Пути повышения эффективности преподавания истории древнего мира
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методов преподавания истории в школе 9
1.1. Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения, особенности их использования в преподавании истории в школе 9
1.2. Методические подходы и приемы, преподавания истории в школе 17
1.3. Использование интерактивных технологий в преподавании истории в школе 27
Глава 2. Игровые технологии как метод преподавания истории древнего мира в школе 32
2.1. Практический опыт применения игровых технологий при обучении истории в школе 32
2.2 Авторская разработка урока истории древнего мира с применением игровых технологий по теме «Религия древних Греков» 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Глава 1. Теоретические основы методов преподавания истории в школе 9
1.1. Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения, особенности их использования в преподавании истории в школе 9
1.2. Методические подходы и приемы, преподавания истории в школе 17
1.3. Использование интерактивных технологий в преподавании истории в школе 27
Глава 2. Игровые технологии как метод преподавания истории древнего мира в школе 32
2.1. Практический опыт применения игровых технологий при обучении истории в школе 32
2.2 Авторская разработка урока истории древнего мира с применением игровых технологий по теме «Религия древних Греков» 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Актуальность исследования. Тема повышения эффективности образования, на наш взгляд, представляет обширное поле для изучения. Данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Почему это важно? В современном мире особое значение имеет приобретение учащимися знаний что помогут сформировать их мировоззрение и нравственности. Для этого необходимо постоянно улучшать учебно-воспитательную работу школы, совершенствовать учебный процесс, повышать воспитывающую значимость уроков и внеклассной работы. Школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников, развивать у них высокое чувство патриотизма. Раскрывая перед учащимися историю мы должны помнить о том, что в первую очередь школьники должны прочно усвоить важнейшие конкретно-исторические факты, характеризующие исторический процесс в целом и различные стороны общественной жизни на последовательных ступенях исторического развития. Ученик должен быть способен усвоить не только выводы и общие идеи, полученные в результате разбора и обобщения исторических фактов, но и сформировать определенное понимание исторических вопросов. Учащийся должен знать, как жили первобытные люди, где и как возникли древнейшие рабовладельческие государства, как сражались мужественные греки отстаивая родную страну от нашествия полчищ Ксеркса и многое другое. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся системы конкретно-исторических представлений. Научить применять знания по истории, пользоваться ими при изучении нового исторического материала, а также в общественной работе, в жизни, умением разбираться в событиях прошлого и современности.
Сейчас очень важно заинтересовать современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Данная работа обусловлена тем, что необходимо формировать у учащихся готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Каждый учитель истории в той или иной мере применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано как правило со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и увеличение самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют развитию познавательного интереса у учеников. Главная цель - создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Существует несколько эффективных методов воздействия на ребенка для повышения качества преподавания, которые правильно и грамотно используются. Важно и применение новых методик и технологий, что более подробно раскрывается в данной работе.
Теоретический обзор литературы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования используемый для характеристики стратегий преподавания на уроках истории послужил одним из главных источников при написании выпускной квалификационной работы, в целях объяснения терминов и понятий по теме было задействовано издание: Педагогический энциклопедический словарь .
В «Сборнике дидактических материалов» за авторством Кулагина Г.А. содержится применение внеклассных мероприятий, игр и головоломок, которые можно применять на уроках истории и обществознания. Систематическое их использование сделает уроки не только интересными, но и продуктивными по формированию целого комплекса необходимых знаний, умений, навыков.
Селевко Г.К. в работе «Современные технологии преподавания истории в школе» дает описание технологиям, применяемым на уроках истории в школе и раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.
Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе крупного методиста Вяземского Е.Е. «Теория и методика преподавании истории» где освещаются основные проблемы школьного курса истории древнего мира. Даются конкретные методические рекомендации по проведению большинства уроков. Рекомендации автора основаны на достижениях современной ему педагогической науки и многолетнего личного опыта преподавания истории древнего мира. Несмотря на давность издания, эта работа может помочь начинающему учителю в преподавании истории древнего мира.
