ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия власти и бизнеса в России 8
§ 1. Сущность взаимоотношений власти и МСБ, основы их взаимодействия в РФ 8
§2. Модели взаимодействия власти и бизнеса в регионах России 20
Глава 2: Эволюция взаимодействия власти и МСБ в Республике Татарстан 31
§1. Правовая база и её влияние на взаимодействия власти и бизнеса в России и Республике Татарстан 31
§2. Взаимодействие власти и МСБ при президентстве М. Ш. Шаймиева 41
§3. Взаимодействие власти и МСБ при президентстве Р. Н. Миниханова 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Проблема наиболее актуальна для РФ, так как новый актор в социально-политической жизни страны - бизнес - возник не так давно, в начале 1990-х годов. Россия в настоящее время продолжает развиваться по принципам экспортно-сырьевой модели. В подобный период развития возникли новая политическая элита, класс миллионеров и чиновников. Но понятно, что за три десятилетия РФ растеряла достаточное количество сырьевого потенциала, её технологический уровень производства. Путь преодоления сырьевой ориентации экономики, перехода страны к инновационному пути развития лежит в развитии партнерских отношений между властью и бизнесом. Главная цель таких взаимоотношений состоит в том, что власть и бизнес, объединив свои ресурсы, смогли бы вывести регионы РФ и Россию в целом на устойчивое развитие, решить задачи социально-экономической модернизации общества. Также опыт России показал, что такие механизмы управления, как административные и институциональные, утратили свою результативность. В числе отрицательных проявлений можно выделить: коррупцию, олигархию и лоббизм интересов. При взаимоотношении власти и бизнеса выстраивается двухсторонняя связь, которая определяется, с одной стороны тем, что экономическое развитие страны способствует открытию новых возможностей для ведения бизнеса, а с другой стороны, власть выстраивает определенные границы для развития предпринимательской деятельности в стране, которые все же далеки от благоприятных.
Особенно остро эта тенденция проявляется на региональном уровне. Поэтому в настоящее время наиболее актуальной считается проблема поиска путей развития между региональной государственной властью и региональным бизнесом. Конкретные действия для благоприятного развития малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) - ответственность, заслуга и позиция властей на региональном уровне, а именно готовность местных муниципалитетов поддерживать МСБ, отстаивать их права и интересы. Более того, МСБ взаимодействует именно с региональной политический властью, таким образом, конкретный регион выступает ареной взаимодействия региональной политической власти с МСБ, здесь заложены основы взаимоотношений этих акторов, а также здесь возникают основные проблемы, конфликты и пути их решений. Кейс Республики Татарстан, начиная с середины 2000-х годов, воспринимался как пример лучшей практики в российских условиях в плане управления экономическим развитием региона. В РТ сложился особый предпринимательский климат: федеральные и международные инвестиции, действия политической элиты, открытая экономическая зона, сниженные риски ведения бизнеса за счет республиканских программ, удачный поиск многообразных форм взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение взаимодействия власти и бизнеса пришло к нам из-за рубежа. Следует отметить, что зарубежные ученые по понятным причинам внесли большой вклад в развитие изучения взаимоотношений бизнеса и власти в России - за рубежом интерес к изучаемой проблеме возник раньше. Взаимоотношения акторов в зарубежной литературе изучали такие классики социологических наук, как М. Вебер, К. Маркс, И. Шумпетер. Они заложили основные подходы к самой проблеме предпринимательства во взаимоотношениях с властью. Беккер Г., Робинсон М., Фридман М - теоретики-неолибералы, отстаивающие необходимость контроля со стороны государства, так как есть в подобных взаимоотношениях возникают функции, которые может решить только государственная власть (государственное регулирование). Некоторые западные исследователи изучали особенности взаимодействия власти с «теневой» экономикой в СССР; стоит отметить К. Симиса, П. Боттке, Г. Андерсона. Ч. Фэрбенкс и С. Фортескью изучали формирование бизнес-элиты в РФ и коррупционную связь между властью, бизнесом и криминалом в 90-е годы прошлого столетия. В РФ данная тема поднимается такими отечественными исследователями, как Афанасьев В. Я., Расторгуев С. В., Шохин А. Н., Ясин Е. Г, Янин О. Е., Зудин А. Ю . общая тенденция которых состоит в изучении сложностей взаимоотношений власти и бизнеса с учетом появления совершенного нового бизнес-актора в стране. Также стоить отметить ряд авторов, акцентирующих внимание на возросший интерес к изучению проблемы GR в России: Майоров Р. А. , Дегтярев А. А., Шатилов А. Б., Закиров А. Р . Многие исследовали в РФ изучают взаимодействие власти и бизнеса на региональном уровне в сравнительном аспекте: Никитаева А. Ю., Лапина Н. Ю., Гомыдов Н. С. или отдельных регионов. Например, изучением взаимодействия региональной власти и бизнеса в Республике Татарстан занимаются Игнатьев Н. П. (поддержка и развитие МСБ в РТ), Матасов М. В. (взаимодействие крупного бизнеса с республиканской политической элитой).
