Введение 11
Глава 1. Трансформация внешней ПОЛИТИКИ РФ 17
1.1. Формирование внешней ПОЛИТИКИ РФ В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ период
1.2 Изменения внешнеполитических установок РФ В УСЛОВИЯХ глобальных ВЫЗОВОВ И угроз начала XXI века 25
Глава 2. Политические кризисы И конфликты В государствах Ближнего Востока И Северной Африки В период «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира) 39
2.1. «Арабская весна» как политический кризис: 39
причины И особенности возникновения
2.2 Развитие И последствия политических конфликтов «Арабской весны»
Глава 3. Внешняя политика РФ на Ближнем Востоке И В Северной Африке В свете событий «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира, военно-технический аспект) 61
3.1. Внешнеполитические действия РФ ПО урегулированию 61
СИРИЙСКОГО кризиса 61
3.2. Внутриполитический конфликт В Египте И ПОЗИЦИЯ РФ 76
ПО его разрешению 76
3.3. Внешнеполитические ориентиры ПОЛИТИКИ РФ В Алжире 84
Заключение 98
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ И литературы 101
1. ИСТОЧНИКИ 101
2. Литература
Актуальность и проблематика темы исследования. Африканский континент является одним из наиболее нестабильных регионов мира, где на протяжении многих десятилетий продолжаются военные конфликты и вспыхивают очаги напряженности. Природа большинства из них носит комплексный характер, сочетая в себе социально-политические, экономические (ресурсные), национально-этнические, территориальные и идеологические разногласия.
Вооруженные конфликты и войны в данном регионе характеризуются значительным числом жертв: за последние 40 лет в более чем 50 военных конфликтах в Африке погибло свыше 5 млн человек, 24 млн лишены крова, насчитывается 18 млн беженцев. Пожалуй, нигде в мире конфликты и войны не были представлены столь масштабно и разнообразно, как здесь.
Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке заметно обострилась после событий так называемой арабской весны 2011 года. Прокатившаяся по региону волна массовых беспорядков, народных волнений и акций протеста вызвала смену правящих режимов и разрушение государственности ряда арабских стран, в которых образовался вакуум власти и идеологии. Господствовавшие в регионе десятки лет идеи арабского социализма (национализма) и панарабизма уступили место политическому или радикальному исламу. Десятки радикальных исламистских группировок включились в борьбу за власть, ресурсы и территории.
В наиболее сложном положении оказались Сирия, Египет и Алжир, где продолжаются вооруженные конфликты и активно действуют террористические группировки исламистов.
При этом, одним из основных внешних участников событий «арабской весны», занимающим особое место в системе современной мировой политики, а также в урегулировании конфликта Ближнего Востока и
Северной Африки является Российской Федерация. В качестве основного направления своей внешней политики Российская Федерация считает внесение весомого вклада в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, поддержку коллективных усилий, направленных на нейтрализацию угроз, исходящих от международных террористических группировок, проведение последовательного курса на политико-дипломатическое урегулирование конфликтов в государствах этого региона на основе уважения их суверенитета и территориальной целостности, права самим определять свою судьбу без вмешательства извне (п.92 Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ).
Исследование арабского направления внешней политики РФ в урегулировании конфликтов, вызванных «арабской весной» на территории Сирии, Египта и Алжира позволяет установить ее актуальное состояние, выявить основные формы и методы деятельности российского государства по военно-техническому реагированию в проблемном регионе, что поможет поиску оптимальных путей разрешения как существующих, так и будущих военных конфликтов на африканском континенте.
Степень изученности темы исследования. В качестве основной проблемы данной работы диссертант рассматривает российскую внешнюю политику на Ближнем Востоке и Северной Африке (Сирии, Египет и Алжир). Следует отметить, что отдельные аспекты международных отношений на Ближнем Востоке и Северной Африке достаточно плодотворно исследуются российскими и иностранными учеными. Так, проблемам мировой политики и международных отношений в их ближневосточном и североафриканском преломлении посвящены работы М.М. Лебедевой, Г.И. Мирского, В.В. Наумкина, О.Г. Пересыпкина, Е.М. Примакова, А.В. Торкунова и др.
