Совершенствование системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета)
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Общая характеристика профессионального обучения в высших
образовательных организациях 8
1.2 Актуальные проблемы системы подготовки бакалавров по
направлению профессионального обучения 15
1.3 Современные методики совершенствования подготовки бакалавров
профессионального обучения 21
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КАЗАНСКОГО ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) 30
2.1 Краткая характеристика образовательной деятельности 30
2.2 Анализ содержания качества подготовки студентов по направлению
профессионального обучения 35
2.3 Мониторинг оценки качества подготовки бакалавров направления
44.03.014 Профессиональное обучение (по отраслям) 47
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 59
3.1 Проблемы подготовки бакалавров по направлению
профессионального обучения 59
3.2 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию подготовки
бакалавров направления профессионального обучения (по отраслям) 64
3.3 Социальный и учебный эффект от предложенных рекомендаций.. .69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание подготовки будущих педагогов в педагогических вузах России определяется в первую очередь требованиями общества, уровнем развития педагогики как науки, спецификой педагогической деятельности в современном мире. Педагогическое образование ставит своей целью обеспечение готовности выпускника к передаче культуры, теоретических и практических знаний, его умений моделировать и проектировать вариативные способы различной деятельности.
Сегодня экономика России, а вместе с ней и рынок труда находятся в режиме постоянного, колоссального изменения, а современное образование подвергается непрерывному совершенствованию. Возникает большая необходимость в высококвалифицированных, работоспособных кадрах. В связи с этим потребность в педагогах профессионального обучения на сегодняшний день довольно высока и стабильна. Однако стоит всегда учитывать, что спрос, в том числе и на рынке труда, весьма изменчив. Поэтому, несмотря на большую потребность в педагогах профессионального обучения, система подготовки бакалавров по данному направлению, как и все остальные, нуждается в своевременном совершенствовании и соответствии современным требованиям системы образования.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в необходимости совершенствования системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения. В связи с возрастающим спросом на организации среднего профессионального обучения, возникает огромная нехватка педагогов профессионального обучения. Выпускники данной специальности должны не просто соответствовать современным требованиям образовательных стандартов и рынка труда, они обязаны уметь постоянно интегрировать и даже идти на шаг вперед, регулярно повышая свою квалификацию, с целью быть именно востребованным и современным специалистом.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.
Предмет исследования: система подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения.
Цель: разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета).
Для разработки рекомендаций поставленной цели выпускной квалификационной работы были определены следующие задачи:
1. Изучить характеристику и провести теоретико-методологический анализ проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения;
2. Проанализировать содержание качества подготовки бакалавров
профессионального обучения;
3. Провести мониторинг оценки качества подготовки бакалавров направления 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям);
4. Разработать предложения по совершенствованию подготовки бакалавров направления профессионального обучения.
Новизна исследования заключается в проведении анализа современных потребностей и возможностей совершенствования подготовки бакалавров по направлению подготовки профессиональное обучение (на примере ФГАОУ ВО Елабужский институт К(П)ФУ), выявлении основных проблем, препятствующих совершенствованию подготовки бакалавров профессионального обучения.
Данный вопрос изучается еще со времен появления высших учебных организаций, а на сегодняшний день совершенствование системы подготовки студентов профессионального обучения (по отраслям) требует особого внимания, так как рынок труда имеет множество различных вакансий по данному направлению. Но как показала практика выпускников предыдущих выпускников, все же возникают проблемы при трудоустройстве, особенно у бакалавров самых первых выпусков.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные труды специалистов в области педагогики и экономики, таких как: Бурцева.Л.П, И.В. Нигматуллина и В.А. Федоров, Н.В.Третьякова и др.
Различные аспекты исследования проблем становления и развития системы профессионально-педагогического образования в России представлены в работах В.А. Федорова и Третьяковой.Н.В. Их анализ в работе «Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация» дает представление о том, как происходило становление, какие закономерности, принципы и традиции характеризуют профессионального педагогического образования, каковы тенденции его развития [40, 93-119с.]
Людмила Петровна Бурцева в своей работе «Методика профессионального обучения» рассматривает обобщенный теоретический материал по организации процесса профессионального обучения в современных условиях, а также разрабатывает комплекс заданий, направленных на формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения [17, 149-160с.].
