ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МЕЛКИМИМИ ПАРТИЯМИ В МЕГАПОЛИСЕ 5
1.1. Оптимизация мелкопартионных грузоперевозок в мегаполисе 5
1.2 Современные автоматизированные информационные системы в логистике при доставке мелкопартионных грузов 12
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОСТАВКИ МЕЛКОПАРТИОННЫХ ГРУЗОВ, ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 26
2.1 Методология выбора программного продукта при организации грузоперевозок мелкопартионных грузов в мегаполисе 26
2.2 Организация перевозки мелкопартионных грузов в городе Санкт- Петербург на примере ООО «Техника Упак Нева» с использованием Деловая
карта 6 версии 19.2.5 31
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В настоящее время, оптимизация грузоперевозок автомобильным транспортом в крупных городах, и перевозок грузов мелкими партиями в частности, является наболевшей проблемой, так как является основным связующим звеном между поставщиками и потребителями в сетях мегаполиса. Сейчас наблюдается дробление крупных автотранспортных предприятий, что в свою очередь, приводит к возникновению более мелких автотранспортных предприятий, которые, в свою очередь, занимаются осуществлением доставки мелкопартионных грузов. Так как, для многих новых предприятий данная отрасль является новой, на их пути возникают различные преграды в грамотной организации перевозочного процесса. Сюда относятся неэффективная эксплуатация, неполная или чрезмерная загрузка, а также простои автотранспортных средств, приводящие к задержке или срыву доставок, тем самым происходит увеличение финансовых издержек, преждевременный износ и выход из строя оборудования и автомобилей.
При рассмотрении различных источников информации, которые отражают процесс доставки мелкопартионных грузов автотранспортном в мегаполисе, можно выделить, что в настоящее время, основными направлениями при совершенствовании таких перевозок, является применение и внедрение в работу предприятия различных информационных систем и программных продуктов в частности, которые в свою очередь, являются оптимизирующим звеном транспортных процессов. Основными, являются программные продукты, которые относятся к группе автоматизированных информационных систем (АИС) и включают в себя геоинформационную подсистему (ГИС).
Актуальность совершенствования перевозок мелкопартионных грузов с внедрением таких программ, приводит к снижению простоев, пробега, затрат на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт, контролю в любой момент времени за местонахождением автомобиля, оптимизации маршрутов и управления доставками. Использование таких автоматизированных информационных систем является перспективным направлением в работе
современного автотранспортного предприятия.
Объектом исследования является организация перевозки грузов мелкими партиями.
Предметом исследования является совершенствование мелкопартионных перевозок в мегаполисе с внедрением современных автоматизированных систем.
Цель работы: усовершенствование перевозки грузов мелкими партиями в мегаполисе, путем внедрения программных продуктов.
Таким образом, из цели работы, можно выделить основные задачи исследования:
а) проанализировать основные направления организации перевозки грузов мелкими партиями и привести доказательства эффективности использования АИС;
б) произвести сравнительную характеристику основной линейки программных продуктов, представленных на рынке
в) составить алгоритм действий при выборе и внедрении АИС, а также рассмотреть наглядно ход работы в выбранной программе при осуществлении доставки грузов мелкими партиями в крупном городе.
Теоретико-методологической и нормативной основой работы стали научные труды отечественных авторов по оптимизации планирования мелкопартионных грузов в мегаполисе (Миротин Л.Б., Лукинский В.С., Пластуняк И.А., Бочкарев А.А.), статьи и учебники по внедрению программ автоматизации при работе автотрансопртных предприятий (Бакланова И.А., Сабрекова Д.И.); работы зарубежных специалистов по современной логистике и основам автоматизированых информационных систем (Вуд Д.Ф., Джонс Д.С., Росс Д.Ф. Демерс М.Н.); статистические данные анализа рынка автомобильных грузовых перевозок в России за 2018 год, а также за 2010-2018 гг., представленной Министерством Транспорта РФ и Федеральной службой государственной статистики; информация с официальных сайтов компаний-разработчиков программных продуктов АИС, где наиболее популярными являются: Antor Logistics Master 8.2, Деловая карта 6 версии 19.2.5, Top-Logistic Standart, БИТ:
Управление транспортной логистикой.
