Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театральная жизнь города Казани (вторая половина 1980-х - начало

Работа №38811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организационно-творческое и экономическое состояние казанских театров в рассматриваемый период 10
1.1 Театры в условиях перехода от планов к рыночной системе экономических отношений 10
1.2 Руководство казанских театров 17
Глава 2. Изменения в репертуарной политике театров Казани связанные с переменами в государстве 26
2.1 Обновление репертуара театров в условиях отмены цензуры 26
2.2 Репертуар татарских театров: особенности национальной драматургии 34
Глава 3. Появление новых тенденций в театре 44
3.1 Дискуссии об антрепризе и сохранении репертуарного театра 44
3.2 Роль театральных фестивалей как фактора культурной жизни города Казани 50
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 63

Актуальность. Духовная жизнь общества является важным фактором общественного развития, не только характеризующим уровень культуры данного общества на определенном историческом этапе, но и оказывающим значительное воздействие на развитие социально-экономических отношений. Развитие просвещения, науки, уровень грамотности населения, развитие искусства в разных его формах не только отражали уровень развитости общества, но и способствовали дальнейшему его развитию.
Одним из важных слагаемых духовной жизни общества является театр. В годы советской власти театр был включен в государственную систему идеологического воспитания масс, его общественная значимость возросла неизмеримо. Не случайно партийные органы на всех уровнях уделяли деятельности театров столь пристальное внимание. Но затем наступает время кардинальных перемен, получивших название «перестройка». Затем создалась еще более напряженная ситуация в стране, в результате которого СССР как единое государство перестало существовать. И в этот период события действительной жизни волновали людей куда более чем событиям театральные.
Татарстан так же переживал период серьезных политических перемен в данный период времени. Активизировались деятельность возникших на волне гласности неформальных общественных объединений и партий, которые вели борьбу за расширение суверенитета и политического статуса Татарской автономии. В августе 1990 года Верховным Советом ТАССР была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана. На события политические накладывалось кризисное состояние хозяйства. Объем производства в республике к середине 90-х годов сократился на 40%. Резко увеличилось количество безработных, ухудшились материальные условия
жизни . Возникшая на рубеже 80-90 годов социально-экономическая и
политическая ситуация в стране коренным образом изменила положение театров. КПСС как главная политическая сила потеряла прежнюю власть. Театры как составная часть политической системы, идеологическое оружие партии, оказалась не востребованы и отпущены в «свободное плавание». Вновь возродился интерес к частной антрепризе. Государственные театры, покинутые и государством и публикой, влачили довольно жалкое существование, особенно театры в провинции.
Казань всегда считался городом театральным, а казанцы заядлыми театралами. В городе имеется несколько больших академических театров и множество небольших, но все же очень популярных в среде местных жителей театров. Но пересказанные выше события стали причиной кризиса в театральной культуре всей страны, и Казань, не стала исключением.
Исходя из вышеуказанного, определяется цель данного исследования: дать целостную характеристику театральной жизни Казани в рассматриваемый период.
Таким образом, объектом исследования определяется - театральная жизнь Казани как важная составляющая культурной и общественной жизни города. Предмет исследования - функционирование театров города Казани в условиях общественных трансформаций конца ХХ — начала ХХ1 вв.
Хронологические рамки охватывают период со второй половины 1980-х гг. по начало 2000-х гг. Рубеж XX и XXI вв. стал временем формирования новых социально-политических и экономических отношений. Рассматриваемое двадцатилетие представляет собой относительно завершенный период системного распада и последующего налаживания политической обстановки в стране.
-определить наиболее значимые этапы в функционировании театральной
культуры города в конце ХХ — начале ХХ1 вв.;
-выявить степень общественной значимости театров в Казани в рассматриваемый период;
-дать характеристику организационно-творческой деятельности театров
(финансирование; репертуарная политика; система связей театра со зрителями);
-определить региональную специфику театральной жизни, сложившуюся под влиянием новых условий;
Степень разработанности темы.