Существенный вклад в изучение причин, последствии и истории развития так называемой «арабской весны» в странах ближневосточного и североафриканского региона внесли А.М. Васильев, М. Видясова, Т.И. Гасанбекова, В.А. Мельянцев, Н.И. Петров и др.
Важное место занимают работы, посвященные военно-техническому сотрудничеству государств, поскольку эта сфера представляет собой не только составляющую часть внешнеполитической деятельности, но и уникальный инструмент достижения внешнеполитических целей, а также обеспечения безопасности и обороноспособности стран. Основная особенность данного инструмента выражается в наличии у государства широких возможностей в оказании прямого или косвенного влияния на характер и содержание политической, военно-технической и даже, в определенной степени, экономической политики стран-партнеров, а также на состояние и развитие военно-политической обстановки.
Среди иностранных ученых, изучавших место Ближнего Востока и Северной Африки в мировой политике и международных отношениях, можно выделить З. Бзежинского, Д. Йергина, Г. Киссинджера, Э. Саида, С. Хантингтона и экспертов-практиков, обладающих опытом работы в различных ведомствах правительства США - Д. Роткопф и Р. Хаас.
В то же время, проведенный обзор научно-исследовательской базы по данной проблематике, позволяет заключить, что в российской историографии практически отсутствуют систематические открытые труды, отражающие историю и особенности военно-технических связей и отношений РФ, и стран Ближнего Востока и Северной Африки (Сирии, Египта и Алжира).
Цель работы заключается в проведении всестороннего анализа арабского направления внешней политики РФ (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выявлении места российского государства в разрешении конфликта «Арабская весна».
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
1) рассмотреть формирование внешней политики РФ в постбиполярный период;
2) проанализировать изменения внешнеполитических установок РФ в условиях глобальных вызовов и угроз начала XXI века;
3) охарактеризовать причины и особенности возникновения политического кризиса «Арабская весна»;
4) определить развитие и последствия политических конфликтов «Арабской весны»;
5) изучить внешнеполитические действия РФ по урегулированию сирийского кризиса:
6) изучить внутриполитический конфликт в Египте и показать позицию РФ по его разрешению;
7) раскрыть внешнеполитические ориентиры политики РФ в Алжире.
Хронологические рамки работы представлены временным диапазоном, охватывающим период с 2000 по 2018 г., нижняя граница которого обусловлена приходом к власти в РФ президента Владимира Путина, а верхняя - определяется событиями «арабской весны».
Методологическую основу исследования составили общенаучные (индукции и дедукции, системный, анализ и синтез, логический) и access: http://www.foreignaffairs.com/artides/62083/iichard-n-haass/the-new-middle-east.
специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический) методы, которые позволили представить заявленную проблематику в виде некой системы, характеризующейся противоречиями и напряженностью, определив в ней характерные черты арабского направления внешней политики РФ в 2000-2018 гг.
Объектом исследования выступает внешнеполитическая стратегия РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Предметом исследования явились основные подходы реализации внешней политики РФ в арабском направлении, связанные с урегулированием конфликтов, вызванных событиями «арабской весны» (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Источниковая базу исследования составляют документы по внешней и оборонной безопасности Российской Федерации; официальные выступления глав дипломатических ведомств, отражающие официальную позицию соответствующих государств по вопросам ведения политики в странах арабского мира; выступления и речи официальных представителей различных государств по вопросам использования вооруженной силы в Сирии, Египте, Алжире и в ряде иных арабских государств, а также документы ООН, имеющие отношение к урегулированию конфликта, возникшего в ходе протестных движений «арабской весны».