Объект исследования. Практика взаимодействия государственной власти и представителей МСБ в Республике Татарстан с конца 80-х годов прошлого столетия по настоящее время.
Предмет исследования. Влияние политических институтов, функционирующих в РТ, на динамику характера и тенденций взаимодействия власти и бизнеса.
Цель данного исследования. Выявить генезис и эволюцию взаимодействия власти и бизнеса (среднего и малого) в Татарстане с учетом эволюции подобных отношений с момента распада Советского Союза.
Данная цель реализуется путем выполнения следующих задач:
1) Изучить феномен взаимодействия власти и МСБ с момента появления бизнеса как актора в РФ, а также проследить реакцию населения на подобные взаимодействия;
2) Проанализировать правовое регулирование, как основную функцию государства, и основные законодательные нормативы РФ и РТ, контролирующие взаимодействие власти и МСБ;
3) Выделить основные этапы развития взаимоотношения между государственной властью и МСБ в РФ;
4) Рассмотреть основные модели взаимодействия власти и бизнеса в регионах РФ;
5) Определить адаптацию моделей взаимоотношений власти и бизнеса в РФ к условиям РТ;
6) Выявить основные направления действий власти РТ для развития МСБ в республике с конца 80-х годов прошлого столетия.
Методы исследования. В настоящем исследовании использовались общенаучные методы: исторический подход при анализе исторического взаимодействия власти и бизнеса, способствующий наиболее детальному раскрытию особенностей взаимодействия власти и бизнеса с начала 80-х годов как в РФ, так и в РТ; метод анализа и синтеза при изучении основных моделей взаимодействия власти и бизнеса в регионах РФ помог определить основные теоретические модели взаимодействия и их интерпретацию на реалии РФ и региона; метод анализа документов при изучении нормативно-правовых актов РФ и РТ в частности; методы описания и обобщения материалов исследования при рассмотрении взаимодействия власти и МСБ в РТ, а также институциональный метод при изучении основных площадок для взаимодействия власти с МСБ. Частно-научный метод кейс-стади как один из основных методов исследования при изучении кейса РТ.
Научно-практическая значимость исследования. Выпускная квалификационная работа раскрывает особенности формирования и функционирования государственной политики в отношении МСБ в России. Рассмотрен опыт РТ как одного из передового региона в РФ по созданию институциональной площадки для открытого взаимодействия власти с предпринимателями. Результаты исследования позволяют выделить плюсы подобных диалогов, а также обратить внимание на проблемы малых предприятий.
В настоящей работе была попытка достигнуть основной цели данного исследования, а именно - необходимость выделить особенности взаимодействия республиканской государственной власти с представителями МСБ в РТ с учетом эволюционного развития подобных отношений с конца прошлого столетия. Решая изначально поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам.
Для начала, проследив истоки возникновения взаимодействия государственной власти с представителями бизнеса в основных политических идеологиях, мы отметили особенности зарождения этих взаимоотношений в РФ, а также отразили необходимость взаимодействия между вышеуказанными субъектами в настоящий момент.
Отмечая необходимость вмешательства государственной власти в дела бизнеса, выделили одну из основных функций государства, которая заключается в создании нормативно-правовой базы для контроля за взаимодействиями между властью и бизнесом. В результате подобных взаимоотношений создается своеобразный баланс между свободным предпринимательством с одной стороны, и правовым регулированием с другой, который позволяет выстраивать в РФ партнерские отношения между представителями власти и бизнеса.
Проследив историю развития взаимоотношений между властью и бизнесом в РФ и конкретно в РТ, а также выделив основные модели взаимодействия, еще раз отметили актуальность изучения взаимодействий акторов на региональном уровне.
Отражая основные модели взаимодействия между государственной властью и бизнесом в регионах РФ, отметили, что партнерская модель, которая заключается в постоянном и результативном взаимодействии между субъектами для решения общих проблем и развития региона в целом, является наиболее привлекательной для развития регионов РФ и России в целом.
Рассмотрев основной кейс настоящего исследования Татарстан, как один из передовых регионов РФ, стоит отметить, что при всей сложности вхождения в бизнес-элиту РТ без, так называемой, «приближённости» к политической элите, можно выделить продуктивное взаимодействие государственной власти с крупным бизнесом, сложившееся уже в начале пути их взаимодействий.