Ирина Владимировна Нигматуллина в работе «Игра как метод интерактивного обучения» изучает теоретические подходы к построению современных образовательных концепций, изучает актуальные направления реформирования и модернизации зарубежного образования, тенденции и особенности его развития на современном этапе, освещает современные подходы к подготовке педагогических кадров за рубежом.[29, 201-210с]
Анализ научной литературы позволил зафиксировать тот факт, что проблема подготовки профессионально-педагогических кадров как самостоятельной сферы педагогического образования вызывала в последние десятилетия интерес у значительной части отечественных исследователей. Многие ученые обращались к исследованию процесса подготовки педагогов профессионального обучения в системе высшего педагогического образования (В.И. Андреев, Г.А. Герцог, Е. А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова, В.А. Сластенин, В.Г.Ярков, А.В. Ястребов и др.). В частности Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова, характеризуя проблему подготовки бакалавров профессионального обучения, констатируют необходимость совершенствовать содержание обучения, научно-методическое его сопровождение [19, 5-33с.].
В последнее время динамично обсуждается проблема подготовки педагогов профессионального обучения в условиях сетевого взаимодействия вузов и профессиональных образовательных организаций. Сетевое взаимодействие как инструмент качественной подготовки профессионально-педагогических кадров и инновационная идея анализируется в исследованиях Г.А. Герцог, Е.А. Гнатышиной, Е.А.Садыриным [18, 294-296с.], М.В. Потапова,Н.В. Уварина, Н.О.Яковлева [32, 27-33с.]
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретических подходов по совершенствования подготовки бакалавров профессионального обучения на примере ЕИ КПФУ.
Практическая значимость определяется в возможности использования результатов исследования в дальнейшем совершенствовании подготовки бакалавров направления профессионального обучения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: содержания, введения, трех глав, списка использованной научной литературы и приложений. В теоретической части была дана общая характеристика профессионального обучения в высших образовательных организациях на основе научной литературы, а также работ выдающихся специалистов в области педагогики и экономики, рассмотрены наиболее актуальные проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения, а также современные методики по совершенствованию подготовки бакалавров. Практическая часть содержит в себе характеристику образовательной деятельности Елабужского Института К(П)ФУ, анализ содержания направления профессионального обучения, а также научное исследование среди студентов и выпускников направления подготовки 44.03.01 Профессиональное обучение (по отраслям) факультета Экономики и Управления Елабужского института К(П)ФУ. В третьей части работы были сформулированы основные проблемы подготовки бакалавров направления профессионального обучения на основе проведённого исследования, разработаны рекомендации по совершенствованию подготовки бакалавров профессионального обучения и предложены наиболее эффективные мероприятия по совершенствованию подготовки бакалавров направления профессионального обучения в Елабужском институте К(П)ФУ.
Необходимость в высококвалифицированных педагогах НПО и СПО, а также необходимость постоянного совершенствования подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения обусловили актуальность тематики исследования и ее неоспоримую практическую значимость. В соответствии с выявленной проблемой исследования ВКР были обозначены цель, а также разработаны задачи для их успешного достижения.
Целью данной ВКР стала разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального Государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального Университета). Исходя из поставленной цели, были определены 4 задачи для разработки рекомендаций поставленной цели выпускной квалификационной работы:
1. Изучить характеристику и провести теоретико-методологический анализ проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения;
2. Проанализировать содержание качества подготовки бакалавров профессионального обучения;
3. Провести мониторинг оценки качества подготовки бакалавров направления
44.04.4 Профессиональное обучение (по отраслям);
4. Разработать предложения по совершенствованию подготовки бакалавров направления профессионального обучения.
Поставленные задачи ВКР были выполнены, цель успешно достигнута.
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета является ведущим учебным заведением в Северо - Восточной части Республики Татарстан. Профессорско -преподавательский состав института позволяет подготовить к будущей работе высококвалифицированных специалистов в своих областях, помимо этого сами преподаватели не перестают учиться, повышая категории и защищая научные труды на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Университет активно занимается продвижением своей деятельности, привлекает новых партнеров по сотрудничеству для организации учебного процесса студентов.
В выпускной квалификационной работе приведена организация системы подготовки бакалавров направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и система совершенствования ее образовательного процесса в Елабужском институте КФУ.
Совершенствование системы подготовки бакалавров - важнейший фактор эффективности основной деятельности высшей образовательной организации.
Выполненные исследования успеваемости студентов 3 и 4 курсов направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) факультета экономики и управления показали, что в целом с каждым годом и с каждым новым потоком студентов успеваемость повышается, что говорит о плодотворной работе института в сфере совершенствований.