Степень разработанности темы. Приступая к исследованию проблемы, представляется целесообразным определить некую историографическую иерархию: степень изученности общероссийской культуры, в том числе театральной, в постсоветское время — общая историография театральной жизни региона.
Реалии постсоветской истории позволяют сделать важное наблюдение: в осмыслении исторического процесса доминирующую роль перестают играть экономические и политические факторы. С ними на равных начинает выступать такой социокультурный фактор, как духовные потребности. Анализ современного состояния российской культуры, тенденций перспектив ее развития дан в фундаментальных работах К.Э. Разлогова, Н.А. Хренова, В.В. Налимова и др.2
В постсоветских исследованиях художественной культуры возобладали новые методологические подходы, появились новые направления и темы, касающиеся проблем функционирования сценического искусства в изменившихся базисных условиях, включая проблемы управления театральным делом, финансирования отрасли, формирования репертуара, взаимоотношений театра и зрителя и т.д. Появились работы искусствоведов и социологов, представляющие театр как средство межкультурной коммуникации. Имея постоянную прописку в культурном ландшафте города, театр выступает в роли организатора и координатора различных групп людей, которых ученые называют «потенциальными агентами». Комплексное исследование театра России не только как вида искусства, но и как важного социокультурного института осуществил известный российский искусствовед В.Н. Дмитриевский .
Региональная историография истории театральной жизни невелика по объему.
Большой вклад в изучение театральной жизни региона, в частности и Казани, внесли такие исследователи как И.И. Иляловой , Р. Игламова , Г.М. Кантора .
Однако в большинстве своем эти публикации были посвящены частным проблемам отдельно взятых театров.
Очень подробна, изучена история русского драматического театра им. Качалова, казанским исследователем Ю. Благовым Особенно детально изложена история театра и его роль в жизни города в его кандидатской
п
диссертации . В данной работе рассмотрена история театр с начал XX века и до конца 1990-х годов. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самом принципе подхода к изучению истории театра не на основе творческих биографий его деятелей и анализа поставленных на его сцене спектаклей, как это обычно делается в исследованиях, посвящённых истории театра, а на основе обширных документальных источников, представляющих деятельность театра в разных аспектах, не только творческом, но и правовом, коммерческом, личностном и общественном.
Так же изучению современной национальной драматургии посвящена
о
кандидатская диссертация А.М. Саттаровой , в которой она попыталась дать представление целостной картины современной татарской драматургии.
Завершая историографический обзор, стоит отметить, что история театральной жизни периода перестройки и последующего десятилетия, в Казани, изучена явно недостаточно. Тем более, можно определённо утверждать, что до сих пор нет ни одной специальной работы, в которой бы комплексно рассматривалась история театральной жизни всего региона или Казани в частности, в постсоветский период.
Исследование данной темы невозможно провести без документальных источников связанных с театральной жизнью города Казани. Были привлечены источники, находящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан (далее Г А РТ), и библиотеке университета.
В процессе проведенного исследования было выявлено несколько корпусов источников, которые различаются по своему характеру и включают в себя как источники опубликованные, так и неопубликованные.
Первая группа документов - это документы, определяющие повседневную, текущую производственно-творческую деятельность театров и хранятся в архиве. Прежде всего, это «Приказы по личному составу работников театра», в которых можно проследить процессы текучести и стабилизации творческого состава, кадров технических работников и обслуживающего персонала. Большой интерес представляют протоколы заседаний художественных советов театров, хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан. Производственные совещания проводились и по ходу работы над спектаклями, и после его выхода на зрителя, обсуждались вопросы, связанные с технической стороной спектакля, готовностью оформления, работа актеров, обсуждались замечания, сделанные во время просмотров репетиций членами
художественного совета, реакция зрителей на первых спектаклях. Так же были изучены материалы литературной части театра, позволяющие более конкретно составить представление о работе театра над репертуаром. Важным документом, характеризующим производственно-творческую деятельность театра, является репертуар. Сравнительный анализ репертуара позволяет сделать вывод о том, как менялась творческая направленность театров в разные годы.
