Арабское направление внешней политики РФ (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект)
|
Введение 11
Глава 1. Трансформация внешней ПОЛИТИКИ РФ 17
1.1. Формирование внешней ПОЛИТИКИ РФ В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ период
1.2 Изменения внешнеполитических установок РФ В УСЛОВИЯХ глобальных ВЫЗОВОВ И угроз начала XXI века 25
Глава 2. Политические кризисы И конфликты В государствах Ближнего Востока И Северной Африки В период «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира) 39
2.1. «Арабская весна» как политический кризис: 39
причины И особенности возникновения
2.2 Развитие И последствия политических конфликтов «Арабской весны»
Глава 3. Внешняя политика РФ на Ближнем Востоке И В Северной Африке В свете событий «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира, военно-технический аспект) 61
3.1. Внешнеполитические действия РФ ПО урегулированию 61
СИРИЙСКОГО кризиса 61
3.2. Внутриполитический конфликт В Египте И ПОЗИЦИЯ РФ 76
ПО его разрешению 76
3.3. Внешнеполитические ориентиры ПОЛИТИКИ РФ В Алжире 84
Заключение 98
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ И литературы 101
1. ИСТОЧНИКИ 101
2. Литература
Глава 1. Трансформация внешней ПОЛИТИКИ РФ 17
1.1. Формирование внешней ПОЛИТИКИ РФ В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ период
1.2 Изменения внешнеполитических установок РФ В УСЛОВИЯХ глобальных ВЫЗОВОВ И угроз начала XXI века 25
Глава 2. Политические кризисы И конфликты В государствах Ближнего Востока И Северной Африки В период «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира) 39
2.1. «Арабская весна» как политический кризис: 39
причины И особенности возникновения
2.2 Развитие И последствия политических конфликтов «Арабской весны»
Глава 3. Внешняя политика РФ на Ближнем Востоке И В Северной Африке В свете событий «Арабской весны» (на примере Сирии, Египта И Алжира, военно-технический аспект) 61
3.1. Внешнеполитические действия РФ ПО урегулированию 61
СИРИЙСКОГО кризиса 61
3.2. Внутриполитический конфликт В Египте И ПОЗИЦИЯ РФ 76
ПО его разрешению 76
3.3. Внешнеполитические ориентиры ПОЛИТИКИ РФ В Алжире 84
Заключение 98
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ И литературы 101
1. ИСТОЧНИКИ 101
2. Литература
Актуальность и проблематика темы исследования. Африканский континент является одним из наиболее нестабильных регионов мира, где на протяжении многих десятилетий продолжаются военные конфликты и вспыхивают очаги напряженности. Природа большинства из них носит комплексный характер, сочетая в себе социально-политические, экономические (ресурсные), национально-этнические, территориальные и идеологические разногласия.
Вооруженные конфликты и войны в данном регионе характеризуются значительным числом жертв: за последние 40 лет в более чем 50 военных конфликтах в Африке погибло свыше 5 млн человек, 24 млн лишены крова, насчитывается 18 млн беженцев. Пожалуй, нигде в мире конфликты и войны не были представлены столь масштабно и разнообразно, как здесь.
Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке заметно обострилась после событий так называемой арабской весны 2011 года. Прокатившаяся по региону волна массовых беспорядков, народных волнений и акций протеста вызвала смену правящих режимов и разрушение государственности ряда арабских стран, в которых образовался вакуум власти и идеологии. Господствовавшие в регионе десятки лет идеи арабского социализма (национализма) и панарабизма уступили место политическому или радикальному исламу. Десятки радикальных исламистских группировок включились в борьбу за власть, ресурсы и территории.
В наиболее сложном положении оказались Сирия, Египет и Алжир, где продолжаются вооруженные конфликты и активно действуют террористические группировки исламистов.
При этом, одним из основных внешних участников событий «арабской весны», занимающим особое место в системе современной мировой политики, а также в урегулировании конфликта Ближнего Востока и
Северной Африки является Российской Федерация. В качестве основного направления своей внешней политики Российская Федерация считает внесение весомого вклада в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, поддержку коллективных усилий, направленных на нейтрализацию угроз, исходящих от международных террористических группировок, проведение последовательного курса на политико-дипломатическое урегулирование конфликтов в государствах этого региона на основе уважения их суверенитета и территориальной целостности, права самим определять свою судьбу без вмешательства извне (п.92 Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ).
