Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с детьми девиантного поведения в Забайкальском крае

Работа №3868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы-
Год сдачи2014
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1650
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РФ
1.1. Девиантное поведение подростков, причины девиантного поведения ……………………………………………………..
1.2. Формы проявления девиантного поведения ………………..
1.3. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков …………………………………………………….
1.4. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми девиантного поведения ……………………………...
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ …………………………………………………………………………
2.1. Государственные учреждения в Забайкальском крае по работе с несовершеннолетними ……………………………..
2.2. Деятельность ГУСО «Черновского комплексного центра социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, по работе с лицами склонными к девиантному (делинквентному) поведению ………………..
2.3. Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..





ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.
Как показывает статистика по Забайкальскому краю за 2013 год: количество несовершеннолетних – 279326; от 0 до 6 лет -116354; от 6 до 18 лет -162972; состоят на учете КДН и ЗП – 2476; осужденных условно – 217; несовершеннолетние, вернувшиеся со специальных учреждений – 27. Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Различные виды девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастает в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.
Профессиональный интерес психологов, социологов, социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.
Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике отклоняющего поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.
Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми, сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы.
Из-за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании подростков.
Исследования в области правонарушений несовершеннолетних проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения подрастающего поколения и ростом семейного неблагополучия.
В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.
Цель работы на основе анализа форм, причин девиантного поведения подростков и методов профилактики разработать рекомендации по социальной работе с детьми девиантного поведения.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть девиантное поведение подростков, причины девиантного поведения.
2. Определить формы проявления девиантного поведения.
3. . Рассмотреть профилактику и коррекцию девиантного поведения подростков.
4. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми девиантного поведения.
5. Рассмотреть государственные учреждения в Забайкальском крае по работе с несовершеннолетними.
6. Анализ деятельности ГУСО «Черновского комплексного центра социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, по работе с лицами склонными к девиантному (делинквентному) поведению.
7. Разработать рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением.
Объект дипломной работы - подростки с девиантным поведением.
Предметом исследования является социальная работа с подростками с девиантным поведением в комплексном центре социального обслуживания населения.
Исходя из цели и задач, объекта и предмета, были выбраны следующие методы исследования: анализ нормативных документов, обработка данных (тестирование, анкетирование), обобщение практического опыта, который, на наш взгляд, в наибольшей степени подходят для реализации поставленной цели.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения подростков и разработка рекомендаций по социальной работе с детьми девиантного поведения актуальна на данный период.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в процессе работы с детьми и подростками девиантного поведения педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п.
Нарушение поведения или девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Причины девиантного поведения связаны с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом числа психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения, а основа социальная напряженность в стране. Формами проявления девиантного поведения являются:
• Пьянство и алкоголизм;
• Наркомания и токсикомания;
• Проституция;
• Суицидальное поведение;
• Правонарушения (делинквентное поведение).
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической и экологической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением, чрезмерной занятости родителей.
Обобщенные результаты позволили сформировать следующие выводы:
1. Девиантное или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
2. Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.
3. В профилактики и преодолении девиантного поведения необходима правильная диагностика причин и мотивов поступков, изучение типичных признаков отклонений, умение отделить случайные внешние проявления от существенных изменений в сознании, чувствах и поведении подростков точный диагноз позволяет правильно выбрать оптимальную методику оказания социальной помощи детям с девиантным поведением, обеспечивающую торможение отрицательных и усиление положительных, тенденций в его поведении.
Основными условиями эффективности работы с подростками с девиантным поведением являются: деятельность по всем направлениям в работе с самим подростком с девиантным поведением, его семьей, учебным заведением, его социальным окружением, интеграция нравственного и правового аспектов; интеграция индивидуального и коллективного подхода к социально – психологической работе.
ГУСО «Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края в отделении помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы активно ведется работа по укреплению и восстановлению позитивных социальных связей несовершеннолетних; реализуются идеи патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения; совместно с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю разработана и ведется электронная база данных по несовершеннолетним, осужденным без лишения свободы и отбывшим наказание в виде лишения свободы; решаются вопросы занятости несовершеннолетних посредством вовлечения в трудовую деятельность, формируются потребности достижения результатов собственного труда, работа с семьей и многое другое, что приводит к позитивным результатам в работе с подростками девиантного и делинквентного поведения.