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка проведения комплексного анализа современной внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выраженная в ее подходах и практической деятельности к урегулированию политических конфликтов именно в странах, охваченных событиями «арабской весны»; охарактеризованы последствия ведения военно-политических действий в странах Ближнего Востока и Северной Африки для российского государства; а также подходы РФ, направленные на урегулирование конфликта в арабском направлении на основе идей обеспечения международной, региональной и национальной безопасности.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в рамках данного исследования осуществлено углубленное понимание военно-технического аспекта реализации внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира) с учетом событий, «арабской весны», что может послужить основой выработки высшими органами государственной власти России действенной политики внешней безопасности, направленной на урегулирование конфликтов в различных регионах мира, конфликтная обстановка в которых напрямую влияет на безопасность нашего государства. Материалы исследования могут быть также использованы при чтении лекций по теории и истории международных отношений и мировой политике, специальных курсов по внешней политике России в региональных войнах и локальных конфликтах в других регионах мира.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на два и три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Таким образом, анализ арабского направления внешней политики РФ позволил нам прийти к выводу, что военно-техническое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки традиционно играет одну из ключевых ролей в контексте расширения геополитического присутствия России в регионе. В 2011-2017 гг. на страны региона пришлись около 36% оборонного экспорта. Алжир, Египет, Сирия входят в число крупных и значимых клиентов российского оборонно-промышленного комплекса.
В настоящее время спектр военно-технического сотрудничества России с арабскими государствами довольно широк: это поставки на экспорт современных образцов авиационной техники и вооружения, комплексов ПВО, артиллерийских систем, бронетанковой техники, военно-морского вооружения, боеприпасов и стрелкового оружия, оказание содействия в налаживании ремонта и модернизации российских образцов вооружения и военной техники для сухопутных войск, ВВС и ВМС на территории иностранных государств, а также ряд других направлений.
Важное место в военных связях со странами Арабского Востока занимает подготовка военных кадров различного профиля и уровня в российских военно-учебных заведениях. В настоящее время российские военные специалисты постоянно работают в Алжире, Сирии, Египте, а по мере необходимости выезжают и в некоторые другие арабские страны.
Периодически происходит обмен военными делегациями. Министры обороны и начальники генеральных штабов целого ряда арабских государств являются частыми гостями российской столицы. При этом в ходе их визитов одно из важнейших мест отводится переговорам по вопросам развития военно-технического сотрудничества с РФ. Положение дел в сфере военно-технического сотрудничества также занимает видное место в ходе визитов Россию высших государственных деятелей арабских государств и их переговоров с президентом РФ В. В. Путиным.
К числу крупных получателей российского оружия относится Алжир. В настоящее время алжирское командование принимает меры, направленные на улучшение положения дел в военной авиации. В первую очередь, они предусматривают обновление самолетного парка национальных ВВС. И здесь главное место отводится закупкам авиационной техники в России. Проводятся работы с участием российских специалистов по оценке технического состояния и метрологическому обслуживанию контрольно-измерительной аппаратуры зенитных ракетных комплексов (ЗРК), созданию в Алжире ремонтной базы и центров сервисного обслуживания для ранее поставленной военной техники советского и российского производства.
Одним из давних партнеров нашей страны в сфере военно-технического сотрудничества является Сирия. Несмотря на трудности объективного и субъективного характера, спад в двусторонних военных связях в 1990-е гг., в настоящее время Сирия, как никогда заинтересована в развитии широкомасштабного военно-технического сотрудничества с Россией, о чем неоднократно заявлялось высшим сирийским руководством.
В реализации задач национального военного строительства Сирия продолжает рассчитывать на содействие со стороны России. Ведь до 90% оружия сирийской армии — советского и российского производства.
Египет был первым покупателем советского оружия в арабском мире и в течение многих лет оставался его главным потребителем в ближневосточном регионе. Однако после отхода в 1970-х гг. тогдашнего президента А. Садата от курса на сотрудничество с СССР связи в военной области были прерваны, а Египет стал ориентироваться на военно-техническое сотрудничество с США.
Ставший в 1981 г. президентом АРЕ Хосни Мубарак стал проводить более сбалансированную внешнюю политику. Начали, хотя и в небольших размерах, восстанавливаться ВТС с нашей страной.
В настоящее время, египетская сторона выступает за дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Россией. Но пока наши связи носят в целом ограниченный характер и сводятся в основном к поставкам запчастей для полученной ранее техники и вооружению, проведению ряда мероприятий, связанных с ее модернизацией. Египетские военнослужащие обучаются в военно-учебных заведениях РФ.