Исследование арабского направления внешней политики РФ в урегулировании конфликтов, вызванных «арабской весной» на территории Сирии, Египта и Алжира позволяет установить ее актуальное состояние, выявить основные формы и методы деятельности российского государства по военно-техническому реагированию в проблемном регионе, что поможет поиску оптимальных путей разрешения как существующих, так и будущих военных конфликтов на африканском континенте.
Степень изученности темы исследования. В качестве основной проблемы данной работы диссертант рассматривает российскую внешнюю политику на Ближнем Востоке и Северной Африке (Сирии, Египет и Алжир). Следует отметить, что отдельные аспекты международных отношений на Ближнем Востоке и Северной Африке достаточно плодотворно исследуются российскими и иностранными учеными. Так, проблемам мировой политики и международных отношений в их ближневосточном и североафриканском преломлении посвящены работы М.М. Лебедевой, Г.И. Мирского, В.В. Наумкина, О.Г. Пересыпкина, Е.М. Примакова, А.В. Торкунова и др.
Существенный вклад в изучение причин, последствии и истории развития так называемой «арабской весны» в странах ближневосточного и североафриканского региона внесли А.М. Васильев, М. Видясова, Т.И. Гасанбекова, В.А. Мельянцев, Н.И. Петров и др.
Важное место занимают работы, посвященные военно-техническому сотрудничеству государств, поскольку эта сфера представляет собой не только составляющую часть внешнеполитической деятельности, но и уникальный инструмент достижения внешнеполитических целей, а также обеспечения безопасности и обороноспособности стран. Основная особенность данного инструмента выражается в наличии у государства широких возможностей в оказании прямого или косвенного влияния на характер и содержание политической, военно-технической и даже, в определенной степени, экономической политики стран-партнеров, а также на состояние и развитие военно-политической обстановки.
Среди иностранных ученых, изучавших место Ближнего Востока и Северной Африки в мировой политике и международных отношениях, можно выделить З. Бзежинского, Д. Йергина, Г. Киссинджера, Э. Саида, С. Хантингтона и экспертов-практиков, обладающих опытом работы в различных ведомствах правительства США - Д. Роткопф и Р. Хаас.
В то же время, проведенный обзор научно-исследовательской базы по данной проблематике, позволяет заключить, что в российской историографии практически отсутствуют систематические открытые труды, отражающие историю и особенности военно-технических связей и отношений РФ, и стран Ближнего Востока и Северной Африки (Сирии, Египта и Алжира).
Цель работы заключается в проведении всестороннего анализа арабского направления внешней политики РФ (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выявлении места российского государства в разрешении конфликта «Арабская весна».
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
1) рассмотреть формирование внешней политики РФ в постбиполярный период;
2) проанализировать изменения внешнеполитических установок РФ в условиях глобальных вызовов и угроз начала XXI века;
3) охарактеризовать причины и особенности возникновения политического кризиса «Арабская весна»;
4) определить развитие и последствия политических конфликтов «Арабской весны»;
5) изучить внешнеполитические действия РФ по урегулированию сирийского кризиса:
6) изучить внутриполитический конфликт в Египте и показать позицию РФ по его разрешению;
7) раскрыть внешнеполитические ориентиры политики РФ в Алжире.
Хронологические рамки работы представлены временным диапазоном, охватывающим период с 2000 по 2018 г., нижняя граница которого обусловлена приходом к власти в РФ президента Владимира Путина, а верхняя - определяется событиями «арабской весны».
Методологическую основу исследования составили общенаучные (индукции и дедукции, системный, анализ и синтез, логический) и access: http://www.foreignaffairs.com/artides/62083/iichard-n-haass/the-new-middle-east.
специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический) методы, которые позволили представить заявленную проблематику в виде некой системы, характеризующейся противоречиями и напряженностью, определив в ней характерные черты арабского направления внешней политики РФ в 2000-2018 гг.
Объектом исследования выступает внешнеполитическая стратегия РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Предметом исследования явились основные подходы реализации внешней политики РФ в арабском направлении, связанные с урегулированием конфликтов, вызванных событиями «арабской весны» (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Источниковая базу исследования составляют документы по внешней и оборонной безопасности Российской Федерации; официальные выступления глав дипломатических ведомств, отражающие официальную позицию соответствующих государств по вопросам ведения политики в странах арабского мира; выступления и речи официальных представителей различных государств по вопросам использования вооруженной силы в Сирии, Египте, Алжире и в ряде иных арабских государств, а также документы ООН, имеющие отношение к урегулированию конфликта, возникшего в ходе протестных движений «арабской весны».