Однако стоит отметить, мониторинг качества предоставляемого образования среди бакалавров и студентов данного направления показал, что недочеты в области подготовки бакалавров направления профессионального обучения все же существуют. Исследования показали, что основными проблемами являются: тяжёлый адаптационный период студентов на первом курсе первого семестра обучения. Об этом говорит низкая успеваемость, а также результаты проведенного опроса. Также были отмечены такие проблемы, как: несовершенство балльно-рейтинговой системы в вузе, низкая
практико-ориентированность направления подготовки, нежелание педагогов использовать современные методики преподавания, нежелание студентов участвовать в жизни института, а также нежелание студентов активно участвовать в научно-исследовательской работе факультета. Отсюда недовольство педагогического состава низкой отдачей от студентов и взаимное недовольство от студентов, что занятия не проходят на должном уровне.
Исходя из выявленных в ходе исследования проблем, был разработан ряд предложений по совершенствованию подготовки бакалавров направления подготовки профессионального обучения в Елабужском институте К(П)ФУ: перенос мероприятий первокурсников на второй семестр обучения, постепенный ввод студентов в активную жизнь института, работа с психологом, разработка четкого плана написания научно-исследовательских работ на протяжении всего обучения, внедрить практическое сотрудничество с НПО и СПО с целью большей практико-ориентрованности подготовки бакалавров, а также перспективы дальнейшего трудоустройства.
На сегодняшний день Елабужский институт КФУ решает государственные задачи, направленные на формирование единства культурного и образовательного пространства, развитие приоритетных направлений в науке и производстве. Проведенный анализ подготовки бакаавров направления 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) факультета экономики и управления в системе высшего образования Елабужского института КФУ показал, что для достижения большей эффективности учебно- воспитательного процесса существует потребность в разработке методических рекомендаций по совершенствованию теоретических и практических занятий, а также подхода к подготовке современных педагогов. Модернизация системы высшего образования требует совершенствования старых и поиска новых методов, средств и форм обучения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что организация учебного процесса в Елабужском институте КФУ в целом соответствует требованиям ФГОС ВО. Однако всегда есть моменты, требующие доработки, динамика возрастания успеваемости студентов, а также возрастания успеваемости с каждым новым потоком студентов говорит о том, что руководство института движется в правильном направлении. А уровень подготовки бакалавров направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) на факультете экономики и управления с каждым новым годом и потоком становится только лучше, что говорит о высокой квалификации и профессионализме педагогического состава факультета и института в целом.
Улучшение образовательного процесса решает широкий круг образовательных проблем, направленных на повышение эффективности системы высшего образования.
I. Нормативно - правовые акты:
1. «Всеобщая декларация прав человека»(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6- ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 92 «Государственная аккредитация образовательной деятельности»
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7—ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О некоммерческих организациях"
6. Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. № 653 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования»
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. N 1085 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 № 69 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
9. Устав ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 13 июля 2015 г. № 714
10. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Утверждено решение ученого совета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» протокол от 29.09.2015 г. №6)
11. Лицензия на осуществление образовательной деятельности КФУ от 22.09.2015 № 1664
12. Приказ Минобрнауки России от 22.01.2013 №22 о переименовани филиала
13. Приказ № 01—06/383 от 01.09.2011 «О филиале КФУ в г. Елабуга»
II. Научная и учебная литература:
14. Баграмянц Н.Л. Проблемы и перспективы современного
профессионального образования как динамической системы. /
Н.Л. Баграмянц, М.Л. Ивлеева. - Известия МГТУ «МАМИ», 2012. - 340345 с.
15. Батурин В. К. Философия образования для России. / В. К. Батурин. - М.: Вузовский Учебник, 2013. - 212 с.
16. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема / Т.Н. Бочкарёва // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8, №1. - 18-31 с
17. Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения : учеб. пособие / Л.П. Бурцева. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. - 149-160 с.
18. Герцог Г.А., Гнатышина Е.А., Садырин В.В. Мониторинг в образовательном процессе вуза: опыт теоретико-эмпирического анализа проблемы управления качеством профессиональной подготовки кадров [Текст]: коллективная монография - М.: ИКЦ «Академкнига», 2011. - 294296 с.
19. Герцог Г.А., Е.А. Гнатышина, Н.А. Пахтусова Проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Е.А. Гатышиной, Н.В. Увариной, В.А. Белевитина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. Пед. ун-та, 2014. - С.5 -33.
20. Дербенева.И.А. Актуальные проблемы высшего профессионального образования сотрудников ФСИН России: Монография / Дербенева И.А., Меньшакова Н.Н., Нафиков Д.Г. - Пермь:Пермский институт ФСИН России, 2014. - 150-162 с
21. Еремина С.Н. Правовое регулирование труда работников образовательных организаций высшего образования. Монография. / С.Н. Еремина. - Ростов- на-Дону: Издательство ЮФУ, 2013. - 124 с
22. Жураковский В. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения. / В. Жураковский, И. Фёдоров. - Высшее образование в России - №1, 2016. - 3 - 14 с.