Практическая значимость: В настоящее время при перевозках
мелкопартионных грузов, постепенно, находит свое место использование современных автоматизированных систем. Рынок предлагает нам большой выбор программ для осуществления данной задачи, но не предлагает нам анализ, сравнение и целесообразность их использования. Таким образом, проведенные исследования в данной работе, помогут предприятиям разобраться и выявить наиболее подходящие современные программы автоматизированных систем при совершенствовании грузоперевозок и мелкопартионных в частности.
Также, хотелось бы отметить, в логике изучения вопросов, связанных с организацией перевозок, мною были опубликованы научные статьи: Карманов М.А. Повышение уровня безопасности движения на автомобильных дорогах [Электронный ресурс] / М.А. Карманов // Форум молодых ученых. - 2018. -
№11(27). - Режим доступа: https://forum-nauka.ru/_11_27 noyabr_2018/, а также
Карманов М.А. Особенности технологического процесса перевозки опасных грузов [ Электронный ресурс] / М.А. Карманов // Форум молодых ученых. -2018. - №11(27). - Режим доступа: https://forum-nauka.ru/_11_27 noyabr_2018/.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем - 50 страниц, в том числе, 9 таблиц, 10 рисунков, 1 приложение. Список использованных источников содержит 41 наименований.
Оптимизация перевозки мелкопартионных грузов в мегаполисе осложняется рядом причин, который включает себя большие потоки данных, множество поставщиков, грузоотправителей и грузополучателей, колебанием спроса, роста численности грузовых компаний, а также не исключается влияние случайных факторов. Произведенный анализ в данной ситуации, дает указание на то, что в настоящее время наиболее перспективным и конкурентоспособным решением для совершенствования таких грузоперевозок, является внедрение
автоматизированных информационных систем. Эти преобразования, существенно помогают облегчить процессы маршрутизации в условиях мегаполиса.
Сейчас, на рынке программных продуктов, компании-разработчики представляют на выбор более двадцати наименований таких систем. В нашем случае, для оптимизации перевозки грузов мелкими партиями в мегаполисе было выявлено, что наиболее оптимальным вариантом внедрения являются четыре системы, а именно: Antor Logistics Master 8.2, Top-Logistic Standart, Деловая карта 6 версии 19.2.5, а также БИТ: Управление транспортной логистикой. Каждая из них имеет свой ряд характеристик и особенностей, что было подробно рассмотрено в сравнительном анализе.
Выбор необходимого программного продукта представляет для современных автотранспортных предприятий серьезную проблему, так как затягивает процесс их приобретения и внедрения в работу. Данное явление обуславливается множеством критериев, влияющих на определение необходимой АИС, в некоторых моментах нехваткой или переизбытком информации, некомпетентностью сотрудников, нежеланием развития, либо затруднения выбора среди большого количества таких программных продуктов. Таким образом, неопределенность при выборе автоматизированной информационной системы выступают в качестве основного условия. Наиболее простым и оптимальным решением задачи выбора в данной ситуации является применение метода относительных предпочтений. На основании полученных данных, был проработан и представлен алгоритм действий при решении внедрения программных продуктов для оптимизации перевозочного процесса грузов и мелкопартионных в частности, что можно наблюдать на рисунке 4.