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка проведения комплексного анализа современной внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выраженная в ее подходах и практической деятельности к урегулированию политических конфликтов именно в странах, охваченных событиями «арабской весны»; охарактеризованы последствия ведения военно-политических действий в странах Ближнего Востока и Северной Африки для российского государства; а также подходы РФ, направленные на урегулирование конфликта в арабском направлении на основе идей обеспечения международной, региональной и национальной безопасности.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в рамках данного исследования осуществлено углубленное понимание военно-технического аспекта реализации внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира) с учетом событий, «арабской весны», что может послужить основой выработки высшими органами государственной власти России действенной политики внешней безопасности, направленной на урегулирование конфликтов в различных регионах мира, конфликтная обстановка в которых напрямую влияет на безопасность нашего государства. Материалы исследования могут быть также использованы при чтении лекций по теории и истории международных отношений и мировой политике, специальных курсов по внешней политике России в региональных войнах и локальных конфликтах в других регионах мира.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на два и три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Вооруженные конфликты и войны в данном регионе характеризуются значительным числом жертв: за последние 40 лет в более чем 50 военных конфликтах в Африке погибло свыше 5 млн человек, 24 млн лишены крова, насчитывается 18 млн беженцев. Пожалуй, нигде в мире конфликты и войны не были представлены столь масштабно и разнообразно, как здесь.
Ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке заметно обострилась после событий так называемой арабской весны 2011 года. Прокатившаяся по региону волна массовых беспорядков, народных волнений и акций протеста вызвала смену правящих режимов и разрушение государственности ряда арабских стран, в которых образовался вакуум власти и идеологии. Господствовавшие в регионе десятки лет идеи арабского социализма (национализма) и панарабизма уступили место политическому или радикальному исламу. Десятки радикальных исламистских группировок включились в борьбу за власть, ресурсы и территории.
В наиболее сложном положении оказались Сирия, Египет и Алжир, где продолжаются вооруженные конфликты и активно действуют террористические группировки исламистов.
При этом, одним из основных внешних участников событий «арабской весны», занимающим особое место в системе современной мировой политики, а также в урегулировании конфликта Ближнего Востока и
Северной Африки является Российской Федерация. В качестве основного направления своей внешней политики Российская Федерация считает внесение весомого вклада в стабилизацию обстановки в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, поддержку коллективных усилий, направленных на нейтрализацию угроз, исходящих от международных террористических группировок, проведение последовательного курса на политико-дипломатическое урегулирование конфликтов в государствах этого региона на основе уважения их суверенитета и территориальной целостности, права самим определять свою судьбу без вмешательства извне (п.92 Указа Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ).
Исследование арабского направления внешней политики РФ в урегулировании конфликтов, вызванных «арабской весной» на территории Сирии, Египта и Алжира позволяет установить ее актуальное состояние, выявить основные формы и методы деятельности российского государства по военно-техническому реагированию в проблемном регионе, что поможет поиску оптимальных путей разрешения как существующих, так и будущих военных конфликтов на африканском континенте.
Степень изученности темы исследования. В качестве основной проблемы данной работы диссертант рассматривает российскую внешнюю политику на Ближнем Востоке и Северной Африке (Сирии, Египет и Алжир). Следует отметить, что отдельные аспекты международных отношений на Ближнем Востоке и Северной Африке достаточно плодотворно исследуются российскими и иностранными учеными. Так, проблемам мировой политики и международных отношений в их ближневосточном и североафриканском преломлении посвящены работы М.М. Лебедевой, Г.И. Мирского, В.В. Наумкина, О.Г. Пересыпкина, Е.М. Примакова, А.В. Торкунова и др.
Существенный вклад в изучение причин, последствии и истории развития так называемой «арабской весны» в странах ближневосточного и североафриканского региона внесли А.М. Васильев, М. Видясова, Т.И. Гасанбекова, В.А. Мельянцев, Н.И. Петров и др.
Важное место занимают работы, посвященные военно-техническому сотрудничеству государств, поскольку эта сфера представляет собой не только составляющую часть внешнеполитической деятельности, но и уникальный инструмент достижения внешнеполитических целей, а также обеспечения безопасности и обороноспособности стран. Основная особенность данного инструмента выражается в наличии у государства широких возможностей в оказании прямого или косвенного влияния на характер и содержание политической, военно-технической и даже, в определенной степени, экономической политики стран-партнеров, а также на состояние и развитие военно-политической обстановки.