Вторая группа это документы, характеризующие взаимоотношения театра со зрителем и общественностью города и республики. Для понимания общественных связей театра, важными источниками являются газеты и журналы выходившие в рассматриваемые период времени (конец 1980-х годов и до начала 2000-х): «Советская Татария», «Вечерняя Казань» и многие другие, журнал «Театр и искусство», «Театральная жизнь». Этот пласт источников имеет очень широкий круг функций. С одной стороны - они были живым голосом зрителя, с другой стороны рецензии, на спектакли, проводимые в театрах, дают общую картину анализирующую уровень исполнения ролей актерами театров, режиссёрские решения и вообще это богатейший материал для понимания творческого уровня театров.
Еще одну, третью, группу источников образует рекламная печатная продукция: афиши разного рода, премьерные, репертуарные, гастрольные, так же это буклеты, программы театров, листовки с аннотацией и репертуаром театров, хранящиеся в государственном архиве РТ. Эта группа источников дает возможность проанализировать репертуарную политику театров. Афиши, программы и листовки менялись как по внешнему содержанию, так и по внутреннему, отражая те задачи, которые театр ставил во взаимоотношениях со зрителем.
Так же важную информацию о театрах и их истории можно почерпать из веб сайтов театров и их социальных сетей.
Научная новизна. Данная работа представляет собой попытку комплексного исследования театральной жизни города Казани в конце советской и постсоветской эпохи.
Так же в работе затронуто новое явление в театральной культуре города и региона - театр иных форм (альтернативный, экспериментальный театра).
В данной работе театральная культура города анализируется как важная составляющая культурного пространства в период вхождения провинциального театра в систему рыночных отношений, а так же как часть общественной жизни города.
Методы исследования. В ходе работы были использованы методы исследования, которые позволили глубже и достовернее реконструировать картину прошлого театральной жизни города:
1 .Принцип историзма предусматривает выявление максимально полного набора фактов для решения конкретных задач и подразумевает взгляд на изучаемый период как на многомерный исторический процесс. Это дало возможность при анализе региональной культуры оттолкнуться от обобщенных представлений о постсоветском обществе, акцентировав внимание на конкретных исторических реалиях.
2.Проблемно-хронологический метод предполагает членение общей проблематики на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод позволил выявить наиболее значимые этапы в функционировании театральной жизни Казани со второй половины 1980-х до середины 2000-х гг.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Значимость театров как одной из сфер культуры претерпевала изменения на протяжении всего расстраиваемого периода, который в свою очередь можно разделить на несколько этапов.
2. Изменения, связанные с деятельностью театра и изменением его общественной значимости можно связать с процессами, происходящими в обществе, экономическими потрясениями в государстве и еще рядом других важных факторов.
3. Региональная особенность Татарстана оставляет своей след и на театральной сфере. Особенно со смягчением цензуры и с ослаблением контроля со стороны государства, театры особенно татарские начинают обращаться к национальной драматургии, которая в большинстве случаев была запрещена советскими властями в прошлом.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Театральная жизнь всегда была важной частью культурного досуга Казни. Происходящие в стране и обществе события конца 1980-х годов и последующих 1990-х имели очень сильное воздействие на деятельность театров в городе. Рассматриваемый период полон политических и экономических потрясений для народа и важно понимать, как продолжали вести свою деятельность театры в те непростые для всех времена.
После изучения архивных документов, которые в большинстве своём представлены статьями в периодической печати и литературы по данной теме были сделаны следующие выводы:
1. В связи с происходящими в стране изменениями, и проблемами, с которыми людям пришлось столкнуться в период перестройки и в последующие года, театр, оставаясь важным фактором общественной жизни города, все же потерял былую значимость и авторитет среди зрителей на некоторый период после произошедших потрясений. В течение всего изучаемого периода можно обозначить этапы, через которые проходил театр:
- первым этап, сопряжен с перестройкой и событиями, протекавшими в этот период, можно охарактеризовать как этап в течение, которого театр переживал шок в связи с полученной свободой во многих областях деятельности. Начинаются проблемы с репертуаром, который раньше четко обозначался со стороны государства. Падает уровень актерского и режиссёрского мастерства в связи с плохой посещаемостью, людям было не до театра.
