –
М.: Класс. - 2015. – 162 с.
7. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной
коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностранные языки в
школе. – 2016. – №2. – С. 28-32.
8. Библер B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения / B.C.
Библер. – М.: ДиК. - 2017. – 162 с.
9. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная
стратегия обновления школы / И.Л. Бим. – 2016. – №3. – С. 11-12.
10. Богатырева М.А. Моделирование информационного фона деловой
межкультурной коммуникации на уроках / М.А. Богатырева // Инновации в
образовании. – 2018. - №4. – С. 67- 68.
11. Богдан Н.А. Культуроведческая направленность обучения языку в
средней школе / Н.А. Богдан // Инновации в образовании. – 2017. - №2. – С.
10-11.
6412. Божович Л.И. Избранные педагогические труды / Л.И. Божович. –
М.: Проспект-М, 2015. – 212 с.
13. Борисенко М.К. Некоторые аспекты преподавания элементов
лингвострановедения в школе / М.К. Борисенко. – М.: Наука. - 2014. – 196 с.
14. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны в
лингвострановедческом аспекте / А.А. Брагина. – М.: Астрель. - 2015. – 137 с.
15. Будник А.С. Формирование межкультурной коммуникативной
компетенции школьников / А.С. Будник. – М.: АРКТИ. - 2015. – 178 с.
16. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники
ее достижения / Н.Н. Васильева. – М.: Наука. - 2016. – 142 с.
17. Васильева Н.Н. Межкультурное воспитание как необходимое
условие межкультурной коммуникации / Н.Н. Васильева. – Омск, 2014. – 167
с.
18. Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение в
преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В. Г.
Костомаров. - М.: Русский язык, 2014. - 246 с.
19. Верещагин Е.М. Лингвистическая проблема страноведения в
преподавании русского языка иностранцам / Е.М. Верещагин, В.Г.
Костомаров. - М.: Русский язык, 2015. - 178 с.
20. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория
слова / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – M.: Проспект-М, 2014. - 157.
21. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 2016. - 432 с.
22. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова // Иностранные
языки в школе. - 2015. - №1. - С. 3-4.
23. Гальскова Н.Д. Ценности современного мира глобализации и
межкультурное образование как ценность / Н.Д. Гальскова // Иностранные
языки в школе. – 2016. - № 1. – С. 5-6.
6524. Грифонова С.А. Формирование социокультурной компетенции
учащихся гимназии через реализацию межкультурных коммуникативных
проектов / С.А. Грифонова // Иностранные языки в школе. - 2018. - №1. -
С.106- 107.
25. Гришаева А.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации
/ А.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - М.: Академия, 2016. – 336 с.
26. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г.
Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. -352
с.
27. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации /
Д.Б. Гудков. - М.: ИТДГК «Гнозис» , 2018. - 288 с.
28. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения /
Д.Б. Гудков. - М.: Наука, 2016. - 120 с.
29. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В.
Гузеев. – М.: Народное образование, 2018. – 127 с.
30. Казакова О.В. Формирование межкультурной компетенции
учащихся / О.В. Казакова. - Нижний Новгород, 2017. - 165 с.
31. Кельман Т.Г. Роль факультативных и элективных курсов в
формировании межкультурной компетенции / Т.Г. Кельман // Иностранные
языки в школе. – 2017. – № 6. – С. 22-23.
32. Койт М.Э. Понятие коммуникативной стратегии в модели общения
/ М.Э. Койт // Психологические проблемы познания действительности. -
Тарту, 2018. - С. 97-98.
33. Колшанский Г.В. Прагматическая характеристика вербальной
коммуникации / Г.В. Колшанский. - М.: Приор, 2015. - 276 с.
34. Коротких Ю.Ю. Формирование межкультурной компетенции
школьников на основе учебных лингвокультуроведческих материалов /
Ю.Ю. Коротких. - Ижевск, 2017. - 277 с.
6635. Коротких Ю.Ю. Дидактические условия формирования
межкультурной компетенции / Ю.Ю. Коротких // Известия РГПУ им. А.И.
Герцена» . - 2017. - № 30. - С. 38-39.
36. Крупко А.К. Лингвострановедческий подход в обучении
иностранному языку / А.К. Крупко. – М.: Научная книга, 2017. – 213 с.
37. Куракина О.Н. Интеркультурный диалог как средство духовного
взаимообогащения культур / О.Н. Куракина // Педагогическое образование и
наука. – 2016. - №5. – С. 37-38.
38. Лебедева Н.М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной
компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: РУДН,
2014. - 278 с.
39. Лукьянчикова М.С. О месте когнитивного компонента в структуре
межкультурной компетенции / М.С. Лукьянчикова // Педагогическое
образование и наука. – 2015. - №3. – С. 23-24.
40. Манилова Н.Я. Игры на уроках с применением
лингвострановедческого материала. - М.: АРКТИ, 2018. - 124 с.
41. Махмутов И.А. Современный урок / И.А. Махмутов. - М.:
Педагогика, 2015. - 150 с.
42. Мещерская Ю.В. Формирование межкультурной компетенции у
школьников / Ю.В. Мещерская. - М.: Проспект-М, 2014. – 168 с.
43. Милосердова Е.В. Национально-культурные стереотипы и
проблемы межкультурной коммуникации / Е.Н. Милосердова // Иностранные
языки в школе. – 2014. - №3. – С.80-81.
44. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы
коммуникативного обучения русскому языку как иностранному / Р.П.
Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 4. - С.
9-10.
45. Муратов А.Ю. Формирование межкультурной компетенции
учащихся с использованием телекоммуникаций / А.Ю. Муратов. - Барнаул,
2015. – 154 с.
6746. Мясников В.А. Глобализация и образование / В.А. Мясников //
Учитель. – 2018. - №6. – С.19-20.
47. Нефедова М.А. Отбор материалов лингвострановедческого
содержания для чтения // Учитель. – 2017. - № 2. – С. 55-56.
48. Никитенко З.Н. Лингвострановедение // Иностранные языки в
школе. - 2015. - № 1. - С. 52-53.
49. Оберемко О.Г. Лингвострановедческий аспект обучения языку //
Иностранные языки в школе. - 2018. - № 10. - С. 7-8.
50. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. –
М.: Изд-во МГУ, 2019. - 145 с.
51. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной
компетенции / И.Л. Плужник. - Тюмень, 2014. - 244 с.
52. Починок Т.В. Особенности заданий по формированию
социокультурной компетенции / Т.В. Починок // Учитель. – 2014. - № 7. – С.
12-14

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