В целом, мы приходи к выводу, что военно-техническое сотрудничество с арабскими государствами является полезным и выгодным для России. Во-первых, Ближний Восток остается емким и перспективным рынком для военной продукции различного предназначения. Стабильные поставки российского оружия и военной техники дают возможность загружать производственные мощности отечественного ВПК, получать столь необходимые стране финансовые средства, часть из которых можно и нужно направлять на проведение НИОКР по созданию новых видов вооружений как для российской армии, так и для экспорта в другие страны, в том числе и арабские.
Во-вторых, эффективное ВТС с государствами Арабского Востока способствует укреплению политических и экономических позиций нашей страны в ближневосточном регионе, в том числе позволяет более успешно решать некоторые проблемы, связанные с противодействием международному терроризму, особенно в части пресечения связей между арабскими экстремистскими организациями и сепаратистами.
Несомненно, и то, что поставки вооружения арабским странам позволит поддерживать баланс сил в этом неспокойном районе мира, что будет способствовать более успешному разрешению политическими способами конфликтов между странами Ближнего Востока.
Таким образом, Россия заинтересована в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества с арабскими странами. У нас имеется большой опыт плодотворного партнерства со многими государствами региона, возможности по удовлетворению самых высоких требований к оружию и военной технике со стороны заказчиков.
1. Резолюция 2254 (2015), принятая Советом Безопасности ООН на 7588
м заседании 18 декабря 2015 года // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/443/37/PDF/N1544337.pdf?
OpenElement
2. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.12.2016. - N 49.- Ст. 6886.
3. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 50. - Ст. 7074.
4. Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской
Республике (Астана, 6 мая 2017 г.) // Официальный сайт МИД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2746041
5. Заключительное коммюнике Группы действий по Сирии (Женева, 30 июня 2012 г.) // Официальный сайт МИД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.rU/ru/maps/sy/-/asset_publisher/ 9fcjSOwMERcf/content/id/150810
6. Встреча Президента России В.В.Путина с Министром обороны
С.К.Шойгу и Министром иностранных дел С.В.Лавровым, Москва, 29 декабря 2016 года // Официальный сайт МИД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/2583915
7. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc&base=LAW&n=142236&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.402
86951356224976#09319681443573418
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом
Президента РФ 12.07.2008 N Пр-1440) (Документ опубликован не был) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc&base=LAW&n=85021&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.0749
6920455597089#006999676003306332
9. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 2.- Ст. 170. (утратил силу)
2. Литература
1. Абрамова И.О., Бессонов С.А. «Арабская весна» и трансграничная миграция // Азия и Африка сегодня. - 2012. - №6. - С.10-17.
2. Алжир заказал у России 42 «Ночных охотника» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:: http://www.russarabbc.ru/element_id=35173
3. Антюхова Е.А. Подход НАТО к урегулированию конфликтов «арабской весны»: дисс. ... канд. полит. наук. - Москва, 2016. - 254 с.
4. Арабский кризис и его международные последствия / Под общей ред. академика А.М.Васильева. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 256 с.
5. Бордачев Т.В. Новое евразийство // Россия в глобальной политике. -
2015. - №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://globalaffairs.ru/number/Novoe-evraziistvo-17754
6. Васильев А.М., Петров Н.И. Рецепты Арабской весны: русская версия.
- М.: Алгоритм, 2012. - 304 с. С. 35-97.
7. Видясова М., Гасанбекова Т. «Голубая книга» тунисских умеренных исламистов: прожектерство или коварная политическая игра? // Арабский мир в потоке событий и времени. - М: Институт востоковедения РАН, 2014. - С. 32-56.
8. Военно-техническое сотрудничество государств. Еженедельный обзор российской и зарубежной прессы. - М.: ВНИИВС, 2009. - 256 с.
9. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: основы, проблемы и перспективы. Под ред. Н.И. Калининой. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 283 с
10. Гулин В. П. Безопасность России в условиях нового миропорядка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geopolitika.narod.ru/New/ bezrus.htm
11. Гущин А. Украинский вызов для России / Гущин А., Маркедонов С., Цибулина А.; рабочая тетр. No 24/2015 / [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - 48 с.