- второй этап, я считаю, целесообразным обозначить с обретения Татарстаном суверенитета и началом более самостоятельной политической и культурной деятельности региона. Таким образом, второй этап связан с постепенным налаживанием дел в театральной сфере, и еще важной особенностью становиться повышение интереса к особенностям национальной культуры, что можно проследить по репертуару театров. Увеличивается количество постановок по национальному эпосу, настоящим событием становиться постановка «Идегея», ранее отменённой советскими властями как ханско-феодальной пьесы.
- следующий этап отмечен весьма заметными успехами театров Казани, которые почти полностью оправились от кризиса предыдущих лет, а так же появлением альтернативных театров, которые начинают сосуществовать с традиционными репертуарными театрами. Временные рамки данного периода можно обозначить как начало 2000-х годов. Безусловно, экспериментальные театры стали появятся намного раньше, особенно в других регионах страны, но сохраняя звание консерваторов, казанские зрители в полной мере восприняли новые тенденции в театральной культуре только к началу 2000.Основоной массой зрителей данных театров явилась молодежная часть города.
2. Происходившие в обществе политические и социально-экономические изменения отражались на деятельности театров, что, безусловно, влияло на степень их общественной значимости в городе. К факторам, определяющим общественную значимость театров можно отнести:
- творческий уровень в театре, талант его руководителей, исполнительское мастерство его актеров. В разные года изучаемого периода театры возглавляли разные люди, иногда это были руководители большого масштаба, остро чувствующие потребности времени, такие как Таюшев и Салимжанов, а были периоды, когда творческий уровень театра падал потому, что не было сильного лидера способного организовать театр в нужном направлении.
- репертуар. Важнейшим фактором, определяющим значимость и общественное влияние театра является его репертуар, степень его проработанности. На протяжении почти всего периода перестройки проблема с репертуаром была одной из острейших. Придя на пост главного режиссёра Таюшев отметил, что Казань имеет ту общую проблему с репертуаром, как и другие театры в стране. Связанно это с тем, что государство перестало регламентировать репертуарную деятельность театров. Это так же связанно с нехваткой талантливых режиссёров и драматургов.
3. Если рассматривать изменения, произошедшие в региональной специфике театральной жизни, под влиянием новых условий, то стоит отметить, что региональные особенности стали ярко подчеркиваться, причем не только в Татарстане, но и в других регионах, и даже в странах бывшего советского союза. Татарский театр переживает своей подъем, увеличивается количество постановок на татарском языке, все чаще ставятся пьесы татарских драматургов. Поднимаются вопросы истории и культуры татарского народа, которые довольно долго сдерживались национальной политикой СССР.
Таким образов, потрясения, случившиеся в обществе в «перестройку», а затем в период глубоко кризиса первой половины 1990-х годов, и постепенное налаживание политической и экономической жизни общества к концу 1990-х - началу 2000-х гг., все это отразилось и на театре.
Весь рассматриваемый период театры сталкивались с рядом проблем. Одной из проблем была проблема организации театрально процесса, которая связанны с проблемой сильно лидера. К числу театров столкнувшихся с данной проблемой относиться театр им. Качалова. Отсутствие организующего звена в театре привело к падению художественного уровня театра, что привело к падению посещаемости зрителями. Но были и театры, которые избежали данной проблемы, один из таких театров, театр им. Г. Камала. Другим таким театром является театр им. К. Тинчурина.
Но проблема организации творческого процесса театров, не была единственной проблемой. С переходом страны на рельсы рыночной экономики, театры столкнулись с тяжёлыми финансовыми проблемами, попав в зависимость от зрительских вкусов. Произошла коммерциализация театров. Отход от привычной плановой системы в экономике происходил весьма болезненно. Теперь спрос определял, какие поставки будет ставиться, и сколько сезонов они будут идти. Но из положительных моментов стоит отметить, что у театров появилось больше свобод в целом ряде вопросов, начиная от решения вопросов финансовых и заканчивая организацией художественной составляющей театра.
