Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы реализации регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие о региональном компоненте в дошкольной образовательной организации 6
1.2. Реализация регионального компонента в дошкольной образовательной организации 11
1.3. Особенности реализации регионального компонента в соответствии с учётом ФГОС дошкольной организации в основной образовательной программе 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации 24
2.1. Выявление уровня сформированности знаний дошкольников о
родном крае 24
2.2. План работы по реализации регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации 30
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента исследования 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 60
Региональный компонент - это одно из звеньев содержания педагогического процесса, отражающее национальную и региональную специфику культуры, исключительные потребности и круг интересов в сфере образования населения страны в качестве определенного субъекта федерации. Назначение регионального компонента - сохранение и развитие региональных культурных традиций и особенностей с помощью образования, а также обеспечение дошкольников системой знаний о родном крае.
Дошкольный возраст является периодом, когда формируются начальные представления об окружающем мире, поэтому важно своевременно прививать детям правильное отношение к тому, с чем он соприкасается. Содержание регионального компонента образования отображает историко-культурный потенциал региона, что позволяет использовать его для формирования личности ребенка [34, с. 18].
Задачу формирования начальных национально-культурных компетенций дошкольников эффективно могут решать только высокопрофессиональные педагоги. Профессиональная компетентность в сфере регионального компонента рассматривается как система компетенций, проявляемая в способности профессионально решать проблемы и задачи, связанные с организацией и осуществлением образовательной деятельности [18, с. 109].
В помощь педагогам в работе с дошкольниками и организации деятельности, направленной на развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка были разработаны новые стандарты дошкольного образования, именуемые ФГОС ДО. Новые стандарты направляют содержание образования перенятие ценностей общества, усвоение его нравственных норм, на развитие навыков коммуникации, эмоциональной чуткости, чувства коллективизма, на формирование чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Вследствие того, что данная тема недостаточно разработана, она рассматривается как актуальная на сегодняшний день.
Цель исследования: изучить возможности регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации, как средство формирования дошкольников о Родном крае.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме использования регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации;
2) выявить исходный уровень сформированности знаний дошкольников о родном крае средствами реализации регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации;
3) разработать и апробировать план по формированию знаний дошкольников о родном крае средствами регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации;
4) опытно-экспериментальным путём выявить эффективность плана по формированию знаний дошкольников о родном крае средствами регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс реализации регионального компонента в основной образовательной программе (формирование знаний дошкольников о родном крае).
Предмет исследования: основная образовательная программа как средство реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации (формирование знаний дошкольников о Родном крае).
Гипотеза исследования: уровень знаний дошкольников о родном крае повысится в случае реализации регионального компонента в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в основной образовательной программе.
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ научной литературы по изучаемой
проблеме.
2. Эмпирический: эксперимент, тестирование, беседа.
3. Математическая обработка знаний: количественный и качественный анализ исследования.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по проблеме исследования - Д.Д. Данилова, Р.Ю. Стрелова, О.А. Шамигулова, Е.В. Чудинова, Л.М. Цветова, А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, Н.В. Иванова и др.
Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов исследования в повышении эффективности разностороннего развития ребёнка. Статья по теме исследования опубликована в издании «Молодой ученый» №22 (260) в мае 2019 года.
Этапы исследования:
I этап - выбор темы исследования, изучение ее в теории и практике;
II этап - составление программы опытно-исследовательской работы;
III этап - обработка результатов исследования и составление методических рекомендаций для воспитателей, родителей и специалистов, работающих с дошкольниками, на основе полученных результатов.
База исследования: МБДОУ «Граховский детский сад». В исследовании приняли участие 44 дошкольника. Из них: 22 дошкольника из экспериментальной и 22 дошкольника из контрольной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Дошкольный возраст - это период, который является благоприятным для формирования у ребенка не только знаний о родном крае, но и патриотических чувств к Родине. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте ребенок отличается восприимчивостью, обучаемостью и способностью активно реагировать на окружающие явления.
Формирование у воспитанников знаний об истории и культуре родного края является сложным педагогическим процессом, требующим высокой квалификации воспитателя и его готовности реализовать региональный компонент при проведении образовательной и воспитательной деятельности.
Но реализация регионального компонента в ООП дошкольной образовательной организации требует комплексной работы, внедрения новых методик, проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Зачастую региональный компонент вводится в систему образования и воспитания дошкольников недостаточно, что обусловило необходимость проведения данного исследования, целью которого явилось изучение возможности регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации.
В теоретической части исследования мы отметили, что региональный компонент - это часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.
В процессе проведенного исследования были раскрыты понятия о региональном компоненте в педагогической теории и практике, а также изучены особенности реализации регионального компонента в соответствии с учётом ФГОС ДОО. Кроме этого, были изучены особенности реализации регионального компонента в ДОО.
Мы отметили, что основными направлениями деятельности ДОО по реализации регионального компонента являются: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
В ходе исследования нами был выявлен исходный уровень сформированности знаний дошкольников о родном крае.
Итоговые результаты позволили распределить всех детей по двум уровням сформированности знаний о родном крае: низкому и среднему.
Далее нами была разработана и апробирована программа по реализации регионального компонента в ДОО.
Обучение проводилось фронтально и по подгруппам с учетом индивидуальных возможностей детей. Занятия были тесно связаны с их повседневной жизнью.
