Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пути повышения эффективности преподавания истории древнего мира

Работа №38812

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
708
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов преподавания истории в школе 9
1.1. Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения, особенности их использования в преподавании истории в школе 9
1.2. Методические подходы и приемы, преподавания истории в школе 17
1.3. Использование интерактивных технологий в преподавании истории в школе 27
Глава 2. Игровые технологии как метод преподавания истории древнего мира в школе 32
2.1. Практический опыт применения игровых технологий при обучении истории в школе 32
2.2 Авторская разработка урока истории древнего мира с применением игровых технологий по теме «Религия древних Греков» 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Актуальность исследования. Тема повышения эффективности образования, на наш взгляд, представляет обширное поле для изучения. Данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Почему это важно? В современном мире особое значение имеет приобретение учащимися знаний что помогут сформировать их мировоззрение и нравственности. Для этого необходимо постоянно улучшать учебно-воспитательную работу школы, совершенствовать учебный процесс, повышать воспитывающую значимость уроков и внеклассной работы. Школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников, развивать у них высокое чувство патриотизма. Раскрывая перед учащимися историю мы должны помнить о том, что в первую очередь школьники должны прочно усвоить важнейшие конкретно-исторические факты, характеризующие исторический процесс в целом и различные стороны общественной жизни на последовательных ступенях исторического развития. Ученик должен быть способен усвоить не только выводы и общие идеи, полученные в результате разбора и обобщения исторических фактов, но и сформировать определенное понимание исторических вопросов. Учащийся должен знать, как жили первобытные люди, где и как возникли древнейшие рабовладельческие государства, как сражались мужественные греки отстаивая родную страну от нашествия полчищ Ксеркса и многое другое. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся системы конкретно-исторических представлений. Научить применять знания по истории, пользоваться ими при изучении нового исторического материала, а также в общественной работе, в жизни, умением разбираться в событиях прошлого и современности.
Сейчас очень важно заинтересовать современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Данная работа обусловлена тем, что необходимо формировать у учащихся готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Каждый учитель истории в той или иной мере применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано как правило со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и увеличение самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют развитию познавательного интереса у учеников. Главная цель - создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Существует несколько эффективных методов воздействия на ребенка для повышения качества преподавания, которые правильно и грамотно используются. Важно и применение новых методик и технологий, что более подробно раскрывается в данной работе.
Теоретический обзор литературы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования используемый для характеристики стратегий преподавания на уроках истории послужил одним из главных источников при написании выпускной квалификационной работы, в целях объяснения терминов и понятий по теме было задействовано издание: Педагогический энциклопедический словарь .
В «Сборнике дидактических материалов» за авторством Кулагина Г.А. содержится применение внеклассных мероприятий, игр и головоломок, которые можно применять на уроках истории и обществознания. Систематическое их использование сделает уроки не только интересными, но и продуктивными по формированию целого комплекса необходимых знаний, умений, навыков.
Селевко Г.К. в работе «Современные технологии преподавания истории в школе» дает описание технологиям, применяемым на уроках истории в школе и раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.
Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе крупного методиста Вяземского Е.Е. «Теория и методика преподавании истории» где освещаются основные проблемы школьного курса истории древнего мира. Даются конкретные методические рекомендации по проведению большинства уроков. Рекомендации автора основаны на достижениях современной ему педагогической науки и многолетнего личного опыта преподавания истории древнего мира. Несмотря на давность издания, эта работа может помочь начинающему учителю в преподавании истории древнего мира.
Не менее интересен подход Беспалько В.П. который в своей работе «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.
В поурочном пособии "Методика преподавания истории древнего мира" под редакцией Коровкина Ф.П. освещены общие методические вопросы обучения истории в 5 классе. Приведены методические рекомендации по проведению уроков. Книга Вигасина А.А. «Всеобщая история. История
Древнего мира» обобщает опыт преподавания истории характеризует основные черты процесса обучения истории. Особое внимание в книге обращается на организацию активной познавательной деятельности школьников.
Занько С.Ф. в работе «Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения» подчёркивает, что применение игр - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А также рассматривает современное устройство кабинета истории, его наполнение видео-носителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.
Использованные в работе источники и научная литература позволили выделить объект и предмет исследования.
Объект исследования процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования же являются методические приемы как средство повышения эффективности преподавания истории в школе.
Методологическую основу работы составляют:
-дидактические системы и образовательные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся и способствующие формированию патриотизма;
-концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
-психологическая и дидактическая теория деятельностного компетентносного подходов в обучении.
Методическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы теоретического и эмпирического исследования такие как синтез и анализ, благодаря которым мы описали, обобщили и систематизировали материал. Использовался метод сравнения, который помог нам выявить схожие и различные методы и стратегии преподавания истории в школе. Отдельно следует упомянуть педагогический эксперимент, так как в ходе работы над выпускной квалификационной работы нами был выработан урок на тему «Религия древних Греков». Данная разработка была апробирована на учащихся и включена в учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования - рассмотреть и изучить различные методики и на примере игровых технологий повысить качество преподавания истории древнего мира в школе, а также показать эффективность таких технологий.
Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1- Раскрыть понятие нетрадиционных форм обучения, особенности их использования на уроке истории.
2- Изучить методические подходы, сравнить их и определить их место и роль в учебном процессе.
3- Ознакомится с использованием интерактивных технологий в преподавании истории в школе.
4- Иследовать опыт практического использования игровых технологий в школах на уроках истории.
5- Показать авторскую разработку урока с применением игровых технологии для повышения эффективности обучения истории по теме «Религия древних Греков».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование методик с игровой деятельностью в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.
Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе собственного варианта урока с применением методов способствующих повышению эффективности преподавания истории древнего мира в школе.
Этапы исследования Исследование осуществлялось в течении одного года и проходило в два этапа, на первом проходил сбор документов, осуществлялась теоретическая выкладка, анализ источников и литературы и их классификация. На втором этапе проводилась апробация методик и приемов во время прохождения педагогической практики в СОШ№5 города Елабуги с целью сбора статистики для дальнейшей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями истории при преподавании истории древнего мира в школе и гимназии для повышения профессиональных компетенций, а также в пропаганде рекомендаций для создания и применения игровых технологий как на уроках истории, так и в масштабах всей школы.
Структура исследования обусловлена заявленной целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав различные методы преподавания истории, можно сказать, что образовательные технологии в последнее время становится все более востребованным в России. Этому способствуют интересные формы подачи материала, многофункциональность, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета. Знания расширяют представления о жизни, быте, традициях наших предков, позволяя применять их в современной жизни.
Преподавание же как деятельность учителя состоит в организации учебно-познавательной деятельности, стимулировании познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Добиться этого можно лишь создавав взаимно дополняемый симбиоз методов и приемов. Опыт показывает нам что вызвать у учащихся активное и живое отношение к историческому прошлому можно лишь раскрыв в ходе его изучения такие его стороны, которые в какой-то степени связаны с интересами, мыслями, стремлениями и переживаниями самих учащихся. Для достижения поставленных задач необходимо чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Эффективность образования играет в этом немаловажную роль. Ведь учиться можно по- разному.
Преподавание и обучение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс обучения. Сами же образовательные технологии в педагогической науке существуют уже давно, но не все нашли свое применение в прошлом столетии. Сейчас с развитием информационно-коммуникативных средств их применение расширяется. Главная задача педагога историка правильно соотносить материал, который он намерен преподнести, учитывать уровень развития учащихся, так как методика должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Образовательные технологии возможно применять практически на всех уроках, а также в проведении внеурочных мероприятий. Как показывает анализ занятий по истории, материал хорошо запоминается при наглядном объяснении темы, где помогают информационные и игровые технологии, работа в группах, проектные технологии. Важным плюсом является то, что результаты современных образовательных технологий полностью соответствуют требованиям ФГОС, а также способствуют развитию критического мышления, самостоятельной работе с материалом.
Таким образом, наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Использование методов напрямую связанных с игровой деятельностью где учащиеся выступают полноправными участниками в образовательном процессе, повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей. В ходе исследования мы доказали, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
Нами было проведен урок по истории древнего мира с использованием современных игровых технологий, а именно ролевой игры. Она помогла нам достичь поставленных целей и задач на занятии: материал был доступным и понятным обучающимся 5 класса. Было выявлена главная задача педагога историка- правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.


1. Ажунова А.З. Современные педагогические технологии на уроках истории [Электронный ресурс]
/^Ьр://открытыйурок.рф/статьи/599135/ (Дата обращения: 18.03.2019)
2. Ананьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - М., 1996
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 1987 - с.113-120, 131.
4. Андреевская Н.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М.: Учпедгиз, 1947. — 216 с.
5. Алексеева Н.М. Игры на уроках истории// Преподавание истории в школе. - 1994. - № 4
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
7. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. - М.: Педагогика, 2002.- 243 с.
8. Борзова Л.П. Игры на уроке истории // Методическое пособие для учителя. М.: Владос, 2004. 160с.
9. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред.: Б.М.
10. Будз С.П. Современные образовательные технологии в начальной школе [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2015/12/17/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения: 05.05.2019)
11. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. -303с.
12. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории. - М.: Владос, 2003.- 384с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-68.
14. Гаджиева П.Д. Возможности интерактивных методов обучения в правовом образовании учащихся общеобразовательных учреждений // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. №6. С. 27-35.
15. Гордеева С.А. Использование игровых технологий на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Ролевые игры на уроках истории [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/10/ igrovaya-tekhnologiya-na-sovremennom-uroke-istorii (Дата обращения:
15.05.2019)
16. Голубкова О.А. Использовние активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. -42 с.
17. Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. - 2018.- №2.- С.191-194.
18. Гукова, В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока/ В.В. Гукова - Волгоград, 2009. 205 С.
19. Егорова Е.Н Современные педагогические технологии как
объективная потребность [Электронный ресурс]
file:///C:/Users/pc/Downloads/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-kak- obektivnaya-potrebnost.pdf
20. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс] //http://portal.tpu.ru: 7777/SHARED/k/KAV47/Tab2/pt_ v_t.pdf (Дата обращения: 28.11.2018)
21. Занько С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. М.:Логос, 1992.142с.
22. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. М.: Изд- во Академии Педагогических наук РСФСР, 1955. — 183 с.
23. Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей// Преподавание истории в школе. - 1989. - № 4
24. Игровые технологии на уроке истории // Учительский портал [Электронный ресурс] https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-9102 (Дата обращения: 20.03.2019)
25. Исмаилов А.Ф. Технология использования дидактических игр на уроках истории // Актуальные проблемы современной науки. 2012. №2. С. 99-101.
26. Каракулова А.В., Масленников А.А. Проектная деятельность на уроках истории как способ развития личностных качеств учащихся // Современные инновации: Теоретический и практический взгляд . - 2018. - С. 101-103.
27. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории - М.: Владос- Пресс, 2001. - 172с.
28. Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории древнего мира: учебное пособие. СПб.,-58 с.
29. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). Волгоград, 2002. - 98с.
30. Комардина Н.В. и Колесникова В.В. Игровая деятельность на
уроках истории: традиции и новации [Элекронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/v/igrovaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-traditsii-i- novatsii (Дата обращения: 09.05.2019)
31. Кулагина, Г.А. 100игр по истории/ Г.А. Кулагина - М.: Просвещение, 1983. 239 С.
32. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва, - Воронеж,2003.
33. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС /М.И.Лукьянова// Народное образование. 2012. - №8. - 212-220с.
34. Мелешенко Л.Н. Использование проектной технологии в школе [Электронный ресурс] // Ьйр://открытыйурок.рф/статьи/104126/ (Дата обращения: 05.12.2018)
35. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С. Макаренко. - Т.5. - М., 1958 -с.79.
36. Макарова Н.И. Игровые технологии на уроках истории
[Электронный ресурс] hhps://открытыйурок.рф/статьи/603914/ (Дата
обращения: 10.06.2019)
37. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 - с 110-123.
38. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
39. Пескова Н.Г. Повышение качества образования с помощью современных педагогических технологий [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/150-preschool-projects/3575-2013-10-09- 11-25-01.html (Дата обращения: 03.04.2019)
40. Пискарёва Е.Т. Использование игровой технологии в процессе адаптации старших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №14. С. 140-142.
41. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история,
практика. [Текст]/ Е.Л. Репринцева - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 - с.43-57.
42. Селевко Г.К. Современные технологии преподавания истории в школе // Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256с.
43. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий // Информационные и педагогические технологии - 2006 - №3 -87с.
44. Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. - М.: Академия, 1999.- 190 с.
45. Трошина Н.В. Игровые технологии в системе правового образования // Основы государства и права. 2003. №3. С.63-64.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основоного общего образования / М-во образования и науки РФ. - 7-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2018. - 61с.
47. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.: Питер, 2004.- 541с.
48. Шутова Г.А. Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя [Электронныйресурс]http://pedsovetsu/proЫemnoe_obucheme/6365_medody_pr oblemnogo_obuchenia (Дата обращения: 09.04.2019)
49. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2005. 288с
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
51. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Электронный ресурс] https://mybook.ru/author/erik-bem/igry-v-kotorye- igrayut-lyudi-lyudi-kotorye-igrayut/read/ (Дата обращения: 05. 05.2019)
52. https://infourok.ru/
53. https://cyberleninka.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