Так же изменения отразились на репертуарной политике театров.
Репертуар стал меняться в связи со смягчением цензуры и новых экономических реалий, в которых зритель становиться новым заказчиком в театре, а не государство. Иногда в театрах, в погоне за зрительскими вкусами, начинает нарушаться баланс. Предпочтения отдаются легким комедиям и водевилям. По положение налаживается к концу 1990-х годов, когда театры начинаю обращаться к серьезным пьесам, к примеру сразу два театра : русский драматический театр имени Качалова и татарский имени Тинчурина - обратились к пьесам знаменитого Бертольда Брехта.
Так же заметные изменения происходят в национальном театре. Национальные особенность народов, которые ранее подавлялись государством, теперь стали демонстрироваться более открыто. Национальные театры Казани начинают ставить больше пьес татарских драматургов, в которых затрагиваются ранее запрещенные темы, ярко прослеживается критика в сторону государства.
Но был и период, когда в начале 1990-х годов в обществе заговорили о том, что репертуарный театр в России изжил себя. Альтернативу видели в набирающей популярность антрепризе. Но как можно заметить, сегодня театр в России, частности в Казани, остался антрепризным. И в этом есть несколько причин, одной является традиция. Театр в России был антропным с момента своего появления, с момента указа Елизаветы об организации первого театра. Театры были включены в государственную культурную политику, и были инструментом идеологии. Второй причиной можно назвать несостоятельность антрепризы, которая очень быстро стала синонимом антихудожественности.
Гоняясь только за коммерческой выгодой, антрепризные театры сильно теряли в художественной составляющей.
Так же, нужно отметить, что, несмотря на проблемы, с которыми пришлось столкнуться, театральная жизнь все же развивалась поступательно. Одним из доказательств является появление и дальнейшее развитие театральных фестивалей в Казани. Казань - площадка проведения 4 очень популярных фестивалей. Это фестиваль «Науруз», фестиваль им. Шаляпина, фестиваль им. Р.Нуриева и фестиваль им. К. Тинчурина. Три из перечисленных фестивалей являются международными. Фестивали стали очень важной составляющей театральной жизни. Даже в самые тяжелые с экономической точки зрения, годы театры проводили фестивали, гости приезжали из разных стран, привозя с собой новые явления из мирового театрального искусства. Так же нужно отдать должное руководству республики, которое всячески поддерживало театры в стремлении проводить фестивали.
Таким образов, подходя итог исследованию можно сделать вывод, что несмотря на тяжёлые политически и экономические потрясения в стране, в Казани театральная жизнь оставалась важным элементов культурной жизни.


1. Ф. Р-280. Министерство культуры РТ. Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И. Качалова. Оп. 4.
2. Д.434. Приказы директора театра по основной деятельности (1986). 5л.
3. Д. 436. Документы (справки, план) о творческой деятельности театра. 18л.
4. Д. 438. Афиши спектаклей театра за 1986-й год.20л.
5. Д. 442. Штатное расписание и сметы доходов и расходов театра за 1986-й год. 16л.
6. Д. 458. Рецензии и статьи о спектаклях за 1987-й год. 34л.
7. Д. 471. Программы спектаклей за 1988 год. 20 л.
8. Д. 473. Афиши, отзывы и статьи за 1998-й год. 6л.
9. Д. 489. Статьи о спектаклях театра за 1989-й год. ( Январь-декабрь). 15л.
10. Д. 485. Утвержденный репертуарный план театра за 1989-й год. 26л.
11. Д. 502. Статьи о спектаклях театра за 1990-й год. 23л.
12. Д. 503. Рецензии и статьи за 1991-й год. 45 л.
13. Д. 512. Рецензии и отзывы за 1993-й год. 7л.
14. Д. 531. Приказы директора по основной деятельности за 1994-й год.28л.