Среди иностранных ученых, изучавших место Ближнего Востока и Северной Африки в мировой политике и международных отношениях, можно выделить З. Бзежинского, Д. Йергина, Г. Киссинджера, Э. Саида, С. Хантингтона и экспертов-практиков, обладающих опытом работы в различных ведомствах правительства США - Д. Роткопф и Р. Хаас.
В то же время, проведенный обзор научно-исследовательской базы по данной проблематике, позволяет заключить, что в российской историографии практически отсутствуют систематические открытые труды, отражающие историю и особенности военно-технических связей и отношений РФ, и стран Ближнего Востока и Северной Африки (Сирии, Египта и Алжира).
Цель работы заключается в проведении всестороннего анализа арабского направления внешней политики РФ (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выявлении места российского государства в разрешении конфликта «Арабская весна».
Цель исследования предопределила решение следующих задач:
1) рассмотреть формирование внешней политики РФ в постбиполярный период;
2) проанализировать изменения внешнеполитических установок РФ в условиях глобальных вызовов и угроз начала XXI века;
3) охарактеризовать причины и особенности возникновения политического кризиса «Арабская весна»;
4) определить развитие и последствия политических конфликтов «Арабской весны»;
5) изучить внешнеполитические действия РФ по урегулированию сирийского кризиса:
6) изучить внутриполитический конфликт в Египте и показать позицию РФ по его разрешению;
7) раскрыть внешнеполитические ориентиры политики РФ в Алжире.
Хронологические рамки работы представлены временным диапазоном, охватывающим период с 2000 по 2018 г., нижняя граница которого обусловлена приходом к власти в РФ президента Владимира Путина, а верхняя - определяется событиями «арабской весны».
Методологическую основу исследования составили общенаучные (индукции и дедукции, системный, анализ и синтез, логический) и access: http://www.foreignaffairs.com/artides/62083/iichard-n-haass/the-new-middle-east.
специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительно-исторический) методы, которые позволили представить заявленную проблематику в виде некой системы, характеризующейся противоречиями и напряженностью, определив в ней характерные черты арабского направления внешней политики РФ в 2000-2018 гг.
Объектом исследования выступает внешнеполитическая стратегия РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Предметом исследования явились основные подходы реализации внешней политики РФ в арабском направлении, связанные с урегулированием конфликтов, вызванных событиями «арабской весны» (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект).
Источниковая базу исследования составляют документы по внешней и оборонной безопасности Российской Федерации; официальные выступления глав дипломатических ведомств, отражающие официальную позицию соответствующих государств по вопросам ведения политики в странах арабского мира; выступления и речи официальных представителей различных государств по вопросам использования вооруженной силы в Сирии, Египте, Алжире и в ряде иных арабских государств, а также документы ООН, имеющие отношение к урегулированию конфликта, возникшего в ходе протестных движений «арабской весны».
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка проведения комплексного анализа современной внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира, военно-технический аспект), выраженная в ее подходах и практической деятельности к урегулированию политических конфликтов именно в странах, охваченных событиями «арабской весны»; охарактеризованы последствия ведения военно-политических действий в странах Ближнего Востока и Северной Африки для российского государства; а также подходы РФ, направленные на урегулирование конфликта в арабском направлении на основе идей обеспечения международной, региональной и национальной безопасности.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в рамках данного исследования осуществлено углубленное понимание военно-технического аспекта реализации внешней политики РФ в арабском направлении (на примере Сирии, Египта и Алжира) с учетом событий, «арабской весны», что может послужить основой выработки высшими органами государственной власти России действенной политики внешней безопасности, направленной на урегулирование конфликтов в различных регионах мира, конфликтная обстановка в которых напрямую влияет на безопасность нашего государства. Материалы исследования могут быть также использованы при чтении лекций по теории и истории международных отношений и мировой политике, специальных курсов по внешней политике России в региональных войнах и локальных конфликтах в других регионах мира.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на два и три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Таким образом, анализ арабского направления внешней политики РФ позволил нам прийти к выводу, что военно-техническое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки традиционно играет одну из ключевых ролей в контексте расширения геополитического присутствия России в регионе. В 2011-2017 гг. на страны региона пришлись около 36% оборонного экспорта. Алжир, Египет, Сирия входят в число крупных и значимых клиентов российского оборонно-промышленного комплекса.