Не менее интересен подход Беспалько В.П. который в своей работе «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.
В поурочном пособии "Методика преподавания истории древнего мира" под редакцией Коровкина Ф.П. освещены общие методические вопросы обучения истории в 5 классе. Приведены методические рекомендации по проведению уроков. Книга Вигасина А.А. «Всеобщая история. История
Древнего мира» обобщает опыт преподавания истории характеризует основные черты процесса обучения истории. Особое внимание в книге обращается на организацию активной познавательной деятельности школьников.
Занько С.Ф. в работе «Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения» подчёркивает, что применение игр - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А также рассматривает современное устройство кабинета истории, его наполнение видео-носителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.
Использованные в работе источники и научная литература позволили выделить объект и предмет исследования.
Объект исследования процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования же являются методические приемы как средство повышения эффективности преподавания истории в школе.
Методологическую основу работы составляют:
-дидактические системы и образовательные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся и способствующие формированию патриотизма;
-концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
-психологическая и дидактическая теория деятельностного компетентносного подходов в обучении.
Методическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы теоретического и эмпирического исследования такие как синтез и анализ, благодаря которым мы описали, обобщили и систематизировали материал. Использовался метод сравнения, который помог нам выявить схожие и различные методы и стратегии преподавания истории в школе. Отдельно следует упомянуть педагогический эксперимент, так как в ходе работы над выпускной квалификационной работы нами был выработан урок на тему «Религия древних Греков». Данная разработка была апробирована на учащихся и включена в учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования - рассмотреть и изучить различные методики и на примере игровых технологий повысить качество преподавания истории древнего мира в школе, а также показать эффективность таких технологий.
Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1- Раскрыть понятие нетрадиционных форм обучения, особенности их использования на уроке истории.
2- Изучить методические подходы, сравнить их и определить их место и роль в учебном процессе.
3- Ознакомится с использованием интерактивных технологий в преподавании истории в школе.
4- Иследовать опыт практического использования игровых технологий в школах на уроках истории.
5- Показать авторскую разработку урока с применением игровых технологии для повышения эффективности обучения истории по теме «Религия древних Греков».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование методик с игровой деятельностью в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.
Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе собственного варианта урока с применением методов способствующих повышению эффективности преподавания истории древнего мира в школе.
Этапы исследования Исследование осуществлялось в течении одного года и проходило в два этапа, на первом проходил сбор документов, осуществлялась теоретическая выкладка, анализ источников и литературы и их классификация. На втором этапе проводилась апробация методик и приемов во время прохождения педагогической практики в СОШ№5 города Елабуги с целью сбора статистики для дальнейшей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями истории при преподавании истории древнего мира в школе и гимназии для повышения профессиональных компетенций, а также в пропаганде рекомендаций для создания и применения игровых технологий как на уроках истории, так и в масштабах всей школы.
Структура исследования обусловлена заявленной целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Сейчас очень важно заинтересовать современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Данная работа обусловлена тем, что необходимо формировать у учащихся готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Каждый учитель истории в той или иной мере применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано как правило со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях малого количества предметных часов и увеличение самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют развитию познавательного интереса у учеников. Главная цель - создать такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Существует несколько эффективных методов воздействия на ребенка для повышения качества преподавания, которые правильно и грамотно используются. Важно и применение новых методик и технологий, что более подробно раскрывается в данной работе.
Теоретический обзор литературы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования используемый для характеристики стратегий преподавания на уроках истории послужил одним из главных источников при написании выпускной квалификационной работы, в целях объяснения терминов и понятий по теме было задействовано издание: Педагогический энциклопедический словарь .
В «Сборнике дидактических материалов» за авторством Кулагина Г.А. содержится применение внеклассных мероприятий, игр и головоломок, которые можно применять на уроках истории и обществознания. Систематическое их использование сделает уроки не только интересными, но и продуктивными по формированию целого комплекса необходимых знаний, умений, навыков.
Селевко Г.К. в работе «Современные технологии преподавания истории в школе» дает описание технологиям, применяемым на уроках истории в школе и раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения.
Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе крупного методиста Вяземского Е.Е. «Теория и методика преподавании истории» где освещаются основные проблемы школьного курса истории древнего мира. Даются конкретные методические рекомендации по проведению большинства уроков. Рекомендации автора основаны на достижениях современной ему педагогической науки и многолетнего личного опыта преподавания истории древнего мира. Несмотря на давность издания, эта работа может помочь начинающему учителю в преподавании истории древнего мира.
Не менее интересен подход Беспалько В.П. который в своей работе «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.
В поурочном пособии "Методика преподавания истории древнего мира" под редакцией Коровкина Ф.П. освещены общие методические вопросы обучения истории в 5 классе. Приведены методические рекомендации по проведению уроков. Книга Вигасина А.А. «Всеобщая история. История
Древнего мира» обобщает опыт преподавания истории характеризует основные черты процесса обучения истории. Особое внимание в книге обращается на организацию активной познавательной деятельности школьников.
Занько С.Ф. в работе «Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения» подчёркивает, что применение игр - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А также рассматривает современное устройство кабинета истории, его наполнение видео-носителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.
Использованные в работе источники и научная литература позволили выделить объект и предмет исследования.
Объект исследования процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования же являются методические приемы как средство повышения эффективности преподавания истории в школе.
Методологическую основу работы составляют:
-дидактические системы и образовательные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся и способствующие формированию патриотизма;
-концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
-психологическая и дидактическая теория деятельностного компетентносного подходов в обучении.
Методическая база исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие научные методы теоретического и эмпирического исследования такие как синтез и анализ, благодаря которым мы описали, обобщили и систематизировали материал. Использовался метод сравнения, который помог нам выявить схожие и различные методы и стратегии преподавания истории в школе. Отдельно следует упомянуть педагогический эксперимент, так как в ходе работы над выпускной квалификационной работы нами был выработан урок на тему «Религия древних Греков». Данная разработка была апробирована на учащихся и включена в учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с вышеизложенным, цель нашего исследования - рассмотреть и изучить различные методики и на примере игровых технологий повысить качество преподавания истории древнего мира в школе, а также показать эффективность таких технологий.
Для выполнения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1- Раскрыть понятие нетрадиционных форм обучения, особенности их использования на уроке истории.
2- Изучить методические подходы, сравнить их и определить их место и роль в учебном процессе.
3- Ознакомится с использованием интерактивных технологий в преподавании истории в школе.
4- Иследовать опыт практического использования игровых технологий в школах на уроках истории.
5- Показать авторскую разработку урока с применением игровых технологии для повышения эффективности обучения истории по теме «Религия древних Греков».
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование методик с игровой деятельностью в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.
Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе собственного варианта урока с применением методов способствующих повышению эффективности преподавания истории древнего мира в школе.
Этапы исследования Исследование осуществлялось в течении одного года и проходило в два этапа, на первом проходил сбор документов, осуществлялась теоретическая выкладка, анализ источников и литературы и их классификация. На втором этапе проводилась апробация методик и приемов во время прохождения педагогической практики в СОШ№5 города Елабуги с целью сбора статистики для дальнейшей работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями истории при преподавании истории древнего мира в школе и гимназии для повышения профессиональных компетенций, а также в пропаганде рекомендаций для создания и применения игровых технологий как на уроках истории, так и в масштабах всей школы.
Структура исследования обусловлена заявленной целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Проанализировав различные методы преподавания истории, можно сказать, что образовательные технологии в последнее время становится все более востребованным в России. Этому способствуют интересные формы подачи материала, многофункциональность, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета. Знания расширяют представления о жизни, быте, традициях наших предков, позволяя применять их в современной жизни.
Преподавание же как деятельность учителя состоит в организации учебно-познавательной деятельности, стимулировании познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Добиться этого можно лишь создавав взаимно дополняемый симбиоз методов и приемов. Опыт показывает нам что вызвать у учащихся активное и живое отношение к историческому прошлому можно лишь раскрыв в ходе его изучения такие его стороны, которые в какой-то степени связаны с интересами, мыслями, стремлениями и переживаниями самих учащихся. Для достижения поставленных задач необходимо чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Эффективность образования играет в этом немаловажную роль. Ведь учиться можно по- разному.