Также стоит отметить действия власти в отношении МСБ, которая заключается в том, что власть создает возможности для функционирования МСП в Татарстане. Формируются и функционируют различные программы, в которых любой предприниматель может получить ответы на вопросы и/или поддержку со стороны государственной власти.
Главное, чего необходимо достичь в диалоге между республиканской властью и МСБ РТ - баланса их отношении. Их отношения должны быть выгодны обеим сторонам развития. Власть не должна сжимать руки у горла МСБ, не давая развиваться предпринимателям. В свою очередь, предприниматели должны уметь балансировать в открытой конкурентной среде, взаимодействуя как между собой, так и с крупными региональными предприятиями, а также представителями власти.
Принципы, регулирующие взаимодействия между республиканской властью и бизнесом, должны быть ориентированы на развитие диалога между ними и развитие экономической ситуации в РТ в перспективе.
Исходя из этого, можно выделить следующие особенности взаимодействия власти и МСБ в РТ:
• отсутствие жесткой централизации во властных руках по вопросам развития предпринимателей в РТ;
• децентрализованное принятие совместных решений;
• плюрализм мнений и принимаемых решений во взаимоотношениях бизнес-акторов между собой, а также с представителями власти;
• привлечение инвестиций за пределами Республики;
• стремление к созданию партнерской модели взаимодействия между акторами;
• активное участие МСБ в важных вопросах развития и функционирования предпринимательства в Республике;
• взаимодействия МСБ с властными структурами, а также совместные действия республиканских властей с предпринимателями для развития экономической ситуации в РТ в целом.
Во многом ситуация в Татарстане складывается таким образом, что остается много дыр во взаимоотношениях власти и бизнеса, множество предпринимателей, не выдерживая конкуренции в бизнес-среде, обанкрочиваются и перестают функционировать. Часто конкурировать приходится с крупным бизнесом в одной сфере развития.
Молодые предприятия в первый год функционирования могут обанкротиться также из-за постоянного контроля со стороны государственных структур, бумажной волокиты или налоговых служб.
Все это обращает внимание на то, что сложившаяся ситуация в регионе ещё далека от идеальной, диалог между властью и бизнесом может развиваться и дальше для создания благоприятного функционирования обоих акторов, развития предпринимательства в РТ, улучшения экономической ситуации и рост социального благополучия населения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при плодотворное взаимодействии государственной власти с бизнес-структурами даже на региональном уровне, эти отношения приведут к партнерской модели взаимодействия, увеличению совместных решений задач региона, его развитию, что в перспективе может привести к развитию социально-экономических отношений в стране, улучшению экономики России.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. М.: Маркетинг, 2001 - 39 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года
№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/, свободный.
Проверено 25.05.19.
3. Указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении
государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» / [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/9005972. свободный. Проверено 25.05.19.
4. Конституция Республики Татарстан / [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://constitution. garant.ru/region/cons tatar, свободный. Проверено
25.09.19.
5. Закон РТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Республике Татарстан» / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/legal info/newz/business.htm, свободный.
Проверено 25.05.19.
6. Указ Президента Республики Татарстан «О Совете по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан» / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sovet.tatarstan.ru/upload/iblock/eba/laws 73022.pdf. свободный. Проверено 25.05.19.
Монографии и научные статьи:
7. Агарков, Г.А. Бизнес и государство: актуальные проблемы
взаимодействия / Г. А. Агарков, В. В. Зыков // Экономика региона. - 2010. - № 1. - С. 172-176.
8. Аношкин, А. Н. Возрождение и динамика развития малого бизнеса в России / А. Н. Аношкин // Современная конкуренция. - 2014. - №1. - С. 80-86.
9. Атоян, Т. Г. Взаимодействие российской власти и бизнеса в условиях санкций / Т. Г. Атоян, А. П. Кошкин // Власть. - 2015. - № 1. - С. 200-206.
10. Вазиева, Р. И. Взаимодействие власти и бизнеса в Республике Татарстан / Р. И. Вазиева, Н. В. Шуленина, // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2013. - №1. - С. 108-118.
11. Вертакова, Ю. В. Оценка влияния конкурентной среды на эффективность стратегического управления развитием малого предприятия: методология и практика / Ю. В. Вертакова // Экономика. Социология. Менеджмент. - 2015. - № 2. - С. 31-36.
12. Габов, А. В. Тенденции и проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса / А. В. Габов // Журнал российского права. - 2015. - №1. - С. 13-23.