15. Д. 536. Статьи и отзывы о спектаклях за 1996-й год. 15л.
16. Д. 571. Статьи и отзывы о спектаклях за 1998-й год. 37л.
17. Д. 583. Стать и отзывы о спектаклях за 1999-й год. 24л.
18. Д. 527. Программы спектаклей за 1993 год. 31л.
19. Д. 552. Программы спектаклей за 1997-й год. 30л.
20. Д. 592. Афиши, статьи и рецензии о спектаклях за 2000-й год. 39л.
21. Д. 610. Штатное расписание театра и изменения к нему за 2003-й год. 21л.
22. Ф. Р-6663. Министерство культуры РТ. Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля. Оп. 8.
23. Д. 466. Рецензии и отзывы о спектаклях за 1988-й год. 25 л.
24. Д. 516. Рецензии и отзывы о спектаклях за 1991-й год. 43л.
25. Д. 624. Статьи, посвященные фестивалю им. Шаляпина (1991). 26л.
26. Д. 558. Рецензии и статьи о спектаклях за 1992-й год. 20л.
27. Д. 572. Статьи, посвящённые проведенному фестивалю им.
Нуриева(1995). 39л.
28. Ф. Р-4088 Министерство культуры РТ. Татарский государственный академический театр им. Г. Камала. Оп. 5.
29. Д. 426. Приказы директора по основной деятельности театра за 1986-й год. 15л.
30. Д. 427. Утверждённый репертуар театра за 1986 год 428 20л.
31. Д. 428. Протоколы заседаний художественного совета от 1986 года, дело 25л.
32. Д. 447. Репертуарный план рабаты театра за 1988-й год. 35л.
33. Д.464. Аннотации к спектаклям, литературные паспорта произведений за 1988-й год.24л.
34. Д. 473. Штатное расписание работников 1986-й год. 23 л.
35. Д. 535. Протоколы заседаний художественного совета за 1995-й год. 19л.
36. Д. 553. Рецензии и отзывы о спектаклях за 1995-й год. 11л.
37. Д. 575. Статьи рецензии и спектаклях посвящённые театральному фестивалю «Науруз».1998-ой год. 35л.
38. Д.580. Аннотации к спектаклям, литературные паспорта произведений за 1999-й год. 45л.
39. Д.609. Репертуарный план за 2001 - 2002 год. 30л.
40. Д. 621. Статьи и рецензии за 2002-й год. 24 л.
41. Д. 641. Рецензии и статьи и спектаклях за 2004-й год. 15л.
42. Д. 650. Статьи, посвященные фестивалю «Науруз» в 2005-ом году. 34л.
43. Ф. Р-476 Министерство культуры РТ. Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина. Оп. 2.
44. Д. 120. Программы спектаклей за 1990-й год.20л.
45. Д. 142.Афиши к спектаклям за 1993-1994-й год.16л.
46. Д. 192. Программы спектаклей за 1999-й год.24л.
47 Вечерняя Казань: Общественно-политическая газета. — Казань, 1985-1998.
48 Театральная жизнь: Периодическое научное издание. — М.,1999.
49 Благов Ю.А. Казанский драматический театра имени В. И. Качалова краткий исторический очерк /Ю.А. Благов. — Казань: Kazan- Казань, 2012. — 57с.
50 Г аевская М., Иняхин А., Солдаткина Я. Круглый стол. Импровизация на тему выживания / М. Г аевская, А. Иняхин, Я. Солдаткина// Театральная жизнь, 1999, № 11-12. — 30-32c.
51 Дмитриевский В.Н. Социальное функционирование театра и проблемы современной культурной политики /В.Н. Дмитриевский. — М.: ГИИ, 2000. — 350с.
52 Игламов Р.Н. Доклады, статьи, рецензии о татарском театре и драматургии /Р.Н. Игламов. — Казань: «Отечество», 2007. — 258с.
53 Игламов Н. Р. День вчерашний - день сегодняшний/ Р. Игламов// Театральная жизнь. 1999, № 11-12. — 43-78с.