Преподавание и обучение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс обучения. Сами же образовательные технологии в педагогической науке существуют уже давно, но не все нашли свое применение в прошлом столетии. Сейчас с развитием информационно-коммуникативных средств их применение расширяется. Главная задача педагога историка правильно соотносить материал, который он намерен преподнести, учитывать уровень развития учащихся, так как методика должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Образовательные технологии возможно применять практически на всех уроках, а также в проведении внеурочных мероприятий. Как показывает анализ занятий по истории, материал хорошо запоминается при наглядном объяснении темы, где помогают информационные и игровые технологии, работа в группах, проектные технологии. Важным плюсом является то, что результаты современных образовательных технологий полностью соответствуют требованиям ФГОС, а также способствуют развитию критического мышления, самостоятельной работе с материалом.
Таким образом, наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Использование методов напрямую связанных с игровой деятельностью где учащиеся выступают полноправными участниками в образовательном процессе, повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей. В ходе исследования мы доказали, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
Нами было проведен урок по истории древнего мира с использованием современных игровых технологий, а именно ролевой игры. Она помогла нам достичь поставленных целей и задач на занятии: материал был доступным и понятным обучающимся 5 класса. Было выявлена главная задача педагога историка- правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Преподавание же как деятельность учителя состоит в организации учебно-познавательной деятельности, стимулировании познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений. Добиться этого можно лишь создавав взаимно дополняемый симбиоз методов и приемов. Опыт показывает нам что вызвать у учащихся активное и живое отношение к историческому прошлому можно лишь раскрыв в ходе его изучения такие его стороны, которые в какой-то степени связаны с интересами, мыслями, стремлениями и переживаниями самих учащихся. Для достижения поставленных задач необходимо чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Эффективность образования играет в этом немаловажную роль. Ведь учиться можно по- разному.
Преподавание и обучение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс обучения. Сами же образовательные технологии в педагогической науке существуют уже давно, но не все нашли свое применение в прошлом столетии. Сейчас с развитием информационно-коммуникативных средств их применение расширяется. Главная задача педагога историка правильно соотносить материал, который он намерен преподнести, учитывать уровень развития учащихся, так как методика должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Образовательные технологии возможно применять практически на всех уроках, а также в проведении внеурочных мероприятий. Как показывает анализ занятий по истории, материал хорошо запоминается при наглядном объяснении темы, где помогают информационные и игровые технологии, работа в группах, проектные технологии. Важным плюсом является то, что результаты современных образовательных технологий полностью соответствуют требованиям ФГОС, а также способствуют развитию критического мышления, самостоятельной работе с материалом.
Таким образом, наша гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась. Использование методов напрямую связанных с игровой деятельностью где учащиеся выступают полноправными участниками в образовательном процессе, повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала подтвердилась с помощью решения задач, которые были поставлены для достижения наших целей. В ходе исследования мы доказали, что игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания.
Нами было проведен урок по истории древнего мира с использованием современных игровых технологий, а именно ролевой игры. Она помогла нам достичь поставленных целей и задач на занятии: материал был доступным и понятным обучающимся 5 класса. Было выявлена главная задача педагога историка- правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть, прежде всего, понятна ученику и легко воспринимаема.
Подобные работы
- Культура древнего Рима на уроках 5 класса: формы и методы преподавания
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Современные технологии преподавания вопросов культуры в школьном предмете «всеобщая история» (на примере 5-8 классов)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - Организация проектной деятельности обучающихся 5-7 классов как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Использование информационных технологий на современном уроке истории и обществознания по ФГОС
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА
УРОКАХ ИСТОРИИ В 5-7 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Применение кейс-технологии на уроках истории для развития
критического мышления школьников
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Использование приемов мнемотехники в преподавании предмета "Всеобщая история" в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020