В ходе расчетов, было выявлено, что наиболее подходящей системой для перевозок мелкопартионных грузов при наших условиях, является Деловая карта
6. Далее, наглядно продемонстрировано применение данной программы на примере фирмы ООО «Техника Упак Нева» города Санкт-Петербург, где использовалась маршрутизация доставки мелкопартионных грузов на арендуемых автомобилях тридцати заказчикам с имеющегося склада. Тем самым, был рассмотрен процесс формирования маршрутов четырех вариантов движения транспортных средств, от грузоотправителя к грузополучателю, а именно: «Начинать движение с отдельных точек», «Выбор попутных заказов», «Определение наиболее удаленных направлений», «Поиск самых выгодных совмещений». В результате, было установлено, что в нашем случае выбор пал на второй вариант «Выбор попутных заказов, так как конечные затраты были минимальными, по отношению к другим трем, и составили 12200 рублей и затраченное время на доставку 17 часов 22 минуты (Таблица 7).
Таким образом, внедрение автоматизированных информационных систем в логистическую деятельность предприятия является передовым решением оптимизации транспортных процессов. Такие нововведения позволят компаниям грузоперевозчиков вести постоянный мониторинг парка подвижного состава, контролировать топливо, более грамотно формировать маршрутизацию доставок и иметь полную информацию, необходимую для управления данным процессом. Как следствие, снижая финансовые и временные издержки, которые при традиционных методах организации грузоперевозок, имеют неоправданно большие значения.
1. Аникин, Б.А. Логистика: учебное пособие / Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: Проспект, 2005. - 408 с.
2. Афонин, А.М. Транспортная логистика: организация перевозки грузов: учебное пособие / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, А.М. Петрова. - М.: Форум, 2017. - 336 с.
3. Бакланова, И.А. Использование автоматизированных информационных систем для повышения эффективности процесса автотранспортной доставки груза / Бакланова И.А., Сабрекова Д.И. // Евразийское Научное Объединение: сборник статей - М., 2015. - №9. - С. 28-32.
4. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2011. - 272 с.
5. Бочкарев, А.А. Анализ программных продуктов для оптимальной маршрутизации перевозок грузов / А.А. Бочкарев // Логистика и управление цепями поставок. №5, 2005. - С. 16-20.
6. Бочкарев, А.А. Информационная поддержка транспортировки в логистике / А.А. Бочкарев, Н.Ю. Иващенко, В.Н. Трегубов // Вестник СГТУ. - 2008. - №3 (35). - Вып. 2. - С. 122-127.
7. Бочкарев, А.А. Методика планирования доставки мелкопартионных грузов
в условиях крупного города / А.А. Бочкарев // Инфокоммуникационные и вычислительные технологии и системы: Материалы II Всероссийской
конференции с международным участием. - Т.1. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2006. - С. 64-68.
8. Бочкарев, А.А. Планирование и моделирование цепи поставок: учебное пособие / А.А. Бочкарев - СПб.: СПбГИЭУ, 2007. - 330 с.
9. Бочкарев, А.А. Транспортная логистика. Решение транспортных задач в Microsoft Excel: учебное пособие / А.А. Бочкарев - СПб.: Политехн. ун-та, 2006. - 62 с.
10. Буров, А.Л. Проектирование автотранспортных предприятий / А.Л. Буров,
A. А. Мылов. - М.: МГИУ, 2010. - 86 с.
11. Бычков, В.Н Экономика автотранспортного предприятия: учебник / В.Н. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
12. Волгин, В.В. Автотранспортное предприятие: справочник кадровика /
B. В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2016. - 726 с.
13. Волков, И.К. Исследование операций: учебник для вузов / И.К. Волков, Е.А. Загоруйко; под ред. В.С. Зарубина, А.П. Крищенко. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. - С. 436.
14. Головных, И.М. Алгоритм определения рациональных маршрутов
движения грузовых автомобилей [Электронный ресурс] / И.М. Головных, О.С. Прокофьева // Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: Материалы X Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.waksman.fromru.com (дата
обращения: 30.04.2019).
15. Груздов, Г.Н. Аналитические исследования эксплуатации автотранспортных средств / Г.Н. Груздов, М.В. Текиев, И.Г. Климок. - М.: Русайнс, 2015. - 608 с.