12. Долгов Б.В. Сирийский кризис // Политическое просвещение. - 2016. - №3 (92). - С.95-103.
13. Евстафьев Д. Г. Современная американская военная политика // США в новом мире: пределы могущества. - М.: РИСИ, 1997. - 182 с.
14. Затари А. «Сделаем Египет снова великим»: зачем Каиру столько оружия // Информационный сайт «газета.ги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2018/01/11/11609900.shtml
15. Иноземцев В.Л. Осторожно, двери закрываются. Следующая санкция...// Бизнес-журнал. - 2014. - №12(225). - С.92.
16. Исаев Л.М., Шишкина А.Р. Египетская смута XXI века. - М.: Либроком, 2012. - 218 с.
17. Кто покупает нефть «Исламского государства»?. // Информационный портал «Вести» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/47615
18. Лебедева М.М. Современные глобальные проблемы мировой политики / Под ред. М.М.Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с.
19. Малышева Д. Ближневосточная турбулентность // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - №10. - С. 113-118.
20. Мамсуров Т. Д. Особенности региональной безопасности Российской Федерации // Безопасность Евразии. - 2001. - № 1. - С. 165-173.
21. Мельянцев В. Арабские страны: кризис модели развития // Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 5. - С. 17-20.
22. Мирский Г. И. Драма Арабского Востока // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 11. - С. 77-87.
23. Нартов Н. А. Геополитика / под ред. В. И. Староверова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство, 2009. - 298 с.
24. Нассасра Ю. Д. Геополитические последствия «арабской весны» для региона ближнего востока // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - 11. - С. 55-61.
25. Наумкин В.В. «Арабская весна» и глобальная международная система // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 4. - С.20-33.
26. Наумкин В.В. Исламский радикализм и внешнее вмешательство в глубоко разделенных обществах Ближнего Востока// Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка)/ под ред. В.В.Наумкина, Д.Б.Малышевой. - М.: ИВ РАН, 2015. - С. 25-52.
27. Небольсина М. ИГИЛ - угроза государствам постсоветского пространства. Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/? id 4=5667#top-content
28. Нерсисян Л. Зачем Алжиру российские «Искандеры» и «Терминаторы»? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2323053.html
29. Никитин А.И. Миротворческие операции. Введение в проблематику миротворческих операций. - М.: МГИМО, 2014. - 33 с.
30. Пересыпкин О.Г. Из дальних странствий возвратясь... - М.: Восток- Запад, 2010. - 224 с.
31. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века). - М.: ИИК «Российская газета», 2006. - 384 с.
32. Роль России в урегулировании сирийского кризиса. Досье // Информационное агентство России «ТАСС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/info/4912350
33. Россия вступила в противостояние с Китаем за Арктику // Информационный портал «РБК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/politics/04/10/2010/5703dedd9a79470ab50258b6
34. Сергею Лаврову стало не до смеха // Информационная газета «Коммерсанта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2663561
35. Сергиенко Е. Война в Африке: список, причины, история и интересные факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/artide/257080/voyna-v-afrike-spisok-prichinyi-istoriya-i- interesnyie-faktyi
36. Синчук Ю. В. Террористы понимают только язык силы // Воин России. -1998. - № 79 (октябрь). - С. 24-38.
37. Соловьев О. Дата начала наступления на Донбасс уже определена.
Информационно-аналитический портал Free News. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://free-news.su/politika/4083-data-
nastupleniya-opredelena
38. Сотрудничество Российской Федерации с Арабской Республикой Египет: возможности и ограничения / [А.М. Васильев и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - 22 с.
39. Тимофеев И. Новая предсказуемость России. Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=6754#top-content
40. Торкунов А. В. Современные международные отношения / под ред. А.
B. Торкунова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 453 с.
41. Торкунов А. Современные международные отношения. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 688 с.
42. Труевцев К.М. «Арабская весна» - ход, акторы, технология и промежуточные итоги // Полития. - 2012. - № 1(64). - С. 26-28.
43. Федорченко А.В., Крылов А.В., Торин А.И. «Арабская весна»: итоги и перспективы (круглый стол в МГИМО) // Международная жизнь. - 2012. - № 8. - С. 296-299.