В настоящее время спектр военно-технического сотрудничества России с арабскими государствами довольно широк: это поставки на экспорт современных образцов авиационной техники и вооружения, комплексов ПВО, артиллерийских систем, бронетанковой техники, военно-морского вооружения, боеприпасов и стрелкового оружия, оказание содействия в налаживании ремонта и модернизации российских образцов вооружения и военной техники для сухопутных войск, ВВС и ВМС на территории иностранных государств, а также ряд других направлений.
Важное место в военных связях со странами Арабского Востока занимает подготовка военных кадров различного профиля и уровня в российских военно-учебных заведениях. В настоящее время российские военные специалисты постоянно работают в Алжире, Сирии, Египте, а по мере необходимости выезжают и в некоторые другие арабские страны.
Периодически происходит обмен военными делегациями. Министры обороны и начальники генеральных штабов целого ряда арабских государств являются частыми гостями российской столицы. При этом в ходе их визитов одно из важнейших мест отводится переговорам по вопросам развития военно-технического сотрудничества с РФ. Положение дел в сфере военно-технического сотрудничества также занимает видное место в ходе визитов Россию высших государственных деятелей арабских государств и их переговоров с президентом РФ В. В. Путиным.
К числу крупных получателей российского оружия относится Алжир. В настоящее время алжирское командование принимает меры, направленные на улучшение положения дел в военной авиации. В первую очередь, они предусматривают обновление самолетного парка национальных ВВС. И здесь главное место отводится закупкам авиационной техники в России. Проводятся работы с участием российских специалистов по оценке технического состояния и метрологическому обслуживанию контрольно-измерительной аппаратуры зенитных ракетных комплексов (ЗРК), созданию в Алжире ремонтной базы и центров сервисного обслуживания для ранее поставленной военной техники советского и российского производства.
Одним из давних партнеров нашей страны в сфере военно-технического сотрудничества является Сирия. Несмотря на трудности объективного и субъективного характера, спад в двусторонних военных связях в 1990-е гг., в настоящее время Сирия, как никогда заинтересована в развитии широкомасштабного военно-технического сотрудничества с Россией, о чем неоднократно заявлялось высшим сирийским руководством.
В реализации задач национального военного строительства Сирия продолжает рассчитывать на содействие со стороны России. Ведь до 90% оружия сирийской армии — советского и российского производства.
Египет был первым покупателем советского оружия в арабском мире и в течение многих лет оставался его главным потребителем в ближневосточном регионе. Однако после отхода в 1970-х гг. тогдашнего президента А. Садата от курса на сотрудничество с СССР связи в военной области были прерваны, а Египет стал ориентироваться на военно-техническое сотрудничество с США.
Ставший в 1981 г. президентом АРЕ Хосни Мубарак стал проводить более сбалансированную внешнюю политику. Начали, хотя и в небольших размерах, восстанавливаться ВТС с нашей страной.
В настоящее время, египетская сторона выступает за дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Россией. Но пока наши связи носят в целом ограниченный характер и сводятся в основном к поставкам запчастей для полученной ранее техники и вооружению, проведению ряда мероприятий, связанных с ее модернизацией. Египетские военнослужащие обучаются в военно-учебных заведениях РФ.
В целом, мы приходи к выводу, что военно-техническое сотрудничество с арабскими государствами является полезным и выгодным для России. Во-первых, Ближний Восток остается емким и перспективным рынком для военной продукции различного предназначения. Стабильные поставки российского оружия и военной техники дают возможность загружать производственные мощности отечественного ВПК, получать столь необходимые стране финансовые средства, часть из которых можно и нужно направлять на проведение НИОКР по созданию новых видов вооружений как для российской армии, так и для экспорта в другие страны, в том числе и арабские.
Во-вторых, эффективное ВТС с государствами Арабского Востока способствует укреплению политических и экономических позиций нашей страны в ближневосточном регионе, в том числе позволяет более успешно решать некоторые проблемы, связанные с противодействием международному терроризму, особенно в части пресечения связей между арабскими экстремистскими организациями и сепаратистами.
Несомненно, и то, что поставки вооружения арабским странам позволит поддерживать баланс сил в этом неспокойном районе мира, что будет способствовать более успешному разрешению политическими способами конфликтов между странами Ближнего Востока.
Таким образом, Россия заинтересована в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества с арабскими странами. У нас имеется большой опыт плодотворного партнерства со многими государствами региона, возможности по удовлетворению самых высоких требований к оружию и военной технике со стороны заказчиков.