16. Ефименко, А.Г. Формирование рыночной системы автотранспортного обслуживания АПК: Монография / А.Г. Ефименко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
17. Житков, В.А. Методы оперативного планирования грузовых перевозок / В.А. Житков, К.В. Ким. - М.: Транспорт, 1984. - 218 с.
18. Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. - М.: Инфра-М, 2016. - 48 с.
19. Логинова, Н.А. Диагностика результативности организационных изменений на грузовых автотранспортных предприятиях: монография / Н.А. Логинова, Д.С. Антипов. - М.: Инфра-М, 2018. - 112 с.
20. Лукинский, B.C. Логистика автомобильного транспорта: концепции, методы, модели / B.C. Лукинский [и др.]. - М: Финансы и статистика, 2000. С. -
21. Лукинский, В.С. Транспортная логистика: общий алгоритм планирования грузовых автомобильных перевозок / В.С. Лукинский, И.А. Пластуняк, И.А. Цвиринько // Вестник ИНЖЭКОНА: Серия «Экономика». Выпуск 1, 2003. - С. 8999.
22. Маликов, О.Г. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: учебное пособие / О.Г. Маликов. - СПб.: Питер, 2018. - 159 с.
23. Миротин, Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для вузов / Л.Б. Миротин [и др.] - М.: РиС, 2014. - 302 с.
24. Неруш, Ю.М. Транспортная логистика: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 с.
25. Родкина, Т. А. Информационная логистика./ Т.А. Родкина. — М.: «Экзамен», 2001. — С. 288.
26. Саркисов, С.В Логистика и транспортное обеспечение ВЭД: учебник /
С.В Саркисов. - М.: ВАВТ, 2015. - 216 с.
27. Таха, Х.А. Введение в исследование операций, 6-е издание / Х.А. Таха. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 912 с.
28. Тахтамышев, Х.М. Основы технологического расчета автотранспортных предприятий: учебное пособие / Х.М. Тахтамышев. - М.: Инфра-М, 2019. - 400 с.
29. Туревский, И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие / И.С. Туревский. - М.: Форум, 2018. - 152 с.
30. Хмельницкий, А.Д. Проблемы функционирования автотранспортного бизнеса: эволюция преобразований и стратегические ориентиры развития: монография / А.Д. Хмельницкий. - М.: Риор, 2018. - 543 с.
31. Johnson, J.C. Contemporary Logistics / J.C. Johnson, D.F. Wood, 1996 - 624 P.
32. Demers, M. N. Fundamentals of Geographic Information Systems / M.N. Demers, 1996 - 507 p.
33. Moore, J.H. Decision Modeling with Microsoft Excel / J.H. Moore, L.R. Weatherford, 2001 - 1019 p.
34. Pokharel, S.F. Perception on information and communication technology perspectives in logistics: a study of transportation and warehouses sectors in Singapore / S.F. Pokharel // The Journal of Enterprise Information Management, 2005 - 136 p.
35. Ross, D.F. Information Technology in Logistics / D.F. Ross, 1996 - 914 p.
36. Деловая карта. Руководство пользователя - СПб.: ООО «ФИРМА «ИНГИТ», 2002. - 241 с.
37. Официальный сайт BusinesStat [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://businesstat.ru/ (дата обращения: 30.04.2019).
38. Официальный сайт компании ООО «АНТОР БИЗНЕС РЕШЕНИЯ» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.antor.ru. (дата обращения:
12.05.2019)
39. Официальный сайт компании OOO «Компания «ТопПлан» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.toplogistic.ru (дата обращения: 15.05.2019).
40. Официальный сайт компании OOO «Фирма «ИНГИТ», разработчик ИнтегПрог [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.ingit.ru. (дата обращения: 20.05.2019).
41. Официальный сайт компании ООО «Первый БИТ» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://1cbit.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).
42. Официальный сайт Свободной энциклопедии - Википедия [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 20.05.2019).
43. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.gks.ru// (дата обращения: 20.05.2019).