54 Илялова И.И. Марсель Салимжанов /И.И. Илялова. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1993. — 215с.
55 Илялова И.И. Татарский государственный академический театр им. Г. Камала /И.И. Илялова. — Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1996. — 191с.
56 Илялова И.И. Время и актеры камаловского театра / И.И. Илялова // Театр XXI века и вызовы нового времени: Материалы
международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию татарского театра. — Казань: ООО Астория, 2016. — 181-188с.
57 Ингвар И.Г., Илялова И.И. Русский театр в Казани (советский период) /И.Г. Ингвар, И.И. Илялова. — Казань: Татар.кн. изд-во, 1991. — 286с.
58 Иняхин А. Варианты возможны / Иняхин А. // Театральная жизнь, 1999, № 11-12. — 22-24с.
59 Культура России в 2000 годы, Под ред. Е. П. Костиной. — СПб: Алетейя, 2012. — 864с.
60 Лебедина Л. Марсель Салимжанов. Корни Мхатовской школы - наши корни/ Л. Лебедина // Театральная жизнь, 1999, № 11 -12. — 24с.
61 Левшина Е.А. Летопись театрального дела рубежа веков. 1975-2005/ Е.А. Левшина. — СПб: Балтийские сезоны, 2008. — 462с.
62 Татарский Академический театр оперы и балета имени Муссы Джалиля, Под общей редакцией Г.М.Кантора. — Казань: КГК, 1994. — 145с.
63 Ханнанова А. С., Лоскутов С. А. Система управления театральными организациями челябинской области в период перестройки (1985— 1991 гг.) // Вестник Южно-Уральский государственный университет, №10 (269) - 2012. С.84-85
64 Шахматова Т.С. «Новая драма» в Казани [Электронный ресурс] / Т.С. Шахматова. — Электрон. текстовые дан. — Казань: Идель, 2008. - Режим доступа: http://old.kpfu.ru/f10/publications/newdrama/ra zdel_4/artide_6.php, свободный
65. Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф. реж. театр. представлений и празднеств. - Тюмень, 2003. -79 с.
66 Репертуар Татарского государственного академического театра имени Г. Камала (1906-2006) / сост. И.И. Илялова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. - 63 с.
67 Республика Татарстан: природа, история, экономика, культура, наука/ Под. Ред. Л. М. Айнутдиновой, Р. М. Валеева и др.- Казань: «отечество», 2010. - 54 с.
68 Благов Ю.А. Казанский русский драматический театр в общественной и культурной жизни Казани XX в.: дис. ...канд. ист. наук. Казань, 2013. - 270с.
69 Саттарова А. М. Современная татарская драматургия: 1985-2000 ГГ. (Концепция эпохи и героя) .: дис. .канд. ист. наук. Казань, 2004. - 230с.
70 Фролова Н. Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно -творческие аспекты.: дис. .канд. искусств. Москва,2017. - 315с.
71 Ханзафаров, Н. Татарская комедия (истоки и развитие): автореф. дис... докт. филол. наук / Н. Ханзафаров. - Казань, 1996. - 34 с.
72 Биография Рудольфа Нуриева // сайт фонда Рудольфа Нуриева [Электронный ресурс] // URL:https://rudolfnurevev.ru/
73 О комплексоно эксперементе по совершенствованию управленя и п овышению эффективности деятельности театров [Электронный ресурс] // Совет министров СССР. Постановление от 8 июля 1986 г. N 800.URL: http://www.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&base=ESU&n=44098&dst= 100001#0582365441706688
74 Сайт Татарского государственного академического театра им. Г. Камала [Электронный ресурс] // URL: https: //kamalteatr.ru/
75 Сайт Казанского академического русского большого драматического театра им. В.И. Качалова [Электронный ресурс] // URL: https://teatrkachalov.ru/
76 Сайт Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля [Электронный ресурс] // URL: https://kazan- opera.ru/
77 Сайт Татарского государственного театра драмы и комедии имени К. Тинчурина [Электронный ресурс] // URL: http: //tinchurinteatr.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