Таким образом, работая по данной проблеме, мы ознакомились с опытом других педагогов, и в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хотим предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:
• прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому подростку;
• определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни подростка;
• необходимо найти общий язык с подростком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
• признать и уважать в каждом подростке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
• владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
• быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Декларацию прав ребенка 1959 г.
2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
4. Минимальные стандартные правила ООН 1985 г. (Пекинские правила).
5. Конституция РФ.
6. Семейный кодекс РФ.
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Уголовный кодекс РФ.
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
12. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
13. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 2000. – 496 с.
14. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России.- 2–е изд./ Е.Б. Бреева – М.: "Дашков и К", 2005. – 212 с.
15. Вахромов, Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Е. Вахромов // Школьный психолог: библиотека "Первого сентября" – 2006. - № 3 (9). – 3-32 с.
16. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
17. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития// Российский психиатрический журнал, 2000. – № 2. – 11с.
18. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003. – 25 марта. – 4 с.
19. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология.- 2001. – № 2. – 60–72 с.
20. Ефремов, К. Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – 117-132 с.
21. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети? / Д. Журавлев // Народное образование. – 2005. - № 1. – 141-147 с.
22. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
23. Ковш, Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков / Г.И. Ковш // Социально-педагогическая работа. – 2005. - № 3. - 41-44 с.
24. Крайг, Г. Психология развития Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
25. Леванова, Е. Некомпетентное воспитание / Е. Леванова // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". – 2004. - № 25-26 (июль). – 8-9 с.
26. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин, М.: Академкнига, 2003. – 332с.
27. На ринге с трудным детством / сост. Г.Ф. Балашова. – Мн.: Красико-Принт, 2002. – 176 с.
28. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. 141-154 с.
29. Основы профилактики безнадзорности несовершеннолетних: Учебное пособие для ВУЗов/ Под ред. Ф.А. Мустаевой. – М.: Академический проект, 2003. – 208 с.
30. Осипова А.А. Общая психология.- М.: Владос, 2004 – 204 с.
31. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3–е изд., испр. и доп.- М.:ИНФРА–М, 2006. – 560 с.
32. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 7–е изд., доп./ П.Д. Павленок– М.: "Дашков и К", 2007. – 476 с.
33. Паздников, М.А. Предупреждение девиантного поведения подростков / М.А. Паздников . - 2005. - № 12. - 7-12 с.
34. Практикум по возрастной психологии /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб: Изд–во РЕЧЬ, 2001. – 688с.
35. Просвиркин, В.Н. Трудности и проблемы переходного возраста / В.Н. Просвиркин // Начальная школа. – 2005. - № 4. – 89-94 с.
36. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 192с.
37. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 655 с.
38. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта; Пер. с нем. - М.: Мир, 2000. - 656с.
39. Пурич–Пейакович, Й. Самоубийство подростков / Й. Пуич–Пейакович. – М.: Медицина.- 2000. – 168с.
40. Пятаков, Е. "Трудный" подросток: почему у него появляются криминальные установки / Е. Пятаков // Народное образование. – 2004. - № 4. – 242-250 с.
41. Рогаткин, Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками / Д. Рогаткин // Народное образование. – 2006. - № 2. – 193-201 с.
42. Степанов, П. Подростки / П. Степанов // Народное образование. – 2006. – № 8. – 212-219 с.
43. Ступишин, С.В. Девиантное поведение подростков: зарубежная практика / С.В. Ступишин // Психологическая служба. – 2004. - № 3. – 96-102 с.
44. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Научно–методическое пособие/ Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. – 176 с.
45. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.
46. Трохина, О. Труд в радость / О. Трохина // Народное образование. - № 10. – 231-235с.
47. Трубячкова, И. Вернуть подростка в школу! / И. Трубячкова // Открытая школа. – 2003. - № 1. – 22-25с.
48. Филатова, Е.Н. Психологическая диагностика и психологическая коррекция девиантного поведения подростков / Е.Н. Филатова // – 2005. - № 3. – 60-62 с.
49. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие/ Е.И. Холостова – М.: "Дашков и К", 2006. – 280 с.
50. Шипова, З.А. Родительское собрание "Этот трудный подросток": классному руководителю / З.А. Шипова // Открытая школа. – 2004. - № 1. – 49-51с.
51. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Акад. Проект, 2005. - 336 с.
52. Электронный источник. Причины и последствия употребления алкоголя - http://thepoorband.com/razmer-pensii/1414-posledstvia-ypotreblenia-alkogolia.html
53. Электронный источник. http://xn--h1aheeo5a.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xnp1ai/o_ministerstve/statisticheskie_dannye.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