В сетку занятий они были включены под названиями следующих блоков: «Как живешь, родной край?», «Мир родной природы», «Кто мы и откуда», «О тех, кто обо всем пишет», «Мир прекрасного», «Мы играем», «Нам весело». Это были занятия различного вида (ознакомление с явлениями общественной жизни, природой, художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и разнообразных форм организации обучения (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Их количество по видам определено в примерном учебном плане. Кроме этого, материал частично интегрируется в другие виды учебной деятельности и занятий.
По итогам исследования нами были разработаны рекомендации по внедрению регионального компонента:
- организовать региональное образование на основе программ,
содержащих системные знания;
- комплексно сочетать различные виды деятельности ребенка;
- создать условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учитывать специфику организации и построения педагогического процесса с обязательным включением всех его участников - детей, педагогов и родителей;
- использовать формы и методы, направленные на развитие эмоций и чувств.
Наше психолого-педагогическое исследование показало, что воспитание отношения к родному краю крайне важно для формирования морального облика дошкольника. Этому способствует закрепление представлений ребенка о нравственных ценностях, его осознание моральных норм, а также формирование таких качеств, как отзывчивость, любопытство, гордость, уважение к истории и культуре своего края, своей страны. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по введению регионального компонента в педагогическую деятельность дошкольного образовательного учреждения.
1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. М.: Книга - Пресс, 2015. 77 с.
2. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. Елец: Сфера, 2014. 12 с.
3. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста / Под ред. П.Р. Иванова. - М.: Словис, 2013. 374 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Протос, 2012. 368с.
5. Волокитина М.Н. Проблема обучения в ДОО. М.: Новинка, 2015.
311с.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. //Электрон. дан. Режим доступа URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=vygotsky_ss-v- 6tt_t6_1984&bookhl (дата обращения 15.03.2019)
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. //Электрон. дан. Режим доступа URL:
http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml (дата обращения 15.03.2019)
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения //Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.twirpx.com/file/1184448/ (дата обращения 15.03.2019)
9. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского
развития. //Электрон. дан. Режим доступа URL:
https://studfiles.net/preview/5129660/page:26/ (дата обращения 15.03.2019)
10. Галигузова Л.И. Знания дошкольника об окружающем мире // Вопросы психологии. 2015. №10. С.77-79.
11. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 2016. №9. С. 93-95.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Профит, 2015. 266 с.
13. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
342 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 259 с.
15. Дьяченко О.М. Развитие знаний об окружающем мире у дошкольников. М.: Пресса-М, 2015. 355 с.
16. Дусавицкий А.К. Региональный компонент в ДОУ. М.: Фосса, 2015.
285 с.
17. Запорожец А.В. Дошкольная педагогика и психология. М.: Протос, 2015. 486 с.
18. Колечко В.В. Педагогические условия организации занятий о родном крае. М.: Мирра, 2014. 231 с.
19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. Минск: Пралеска, 2013. 297 с.
20. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Сфера, 2014. 190 с.
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Мирра, 2013. 292 с.
22. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Протос, 2012.
271 с.
23. Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка. М.: Протос, 2015. 489с.
24. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. СПб.: Нева, 2013. 511 с.
25. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология дошкольников. М.: Итос+, 2013. 325с.
26. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Сфера, 2014. 478с.
27. Мухина В.С. Усвоение социального опыта дошкольником. М.: Мирра, 2014. 281 с.
28. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. М.: Словис, 2013. 282 с.
29. Региональный компонент: система обучения и воспитания / Под ред. С.А. Козлова. М.: Оликс, 2014. 159 с.
30. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Профит, 2013. 296 с.
31. Особенности формирования знаний о природе родного края / Под. ред. И.М. Светловой. М.: ТЦ Сфера, 2014. 288 с.
32. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Психология и образование. 2015. № 8. С. 40-57.
33. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Протос, 2016. 377 с.
34. Программа и методика развития знаний о родном крае: Спецкурс / под ред. Ж.Д. Марининой. М.: Профит, 2014. 63 с.
35. Развитие знаний об окружающем мире: метод. рекомендации / под ред. Я.З. Неверович. - М.: Протос, 2016. 287с.
36. Развитие представлений о городе и гербе: метод. пособие / Под ред. Ю.Б. Титовой. М.: Пресса-М, 2014. 289 с.
37. Развитие знаний об окружающем мире у дошкольника: метод. рекомендации / под. ред. Л.Н. Кагармановой. М.: Словис, 2013. 259 с.
38. Развитие представлений о флоре и фауне у дошкольников: метод. пособие / под ред. А.З. Николаевой. М.: Кросс-РОМ, 2013. 196 с.
39. Репина Т.А. Особенности развития ребенка-дошкольника в ДОУ. М.: Итос+, 2014. 288 с.
40. Рояк А.А. Особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Пресса-М, 2014. 298 с.
41 . Рояк А.А. Организация развивающей среды в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 2016. №7. С.109-111.
42. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: ДомЪ, 2013. 217 с.
43. Сапогова Е.Е. Психологические особенности детей 6-7 лет. М.: Протос, 2015. 286 с.
44. Система воспитания и развития дошкольников: метод.
рекомендации / под ред. А.В. Михайлец. М.: Русфонд, 2013. 261 с.
45. Стрелова О.Ю. Региональный компонент в образовательном процессе ДОО. М.: ИЦА, 2013. 244 с.
46. Хрестоматия по детской психологии: учебное пособие / под ред. Г.В. Бурменской. М.: Сфера, 2014. 296 с.
47. Цукерман Г.П. Краеведческий материал: работа с дошкольниками. Томск: Букинист, 2013. 132 с.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Свет, 1989.
456 с.
49. Эльконин Д.Б. Актуальные вопросы исследования периодизации психического развития в детстве // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М.: ВИНПЦППО, 1971. 579 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.