44. Фененко А.В. Международная конкуренция на Ближнем Востоке: факты и тенденции // Международные процессы. - 2014. - №3(38). - C. 35-41.
45. Филатов С. Вкакие дебри завела «арабская весна». И как оттуда выбираться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/14782
46. Фролов А.В. Ближневосточные войны: ракурс XXI века // Пути к миру и безопасности. - 2015. - №2 (49).- С. 97-104.
47. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2006. - 375 с.
48. Хетагуров А. Военно-техническое сотрудничество России: государства Африки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms- market/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-gosudarstva-afriki/
49. Хренников П. «Исламское государство» прирастает Россией.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mk.ru/politics/2015/02/20/islamskoe-gosudarstvo-prirastaet- rossiey-bortnikov-nazval-kolichestvo-grazhdan-rf-voyuyushhikh-v-
irake.html
50. Экспорт российских вооружений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://topwar.ru/103935-eksport-rossiyskih-vooruzheniy-oktyabr-2016. html
51. Ягья В.С. Международные аспекты арабского кризиса // Арабский кризис и международные последствия / Под общ. ред. А.М. Васильева. Отв. ред. А.Д. Саватеев, Л.М. Исаев. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - С. 176-238.
52. Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М.: Academia, 1999. - 298 с.
53. Муваджахат аль-ирхаб // Ас-Саура. (Противостояние терроризму) // Газета «Революция». - 25 июля 2015 г. - С. 2-5.
54. «Operation Tunisia: la cyberattaqued’Anonymous aux cotes des
manifestants» // Liberation. - 2011. - 12 j anvier.
55. Barthe B. Al-Jazira. Tele revolutions // Le Monde. - 2011. - 6 mars.
56. Brzezinski Z., Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power. - Basic Books, 2012. - 212 р.
57. Can NATO React to the Arab Spring?: Democracy, Human Rights, and the Rule of Law. - Washington, 2012. - 255 р.
58. Denece E. La grande illusion des «revolutions»arabes // La face cache des revolutions arabes. - P., 2012. - P. 9-38.
59. Gardner H. NATO Expansion and US Strategy in Asia: surmounting the Global Crisis. - N.Y., 2013. - P. 134-137.
60. Haass R. The new Middle East // The Foreign Affairs, November/December 2006 ISSUE. [Electronic Resource]. - Mode of access: http://www.foreignaffairs.com/articles/62083/richard-n-haass/the-new- middle-east.
61. Haddad M. Geneseetfinalite de la «revolution du jasmin» // La face cache des revolutions arabes. - P., 2012. - Р. 44-47.
62. Kepel G. Revolutionsarabes: la tectoniquesyrienne // Le Figaro. - 2012. - 24 aout.
63. Kissinger H. World Order. - NY.: Penguin Press, 2014. - 378 р.
64. Largueche A. Cettegilfe qui n’ajamaiseu lieu...en homage a Fadia, fille de SidiBouzid // Leaders. - 2011. - 25 mai.
65. Lizin A.-M. Bahrein: reformer pour garderl’equilibre // La face cache des revolutions arabes. -P., 2012. - P. 303-307.
66. Raimbaud M. Tempete sur le grand moyen-orient. Ellipses. - Paris, 2015. - 735 р.
67. Rothkopf D. President Obama Is Wrong — The Iran Deal Is Transformational. The big question is, what is actually being transformed? // The Foreign Policy. - 2015. - 20 July. [Electronic Resource]. - Mode of access: http://foreignpolicy.com/2015/07/20/obama-is-wrong-the-iran-deal- is-transformational-israel-middle-east/
68. Said E. Orientalism. - NY: Penguin Books, 2007. - 510 p.
69. Simon B. Les nouveaux medias: du pain beni pour les ONG // B. Owen (dir) La societecivile , un cheval de Troie? - P., 2012. - P. 200-205.
70. The Arab Awakening: America and the Transformation of the Middle East / ed. by K.M. Pollack. - Washington, 2011. - 381 p.
71. Yergin D. The Quest: Energy, Security, and the Remaking of the Modern World. - NY.: Penguin Press HC, 2013. - 816 p.