13. Гаман-Голутвина, О. Ф. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции / О. Ф. Г аман-Г олутвина // Полис. Политические исследования. - 2004. - №2. - С. 6-19.
14. Глаголев, С. Н. Бизнес и власть: актуальные проблемы
взаимодействия / С. Н. Глаголев, В. В. Моисеев - М.: Директ-Медиа, 2014. - 420 с.
15. Гришаков, А. В. Власть и бизнес в Российской Федерации: анализ взаимодействия / А. В. Гришаков // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 11. - С. 82-86.
16. Дегтярев, А. А. Учет взаимосвязи циклической динамики «внешней» и «внутренней» среды работы бизнес-организаций в современной GR- менеджменте / А. А. Дегтярев, М. Д. Бондарев, А. С. Тетерюк // Вестник МГИМО-Университета. - 2018. - №1 (58). - С. 63-93.
17. Закиров, А. Р. GR-стратегия: этапы реализации / А. Р. Закиров // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». - 2017. - №4. - С. 115-124.
18. Зудин, А. Ю. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений / А. Ю. Зудин // Неприкосновенный запас. - 2006. - №6. - С. 49-55.
19. Ивченко, С. В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. В. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева; под ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.
20. Киварина, М. В. Основные формы взаимодействия властных и предпринимательских структур / М. В. Киварина // Проблемы экономики и менеджмента. - 2013. - №12. - С. 81-85.
21. Курбатова, М. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса / М. Курбатова // Вопросы экономики. — 2005. — № 10. — С. 119-125.
22. Лапина, Н.Ю. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации / Н. Ю. Лапина, А. Е. Чирикова - Москва: РАН ИНИОН, 1999. - 192 с.
23. Матасов, М. В. Опыт эффективного взаимодействия власти и крупного бизнеса в регионе (на примере ОАО «КАМАЗ») / М. В. Матасов // Власть. - 2012. - №11. - С. 117-121.
24. Мирошниченко, И. В. Практика политического представительства корпоративного бизнеса на региональном уровне / И. В. Мирошниченко, С. А. Фомин // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - №1. - С. 31-48.
25. Мочальников, В. Н. Современные тенденции развития партнерства власти и бизнеса / В. Н. Мочальников // Вестник Института экономики РАН. - 2008. - № 2. - С. 170-182.
26. Петров, Н., Титков, А. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник / Н. Петров, А. Титков - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 439 с.
27. Плотников, В. А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства / А. В. Плотников // Экономика и управление. - 2009. - №
10. - С. 23-26.
28. Расторгуев, С. В. Взаимоотношения политической власти и бизнеса
в современной России: модели и тенденции достижения баланса /
С. В. Расторгуев. - М.: Научная библиотека РАНХиГС, 2014. - 590 с.
29. Сайбель, Н. Ю., Ескевич, О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России / Н. Ю. Сайбель, О. В. Ескевич // Экономический вестник ЮФО - 2007. - № 5. - С. 92-97.
30. Сайбель, Н. Ю., Каширская, О. О. Особенности взаимодействия бизнеса и власти в условиях кризиса в России / Н. Ю. Сайбель, О. О. Каширская // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 496-500.
31. Салагаев. А. Л., Сергеев. С. А. Региональная элита Республики Татарстан: структура и эволюция / А. Л. Салагаев, С. А. Сеогеев // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз - 2013. - № 2. - С. 49-61.
32. Солодова, Е.П. Взаимодействие государства и субъектов малого предпринимательства / Е. П. Солодова // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 2. - С. 16-20.
33. Халилов, Т. М. Стратегии политического взаимодействия государства и бизнес-структур в современной России / Т. М. Халилов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №6. - С. 193-198.
34. Шатилов, А. Б. GR для малого и среднего бизнеса / А. Б. Шатилов, Д. С. Вечернин, А. С. Никитин, С. Н. Муляр. М.: Проспект, 2016. - 125 с.
35. Шохин, А. Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / А. Н. Шохин - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
352 с.
36. Юдкевич, М Ночь, которая решила судьбу Шаймиева / М. Юдкевич // Вечерняяя Казань - 2005. - №4. - С. 5-11.
37. Яковлев, А. А. Элитный консенсус и экономическое развитие региона: опыт Республики Татарстан / А. А. Яковлев, С. А. Макаров, В. С. Погодаев // Экономическая политика - 2018. - № 1. - С. 180-217.
38. Ясин, Е.Г. Бремя государства и экономическая политика / Е. Г. Ясин // Вопросы экономики. - 2002. - № 11. - С. 6-15.