В настоящее время спектр военно-технического сотрудничества России с арабскими государствами довольно широк: это поставки на экспорт современных образцов авиационной техники и вооружения, комплексов ПВО, артиллерийских систем, бронетанковой техники, военно-морского вооружения, боеприпасов и стрелкового оружия, оказание содействия в налаживании ремонта и модернизации российских образцов вооружения и военной техники для сухопутных войск, ВВС и ВМС на территории иностранных государств, а также ряд других направлений.
Важное место в военных связях со странами Арабского Востока занимает подготовка военных кадров различного профиля и уровня в российских военно-учебных заведениях. В настоящее время российские военные специалисты постоянно работают в Алжире, Сирии, Египте, а по мере необходимости выезжают и в некоторые другие арабские страны.
Периодически происходит обмен военными делегациями. Министры обороны и начальники генеральных штабов целого ряда арабских государств являются частыми гостями российской столицы. При этом в ходе их визитов одно из важнейших мест отводится переговорам по вопросам развития военно-технического сотрудничества с РФ. Положение дел в сфере военно-технического сотрудничества также занимает видное место в ходе визитов Россию высших государственных деятелей арабских государств и их переговоров с президентом РФ В. В. Путиным.
К числу крупных получателей российского оружия относится Алжир. В настоящее время алжирское командование принимает меры, направленные на улучшение положения дел в военной авиации. В первую очередь, они предусматривают обновление самолетного парка национальных ВВС. И здесь главное место отводится закупкам авиационной техники в России. Проводятся работы с участием российских специалистов по оценке технического состояния и метрологическому обслуживанию контрольно-измерительной аппаратуры зенитных ракетных комплексов (ЗРК), созданию в Алжире ремонтной базы и центров сервисного обслуживания для ранее поставленной военной техники советского и российского производства.
Одним из давних партнеров нашей страны в сфере военно-технического сотрудничества является Сирия. Несмотря на трудности объективного и субъективного характера, спад в двусторонних военных связях в 1990-е гг., в настоящее время Сирия, как никогда заинтересована в развитии широкомасштабного военно-технического сотрудничества с Россией, о чем неоднократно заявлялось высшим сирийским руководством.
В реализации задач национального военного строительства Сирия продолжает рассчитывать на содействие со стороны России. Ведь до 90% оружия сирийской армии — советского и российского производства.
Египет был первым покупателем советского оружия в арабском мире и в течение многих лет оставался его главным потребителем в ближневосточном регионе. Однако после отхода в 1970-х гг. тогдашнего президента А. Садата от курса на сотрудничество с СССР связи в военной области были прерваны, а Египет стал ориентироваться на военно-техническое сотрудничество с США.
Ставший в 1981 г. президентом АРЕ Хосни Мубарак стал проводить более сбалансированную внешнюю политику. Начали, хотя и в небольших размерах, восстанавливаться ВТС с нашей страной.
В настоящее время, египетская сторона выступает за дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества с Россией. Но пока наши связи носят в целом ограниченный характер и сводятся в основном к поставкам запчастей для полученной ранее техники и вооружению, проведению ряда мероприятий, связанных с ее модернизацией. Египетские военнослужащие обучаются в военно-учебных заведениях РФ.
В целом, мы приходи к выводу, что военно-техническое сотрудничество с арабскими государствами является полезным и выгодным для России. Во-первых, Ближний Восток остается емким и перспективным рынком для военной продукции различного предназначения. Стабильные поставки российского оружия и военной техники дают возможность загружать производственные мощности отечественного ВПК, получать столь необходимые стране финансовые средства, часть из которых можно и нужно направлять на проведение НИОКР по созданию новых видов вооружений как для российской армии, так и для экспорта в другие страны, в том числе и арабские.
Во-вторых, эффективное ВТС с государствами Арабского Востока способствует укреплению политических и экономических позиций нашей страны в ближневосточном регионе, в том числе позволяет более успешно решать некоторые проблемы, связанные с противодействием международному терроризму, особенно в части пресечения связей между арабскими экстремистскими организациями и сепаратистами.
Несомненно, и то, что поставки вооружения арабским странам позволит поддерживать баланс сил в этом неспокойном районе мира, что будет способствовать более успешному разрешению политическими способами конфликтов между странами Ближнего Востока.
Таким образом, Россия заинтересована в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества с арабскими странами. У нас имеется большой опыт плодотворного партнерства со многими государствами региона, возможности по удовлетворению самых высоких требований к оружию и военной технике со стороны заказчиков.
Подобные работы
- Военно - техническое сотрудничество стран Ближнего Востока с Российской Федерацией в постбиполярную эпоху
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