23.Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5-10.
24. Капранова.В.А История педагогики: Учебное пособие / Капранова В.А., - 4-е изд., испр. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2015. - 230-240 с
25. Карнаух Н.В. Подготовка преподавателей высшей школы в дореволюционной России: Учебное пособие / Карнаух Н.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 238 с
26. Климов А.А. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. / А.А. Климов, В.В. Галкин, Д.С. Зуева. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2016. - 104с.
27. Левшина В.В. Система качества вуза. Монография. / В.В. Левшина. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 270-280 с
28. Мандель Б.Р. Профессионально-ориентированное обучение в современном вузе / Мандель Б.Р. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 270 с.
29. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения/ Нигматуллина И.В. - М.: Издательство «Прометей» - М, 2018. - 201-210с.
30.Осипов М.Ю. Правовые процессы в системе высшего образования. Монография. / М.Ю. Осипов. - М.: РИОР, 2015. - 347 с
31. Подлесных В.И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы). Монография. / В. И. Подлесных - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2016. - 168-188 с
32. Потапова М.В., Уварина Н.В., Яковлева Н.О. Сетевое взаимодействие как фактор успешной профессиональной социализации молодых специалистов - выпускников педагогического университета //Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании [Текст]: сборник материалов Всеросс.науч.-практ. Конф. с междунар.участ.18-19 февраля 2015 г., Челябинск - Екатеринбург / под ред.В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной и др. - Челябинск: СИМАРС, 2015. - С.27-
33.
33. Пугач В. Н. Качество образования: приглашение к размышлению. Монография. / В. Н. Пугач, К. А. Кирсанов, Н. К. Алимова. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2012. - 312 с.
34. Ракитская О.Н. Профессиональное мышление преподавателя вуза: диагностика и возможности развития: Учебное пособие / Ракитская О.Н. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 140-153 с
35. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения. Монография. / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2014.227 с.
36. Репьев Ю.Г. Модернизация высшего образования в России: мифы и реальность. / Ю.Г. Репьев. - Высшее образование сегодня - №4, 2017.- 24 - 29 с
37. Романов Е.В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России. Монография. / Е.В. Романов - М.: НИЦ ИНФРА- М,
2016. - 208-302с
38. Серякова С.Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография / Серякова С.Б. - М.:Прометей, 2016. - 164 с.
39. Уварина Н.В. Особенности управленческой компетенции руководителя в системе профессионально-педагогического образования //Вестник Учебнометодичесого объединения по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос проф.-пед.ун-та, 2015. Вып.1 (48). 233 с.
40. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация / Федоров В.А., Третьякова Н.В // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 93-119.
41. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. / Хеннер Е.К. - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 191 с.
42.Чепурнова Н. М. Правовое обеспечение инновационных процессов в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации. Монография. / Н. М. Чепурнова, С. А. Кочерга. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2012. - 183 с.
43.Чернявский А.Г. История образования и педагогической мысли. Том 1. История. Монография. / А.Г. Чернявский, Л.Ю. Грудцына, Д.А. Пашенцев. - М. : ИНФРА - М, 2017. - 264 с.
44. Шайденко Н.А. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебное пособие / Шайденко Н.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 87-100с
45. Швацкий, А.Ю. Психологические условия развития профессиональной педагогической деятельности : монография / А.Ю. Швацкий. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2015. - 173-176 с.
III. Электронные ресурсы:
46. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Елабужского института КФУ. - Режим доступа: http://www.kpfu.ru/elabuga, свободный. (Дата обращения: 03.06.2019)
47. [Электронный ресурс] / Кесаева Р.Э., Бязрова Т.Т., Кантемирова- Канукова Г.А. Модернизация системы высшего профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9- 6.С. 1339-1342. Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35066, свободный (Дата обращения: 03.06.2019)
48. [Электронный ресурс]/ Сборник вузов России. - Режим доступа: http://vuzoteka.ru, свободный. (Дата обращения: 03.06.2019)
49. [Электронныйресурс]/Высшая школа экономики. Режим доступа: https://www.hse.ru , свободный. (Дата обращения: 03.06.2019)
50. [Электронный ресурс]/ Положение о Елабужском институте (филиале) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Режим доступа:
https://kpfu.ru/portal/docs/F927656690/Polozhenie.Elabuzhskogo.instiutta11.03. 2013_0.1.1.67_06_38_13_Gafurov_I.R._Merzon_E.E.pdf, свободный. (Дата обращения: 03.06.2019)