Учебники и учебные пособия:
39. Российская политическая регионалистика: учебное пособие для студентов / М. Х. Фарукшин, О. И. Зазнаев, В. А. Беляев и др. - Казань: Отечество, 2011. - 264 с.
Электронные материалы
40. Андреев А., Галеева Е, Платонов О. «Рустам Минниханов: «Власть иногда живет в своем миру, а люди - в другой реальности!» / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/330985. свободный. Проверено: 25.05.19.
41. Бизнес и власть: откровенный разговор / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bv.tatarstan.ru/#about. свободный. Проверено 25.05.19.
42. Бизнес-форум «Взгляд в будущее» / [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://expertrt.ru/meroprivativa/biznes-forum-vzglvad-v-budushhee.html.
свободный. Проверено 25.05.19.
43. Бунич, А Российское правительство должно вернуться в Российскую экономику / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://politcom.ru/3874.html. свободный. Проверено 25.05.19.
44. Взаимоотношения «власть — бизнес — общество»: современное состояние, проблемы и перспективы / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://all-politologiia.ru/knigi/vlast-biznes-obshestvo-v-regionax-nepravilnii- treugolnik/vzaimootnosheniva-vlast-biznes-obshhestvo-sovremennoe-sostovanie- problemy-i-perspektivv. свободный. Проверено 25.05.19.
45. «Взгляд в будущее — 2017»: на площадке форума подвели итоги работы индустриальных парков / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://realnoevremva.ru/galleries/2125. свободный. Проверено 25.05.19.
46. «Взгляд в будущее» - форум предпринимателей для предпринимателей / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tatar- inform.ru/news/2017/09/14/572036/. свободный. Проверено 25.05.19.
47. Власть переменилась! / [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://chelnv-week.ru/2010/02/vlast-peremenilas-2/. свободный. Проверено:
25.05.19.
48. Есть ли возможность заработать на селе? / [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/421980. свободный.
Проверено 25.05.19.
49. Как в Татарстане идет диалог бизнеса и власти? / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/313655. свободный. Проверено 25.05.19.
50. Камахина, Ю. Как Тимур Нагуманов и бизнес Татарстана вернул власть в реальность / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sntat.ru/ekonomika/48640-kak-timur-nagumanov-i-biznes-tatarstana-vernul- vlast-v-realnost. свободный. Проверено 25.05.19.
51. Лаишевцы обозначили проблемы по ведению бизнеса с
уполномоченным Тимуром Нагумановым / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tatar-inform.ru/news/2019/04/05/647349/. свободный.
Проверено 25.05.19.
52. Молодые бизнесмены Татарстана / [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://kazan.dk.ru/wiki/molodve-biznesmenv. свободный. Проверено
25.05.19.
53. О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9024308. свободный. Проверено 25.05.19.
54. О Совете по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан / [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //sovet.tatarstan.ru/about/. свободный. Дата обращения: 25.05.19.
55. Послание Президента Российской Федерации от 08. 07. 2000 / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22401, свободный. Проверено 25.05.19.
56. Предложения, содержащиеся в послании Президента Республики
Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан / [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //gossov.tatarstan.ru/evenrs 1 /prezident/2016/,
свободный. Проверено 25.05.19.
57. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: «Мы поставили задачу к
2010 году довести долю малого и среднего бизнеса в ВРП до 30%» / [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //ivf.tatarstan.ru/rus/index .htm/news/30619.htm, свободный. Проверено
25.05.2019.
58. Стратегия «Татарстан-2030» 2.0: надежд на заграницу больше нет? /
[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.business-
gazeta.ru/article/404681, свободный. Проверено 25.05.19.
59. Татарстан - 2030: стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tatarstan2030.ru/, свободный. Проверено 25.05.19.
60. Татарстан 2030: стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://i.tatarstan2030.ru/, свободный. Проверено: 25.05.19.
61. Топ-100 деловой элиты Т атарстана по итогам первого квартала 2018
года / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.business-
gazeta.ru/article/377503, свободный. Проверено 25.05.19.
62. Туровский, Р. Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социальнополитические последствия. Итоговый аналитический доклад. / Р. Туровский [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://politcom.ru/8474.html, свободный. - Проверено 25.05.19.
63. Фабрика предпринимательства / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bizfabrika.ru/, свободный. Проверено 25.05.19.
64. Фокин, В. Особенности отношений бизнеса и власти в России /
[Электронный ресурс] Режим доступа: http: //intertrends .ru/twenty/012. htm,
свободный. Проверено 25.05.19.
65. Через 10 лет мы сможем, как в Швеции, позволить себе работать по 6 часов, а не по 12 - 15 / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/322198, свободный. Проверено 25.05.19.